Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать русская литература? Нравственные уроки русской литературы XIX века Уроки нравственности в русской литературе.

Кичёва Н. А., учитель высшей категории

МАОУ «СОШ № 135» г. Перми

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература и журналистика

5 класс

Тема урока:

Тип урока:

Вид урока:

Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Урок-газета

Цели:

Деятельностная : обучение детей структуризации полученного знания, развитие умения перехода от частного к общему и наоборот, обучение видению каждого нового знания, повторение изученного способа действий в рамках всей изучаемой темы, создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения.

Содержательная: обучение обобщению, развитие умения строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи

Образовательные

1. Выявить нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы: «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. 2. Вести работу над смысловым чтением текста. 3. Поработать над современными газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

Развивающие

1. Провести урок в системно-деятельностном режиме. 2. Развивать внимание. 3.Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные): - развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать умение применять новые знания; - развивать творческие, речевые способности учащихся; - развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные

1.Воспитывать интерес и уважение к литературе, ценностное отношение к слову. 2. Развивать коммуникативные УУД - создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Ресурсы и оборудование:

    Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014

    Мультимедийный проектор

    Диктофон

    Видеокамера

    Распечатанный материал на столах учащихся

    Листы А-4, А-3

    Блокноты и ручки

Планируемые образовательные результаты

Личностные: 1)
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 2) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; 4) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: 1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; 7) смысловое чтение; 8)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 10)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: 1)умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 2) владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 3) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 4) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; 5) понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 6) написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1этап. Самоопределение.

Цель: определение основной мысли текста (смысловое чтение) и темы урока.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: смысловое чтение; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Деятельность учителя

Перед вами – текст . Прочитайте его и определите основную мысль текста (сначала текст читается вслух, затем каждый читает «про себя».

Сегодня на уроке мы будем работать с этим понятием. Попробуйте сформулировать тему урока.

Записываем тему урока в тетради.

А что такое «Нравственные»?

Деятельность учащихся

Сегодня одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности. Уроки литературы являются уроками нравственности, добра и красоты. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Уроки литературы поистине – «уроки нравственного прозрения». Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность. Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому волнуют сердца наши (слайд № 1) .

Основная мысль текста : произведения литературы являются уроками нравственности, добра, красоты и духовности (слайд № 2)

Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетради.

Тема урока: Нравственные уроки жизни на примере произведений русской классической литературы (слайд № 2)

Нравственные – это этические нормы, нормы поведения в обществе, соответствующие требованиям морали; это духовные качества, которыми руководствуется человек.

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Цель: обобщение сведений о некоторых изученных произведениях для обозначения цели урока.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Деятельность учителя

Вспомните и назовите произведения, изученные вами в 5 классе, на которых мы можем поучиться добру, справедливости и другим положительным качествам.

Среди названных вами произведений – «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «В дурном обществе» В. Короленко, «Васюткино озеро» В. Астафьева. Сегодня мы будем работать с этими произведениями.

Охарактеризуйте Жилина и Костылина.

В чём смысл рассказа? – Что осуждает писатель?

Вспомним произведение Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Как менялся характер Алёши, после того как король вручил ему конопляное зёрнышко?

Какие выводы можно сделать по прочтении сказки?

Обратимся к рассказу В. Короленко «В дурном обществе». Менялся ли характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья?

Чему вы научились у Васютки?

Деятельность учащихся

Ученики называют произведения.

Жилин: добрый (думает о матери, жалеет ее) надеется на себя, обдумывает побег деятельный человек сумел прижиться в ауле работящий, не может сидеть без дела, мастер всем помогает, даже своим врагам – татарам ему интересны другие люди, любит детей великодушный

Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери способен на предательство раскис, упал духом не принимает других людей (слайд № 3)

Рассказ Л. Толстого пронизан идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ, мы поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны.

    С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 139

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Нравственные уроки жизни

    Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

    Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

    Надо быть строгим к себе (слайд № 4).

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба научила Васю ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они, уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям (слайд № 5).

Между природой и человеком должны быть неразрывные связи (слайд № 6).

