Как человек научился писать? Возникновение письменности Рождение славянской письменности.

Как человек научился писать

Цель: Познакомить детей с историей развития шариковой ручки.

Материал : Камень, палочки, перо, разные виды ручек.

Словарная работа : тростник, полая, чернила.

Ход занятия

- Дети, отгадайте загадку: «Черный Ивашка деревянная рубашка»

- Карандаш.

- Посмотрите, дети, что у вас лежит на столе?

Ответы детей

Разные ручки

- Правильно, дети, мы сегодня будем беседовать о сестре карандаша – ручке.

Посмотрите, что вы видите на моем столе?

Ответы детей

Камень, палочка, разные ручки.

- Как вы думайте с чего начиналась история ручки?

Ответы детей

С палочки, с камня.

Послушайте, ребята, было это очень давно. Человек приспособил новое жилище-пещеру, изобрел, помогающие ему инструменты (топор, копье, очаг) и захотелось ему отобразить как он охотится, как ловит рыбу, разжигает огонь. Но чем, палочкой можно рисовать лишь только на песке. Решил человек попробовать рисовать острым камня. Такие рисунки сохранились и до наших дней. Человек рисовал камнем на стене.

Первыми изобретателями авто-ручки были древние египтяне. Они делали трубочку из тростника, внутри она была полая, то есть пустая. Эту пустоту они заполняли темной жидкостью, которая называлась чернила, чернила просачивались внутри по волокнам, накапливались на конце трубочки. При письме трубочка оставляла след.

Человек существо наблюдательное и изобретательное. Рассматривая гусиное перо человек решил, что перо больше подойдет для письма, чем палочка. Долгое время человек писал пером письма, указы, книги. И только в 18 веке человек придумал металлическое перо. И только совсем недавно, в наше время один скульптор изобрел ручку – самописку, похожую на карандаш. Мы ее называем шариковой, вот она, рассмотрите ее хорошо.

У вас на столах разные ручки, футляр сделан из пластмассы, в нутрии футляра вставляем стержень и закрываем. Возьмите листочки, ручки и напишите какие вы знайте буквы и цифры.

Хорошо пишут ваши ручки? Что интересного вы узнали о появлении ручки?

Ответы детей.

- Вот так, дети, мы узнали о рождении ручки, предмета необходимого в жизни человека.

В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое наконец произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

ПЕРВЫЕ АЛФАВИТЫ

Ни одна из систем письма практически никогда не существовала в чистом виде и не существует даже сейчас. Например, большинству букв нашего алфавита, как а, б, в и другим, соответствует один определенный звук, но в буквах-знаках я, ю, ё - уже несколько звуков. Не можем мы обойтись и без элементов идеографического письма, скажем, в математике. Вместо того, чтобы писать словами "два прибавить два равняется четырем", мы, используя условные знаки, получаем очень краткую форму: 2+2=4. То же - в химических и физических формулах.

Самые ранние алфавитные тексты были обнаружены в Библе (Ливан).

Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев. Например, в еврейском языке при добавлении к согласным К - Т - L разных гласных получается семейство однокоренных слов: KeToL - убивать, KoTeL - убийца, KaTuL - убитый и т. п. На слух всегда понятно, что речь идет об убийстве. Поэтому и в письме писали только согласные - семантический же смысл слова был ясен из контекста. Кстати, древние евреи и финикийцы писали строчки справа-налево, как если бы такое письмо придумали левши. Этот древнейший способ письма сохраняется у евреев и поныне, таким же способом сегодня пишут все народы, использующие арабский алфавит.

Один из первых алфавитов на Земле - финикийский.

От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определенном порядке от `алеф, бет, гимель, далет... до тав. Каждая буква имела осмысленное название: `алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее. Названия слов как бы рассказывают о создавшем алфавит народе, сообщая о нем самое главное: народ жил в домах (бет) с дверьми (далет), при постройке которых использовались гвозди (вав). Он занимался земледелием, используя силу волов (`алеф), скотоводством, рыбной ловлей (мем - вода, нун - рыба) или кочевал (гимель - верблюд). Он торговал (тeт - груз) и воевал (зайн - оружие).
Исследователь, обративший внимание на это, замечает: среди 22 букв финикийского алфавита нет ни одной, название которой было бы связано с морем, кораблями или морской торговлей. Именно это обстоятельство натолкнуло его на мысль, что буквы первого алфавита созданы отнюдь не финикийцами, признанными мореходами, а, вероятнее всего, древними евреями, у которых финикийцы этот алфавит позаимствовали. Но как бы там ни было, порядок букв, начиная с `алеф, был задан.

