Консультация «Праздники народов ханты и манси», «Медвежий праздник. Ханты – хранители культа медведя

ЭКСКЛЮЗИВ клуба "Дикий Север". Этнографическое путешествие в древние земли ЯМАЛа: "Медвежий праздник Ханты - хранителей культа медведя".

Полное название маршрута : " Ханты - хранители культа медведя. Жизнь коренных жителей ЯМАЛа. Медвежьи игрища. По следам древних менквов. Рыбалка и охота у ханты. Стойбище оленеводов ханты".

Уникальное этнографическое мероприятие на Ямале. Единственная в мире сохранившаяся только у народа ханты традиция - обряд "Медвежьи игрища". Культ медведя характерен для многих народов Севера, но медвежий праздник в полной мере сохранился лишь у племён ханты.

С 2016 г обряд «Медвежьи игрища » находится под защитой ЮНЕСКО как памятник нематериального культурного наследия.

Один раз в год , с февраля по март, на севере, только на Сынской земле в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого Автономного округа, проходит удивительный праздник по сохранению и передачи традиций древнего сакрального обряда «Праздник медведя ». Местные жители с удовольствием делятся секретами изготовления предметов быта коренных народов Северного Урала: берестяной туес, изделия из кости (резьба по кости), женские бисерные украшения «сак паль», обрядовых атрибутов (шапка, рукавицы с орнаментами). В рамках праздника пройдут наглядные обучающие занятия: разучивание песен и сценок на языке Сынских ханты, мужские и женские танцы. Желающие, смогут приобщиться к традиционному быту народностей ханты - посетить родовую деревню, примерить традиционный костюм, сходить на охоту, рыбалку, отведать блюда хантыйской кухни, посетить оленье стойбище и многое другое.

Север - прекрасен и притягателен. Кто хоть раз побывал в этих широтах, непременно захочет вернуться сюда снова и снова. Как живут здесь люди, что едят, каким молятся богам и кого почитают, на эти и другие вопросы каждый может получить ответ, посетив гостеприимный ЯМАЛ.

Во время путешествия Вы сможете прочувствовать всю прелесть северной жизни, погостить в доме коренных местных народов (в традиционных жилищах хантов: деревянном доме, чуме или чуме-палатке), научится традиционным ремеслам (резьбе по кости, обработке меха и изготовить для себя берестяной туес, сплести рыболовную сеть или сделать персональный оберег). Поохотиться в местных лесах и выловить рыбу из холодной северной чистейшей реки Сыня, которая берет свое начало далеко в горах приполярного Урала, где редко ступает нога человека. Приготовить обед или ужин, согласно местным традициям с добавлением традиционных ягод из леса и тундры (брусники, морошки и пр.).


























На Севере проживают животные, без которых не выжить северному человеку. Олень - это не только транспортное средство, но и дом, и ночлег, и еда, и одежда для коренного населения. Здесь, на ЯМАЛе, можно побывать в настоящем действующем стойбище, покормить и полюбоваться этими красивыми животными, переночевать в настоящем чуме, послушать народные придания и узнать некоторые тайны из жизни оленеводов. Ярким и незабываемым моментом путешествия будет участие в традиционном древнем священном обряде хантов - Медвежьи игрища:

Обряд "Медвежьи Игрища". Как это бывает. Видео Телеканала ТРВ-Мужи.

С культом медведя, или с Хозяином, как говорят в этих краях, связан один из главных и самобытных обрядов на ЯМАЛе, который и вы сможете посетить. Проходит он не часто, все зависит от того, "пришел ли Хозяин". Если выбор сделан, определяют время и место проведения. Собираются гости в национальных костюмах. В течение 4-5 дней ханты поют песни, разыгрывают сценки, обильно питаются блюдами национальной кухни, общаются. К этой многовековой традиции, привлекают детей (во время сценок показывают и рассказывают об устройстве мира, о том, как жить, любить, почитать Богов, воспитывать детей), о том, что такое хорошо и плохо тоже можно узнать, побывав на этом удивительном обряде.

Во время пребывания на обряде, также можно познакомиться с бытом ханты, собственноручно поставить чум, принять участие в сценках и играх, которые запомнятся вам надолго.







































Сроки проведения путешествия согласовываются заранее (указываются в графике клубных снегоходных экспедиций).

Регион проведения экспедиции : Ямало-Ненецкий Автономный Округ.

Уровень сложности предлагаемого маршрута - комфорт.

Цель путешествия : Знакомство с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера, позволяющее приобщить современного человека к истокам и традициям древней культуры. Расширение представлений о материальной и духовной культуре народов, проживающих на территории Северных регионов России.

Активная часть путешествия - зимняя рыбалка на рыбу северных рек, составляющую основной рацион питания ханты: сырок, щука, хариус и таймень, охота на боровую дичь, хантыйские танцы, соревнования, посещение стойбища оленеводов.