3 этап. Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель: обучение видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные: формулирование собственного отношения к произведениям литературы, к газетным жанрам .

Деятельность учителя

Направление нашей деятельности – журналистика, нам предстоит сформулировать цель нашего урока. Во время самостоятельной групповой работы, которая предстоит сегодня на уроке, нужно создать каждой группе какой-то «готовый продукт» журналистской деятельности, попробуем создать эти продукты, используя наши знания газетных жанров. С какими журналистскими жанрами мы уже знакомы?

Сегодня нам предстоит поработать с такими газетными жанрами: заметкой, информацией, интервью, письмом, очерком.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока.

Отсюда, перед нами стоит задача: познакомиться с этими жанрами.

Деятельность учащихся

Жанрами: заметкой, отчётом, очерком, интервью.

Уч-ся формулируют цель урока : создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают нам художественные произведения (слайд № 7) .

Ученики вслух читают определения жанров:

Современные газетные жанры Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. (Слайд № 8) Заметка - газетный жанр , краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт или ставится конкретный вопрос. ( Слайд № 9) Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ ( Слайд № 10) Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. (Слайд № 11) Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. Очерки делятся на: а) путевые; б) событийные; в) портретные; г) проблемные. (Слайд № 12) Информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. (Слайд № 13)

4 этап. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения (созданию «готового продукта»).

Цель: обучение детей структуризации полученного знания, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности; Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Деятельность учителя В ваших раздаточных материалах даны задания, на столах – средства по воплощению этих заданий: компьютер, диктофон, видеокамера, блокноты и ручки. Наша задача – спланировать самостоятельную работу в группах , чтобы создать готовый газетный продукт. Предлагайте пути решения проблемы.

Деятельность учащихся

После словесных баталий складывается следующий план работы: 1.Прочитать задания. 2.Ещё раз прочитать материал о том газетном жанре, с которым будет работать группа. 3.Исходя из задания, распределить обязанности каждого в группе. 4.Начать работу (слайд № 14).

5 этап. Этап самостоятельной работы в группах (по заранее данным домашним заданиям).

Цель: создание «готового продукта» – газетного жанра на основе знаний об уроках, которые дают художественные произведения, обучение обобщению, развитию умения строить предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Деятельность учителя

Приступаем к работе в группах.

Деятельность учащихся

Задание для группы № 1 (Накануне урока ученики этой группы взяли интервью на диктофон у 5-классников на тему «Если бы у меня была волшебная палочка…», напомнив им об изученном произведении Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и об уроках, которые они должны были извлечь, прочитав эту сказку). По материалам взятого интервью подготовьте небольшую письменную заметку на тему «Какие уроки извлекли 5-классники, прочитав сказку «Чёрная курица, или Подземные жители?».

Задание для группы № 2 Написать ответное письмо читателю, который прислал в редакцию газеты письмо: «Здравствуйте! Недавно я прочитал рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник». Этот рассказ мне очень понравился. Но мне не всё понятно в нём. В чём смысл этого рассказа? Важен ли он современному читателю? Чему он учит? Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. С уважением, ваш читатель, Сидоров Иван.»

Задание для группы № 3 Вы помните из повести В. Короленко, что Вася после встречи с детьми из «дурного» общества стал гораздо лучше, многое понял, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Напишите очерк, воспользовавшись компьютером, на тему «Я попал в дурную компанию». Определитесь, помня о положительном герое, какой урок дала вам повесть «В дурном обществе». Как нужно повести себя, чтобы не стать плохим человеком?

Задание для группы № 4 (Накануне урока ученики этой группы сняли видеофрагмент на тему «Что делать, если заблудился в лесу?» Вспомните рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро». Чему вы научились у Васютки? Составьте две газетные информации-памятки для идущих в лес людей: 1) Советы идущему в лес, 2) Если ты заблудился. Воспользуйтесь материалами своего видеофрагмента.

6 этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель : презентация материалов группами. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, написание творческих работ на литературные и общекультурные темы.

Деятельность учителя

Представляем по очереди свои творческие работы.

Деятельность учащихся

Учащиеся представляют свои работы.

