Франция во второй половине XX века. Вспомним, что происходило с Францией во время Второй мировой войны

Франция во второй половине
XIX – начале XX вв.

План

1. Вторая республика во Франции 1848 – 1852
гг.
2. Переворот 1851 г. и восстановление
монархии
3. Франко-прусская война 1870 г. и падение
монархии
4. Внутренняя политика Третьей Республики
во Франции 1871 – 1914 гг.
5. Внешняя политика Третьей Республики во
Франции 1871 – 1914 гг.

Литература

Смирнов А. Ю. Империя Наполеона III.
- М.: 2003.
Новая история стран Европы и
Америки: Учеб. для студ. вузов, обуч.
по направлению подготовки и спец.
«История»/Под ред. И.М. Кривогуза. 4е изд. М.: Дрофа, 2004. 912 с.
Манфред А.З. Образование русскофранцузского союза. М., 1975.

Переворот Луи Наполеона

В декабре 1848 года Президентом
Французской Республики был избран
племянник Наполеона Бонапарта Шарль Луи
Наполеон Бонапарт, который позже, в 1851 г.,
осуществил государственный переворот,
оправдывая свои действия сложившимся
тупиковым законодательством.
В конечном счёте, в 1852 году, он
провозгласил себя императором Второй
империи Наполеоном III.

Переворот 2 декабря 1851 года

Переворот был назначен на 2 декабря (годовщина коронации
Наполеона I в 1804 году и битвы при Аустерлице в 1805 -
одной из самых блестящих побед великого французского
императора).
Отряды войск заняли здания Законодательного собрания и
других правительственных учреждений. Декретом президента
республики Луи Наполеона Бонапарта Собрание было
распущено, большинство его депутатов полицейские комиссары
арестовали и увезли в тюрьму. Восстания, поднятые в Париже и
в некоторых других местностях сторонниками республики, были
беспощадно подавлены. Вся власть оказалась в руках
Наполеона, который организовал этот государственный
переворот, приведший к ликвидации республики и установлению
во Франции империи.
Принятая 14 января 1852 года конституция давала Наполеону
почти монархические полномочия

Император Наполеон III 1851 - 1870 гг.

Племянник Наполеона
Бонапарта
Пережил три
покушения
Умер в изгнании в
Великобритании

Новый термин!

Бонапартизм - термин, изначально
употреблявшийся для обозначения
военных диктатур Наполеона Бонапарта
и Луи Бонапарта. Далее термин
употреблялся для описания
любой контрреволюционной диктатур
ы крупной буржуазии, лавирующей
между борющимися классами в
условиях неустойчивого социального
равновесия

Во время путешествия по Франции
было подстроено достаточное
количество демонстраций в пользу
восстановления империи; Наполеон III
сам в своих речах многократно намекал
на её желательность. «Говорят, что
империя поведет за собой войну.
Нет! Империя - это мир!» - говорил
он в Бордо.

Эмская депеша 1870 года

опубликованная Бисмарком телеграмма разговора
между королем Пруссии Вильгельмом I и
французским послом В. Бенедетти 13 июля 1870
года. Бисмарк знал, что депеша может вызвать
скандал и даже войну, но сознательно шёл на
конфликт. Официальное сообщение не точно
передавало депешу короля, что впоследствии было
подтверждено опубликованными документами.
Депеша, как и хотел Бисмарк, вызвала большой
дипломатический конфликт, закончившийся
победоносной войной между Францией и Пруссией в
1870-1871 гг.

Бисмарк фальсифицирует депешу

Вечером 13 июля Бисмарк ужинал с военным министром фон
Рооном и начальником главного штаба прусской
армии Гельмутом фон Мольтке. Когда Бисмарку подали срочную
депешу из Эмса, он зачитал её своим гостям. Дойдя до слов
короля по поводу продолжения этой дерзкой беседы в Берлине,
все впали в глубокое уныние. Все понимали, что Наполеон III
жаждет войны, а старый король, не желая её развязывать, готов
идти на унижения. Бисмарк обратился к Мольтке и Роону с
вопросом - готова ли прусская армия дать отпор неприятелю.
Те дали утвердительный ответ. Тогда Бисмарк удалился в
соседнюю комнату и начал перечитывать депешу. «Я
внимательно снова прочёл депешу, - вспоминал спустя много
лет Бисмарк, - взял в руки карандаш и смело зачеркнул всё то
место, где было сказано, что Бенедетти просил о новой
аудиенции; от депеши я оставил только голову и хвост». Таким
образом, исчезли слова короля, сказанные Бенедетти на
вокзале по поводу продолжения переговоров в Берлине. Теперь
это означало, что король Пруссии Вильгельм I вообще
отказывается вести дальнейшие переговоры по этому вопросу.

Франко-прусская война 1870

"Vive La France!". Седан, Франция. 1 сентября 1870 года

"Vive La France!". Седан,
Франция. 1 сентября 1870 года

Бисмарк и Наполеон III

Результаты войны

Франция потеряла Эльзас и
Лотарингию, а также обязалась
выплатить контрибуцию в размере
5 млрд. франков.

Флаг Парижской Коммуны 1871 г.

Марта 1871 года Парижская коммуна

18 Марта 1871 года
Парижская коммуна

Мероприятия Парижской коммуны

освобождение горожан от квартирной платы на весь период
осады Парижа (после начала блокады многие владельцы жилья
существенно подняли её размер);
упразднение работы в ночные часы в пекарнях Парижа, каковых
насчитывалось сотни;
упразднение казней на гильотине;
выплата пенсии служащим Национальной гвардии, погибших в
боевых действиях, а также их детям;
бесплатное возвращение государственными ломбардами любых
инструментов труда, отданных в залог рабочими во время
осады города;
отсрочка выплаты долговых обязательств и отмена процентов
по долгам;
Право работников управлять предприятием, если оно было
покинуто собственником.

Документальная история коммуны

История коммуны изучается историками не только по
материалам французских архивов - в Российском
государственном архиве социально-политической
истории сохранились уникальные документы этого периода
французской истории. В 1920-1930-е годы различными путями
они попали в СССР, и ныне составляют значительный комплекс
документов и музейных предметов (включая большие коллекции
изобразительных материалов) в нескольких фондах РГАСПИ.
Наиболее значительным из них является Фонд 230 - Парижская
коммуна (1871), а также фонды лидеров коммуны и ее активных
участников. Ныне многие из этих документов и музейных
предметов часто становятся экспонатами международных
выставок. Ежегодно большое число французских
исследователей приезжают в Москву для работы с этим важным
блоком документальной истории коммуны.