  • Вы увидите своими глазами уникальный обряд народов ханты - «Медвежьи игрища», и прикоснётесь к таинству этого действа, через песни, танцы и сценки;
  • Вы посетите далекий хантыйский поселок сынских ханты, приобщитесь к быту, культуре и традициям этого удивительного народа;
  • Вы познакомитесь с настоящими шаманами, обладающими древними знаниями прорицания и исцеления, примите участие в настоящем шаманском обряде и празднике;
  • Вы сделаете памятные сувениры своими руками из традиционных для севера материалов - бересты, кости, сукна, бисера, а так же у вас будет возможность сделать уникальные фотографии священных для ханты мест;
  • Вы совершите незабываемое путешествие на снегоходе или в оленьей упряжке по зимней реке Сыне;
  • Вы побываете в традиционной хантыйской деревне, очень далеко от цивилизации, посетите стойбище оленей, приобщитесь к традиционному виду рыбалки, к охоте и другим таёжным промыслам;
  • Вы научитесь управлять традиционным хантыйским средством передвижения, запряженными оленями нартами;
  • Вы познакомитесь с Ямальским Севером России, насладитесь чистотой и первозданностью природы ЯМАЛА, умоетесь чистейшей водой ледниковой реки Полярного Урала;
  • Вы отведаете блюда традиционной хантыйской кухни: строганину, оленину, медвежатину , хантыйскую уху, ягоду и прочие вкусности;
  • Вы порыбачите на дикого хариуса, половите трофейных щук, которые настолько огромны, что вытащить их можно только сетями;
  • Вы отдохнёте от городской суеты в хорошей компании интересных людей в далеком хантыйском поселке;
  • Если повезет, вы полюбуетесь захватывающим северным сиянием - природным явлением способным удивить и потрясти своей завораживающей и чарующей величественностью;
  • Возможно, вы встретитесь с дикими зверями - лосями, оленями, соболями и росомахами, многочисленными следами которых истоптаны все таёжные тропы;
  • Вы насладитесь незабываемым отдыхом в суровой красоте Cеверных широт ЯНАО;
  • На время путешествия вы забудете о городе, его проблемах и стрессах, станете другим человеком - настоящим таёжным жителем. Испытаете на себе действия сил природы, их дикость и первозданность. Откроете для себя иной мир. Мир настоящих людей, природной красоты и свободы.

Медвежий праздник проходит в красивейших местах Полярного Урала - на территориях родовых угодий ханты, в условиях низких зимних температур. Часть путешествия проходит по скованному льдом руслу реки Сыни, священной для народа ханты, по зимникам и снегоходным тропам, ведущим в хантыйские избы и посёлки, деревни и оленьи стойбища.

Территория ЯМАЛА огромна - это один из самых неведомых труднодоступных районов. Край лесотундры, переходящей в бескрайние просторы тундры.

Приняв участие в событии «Медвежий праздник Ханты», путешественники совершат путешествие в жилой поселок племени ханты - Овгорт и старинную деревню на берегу реки Сыня - Вытвожгорт, которые расположены вдали от цивилизации, в приполярной тундре. Здесь живут в глубокой автономии представители коренного этноса - ханты. Участники группы побывают в условиях абсолютно дикой природы, где могут встретиться с местными лесными обитателями: волками, куницами, лосями, росомахами, рысью, дикими северными оленями. Добраться до хантыйских населенных пунктов - настоящее приключение - почти тысяча километров по федеральной и несколько сотен километров по зимней дороге.
































В этом зимнем путешествии, для комфортного отдыха и размещения участников, мы предлагаем воспользоваться услугами гостиницы-общежития в поселке Овгорт.

Уникальная и величественная природа , крепкие морозы и снежные насыпи, лесные тропы, истоптанные дикими зверями, священная река Сыня, кишащая разнообразной рыбой, — все это создает оптимальные условия для путешествия на рыбалку и охоту в холодное время года. С приходом зимних морозов особенно ценятся здешние места среди рыбаков, которые регулярно наведываются на ЯМАЛ, на излюбленные и недоступные летом озёра и реки - за трофейной рыбой и приключениями.

На протяжении всего путешествия команду туристов-снегоходчиков будут сопровождать квалифицированные специалисты клуба: руководитель группы, член Русского Географического общества Владимир Анищенко и профессиональный гид-культуролог Мария Волобуева.







Анищенко Владимир Станиславович: Член Русского Географического Общества, специалист по традиционной народной культуре народов Урала, эксперт в области криптозоологии, минералогии и геологии коллекционных минералов и самоцветов Урала и Сибири, эрудит по культуре коренных народов Приполярного и Полярного Урала Волобуева Мария Викторовна . Культуролог, мастер по художественной обработке шерсти, специалист по народным художественным промыслам, исследователь традиционной культуры малых народов России.


Также по желанию участников экспедиции возможно включение в состав группы профессионального шеф-повара и местного проводника - ханты , который проведёт команду по маршруту в своих угодьях, расскажет о древних преданиях и легендах, покажет скрытые от постороннего взгляда хантыйские тайники, священные лабазы, амбары-сумьяхи, урочища и святыни.

Предлагаемое путешествие будет очень интересно путешественникам ввиду недоступности местности, которая крайне редко посещается туристами, рыбаками и охотниками из-за отсутствия автомобильных дорог. Это абсолютно дикая местность, для которой характерно полное отсутствие цивилизации, ханты живут в дальних урманах в полной автономии, в непривычных для современного человека условиях, также как и многие века назад.

Питание группы осуществляется по предлагаемому местному хантыйскому меню. По дополнительной заявке, в полевых условиях предоставляется ресторанные блюда на выбор: северная кухня, либо блюда русской охотничьей и рыболовной кухни, или же по предпочтению команды: итальянская, французская, восточная и европейская кухни. Шеф-повар-профессионал, имеющий опыт более уже 15 лет, приготовит самые изысканные блюда и удивит манерой подачи блюд и сервировкой стола даже самых требовательных гурманов-едоков.




















Примерная предлагаемая программа путешествия
:



Ранний выезд автотранспортом из г. Екатеринбурга в пос. Овгорт (расстояние 1200 км, 900км по автодороге и 300км по зимнику). Для того, чтобы добраться до пос. Овгорт необходимо около 30 часов. Возможа остановка на ночь (по ситуации) в: г. Югорске (ХМАО), / г. Нягани (ХМАО) / г. Березово (ХМАО). Размещение в гостинице (за собственный счёт).


Завтрак (за собственный счёт). Выезд в пос. Овгорт. Дальнейший путь проходит вдоль бесконечного югорского газопровода Северный Поток по белоснежному и бескрайнему зимнику, через удивительную жемчужинку на краю Земли - поселок Берёзово, где провел свои последние дни знаменитый сподвижник Петра-1 Александр Меншиков. По предварительному согласованию возможна обзорная экскурсия с возможным посещением музеев и основных достопримечательностей: Изящнорй церкви на утесе с интересной, оставшаяся в живых архитектурой, музеем и даже местным аэропортом. Прибытие в пос. Овгорт. Размещение в гостинице-общежитии либо интернате (комнаты на 2-4 чел.). Ужин. Ночлег.


