Признания в любви поэтов серебряного века. Тема любви в поэзии Серебряного века (Сочинение на свободную тему)

Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, ещё раз показали красоту классического русского стиха.

Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня своей глубиной и символичностью. Особенно мне нравятся стихи Блока о любви. Любовь – определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит Блок сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекали представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но в чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт, (роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой) необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму…

Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, и, следовательно, изменяется чувство героя к ней. Теперь это не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с реальным человеком:

И как, глядясь в живые струи

Не увидать себя в венце?

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

Любовь в «Снежной маске» лишилась той светлой силы, какой она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

В следующем цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Стихотворение «Ты - как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем выражен апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».

Но в перечисленных стихотворениях нет моего самого любимого. Оно называется «Незнакомка» и принадлежит циклу «Город». В нем образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные изменения, приобрел реальные черты.

Сюжетно речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Перед лирическим героем впервые предстает Она. Девушка является частью этого мира. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»), кроме того, она всегда одна и спокойно чувствует себя в обществе пьяных мужчин.

Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, «дешевом» образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы:

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали. Блок использует также интересный кинематографический приём монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее – столик, где сидит незнакомка. За счет этого действие становится очень динамичным. Именно этим меня поражает стихотворение «Незнакомка». Особенно мне нравится в нем то, что здесь как бы заключено всё мировоззрение поэта – видеть удивительное в обычном и пошлом.

Таким образом, для Блока образ Прекрасной Дамы – не конкретная женщина, а идеальная сущность, воплощение красоты и божественности. Такова и его любовь – чистая, возвышенная и безграничная.

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них на­чинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Творчество И. Анненского мало знакомо нашим совре­менникам. Да и при жизни поэта лишь немногие крити­ки и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Одно из его стихотворений - подлинный шедевр лю­бовной лирики - дошло до наших дней, но не прослави­ло автора и не сделало его широко известным:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркну­тая разговорность и даже будничность речи.

Для И. Анненского примечательна и краткость, сжа­тость выражения, поэтической мысли. У поэта редки сти­хотворения, занимающие целые страницы. Он умел в не­многих необходимых словах сказать многое:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь…

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Аннен­ского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица не общее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не толь­ко текут, но и светятся.

Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гу­милев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.

Те свойства поэзии, которые не оставили равнодуш­ными его современников - искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, - сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впе­чатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.

I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии.

II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха.

1. Подлинный шедевр любовной лирики.

2. В немногих словах сказать многое.

III. Поэзия Анненского близка нашему времени.

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Творчество И. Анненского мало знакомо нашим современникам. Да и при жизни поэта лишь немногие критики и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Одно из его стихотворений – подлинный шедевр любовной лирики – дошло до наших дней, но не прославило автора и не сделало его широко известным:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркнутая разговорность и даже будничность речи.

Для И. Анненского примечательна и краткость, сжатость выражения, поэтической мысли. У поэта редки стихотворения, занимающие целые страницы. Он умел в немногих необходимых словах сказать многое:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь…

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Анненского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица необщее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не только текут, но и светятся.

Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гумилев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.

Те свойства поэзии, которые не оставили равнодушными его современников – искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, – сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впечатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.

Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:

Я тоже любил, и она жива еще.

Все так же, катясь в ту начальную рань,

Стоят времена, исчезая за краешком

Мгновенья. Все так же тонка эта грань…

Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.

Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:

Любить иных – тяжелый крест…

Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:

О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем

Разрыве столько грез, настойчивых еще!

Когда бы, человек, – я был пустым собраньем

Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.

Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:

Разочаровалась? Ты думала – в мире нам

Расстаться за реквиемом лебединым?

В расчете на горе, зрачками расширенными

В слезах, примеряла их непобедимость?

Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.

Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».

Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.

Анне Ахматовой:

Мне кажется, я подберу слова,

Похожие на вашу первозданность.

А ошибусь, – мне это трынь-трава,

Я все равно с ошибкой не расстанусь.

И – Марине Цветаевой:

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне все равно, чем сыр туман.

Любая быль, как утро в марте.

Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.

Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.
О, милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

М. Цветаева.

ХОД УРОКА

Учитель. Невозможно представить себе литературу любого периода без любовной лирики. Сегодня мы обращаемся к любовной лирике «серебряного века», миру глубоких и сложных интимных переживаний. Главный критерий этих произведений – неповторимость, оригинальность поэтического стиля, передающего индивидуальный строй уши, желание выразить мир по-своему.
Итак, представим себе, что в один из декабрьских вечеров 1905 года мы оказались в квартире Вячеслава Иванова, которая всеми петербуржцами называлась «башней». По средам здесь собирались люди искусства, многие читали свои стихи. Первое слово предоставляем хозяину. Стихотворение с притягательным названием «Любовь»

Ученик читает стихотворение В. Иванова «Любовь».

Учитель.

