Потребность − это что? Виды потребностей. Потребности

Состояния и потребности людей, возникающие, когда они в чем-либо нуждается, лежат в основе их мотивов. То есть именно потребности являются источником активности каждого индивида. Человек - желающее существо, поэтому в реальности вряд ли окажется так, чтобы его нужды были удовлетворены в полной мере. Природа потребностей человека такова, что, как только какая-либо надобность удовлетворяется, на первое место выходит следующая.

Пирамида потребностей Маслоу

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение. Маслоу заметил, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей. То есть существуют основные потребности человека - они еще называются базовыми, и дополнительные.

Согласно концепции психолога, абсолютно все люди на земле испытывают нужды всех уровней. Причем существует следующий закон: основные потребности человека являются доминирующими. Однако надобности высокого уровня так же могут напомнить о себе и стать мотиваторами поведения, но это происходит только тогда, когда удовлетворены базовые.

Основные потребности людей - это те, что направлены на выживание. В основании пирамиды Маслоу находятся базовые необходимости. Биологические потребности человека являются самыми важными. Далее следует нужда в безопасности. Удовлетворение потребностей человека в безопасности обеспечивает выживание, а также ощущение постоянства условий жизни.

Человек ощущает нужды более высокого уровня только тогда, когда он сделал все, чтобы обеспечить свое физическое благополучие. Социальные потребности человека заключаются в том, что он испытывает нужду в объединении с другими людьми, в любви и признании. После удовлетворения этой необходимости на первый план выдвигаются следующие. Духовные потребности человека заключаются в самоуважении, в защите от одиночества и в том, чтобы чувствовать себя достойным уважения.

Далее, на самом верху пирамиды потребностей находится нужда в том, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Подобную потребность человека в деятельности Маслоу объяснил как желание стать тем, кем он изначально является.

Маслоу предполагал, что эта нужда является врожденной и, самое главное, общей для каждого индивида. Однако в то же время очевидно, что люди разительно отличаются друг от друга по своей мотивации. По разнообразным причинам далеко не каждому удается добраться до вершины необходимости. На протяжении всей жизни потребности людей могут варьироваться между физическими и социальными, поэтому они не всегда осознают нужды, например, в самореализации, поскольку чрезвычайно заняты удовлетворением низших желаний.

Потребности человека и общества разделяются на естественные и неестественные. Кроме того, они постоянно расширяются. Развитие потребностей человека происходит за счет развития социума.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более высокие нужды удовлетворяет человек, тем ярче проявляется его индивидуальность.

Возможны ли нарушения иерархии?

Примеры нарушения иерархии в удовлетворении необходимостей известны каждому. Наверное, если бы духовные потребности человека испытывали только те, кто сыт и здоров, то само понятие подобных нужд уже давно кануло бы в лету. Поэтому организация потребностей изобилует исключениями.

Удовлетворение потребностей

Крайне важным фактом является то, что удовлетворение нужды никогда не может происходить по принципу «все либо ничего». Ведь если бы это было так, то физиологические необходимости насыщались бы один раз и на всю жизнь, а потом следовал бы переход на социальные потребности человека без возможности возврата. Нет необходимости доказывать обратное.

Биологические потребности человека

Нижний уровень пирамиды Маслоу - это те нужды, которые обеспечивают выживание человека. Разумеется, они являются наиболее неотложными и обладают мощнейшей побудительной силой. Для того чтобы индивид смог почувствовать потребности высших уровней, биологические нужды должны удовлетвориться хотя бы минимально.

Потребности в безопасности и в защите

Этот уровень витальных или жизненно важных потребностей - необходимость безопасности и защиты. Можно смело утверждать, что если физиологические потребности тесно связаны с выживанием организма, то необходимость в безопасности обеспечивает его долгую жизнь.

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви. Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности.

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.

Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка - общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека - учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все - выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что - частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой - очень в них нуждаются.

Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Дефицитная любовь

Этот вид любви направлен на стремление восполнить недостаток чего-либо жизненно необходимого. Дефицитная любовь имеет определенный источник - это неудовлетворенные потребности. Человек может испытывать нехватку в самоуважении, защите или принятии. Этот вид любви - чувство, рожденное эгоизмом. Оно мотивировано желанием индивида заполнить свой внутренний мир. Человек ничего не способен отдать, он только берет.

Увы, но в большинстве случаев основой длительных отношений, в том числе и супружеских, является именно дефицитная любовь. Стороны подобного союза могут прожить вместе всю жизнь, однако многое в их отношениях определяется внутренним голодом одного из участников пары.

Дефицитная любовь является источников зависимости, страха потерять, ревности и постоянных попыток перетянуть одеяло на себя, подавляя и подчиняя партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.

Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Потребности самоуважения

Несмотря на то, что этот уровень потребностей обозначен как нужда в самоуважении, Маслоу разделял его на два типа: самоуважение и уважение со стороны других людей. Хотя они тесно связаны друг с другом, поэтому разделить их зачастую бывает крайне сложно.

Потребность человека в самоуважении заключается в том, что он должен знать, что на многое способен. Например, что успешно справится с поставленными перед ним задачами и требованиями, и то, что чувствует себя полноценной личностью.

Если этот вид потребности не удовлетворяется, то появляется чувство слабости, зависимости и неполноценности. Причем чем сильнее подобные переживания, тем менее эффективной становится деятельность человека.

Необходимо заметить, что самоуважение является здоровым только тогда, когда в его основе лежит именно уважение со стороны других людей, а не статус в обществе, лесть и прочее. Только в этом случае удовлетворение такой потребности будет способствовать психологической устойчивости.

Интересно то, что нужда в самоуважении в разные периоды жизни проявляется по-разному. Психологами замечено, что молодые люди, которые только начинают создавать семью и искать свою профессиональную нишу, больше других нуждаются в уважении со стороны.

Потребности самоактуализации

Высший уровень в пирамиде потребностей - нужда в самоактуализации. Абрахам Маслоу определял эту надобность как стремление человека стать тем, кем он может стать. Например, музыканты пишут музыку, поэты сочиняют стихи, художники рисуют. Почему? Потому что они хотят в этом мире являться самими собой. Им необходимо следовать своей природе.

Для кого важна самоактуализация?

Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.

Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?

Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.

Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.

Во-вторых, давление предубеждений - культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.

В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.

Потребность – это необходимость, нужда чего-либо для человеческой жизнедеятельности. Существует разнообразие видов потребностей человека. Рассматривая их, несложно заметить, что есть такие, без которых жизнь просто невозможна. Другие не столь важны и без них запросто можно обойтись. Кроме того все люди разные и нужды у них тоже разные. Существует несколько классификаций видов потребностей личности.

Первым, разобравшимся в этом вопросе и выявившем роль человеческих нужд, был Абрахам Маслоу. Он назвал свое учение «иерархической теорией потребностей» и изобразил в виде пирамиды. Психолог дал определение понятия и классифицировал виды потребностей. Он структурировал данные виды, расположив их в восходящем порядке от биологических (первичных) и до духовных (вторичных).

  1. Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон)
  2. Вторичные – это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация).

Эти виды потребностей по Маслоу взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. То есть человек не может развиваться в духовном плане, если у него неразвиты физиологические потребности.

Более поздняя классификация была основана на первой версии, но немного усовершенствована. Согласно этой классификации были выделены следующие виды потребностей в психологии:

  1. Органические - связанные с развитием личности и ее самосохранением. Они включают в себя большое количество нужд, таких как кислород, вода, пища. Эти потребности присутствуют не только у людей, но и у животных.
  2. Материальные - предполагают использование продукции созданной людьми. К этой категории относится жилье, одежда, транспорт, то есть все, что необходимо человеку для быта, работы, отдыха.
  3. Социальные. Этот вид людских потребностей связан с жизненной позицией, авторитетом и потребностью человека в общении. Индивидуум существует в социуме и зависит от окружающих его людей. Это общение разнообразит жизнь и делает ее более безопасной.
  4. Творческие. Этот вид потребности человека представляет собой удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Есть множество людей в мире, которые живут творчеством, если запретить им творить они зачахнут, их жизнь потеряет всякий смысл.
  5. Нравственное и психическое развитие. Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности. Человек стремится стать высоконравственным и морально ответственным. Часто это способствует его приобщению к религии. Психологическое развитие и нравственное совершенствование становятся доминантой для личности достигшей высокого уровня развития.