Образцы памяток (группа № 4)

Памятка №1. Советы идущему в лес.

    Подумай тщательно маршрут.

    Не забудь взять компас.

    Возьми спички для костра.

    Захвати с собой теплые вещи.

    Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Памятка №2 Если ты заблудился.

    Не паникуй, успокойся.

    Осмотри место, где находишься.

    Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

    Разожги костер, приготовь пищу.

    Подготовь место для ночлега.

    Спокойно ожидай спасателей, родственников (слайд № 15)

7этап. Рефлексия деятельности Цель: проведение рефлексии своей деятельности на уроке. Планируемые образовательные результаты этапа Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора познавательной деятельности; владение монологической контекстной речью.

    Давайте подведём итог нашей деятельности.

Удалось ли нам осуществить цель урока?

Каким способом?

Чего не удалось на уроке и почему?

Учащиеся высказывают мнения, делают выводы

8 этап. Домашнее задание: написать небольшую заметку (можно взять другой газетный жанр) об уроке (слайд № 15) .

Нравственное воспитание на примерах русской классической литературы


Место работы: МКОУ ШР "ООШ №11" с. Введенщина Иркутской области.
«Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.»
Василий Шукшин.

Давайте взглянем прямо в лицо нашей жизни: обшарпанные подъезды, железные двери, решетки на окнах, озабоченные лица, маты, пьянство, тоска безденежья и это продолжается не один год. Молодым людям зачастую некуда пойти: нет бесплатных секций, кружков, а если и есть, то находятся другие причины, чтобы остаться в подъезде и попить пиво.
И порой очень трудно достучаться до сердца наших детей, с какой-то там нравственностью.
Как решить эту проблему в наших конкретных условиях? По мнению известного педагога Л.В.Суровой, педагогика существует не в безвоздушном пространстве, и отвечает на вопросы: чему учим, как учим и, когда учим?
Под нравственностью понимается исторически проверенная и не потерявшая своего гуманистического значения система этических норм и ориентиров. Духовность же - это способность бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной истине, добру, красоте.
Важным является воспитание у учащихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей поведения», утверждения вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных исторически сложившихся формах, приобщение учащихся ко всем сферам духовного опыта и образования.
Основные направления работы
Воспитание качеств личности, дающее возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях(с опорой на духовный опыт народа, переданный нам русской литературой)
Утверждение основ духовно- гражданского национального самосознания, патриотического сознания личности.
Освоение на основах духовного опыта учащихся установленного государственным стандартом объема знаний по литературе.
Создание предпосылки развития корректного мышления, развитие способности триединого сознания действительности (рационального, образно- эмоционального, религиозного).
Формирование верного отношения к труду, как служению людям, противоположному образу мыслей «общества потребления»
Содействие здоровому, духовному психическому и гармоническому развитию учащегося, укреплению сознательного отношения к своему здоровью, стремление к здоровому, активному образу жизни и эстетическому отношению к нему.

Первоочередные технологические задачи:
1. Осознание значения литературы в системе культуры, овладение основами науки через приобретение минимальных об истории ее развития.
2. Овладение языком предмета и умения мыслить в русле его закономерностей.
3. Овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться во владении предметом.
Средство решения задач – поурочное изучение предмета и расширение форм внеурочной деятельности учащихся.