Послевоенное восстановление

Во время управления Тьера правительство сумело
настолько поднять кредит доверия Франции, что она
без большого труда уже в июне 1871 года заключила
иностранный заем в 2000 млн, а в 1873 году - в
3000 млн. франков. Для увеличения государственных
доходов были увеличены или введены новые налоги
на спички, бумагу, железнодорожные билеты, клубы,
бильярды и т. д. Была упразднена национальная
гвардия и введена всеобщая воинская повинность по
прусскому образцу, без права заместительства.
Орлеанским принцам было разрешено вернуться во
Францию и им возвращено имущество. Скоро у Тьера
появились разногласия с большинством собрания,
желавшим монархической реставрации.

Патрис де Мак-Магон

Президент Франции
в 1873 – 1879 годах

Президентство Мак-Магона (1873-1879)

24 мая 1873 года Тьер вышел в отставку до окончания срока
своих полномочий. На его место собрание в тот же день
большинством 390 голосов избрало маршала Мак-Магона, на
имени которого сошлись все монархические партии; левая
воздержалась от голосования.
Этот период характеризовался доминированием монархистов
Мак-Магон, избранный коалицией правых, был намечен ею для
подготовки монархической реставрации. Он тщательно очищал
правительство и бюрократию от республиканцев, заменяя их
монархистами, стеснял свободу печати (восстановлены залоги
для органов печати), преследовал народные собрания
(собиравшиеся обыкновенно в ресторанах; полиция, под
всяческими предлогами отнимая разрешение у тех хозяев,
которые отдают свои залы для радикальных собраний, могла
почти совсем прекратить их во многих местах), предоставил
полную свободу всевозможным съездам духовенства.

Конституция 1875 года

После принятия конституции собрание избрало 75
несменяемых сенаторов и разошлось в декабре 1875
года. Слово «республика» в Конституции
упоминалось лишь в 1 статье, которую приняли
перевесом только в 1 голос.
Законодательная власть принадлежала парламенту,
состоящему из палаты депутатов и сената. Вместе
две палаты составляли Национальное собрание,
которое выбирало президента.
Палата депутатов (600 чел): выборы каждые 4 года
по мажоритарно-пропорциональной системе на
основе равного, всеобщего, тайного голосования. Но
не имели права голоса женщины, военнослужащие,
население колоний, лица моложе 21 года и
проживающие на территории Франции менее 6
месяцев. Так из 40 млн. голосовали только 12 млн.

Президентство Греви (1879-1887)

Избрание Греви было симптомом
окончательного упрочения республики,
пустившей глубокие корни в народе.
Причиной упрочения было то, что
республика, несомненно, создала порядок,
при котором экономическая жизнь страны
шла правильно, без потрясений и
препятствий. Значительная часть
буржуазии перешла на сторону республики, и
только клерикалы имели все основания
относиться со злобой и боязнью к новому
режиму и желать реставрации

Жюль Греви

Президент Франции
в период 1879 –
1887 годы
Первый президент
Франции, бывший
убеждённым респуб
ликанцем и активно
противостоявший
реставрации
монархии

Деятельность президента Греви

Два важных факта отмечают деятельность
правительства в президентство Греви: начало и
быстрый рост колониальной политики и борьба с
клерикализмом (закон об обязательном светском
обучении 1880 года.
Другие крупные меры: закон о печати 1881 года,
отменивший залоги и передавший все преступления
печати в ведение суда присяжных; закон 1882 года об
избрании мэров небольших городов; изгнание из
Франции всех членов когда-либо царствовавших там
династий в 1886 году; подписание конвенции с
железнодорожными обществами (в 1886 году),
отдавшей перевозочные средства Франции в руки
нескольких могущественных ассоциаций; начало
конверсии 5 % займов в 1884 году; закон о разводе
1884 года.

Мари Франсуа Сади Карно

Президент Франции
в 1887 – 1894 годах
Карно прожил самую
короткую жизнь
среди всех
президентов
Франции: она
трагически
оборвалась на 57-м
году.

Деятельности президента Карно

Семь лет президентства Карно заняли видное место
в истории Третьей республики. В области внутренней
политики они характеризуются упрочением
республиканского строя. Брожение враждебных
республике элементов, поднявших голову в эпоху
(1888-89) Буланже и буланжизма, довольно быстро
улеглось, и конечная его неудача сделала республику
ещё более популярной в глазах населения.
Косвенным, но важным подтверждением этому
служит то, что прочность республики нимало не
поколебали даже такие неблагоприятные события,
как «панамские скандалы» (1892-93 гг.) и резкие
проявления анархизма (1893) - события, которые
при других условиях могли бы привести к
значительным осложнениям.

Новый термин!

Буланжи́зм - движение во Франции в
конце 1880-х годов под
лозунгами реваншистской войны
против Германии, пересмотра
республиканской Конституции 1875 года и
роспуска праламента. Движение возглавлял
генерал Жорж Буланже.

Панамский скандал 1893 года

финансовый и политический скандал, разразившийся
во Франции в конце XIX века во время
строительства Панамского канала. Энциклопедия Ларусса
называет «панаму» самым громким финансовым скандалом за
всю историю Третьей республики во Франции.
проект прорытия канала нашёл сочувствие во Франции; около
1,5 миллиардов франков были затрачены на него французскими
акционерами и облигационерами. Чтобы добиться такого успеха
на бирже, чтобы встретить необходимое содействие в
парламенте и правительстве, чтобы скрывать от глаз публики
истинное положение вещей, необходимо было заручиться
поддержкой очень многих влиятельных лиц и газет.
Администрация панамского общества истратила громадные
суммы на взятки. В 1888 году произошёл крах; общество
оказалось несостоятельным.

Особенность капитализма во Франции в XIX веке

Капитализм во Франции носил ростовщический
характер.
Мировое промышленное производство за период с
1870 г. по 1913 г. выросло в 5 раз, французское же -
только в 3 раза. По объему промышленного
производства Франция отступает на 4-е место в
мире. Причина отставания была прежняя -
значительная часть французской промышленности
по-прежнему изготовляла модные товары, предметы
роскоши.
Экономика по типу рантье
В сельском хозяйстве Франции все еще было занято
40% населения

Новый термин!