– Какое впечатление произвело на вас это произведение?
– В чем оригинальность авторского подхода?
(Название стихотворения настраивает читателя на трепетное чувство, особую лирическую интонацию. Но при чтении стихотворение не производит такого впечатления. Оно поражает монументальностью, стройностью в разработке темы, отточенностью сонетной формы, но никак не силой и сокровенностью чувства, а скорее рассудочностью, холодностью.
В стихотворении нет традиционного лирического «я». Основной акцент сделан на слове «мы», которое повторяется пять раз и символизирует слияние, нерасторжимый союз. Все стихотворение построено на одном композиционном приеме: вариация ассоциаций, способных передать силу и неразрывность этого союза. В последних строфах появляются религиозные, мифологические образы (крест, божественный гроб, Сфинкс).
Блестяще выдержана форма сонета. Каждая строфа – законченное целое. В первой утверждается тема стихотворения, вторая ее развивает, первый торцет намечает развязку, второй ее завершает. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
В стихотворении много славянизмов, что придает ему пышность, торжественную монументальность. Оно поражает скорее виртуозным владением техникой, чем силой чувства).

– Здесь же, на башне В.Иванова, молодая начинающая поэтесса А.Ахматова читает свои первые стихи. В этот вечер она прочла «Песню последней встречи». Все ждут, что скажет В.Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. Вячеслав Иванов молчит минуту, потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку: « Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии!» Неожиданно высокая оценка.

Ученик читает стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

Учитель.

– Что заставило признанного мэтра так высоко оценить стихотворение начинающей поэтессы, ведь отношение к женской поэзии было тогда снисходительным?
– Какое переживание лежит в основе стихотворения?
– Как душевное переживание героини проявляется в ее поступках, восприятии окружающего мира? Найдите в тексте говорящие детали.
– Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?

(Учащиеся ориентируются на вопросы под текстом стихотворения в раздаточном материале)

– Еще одно стихотворение А.Ахматовой «Вечером».

Ученик читает стихотворение.

Учитель.

– Какая ситуация изображена в стихотворении? Что позволяет критикам говорить о зачатках сюжета в лирика А.Ахматовой?
– В чем противоречивость переживания героини? С помощью какого художественного приема Ахматова передает противоречивость ее чувств?
– Стихотворения Ахматовой современники называли «маленькими гейзерами». Что лежит в основе этого определения? Что объединяет эти два стихотворения?
(Ее любовные драмы происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку. В подобных стихах чувство действительно как бы вырывается наружу из некого тяжкого плена молчания, терпения, безнадёжности и отчаянья.)

Учитель: Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для неё вне жизни. Предчувствие любви, её ожидании, разочарование, ревность – все эти состояния цветаевской героини запечатлены в любовной лирике в многочисленных нюансах. Истинное чувство, по Цветаевой, живёт не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Своеобразной клятвой верности любви можно назвать стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…»
Послушаем его.

Ученик читает.

Учитель.

– Что вы услышали. Какое место в жизни лирической героини занимает любовь?
– Как это помогают понять две последние строчки первого четверостишия?
– Какую жизненную позицию в отношении любви занимает лирическая героиня?
– Как любовь помогает человеку в жизни, что говорит об этом лирическая героиня?
– Какой новый поворот темы вносит последнее четверостишие?
– Чем тема любви в творчестве Цветаевой отличается от той же темы в творчестве А. Ахматовой, В. Иванова?
– Ожиданием любви живёт лирический герой Б. Пастернака в стихотворении «Никого не будет в доме».

Ученица читает.

Учитель.

– Как представляет себе свою возлюбленную лирический герой?
– Какое место в жизни он ей отводит?
– Жемчужиной в любовной лирике Пастернака является стихотворение, которое мы сейчас услышим.

Ученица читает «Любить иных – тяжёлый крест…».

Учитель.

– Какой новый поворот в развитие темы вносит это стихотворение?
– Как в стихотворении сочетается конкретное и отвлечённое?
– Чем восхищён лирический герой?
– На какие философские размышления наталкивают лирического героя размышления о любимой женщине?
– И закончить наш разговор хочется словами ещё одного замечательного представителя «Серебряного века» О. Мандельштама.

(Учитель читает стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»)

– Какой вывод мы можем сделать? Всё в жизни движется любовью!

Похожие статьи

  • Диагностика креативности

    Креативность можно определить как способность личности создавать что-то нестандартное, новое, ее умение генерировать идеи. Это умение неординарно мыслить и применять это в жизни. Креативные тесты относятся к диагностике способностей, ведь...

  • Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А

    Теоретические основы Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением...

  • Холостяк Максим и Маша — как сложилась судьба героев после проекта?

    На самый романтичный телепроект страны мечтает попасть каждая незамужняя девушка. Здесь и свидания с идеальным мужчиной, сериальные козни, съемки в сказочных, а порой экзотических местах и моментальная слава. Если наладить личную жизнь не...

  • Загадочная смерть Андрея Панина

    Андрей Владимирович Панин. Родился 28 мая 1962 года в Новосибирске - умер 6 марта 2013 года в Москве. Российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России...

  • До сих пор неизвестны причины гибели ромы из лсп

    Популярный исполнитель дал откровенное интервью о друге, чья жизнь трагически оборвалась в прошлом году. Олег Савченко из «ЛСП» стал новым гостем шоу «вДудь». В рамках выпуска Олег много говорил о карьере, планах на будущее и, конечно же,...

  • Александр Николаевич Шелепин: биография Шелепин александр николаевич биография

    18 августа 1918 - 24 октября 1994 видный советский комсомольский, партийный и государственный деятель Член ВКП(б) - КПСС с 1940 года. Член ЦК КПСС (1952-76 гг.), член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС (1964-75 гг.). Депутат Верховного Совета...