Что социальная иерархия. Социальная иерархия и ее уровни

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

(греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие иерархии может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие бюрократической иерархии. Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде "Небесная иерархия и Духовная иерархия" (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римской католической церкви понятие "иерархии" объединяет: (1) иерархию богословского права, (2) иерархию духовного права, (3) иерархию юрисдикции. В таком качестве понятие иерархии использовалось практически до середины 19 в., и не обладало смысловым оттенком "социального". В современных социальных теориях понятие "иерархии" используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (иерархия отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести иерархию наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит от и опирается на предшествующие ей, и является более сложной. Понятие СИ. широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие иерархии необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции, понятие СИ. используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как "иерархия подсистем социального действия". Интересно употребление понятия иерархии в концепции Г. Беккера ("На чьей мы стороне?", 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей "быть услышанным" для отдельного индивида в социуме, которая основана на иерархии уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие СИ. используется и для обозначения иерархии потребностей, иерархии ценностей, иерархии мотивов и др. Е.А. Угринович

Новейший философский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИЕРАРХИЯ
    (греч. hieros - священный, arche - власть) - принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    РЕАБИЛИТАЦИЯ - см РЕАБИЛИТАЦИЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНСИЯ - государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по к.-л. причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ИНФЛЯЦИЯ - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре экономических терминов:
    (греч. hierarchia - священная власть) - способ построения, организации сложных систем, в первую очередь систем управления экономическими объектами, при котором …
  • ИЕРАРХИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - важнейший организационный принцип сложных систем, включая общество. Ее формирование определяется необходимостью обеспечить возможность управления системой в целом и на …
  • ИЕРАРХИЯ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    деление на высшие и низшие должности и чины, порядок подчинения низших по должности и чин лиц высшим. Первоначально иерархия сложилась …
  • ИЕРАРХИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. hieros - священный и arche - власть) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. …
  • ИЕРАРХИЯ
    (греч. hierarchia, от hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии междубиологией и социологией. Если, с …
  • ИЕРАРХИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) небесная, кир ангельский (см. Ангелы); 2) церковная — общее название для всех трех степеней священства в христианской церкви: епископа, …
  • ИЕРАРХИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. …
  • ИЕРАРХИЯ
    [греческое hierarchia] "служебная лестница", ряд должностей, званий и т.п. в порядке подчинения и перехода от низшего к …
  • ИЕРАРХИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Порядок подчинения низших (чинов, должностей и т.п.) высшим. 2. Расположение частей или элементов целого в порядке от …
  • ИЕРАРХИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (книжн.). Порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СОЦИ́АЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социол. понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях С.с. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Революция социальная …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психол. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГИГИЕНА, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, отрасль соц.- экон. географии, изучает пространств. процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий …
  • ИЕРАРХИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЕР́АРХИЯ (от греч. hieros - священный и arch; - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к …
  • ИЕРАРХИЯ
    ? 1) небесная, мир ангельский (см. Ангелы); 2) церковная? общее название для всех трех степеней священства в христианской церкви: …
  • ИЕРАРХИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иера"рхия, иера"рхии, иера"рхии, иера"рхий, иера"рхии, иера"рхиям, иера"рхию, иера"рхии, иера"рхией, иера"рхиею, иера"рхиями, иера"рхии, …
  • ИЕРАРХИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. , книжн. 1) Последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Соблюдать иерархию. …
  • ИЕРАРХИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. hierarchia hieros священный + аrche власть) 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. hierarchia 1. расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2. расположение служебных званий, чинов в …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ИЕРАРХИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ИЕРАРХИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. 2. ж. …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    иер`архия, …
  • ИЕРАРХИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    иерархия, …
  • ИЕРАРХИЯ в Орфографическом словаре:
    иер`архия, …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение низше го к высшему или от высшего к низшему Служебная …
  • ИЕРАРХИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. …
  • ИЕРАРХИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    иерархии, ж. (греч.hierarchia) (книжн.). 1. Порядок подчинения низших высшим по точно определенным степеням, градации. Церковная иерархия. Общественная иерархия. В царской …
  • ИЕРАРХИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    иерархия 1. ж. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. 2. …
  • ИЕРАРХИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ж. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. II ж. …
  • ИЕРАРХИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. 2. Расположение …
  • ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
    ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками …
  • СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА в Новейшем философском словаре:
    скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    гигиена в СССР, социальная гигиена и организация здравоохранения, комплексная научная дисциплина, изучающая состояние здоровья населения и отдельных его групп, влияние …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    старообрядческая иерархия, основавшаяся в сороковых годах текущего столетия в Белой Кринице, в Буковине; явилась прямым последствием законодательства 40-х годов, стремившегося …
  • БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЛИ АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? старообрядческая иерархия, основавшаяся в сороковых годах текущего столетия в Белой Кринице, в Буковине; явилась прямым последствием законодательства 40-х годов, …
  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при …

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из видов этих отношений –властные отношения .

