Мусульманка в современном обществе. Опасная привычка современной мусульманки

Образ и жизнь мусульманской девушки .Современная мусульманка — какая она?

Редакция информационного интернет-портала Шубино-Видео.ру побывала в Московском Исламском

Институте (МИИ).

Нам удалось поприсутствовать на одной из лекций и пообщаться со студенткой 3 курса —Гульнур Хасяновой .

- Ассаляму Алейкум,Гульнур!расскажите пожалуйста о себе,откуда вы родом?

Ваалейкум Ассалям.Я родилась и выросла в Москве в татарской семье.
Мои родители являются выходцами из села Шубино,Нижегородской области.

- Кто Вы по профессии и какое у Вас образование?

По образованию я бухгалтер-экономист,работала инженером и в данный момент получаю второе высшее образование в МИИ.

- Как Вы пришли к Исламу?

Как и большинство этнических мусульман,наша семья придерживалась общепринятых ,но глубокое
понимание пришло позже.
Часто люди обращаются ко Всевышнему в результате сложных жизненных ситуаций.
В моей жизни все было прекрасно,Альхамду Лилях,однако чего-то не хватало.
В своё время,ещё детьми,благодаря моей маме,мы с моим родным братом получили начальное исламское образование в медресе при Соборной мечети г.Москвы.
Тогда мы были маленькими и для нас это было больше как развлечение,а более серьезное отношение к Исламу
пришло в возрасте 23 лет,после прослушивания в интернете проповеди Шамиля Аляутдинова .

- А что в его проповеди произвело на Вас такое сильное впечатление?

- Что за событие?

Во время проведения праздничного мероприятия ,проводился розыгрыш поездки в Умру(малый хадж)
к святым местам Мекки и Медины.По воле Всевышнего одна из трех путевок досталась моему брату.

Есть Хадис, где говорится,что если ты сделаешь шаг навстречу Аллаху, Он сделает десять шагов..

Марат решил подарить эту путевку папе.А я решила воспользоваться моментом и поехать вместе с ним,оставалось
только скопить нужную сумму,что и получилось сделать к дате поездки, Альхамду Лилях.
Эта поездка произвела на меня неизгладимое впечатление.


- Давайте поговорим о Вашей учебе.Что Вас сподвигло к обучению в Исламском институте?

После моего возвращения из Умры,мне,как и моему брату,хотелось получать как можно больше исламских знаний.
Поэтому мы, вдохновившись, пошли учиться в медресе при Мемориальной мечети на Поклонной горе и параллельно
учились в медресе при Исторической мечети г.Москвы.
Но и этого мне показалось недостаточно,хотелось более глубоко и основательно изучать Ислам.
Так я решила поступить в институт.

- Какие учебные дисциплины преподают в Исламском институте?

Помимо религиозных предметов-Таджвид,Фикх,Хадисоведение,Тафсир и других,у нас есть и общеобразовательные
дисциплины,такие как:русский,английский,арабский языки,философия,экономика,психология и педагогика,история и другие предметы.

- Интересно учиться институте?

Да,очень.Нам дают не просто знания,а учат думать и анализировать.
В институте учатся студенты разных национальностей,культур и возрастов,что безусловно делает обучение еще более
увлекательным и интересным.

- Кем можно работать после окончания института?

Мужчины могут быть имамами и преподавателями исламских наук.
Женщины-преподавателями.Самое главное,что человек,в процессе обучения приобретает знания для себя.

- Есть ли у Вас семья,дети?

Нет,я не замужем.

- А каким должен быть Ваш будущий муж и какой национальности?

Для меня все национальности равны,но так как я сама татарка,своего будущего мужа,хотела бы видеть тоже татарином,но,главное конечно же его религиозность.Хотелось бы чтобы он совершал ежедневный пятикратный намаз,
соблюдал пост и делал это осознанно,а не ради «показухи»,обладал высокой нравственностью.
Немаловажный момент для всех мусульманок ,он должен понимать,что на нем лежит ответственность
за содержание и защиту своей семьи.

- Носите ли Вы хиджаб?

- Как давно?

То что это обязанность мусульманки и то что,рано или поздно, я его надену,я знала всегда,
это был просто вопрос времени и страха,как к этому отнесется семья,окружение,коллеги по работе.
И когда я, наконец, решилась надеть хиджаб,к моему удивлению,коллеги по работе,которые не являются мусульманами,
не только не удивились,но отнеслись положительно и сказали,что платок мне очень к лицу.

- Как здорово у Вас все складывается Ма Ша Аллах.Вы и на работе намаз читаете?

Да,сейчас я работаю с мусульманами и с этим нет проблем,а когда я работала среди немусульман,для того,
чтобы совершать намаз вовремя, я написала заявление на имя генерального директора с просьбой выделить
мне помещение для совершения обязательной молитвы,которое было благополучно утверждено службой безопасности,
начальником отдела кадров,исполнительным и генеральным директором.
Мне выделили ключи от помещения,где я могла спокойно совершать намаз.
Часто люди не спрашивают о возможности совершения намаза у своего руководства боясь отказа.
Однако,если у тебя искренние намерения,Всевышний облегчает это дело.И на своем опыте я заметила,что не мусульмане
относятся более лояльно,чем этнические мусульмане,и,наоборот, проявляют интерес к Исламу.

- Гульнур,вы смелая девушка.Чувствуете ли ВЫ повышенное внимание к себе на улице,в транспорте,
в общественных местах?

По большому счету большинству людей все равно,во что ты одет.Негативной реакции я не наблюдала.
Но бывает,что ко ко мне подходят русские женщины и говорят,что я красиво одета.

- А я слышал о негативном отношении окружающих к девушкам в хиджабе

Все зависит от твоего внутреннего настроя.И если думать,что к тебе будут относиться с негативом,
то так оно и будет.

- Спасибо огромное Вам за интересный рассказ.
Желаем здоровья и дальнейших успехов в изучении Ислама.

30.12.2017
Рашид ФЕЙЗРАХМАНОВ,
Шубино-Видео.ру.

Дополнительная информация:

Программа о женских судьбах, о переживаниях и достижениях открывает зрителю удивительный внутренний мир находящихся рядом с нами женщин во всех их проявлениях – дочь, сестра, мать, профессионал своего дела.

За последние годы так называемый «женский вопрос» стал одним из самых актуальных вопросов для нашего общества. Российские женщины довольно быстро поняли, что пропагандируемое СМИ «освобождение» есть не что иное, как ловко замаскированное угнетение слабого пола. Каждая нормальная женщина видит, что вместо обещанных привилегий они вынуждены работать полный рабочий день и после изнурительного трудового дня возвращаться к своим домашним обязанностям. Феминизм, столь распространённый в странах Запада, в России не прижился.

Существует также другая крайность среди современных женщин – полный отказ от образования и участия в общественной жизни. В этой связи есть смысл обратиться к тому, как Ислам смотрит на существующую проблему.

Каким образом Ислам предлагает решить «женский вопрос» в современном обществе?

Ислам предлагает решение «золотой середины», которое идеально соответствует свойствам женской природы. Он ясно дает понять, что главная (хотя и не единственная) сфера деятельности женщины – это её семья, а именно – воспитание детей и обязанности перед мужем. Да, Ислам чтит роль женщины, в первую очередь, как жены и как матери. Такая роль считается в Исламе самой почётной, но никоим образом не унизительной, как это принято считать.