Греческое письмо, как уже говорилось, произошло от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.

Латинские буквы произошли из греческих, и алфавитный порядок их принципиально не изменился. В начале I тысячелетия н. э. греческий и латинский языки стали главными языками огромной Римской империи. Вся античная классика, к которой мы с трепетом и уважением обращаемся и поныне, написана на этих языках. Греческий - это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда, Иоанна Златоуста... На латинском писали Цицерон, Овидий, Гораций, Вергилий, блаженный Августин и другие.

А между тем еще до того, как в Европе распространилась латинская азбука, некоторые европейские варвары уже имели в том или ином виде свою письменность. Довольно самобытное письмо сложилось, например, у германских племен. Это так называемое "руническое" ("руна" в германском языке означает "тайна") письмо. Оно возникло не без влияния уже существовавшей письменности. Здесь тоже каждому звуку речи соответствует определенный знак, но эти знаки получили очень простое, стройное и строгое начертание - только из вертикальных и диагональных линий.

РОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.

Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Название «глаголица» образовано от глаголъ – «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.
Глаголица широко применялась в 60-х годах 9 века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века. Изредка употреблялась он и в Древней Руси.
Глаголица хорошо отвечала фонемному составу старославянского языка. Кроме новоизобретенных букв в нее были включены соответствия греческим буквам, в том числе и такие, которые в принципе не были нужны для славянского языка. Этот факт говорит о том, что славянская азбука, по убеждению ее создателей, должна была вполне соответствовать греческой.

По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо кириллического типа. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Глаголическим шрифтом даже печатались газеты.
Название другой славянской азбуки – кириллицы – произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, - некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики.
На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.

Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчетливость и прямолинейность начертаний. Большая часть букв угловатая, широкого тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами (О, С, Э, Р и др.), среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв (Р, У, 3). Эти удлинения можно увидеть и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма легкими декоративными элементами. Диакритические знаки еще не известны. Буквы устава – крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.

Начиная с 13 столетия, развивается второй вид письма - полуустав, который впоследствии вытесняет устав. В связи с возросшей потребностью в книгах появляется как деловое письмо писцов, работавших на заказ и на продажу. Полуустав соединяет цели удобства и скорости письма, проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным – к началу или к концу строки, лишён каллиграфической строгости.

На Руси полуустав появляется в конце 14 века на основе русского устава; подобно ему – это прямой почерк (буквы вертикальные). Сохраняя последнее правописание устава и его начерки, придаёт им чрезвычайно простой и менее чёткий вид, так как размеренные ремесленные нажимы заменяются более свободным движением пера. Полуустав употреблялся в 14-18 веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью.

В 15 столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.
Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частично имелась она и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в 15 в. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно.
Хотя в скорописи 15 века, в общем, еще отражается характер полуустава и связующих буквы штрихов мало, но в сравнении с полууставом это письмо более беглое.
Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. В начале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине 16 века, а особенно в начале 17 века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма заметны некоторые элементы греческого курсива. Во второй половине 17 века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты - меньше вязи и больше округлостей. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми.
В начале 18 века в связи с укреплением русского национального государства, в условиях, когда церковь была подчинена светской власти, наука и просвещение приобретают особенно большое значение. А развитие этих областей просто немыслимо без развития книгопечатания.
Поскольку в 17 веке печатались книги главным образом церковного содержания, издание книг светского содержания предстояло начинать почти сызнова. Большим событием было издание в 1708 году «Геометрии», которая в рукописном виде уже давно была известна в России.
Создание новых по своему содержанию книг, требовало нового подхода к их изданию. Забота об удобочитаемости книги и простоте ее оформления характерна для всей издательской деятельности первой четверти 18 века.
Одним из самых важных мероприятий была реформа в 1708 году кирилловского печатного полуустава и введение новых изданий гражданского шрифта. Из 650 наименований книг, изданных при Петре I, около 400 были напечатаны вновь введенным гражданским шрифтом.