Завтрак в пос. Овгорт. Знакомство с укладом семьи ханты. Посещение краеведческого музея пос. Овгорт с проведением мастер-класса. Знакомство с традицией «Медвежьих игрищ». После обеда - выезд во посёлок Вытвожгорт. Дорога по зимнику (вверх по реке Сыне) - 22км. Знакомство с семьёй ханты Куртямовых. Знакомство с традиционным современным укладом ханты в деревянном доме местных жителей. Чаепитие в традициях хантов. Экскурсия по деревне. Посещение 100-летнего дома. Установка чума. Обед. Посещение священных мест (Женщины и мужчины отдельно). Проведение Обряда. Размещение в деревенском доме. Мастер-класс по изготовлению орнамента из меха оленя (для женщин), плетение сети (для мужчин). Прогулка «по звездному небу» и если повезет, можно увидеть северное сияние. Баня. Ужин. Отбой (ночевка в доме).

СПРАВКА
: Медвежьи игрища - Пупи Хот. Традиции, связанные с медвежьим праздником находят отголоски в различных культурах. Культ медведя, как старшего брата, или сына Бога почитался у многих народов. До наших дней, традиции медвежьего праздника в том виде, в котором проводили испокон веков, сохранилась лишь у обских угров. Праздник не привязан к календарной дате. Он может проходить как один раз в несколько лет, так и каждый год (как Медведь решит). Как и у многих народов, все праздники проводятся на растущую луну. Место проведения, родовое поселение, того, кто (или где) совершил - ритуал убийства медведя. Ведь в традиции ханты нет понятия охоты на медведя. Хозяина леса могут убить лишь в том случае, если он несет реальную угрозу человеку. Именно Этого Хозяина праздника обнаружили в этой самой деревне. Пришел и жил несколько дней, пока не подъел хозяйские припасы на зиму, тем самым создав опасность для жителей. Сам обряд «Медвежьи игрища» проводится от 4 (либо 3) до 5 (либо 4) дней. В первом случае, если это самка медведя, во втором, если самец. Шкуру медведя складывают определенным образом в жертвенную позу (когда голова находятся между лап, в одной плоскости). Глаза и нос закрывают монетами или берестой, чтобы хозяин не чуял присутствия человека. Сверху накидывают платком. Рядом с Хозяином в течение всех дней праздника сидит специально избранный человек, в его обязанности входит делать зарубки на деревянном колышке - фиксируя количество спетых песен на обряде за все дни.


Утро.
Завтрак. Начало праздника "Медвежьи игрища ". Сценарий игрищ проходит по казымской традиции (около 300 песен сохранилась, благодаря сохранившимся записям). В течение дня исполняются песни, танцы, разыгрываются сценки, описывающие структуру мира, возвышающие богов, высмеивающие человеческие пороки и прочие недостатки. Каждый день имеет четкую структуру. В день исполняется нечетное количество песен. Количество участников тоже нечетное - 1 ведущий шаман и 3 или 5 мужчин, встают перед головой медведя, берутся за мизинцы и поют о встрече человека с медведем и раскачиваясь в такт поют обрядовые песни. С утра шаманами ханты проводится гадание. Определяется тот ханты, кто будет проводить обряд. Спрашивают у Хозяина. Туша весит прилично, хоть и разделана давно, но странные вещи происходят во время гадания - кто то не может ее оторвать от земли, а тот, кто почувствовал в этой тушке пушинку, тому и вести праздник. К полудню общий сбор. В родовую деревню Вытвожгорт прибывают гости из разных сторон. После расспросов Медведя, оленеводы едут за оленями на стойбище оленеводов (для жертвоприношения). Мужчины и женщины располагаются отдельно - так здесь положено. Женщины не имеют права заходить за территорию чума, где командуют мужчины. На запряженных нартах привозят Медведя. Несколько раз объезжают обрядовый чум, с криками, оповещающими приезд Хозяина праздника (5 раз: 3 подряд и 2 через паузу) с особыми криками мужчины, чтобы Медведь впустил в чум). В это время чум окуривается чагой и шкурой выдры - так ханты освещают и очищают пространство. На дым накладывается энергия чистой воды и чистого зверя. Самого Хозяина (так называют главное действующее лицо праздника - Медведя) вносят в чум с южной стороны, для него был сделан отдельный вход. Затем каждый гость, приносит дары: платки, ткани, рубашки, украшения и кушанья: конфеты, печенья, ягоды и прочие преподношения для освящения. Каждому входящему в чум шаманы обтирают лицо снегом, что символизирует воду (очищение перед началом праздника).
В обрядовых песнях рассказывает о небесном происхождении медведя, который наказан Отцом Торумом за нарушение запретов. Небесный отец не позволял трогать оленьи стада, ни разорять лабазы и дома и не разрушать людские могилы, но голодный зверь забывает об этом и учиняет разбой. Мать-Земля вступается за людей, пророча медведю небесную кару. В лице охотника приходит смерть зверю. Так медведь становится смертным, но душа его должна вернутся на небо. В процессе праздника исполняются мужские и женские танцы. По поверию, каждый гость обязан танцевать, иначе Хозяин может обидеться и послать неприятность.
День. Посещение стойбища оленей для выбора жертвенного оленя. Обед в стойбище. Тренировка в метании маута на хорей. Ловля оленя арканом. Прогулка по лесу, знакомство с флорой и фауной лесотундры. Проводники ханты учат путешественников читать следы зверей на снегу.
Вечер. Возвращение в пос. Вытвожгорт. В течение дня в посёлке проходит обряд жертвоприношения. Шаманы ханты забивают священного оленя, преподносят его в дар Богам, день заканчивается коллективной трапезой - ужином, камланием и пением хантыйских песен. Песни поют до глубокой ночи, заканчивают «убаюкивающей песней» - ил вэлттаты ар , на голову Медведя накидывают платок, символизирующий спящее животное. Несмотря на то, что чум практически не отапливается, гости находятся в чуме и участвуют в обряде и только потом все расходятся до следующего дня. Отбой.