«Как ввести ученика в мир культуры, - пишет кандидат педагогических наук В.А. Лазарева в статье «Принципы и технология литературного образования школьников», - помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих конкурентах: мутной телевизионной волны, льющей на детей совсем иные ценности…; кошмара «первоначального накопления капитала», в котором должны «крутиться» их родители, да и сами они нередко в этом принимают участие. Что может противостоять этому? Культура.»
Массовым представителем культуры сегодня является образование.
Именно в нем есть все – науки, литература, искусство, к которым преподаватель может и должен открыть дорогу. Это и будет образованием человека. Литература как часть культуры, и содержит в себе вечные нравственные и духовные ценности. Для их освоения учащимися преподавателю литературы необходимо выработать свою технологию, свою систему пошаговых действий, которая приведет к желаемому результату: формированию духовно и нравственно развитой личности
Литература существует не в безвоздушном пространстве и несет на себе печать времени. Она - та связующая нить, что соединяет поколения, передает эстафету духовных поисков и идеалов народа. И хотя литература не является прямой иллюстрацией истории, историческая энергия в ней проявляется даже в том, как писатель видит мир. Поэтому началом всех начал на уроках литературы становятся экскурсы в историческое прошлое. При этом необходимо наполнить такие обзорные уроки живым трепетом ушедшей жизни, с ее духовными поисками, победами, поражениями, трагедиями.
Учебник по литературе Ю.В.Лебедева дает такую возможность. Разделы о творчестве отдельных писателей предваряются обобщающими главами, которые дают целостную картину развития литературы 1860-х, 1870-х, 1890-х. годов. Автор показывает непростую взаимосвязь литературного процесса с движущейся историей, существующий между ними напряженный диалог. Прослеживается духовное преображение русского общества на переломных, судьбоносных этапах его истории во всей полноте конкурирующих друг с другом умственных движений, оказавших на литературу сложное влияние и по- своему преломившихся в ней. Поэтому рядом с революционерами – демократами в учебнике представлены либерально-западническая и либерально- славянофильская мысль, религиозно-философские течения. Учебник становится важным подспорьем в решении задачи осознания учащимися причастности литературы к проблемам истории русского народа, дает возможность строить уроки в проблемно-диалогическом плане, что вызывает интерес учащихся.
Например: литература 60-70х годов 19 века - диалог с жизнью.
Цели урока:
дать учащимся представление о влиянии истории на литературный процесс и о своеобразном преломлении общественной мысли в литературных произведениях.
продолжить работу по воспитанию исторической памяти.
познакомить учащихся с западниками, славянофилами, революционерами- демократами, сравнить их программы преобразования России и связать борьбу демократии и либерализма с проблемами сегодняшнего дня.
Оформление доски : Слово, слово – великое дело.
План урока:
1.Россия на переломе. Размежевание сил.
А) борьба вокруг конституции
Б) покушение на царя.
2. Вокруг «Современника»
3.Путем реформ.
Тезисы из лекции : 60 годы, история Александра 2, борьба за отмену крепостного права, две силы-социал-демократы, и либералы. Одни хотели перемен путем революции, другие- путем реформ. Свои идеи проводили через книги, критику, журналы. Взгляды революционеров- демократов в «Современнике». Идеологи – Чернышевский и Добролюбов звали Россию к топору.
Либералы делились на две группы: западники и славянофилы.
Первые считали: от Петра Россия должна идти путем запада. Вторые –за самобытность, общинное землепользование. Земский Собор.
В дальнейшем этот обзорный урок станет основополагающим в определении позиций того или иного писателя, его общественных взглядов и мировоззрения. Понятным станет тогда, какую роль сыграл московский период жизни и творчества А.Н.Островского в создании им русского национального театра или почему у И.С.Тургенева произошел разрыв с «Современником».
Знакомство с личностью и биографией писателя, поэта становится вторым важным шагом литературного образования учащихся. И здесь преподавателю важно показать ту питательную среду, истоки, из которых берет начало любое творчество.
Живыми и яркими получаются уроки по творчеству А.Н.Островского с использованием фильма «Дом-музей Островского в Москве», где передана атмосфера народного быта, уют замоскворецких усадеб. С интересом слушают учащиеся рассказ о Ярославско- Костромской дороге, вблизи которой прошло детство Н.А.Некрасова, а потом охотно пишут сочинения миниатюры о первом знакомстве поэта с народом.
Журнал « Литература в школе» для подготовки таких уроков. Вот, например, в каком ключе можно построить рассказ об Есенине, опираясь на статью Н.Зуева «Народные истоки поэзии Сергея Есенина»
«Первые мои воспоминания,- относятся к тому времени, когда мне было три года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который в 40 –ка верстах от нас. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу ноги, а бабушка приговаривает: «Иди, иди ягодка, Бог счастье дает».