Интересно отметить, что ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины спрашивали: получат ли они за то, что они делают дома, такое же вознаграждение, как и мужчины за работу вне дома? На что Пророк (мир ему и благословение) ответил, что доброе отношение к мужьям, поддержка их во благо дружбы и прочности семьи равноценна всем тем мужским делам вне дома .

Некоторые мужчины противятся образованию женщин, считая, что они должны заниматься только домашними делами и обязанностями. В этой связи откроем книгу по исламскому праву (фикх) и найдём главу, посвящённую обязанностям по дому.

Учёные-богословы ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов (религиозно-правовых школ) считают, что в обязанности женщины не входит приготовление пищи. У некоторых мужчин есть привычка обходить эту главу при изучении законов Ислама. Потом они говорят: «Я думаю, что это обязанность женщины», забывая, что это совсем не долг, а традиция, которой женщины придерживаются с радостью и добровольно из любви и милости к своим мужьям и детям.

Но не стоит забывать, что невежественная женщина – это женщина во всех отношениях недалёкая. Так почему же мужчины боятся высокообразованных и мыслящих женщин? Ведь нельзя забывать, что у невежественной женщины будут невежественные дети. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь глупых кормилиц, ибо с молоком они дают кое-что ещё» .

Также материнство – не единственная роль мусульманки в обществе. Сама Аиша (жена Пророка, мир ему и благословение) не рожала детей, но известна как одна из «матерей правоверных». Она также была из авторитетнейших источников исламских знаний, рассказчиков бесчисленного множества хадисов. К ней за знаниями приходили отовсюду.

Кроме того, известно, что, когда один из великих ученых, знатоков приданий о Пророке (мир ему и благословение) Ибн аль-Хаджар отправился в Дамаск, у него там было четыре учителя хадисов, трое из которых – женщины. Он был величайшим ученым в истории и это при том, что знания он получил от женщин. Поистине это были великие мусульманки! Где теперь такие?

Имеет ли женщина право на образование и может ли она работать, используя свои знания на практике?

Роль мусульманской женщины совершенно уникальна по своей сущности: Ислам предписал ей обязанности, как перед Богом, её мужем, её детьми, другими членами семьи, её окружающими, и обществом, так и перед самой собой. Каждый аспект её жизни Аллах определил в прекраснейшем порядке. Она – любящая жена и мать, ответственная хранительница домашнего очага, заботливая сестра, надежный друг, партнер. Она же воспитательница, помощница и советчица.

Одним из наиболее важных прав, которые Ислам предоставил женщине, было право на образование. Женщины проявляли большую осведомленность в хадисах. Например, Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала их две тысячи двести десять. При этом Аиша имела не только религиозное образование, но и отличалась в поэзии, литературе, истории, медицине и в других отраслях науки, которые тогда были известны. Имам аз-Зухри сказал: «Если собрать знания Аиши и сравнить их со знанием всех женщин, то они окажутся более достойным». Поэтому сподвижники Пророка (мир ему и благословение) говорили: «Когда нам был не ясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу». Многие другие мусульманки также активно проявили себя в науке, причем не только религиозной.

Какой бы ни была роль женщины, будь то жены, матери или предпринимателя, работающего вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям – это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Даже сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) уделял своё время для обучения женщин и девушек и поощрял их стремление к этому. А кто воспитывает мужчин? Женщина. «Будущее нации – в руках матерей», – говорил Бальзак. Один поэт также сказал: «Мать – это школа, которая готовит к жизни благородный народ».

Но невозможно воспитать сильную, многосторонне развитую личность, не имея образования. Любая мать должна быть готова дать своему ребёнку соответственное воспитание и образование. Мусульманские ученые в этой связи говорят: учишь мужчину – учишь одного человека, учишь женщину – учишь нацию.

Итак, современная женщина должна быть грамотной, эрудированной; всегда готова оказать помощь мужу, родственникам и особенно детям.

Но Ислам гарантирует женщине не только эти права. Как сказано в Коране, женщины имеют равные права с мужчинами (но не значит идентичные). В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак. Обратите внимание, что Ислам дал женщине те права и привилегии еще 1400 лет назад, которыми она никогда не пользовалась ни при какой религиозной или конституционной системе.

Римское право, даже английское право вплоть до конца 19 столетия, не давало женщине владеть и распоряжаться своей собственностью. Все её имущество переходило в пользование мужа. Даже чтобы получить право на обучение и свободу для работы, ей пришлось добиваться этого столетиями.

Женщина в исламском призыве

Для того, чтобы женщина знала и ценила то, чем её наделил Ислам, необходимо, чтобы знания об этой универсальной религии дошли до каждой из нас. Это станет возможным с помощью призыва.

Призыв к религии Аллаха – долг каждого мусульманина и мусульманки. Это является одним из видов поклонения и проявлением покорности Аллаху. Призыв не ограничивается лекциями и уроками, которые способны давать лишь ученые, как могут подумать некоторые.

На самом деле, каждая мусульманка может стать призывающей к Аллаху – своим поведением и взаимодействием с окружающими; своим знанием, когда она передает их другим; своим терпением и надеждой на награду от Аллаха, когда она призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого всеми узаконенными Шариатом средствами, которые в её распоряжении... При этом она может находиться у себя дома или действовать через какое-то учреждение. Она может быть на своем рабочем месте или на учёбе...

Однажды один из известных шейхов был в одной мусульманской стране. Когда он проезжал мимо медресе, то спросил: «А кто учится в этих заведениях?». Ему ответили: «Мальчики». Он спросил: «А есть ли школы для девочек?». «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!». «Постойте!» – сказал шейх. – «Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» (О те, которые уверовали…). Т.е. Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам. И когда Пророк (мир ему) сказал нам: «Знание – это фард» (обязательно), то он имел в виду всех мусульман, включая женщин».

Таким образом, повышая уровень веры и знаний у женщин, мы тем самым вносим свой вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Ведь именно женщина является первой школой для каждого младенца! Ведь именно она – праведная жена, которая ответственна за домашнее хозяйство и детей в отсутствие мужа.

А воспитание детей в свою очередь начинается с воспитания самих себя. А воспитание самих себя невозможно без знаний и мудрости. Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают» (Коран, «Препирательство» ,11).

Создание общеобразовательных мусульманских учреждений

Для мусульманской общины России настал момент, когда необходимо задуматься над созданием дошкольных и общеобразовательных учреждений для наших детей. Школа, как мусульманское учебное заведение, должна поставить перед собой в качестве основных задач следующие:

– дать детям полноценное базовое образование, отвечающее государственному стандарту;

– дать углубленные знания и представления о мусульманской истории, культуре, литературе, арабском языке, исламских традициях;

– уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся в духе исламского благочестия и мусульманской нравственности;

– уделять внимание работе с родителями, знакомству их с основами религии, основами мусульманского семейного уклада, содействовать правильному выстраиванию семейных отношений.

В этой связи необходимо разработать специальную методику преподавания в мусульманской школе, а также программу, по которой будут учиться дети. Конечно, мы осознаем, что создание специального учебного заведения для наших детей – задача не из простых. На её осуществление уйдет не один месяц, а возможно, и не один год. Однако мы верим, что для того, чтобы на нашей земле выросло могучее и сильное дерево знаний, нужно сначала подготовить для него почву и посадить туда маленькое семечко.