При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, устранившая ряд ненужных для русского языка букв и упростившая начертания остальных. Так возникла русская «гражданка» («гражданская азбука» в противоположность «церковной»). В «гражданке» были узаконены некоторые буквы, не входившие в первоначальный состав кириллицы – «э», «я», позднее «й» и затем «```ё», а в 1918 году из русского алфавита были изъяты буквы «i», « » («ять»), «» («фита») и «» («ижица») и одновременно отменено употребление «твердого знака» на конце слов.

Различным изменениям подверглось на протяжении веков и латинское письмо: были разграничены «i» и «j», «u» и «v», добавлялись отдельные буквы (разные для разных языков).

Более существенное изменение, касавшееся всех современных систем, состояло в постепенном введении обязательного словораздела, а затем и знаков препинания, в функциональном разграничении (начиная с эпохи изобретения книгопечатания) прописных и строчных букв (впрочем, последнее разграничение отсутствует в некоторых современных системах, например в грузинском письме).

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ

Ребята, слышали ли вы о тех очень далеких временах, когда поэт не мог записать свои стихи, сказочник сказку, а мама не могла оставить тебе записку: «Обед на столе. Не забудь помыть руки?» И все оттого, что не было букв. Даже письма люди не писали, а рисовали. Какая при этом могла получиться путаница, ты узнаешь, познакомившись с историей из сказки Киплинга.

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО.

Давным-давно, еще в каменном веке, жил человек по имени Тегумай. У него была жена по имени Тешумай и маленькая дочка Таффи. Однажды Тегумай пошел к реке, чтобы копьем набить к обеду карпов. Таффи пошла с ним. Но только Тегумай принялся за охоту, как копье сломалось.

Как бы сообщить домой, чтобы нам прислали запасное копье?-подумала Таффи.

Тут к реке подошел Незнакомец. Таффи обратилась к нему, но тот ничего не понял, так как не знал языка племени Таффи. «Нарисую картинку и пошлю ее с Незнакомцем!» - решила девочка. Она взяла кусок бересты и акульим зубом нарисовала на ней папу, сломанное копье, себя, Незнакомца с запасным копьем в руке, маму и дорогу домой через болото, и еще несколько раз запасное копье.

Незнакомец, увидел картинку и подумал: «Если я не приведу племя этого вождя к нему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон». И он кинулся бежать, как ветер.

Он бежал, бежал и наткнулся на Тешумай, которая судачила у пещеры с соседками. Взглянув на бересту, она завизжала и кинулась на Незнакомца, так как решила, что он убил Тегумая и пришел похвастаться. На шум сбежалось все племя. Незнакомца решили казнить.


Но сначала все отправились к реке. Увидев Тегумая, вождь племени схватил его за перья в волосах и стал трясти. «Говори! Говори! Говори! - кричало все племя. - Что за страшную картинку ты нам прислал?!»

Тут Таффи все рассказала. Люди долго молчали. Наконец вождь рассмеялся. Потом засмеялось все племя, оно смеялось долго и громко. И вождь сказал: «О Таффи! Ты сделала великое открытие! Покуда мы будем посылать друг другу письма-рисунки. В них не всегда можно разобраться, как следует, но придет время, и мы придумаем что-нибудь получше, чтобы не было у нас ошибок!»

Текст сопровождается показом рисунка к ней.

Ребята, перед вами другой рисунок из жизни древних людей, попробуйте составить по нему рассказ. Очень хорошо! Молодцы!

И вот однажды жители древней страны Шумер, что находилась между реками Тигр и Ефрат, придумали знаки для обозначения слов. Шумеры просто договорились: вот такой знак будет обозначать «лук», А такой «бык».

Но представь: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова)

Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет, и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Грект же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с тобой событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

Все ученики разных классов занимались одновременно в одной комнате (в деревнях нередко в крестьянской избе). Младшие вслух учили нараспев названия букв и слогов, а старшие тоже вслух учили молитвы. От этого в школе всегда стоял шум.

Нерадивых учеников наказывали: оставляли без обеда, ставили на колени, нередко били розгами или плетью.

АЗБУКА - НА УКА, А РЕБЯТАМ - БУКА.

АЗБУКУ УЧАТ - НА.