Природа иерархии и мобильности состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее – внизу. Такой порядок называет иерархическим (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. Этот термин в социологии употребляется для обозначения социальной структуры общества, бюрократия; в теории организации – как принцип управления).

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды , где выделяются три основных уровня: верхний, средний и нижний. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной – классы.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди: власть, богатство, влияние, льготы, престиж и др.

Социальные блага – это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или которые доступны в наименьшем числе наибольшему количеству людей. Если верх и низ социальной пирамиды полюсам магнита, то между ними возникает напряжение, которое можно назватьсоциальным напряжением . Действительно, те, кто находятся внизу, считают, что блага распределяются неравномерно, даже больше – несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну, поэтому история полна революциями, мятежами, переворотами. Зачинщиками выступают те, кто оказался обделенными, к ним примыкают массы таких же людей. Но как только революционеры добиваются успеха и захватывают власть, то меньшинство вновь оказывается в непривилегированном положении, а большинству не хватает наживы. Более медленный и консервативный способ перераспределить богатство заключается в продвижении наверх не группой, не массой, а в одиночку, т.е. ничего разрушать не надо, просто каждый, кто желает и у кого есть возможности, делает личную карьеру.Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не в обратном направлении, каждый из нас желает жить лучше и никто – хуже. Хуже мы живем только тогда, когда нас вынуждают обстоятельства. Много по возможности человек обгоняет других, стремится туда, где больше власти, привилегий, благ. Далеко не все стремятся обогатиться или повластвовать, но жить лучше хочет каждый, один видит жизнь в приобщении к духовному , другой к материальному. Таким образом, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы: внизу – большинство людей, наверху – большинство социальных благ. Если и то и другое соединить, никто не захочет продвижения вверх. Восходящей мобильности соответствует явление мотивация достижения.

Мотивация достижения – это присущее большинству людей желание продвинуться наверх и сделать свою работу, свое дело лучше, чем они это делали вчера или чем это делают конкуренты.

Как показывает опыт, мотивация достижения со временем скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, мы привыкаем к тому, что теперь можно позволить себе лучше одеваться, питаться, покупать больше книг и т.д. Со временем потребность в более высоком качестве жизни становится само собой разумеющимся, и у нас появляются более высокие запросы, наши потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения нужно больше денег, власти, влияния, поэтому мы вновь устремляемся вверх. Следовательно, мотивация достижения подстегивается расширяющимся кругом потребностей. Мотивация достижения тесно связана с законом возвышения потребностей. Сам по себе этот закон не благо, не вред для человека, его негативная сторона заключается в том, что человек превращается в раба растущих привилегий, т.е. продвигаясь по служебной лестнице, добиваясь титулов и власти, индивид по существу обслуживает свои амбиции, прихоти, запросы. Но они дают человеку и пользу – он привыкает к более высокому стандарту жизни и у него формируется новый круг знакомых. Но вскоре друзья тоже превращаются из цели в средство.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 1 ноября 2012 года .

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

История

Многие организации , например, компании , церкви , армии и политические движения являются иерархическими организациями (по крайней мере, официально). Обычно старшие, называемые начальниками, «боссами» и т.п., имеют больше власти, чем их подчинённые. Таким образом, отношения, определяющие эту иерархию, являются властными.

Существование иерархий, несправедливых с какой-либо точки зрения, вызывает общественную критику. Например, феминизм часто осуждает иерархию пола, в которой мужчины пользуются неоправданными привилегиями, такими как право участия в выборах (при отсутствии такового у женщин), более высокие зарплаты мужчин при выполнении аналогичной или идентичной работы, более быстрое продвижение мужчин по служебной лестнице, юридические привилегии мужчин (такие, как право наследования имущества родителей сыновьями, но не дочерьми), право на образование, занятие спортом, труд и т. д.