Рантье - лица, живущие за счет ренты,
то есть доходов, получаемых с
капитала, как правило, размещённого в
виде банковских вкладов, ценных
бумаг, доходной
недвижимости, земли, бизнеса, а также
за счёт доходов, получаемых за
счёт авторских прав и гонораров.

Вывоз капитала

Для Франции огромную роль играл вывоз капитала: 75%
накопленных во Франции капиталов вывозилось из страны и
только 25% вкладывалось в хозяйство Франции. Доходы от
вывоза капитала, как Англии, были больше доходов от своей
промышленности
Франция вывозила капиталы все же меньше, чем Англия, но не
Британию, а Фракцию принято называть миров ростовщиком.
Почему? Потому что англичане вывозили капитал
преимущественно в производительной форме: сами ехали с ним
в колонии и вкладывали там в хозяйство. А Франция вывозила
капиталы преимущественно в ростовщической форме, форме
кредита: давала взаймы другим государств.
В частности, 80% займов царского правительства было сделано
во Франции. Впрочем, не следует абсолютизировать
особенность экспорта капиталов из Франции, так как имели
французские капиталисты в это время господствовали в
угольной и металлургической промышленности России.

Французский капитализм

Как и Англия, Франция в это время захватила
большие колониальные владения,
территория ее колоний была в 20 больше
территории самой Франции. Но колонии не
играли существенной роли для французского
хозяйства. Достаточно сказать, что накануне
1-й мировой войны в колонии направлялось
лишь 10% экспорта капитала и 10% экспорта
товаров Франции

Феликс Фор

Президент Франции
1895 – 1899 годах

Дело Альфреда Дрейфуса

судебный процесс (декабрь 1894) и последовавший
социальный конфликт (1896-1906) по делу
о шпионаже в пользу Германской империи офицера
французского генерального штаба, еврея родом
из Эльзаса (на тот момент территории Германии)
капитана Альфреда Дрейфуса (1859-1935),
разжалованного военным судом и приговорённого к
пожизненной ссылке при помощи фальшивых главе с Германией.

Франко – русский союз

российский министр иностранных
дел Николай Гирс начал переговоры с
правительством Сади Карно. Изумивший всю
Европу союз авторитарной империи и
демократической республики был оформлен
соглашением 1891 года и секретной военной
конвенцией 18 августа 1892 года.
Стороны обязывались оказывать взаимную
помощь в случае нападения Германии или
Австро-Венгрии на Россию или Италии и
Германии на Францию. В дальнейшем союз
был подтверждён русско-французской
военно-морской конвенцией 1912 года.

Франко – русский военный союз

Франция обязывалась выставить 1 млн. 300
тыс. солдат, а Россия - от 700 до 800 тысяч.
В конвенции подчеркивалось, что в случае
военных действий эти силы должны будут
быстро и целиком подтянуты к границам с

Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю

Жившая воспоминаниями о разгроме её
немцами в 1870 году, Франция 80-х годов
видела в России свою спасительницу. Вот
почему приём русской эскадры
адмирала Авелана в Тулоне, первый приезд
Александра III во Францию, грандиозный,
ставший историческим, парад в его честь -
все эти события медового месяца франкорусской дружбы врезались в памяти целых
поколений, и воспоминания о них дожили до
моих дней. Французский генералитет
рассказывал мне об этом, захлебываясь от
восторга. Тема. Франция после второй мировой войны

Цель : охарактеризовать процесс развития Франции в послевоенные годы, раскрыть основные тенденции экономического, политического и социального развития, показать основные проблемы, стоявшие перед страной, и пути их преодоления; продолжать формировать умения анализировать, обобщать и критически оценивать исторические процессы; воспитывать учащихся в духе патриотизма и национального сознания.

воспитывать заинтересованность историей, уважение к истории других стран, чувство толерантности.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать и уметь: - характеризовать социально-экономическое и по-

литическое развитие Франции во второй половине

XX в. – в начале XXI в.;

Определять особенности внешней политики, называть

причины установления Пятой Республики,

характеризовать деятельность ведущих политиков

Ш. де Голля, Ж. Ширака, Н. Саркози;

Работать с историческими источниками;

Высказывать собственную точку зрения;

Объяснять и применять основные понятия и термины;

Работа в группах.

Оборудование: учебник, хрестоматия, настенная карта «Политическая карта Европы», атлас, картосхема в учебнике.

Основные понятия и термины: Временный режим, Четвертая республика, Пятая республика, голлизм, «Красный май».

Тип урока : комбинированный.

Ход урока.

    ОРГМОМЕНТ.

Для покращення емоційного стану школярів та налаштування на працю можна використовувати прийом з використанням різнокольорових олівців (учень обирає олівець і пояснює, чому саме такий; вчитель розшифровує значення кольору), який дає змогу зрозуміти настрій дитини на цьому уроці.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Фронтальный опрос.

    Какими были результаты и последствия Второй мировой войны для Великобритании?

    Какая партия победила на первых послевоенных выборах в Великобритании? Почему?

    Охарактеризуйте политику К. Эттли в первые послевоенные годы.

    Назовите причины распада Британской колониальной империи.

    Чем были обусловлены проблемы Великобритании в 1950- 1970-х гг.?

    Как правительство Великобритании стремилось преодолеть «английскую болезнь»?

    В чем суть ольстерской проблемы? Как она была решена?

    Охарактеризуйте внутреннюю политику М. Тэтчер.

    Охарактеризуйте внешнюю политику М. Тэтчер.

    Какими были результаты деятельности М. Тэтчер?

    Чем была обусловлена победа партии лейбористов на выборах 1997 г.?

    Назовите основные мероприятия, осуществленные правительством Т. Блэра во внутренней и внешней политике.

Краткое изложение основных положений лучших рефератов.

Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка № 1

    Охарактеризуйте роль М. Тэтчер в истории Великобритании.

    Назовите реформы, проведенные лейбористским правительством К. Эттли.

Карточка № 2

    Охарактеризуйте реформы правительства Т. Блэра.

    Что такое тэтчеризм?

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Беседа.

    Какие факторы определили внешнеполитический курс страны в межвоенный период?