Нам, строителям нашей общины, работающим на благо будущего уммы, нельзя отказываться от мыслей и планов о благоустройстве мира до тех пор, пока механически не соберутся все средства для осуществления задуманного. Надо помнить, что средства растут вместе с процессом созидания.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду на то, что ситуация с образованием мусульман в России в скором улучшится. И мы получим возможность водить своих детей в учебные заведения без страха за их жизнь и воспитание. Мы также надеемся, что мужчины обратят внимание на проблему образования и досуга детей и женщин и не будут оставлять её на хрупкие плечи своих жён.

Мы также желаем, чтобы в массовом мусульманском сознании утвердилось представление, что образование женщин не менее важно, чем мужчин. Матери – главные воспитатели ребёнка, закладывающие фундамент новой личности. А если строитель будет неквалифицированным, то и тот фундамент, который он положит в основание дома, будет слабым, что, в конце концов, приведет к краху.

Мы, женщины, осознаем свою ответственность перед мужьями и своими детьми, так помогите же нам стать образованными. Поддержите нас в проводимых нами мероприятиях. А мы, иншааллах, приложим все наши усилия, чтобы воспитать здоровое, образованное и ответственное поколение.

Гузель Якупова

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ислам (предание себя Богу, покорность), третья и самая молодая религия. Он относится к числу самых распространенных религий на планете. Ислам исповедует более миллиарда человек (по некоторым расчетам, до 1 млрд. 300 млн.). Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких, как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственным вероисповеданием. Подавляющее большинство мусульман проживают в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Актуальность выбора темы определяется тем, что в гендерологии и феминологии, как и вообще в современном обществе, остро стоит проблема женщины в исламском мире. Почти ежедневно из средств массовой информации мы слышим о нарушении прав женщин - мусульманок на их родине, о жестоком обращении с женщинами в исламском мире (см. приложение 2), а также о нарушении прав мусульманок в Европе, становимся свидетелями жарких дискуссий, многие из которых ведутся предвзятыми и некомпетентными оппонентами. К тому же и в самой России проживают около 15 млн. мусульман, что делает проблему более близкой для нас.

Тема положения женщины долгое время рассматривалась односторонне. В связи с возросшим интересом к данной проблеме важно выработать более объективный и целостный взгляд на роль и место женщины в мусульманском обществе, чем и определяется актуальность темы. Кроме того, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства, появилась категория женщин, сделавшая выбор в пользу исламского образа жизни. Эта инакомыслящие и инакоодевающиеся женщины должны быть поняты обществом, а для этого необходимы знания о гендерных аспектах ислама. Соответственно, данная тема и актуальна и практически значима для современного общества.

Важно выяснить истинное отношение ислама к женщине, не искажённое средствами массовой информации, массовой культуры и просто обывательским представлением о данной религии. Ведь здоровье и благополучие женщин - это основа процветания любого народа, а понимание сущности иной религии - залог мира и взаимопонимания. Все это, в конечном счёте, должно привести к выработке гендерной, этнической и религиозной терпимости, что актуально для России и мира.

Поэтому мы в нашей работе предпримем попытку объективно оценить основные положения вероучения мусульман, в т.ч. в гендерном аспекте. А также постараемся проанализировать положения Корана и других источников ислама о женщинах, определить реальное положение мусульманок в современном мире.

Уважение и статус, которыми пользуется мусульманская женщина, определяются не ее физической привлекательностью и участием в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту и сексуальность, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке. На самом деле Ислам предписывает хиджаб не только для защиты общества от негативного действия бесконтрольного полового влечения и защиты чести и достоинства женщины, но и для нейтрализации ее сексуальности, чтобы женщина была позитивной, конструктивной, а не вредоносной силой в обществе. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, а не как к сексуальному объекту, то есть ее ценность для общества определяется не ее физической привлекательностью, а исключительно ее человеческими достоинствами. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери.

Цель работы: рассмотреть особенности положения женщины в Исламе.

Задачи работы :

    рассмотреть духовные и нравственные качества мусульманской женщины;

    определить статус женщины в Исламе;

    изучить нормы поведения мусульманской женщины, её «внешний» и «внутренний» хиджаб;

    показать роль женщины в воспитании детей в исламе;

    обозначить роль и место женщины в обществе согласно исламу, её возможность реализоваться вне семьи, в своей профессии.

Методологические принципы и методы исследования: В работе использовались следующие методы: поисковый, исторический, анализ, сравнение, описание.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются религиозные первоисточники ислама (Коран) и статьи, посвященные истории ислама.

Предметом исследования являются особенности положения женщины в исламе.

Гипотеза . Положение женщин в Исламе имеет свои особенности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания истории, светской этики.

Глава 1

1.1.Духовная чистота и нравственные качества женщины в Исламе.

Статус женщины в исламе многими исследователями признается одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.

Наряду с другими проблемами в отечественной исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60-х годах XX века, рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С, Пальванова Б., Вагабов М.В., Ахметханова П., Шайдуллина И., ряд других авторов. Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР.

В советский период истории нашей страны большой вклад в исследование статуса женщины в исламе, проблем семьи и брака, эволюции семейно-бытовых традиций в мусульманском обществе внес профессор М.В. Вагабов. Многие ключевые проблемы, исследованные им еще в 60-70-х годах, а также в последующий период, находят своё отражение в современных исследованиях учёных.

Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, можно в первую очередь назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмад ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха.

Мусульманку отличает от других женщин, прежде всего ее внутренняя чистота, благородство и целомудрие. Эти качества она воспитывает в себе и стремится быть наилучшей в следовании всем предписаниям Аллаха и Его Посланника.

Поведению мусульманки присуща скромность, достоинство, благонравие. Она незаметна на публике, но в укладе ее жизни заложен успех здорового общества и процветания. Верующую женщину можно сравнить с драгоценностью, которая обладает такой же чистой, лучезарной и совершенной природой.

Пророк Мухаммед сказал: «Стыдливость происходит от веры, а вера в Раю» (3).

В другом изречении (хадисе) говорится: «Скромность и вера неразрывно связаны между собой. Если удалить одно из этих свойств, то другое исчезнет само по себе» ( 3) .

В следовании предписаниям ислама мусульманка видит залог собственной безопасности и совершенствовании своей личности. Воспитывая в себе нравственные добродетели, она находится в гармонии с собой и с окружающим миром и идет навстречу Всевышнему Аллаху 3 .

Внешний хиджаб.

Чаще всего мы используем в своей речи слово "хиджаб"(см. приложение 1). для, того, чтобы указать на стиль одежды мусульманки или на сам её наряд. Но если быть точными, то такой наряд в арабском языке называется "джильбаб" (см. приложение 1). А понятие "хиджаб" на самом деле не однозначно по своей сути и имеет гораздо более глубокий смысл.

Так вот, слово "хиджаб" означает "перегородка, преграда". Это то, чем мусульманка как бы окружает свое сознание, сердце и душу. Это не простокусок ткани и он служит не только как одежда, прикрывающая и согревающая тело. Это занавес застенчивости, скромности и благопристойности.

К одежде мусульманки предъявляется ряд требований:

1) открывать при чужих, не относящихся к категории Махрам, женщина может только лицо и руки;

2) джильбаб не должен облегать тело(см. приложение 3) ;

3) ткань должна быть достаточно плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности угадать контуры фигуры или цвет кожи или волос;

4) джильбаб должен подчеркивать скромность, которую символизирует хиджаб. Он не может быть ярким, привлекающим к себе внимание;

5) джильбаб не должен походить на одежду людей другой религии: например, отражающую последний "писк" моды; или напоминающую одежду каких-нибудь группировок, например "байкеров";

6) не походить на мужскую одежду, так чтоб с трудом можно было разобрать: женщина это или мужчина;

В пределах скромности, описанных выше, мусульманка может свободно разнообразить гардероб и проявлять свой вкус.