A3, БУКИ - БЕРИ УКАЗКУ В РУКИ; ФИТА, ИЖИЦА - ПЛЕТКА БЛИЖИТСЯ.

Ребята, предлагаю вам конкурс на лучшее знание нашего алфавита от А до Я.

А теперь, кто назовет согласные буквы русского алфавита, гласные?.

Награждение победителей.

А знаете ли вы, что и сегодня существуют иероглифы - знаки, изображающие не звук, а слово или слог? Маленький японец, например, должен учить не 33 буквы, как ты, а многие сотни иероглифов да еще 2 алфавита.

А сейчас мы с вами окажемся снова в том далеком времени, когда не было алфавита и сведения, необходимые для сообщения, рисовали. Перед вами условные знаки, обозначающие слова, попробуйте, используя их, составить сообщение соплеменникам.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:

" опасность

- топор

Не всегда можно передать рисунками какие-то сведения. Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании нашей простой и удобной азбуки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аз да буки, а там и науки. Пословицы об ученье, знаниях и
школе. М., 1963, 32с.

2. Как было написано первое письмо. По сказке Редьярда
Киплинга. - «Миша», № 1 1993г. с.30-31.

3. Н. Юрина. Путешествие буквы. «Миша», № 2, 1993 с. 8,9.

Очень давно, много тысячелетий назад, люди писать еще не умели и во всем могли полагаться только на свою память. Но уже тогда они кое-что рисовали, например, зверей, и рисовали их очень искусно. На юге Европы, в Испании, нашли пещеры, в которых в далекое доисторическое время жили люди каменного века. В этих пещерах совсем темно. Работать там или рисовать можно было только при свете факелов, скорее всего при свете горящей головни смолистого дерева. Каково же было изумление археологов, когда оказалось, что в самых недоступных уголках пещер на стенах нарисованы и искусно раскрашены изображения животных. Олени, зубры, мамонты встали перед археологами, как живые.

Люди каменного века, жившие в пещерах, охотились на этих животных, и все их существование зависело от удачной охоты. Конечно, они очень хотели победить зверя, мы бы сказали - мечтали об обильной и вкусной добыче. И они воплощали свою мечту в образах: рисовали то, о чем мечтали. В эти рисунки они вкладывали всю силу своего воображения, свою тонкую наблюдательность охотников и изображали зверей такими, какими видели их. В этом смысле пещерные изображения животных мы должны считать произведениями высокого искусства.

УЗОРЫ - ИЗМЕНЕННЫЕ РИСУНКИ

И не только на стенах темных пещер рисовали люди каменного века. Археологи нашли их рисунки и в виде украшений на костях, служивших каким-нибудь практическим целям, например на рукоятках орудий. И здесь мы видим нанесенные уверенными штрихами твердой рукой художника изображения тех же оленей, зубров, мамонта с огромными бивнями, который жил в ту эпоху и теперь уже вымер совсем.

Вот с каких древних времен человек уже умел рисовать. И позднее, на протяжении всей истории человечества, во всех частях света люди сохраняли и развивали изобразительное искусство. Менялись стили живописи, менялись орудия и техника рисования. Временами авторы рисунков стремились показывать людей и животных в их реальном облике, временами же предпочитали стилизовать изображаемые образы, упрощать их иногда до схематических узоров.

Все, конечно, видели вышивки на женских одеждах, узоры на полотенцах, рисунки на глиняной и фарфоровой посуде, украшения на фронтонах деревянных зданий. Среди этих узоров и орнаментов встречаются и такие, в которых можно видеть прямо таки реалистические картинки, например, роза, украшающая фарфоровую чашку, или цветы вышитые на скатерти. Многие же узоры не сразу можно понять они на первый взгляд кажутся просто геометрическими фигурами или линиями: треугольниками, квадратиками, кружочками, спиралями и различными завитушками. Но и здесь мы нередко можем найти упрощенные изображения окружающих человека предметов: растений и животных, цветов и насекомых.

Каемка вышитого полотенца иногда кажется просто каким-то зубчатым орнаментом, а посмотришь - это схематизированные до крайней простоты кони, елочки или гусиные лапки. А на крыше избы, где перекрещиваются деревянные стропила и где их концы немножко вылезают в разные стороны, искусный мастер подчас украсит их деревянной резьбой и превратит как бы в головки деревянных коней; может быть, отсюда и пошло название – «конец крыши». И много, много окружающих нас разнообразных узоров по своему происхождению может быть возведено к сюжетам искусства очень древних эпох.