Утро.
Медвежьи игрища ". День начинается с песни пробуждения - нух киллтаты ар когда откидывается наброшенный на медведя платок. Когда медведь разбужен, перед ним обязательно ставят чашу с дымом чаги, очищая новые дары и яства. Песни посвящены духам - охранителям - рода, хозяевам рек, лесов и пр. Обращаются к богам верхнего мира, песни-духов покровителей, так называемые миш ар . Своим чередом идут медвежьи песни. Появляются персонажи в берестяных масках. Все участники сценок и танцев - мужчины. Если по роли необходимо присутствие женского персонажа - мужчина покрывает голову раскрытым платком, закрывая при этом полностью голову. Этот блок песен, посвящен высмеиванию человеческих пороков.
День. Продолжение знакомства с жизнью хантов. Выезд на реку. Рыбалка на трофейную щуку (подледная, традиционная). Возвращение в посёлок. Приготовление обеда. Мастер-класс. Просмотр фильма «Сага о хантах». Баня (по желанию). Продолжение праздника "Медвежьи игрища". Следующая часть праздника - вечерние песни, посвященные лесным божествам - менвкам . По окончании песнопений - ужин. Отбой.

6 день . Окончание праздника "Медвежьи игрища".

Утро. Завтрак. Продолжение праздника "Медвежьи игрища ". День начинается с песни аланг ар - утренней песни, продолжает Полум - Торум . После завершения Полум - Торум, начинаются песни для духов покровителей. Представлены тесты песен обских, кунаватских и казымских племён ханты. Последовательность песен согласовывался с Медведем посредством гадания. В конце Медвежьего праздника появляются персонажи, изображающие птиц и зверей. В их коварный план входит кража души медведя, чтоб он не возродился. Участники игрищ отгоняют непрошенных гостей, сохраняя тем самым душу медведя. Последняя песня на празднике - направление души медведя на небо. Для этого отверстие чума закрывают шкурой оленя. Поют в тёмном чуме. После окончания песни, всех участников праздника «вышвыривают» из чума. Перед чучелом медведя ставят тарелку с мукой, в которой проявляется след медведя, говорящий о том, что праздник состоится на будущий год. Медведя в жертвенной позе переносят на специально подготовленную для этого нарту. Исполнители обрядов также выходят из чума оттуда, откуда был перемещен медведь. Это территория только для мужчин. Здесь проходит сакральная часть праздника. Мужчины гадают на предстоящую охоту, устраиваются состязания с кривым луком, кривыми стрелами и каждый участник должен попасть в узор, вырубленный на дереве. Поют песни о душе медведя. Если зверь согласится быть духом-хранителем, его душа отправится на небо, если нет - останется с медведем. Здесь же, в святом месте, одаривают главных исполнителей обряда. После проведения финальной части праздника - праздничный ужин для гостей с поеданием медвежатины (по желанию), дегустацией местных блюд хантыйской кухни, состоящих из оленины, строганины, национальных рыбных блюд из сырка, щуки, хариуса и тайменя, прочие угощения и десерты для гостей.

СПРАВКА : Уникальность традиционного праздника обских угров - Медвежьи игрища, заключается в том, что в течение 4-5 дней дается повествование об устройстве мира, о взаимоотношениях между людьми, об отношении к природе. Здесь все меняется местами - день и ночь. Начало действий происходит в середине дня и заканчивается под утро. Это своего рода - энциклопедия жизни ханты . Потому-то традиция эта сохранилась и живет, развивается и с каждым годом расширяет границы и территориальные и национальные. В средине IXX века, венгерский ученый Антал Регули, путешествуя по Северному Уралу искал исторические корни своего народа. Собирая фольклор, он сделал важное для самооценки обских угров открытие: оказывается их «песенки» представляют ценность для других людей, других народов. Их картина мира кому-то еще нужна.

7 день. Свободное время.


Утро.
Завтрак. Посещение площадки «Медвежьих игрищ» и участие в обряде. Обед. Обмен опытом. Мастер-класс по изготовлению сувениров. Заключительный ужин. Подведение итогов. Вручение сертификатов «посвящение в ханты». В дневное время для желающих может быть проведена экскурсионная прогулка по тайге с опытным таёжным жителем - ханты. Также может быть проведена о хота, включающея в себя установку ловушек, охоту на боровую птицу и дичь. По желанию гостей, возможно посещение стойбища оленеводов. Возвращение на ужин в посёлок Вытвожгорт.

8 день. .Возвращение в пос. Овгорт


Утро.
Ранний подъём. Завтрак. Прощание с семьями ханты. Упаковка личных вещей. Ранний отъезд в пос. Овгорт и в г. Екатеринбург. Обратный путь на автотранспорте через г. Березово (По согласованию с группой, остановка на ночь в г. Нягань / либо в г. Югорск / либо в г. Ивдель, по дорожной сиуации). Размещение в отелях транзитных городов осуществляется за собственный счёт.

9 день. .Возвращение в Екатеринбург.


Ранний выезд автотранспортом из г. Нягань / г. Югорск / г. Ивдель. Трансфер в г. Екатеринбург. Окончание путешествия. Разъезд участников.


За время, проведённое в этом мероприятии, участники путешествия полностью погружаются в аутентичную среду жизни коренных народов, населяющих Большой Урал. Медвежьи игрища по праву можно назвать шедевром нематериального культурного наследия человечества. И это счастье, что есть народы, где получается сохранить традиции и более того, передать их потомкам, как это делают хранители Пупи Хот в ЯНАО.