Важно донести до учеников, что обретение народной верой, народных основ нарождающейся личности будущего поэта способствовало все его воспитание, весь быт в семье деда по матери Федора Андреевича Титова.
Живые, конкретные детали делают урок по биографии интересным. Из сегодняшнего дня можно и нужно стараться перебросить мостик в прошлое. Так удачно вписался в уроки рассказ о приезде Иркутск праправнука Л.Н.Толстого – Владимира Толстого, ныне директора музея «Ясная Поляна» в1999 году на встрече, с которым я была в областной библиотеке и он рассказывал о трудностях и радостях, которые переживает музей, где работало на тот момент 270 сотрудников.
Насколько дороги эти живые островки литературной истории - должны ощутить наши ученики. Не пустым звуком должны стать для них Спасское – Лутовиново, Щелыково, Шахматово, «атмосфера особой духовности этих спрятавшихся в российском захолустье старых «дворянских гнезд», где нерасторжимо слились природа, музыка, живопись, поэзия, народное искусство, охота, простодушная приветливая архитектура провинциальных поместий с их старинными библиотеками и домашними театрами…». Для этого с помощью учеников накапливается большой иллюстративный материал.
Третьим важным шагом в преп.одавании литературы становится работа со словом. Без конкретного освоения как литературоведческих понятий, так и значения новых слов, невозможно глубокое постижение художественного произведения. Учащиеся сами должны определить корневую основу, например такого слова, как «народ».прежде всего ищут однокоренные слова и делают открытия, что в этот ряд входят и «Родина», и «родник», и «родня». И понятным тогда становятся принадлежность к одному роду, к одному истоку. Приставка «на» подсказывает им, что само понятие народ существует, как преемственно сменяющие друг друга поколения, передающие свои главные ценности- родную землю и язык, культуру. Стоит изменить приставку, поставить «вы» или «от» и совершенно меняется смысл слова – перед нами «выродок» или «отлродье»,тот кто предал свой род, отошел от него. Продолжением начатой работы со словом становится задание – нарисовать, проследить генеалогическое древо своего рода. Такое «путешествие» помогает понять и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и роман Толстого «Война и мир» и пьесы Островского, и произведения Платонова, рассказы и пьесы Чехова и даже повесть Булгакова «Собачье сердце»
Рассматриваются произведения Н.С.Лескова, Г.И.Успенского. «Очарованный странник».
На уроке провожу словарную работу: Очарованный, странник; работаю с толковым словарем, рассказываю о времени, которое описано в произведении, зачитываю отрывки, чтобы передать атмосферу 19 века. Обсуждаем главного героя, выясняем, почему автор дал такое название рассказу.
Именно такая словарная работа духовно обогащает внутренний мир учащегося, помогает ему в дальнейшем ориентироваться как в проблематике произведения, так и жизни.
Следующим важным этапом преподавания литературы становится постижение идейного содержания произведения постижение идейного содержания произведения.
Можно выделить две сквозные идеи на первом и втором курсах училища : любовь к Родине как неприемлемая основа, питающая истоки жизни человека; смысл его жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит молодой человек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме, особенно когда речь идет о защите Родины от внешних врагов. Благодатную пищу для воспитания патриотического чувства дает роман Л.Н.Толстого «Война и мир». При многообразии поставленных автором проблем, центральной остается «Мысль народная».
По- разному можно относится к вопросам веры. Но нельзя отрицать тот исторический факт, что основой культуры, собирающей воедино различные сферы духа, было православие. Не случайно в наше время проводятся международные рождественские чтения,где решаются вопросы, посвященные сотрудничеству светских и духовных образовательных учреждений. По – новому сейчас звучат произведения тех писателей, которые размышляя о вере, видели в ней «священные колодцы духа», воспитавшие в русском человеке долготерпение и жертвенность, тягу к добру, красоте и жизни по совести в соответствии с христианскими заповедями А.П.Чехов «Студент», В.П.Распутин «Мать Ивана, дочь Ивана». «Прощание с Матерой», И.Шмелев «Лето Господне».
Во все времена остается злободневным творчество нашего земляка В.Распутина. в его произведениях звучит мысль о трагических последствиях для человека разрыва с духовными, трудовыми, нравственными традициями родной земли. Нарушение «цепочки человеческой памяти» не может бесследно пройти для людей, живущих на земле. В повести «Прощание с Матерой» автор говорит, что можно построить новые дома и поселки, но нельзя построить новую жизнь, где нет любви и уважения к людям, к их духовным традициям. Итог такой деятельности писатель красноречиво показал в своей повести «Пожар»
Русский характер, русское представление о добре и зле, святости домашнего очага, совести, любви к Родине, жизни в минуты испытаний одним миром, вере, надежде, любви… По- прежнему наши великие классики и современники, по – прежнему наш народ, через свои традиции, говорят с нами об этом. И надо научиться сердцем, слышать их, тогда и дети наши услышат. Тогда не будет проиграна эта борьба за будущее, передовая линия которой, хотим мы этого или не хотим, проходит через наши школы.