Внутренний хиджаб.

Внутренний хиджаб обусловливает границы поведения.Мусульманки, живущие в немусульманском обществе, являются олицетворением культуры ислама для окружающих людей. Или, как сказал наш Пророк (мир ему и благословение), - послами ислама. Именно поэтому мусульманка, носящаяхиджаб, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы выработать в себе достойные манеры, избегать легкомысленного поведения в форме кокетства или игривости. Общаясь с мужчинами, она ведет себя достойно, разговаривает ни тихо, ни громко, избегает шутливого тона и мягкой, вкрадчивой манеры в разговоре. Её общение с противоположным полом сводится до минимума, не обходимого для делового общения. Оно полезно, конструктивно и не беспредметно.

Хиджаб: взгляд изнутри.

Среди немусульман все еще сохраняется убеждение, что мусульманские женщины носят хиджаб просто потому, что они рабски следуют традиции, и это убеждение так сильно, что платок считается символом притеснения. Освобождение и независимость женщины, как думают многие немусульмане, невозможны без снятия хиджаба.

Такое мнение разделяют и "мусульмане", чьи знания об Исламе крайне ограниченны или вообще отсутствуют. Привыкшие к атеизму, к смешению всего и вся, они не способны понять и постичь, что Ислам универсален и вечен. Что женщины во всем мире, в том числе и неарабки, принимают Ислам и носят хиджаб, подчиняясь религиозным требованиям, а не из-за неверного измышления по поводу "традиции".

Путь, которому следуют обнаженные (или почти обнаженные) люди,

удаляет у них чувство стыда и низводит их до статуса и уровня животных. В Японии женщины употребляют косметику, только когда они выходят на улицу, и практически не придают значения тому, как они выглядят и смотрятся у себя дома. В Исламе жена будет стараться выглядеть красивой для своего мужа, и ее муж будет стараться хорошо выглядеть для своей жены. Существует скромность даже между мужем и женой, и это украшает взаимоотношения.

Мусульмане обвиняются в щепетильности и чрезмерной чувствительность по поводу человеческого тела, но степень сексуального преследования женщины, которое происходит в наши дни, утверждает справедливость иправильность ношения скромного платья. Так же, как короткая юбка может послать сигнал, что ее носительница является доступной мужчинам, хиджаб дает громкие и ясные сигналы: "я запрещена для тебя".

Вывод. Ислам повелел женщине сторониться нескромности и быть целомудренной.

1.2. Статус женщины в Исламе.

Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно Исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям. Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «О люди! Будьте послушными вашему Господу, который от одной души сотворил Человека и от него сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (Коран, 4:1). 3

Подчеркивая эту благородную и естественную концепцию, Аллах заявляет: «Это Он (Аллах), который сотворил человека от одной души, затем сотворил ему супругу, с которой он мог бы жить в любви...» (Коран, 7:189). 3

«И Аллах дал вам супругов из вашей же плоти и дал вам от ваших супругов детей и внуков и насыщает вас благами. Так неужели после этого будут веровать в суетных и станут отвергать благотворительность Бога» (Коран, 16:72). 3 Каждый человек, будь то мужчина или женщина, несет ответственность в равной степени за совершенные поступки.

«Для каждой души залогом за нее будут совершенные ею поступки» (Коран, 74: 33). 3

«И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других» (Коран 3:195). 3

При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов. «Кто бы не делал доброе дело, мужчина или женщина, будучи верующими, мы дадим поистине блаженную жизнь, предоставим им вознаграждение, которое будет соответствовать их благим делам» (Коран, 16:97). 3

Согласно Корану женщина не виновна в первой ошибке Адама. Они оба вместе виновны в своем непослушании Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран 2:36, 7:20-24) 3 . В одном стихе (Коран, 20:12) 3 действительно Адам определенно был обвинен.

Издавна в религии женщине отводилась роль хозяйки, хранительницы домашнего очага, матери, верной и любящей жены(см. приложение 3,4). Данный образ стал доминирующим в религиях. Мужчине же отводилась иная роль, более привилегированная, фактически главенствующая над женщиной. И, наверное, проблема не в распределении семейных обязанностей - “домохозяйка-кормилец” - а в том, что именно эти роли, непротиворечащие друг другу, а наоборот, гармонизирующие отношения, становятся камнем преткновения. Складываются нелепые стереотипы об интеллектуальных, физических и прочих недостатках женщин по сравнению с мужчинами. Быть домохозяйкой считается проявлением слабости, а роль кормильца - это независимость, сила. Во многом эти стереотипы пришли к нам из религиозной традиции. И задача любого цивилизованного общества уважать каждого человека, будь то мужчина или женщина, считать равноправным, что отнюдь не мешает быть верующим.

В исполнении религиозных обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчинами. Она освобождается от поста в период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост (в месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. Она не обязана компенсировать пропущенные по любым указанным выше причинам молитвы.

В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других - нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом (предводителем на молитве) перед другими женщинами. Женщины, обычно посещают мечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам). Хотя женщины могут ходить, и ходили в мечеть в дни пророка, тем не менее посещение мечети во время Пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в Пятницу). Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности (1).

Внешняя красота - это качество физическое. Внутренняя красота - это качество религиозное и нравственное. Учтивая женщина любезна со своим мужем и проявляет к нему уважение. Она не медлит в том, что на его взгляд, она должна делать быстро, и не проявляет торопливости в том, что, по его мнению, должно делаться медленно (8).

Вывод. Ислам - это религия, призывающая к исправлению общества и семьи.

Для женщины он - надёжная крепость и защита от бед и соблазнов. Невозможно перечислить все положения Ислама, касающиеся сохранения семьи, одной из опор которой является женщина.

Один поэт сказал: «Мать - это школа, которая готовит к жизни благородный народ».

Глава 2

2.1. Роль женщины в исламском обществе.

Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжением рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранения человеческого рода. Цель воспитания - вырастить ребёнка в духе ислама, мусульманином. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго придерживаются до сего дня, - особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми и то глубокое уважение, которое проявляют мусульманские мужчины к своим матерям, поражают людей на Западе.

В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему Аллаху. В Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании дитя: "Заповедовали Мы человеку почитать родителей своих. Мать носила его, испытывая тягости, отлучила его от груди в два года. Повелели Мы: "Благодари Меня и родителей своих - ко Мне вернешься ты"( 3 ).

Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммадом: "Один человек спросил Пророка: "Кого я должен уважать в первую очередь?" Пророк ответил: "Мать". "А кого потом", - спросил человек? "Мать", - ответил Пророк. "А кого после нее?" "Мать". "А после этого?" - спросил человек. "Отца" (3) .

Хадис гласит, что Пророк сказал: «В таком случае служи и будь послушным матери, потому что рай там, где она ступает» (Ахмад б. Ханбал. Муснад; Насаи. Сунан). Более того, в хадисах Пророк говорит спрашивающим, что служение матери стоит на первом месте по сравнению с джихадом. Например, Посланник Аллаха сказал: «Иди, служи матери и утешь ее. Если ты исполнишь это, получишь награду как от большого паломничества (хаджа), малого паломничества (умры) и джихада вместе взятых» (см. приложение 1) (Таргиб. Бухари. Муслим. Абу Давуд. Тирмизи).