Кроме того в психологии применяется следующая характеристика видов потребностей.

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ - излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) - боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага .

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние .

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений) .

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение - в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Подход
(потребность как...)
Суть подхода Автор
нужда Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. С.Л. Рубинштейн
отношение Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания Д.А. Леонтьев
отклонение от уровня адаптации Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности Д.К. Мак-Клелланд
состояние Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. Курт Левин
программа поведения Потребности - это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. Ф.Н. Ильясов
психопатия Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. В.В. Монастырский

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется - становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечение - очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения - оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности :

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,
  • трудовые,
  • познания,
  • общения,
  • отдыха;

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Инстинкт Его проявление
1 Пищевой инстинкт Голод
2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
3 Стадный инстинкт Стремление к общению
4 Инстинкт приобретательства Жадность
5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
6 Родительский инстинкт Нежность
7 Инстинкт созидания Стремление к активности
8 Отвращение Неприятие, отторжение
9 Удивление Любознательность
10 Гнев Агрессивность
11 Смущение Самоуничижение
12 Воодушевление Самоутверждение

Список мотивационных факторов Гилфорда:

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. сексуальное побуждение,
    3. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды:
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.
  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

  1. доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  3. поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
  5. автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
  6. пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
  7. потребность в уважении и поддержке;
  8. потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  9. потребность быть в центре внимания;
  10. потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  11. эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  12. социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  13. потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  14. потребность оказания помощи;
  15. потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  16. потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  17. потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  18. потребность избегания опасности;
  19. потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  20. потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

По объекту

Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы - естественные и культурные . Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

  • врожденные,
  • простые приобретенные и
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же - на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Иерархия потребностей

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

  • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
  • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
  • Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности . Для нормального обмена веществ человеку нужна пища , пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна . Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни .
  • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз . Для продолжения рода необходим секс . (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
  • Потребность в общении , любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе .
  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства .

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей - уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

По видам поведения

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

Философия

Диалектический материализм

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Примечания

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. - С. 171-177.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487-494.
  • Ильясов Ф.Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.

Потребности человека, необходимые ему для жизнедеятельности - это вода, воздух, питание и защита от экологических опасностей. Эти потребности называются основными, так как они необходимы организму.

Основные потребности отличаются от других тем, что их дефицит вызывает явный неблагоприятный исход - дисфункцию или смерть. Другими словами, это то, что необходимо для безопасной и здоровой жизни (например, еда, вода, приют).

Вконтакте

В дополнение к этому у людей есть потребности социального характера: общение в семье или группе. Потребности могут быть психологическими и субъективными, например, необходимость в самооценке и уважении.

Потребности - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда. Когда эта нужда поддерживается покупательской способностью, она может стать экономическим требованием.

Виды и описание потребностей

Как написано в учебнике по обществознанию 6 класса, потребности делятся на биологические, необходимые любому, чтобы жить, и духовные, которые нужны для познания окружающего мира, получения знаний и умений, достижения гармонии и красоты.

Для большинства психологов потребность - это психологическая функция, которая побуждает к действию, давая цель и направление к поведению. Это переживаемая и осознаваемая нужда или необходимость.

Основные потребности и развитие человеческого потенциала (обусловленные состоянием человека) малочисленны, конечны и классифицируются как отличные от общепринятого понятия обычных экономических «желаний», которые бесконечны и ненасытны.