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа ».

Уроки литературы- уроки нравственности?!

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания в обществе становится ведущей.

В словаре С.И.Ожегова читаем: «Нравственность- правила,определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе,а также выполнение этих правил, поведения». В наше время духовно-нравственное воспитание осложнено в первую очередь (и такое мнение не только у меня) тем, что отсутствует общепризнанная идеология, а без неё воспитание невозможно.

Теперь на мой вопрос ученикам:

Есть ли у вас идеал? На кого вы хотели быть похожими?

Они отвечают:

А зачем на кого-то быть похожим?

И, наверное, мы должны с ними согласиться. Каждый из них- личность, индивидуальность и имеет право быть самим собой. Но возникает другой вопрос:

А ты считаешь себя совершенным во всём?

И чаще всего слышишь:

Не знаю. Просто я такой, какой есть.

Я спрашиваю:

К чему ты стремишься? Какова твоя цель? Слышу в ответ:

Я не хочу «бомжевать» ,не буду «наркоманить»… .Я хочу получить профессию, работать, зарабатывать деньги…

Да, поколение сейчас другое, и ценности тоже другие. Профессия, достаток и прочее…

Но даёт ли это настоящее счастье? А как же человеческие ценности? Такие, как добро, доброта, дружба, совесть, порядочность? «А как жить?»-спрашивает герой фильма «Ворошиловский стрелок».

Так иногда думаешь- может, ушло время литературы? Что может дать урок сегодняшним школьникам, если они (в век техники, компьютера, Интернет) и книги-то не читают, а если читают, то лишь то, что задаёт учитель по программе? Как разбудить чувства, вызвать эмоции?..

И всё-таки прихожу к выводу: кто, если не мы?

Я,как преподаватель литературы, чувствую свою личную огромную ответственность в нравственном воспитании учеников. А иначе -зачем вообще работать в школе?

И таких возможностей у нас достаточно,ведь недаром уроки литературы называют «уроками жизни».И именно мы- «праведники», «проповедники», «правдолюбцы».

Для меня учитель литературы -особенный учитель, это прежде всего Человек, с открытым сердцем, с большой душой, умеющий любить, понимать каждого, являющийся примером для подражания во всём: в одежде, в поведении, в манерах, в общении, в отношениях. Для него каждый ученик- это личность!

И цель уроков литературы- формирование духовных ценностей учащихся,что возможно только в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества учителя и учеников. Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики .

Для учителя важны уроки, прожитые вместе с учащимися. Каждый урок литературы должен решать прежде всего воспитательную задачу и выполнять воспитывающую роль!

Я остановлюсь на некоторых моментах из своей практики.

Главный прием, который я использую на уроке,- создание проблемной нравственной ситуации, технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности.

5 класс. Урок-ситуация по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цель- осознание приоритетов таких нравственных ценностей,как доброта,верность дружбе, товарищество,взаимопомощь. Проблемный вопрос- ситуация: от чего зависит выбор героев: от их характера или от сложившихся обстоятельств? А далее- другая ситуация: почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?В итоге мы развиваем чувство товарищества, взаимопомощи. Учим верить в себя,в свои силы.

5 класс. Урок- ситуация по сказке Г.-Х.Андерсена «Соловей».