Следует отметить, что в этом контексте и в других, подобных ему, слово «иерархия» обычно используется как значение «иерархии власти» или «структуры власти». Феминистки и представители других социальных движений, например, с расистским или направленным против гомосексуалов уклоном, возможно, не соглашаются не с самой иерархией, как таковой, а скорее с определённой асимметрией, неравной ценностью мужчин и женщин, различных рас и т. д.

Анархизм и другие антиавторитарные социальные движения стремятся устранить все иерархические социальные отношения.

Иерархия в современном обществе

В большинстве стран работают социальные лифты , позволяющие людям менять своё положение в социуме. Количество и качество тех, кто стоит на вершине, описывается теорией элит . Слишком жёстко выстроенная иерархия обычно ведёт к тоталитаризму , слишком мягкая приводит к развалу общества.

Социальная иерархия в этологии

Этологи рассматривают этот предмет шире, считая человеческие отношения в значительной степени сходными с иерархическими отношениями у животных. В эксперименте Кэлхуна , к примеру, показывается, что отсутствие свободных социальных ниш для подрастающего поколения крайне вредно не для отдельной особи, а для выживания социума в целом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Социальная иерархия"

Примечания

Отрывок, характеризующий Социальная иерархия

– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?

В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических, структур.

Будучи социологическим и управленческим, этот термин пришел к нам из церковной практики, где он обозначал управленческую лестницу должностных статусов. Под иерархией будем понимать совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных к наиболее престижным и вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления.

Управленческая иерархия может существовать в устной традиции и письменно не фиксироваться, а может оформляться специальными документами.

Например, в царской России управленческая иерархия оформлялась документом, который назывался «Табель о рангах» Петра I и состоял из 14 классов. Во Франции аналогичный документ тоже назывался «Табель о рангах», был принят при Наполеоне и состоял всего из четырех классов.

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней - верхнего, среднего и нижнего. Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху - незначительная часть населения и большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди (власть, богатство, влияние, льготы, престиж).

Те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства, и у них возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну. Поэтому история полна революций, восстаний, мятежей, переворотов, зачинщиками которых выступают те, кто оказался обделенным или считает себя таким.

Более медленный и консервативный способ перераспределения богатства - продвижение наверх не массой или группой, а индивидуально путем личной карьеры.

Социальную иерархию, как уже говорилось, можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов.

Первый закон: число вакансий (рабочих мест или должностей), расположенных внизу, всегда больше числа вакансий, расположенных наверху. Так как вакансий наверху меньше, а желание занять их испытывает большинство, появляется возможность отбирать людей и возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.

Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, получается обратная (перевернутая) пирамида.

Третий закон - закон социального неравенства, согласно которому в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения и наоборот.

Четвертый закон - закон социальной поляризации: в любом обществе существуют две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий связано обратно пропорциональной зависимостью, т.е. большинство людей обладает меньшей частью социальных благ, а меньшинство населения - большей частью благ. Данный закон предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство между полюсами и делает переход от одного полюса к другому постепенным; либо присутствие среднего класса настолько незначительно, что он не имеет возможности влиять на процесс распределения собственности.

Пятый закон - закон социальной дистанции, который характеризуется несколькими эмпирически наблюдаемыми признаками:

О чем больше уровней в иерархии и чем больше расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее индивиду преодолеть эту дистанцию в течение жизни;

О чем больше уровней в иерархии и больше дистанция между полюсами, тем менее прозрачна социальная пирамида для общественности;

О чем труднее низам контролировать действия верхов, тем больше свобода маневра и вероятность использования верхами нелегитимных действий; тем с большей вероятностью те, кто занимается поддержанием этой пирамиды, будут стремиться ее сохранить, а не изменить; тем в большей степени судьба отдельного чиновника будет зависеть не от его личных способностей, а от правил игры и существующих в иерархии традиций; тем с большей вероятностью продвижение по службе будет связано не с конкурсной борьбой, а со старшинством и выслугой лет; тем вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропускные фильтры становиться жестче.

Если в качестве объекта исследования взять государственный и частный секторы, то окажется, что в государственном секторе госслужащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей мере, чем в частном секторе.

Шестой закон - закон сохранения status quo иерархии, согласно которому: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем выше мотивация сохранить ее, а не разрушить.

Седьмой закон: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем меньше скорость ее социального обновления, тем меньше количество управленческих инноваций приходится на единицу времени.

В масштабе всего общества, как и на уровне отдельной организации, управление строится и функционирует по поводу распределения дефицитных благ, т.е. всего того, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Как правило, к ним относят: власть, доход, образование и престиж.