Сроки проведения путешествия согласовываются заранее - даты выездов указываются в графике клубных снегоходных туров - экспедиций . Оптимальная численность группы 10-15 человек. В случае необходимости, состав группы может быть увеличен по согласованию.

Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул.Московская 195, офис 913

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением и связаны с представлениями о медведе как священном звере.

4 слайд

Описание слайда:

Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: охота или инсценированная охота на выращенного для этого медведя с соблюдением правил, запретов и ритуалов – свежевание, доставка туши или шкуры с головой в селение; встреча медведя как гостя, одаривание (и угощение); извинительные обряды (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса – на ворон), воспевание его как предка рода, фратрии Мось или родственника (медвежий фольклор), звериные и птичьи пляски (предков родов или в подражание медведю), драм. сценки и инсценировки, в некоторых случаях и спорт. состязания; ритуальное приготовление медвежьего мяса и трапеза, сбор, захоронение костей, черепа и др. обряды, призванные возродить медведя, хранение шкуры, черепа, норки (части морды), губ и пр. в качестве священных.

5 слайд

Описание слайда:

Мифы В эвенкии рассказывается о девушке, которая шла в лес, упала в нору к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Затем она вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат убил старшего – медведя. Умирая, медведь завещал, как надо на него охотиться и как хоронить. У хантов и манси медведица, съевшая растение порих и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собой. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая в течение 3 ночей наставляла ее, как надлежит себя вести и как поступить с мясом и костями. У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и наказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти.

6 слайд

Описание слайда:

Ярко представлен медвежий праздник у нивхов Охотились на медведя члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у-у!» 3 раза, если это был самец, 4 – если медведица. Чтобы задобрить, в левое ухо медведю клали табак. Освежевав, доставляли в селение – везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на муз. бревне. Тушу заносили в амбар, шкуру с головой – на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили угощение, в т.ч. жареное мясо медведя, которое раздавали присутствующим. Трапеза проходила с муз. сопровождением.

7 слайд

Описание слайда:

Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал медвежьего праздника с выращенным в клетке медведем. Медвежий праздник проходил в января – февраля, в период полнолуния, в течение 15 дней. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой – с поминками по умершему родственнику. Медвежонка, найденного в лесу, 3 года выращивали в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Медвежий праздник устраивался в память умершего родственника хозяина – по поверью, после смерти его душа перешла в медведя.

8 слайд

Описание слайда:

Праздник делился на несколько этапов: изготовление священных стружек (инау); убиение медведя; водворение головы медведя на помост; угощение медвежьим мясом гостей; приношение в жертву собак; разъезд гостей

9 слайд

Описание слайда:

В назначенный день хозяин медведя лил вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить их: они не могут больше держать медведя, хотя все время обращались с ним хорошо. Он с гостями шел к клетке и угощал медведя, разливал перед ним вино. Женщины плясали перед клеткой, а вскормившая медведя хозяйка плачем и особым танцем выражала свою печаль. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, спец. студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему – это должно было принести благополучие дому. Под звуки муз. бревна все плясали, изображая пантомимой будущее путешествие медведя к прародителям. У последнего дома начинались проводы медведя: на него, как на умершего человека, надевали 2 пояса, сплетенные из травы, к ним привязывали «дорожное продовольствие» и «дорожные предметы» (корни, клубни растений, ягоды, мешочки с табаком и др.).

10 слайд

Описание слайда:

Убивал медведя зять (или зятья). Это происходило на специально подготовленной площадке (стрельбище), огороженной обрубленными елочками и украшенной стружками. Медведя привязывали к резным столбам. Хозяин обращался к нему: «Теперь мы устраиваем большое пиршество в твою честь; не пугайся, мы не будем вредить тебе, мы только убьем тебя и пошлем к Хозяину леса, который тебя любит. Мы собираемся дать тебе еду, лучшую, какую ты когда-либо ел у нас, мы все будем плакать по тебе. Человек, который убьет тебя, – лучший стрелок среди нас, он плачет и просит твоего прощения. Ты ничего почти не почувствуешь, это будет сделано быстро. Мы же не можем кормить тебя вечно, ты сам понимаешь. Мы сделали для тебя все, что могли, а теперь твоя очередь позаботиться о нас – попроси Хозяина, чтобы послал на зиму побольше выдр, соболей, а на лето – тюленей и рыб в изобилии, не забудь нашей услуги. Мы очень любим тебя, и наши дети тебя никогда не забудут…»

11 слайд

Описание слайда:

Площадку и угощение готовила семья, вырастившая медведя. Тушу свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие на длинном шесте и клали на собачий помост. В жертву приносили собак. Между трапезами продолжались танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельба из луков, женщины играли на муз. бревне. Медвежье мясо варили на огне, разведенном родовым огнивом, подавали в спец. деревянных ковшах, к-рые делали к каждому празднику, вынимали также спец. ложкой-черпаком с вырезанным изображением медведя. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Все кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним к.-л. дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины – чашку с едой). Они якобы отсылались «лесным людям» – медведям. Накануне окончания М.п. старики сидели всю ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и вели беседу с медведем.

12 слайд

Описание слайда:

Медвежьи черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью в связи с промыслами «кормили» их (ороки и орочи предварительно чернили череп). Рядом ставили елки по числу убитых медведей. Под звуки музыкального бревна в амбар водворяли нов. череп, ставили перед ним еду, говорили слова прощания. Медвежий праздник народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя-предка и хозяина зверей) и промысловых обрядов. В нем также нашел отражение широко распространен у северных народов миф об умирающем и воскресающем звере.

13 слайд

Описание слайда:

Нивхский праздник – это яркое воплощение народной духовности. В основе праздничного ритуала лежит мифология магии. В сопоставлении с праздничной других народов Амура и Сахалина нивхские праздники имеют как сходные с ними, так и только им присущие самобытные черты.