    Почему потерпела поражение попытка Франции организовать коллективную безопасность при участии восточноевропейских стран и СССР?

    Какие политические силы составили основу движения Сопротивления во Франции?

    МОТИВАЦИЯ.

А. Краткая характеристика государственного устройства и формы правления Франции.

Во время Второй мировой войны страна понесла огромные экономические убытки. Используя вопрос, какими методами восстанавливать Францию, в борьбу вступили левые партии (считали, что нужна национализация промышленности) и правые (против национализации). Какой путь был избран?

Б. Набор слов наперед . Метод помогает активизировать познавательную деяльность учащихся, применяется перед работой с исторической информацией.

Педагог называет школьникам виражения или короткий набор слов из научного или научно-популярного текста. Они высказывают предположение о том, где и как эти слова могут быть использованы в содержании учебной темы.

Франция: Ш. де Голль, Временный режим, ФКП, «Рено», движение Сопротивления, Четвертая и Пятая Республики, колониальная империя, Французский союз, госсектор.

    ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

1. Последствия Второй мировой войны. Временный режим.

2. Четвертая республика.

3. Становление Пятой республики. Ш. де Голль.

4. Франция после Ш. де Голля.

5. Отношения Франции с Украиной.

1. Последствия Второй мировой войны. Временный режим.

Рассказ учителя.

Вторая мировая война и оккупация страны нанесли большой урон французской экономике. Хотя человеческие потери и масштабы разрушений были меньшими, чем в годы Первой мировой войны, большинство предприятий не работало (более 60 %), действовала карточная система, не хватало сырьевых и продовольственных ресурсов. Безработица носила массовый характер (около 600 тыс. безработных). Процветали «черный рынок» и спекуляция, цены выросли в шесть раз. Промышленное производство в стране сократилось втрое, а сельскохозяйственное - вдвое. В колониях развернулось мощное национально-освободительное движение: была провозглашена независимость Демократической Республики Вьетнам; в Лаосе и Камбодже разгорелась партизанская борьба; в Сирии и Ливане происходили стычки местного населения с французскими войсками.

Политическая атмосфера характеризовалась огромным влиянием сил движения Сопротивления, бурным ростом демократических и антифашистских сил. Довоенные политические партии сошли с политической арены. Ведущую роль в стране стали играть Французская коммунистическая (ФКП) и Французская социалистическая партии (СФИО), Народно-республиканское движение (МРП). На первых послевоенных выборах в октябре 1945 г. в Учредительное собрание ФКП набрала наибольшее количество голосов и пять ее представителей вошли в правительство, которое возглавил Шарль де Голль. Все три политические партии выступили за создание во Франции парламентской республики. Ш. де Голль, не будучи сторонником ни одной из партий, выступил за создание президентской республики. Эти и другие противоречия заставили Ш. де Голля пойти в отставку (следующие 12 лет он не принимал участия в политической жизни, но пристально следил за ней). Под давлением коммунистов и социалистов в стране восстанавливалось социальное трудовое законодательство времен Народного фронта (40-часовая рабочая неделя, двухнедельный оплачиваемый отпуск и т. п.). Была проведена частичная национализация промышленности (заводы «Рено», пять банков, электростанции и др.) и создан государственный сектор экономики, который вырабатывал 15-20 % промышленной продукции и контролировал 35-40 % капиталовложений. Собственники национализированных предприятий, сотрудничавшие с гитлеровцами, не получали компенсации. На предприятиях, где работало более 50 человек, устанавливался рабочий контроль. На 80 % была увеличена заработная плата, на 80-130 % - пенсии и помощь, создана единая государственная система страхования и т. д.

Вопросы и задания на закрепление.

    Какими были последствия Второй мировой войны для Франции?

    Какие политические силы стали доминирующими в первые послевоенные годы во Франции?

    Охарактеризуйте реформы периода Временного режима.

2.Четвертая республика.

Рассказ учителя.

В 1946 г. была принята конституция Четвертой республики.

Работа с историческим источником «Из Конституции Франции 5. 10. 1958.» на стр. 123 учебника.

Вопросы:

    Какая форма правления установлена во Франции по Конституции Четвертой Республики?

    Почему Конституцию Четвертой Республики считают наиболее демократичной за всю историю Франции?

Задание на закрепление.

Составьте таблицу «Основные события во Франции во времена Четвертой республики».

    Становление Пятой республики. Ш. де Голль.

Работа в группах по методу «петельной дискуссии» по тексту учебника стр. 123 – 124 по вопросам:

1. Объясните выражение: «Алжир убил Четвертую республику».

2. Назовите основные достижения Франции периода президентства Ш. де Голля.

3. Охарактеризуйте внешнеполитический курс Ш. де Голля.

    Ф. Миттеран, тогдашний депутат парламента, о событиях мая 1968 г. заявил следующее: «Молодежь не всегда права, но общество, которое наказывает ее, не право всегда». Прокомментируйте это высказывание, опираясь на полученные знания.

    Проанализируйте лозунги периода «Красного мая» и выскажите свои соображения:

«Порядок - это когда на улицах нет полиции», «Идеология - это болезнь мозга», «Запрещено запрещать», «Превратим Сорбонну в Сталинград», «Ш. де Голль - это А. Гитлер», «Власть отступает - свергнем ее», «Посетите СССР - пока он не посетил вас», «Будьте реалистами - требуйте невозможного», «Провозгласите свои желания действительностью», «Беги вперед, товарищ, за тобой гонится старый мир», «Структуры не выходят на улицы», «Бунт - дело правое» (Мао).

4. Франция после Ш. де Голля.

Составить развернутый план на тему «Франция после Шарля де Голля».

Стр. 124 – 126 учебника.

5. Отношения Франции с Украиной.

Рассказ учителя.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А. Пятиминутное эссе. Метод используется как итог урока, чтобы школьники упорядочили свои мысли, а педагог спланировал следующее занятие.

Учитель ставит перед учащимися два задания:

    Написать небольшое эссе о факте, событии, явлении, понятии, термине, которые изучались в контексте темы.

    Письменно задать один вопрос по проработанной теме.

Б. Составьте таблицу «Особенности развития Франции во времена Четвертой и Пятой республик».