Они также постоянны во всех культурах людей, и в течение исторических периодов времени могут пониматься как система, то есть они взаимосвязаны и интерактивны. В этой системе нет иерархии необходимостей (помимо основной потребности в существовании или выживания), поскольку одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются особенностями процесса удовлетворения.

Потребности и желания являются предметом интереса и образуют общий субстрат для разделов:

  • философии;
  • биологии;
  • психологии;
  • социальных наук;
  • экономики;
  • маркетинга и политики.

Известная академическая модель необходимостей была предложена психологом Авраамом Маслоу в 1943 году. Его теория предполагает, что у людей есть иерархия психологических желаний, которые варьируются от основных физиологических или низших потребностей, от таких как питание, вода и безопасность до более высоких, например, самореализация. Люди, как правило, тратят большую часть своих ресурсов (времени, энергии и финансов), пытаясь удовлетворить основные нужды прежде, чем желания более высокого порядка.

Подход Маслоу является обобщённой моделью для понимания мотивации в самых разных контекстах, но может быть адаптирован для конкретных контекстов. Одна из трудностей с его теорией состоит в том, что концепции «необходимостей» могут радикально меняться среди разных культур или между различными частями одного и того же общества.

Второе представление о необходимости представлено в работе профессора политической экономии Яна Гоу , который опубликовал информацию о человеческих нуждах в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния. Вместе с профессором медицинской этики Леном Дойлом он также опубликовал «Теорию человеческой нужды».

Их взгляд выходит за рамки акцента на психологию, можно сказать, что потребности индивида представляют собой «затраты» в обществе. Тот, кто не может удовлетворять свои нужды, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гоу и Дойла , каждый имеет объективную заинтересованность в предотвращении серьёзного вреда, который мешает ему стремиться к достижению своего видения того, что хорошо. Это стремление требует способности участвовать в социальной обстановке.

В частности, каждый индивидуум должен обладать физическим здоровьем и личной автономией . Последнее включает в себя способность делать осознанный выбор того, что следует делать, и как его реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможностей для участия в деятельности общества и принятия коллективных решений.

Вопросы удовлетворения потребностей

Исследователи выделяют двенадцать широких категорий «промежуточных необходимостей», которые определяют как удовлетворяются нужды в физическом здоровье и личной автономии:

  • адекватная пища и вода;
  • адекватное жилище;
  • безопасная рабочая среда;
  • одежда;
  • безопасная физическая среда;
  • соответствующее медицинское обслуживание;
  • безопасность в детстве;
  • значимые первичные отношения с другими;
  • физическая безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • безопасный контроль рождаемости и деторождение;
  • соответствующее базовое и межкультурное образование.

Как определяются детали удовлетворения

Психологи указывают на рациональную идентификацию нужды, используя современные научные знания, рассмотрение фактического опыта людей в их повседневной жизни и демократическое принятие решений. Удовлетворение человеческих нужд нельзя навязывать «сверху».

Лица с большими внутренними активами (например, образование, психическое здоровье, физическая сила и т. д.) имеют больше возможностей для удовлетворения своих желаний и нужд.

Другие виды

В своих работах Карл Маркс определял людей как «нуждающихся существ», испытавших страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих нужд, которые были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными необходимостями.

Согласно Марксу, развитие людей характеризуется процессом удовлетворения их потребностей, они развивают новые желания, подразумевая, что в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Если нужду в питании люди удовлетворяют благодаря растениеводству и животноводству, то для удовлетворения духовной жажды требуется более высокий уровень общественного самопознания.

Люди отличаются от других животных, потому что их жизнедеятельность, работа диктуется удовлетворением необходимостей. Они являются универсальными природными существами, способными превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности.

Условия для людей, как социальных существ, даются трудом, но не только работой, поскольку невозможно жить без отношений с другими. Работа является социальной деятельностью, потому что люди работают друг с другом. Люди также являются свободными сущностями, способными в течение своей жизни достичь объективных возможностей, порождённых социальной эволюцией, на основе их сознательных решений.