Медвежий праздник – самый важный праздник в жизни общины. Люди считали, что медведь был их предком и родственником и представителем мира таежных (горных) духов. Медведя, убитого охотником, встречали в селении как дорогого гостя песнопением, игрой на ритуальном музыкальном бревне.

Сложный ритуал медвежьего праздника почти в неизменном виде сохранился с древнейших времен до середины XX столетия. Медвежонка из тайги приносили в селение, где три-четыре года вся община выращивала животное и заботилась о нем: ухаживала, кормила, выводила на прогулку. Во время воспитания медведя соблюдалось множество правил и запретов. Для медведя специально сооружали бревенчатую клеть, изготавливали ритуальную посуду. Кульминацией праздника становился ритуал убиения - «отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. На праздник, проводившийся в честь умерших родственников, съезжались родственники по мужской и женской линии, соседи из других стойбищ. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. На главном месте, украшенном ритуальными лиственницами и стружками инау, опытный охотник из лука стрелял в животное.

В последний раз ритуальные угощения «мос» подавали убитому зверю как жертвоприношение от мира людей миру «горных людей» – духов. Верили, душа возродится и вновь вернется к людям в образе медведя. Медвежье мясо вкушала вся община и многочисленные гости. Однако были некоторые части животного, запрещенные к еде женщинам, молодежи, детям. Старейшины, главы рода ели и табуированные части. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву горным духам. Кости медведя хозяин праздника помещал в родовой деревянный амбар. Десятилетиями в нем хранились останки всех медведей, убитых членами данного рода на празднике и на охоте.

В праздничные дни соревновались в бегах на собачьих упряжках, молодежь затевала игры, национальную борьбу. Женщины готовили угощения для большого числа гостей, которые приезжали, из отдаленных селений. Под ритмы, выстукиваемые женщинами палками на музыкальном бревне, они пели о мифическом предке Мыкрфине, с именем которого связано возникновение этого праздника.

От «горных» духов зависит благополучие общины, так как они посылают людям «свои дары» - животных, ягоды, растения, и сородичи не голодают. Община же в свою очередь возвращает «подарки» – подношения духам. Дух-хозяин тайги становился покровителем будущему, еще не родившемуся потомку устроителя праздника.

Коренные народы создали неповторимую музыкальную культуру, сохранившуюся в колыбельных, любовных, бытовых песнях. Айнки исполняли наигрыши на струнном инструменте «тонкори» и пластинчатом язычковом инструменте из бамбука «муккури». Нивхинки играли на однострунном смычковом инструменте «тынрын», на дудочке «певс», варгане, на музыкальном бревне. Уйльтинки грациозно исполняли, танцы с погремушками. Некоторые приемы игры на этих инструментах и танцевальные движения, имитирующие движения зверей и птиц, народные мастера воспроизводят на возрождаемых к жизни праздниках в современных общинах северян.

// Роон Т. П. Коренные народы / [Т. П. Роон; отв. Ред. М. М. Прокофьев]. – Южно-Сахалинск, 2010. - С. 52-55.

Народы Севера проводят древний обряд с красивым празднеством, которое длится несколько дней.

Раньше такой устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у таких народов, как манси и ханты зависела от того, кого убили охотники.

Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке — 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.

Потом праздник стали проводить не постоянно, но не менее, чем раз в семь лет.

Нередко каждый из нас мог слышать такие выражения, как «Неуклюжий, как медведь», «Медведь косолапый», «Медведь на ухо наступил». Но очень часто можно услышать про него и ласковое — «Медведь Батюшка», уважительное — «Михаил Потапыч», «Лесной старик», «Гость», «Старик Князь». У многих народов мира к особое отношение. Ведь это красивое, ловкое животное. Мало кто из животных посмеет напасть на него. Соперником для этого вида может быть только человек.


По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать . Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник.



Во время проведения этого древнего и интересного обряда, проводятся традиционные ритуалы, устраиваются театрализованные представления, сопровождаемые музыкой, пением, танцами, переодеванием в различные костюмы. Есть даже особенный ритуальный танец с семью стрелами. Все дни восхваляют медведя и перекладывают вину за убийство зверя на ружье, а за поедание мяса — на ворон. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Сам праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Для этого специально выращивают медведя до трехлетнего возраста. Затем справляют встречу. Раздается угощение. Чаще всего монеты, сладости. Наряжают и животное. На глаза и нос кладут серебряные монеты. Медведю надевают берестяной намордник. Медведица же получает на голову платок и бисерные украшения.


Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу.



После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.

Шкура, часть морды, губы, череп — считаются священными и хранятся отдельно. На этом празднике можно не только посмотреть представление, но и купить много сувениров, которые изображают медведя. Для женщин интерес представляют украшения из бисера, связанные коврики, меховые изделия. Мужчин покорят ножи, которые имеют на ручках изображение тотемного животного, кожаные изделия ручной работы. Красивы также национальные костюмы. А какие маски можно найти и повесить для украшения интерьера своей квартиры! Для детей представлены игрушки в виде медведя.



В России медведя тоже почитают с давних времен. Есть даже восточнославянский праздник пробуждения медведя. Этот праздник был соединен с Масленицей. Но после принятия христианства празднование пробуждения медведя перенесли на более раннее время и перестали поклоняться этому зверю. 24 марта ходили ряженные в костюмах косолапого, которые делались из медвежьих шкур. Шло веселое гуляние со сжиганием чучел, катанием горящих колес и танцами настоящих медведей со скоморохами. Хозяин леса был похож на русского Бога Велеса или, как по-другому его называют, Волоса. Велес считался покровителем скота, был косматым и волосатым. Даже волхвы надевали на себя медвежью шкуру.

До сих пор осталась любовь у народа к этому красивому, могучему животному. Если представится возможность, то обязательно стоит поехать на фестиваль, который проводят народы орочей и удэгейцев. Сегодня это национальное гулянье превратилось в соревнование ловкости и силы, гонках на нардах, массовых плясках с пением, которые сопровождаются игрой на национальных музыкальных инструментах.



Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об Олимпийском мишке — любимце народа, талисмане двух Олимпийских игр, проводимых в России в 1980 и 2014 годах.

Медвежий Праздник

Животные, которых и сейчас айны приносят в жертву, также рассматриваются как посланцы к камуям с просьбами.

Но исключительное значение имеет жертвоприношение медведя, выращенного в неволе. Подобно многим евразийским народам, айны имеют традицию выращивания диких животных в неволе, но только медведь рассматривается как член семьи.

Медведь, почитаемый родоначальником айнов, окружен ими особым почетом. Убийство медведя рассматривается как дар зверя людям своей плоти, душа же его возвращается в мир духов.

Это хорошо проиллюстрировано в следующей айнской притче.

«В древние времена жила семья, муж и жена. Однажды муж заболел и вскоре умер, не оставив детей, и жена осталась совсем одна. Соседи увидели, что женщина будет иметь ребенка, и некоторые из них сказали: «Несомненно, эта женщина вышла замуж снова». Другие говорили: «Нет, ее покойный муж воскрес из мертвых». Но сама женщина говорила, что с ней произошло чудо, и описала его так: «Однажды вечером к ней в хижину вошло какое-то существо, похожее на мужчину, одетого в черные одежды. Он сказал: «Женщина, я - Бог, который обитает в горах - медведь, но я сейчас принял телесную форму человека. Твой муж умер, и ты одинока. Я видел это, и я пришел сказать, что у тебя будет ребенок. Он будет моим подарком тебе». И сказав это, он ушел. От божества женщина родила двух сыновей человека и медведя. Однажды человек, вступив с братом медведем в поединок, победил его. Умирая, медведь просил во имя благополучия человека обязательно устраивать для всех убитых на охоте медведей похороны и праздник, на котором, согласно завещанному ритуалу, люди должны будут, церемониально есть мясо медведя. Определил запреты для женщины - матери своего ребёнка - медведя (не употреблять в пищу мясо зверя). Сын-человек стал отцом многих детей. Таким образом, получается, что многие из айнов и по сей день считаются родственниками медведя.

Обряд принесения в жертву выращенного в неволе медведя айны именуют «Иоманте», медвежьи проводы к горным духам - хозяевам всех зверей.

Коротко, суть сводится к тому, что медвежонка вскармливают в селении. Через три года его с извинениями приносят в жертву на медвежьем празднике. Мясо съедают, кости торжественно хоронят, а душу отправляют к горным духам со всевозможными прошениями.

Из описаний, нарытых из различных источников, составил свое:

Для того, чтобы уберечься от самых грозных враждебных сил, или болезней, нужен особый инау.

Сначала охотники добывают медвежонка-сосунка, которого приносят в деревню.

С того дня у всех окрестных айнов начинается новая Жизнь в ожидании Праздника. Его нужно ждать от трех до четырех лет. Но люди теперь не так боятся болезней, голода, войн. Все беды уйдут, потому что впереди Праздник.

Этого слабого медвежьего «человечка» селили в одной из семей, и женщина вскармливала его своим молоком. Подросший медведь ел одинаковую с людьми пищу.

Медвежонка содержали в особой клетке:

Её можно хорошо рассмотреть на акварели, изображающей стойбище айну:

И вот, в особое полнолуние, на много дней пути вокруг наступает мир (напомню, что айны - воинственные племена). Из разных родов, из самых дальних мест приходят по суше, приплывают по морю гости. Их встречают с радостью и почетом.

Сахалинский областной краеведческий музей, картина. Пиршество во время медвежьего праздника. 1950 г.

По традиции, хозяин, у которого воспитывалось священное животное, выставлял на показ всё своё богатство - посуду, гербовые узорчатые кимоно, узорчатые ткани, мечи, колчаны и угощал всех саке.

Акварель Бёзана Хирасавы

Фото Б.О. Пилсудского

Наступает время игр, состязаний и танцев. Под ритмичные звуки «муккури» (разновидность хомуса) и в такт ударам по лежащему на козлах еловому бревну, бывшие враги втягивают друг друга в пляску, забывая обиды, становятся бок о бок и медленно ступают то в одну, то в другую сторону. Музыка сама собой заставляет хлопать в ладоши, покачивать головами. Слышен смех, песни.

Затем наступает главное: из дома-клетки выводят медведя. О нем все это время заботились лучше, чем о собственных детях.

Теперь люди собрались вместе, чтобы проводить дорогого гостя в другой мир. Медведь долго будет помнить и благодарить айнов. Но сначала пусть пройдет он между рядами стоящих и сидящих людей, чтобы каждый мог попрощаться с «человеком».

Айны сбиваются в огромную ликующую толпу. Она ведет медведя к священной площадке, где застыли вырезанные из дерева похожие на него «люди» - фигурки медведя.

Фото Б.О. Пилсудского

Выходит бородач с большим, в свой рост, луком. Две стрелы ударяют медведя в левый бок и выпускают его душу на волю.

Фото Б.О. Пилсудского

Ведь она - самый умный, самый умелый инау. Не одного, многих камуев уговорить может. И тогда Хозяин Леса - медведь - даст счастливую охоту, а Хозяин Моря - касатка - пригонит на острогу айна морского зверя или прикажет жирным китам выброситься на берег. Только бы душа косматого «человека» дольше помнила о том, как любили его настоящие люди, живущие на разбросанных посреди громадного океана островах.

Во время церемонии похорон медведя процессия из мужчин, медленно движется тропкою, ведущею в лес. Впереди несут голову, насаженную на инау, затем глаза медведя, обернутые в стружки, уши, нос и два позвонка, нижнюю губу, лапы и пищевод, потом кости в рогожке; в конце процессии несли блюда и саке. Все останавливаются перед вбитыми в землю высокими инау. Пришедшие привязывают принесённых медвежьи органы к тонкому инау, вбитому рядом с остальными в землю. Все усаживаются и должны выпить „саке”, немного покапав перед поставленным черепом. Прощание происходит со словами: „Возьми как жертву… Пусть примут участие в этой заключительной сцене пиршества и боги леса, реки, гор”.