Цель урока: осознание,что такое истинное искусство и каково его влияние на человеческую душу. Проблемный вопрос: кто победитель: живой или механический соловей? Вытекает другая ситуация: почему живой соловей не дал разбить механическую игрушку? Так мы развиваем способность видеть и понимать прекрасное, учимся различать мир праздный,самодовольный и мир труда,вдохновения.

7 класс. Урок-ситуация по новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Цель: Осознание, что каждый человек делает свой сознательный выбор.Проблемный вопрос: кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца?Скорректируем проблему: кто же виноват в смерти Фортунато? Как на этот вопрос отвечает автор?А далее выходим на другую проблему: почему Тарас Бульба отказался похоронить сына,а Маттео хоронит?

Таким образом мы развиваем способность исследовать собственные действия, поступки, учим разграничивать нравственные и безнравственные поступки.

Богатейшие возможности нравственного воспитания у произведений Н Лескова.

Искренность, теплота, идущая от сердца, чувство любви к людям движет поступками его героев. В его произведениях герой оказывается в сложной ситуации, когда нужно сделать именно нравственный выбор.

8 класс. Н.Лесков. «Человек на часах».

Человек на часах Постников за несколько мгновений должен сделать выбор между человеческим долгом и служебным. И он делает свой выбор, зная, что будет наказан.

Проблемный вопрос: правильно ли он поступил? А как бы ты поступил на его месте? А что значит «стоять на посту» сегодня?

Часто ли мы стоим перед выбором? А вам приходилось ли в своей жизни выбирать?

А далее ребята делятся своими воспоминаниями в эссе-размышлении. Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики. Именно погружение человека в свой внутренний мир,актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутреннего состояния.

Это становится возможным, когда ученик остаётся один на один с листом бумаги, которому он доверяет свои мысли и чувства. Это основное условие нравственного развития, и мы должны использовать его.

Таким образом, обращаясь к вечным вопросам человеческого бытия, через погружение в художественное произведение, ребёнок выстраивает мир своих ценностей. И происходит непрерывное самодвижение, самопознание, саморазвитие «через всю жизнь», а не только для поступления в техникум или вуз. А с ростом самопознания связаны нравственные этические проблемы.

Читаю и поражаюсь глубиной мысли некоторых из них. Они доверили мне свои самые сокровенные чувства, и я понимаю, что не могу их предать и не имею уже права разочаровать их. Так я убеждаюсь- нужны наши уроки, и мы нужны сегодняшним ученикам!

А уроки литературы -это действительно уроки нравственности, и мы ответственны за всё будущее поколение!

Кто, если не мы?

Похожие статьи

  • Жизненные цели — чем больше, тем лучше!

    100 целей в жизни. примерный список 100 жизненных целей человека. Большинство из нас живет, как ветер — двигаясь вперед-назад, от одного дня к следующему.Один из лучших советов, который можно вам дать: “с уверенностью смотрите в будущее —...

  • Коммунистическая партия белоруссии

    Она была создана 30 декабря 1918 года. Идея создания Коммунистической партии большевиков Белоруссии была озвучена на конференции белорусских секций РКП(б), проходившей в Москве 21-23 декабря 1918 года. В работе конференции принимали...

  • Литературно-исторические заметки юного техника

    Глава 10. Родство по духу. Судьбы семьи КутеповыхБорис Кутепов Следующий за Александром брат Борис выбрал путь служения царю и Отечеству. Все три брата участвовали в белой борьбе. Определенные черты характера объединили их: не с крестом, а...

  • Полное собрание русских летописей

    Древняя Русь. Летописи Главный источник наших знаний о древней Руси – средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9...

  • Даосизм: основные идеи. Философия даосизма

    Далек от России Китай, обширна его территория, многочисленно население и беспредельно длинная и загадочная история культуры. Соединившись, как в плавильном тигле средневекового алхимика китайцы создали уникальную и неповторимую традицию....

  • Кто такой пригожин Дочь евгения пригожина

    Такой человек, как Евгений Пригожин, притягивает к себе множество любопытных взоров. Слишком много скандалов связано с этой персоной. Будучи известным как личный повар Путина, Евгений Пригожин всегда находится в центре внимания...