Система управления во всех обществах и во все исторические эпохи строилась вокруг распределения и контроля за дефицитными благами.

В отдельной организации благом могут выступать заработная плата, премии, престиж, свободное время, задания. Поскольку к обладанию благами стремятся все, у менеджеров появляется эффективный механизм стимулирования производительного труда. Но стоит перевести дефицитные блага в разряд недефицитных, т.е. общедоступных, как пропадает мощный рычаг воздействия на людей.

Американские социологи У. Мур и К. Дэвис создали теорию социальной стратификации и управленческой иерархии, согласно которой самые ценные должности в обществе располагаются наверху: принимаемые там управленческие решения наиболее важны.

Рационально устроенная организация - будь то общество в целом или отдельная организация - базируется, по их мнению, на следующих аксиомах:

О высшие управленческие посты в организации должны занимать самые способные и квалифицированные работники;

О чем выше занимаемая позиция в иерархии, тем способнее и квалифицированнее должен быть менеджер;

О чем выше позиция в иерархии, тем качественнее должны быть принимаемые менеджером управленческие решения;

О наиболее качественное управленческое решение должно приниматься на самом верхнем уровне иерархии;

О чем выше качество принимаемого менеджером решения, тем выше должна быть его ответственность перед теми, кого оно касается;

О чем выше ответственность менеджера за принимаемое решение, тем больше властных полномочий он должен иметь для проведения его в жизнь;

О чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов на высокие позиции в иерархии;

О максимально жесткими должны быть фильтры-барьеры на верхних ступенях пирамиды.

Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посередине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится.

Общество, в котором не существует механизма рекрутирования (выдвижения) талантливых людей и их дальнейшего продвижения, становится менее стабильным.

Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и грамотным открыта зеленая улица наверх, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные работники. Здесь действует механизм заинтересованности (восходящая мобильность). Но при этом должны существовать и механизмы обратной (нисходящей) мобильности. Под механизмами обратной мобильности понимают такие процедуры, как разжалование в военном чине и увольнение; лишение титулов и привилегий и т.д. Отсюда следует важный вывод: механизм социальной мобильности симметричен относительно позитивных и негативных санкций.

Функциональная теория Дэвиса и Мура предполагает неравноценность высших и низших позиций. Высшие позиции приносят обществу больше пользы: на каждом последующем уровне иерархии возрастают важность принимаемых решений, ответственность за их принятие, трудозатраты (нервная энергия), а следовательно, получаемое вознаграждение.

Во сколько раз заработная плата управленца выше заработной платы рядового работника, во столько раз должны быть выше его ответственность и масштаб принимаемых решений.

В обобщенном виде все предлагавшиеся Муром и Дэвисом аксиомы можно свести к следующим двум законам иерархии.

Восьмой закон иерархии - качество принимаемых решений и цена допускаемых ошибок повышаются с каждым следующим уровнем управления.

Девятый закон иерархии - с каждым последующим уровнем иерархии возрастает число людей, на которых распространяется принимаемое решение.

Похожие статьи

  • Жизненные цели — чем больше, тем лучше!

    100 целей в жизни. примерный список 100 жизненных целей человека. Большинство из нас живет, как ветер — двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.Один из лучших советов, который можно вам дать: “с уверенностью смотрите в будущее —...

  • Коммунистическая партия белоруссии

    Она была создана 30 декабря 1918 года. Идея создания Коммунистической партии большевиков Белоруссии была озвучена на конференции белорусских секций РКП(б), проходившей в Москве 21-23 декабря 1918 года. В работе конференции принимали...

  • Литературно-исторические заметки юного техника

    Глава 10. Родство по духу. Судьбы семьи КутеповыхБорис Кутепов Следующий за Александром брат Борис выбрал путь служения царю и Отечеству. Все три брата участвовали в белой борьбе. Определенные черты характера объединили их: не с крестом, а...

  • Полное собрание русских летописей

    Древняя Русь. Летописи Главный источник наших знаний о древней Руси – средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9...

  • Даосизм: основные идеи. Философия даосизма

    Далек от России Китай, обширна его территория, многочисленно население и беспредельно длинная и загадочная история культуры. Соединившись, как в плавильном тигле средневекового алхимика китайцы создали уникальную и неповторимую традицию....

  • Кто такой пригожин Дочь евгения пригожина

    Такой человек, как Евгений Пригожин, притягивает к себе множество любопытных взоров. Слишком много скандалов связано с этой персоной. Будучи известным как личный повар Путина, Евгений Пригожин всегда находится в центре внимания...