Общеметодические принципы физической культуры. Специфические принципы физического воспитания и их характеристика

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания. Они связаны между собой и составляют единую систему принципов.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.

Принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Сознательность -- это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В процессе физического воспитания, прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию. От преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом.

Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.

Активность -- это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Согласно теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования.

  • 1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
  • 2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
  • 3. Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни.
  • 4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка), беседа по разбору техники.

Принцип наглядности

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему -- только на уровне представления (Б.Г.Ананьев, 1957). Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% -- в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (Н.В. Краснов, 1977).

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».

Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.

Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;

исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

  • 1) объективные показатели:
    • - показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);
    • - показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ -- жизненная емкость легких и др.);
  • 2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).

Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы, команды). Ко второй -- индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.

Общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности занимающихся. В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания. Должны приниматься во внимание также особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.

Таким образом, задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрезвычайно сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного программирования воздействий.

Вопрос №13

Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

1. Принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности.

Данный принцип раскрывается в двух основных положениях:

Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. Для этого необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

Комплексное использование различных факторов физической культуры для общего развития физических качеств, формирование широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни, обеспечение единства общей и специальной физической подготовки.

2. Принцип прикладности – связи физического воспитания с практикой жизни. Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, оборонной и другим деятельности, формирование жизненно важных умений и навыков непосредственно прикладного характера.

3. Принцип оздоровительной направленности

Этот принцип обязывает:

Определяя конкретное содержание средств и методов физического воспитания исходить из их оздоровительной направленности.

Планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающихся.

Обеспечить регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований.

Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Вопрос №14

Общеметодические принципы физического воспитания

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

1. Принцип сознательности и активности - его назначение состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.



Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.

В процессе физического воспитания должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий физическими упражнениями и спорту.

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий как знание, мотивация потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования:

Постановка задач занятия и осознание их занимающимися.

Сознательное изучение и освоение двигательных действий.

Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний. умений и навыков в практике жизни.

Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования.

2. Принцип наглядности.

Наглядность – означает привлечение органов чувств человека в процессе обучения двигательным действиям и совершенствования их. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям, использование иллюстративного материала (киноциклограмм, видеозаписи), наглядных пособий, введение в обстановку действия разметок, разграничительных линий, наглядных ориентиров.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных действий.

3. Принцип доступности и индивидуализации - в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

Назначение этого принципа в следующем:

1.Обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности.

2.Исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Принцип систематичности. Принцип систематичности - это прежде, всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередований-нагрузок и отдыха.

Принцип постепенности

Принцип постепенности заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузок, в усложнении техники выполняемых упражнений, в расширении технического и тактического арсенала, в повышении морально-волевых качеств, позволяющих преодолевать все большие препятствия на пути к достижению цели.

Вопрос №15 Классификация средств физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (рис. 5.1). Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Рис. 5.1. Средства физического воспитания

Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Классификация физических упражнений

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Вопрос №16 Общая характеристика физических упражнений

Физические упражнения как разнообразные двигательные действия человека способствуют решению задач физического воспитания. В настоящее время имеется большое количество различных физических упражнений.

Для того чтобы ориентироваться в них, правильно отбирать их для решения как общих, так и частных задач физического воспитания, важно понимать основную суть их содержания.

Содержание физических упражнений – это действия, входящие в них, а также процессы, которые происходят в организме в ходе выполнения упражнения (психические, физиологические, биохимические и др.). Физические упражнения как произвольные движения опираются на сознание человека и направлены на достижение какого-то результаты. Выполнение физических упражнений связано с вниманием, мышлением, волевыми усилиями.

При выполнении физических упражнений происходят функциональные изменения, которые улучшают и совершенствуют различные системы организма человека.

Для педагога важно рассматривать физические упражнения как средства для решения воспитательно-образовательных задач физического воспитания (формирование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и т. д.).

Форма физического упражнения зависит от особенностей содержания. Форма физического упражнения – это его внутренняя и внешняя структура (т. е. организация, построение).