Роль женщины в исламе велика. Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, в достоверном хадисе (изречении) сказано: «Рай находится под ногами матерей», т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис) (см. прилежание 1). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает 32 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. «Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все» (Коран, 4:32) 3 .

Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: «Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых» . (Коран, 30:21) 3 .

Супружество является отдельной темой разговора. Эта особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома.

Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы (см. приложение 1) в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), - Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок-государственных деятелей: это, к примеру, легендарная татарская царица Сиюмбике.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают (см. приложение 4). Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

В целом, истинное отношение Ислама к женщине обусловлено образом жизни кочевых арабских племен. Оно характеризуется следующими установками:

    Женщина есть самостоятельное существо, которое, несомненно является человеком, имеет душу и свободную волю дабы принимать решения о браке или совершении добрых или злых дел. Награда за праведную жизнь для женщин не отличается от награды для мужчин и рассчитывается по тем же принципам.

    При этом женщина, несомненно, слабее мужчины, потому в некоторых случаях (брак, несовершеннолетие или старость женщины) он может выступать как ее опекун, но приказывать ей он не может (наиболее близкие по строению к отношениям вещь-хозяин являются отношения между мужчиной и женщиной в браке, однако это является прямым следствием того, что вступая в брак женщина клянется повиноваться своему мужу).

    Вышенаписанное вытекает лишь из кочевых традиций, поскольку в рамках кочевой жизни женщина действительно была слабее мужчины.

    Раннеисламское общество отнюдь не отвергало женщину и позволяло ей участвовать во всех мужских делах, следовательно, никаких ограничений в деятельности для женщин не существует.

    В Исламской догматике не существует никаких предписаний относительно накрывания лица для женщины.

    Институт наложниц и гаремов с тысячами жен не был введен Исламом и подобное положение дел никоим образом не вытекает из священных текстов.

    При жизни Мухаммада женщины имели то же социальное положение, что и мужчины и равные права с ними. Поэтому обвинения ислама как религии в том, что он ограничивает права женщин безосновательны.

Искажение со временем исламских догм по отношению к женщинам не могло быть не замечено ими самим. Бунты женщин (особенно образованных) были довольно частым явлением.

Среди оседлых арабов-язычников женщина составляла часть имущества ее мужа или отца. На нее смотрели, как на низшее существо и неодушевленную вещь. Ее можно было свободно продать, обменять или убить. Знать полагала добродетелью убивать девочек в младенчестве, пока они не навлекли позор на семью.

По смерти отца сын мог жениться на собственной мачехе, и общество рассматривало это как простую смену главы семейства.

Нечестивый обычай заживо закапывать новорожденных девочек впервые завели вожди племени Бану Асаад, и впоследствии этот обычай переняла высшая знать племен Бану Рабийя, Бану Кунда и Бану Тамим. Видя плачевно жалкое состояние нравов, Святой Основатель Ислама со всей серьезностью приступил к своей миссии освобождения женщин и уравнивания их в правах с мужчинами. Эта задача была воистину трудной и требовала от него терпения и упорства. Для арабов она была тождественна революции в сознании, ни больше, ни меньше. Абсолютный переворот должен был совершиться в их отношении к женщинам. Они должны были постичь, что их жены достойны любви, дочери - внимания, матери уважения и благоговения. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах, должен был духовно просветить их заскорузлое сознание. Он выполнил свою задачу самым замечательным образом. При этом он вызвал на себя бурю недовольства своих противников. Мекканская знать обвинила его в том, что он навлек на них бесчестье своими проповедями об общественном равенстве мужчин и женщин. Но их уверенность, что женщина существо неодушевленное, было навсегда опровергнуто Кораном так:

«О люди, бойтесь Владыки своего, Который создал вас из единой души, и из нее создал подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя Коего вы взываете друг к другу, и (страшитесь Его особенно) в отношении родственных уз. Истинно, Аллах блюдет за вами» (4:2). 3

Тем самым Священный Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Ну не ирония ли это, что Ислам должен быть постоянно обвиняем в том, что он отрицает наличие души у женщины, тогда как он делает особенное ударение на ее равенстве с мужчиной?

Среди мусульман, за исключением живущих в «западном» духе и некоторых других - в основном, сбившейся с верного пути молодежи - такое поведение поистине редкость. Взаимоотношения мужчины и женщины, боящихся Бога и строго соблюдающих Его ограничения, строятся совершенно по-иному. Для сознательных мусульманина или мусульманки внимание со стороны представителя противоположного пола, кроме собственного супруга, проявляемое посредством вольной беседы, комплиментов, игривости, двусмысленных замечаний, всякого рода прикосновений (в том числе рукопожатий и похлопываний по плечу) и всего прочего, имеющего сексуальную подоплеку, является оскорбительным, унизительным и весьма порицаемым (3, 108). 3

Подводя итог, скажем, если отсутствуют принципы и ограничения, подобные рассмотренным выше, нет уверенности в том, что такое поведение запретно и будет весьма строго наказано в грядущем. Это влечение, естественно, будет искать способы свободного проявления, как мы это и наблюдаем в западном обществе. Сознавая его силу и постоянное присутствие в любой ситуации, когда мужчина и женщина свободно общаются друг с другом, остаются наедине, не покрыв одеждой соответствующие части тела. Ислам запрещает общение в подобной форме, поскольку гораздо более желательно и эффективно - как и гораздо более реально - предотвратить соблазн, чем рассчитывать, что люди смогут сами сопротивляться ему, в то время, как обстоятельства этому благоприятствуют.( 8)

Ислам также настаивает, что человек имеет право иметь супруга, принадлежащего только ему, то есть такого, телом которого не наслаждались глаза или руки других. Он полностью отвергает мнение о том, что в качестве критерия истинного и ложного принимаются чувства людей по отношению друг к другу или удовольствие, получаемое от общения, а также о допустимости преобладания над человеком необузданного стремления к удовлетворению животных желаний. Моральный и духовный ущерб, наносимый людьми себе, а, следовательно, и обществу, когда они пренебрегают жизненной необходимостью человека в чистоте и целостности, следуя слепым физическим стремлениям, не может быть оценен никем, кроме Бога, Который однозначно и полностью запретил подобное и уведомил нас о страшных наказаниях за это в будущей жизни (5, 354). 3

Вывод. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери.

2.2. Занятость мусульманской женщины.

Многие мусульмане сравнивают положение женщины в Исламе с униженным положением женщины на Западе. Они отмечают, что на Западе женщины трудятся в течение многих часов, ибо испытывают нужду в деньгах. Кроме того, на их плечи ложатся многие заботы по дому, воспитанию детей. И вот западные идеологи утверждают: "От этих работ их трудно освободить!". И добавляют: "Недостойно мусульманкам быть только домохозяйками. Общество нуждается в женщинах: женщинах-лекторах, журналистках, врачах. Мусульманка - специалист по гинекологии может получать очень солидный заработок".

Ислам уважает право женщины на труд - труд созидательный, на благо семьи и общества. В Исламе нет абсолютного запрета на женский труд, но, принимая во внимание особенную природу женщины, шариат определил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине охрану ее чести, здоровья и безопасности:

1. Женщина должна, по возможности, трудиться отдельно от мужчин, так как смешивание вредно как для женщин, так и для мужчин.

2. Женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, отца, брата или опекуна.

3. Труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины.

    Сфера воспитания и образования, в частности, девичьего.

    Сфера здравоохранения, особенно гинекологии.