6. ИТОГИ УРОКА

После Второй мировой войны Франция прошла сложный путь развития. Четвертая республика оказалась не той моделью французского государства, которая способствовала бы преодолению проблем и обеспечила развитие страны. Распад французской колониальной империи вызвал кризис Четвертой республики. Определяющая роль в становлении новой модели французского государства принадлежит Ш. де Голлю. Заложенный им фундамент Пятой республики выдержал испытание временем. На сегодня Франция является одной из ведущих стран мира, одной из главных движущих сил европейской интеграции.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Прочитайте текст учебника: § 6-8.

    Подготовьте рефераты на темы «Колониальная война Франции в Индокитае», «Четвертая республика», «Алжир и Четвертая республика», «Шарль де Голль - отец Пятой республики», «Эра Ф. Миттерана», «Французская экономическая модель», «Франция - двигатель европейской интеграции».












1 из 11

Презентация на тему: Франция во 2-й половине ХХ века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Франция после войны Вышла из войны победительницей, но Оказалась должником США; Распад колониальной империи; Экономика была подорвана, финансы расстроены, народ разорен; Первое правительство возглавил национальный герой – генерал Шарль де Голль (1890 – 1970), сыгравший видную роль в борьбе за освобождение страны. Три периода: Временный режим (1944 –1946гг.); Четвертая республика (1946 – 1958 гг.); Пятая республика (с 1958 г.) Шарль де Голль

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Временный режим и Четвертая республика. Шарль де Голль – руководитель движения «Свободная Франция» Временный режим (1944 – 1946): 1946 г. – Конституция учредила парламентскую республику с про-порциональной системой выборов и многопартийностью. Четвертая республика (1946 – 1958) – неустойчивая – 26 коалиционных правительств. Общество раскололось на колониалистов и европеистов; Колониальные войны: во Вьетнаме (1946 – 1954), Алжире (1954 – 1962). Это привело к истощению экономики и усилению раскола общества. В 1958 г. Национальное собрание утвердило новое правительство де Голля. Шарль де Голль

№ слайда 5

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Шарль де Голль лично участвовал в разработке новой конституции В 1958 г. –принята новая Конституция (на референдуме за нее проголосовали 4/5 французов), началась Пятая республика. Форма правления – демократическая полупрезидентская республика. Глава государства –президент, избираемый на 7 лет, после референдума 2000 г. на 5 л. Законодательная власть – двухпалатный парламент – Конгресс Франции (Сенат и Национальное собрание). Исполнительная власть – кабинет министров правящей партии, во главе с премьер-министром. Многопартийная система: Шарль де Голль

№ слайда 6

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Ш. Де Голль (1958 - 1969) – «голлизм» 1962 г. признал независимость Алжира; Социальный реформатор – идея «ассоциации труда и капитала»; Экономическая модернизация и глубокая перестройка экономики; Май 1968 г. – массовые забастовки студентов и рабочих, которые были подавлены полицией. 1969 г. – президент подал в отставку. Его политику продолжал президент Ж. Помпиду (1969 – 1974), после его смерти эпоха голлизма закончилась. У. Черчилль Шарль де Голль

№ слайда 7

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. В. Жискар д‘Эстен (1974 – 1981) – либеральное течение «Дирижизм» – активное госрегулиро-вание экономики; Активизация рыночных механизмов; Повышение минимальной оплаты труда; Избирательный ценз снижен с 20 до 18 лет. Ф. Миттеран (1981 – 1995) – лидер социалистической партии (1972 – 1984 –Совместная программа с компартией) Национализация 10 крупнейших про-мышленных и финансовых корпора-ций; Социальные реформы: отпуск- 5 нед., 39-час. рабочая нед., налог на крупные состояния; Главное – борьба с безработицей. У. Черчилль Валери Жискар д‘Эстен Франсуа Миттеран№ слайда 9

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Конституционная реформа –расширение полномочий парламента, ограничение чрезмерной власти президента и обеспечение прав граждан в контроле над властью; Реформа социального обеспечения (отменена обязательность 35-часовой рабо-чей нед.); Реформа обеспечения занятости (предложение «разумной» работы, сокра-щение пособия при вторичном отказе от такой работы); Сокращение госрасходов (сокращение госслужащих); Николя Саркози

№ слайда 10

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Пенсионная реформа (лишились льгот по досрочному выходу на пенсию транспортники, энергетики, рыбаки, служащие Банка Франции); Отменил налог на наследство для 95 % французов (оставил только для владельцев крупных состояний). Итоги: Безработица,; Дефицит бюджета; Рост недовольства его политикой. В мае 2012 г. победу одержал лидер социалистов Франсуа Олланд. Стал самым непопулярным президентом Франции по итогам первых 100 дней правления (легализация однополых браков, введение войск в Мали. Николя Саркози Франсуа Олланд

№ слайда 11

Описание слайда:

5. Внешняя политика Франции. После Второй мировой войны: В период голлизма Франция создала собственную триаду ядерных сил, фр. войска выведены из-под военного командования НАТО; 1963 г. – Елисейский договор (партнерство с Зап. Германией); Активизация европейской интеграции в рамках ЕС (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению в ЕС Англии; Франция шла на сближение с СССР, а не с США. После де Голля Франция пришла на сближение с США и НАТО (2009г. вошли в состав НАТО); Париж стал главным инициато-ром расширения ЕС. Дэвид Кэмерон

До сентября 1944 г. почти всю территорию Франции был освобожден от немецкой оккупации франко-англо-американскими войсками и внутренними силами Сопротивления. Большую роль в антифашистской борьбе сыграл Французский комитет национального освобождения, преобразованный 30 августа 1944 г. на Временное правительство Французской Республики, которое возглавил генерал Шарль де Голль. Временное правительство начало восстановление государственного суверенитета и экономики страны в чрезвычайно сложных условиях послевоенной разрухи. Объем промышленного производства сократился до 38%, сельскохозяйственного - до 60 % довоенного уровня. Правительство де Гол-ля осуществил национализацию угольной, газовой, электротехнической промышленности, ряда крупных банков; в социальной сфере осуществил мероприятия по защите малоимущих, повышение заработной платы и пенсий. В октябре 1945 г. были проведены выборы в Учредительное собрание, которые должны были разработать новую конституцию. Наибольшее количество депутатских мест в Учредительном собрании получили представители Французской коммунистической партии (ФКП), Социалистической партии (СФИО) и католической партии "Народно-республиканское движение" (МРП). В коалиционном правительстве (коммунисты имели пять министерских портфелей) шла острая борьба относительно государственного устройства страны. Де Голль, не найдя общего языка с коммунистическо-социалистическим большинством, в начале 1946 г. ушел в отставку. В декабре 1946 г. была принята новая Конституция Франции - началась 12-летняя история Четвертой республики. Конституция устанавливала всеобщее право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция провозглашалась парламентской республикой. Главную роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, который имел ограниченные права.