Внутренняя структура – это взаимосвязь различных процессов в организме, возникающая при выполнении какого-то упражнения.

При выполнении упражнения должны взаимодействовать между собой энергетические процессы (нервно-мышечные и др.).

Внешняя структура – это видимая сторона упражнений, характеризующаяся соотношением различных параметров движений (характеризуется пространственными, временными, динамическими особенностями движений).

Форма и содержание взаимосвязаны. Содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Например: с увеличением скорости бега изменяются длина шага и угол наклона туловища. Следовательно, по мере изменения каких-то элементов содержания меняется форма упражнения. Поэтому для успешного выполнения и достижения успеха в физическом упражнении изменяют его содержание, создавая тем самым условия для улучшения функциональных возможностей организма.

Форма тоже влияет на содержание. Рациональная форма выполнения упражнения способствует более эффективному проявлению физических способностей. (Правильно выполненный замах при метании увеличивает дальность броска, способствует повышению возможностей успешного выполнения упражнения.)

Техника физического упражнения – это наиболее эффективный, рациональный способ выполнения двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.

Термин «техника» относится к тем физическим упражнениям, которые сформированы с учётом закономерностей выполнения движений, Эффективность техники выражается в определенном воздействии на организм занимающихся или же в количественных показателях физического упражнения, т. е. его результативности. При этом необходимо учитывать степень физической и даже психической подготовленности учеников.

Двигательные действия можно выполнять различными способами, но только наиболее рациональные можно назвать техникой. Эффективность техники физических упражнений постоянно совершенствуется, развивается.
Это можно объяснить стремлением достигнуть все более высоких результатов при выполнении физических упражнений. Прогресс техники обусловлен открытием каких-то новых биомеханических закономерностей движений, появлением более совершенного оборудования, инвентаря, повышением физической подготовленности занимающихся. Критерием оценки эффективности техники выполняемых упражнений может быть внешняя форма (в фигурном катании, гимнастике), количественный результат (в беге, плавании и др.) или же выполнение конкретной двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений выделяют: основу техники, основное звено техники, детали техники.

Основа техники – это главные, основные элементы упражнения, которые необходимы для решения двигательной задачи, т. е. те, которые отражают отличительные признаки одного упражнения от другого. Невыполнение, нарушение одного из элементов или последовательности элементов делают невозможным решение двигательной задачи этого упражнения, упражнение может быть не выполнено, искажено.

Определяющее звено техники – наиболее важнейшая и решающая часть основы техники физического упражнения, которая выполняется обычно за короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. (В прыжках – отталкивание, в метаниях – конечное усилие перед броском.) От этих частей упражнения зависит и его результативность.

Вопрос №31 Явление «переноса» при формировании двигательных навыков

Взаимодействие навыков . В физическом воспитании и спорте различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы.

Перенос навыков – это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего. Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и копья (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде – управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъемом одной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега.

Вопрос №32 Законы в процессе формирования двигательных навыков

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом зако­нов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон "плато" (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1.Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не толь­ко постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере каче­ственного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномер­ность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномер­ность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда уче­ник быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обуче­ния относительно сложным действиям, когда внешне незаметные каче­ственные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2.Закон "плато" (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена дву­мя причинами:

а)внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспо­собительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б)внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недоста­точным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена пра­вильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методичес­ких приемов обучения (внешняя причина).

3.Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторя­ется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать не­уверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении дей­ствия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые слож­ные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4.Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенство­вание двигательного действия практически продолжается на протяжении все­го времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5.Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс ста­новления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдель­ных звеньев) этих двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основ­ном звене. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опор­ные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отраба­тывает. Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учиты­вать при определении последовательности (очередности) освоения техники раз­нообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

Учебный, воспитательный, тренировочный процесс — это некая совокупность программ, которые представляют собой взаимосвязанную непрерывно функционирующую систему. Работая слаженно и дополняя друг друга, они способны благотворно влиять на формирование у ребенка правильных физиологических и психологических особенностей. В воспитании, в частности, физическом, должны присутствовать специальные правила и критерии, которых необходимо строго придерживаться для достижения положительного результата. Примером таких правил могут служить специфические принципы физического воспитания. Давайте рассмотрим, что они собой представляют.