    Сфера производства женской одежды и т.п.

    Сфера консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна.

    Писательская деятельность.

5. Работа не должна занимать слишком много времени. Женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу.

6. Женщине нельзя пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома. Следует одеваться скромно, без излишеств и вести себя перед посторонними как подобает истинной верующей.

Некоторые нежелательные последствия занятости женщин на работе вне дома:

1. Большая скученность, давка и связанные с ними ежедневные транспортные проблемы, отрицательно сказываются на внешнем и внутреннем, духовном состоянии женщины.

2. Чрезмерная занятость на работе отвлекает женщину от ведения домашнего хозяйства, воспитания детей. Мужчина желает видеть в женщине не передовика производства, а любимую женщину и добрую, заботливую мать своих детей.

3. Нередко деловые взаимоотношения женщины и мужчины, являющихся сотрудниками одного офиса, предприятия, перерастают в интимные связи, что, как правило, в конечном итоге, после череды скандалов и прискорбных объяснений, приводит к разрыву законных семейных уз, поскольку сатана всегда подстерегает верующих, чтобы совратить их с истинного пути.

4. Мы видим, что дети, лишенные материнской заботы и ласки, что особенно заметно в странах Запада, выброшенные фактически на улицу, пополняют ряды социально опасных преступников.

5. Иногда несчастные матери, из боязни потерять работу, вынуждены оставлять своих малолетних детей одних без присмотра, и зачастую случаются непоправимые беды. Разве сегодня редкость: услышать или прочитать о пожарах, унесших жизни малых детей или других несчастных случаях, произошедших по вине подобных матерей. Так стоят ли заработанные рубли, доллары, динары жизни невинных младенцев? Какая польза от такой работы, когда теряешь самое дорогое, что у тебя есть!

6. Женщины, устремившись за мнимой свободой, отстранив мужчин от работы, взвалили на себя непосильную ношу. Кризис экономический повлек за собой кризис духовный. Мусульманские семьи, являвшиеся когда-то очагом любви и тепла, разваливаются на глазах. Мораль пала так низко, что скромность и верность, уступили место мерзости и распутству.

Вывод. Соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

Заключение.

В представленной работе говорится о положении женщины в соответствии с мусульманскими законами. Упор сделан на первоначальные и аутентичные источники Ислама.

Подводя итог исследовательской работы хотелось бы отметить:

1) Положение женщины в исламе даёт ей возможность жить счастливо, быть любимой, наслаждаться земными и духовными благами. Но женщина мусульманка не должна совершать таких поступков, которые бы не одобрял её муж.

2) Женщина играет огромную роль в семье, но в общественной, политической и экономической жизни государства ограничена. То есть её место и смысл жизни - дом, семья, дети. Не зря в правовых вопросах голос двух женщин стоит голоса одного мужчины.

3) Отношение к женщине в странах, проповедующих Ислам, существенно отличается от западных стереотипов, но это идёт только на благо семьи, то есть на пользу для самой женщины. Ведь аморальный образ жизни, который жёстко пресекается исламом, не может принести ничего полезного и конструктивного.

4)По мусульманскому обычаю женщине следует «завешивать перси покрывалом, показывать наряды только своим мужьям, отцам или свекрам, сыновьям или пасынкам, братьям».

Все эти нормы наряду с многоженством определяются в большей или меньшей степени Кораном и личностью самого пророка Мухаммеда.

Но не стоит забывать о следующих фактах:

1. История мусульман богата именами женщин, совершивших великие деяния во всех сферах жизни, начиная еще с седьмого столетия (н.э.).

2. Никто не может оправдать неправильное отношение к женщине ссылкой на какие-либо указания и правила Исламского законодательства, никто не может взять на себя смелость уничтожить, ограничить или исказить четко определенные Исламом права женщин.

3.Во всей истории репутация, добродетельность и материнские достоинства мусульманских женщин вызывали восхищение непредвзятых наблюдателей.

Стоит отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническому прогрессу. Применительно к Исламу, такое, исполненное сострадания и благородства отношение к женщине, было закреплено законодательно еще в седьмом веке. И высокое положение женщины в мусульманском обществе было достигнуто не из-за актов протеста и давления со стороны женщин и женских организаций, а благодаря сути учения Ислама.

В заключение мы хотим познакомить вас с высказываниями Его Святейшества Имама Хомейни, в которых отражается его отношение к женщине:

Мы хотим, чтобы женщина как человек занимала высокое положение и сама решала свою судьбу.

Женщина - человек, великий человек. Она воспитатель общества. Все люди происходят из лона женщины. Счастье и несчастье страны зависит от женщины. Своим правильным воспитанием женщина создает человека, а правильно воспитанные люди создают благоденствие страны. Всякое счастье и благополучие начинается с женщины, с нее должно начинаться счастье.

Женщина - олицетворение чаяний человечества. Женщина - воспитатель достойных женщин и мужчин. Из лона женщины мужчина попадает в рай. В лоне женщины вырастают великие жены и великие мужи.

Смелыми и отважными мужчины становятся благодаря женщинам. Священный Коран формирует человека, и женщина воспитывает человека. Родить и воспитать человека - долг женщины, и если женщин, порождающих человека, отнимут у народа, народ потерпит поражение и погрязнет в пучине разврата.

Место женщины высоко и почетно. Женщина в Исламе занимает высокое положение.

С точки зрения Ислама, женщина играет важную роль в создании исламского общества. Ислам настолько высоко ценит женщину, что она вновь может обрести свое истинно человеческое место в обществе, перестав быть вещью. В соответствии с возрастанием своей роли женщина может также участвовать в исламских органах власти.( 8)

Итак, сделаем вывод - женщина в исламе имеет свои права и обязанности, которые не должны входить в противоречие с исламом, семьёй и мужем. Женщина мусульманка не должна противоречить мужу, обязана заниматься семьёй и домашним хозяйством, а на мужчине лежат обязанности по обеспечению безопасности и финансовой поддержке.

Вопрос о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательно решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науки, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью.

Пусть защитит Аллах тебя, пусть пресечет Он слово злоеВедь на тебе земля стоит людские держатся устои.Пусть тот, кто про тебя солжет, умрет и сгинет без остатка,Ведь на тебе стоит народ, о женщина, о мусульманка!(10)

Список литературы.

1. Д-р Шериф Абдул-Азым. Женщина в Исламе и в иудейско-христианском мире.

2. Еремеев Д.В. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Просвещение, 1992.

3.Коран. ад-Дусари, М.бин Ахмадбин Салих. Переводчик:

А.Нирша.Издательство: Московского.иламского ун-та. Год 2007.

4. Краткое иллюстрированное руководство, способствующее лучшему пониманию Ислама. Русский перевод книги «A Brief Illustrated Guide to «Understanding Islam», автор I.A.Ibrahim, издание второе. Ассоциация культурно-просветительских общественных объединений «Собрание», Москва, стр.87-88.

6. Панова В.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.

7. Яновая С.И. Почему русские женщины принимают Ислам? Голос России. № 41(256), 2004.

8. Сайт «Ислам как он есть» www.aboutislam.ws.

9. Сайт www.islamecologia.ucoz.ru и свободной энциклопедии www.wikipedia.org .

10. www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?p=2823

Приложение 1

Словарь

Джиха́д (от араб. الجهاد‎‎ — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру. Это священная война, которую ведет мусульманин с дьяволом, собственными страстями, и направлена она на распространение истины.