Все правительства Четвертой республики были коалиционными и слабыми: за 12 лет - 14 правительств. Весной 1947 г. из правительства были выведены министры-коммунисты, которые нарушили правительственную солидарность. Оказавшись вне правительства, коммунисты взяли курс на дестабилизацию положения в стране и захвата власти. Социалистическая партия разорвала союз с коммунистами и перешла к сотрудничеству с МРП и радикалами. Возникла новая правительственная коалиция, известная под названием "третьей силы" (действовал до 1951г.). В первой половине 50-х годов в политической борьбе усиливается роль Объединения французского народа (РПФ), созданного по инициативе де Голля. В то время во Франции формировались правоцентристские правительства, куда социалисты не входили.

С конца 40-х годов во Франции начинается экономический подъем. 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень; 1956 г. объем промышленной продукции в 2 раза превысил довоенный уровень. В середине 50-х годов современные отрасли промышленности Франции (топливно-энергетическую, металлургическую, машиностроительную, химическую, радиоэлектронику) охватила научно-техническая революция.

Во внешней политике Франция сделала ставку на интеграцию западноевропейских стран и сохранения колониальной империи. 1948 г. Франция выступила с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом співініціатором в создании Западного союза для сотрудничества в экономической, социальной и военно-политической сферах. В этом же году Франция присоединилась к плану Маршалла, согласно которому получила помощь в размере более 3 млрд долл. 1949 г. государство вступила в Североатлантический пакт (НАТО). 1951 г. Франция подписала с ФРГ, Германией,

Бельгией. Люксембургом и Голландией договор о Европейском объединении угля и стали, что стало началом создания Общего рынка (1957 г.).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946-1954). Франция была вынуждена предоставить 1954 г. независимость Лаоса и Камбоджи, 1956 г. - Марокко и Туниса. Однако наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956-1962). Здесь проживало более 1 млн французов, которые владели самыми плодородными землями Средиземноморского побережья Алжира. В Алжире образовался реакционный союз армейской верхушки и колониалистов, которые ради сохранения колонии были готовы распространить военный конфликт на территорию Франции; здесь готовился государственный переворот в Париже. В мае 1958 г. эти силы организовали мятеж в Алжире и создали Комитет национального спасения. Они требовали установления во Франции сильной власти и усиление борьбы против алжирского освободительного движения. Страна вступила в политический кризис. 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило главой правительства генерала де Голля, который получил чрезвычайные полномочия. Национальное собрание были распущены, а Четвертая республика перестала существовать.

В сентябре 1958 г. на референдуме французы одобрили новую Конституцию, разработанную де Голлем. Конституция предусматривала смену формы государственного правления. Франция становилась президентской республикой. Президент, который избирался на 7 лет всеобщими выборами, имел полномочия главы государства, главы исполнительной власти и главнокомандующего вооруженных сил; он назначал премьер-министра и лиц на высшие государственные и военные должности. Президент утверждал законы, которые принимались парламентом, но мог выдавать собственные декреты без утверждения парламентом. Он мог распускать парламент и назначать новые выборы. В ноябре 1958 года. были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Союз в защиту новой республики, созданный сторонниками де Голля. В декабре этого года де Голль был избран первым президентом Пятой республики.

Во внутренней политике правительство взяло курс на стабилизацию финансовой системы и повышение конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства. В 60-е годы усиливается модернизация французской экономики. За первые 10 лет существования Пятой республики, с 1958 до 1968 г., производство промышленной продукции возросло на 60%. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. 1960 г. Франция впервые осуществила испытания собственного ядерного оружия.

самой острой проблемой внешней политики Пятой республики оставалась война в Алжире. 1959 г. де Голль признал право алжирского народа на самоопределение (1960 г. он предоставил независимость почти всем африканским колониям). В Алжире французские офицеры подняли мятеж и здійсвали террористические акты внутри Франции. Мятеж был подавлен и 1962 г. Алжир стал независимым. Правительство де Голля проводил более независимую от США политику в НАТО: 1964 г. признал коммунистический Китай; 1966 г. вышел из военной организации НАТО, ликвидировал военные базы НАТО на территории Франции; в 1969 г. признает границу по Одре - Ней-се; отрицательно относился к американской агрессии во Вьетнаме.

в Конце 60-х годов в развитии Пятой республики оказывается кризис. Французский бизнес считал обременительным жесткую регламентацию государства. Профсоюзы пытались избавиться от чрезмерной опеки государства над трудовыми отношениями. Широкие массы были недовольны социально-экономической политикой правительства. Острейшим проявлением такого недовольства стали массовые выступления студентов в Париже в мае 1968 г. Одновременно состоялась всеобщая забастовка, в котором участвовало 10 млн рабочих. Власть и авторитет де Голля значительно пошатнулись. В апреле 1969 г. на референдуме по вопросам административной реформы предложения де Голля не получили поддержки, он ушел в отставку. На выборах, которые состоялись в июне, новым президентом был избран представитель гол-нацио партии Жоржа Помпиду (1969-1974). Правительство Же. Помпе-ду, учитывая настроения масс, ослабил государственную регламентацию экономики, расширил социальное законодательство. Улучшились отношения с США. После смерти Помпиду президентом был избран Валери Жіскар эстена (1974-1981), который продолжил политический курс своего предшественника.