Свободу следует понимать как в негативном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в позитивном смысле (господство над естественными силами и развитие человеческого творчества основных человеческих сил).

Подводя итог, нужно отметить что основные взаимосвязанные черты людей заключаются в следующем:

  • люди - это сознательные существа;
  • люди - это социальные существа.

Люди склонны к универсальности, которая проявляется в трёх предыдущих чертах и ​​делает их естественно-историческими, универсальными сознательными сущностями.

Модель необходимости Розенберга

Модель Маршалла Розенберга «Сочувствующая коммуникация», известная как «Ненавистная коммуникация», определяет различие между универсальными потребностями (что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения своих нужд. Чувства воспринимаются ни как хорошие, ни плохие, ни правильные, ни неправильные, а как индикаторы того, удовлетворяются человеческие потребности или нет. Особо выделяются жизненные потребности.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Они могут включать спрос на конкретный вид бизнеса, на определённую правительственную программу или организацию или на людей с особыми навыками. Этот пример и представляет логическую проблему овеществления.

Введение

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врожденны органические потребности.

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность).

Актуальность данной темы - одна из самых важных тем по этой дисциплине. Для того что бы работать в сфере сервиса необходимо знать основные методы удовлетворения потребностей клиентов.

Цель: является изучение методов удовлетворения потребностей сферой сервиса.

Объект исследования: метод.

Предмет исследования : методы удовлетворения потребностей сферой сервиса

Задачи , которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

1. Рассмотреть понятие и сущность человеческих потребностей

2. Рассмотреть понятие сферы сервиса

3. Рассмотреть основные методы удовлетворения потребностей человека сферой деятельности.

Для исследования данной темы я использовала разные источники. Благодаря книге М. П. Ершова «Потребность человека» психологу А. Маслоу, философу Достоевскому я раскрыла основные определения потребности. Основные методы удовлетворения потребностей я узнала из учебного пособия «Человек и его потребности» под ред. Огаяняна К. М. А для определения методов к определённому характеру мне помогла книга «Основы общей психологии» Рубинштейн С. Л. И учебно-методическое пособие Каверина С. В.

Потребности человека

Понятие потребность и их классификация.

Потребности - это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".

В книге М. П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой". Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

Потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «... в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские - семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания - то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя» Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169. .

Потребность - это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным - влечение должно перейти в желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 28 с..

Существует единственное обстоятельство, порождающее "потребность" - это случай, когда взрослый отказывается от события с ребенком, когда он подменяет себя, подставляет на свое место какой-либо предметный заместитель (не случаен поэтому фундаментальный родительский принцип: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"). Заместитель предметен лишь по форме, его содержанием всегда является другой человек.

Вот этой-то подменой, отчуждением взрослого и формируется впервые специфический функциональный орган - "потребность", которая впоследствии начинает жить своей собственной "жизнью": определяет, требует, принуждает человека к осуществлению определенной деятельности или поведения. Г. Гегель писал, что "... мы скорее служим нашим чувствам, влечениям, страстям, интересам и тем более привычкам, чем обладаем ими" Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1990. - с. 51. В психологии существуют различные классификации потребностей человека. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Первая группа потребностей - витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая группа - потребности в безопасности. Третья группа - потребности в любви и признании у других людей. Четвертая группа - потребности самооценки, самоуважения. Пятая группа - потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж.Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей: 1) органические потребности (в воде, пище, сексуальное побуждение, общая активность); 2) потребности, относящиеся к условиям среды (в комфорте, приятном окружении); 3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство и т.д.); 4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе); 5) социальные потребности (потребность в других людях).Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей. Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики.

В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов.

Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу (Maslow, Abraham Harold, 1908- 1970, психолог и философ, США) Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.:

(а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);

(б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность);

(в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации.

Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов:

(1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,

(2) подчиненные духовным - психические потребности,

(3) низшие, подчиненные духовным и психическим - физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы - мотивы - потребности - планы поведения - программы действий Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 1996. - с. 71.

Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы (рис.): элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности.

Таблица 1

Классификация потребностей современного человека

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Порой встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скоре всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Определение человеческой природы как совокупности базовых потребностей человека открывает новые перспективы в ее проблемном анализе. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответствующие разработки. В их числе наиболее плодотворной нам представляется концепция известного американского социального психолога, основателя так называемой гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Его классификация базовых потребностей человека и будет положена в основу нашего дальнейшего анализа человеческой природы.

Каждая из базово-общих потребностей человека, рассматриваемых Маслоу, представляет собой блок или комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов, своеобразный синдром с массой специфических симптомов - его внешних, индивидуальных проявлений.

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Социальная безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264. .

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в привязанности и причастности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C.

Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.

Самореализация, самовыражение через творчество - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 1997. - с. 70.

Чем привлекательна пятичленка Маслоу? Прежде всего своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделял и другие базовые потребности, в частности - в знании и понимании, а также в красоте и эстетическом наслаждении, но так и не сумел вписать их в свою систему. Видимо, число базовых потребностей человека может быть и другим, скорее всего гораздо большим. В классификации Маслоу, кроме того, просматривается определенная, а именно субординационная или иерархическая логика. Удовлетворение более высоких потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение потребностей более низких, что вполне оправданно и понятно. Истинно человеческая деятельность начинается в действительности лишь после того, как удовлетворены физиологические, материальные потребности ее носителя и субъекта. О каком достоинстве, уважении и самоуважении человека может идти речь, когда он нищ, ему голодно и холодно.

Концепция базовых потребностей человека, по Маслоу, не накладывает никаких, кроме, пожалуй, моральных. ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения, что хорошо согласуется с отсутствием всяких принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития человеческого общества, с многообразием культур и цивилизаций. Эта концепция, наконец, органически увязывает индивидуальные и родовые начала человека. Потребности недостатка или необходимости, согласно Маслоу, являются родовыми (т. е. утверждаемыми самим фактом принадлежности к человеческому роду) качествами человека, потребности же роста - его индивидуальными, свободно-волевыми качествами Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001. - 160 с..

Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и т. д. могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы - в ее, разумеется, нормативном выражении. Предельно общий характер базовых потребностей человека, их диспозиционность и устремленность в будущее объясняет столь высокий, идеальный (от слова "идеал") статус общечеловеческих ценностей. Природа человека является своеобразным архетипом общества, общественного развития. Причем под обществом здесь следует понимать все человечество, мировое сообщество. Идея взаимосвязанного, взаимозависимого мира получает тем самым еще одно, антропологическое подтверждение - единство базовых потребностей людей, единую природу человека Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - с. 63.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Классификация Достоевского:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.

Похожие статьи

  • Рылеева и особенности декабристской поэзии

    Поэзия К.Ф. Рылеева Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго - с первых ученических опытов 1817-1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826),...

  • Где жила понравившаяся пирогову блондинка

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия, а только те, которые вызывали у...

  • Жизненные цели — чем больше, тем лучше!

    100 целей в жизни. примерный список 100 жизненных целей человека. Большинство из нас живет, как ветер — двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.Один из лучших советов, который можно вам дать: “с уверенностью смотрите в будущее —...

  • Коммунистическая партия белоруссии

    Она была создана 30 декабря 1918 года. Идея создания Коммунистической партии большевиков Белоруссии была озвучена на конференции белорусских секций РКП(б), проходившей в Москве 21-23 декабря 1918 года. В работе конференции принимали...

  • Литературно-исторические заметки юного техника

    Глава 10. Родство по духу. Судьбы семьи КутеповыхБорис Кутепов Следующий за Александром брат Борис выбрал путь служения царю и Отечеству. Все три брата участвовали в белой борьбе. Определенные черты характера объединили их: не с крестом, а...

  • Полное собрание русских летописей

    Древняя Русь. Летописи Главный источник наших знаний о древней Руси – средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9...