Что такое принципы физического воспитания?

Под определением "принципы" можно понимать некие правила в различных областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Особенно непреложные правила важны в такой области детского и юношеского образования, как физическое развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина.

Существуют общеметодические и специфические принципы физического воспитания. Каждое из этих положений строго контролирует различные тренировочные процессы с учетом всех особенностей организма, и каждое из них имеет, бесспорно, важное значение для педагога и учеников.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы — это совокупность базовых правил, на которых строится формирование дальнейших методик воспитания в области культуры спорта. В отличие от специфических, общеметодические принципы физического воспитания немногочисленны и отражают только суть тренировочного процесса.

Они включает в себя три очень важных составляющих:


Специфические принципы физического воспитания и их общая характеристика

Эти правила, в отличие от базовых методических, носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления программ для определенных возрастных групп, для развивающих или профессиональных занятий. В совокупности с общеметодическими они способны оказывать положительный эффект от физических нагрузок.

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, кратко рассматриваемых в представленной статье.

Непрерывность процесса

Главная особенность непрерывности заключается в правильном последовательном построении занятий. Этот специфический принцип физического воспитания основан на положении о том, что более легкие упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный.

Ключевым правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как целостной неделимой системы.

Системность

Этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.

Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.

Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды корректируются индивидуально.

Постепенное наращивание

Этот специфический принцип физического воспитания трактуется как необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ в сторону усложнения при наличии прогресса.

Этот принцип работает на усовершенствование навыков при изменении в процессе тренировок физических способностей человека. В любом случае и обновление программ тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения, но не впадал в состояние стресса.

Адаптивная сбалансированная динамика

Этот принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок.

  1. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения.
  2. По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности.
  3. Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их усиление, или стабилизацию, или уменьшение.

Цикличность

Этот принцип специфического физического воспитания заключается в представлении комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из определенных этапов и занятий.

Это принцип позволяет разделять комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает возможность наблюдать за прогрессом занимающегося внутри определенного цикла физических нагрузок, создавать поступательные программы, нацеленные на постепенное увеличение положительного эффекта от упражнений.

Возрастная адекватность

Возрастная адекватность — это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.

Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В школьный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно.

Дополнительные принципы в циклических видах спорта

Во многих книгах о специфических принципах физического воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки имеют свои существенные различия.

Итак, при циклических видах спорта существуют дополнительные специфические принципы физического воспитания, их характеристика представлена ниже.


Заключение

В статье были рассмотрены кратко общие методические, специфические принципы физического воспитания. Без этих двух важнейших сводов тщательно разработанных правил и критериев невозможно построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы.

Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом до физических особенностей той или иной возрастной группы. Также специфические принципы физического воспитания сформировались на убеждении о том, что при многолетнем профессиональном освоении определенного вида спорта должна соблюдаться строго соответствующая последовательность занятий, цикличность и поступательность. В противном случае положительного результата достичь не удастся.

Специфические принципы физического воспитания заключают в себе правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления тренировочных программ различной сложности.

К числу принципов, отражающих идейные основы физического воспитания, относят общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они гарантируют единство всех сторон физического воспитания в процессе физического воспитания (умственного, трудового, физического и психического), обеспечивают оздоровительный эффект и способствуют подготовке человека к трудовой деятельности.

В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».

Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные, общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику физического воспитания. Систематическое воздействие физических нагрузок на организм человека может быть успешным только в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и методические положения, вытекающие из них.