Оппонент (от латинского opponens, родительный падеж opponentis - возражающий) - противник в споре.

Хиджабозначает "перегородка, преграда",стиль одежды мусульманки (на арабском языке -джильбаб).

Шариат- свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права".

Хадис - мусульманские предания, описывающие какие-либо исторические или вымышленные периоды жизни Мухаммеда. В IX веке шесть таких сборников были отобраны в Сунну - Священное предание ислама.

Никаб - мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз 8 .

У́мма (араб. أمة‎‎ — община, нация‎) — в исламе: религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622 8 ).

Умра - добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время.

Ислам — «предание себя Богу» («покорность Богу»).

Хадж — совершение паломничествав Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни.

Приложение 2. Вероучение Ислама.

Наказание

Приложение 3

Материнство.

Приложение 4. Женщина в семье и на работе

Женщина в Исламе. Мусульманская женщина

Современная мусульманка … Какая она? Покорная жена, следующая повелениям своего Господа, заботливая мать, обучающая детей законам Ислама, прилежная дочь, скромная невестка, верная подруга. Не перечесть всех качеств, которыми одарил Аллах женщину.

Но сегодня мы поговорим о внешности. Как выглядит современная мусульманка? Что мы видим, выходя на улицу? Наши скромные и кроткие сестрицы – мусульманки словно забыли о велениях Господа. Встретить девушку в хиджабе, при этом с «боевым раскрасом» на лице, напомаженую ароматным миском, к сожалению, стало не редкостью. Это словно норма жизни. Где же стыд и кроткость? Где богобоязненность, о которой так много любят говорить и хвастать современные девушки. Что уж говорить о современном хиджабе. Модно повязаный яркий платок, обтягивающая юбка или платье и обувь на каблуке, чтоб непременно стучала при ходьбе. Может быть, наслушавшись от всех что мусульманки угнетенные и обиженные, не имеющие прав ни на что, наши сестры поддавшись стадному инстинкту решили доказать что это не так?! Что же получается, мнение окружающих страшнее гнева Создателя?!

Одежда и весь внешний вид мусульманки должны говорить о ее скромности. Она (одежда) не должна быть яркой, обтягивающей, просвечивающейся. Айша (р.а) передает: «Аллах смилостивился над первыми женщинами - мухаджирами. Когда Он ниспослал аят «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете», они разорвали на кусочки свои плащи и покрылись ими». (Аль-Бухари, 4480 и Абу Дауд, 4102).

Мусульманка не должна использовать макияж, выходя на улицу, это дозволено только перед мужем. Аллах в Коране говорит: «… скажи верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту - места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей <…>и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни!» (Коран 24:31).

К тому же с медицинской точки зрения макияж вреден, так как он препятствует поступлению кислорода, ведь 60% кислорода мы получаем через легкие, а остальные 40% через кожу. И если вы намажете на себя тонны кремов, пудры, помады, то ваша кожа получит кислородное голодание. Оттуда и преждевременное старение кожи.

Также мусульманка не должна использовать миск при выходе из дома. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Всякая женщина, которая надушилась и вышла из дома для того, чтобы мужчины почувствовали исходящий от нее аромат, подобна прелюбодейке».

И так мы видим, что доказательств тому, что красоту нужно скрывать от посторонних глаз много. Будь то аяты Корана или хадисы Пророка (с.а.в), везде сказано о скромности женщины.

Конечно, соблюдать законы Шариата тяжело. Особенно в светской стране. Но кто сказал, что рай заслужить легко? И если мы посмотрим на матерей правоверных, то увидим, что им было сложнее, чем нам. У них не было удобств, которые есть у нас. Но разве так они выглядели, разве о том думали. Они делали все, чтобы заслужить довольство Аллаха. Помогали нашему Любимому Пророку (с.а.в), сами шили одежду, воспитывали детей, заучивали Коран, хадисы Посланника Аллаха (с.а.в) обучали людей религии, терпели голод и нужду. И при этом были довольны и думали о мире вечном. Наши духовные матери выбрали Ахират в пользу дуньи. Почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь именно им мы должны подражать. Если больше думать и работать над своим внутренним миром, то это обязательно отразится на внешнем виде.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Женщина в Исламе

Согласно Шариату, женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина. А значит, по своим правам и обязанностям она полностью равна с мужчиной перед Всевышним Аллахом.

Обязанности женщины в Исламе ничуть не отличаются от обязанностей мужчин в исполнении религиозных обрядов – ежедневных молитв, поста, обязательных пожертвований в пользу бедных и паломничества. Напротив, женщины в мусульманстве имеют особый статус и некоторые привилегии – Ислам облегчает им предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

Так, беременные женщины или мусульманки в менструальные дни освобождаются от молитв и поста, а обязательную Уразу в Священный месяц Рамадан им разрешается восполнить в любое время. Ислам облегчает ей предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

Роль и положение женщины в Исламе велики – отношение к ней со стороны мужчин строго контролируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав строго наказывается. Однако для женщины в Исламе предусмотрено и наказание в случае, если ее поведение неправильно, она ведет себя как несмышленое дитя, теряет самоконтроль и не следует запретам Всевышнего.

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой» (4:34). Но в данном случае речь идет лишь о легком безболезненном шлепке, ни в коем случае не по лицу и только как символическая демонстрация женщине неправильности ее поведения. А вообще очень, крайне нежелательно доводить ситуацию до столь крайнего предела.

В достоверном хадисе (изречении) говорится о том, что истинный рай находится под ногами матерей, то есть именно от отношения к женщине зависит благополучие мужчины-мусульманина. На женщин возложена великая миссия – быть праведной женой и матерью, сохранять спокойствие, умиротворенность и религиозность домашнего очага, а также воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Конечно, жизнь женщины в Исламе не ограничивается домом и домашними делами. Мусульманская женщина с согласия мужа или родственника, который несет перед Всевышним ответственность за сохранность ее морали и чести, может заниматься бизнесом, принимать участие в политической жизни общества или работать на благо мусульманской уммы. Известно, что супруга Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа отлично справлялась с торговыми делами, а татарская царица Сююмбике стала легендарным государственным деятелем.

Ислам предусматривает и то, что женщина может потребовать развод, если муж не исполняет своих обязанностей, к примеру, не обеспечивает её материально. При этом все дарованное и приобретенное имущество остается у женщины, чтобы она могла сама себя обеспечивать.

Разведенная женщина в Исламе имеет право выйти замуж повторно. Пророк Мухаммед (Да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, имеющей двоих детей от предыдущего брака. Но женщина обязана выдержать идду – период ожидания после прекращения брака перед повторным замужеством (три промежутка между месячными), дабы убедиться, что она не беременна. В случае беременности – идда завершается с рождением ребенка.

Источник

quran-sunna.ru

Женщина в исламе

У многих людей сложился стереотип, что женщина в исламе – как в преисподней. Будто бы ее всячески гнобят и унижают. С чем у нас ассоциируется мусульманка? Темная одежда, паранджа, всяческие запреты? Здесь важно не смешивать народную традицию с вероучением, поскольку на самом деле они имеют мало общих черт.

Интересно то, что ни о конкретном цвете одежды, ни о парандже в Коране нет ни словечка. Более того, Аллах ратует, чтобы люди надевали нарядные одежды. Единственное, на чем настаивает Коран, то, чтобы женские одежды не просвечивали и не обтягивали фигуру. Зато женщина в исламе может использовать всю цветовую гамму. К слову Коран уникален в этом смысле – кроме него ни одно священное Писание не говорит о цветовой гамме. Ислам – та религия, которая говорит показывать благодать своей души, свое счастье, в том числе и одеждой.