1981 г. в условиях острого экономического кризиса к власти во Франции пришел блок левых партий. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран. Правительство, сформированное левыми силами, пытался выйти Из кризиса не за счет ограничения государственного вмешательства, как в Великобритании и США, а благодаря его дальнейшему распространению. Было осуществлено национализации ряда крупных банков и некоторых промышленных предприятий, расширены социальные программы, приняты законы о правах трудящихся, профсоюзов. Все это привело к усилению инфляции, падение курса франка. А введение государственного контроля за ценами и заработной платой вызвало лишь массовое недовольство. На парламентских выборах 1986 г. левые потерпели поражение. Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жака Ширака. Впервые в истории Пятой республики президент и премьер-министр оказались в разных политических блоках. Правительство Же. Ширака пошел путем, проложенным М. Тэтчер, денаціоналізував отдельные промышленные группы и банки, ослабил государственное регулирование бизнеса, сократил социальные расходы. 1988 г. Ф. Мит-теран вновь одержал победу на президентских выборах. Но на парламентских выборах 1993 г. правые партии получили абсолютное большинство мест. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Е. Балладюра. Новое правительство возобновило приватизацию, начатую в конце 80-х годов Же. Шираком, и продал основную часть финансовых и промышленных компаний, находившихся еще в государственном секторе. В частные руки перешли 20 крупных банков, авиационных и нефтеперерабатывающих заводов, в том числе такие широкоизвестные, как фирма "Рено", банк "Лионский кредит", химический концерн "Рон-Пуленк" и тому подобное. В государственном секторе остались железные дороги, метро, электростанции, почта, несколько угольных шахт. Важным компонентом внутренней политики Е. Балладюра стали меры, направленные на ограничение иммиграции. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране стала нормализоваться, ускорились темпы промышленного производства, уменьшилась инфляция, затормозился рост безработицы. Е. Балладюр стал во Франции чрезвычайно популярным политиком. В мае 1995 г. на президентских выборах в острой борьбе победу одержал Жак Ширак (в 2002 г. переизбран президентом на второй срок). Тяжело больной Ф. Миттеран умер в январе 1996 г.

Во внутренней политике президент Же. Ширак и премьер-министр Ален Жюппе провозгласили сокращение бюджетного дефицита, получения инфляции и вступление Франции в Европейский валютный союз в 1999 г. Они стали на путь сокращения расходов на социальное обеспечение и содержание государственного аппарата, а также повышение некоторых налогов. Все эти правительственные решения вызвали острое недовольство в обществе. Осенью 1995 г. Францию охватила волна забастовок и массовых акций протеста против экономических реформ правительства. Еще больше обострило ситуацию решение правительства о реорганизации национальной компании железных дорог (частичная приватизация ряда железнодорожных веток и сокращение рабочих мест), общий долг которого перед государством составил 175 млрд франков. Первыми в борьбу за сохранение своих социальных прав вступили железнодорожники. Вскоре их поддержали работники столичного метро, энергетики, почтовики, работники системы здравоохранения, а также учащиеся лицеев и студенты, которые требовали увеличения ассигнований на образование и создание новых рабочих мест. Под давлением общественности правительство Жюппе был вынужден приостановить реформы и вступить в переговоры с профсоюзами по их коррекции.

Эхо забастовок 1995 г. сказалось на внеочередных выборах в национальное собрание в мае - июне 1997 г. - правые проиграли. В парламенте левые (социалисты, коммунисты и др.), объединив усилия, смогли образовать правительственное большинство. В ситуации Же. Ширак так же, как в свое время Ф. Миттеран, применил тактику "сосуществования" и назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена. В правительстве социалисты заняли 18 из 27 министерских должностей. Коммунисты после 13-летней оппозиции также вошли в состав правительства; 8 министерских должностей заняли женщины. Л. Жоспен предложил французам "Республиканский пакт развития и солидарности", который предусматривал закрепление равенства мужчин и женщин, смягчение иммиграционного законодательства, гарантии независимости суда, обеспечения свободы информации. Используя методы государственного регулирования, правительства Л. Жоспена удалось снизить дефицит государственного бюджета и уменьшить налоги, что способствовало росту промышленного производства с 1,7 % в 1996 г. до 6,7 % в 1997 г. Ускорились темпы экономического развития, темпы роста ВВП составляли 3 %, инфляция не превышала 1 %, дефицит государственного бюджета был доведен до З % ВВП. Успехи экономической политики дали возможность правительству и местным органам власти увеличить количество рабочих мест в государственном секторе, где занято 24 % трудоспособного населения, снизить безработицу. В стране начался постепенный переход к 35-годинно-го рабочей недели, который закончился в 2000 г. Правительство в 1997 г. отменил обязательную воинскую повинность, повысил минимальную зарплату. В сентябре 2000 г. во Франции состоялся референдум о сокращении срока полномочий президента с 7 до 5 лет. 73 % его участников высказались за пятилетний срок. На протяжении многих десятилетий актуальным для французского руководства оставалось "корсиканское вопрос". В январе 2002 г. президент Франции утвердил закон о статусе Корсики, который оказывал ей до 2004 года. дополнительные полномочия в сфере экономики, социальной политики и культуры. Корсика оставалась неотъемлемой частью Франции.

В апреле - мае 2002 г. состоялись президентские выборы. Сенсацией этих выборов стало то, что в первом туре на второе место после Же. Ширака вышел лидер крайне правой партии Национальный фронт Ж.-Л. Ле Пен. Во втором туре президентских выборов социалисты призывали отдать голоса за Же. Ширака, который получил 82,2 % голосов, а Ле Пен - 17,8 %. Ширак во второй раз стал президентом Франции, правда, теперь уже на 5 - летний срок. Во время парламентских выборов в июне 2002 г. правая коалиция "Союз за президентское большинство" получила 355 мест из 577. Социалисты завоевали 140 депутатских мандатов. Новое правительство возглавил представитель коалиционной партии "Либеральная демократия" Пьер Раффарен. В XXI ст. Франция вступила как высокоразвитая индустриальная держава, занимает 4-е место в списке самых богатых государств мира, полноправный субъект европейского и мирового сообщества, средоточие многих демократических традиций. Но до президентских и парламентских выборов в 2007 г. Франция подошла с рядом нерешенных экономических проблем. С одной стороны, плановая, централизованная, чрезмерно зарегулирована, с высокой степенью социальной защиты и чрезмерным государственным сектором экономика много лет обеспечивала французам приличный уровень материального благосостояния. С другой - Франция по величине ВВП на одного человека сместилась за последние 25 лет с 7-го места в мире на 17-том. Даже в сфере здравоохранения и социального обеспечения, которые являются приоритетными для каждого французского правительства, страна опустилась с 8-го места в мире на 16-том. Наиболее болезненными вопросами для французской экономики остается хронически высокая безработица (10 %, а среди молодежи и "цветных" - 20 %) и уровень государственной задолженности (66 % ВВП), что в пять раз больше, чем в 1980 г. Тяжелым бременем для французской экономики стал государственный аппарат, на который тратится 54 % ВВП. Только за последние 20 лет армия государственных служащих возросла на 20 % и достигла 5 млн человек.