Обращаясь к богам, айны не забывали себя. Так в песне богам на медвежьем празднике поётся: „Эту только сам я составил песню… Когда бы то ни было заставлял я слушать богов… Чтобы боги всегда обо мне помнили”

Таким видели устройство мира айны, «настоящие люди», которые считали, что кроме той земли, где они живут и охотятся, другой земли нет на свете.

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

ПРАЗДНИК - В Средние века любили праздники (кроме церковных)?- Очень любили. Можно даже сказать, что у людей было сильно развитое чувство праздника. По сути, это в равной степени плод старых языческих традиций (в особенности крестьянских), не изжитых или переиначенных, и

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения Главными мусульманскими праздниками являются1) ИД АЛЬ-ФИТР или Ид ас-сагир (Эйде-фетр – перс, Ураза-байрам, Кучук-байрам – тюркск.) – ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНИЯ;2) ИД АЛЬ-АДХА (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир – перс, Курбан-байрам –

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

26. Медвежий угол Новые фронты гражданской войны множились, как грибы после дождя. И везде были чисто свои, характерные особенности. Например, если Туркестан считался медвежьим углом России, то Семир чье (Киргизстан и юго-восток Казахстана) считалось медвежьим углом

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Праздник рабочих О первом мая в Сокольниках говорили давно. Носились слухи о «бунте», об избиениях, разгромах. Множество прокламаций в этом духе было разбросано всюду. Многие дачники, из боязни этого дня, не выезжали в Сокольники, и дачи пустуют.Но это был намалеванный

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

«Медвежий флаг» «Медвежий флаг», поднятый бунтовщиками над «Калифорнийской республикой» и 1846

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

автора

Праздник Фонарей В последний день новогоднего празднования начинается Фестиваль Фонарей. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю. В этот день отмечается первое новолуние в новом году, поэтому праздничной является скорее ночь, а не вечер или день.

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Праздник Дуань-у цзе или праздник лодок-драконов Праздник Дуаньу называют еще и Днем поэта.В 5-й день 5-го месяца лунного календаря (приблизительно день летнего солнцестояния) отмечается очень красочный древний праздник. В этот день принято есть пирамидки из риса,

Из книги Повседневная жизнь Версаля при королях автора Ленотр Жорж

Праздник в Во-ле-Виконт С тех пор прошло триста тридцать семь лет; конечно, за это время бывали праздники и более грандиозные, и все же самым знаменитым по сей день остается тот, который 17 августа 1661 года Фуке дал в своем поместье Во.Этот праздник по праву принадлежит

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Книжкин праздник О том, что русские люди всегда много читали и читают, известно, наверное, во всем мире. Россия гордится таким стремлением своих жителей к знаниям. У нас сложилась даже пословица: «Ученье - свет, а неученье - тьма».Правда, насчет любви россиян к

Из книги Германия без вранья автора Томчин Александр Б.

6.31. Праздник пива Пиво играет в жизни немцев особую роль. В свободное время многие сидят и беседуют в «биргартенах» – «пивных садах» под открытым небом. На столе перед каждым должна стоять как минимум огромная кружка пива. Его в продаже больше 4000 сор тов. Для

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Праздник ели На Алтае ели удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда люди поклонялись языческим богам.Праздник посвящался Йер-су, который

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Праздник ели На Алтае ели всегда были удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле у тюрков считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда, когда люди поклонялись языческим богам.Праздник

Из книги Война: ускоренная жизнь автора Сомов Константин Константинович

Праздник «Девятого мая 1945 года радовались все, - вспоминал пехотный солдат Иван Коломоец. - И не только мы, но и большинство гражданских немцев. А как же, наконец весь этот кошмар кончится. Они его на себе под конец войны очень хорошо ощущали».А мальчишкой получивший

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Загадочный праздник Луперкапий, смысл которого Плутарх не понимает Праздник на самом деле был посвящен Деве Марии В книге «Царь Славян» мы показали, что существенная часть летописной «биографии» знаменитого Юлия Цезаря состоит из сведений об императоре

Похожие статьи

  • Оружие будущего: уже не догоним?

    С момента выхода на информационный рынок "Военно-промышленный курьер" уделял приоритетное внимание проблемам реформирования и совершенствования системы управления оборонно-промышленным комплексом России как основы поддержания оборонного...

  • Биография Как назывался банк смоленского

    Родился 6 июля 1954 года в Москве. Окончил Джамбульский геолого-технологический институт по специальности "экономика". В СМИ также появлялась информация о том, что Смоленский окончил геологоразведочный институт имени Серго Орджоникидзе, а...

  • Ушел от следствия Маркин следственный

    СМИ сообщили об уходе официального представителя СКР Владимира Маркина. Источник РБК рассказал, что поводом для отставки могли стать последние громкие скандалы с участием генерал-майора Официальный представитель СКР Владимир Маркин...

  • Международный день родного языка

    Без устного общения цивилизованный мир не смог бы существовать и развиваться. У каждого народа есть множество образных выражений, пословиц и поговорок о языке. Русские люди издревле знают, что «слово не воробей, вылетит - не поймаешь»,...

  • Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы Международный день родного языка в школе

    Человек – существо социальное, для сохранения психического здоровья ему необходимо общаться с себе подобными. И не просто общаться, но и понимать друг друга, то есть, разговаривать на одном языке.Язык общения – это один из самых важных...

  • Диагностика креативности

    Креативность можно определить как способность личности создавать что-то нестандартное, новое, ее умение генерировать идеи. Это умение неординарно мыслить и применять это в жизни. Креативные тесты относятся к диагностике способностей, ведь...