Женщину не обвинит Коран в изгнании человеческого рода из Рая, поскольку оба - мужчина и женщина - были виноваты и оба раскаялись. Сура 4 гласит, что сотворил Аллах людей разного пола без превосходства одного над другим, из одного источника.

Права женщин в исламе

Если речь идет о религиозных обрядах, то женщины обязаны следовать традициям наравне с мужчинами. Однако в некоторых случаях права женщин в исламе даже шире. Например, женщине разрешается отступить от поста и не проводить время на ежедневной молитве, если она беременна, недавно родила или есть непосредственная опасность ее здоровью или ее ребенка и тому подобное. Пропущенный же пост, если он является обязательным, можно возместить в дальнейшем в любое время. Для женщин, в отличие от мужчин, необязательно пятничное посещение мечети.

Мусульманке дано право самой выбирать мужа, что подчеркивает ее независимость. Если по каким-либо причинам она считает кандидата на ее руку и сердце неподходящим, то женщина может отказать ему. Причем если брак будет заключен без ее согласия, он будет считаться недействительным.

Женщина в исламе имеет полное право решать свои проблемы через суд – предъявить иск против отца, мужа и прочих лиц, если они нарушили ее права как человека. Как и мужчина, женщина имеет право на то, чтобы отстоять собственное достоинство и честь. Шариат гласит, что если кто оклевещет женщину, то должен он понести наказание. Ислам дал прекрасной половине человечества право на наследство, в то время как до этого женщины были лишены такого права, а то и передавались как вещь сами.

Аллах приветствует и благословляет приобретение знаний – ученые сходятся на том, что это распространяется как на мужчин, так и на женщин. Необычным является и то, что мужчин-мусульман обязывают вкладывать деньги в семью, зато деньги женщины – только ее собственность, которой она полноправная хозяйка. Ислам открыто признает, что женщина и мужчина равны перед Богом и их поступки будут оценены одинаково - тем самым мусульмане достигли духовного равенства между собой. Ислам признает уникальные возможности человека, при этом оберегая права как мужчин, так и женщин.

Многих христианок волнует вопрос многоженства, о котором они столь наслышаны. Нашему менталитету это довольно чуждо – представить рядом с собой и своим мужчиной соперницу, предъявляющую на него права, которой запрещается выцарапать глаза. Хотелось бы успокоить взволнованных читательниц: все чаще люди обращаются к четвертой суре Корана, в которой речь идет об имущественном равенстве. Кроме того, если мужчина не может содержать больше одной жены, он не женится на еще одной. Конечно, полигамия допускается, но в куда более исключительных случаях. Так что процент многоженства весьма низок в странах Востока.

Глядя на арабских женщин, можно говорить, что они просто образец радости в сравнении с христианками. И это заслуга не национальности, а религии, слова и закона Аллаха.

magicjournal.ru

Современная мусульманка … Какая она? Покорная жена, следующая повелениям своего Господа, заботливая мать, обучающая детей законам Ислама, прилежная дочь, скромная невестка, верная подруга. Не перечесть всех качеств, которыми одарил Аллах женщину.

Но сегодня мы поговорим о внешности. Как выглядит современная мусульманка? Что мы видим, выходя на улицу? Наши скромные и кроткие сестрицы – мусульманки словно забыли о велениях Господа. Встретить девушку в хиджабе, при этом с «боевым раскрасом» на лице, напомаженую ароматным миском, к сожалению, стало не редкостью. Это словно норма жизни. Где же стыд и кроткость? Где богобоязненность, о которой так много любят говорить и хвастать современные девушки. Что уж говорить о современном хиджабе. Модно повязаный яркий платок, обтягивающая юбка или платье и обувь на каблуке, чтоб непременно стучала при ходьбе. Может быть, наслушавшись от всех что мусульманки угнетенные и обиженные, не имеющие прав ни на что, наши сестры поддавшись стадному инстинкту решили доказать что это не так?! Что же получается, мнение окружающих страшнее гнева Создателя?!

Одежда и весь внешний вид мусульманки должны говорить о ее скромности. Она (одежда) не должна быть яркой, обтягивающей, просвечивающейся. Айша (р.а) передает: «Аллах смилостивился над первыми женщинами - мухаджирами. Когда Он ниспослал аят «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете», они разорвали на кусочки свои плащи и покрылись ими». (Аль-Бухари, 4480 и Абу Дауд, 4102).

Мусульманка не должна использовать макияж, выходя на улицу, это дозволено только перед мужем. Аллах в Коране говорит: «… скажи верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту - места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей <…>и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни!» (Коран 24:31).

К тому же с медицинской точки зрения макияж вреден, так как он препятствует поступлению кислорода, ведь 60% кислорода мы получаем через легкие, а остальные 40% через кожу. И если вы намажете на себя тонны кремов, пудры, помады, то ваша кожа получит кислородное голодание. Оттуда и преждевременное старение кожи.

Также мусульманка не должна использовать миск при выходе из дома. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Всякая женщина, которая надушилась и вышла из дома для того, чтобы мужчины почувствовали исходящий от нее аромат, подобна прелюбодейке».

И так мы видим, что доказательств тому, что красоту нужно скрывать от посторонних глаз много. Будь то аяты Корана или хадисы Пророка (с.а.в), везде сказано о скромности женщины.

Конечно, соблюдать законы Шариата тяжело. Особенно в светской стране. Но кто сказал, что рай заслужить легко? И если мы посмотрим на матерей правоверных, то увидим, что им было сложнее, чем нам. У них не было удобств, которые есть у нас. Но разве так они выглядели, разве о том думали. Они делали все, чтобы заслужить довольство Аллаха. Помогали нашему Любимому Пророку (с.а.в), сами шили одежду, воспитывали детей, заучивали Коран, хадисы Посланника Аллаха (с.а.в) обучали людей религии, терпели голод и нужду. И при этом были довольны и думали о мире вечном. Наши духовные матери выбрали Ахират в пользу дуньи. Почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь именно им мы должны подражать. Если больше думать и работать над своим внутренним миром, то это обязательно отразится на внешнем виде.

Похожие статьи

  • Рылеева и особенности декабристской поэзии

    Поэзия К.Ф. Рылеева Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго - с первых ученических опытов 1817-1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826),...

  • Где жила понравившаяся пирогову блондинка

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия, а только те, которые вызывали у...

  • Жизненные цели — чем больше, тем лучше!

    100 целей в жизни. примерный список 100 жизненных целей человека. Большинство из нас живет, как ветер — двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.Один из лучших советов, который можно вам дать: “с уверенностью смотрите в будущее —...

  • Коммунистическая партия белоруссии

    Она была создана 30 декабря 1918 года. Идея создания Коммунистической партии большевиков Белоруссии была озвучена на конференции белорусских секций РКП(б), проходившей в Москве 21-23 декабря 1918 года. В работе конференции принимали...

  • Литературно-исторические заметки юного техника

    Глава 10. Родство по духу. Судьбы семьи КутеповыхБорис Кутепов Следующий за Александром брат Борис выбрал путь служения царю и Отечеству. Все три брата участвовали в белой борьбе. Определенные черты характера объединили их: не с крестом, а...

  • Полное собрание русских летописей

    Древняя Русь. Летописи Главный источник наших знаний о древней Руси – средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9...