На президентских выборах в апреле - мае 2007 г. победу одержал представитель правоконсервативних сил, министр внутренних дел 52-летний Николя Саркози, который обошел социалистку С. Руаяль. Правительство Франции возглавил Франсуа Фийон. Экономическая программа Н. Саркози направлена на помощь и защиту интересов состоятельных классов и усиления их социально-экономических позиций в ущерб нуждающимся слоям населения. Программа предусматривает уменьшение налогов на недвижимость и предоставления более налоговых льгот крупным предприятиям и высшим социальным слоям общества. Н. Саркози поставил цель увеличить налог на добавленную стоимость, увеличить 35-часовую рабочую неделю (заработная плата за внеурочную работу не будет облагаться налогом), уменьшить пособия по безработице и сократить социальные льготы, создать министерство иммиграции и тому подобное. С 2008 г. главной проблемой Саркози стало преодоление экономического кризиса.

Внешнеполитические приоритеты Франции формировались под влиянием событий на рубеже 80-90-х годов на международной арене, которые существенно изменили геополитическую ситуацию в Европе и всем мире. Главное внимание Франция уделяла ускорению процесса западноевропейской интеграции. В 1990 г. в г. Шенген (Люксембург) Франция вместе с другими участниками Общего рынка подписали соглашение о свободном перемещении лиц, товаров и услуг, которая вступила в силу в 1995 г. На совещании представителей глав государств и правительств 12 государств - членов Европейских сообществ в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды), было принято 2 документа: Договор о Европейском Союзе и Заключительный акт о валютно-финансовый союз. В феврале 1992 г. состоялось подписание этих актов, что ознаменовало создание единого политического, экономического и валютного союза государств с населением 350 млн человек. Поскольку Маастрихтские соглашения ограничивали суверенитет Франции, они вызвали волну протестов и споров. В сентябре 1992 г. состоялся референдум, на котором 51 % французов, принявших в нем участие одобрили Маастрихтский трактат. После этого он был ратифицирован Национальным собранием и вступил в силу. В октябре 1997 г. Франция вместе с другими странами ЕС подписала Амстердамский договор, который расширил полномочия наднациональных руководящих органов ЕС.

Президент Ширак демонстрировал склонность обеспечивать внешнеполитический курс Франции "с собственным лицом". В сентябре 1995 г. Франция возобновила вопреки международным протестам испытания ядерного оружия (до января 1996 г. было проведено 8 ядерных взрывов). Франция стремится играть ведущую роль в европейских экономических и военно-политических структурах. С января 1996 г. она возобновила присутствие в Военном комитете НАТО. Одновременно ее руководство поставило перед Вашингтоном вопрос о замене командующего Южного крыла НАТО европейцем. Франция и США имеют различия практически из всех международных проблем: о роли обеих стран в НАТО, деятельности ООН, значение ОБСЕ, мирного процесса на Ближнем Востоке и тому подобное.

В январе 1991 г. войска Франции в составе военной коалиции под руководством США принимали участие в войне против Ирака, который оккупировал Кувейт. Летом 1999 г. Франция участвовала в операции НАТО против Югославии в Косово. Военная кампания США против Ирака началась в марте 2003 г., подверглась резкой критике со стороны Франции и Германии. Даже Н. Саркози, избранный президентом Франции в 2007 г., несмотря на большую привязанность к Соединенным Штатам, считает войну в Ираке американской ошибкой. В течение 1990-х - начале 2000-х годов Франция вместе с Германией активно поддерживали идею выработки общей политики Евросоюза в сфере обороны и безопасности, что повлекло беспокойство и неоднозначную реакцию США. Франция активно поддерживает расширение НАТО на восток.

После распада СССР и социалистического лагеря Франция активизировала свою политику в отношении стран Восточной Европы. 24 января 1992 г. Франция признала независимость Украины, в апреле были установлены дипломатические отношения между двумя странами, а вскоре подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Францией и Украиной (ратифицирован Национальной ассамблеей Франции лишь в феврале 1996 г.). В отношениях двух стран наблюдается устойчивая тенденция к росту уровня экономических отношений, активизации политико-дипломатического диалога.

В развитии отношений Франции с независимой Украиной можно выделить четыре последовательные этапы:

1992-1996 гг. - начальный этап французско-украинских отношений, установление дипломатических контактов и закладки договорно-правовых рамок сотрудничества;

1997-1999 гг. - активизация украинского вектора внешней политики Франции, преобразования евроинтеграционной тематики на основной политический объект двусторонних отношений; Франция активно способствовала налаживанию прочного сотрудничества и особого партнерства между Украиной и НАТО. Во время официального визита во Францию президента Украины Л. Кучмы в январе 1997 г. было создано Смешанную межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству. Этапным событием на пути развития украинско-французских отношений стал первый визит президента Франции. Ширака в Украину в сентябре 1998 г. Провозглашения Украиной курса на интеграцию в Ев-росоюзу способствовало интенсификации отношений с Францией. Франция активно способствовала разработке и принятию на саммите Евросоюза в Хельсинки в декабре 1999 г. совместной стратегии ЕС относительно Украины, в которой за французского содействие было внесено положение о признании европейских устремлений Украины и ее европейского выбора;

2000-2004 гг. - снижение динамики французско-украинских отношений, которое связано с противоречиями внутри - и внешнеполитической ситуации в Украине;

С 2005 г. начался качественно новый этап в отношениях Франции с Украиной, импульсом чему послужили события Оранжевой революции и избрания Президентом Украины. Ющенко.

Приход к власти во Франции в 2007 г. президента Н. Саркози обозначил существенное изменение в политике Франции в отношении государств Цент-рально-Восточной Европы и, в частности, относительно Украины. Стоит отметить большое увлечение нового французского лидера событиями Оранжевой революции во время его визита в Киев в роли министра в феврале 2005 г. Более того, в его программной предвыборной речи содержался тезис о возможности "объединения (Европейского) континента вплоть до Киева".

Похожие статьи