Принцип сознательности и активности

Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые. Таким образом, понимание занимающимися того, что и для чего они выполняют на занятии, повышает заинтересованность в работе и эффективность педагогического процесса, делает возможным творческий подход в использовании средств и методов и педагогом, и занимающимися. Постепенно ученик становится партнером учителя, переставая быть лишь пассивным объектом педагогических воздействий и превращается в субъекта учебно-воспитательного процесса, что является особенно важным при решении сложных задач (например, необходимость выполнять большой объем физических нагрузок в спорте высших достижений).



Принцип сознательности и активности реализуется в практике при условии выполнения следующих его требований:

1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение к цели и конкретным заданиям. Это становится возможным, если на занятии:

Конкретизируются задачи;

Дается характеристика каждому заданию;

Формируется интерес к занятию.

2. Формировать навыки сознательного анализа, самоконтроля и самооценки выполнения заданий. Самоанализ всегда необходим при выполнении технически сложных движений, и он требует сформированной системы биомеханических, анатомических знаний. Самооценка включает анализ функционального состояния при выполнении физических нагрузок (знание физиологических особенностей организма). Самоконтроль подразумевает способность занимающегося самостоятельно оценивать результат всего занятия в целом.

3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования. Активное участие занимающегося в педагогическом процессе возможно при выполнении предыдущих условий.

Принцип доступности и индивидуализации

Этот принцип обязывает осуществлять обучение и воспитание в строгом соответствии требований возможностям занимающихся, т.е. с учетом их возраста, пола, уровня подготовленности и индивидуальных различий в физическом развитии. Таким образом, принцип доступности и индивидуализации предусматривает соблюдение посильной меры трудности в обучении и воспитании, что, в свою очередь, всегда будет обеспечивать оздоровительную направленность занятий.

Факторы, определяющие доступность:

К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данной группы занимающихся;

Ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося данной группы;

К третьей - адаптационные перестройки в организме;

К четвертой - условия, задачи, средства и методы их решения.

Этот принцип раскрывается через три основных требования:

1. Своевременно определять меру доступности (причем задания должны быть доступными, но сложными). Чтобы сделать задание таковым, необходимо учитывать:

Преемственность физических упражнений (учитывать явления отрицательного и положительного переноса, использовать двигательный опыт занимающегося, подводящие и подготовительные упражнения);

Постепенно усложнять задания (повышать нагрузку или техническую сложность элементов);

Формировать непосредственную готовность к выполнению физического упражнения (физическую и техническую);

Использовать по необходимости методы целостного и аналитического (расчлененного) обучения движениям.

2. Индивидуализировать общие и частные задачи (общие задачи определяют в целом набор средств и методов обучения и развития на период времени; частные задачи определяют специфичность нагрузки в рамках одного или серии занятий с учетом индивидуальных особенностей адаптации к физическим нагрузкам).

3. Учитывать сенситивные периоды в развитии физических качеств.

Специфические принципы физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания

Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими уп-ражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности пе-дагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия "наслаивался" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости оттого, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.

Первый вариант используется при двух - трехразовых занятиях в день и предус-матривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объёму и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть определены в следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки =>, срочный (кумулятивный) тренировочный эффект => величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.

Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень взаимосвязи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания .

1. Принцип сознательности и активности - его назначение состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.

Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.

В процессе физического воспитания должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями . Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий физическими упражнениями и спорту.

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий как знание, мотивация потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования:

Постановка задач занятия и осознание их занимающимися.

Сознательное изучение и освоение двигательных действий.

Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний. умений и навыков в практике жизни.

Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования.

2. Принцип наглядности.

Наглядность – означает привлечение органов чувств человека в процессе обучения двигательным действиям и совершенствования их. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям, использование иллюстративного материала (киноциклограмм, видеозаписи), наглядных пособий, введение в обстановку действия разметок, разграничительных линий, наглядных ориентиров.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных действий.

3. Принцип доступности и индивидуализации - в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

Назначение этого принципа в следующем:

1.Обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков , развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности.

2.Исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Похожие статьи