ИСТОРИЯ БУКВ.

Не только узоры, но и буквы нашего письма произошли от рисунков. Вот буква А. Можно проследить по ее форме в древних надписях, что первоначально для передачи соответствующего звука люди рисовали голову быка. Потом это изображение стали писать попроще, а затем превратили его в сочетание прямых линий, в котором все-таки можно признать какое-то сходство с головой быка: можно заметить его рога, морду, но в целом мы скорее скажем, что это уже не рисунок, а буква. Из такой буквы греки сделали свою букву «альфа», а римляне, которые переняли алфавит от греков, усовершенствовали форму этой буквы, сделали ее симметричной, - причем она стала похожей уже на «домик», как ее называют наши дети, когда впервые с нею знакомятся.

А вот другая наша буква - У. Она же в сущности имеется и в латинском алфавите в виде трех букв Y, V или U. Эта буква происходит от изображения змеи-ехидны, которое являлось знаком древнеегипетского письма:

Когда мы теперь пишем букву У, мы уже не помним о том, что две верхние палочки - это «рожки» египетской ехидны, а нижняя палочка - ее длинное тело. Звук Р в древнеегипетских надписях выражался рисунком головы человека с бородой. Наша буква Р, правда, «бороды» уже не имеет, но латинская буква R сохранила «бороду» до сих пор в виде правого нижнего штриха.

Буква О происходит от древнеегипетского изображения глаза, который теперь потерял все свои детали и стал простым кружочком. И так со всеми буквами и со всеми письменными знаками всех исторически возникших алфавитов мира: все они происходят от рисунков разных предметов.

Продолжение читайте в нашей следующей части.

P. S. С этой маленькой стать мы октрываем большой цыкл статей об истории письменности, будет интересно.

Все обо всем. Том 5 Ликум Аркадий

Как человек научился писать?

Как человек научился писать?

Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен. Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.

С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами. Древние египтяне пользовались системой, которую мы называем иероглифами. Сначала это была полностью идеографическая система. Но в ходе веков египтяне создали и фонетическую систему, то есть такие знаки, которые означали звуки речи, а не только изображали предметы или явления.

С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знаки, передающие звуки, называются фонемами. Слова при этом могут делиться на слоги. Следующей стадией развития письменности стало создание алфавита. Древние египтяне и жители Вавилона знали, как писать алфавитным способом. По их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми широко пользуются в мире, за исключением азиатских стран.

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Писать медленно Чтобы писать хорошо, нужна прирожденная легкость и приобретенная затрудненность писания. Жозеф Жубер (1754–1824), французский писатель Мне понадобилось 22 года, чтобы научиться писать медленнее; и теперь я достиг идеальной нормы – не более 25 слов в

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Писать для потомства У меня работа спешная – для потомства. Жюль Ренар (1864–1910), французский писатель Будущее – любимчик всех авторов. Сэмюэл Джонсон (1709–1784), английский писатель и лексикограф Настоящий писатель был бы рад променять сто современных читателей на десять

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

Говорить и писать Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Следует писать так, как говоришь, и не говорить так, как пишешь. Шарль Сент-Бев (1804–1869), французский писатель и критик Пиши так, как говоришь, – если,

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать Автор выражения Л. Н. Толстой (1828-1910). В письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

ИСКУССТВО ПИСАТЬ ПИСЬМА Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим даром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о себе и о впечатлении, которое вы

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

11. Как писать о людях ИнтервьюЧеловека надо уметь разговорить. Научитесь задавать вопросы, которые побуждали бы людей рассказывать о самом интересном и важном в их жизни. Если ваш собеседник своими словами говорит о том, что он думает и чем занимается, это всегда бывает

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

12. Как писать о местах Туристическая статьяНаучившись писать о людях, вы должны научиться описывать разные уголки нашей планеты. Люди и места - это два столпа, на которых зиждется вся литература нон-фикшн. Каждое событие происходит в каком-то месте, и читателю хочется

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги автора

17. Как писать об искусстве Критики и обозревателиИскусство окружает нас со всех сторон, ежедневно обогащает нашу жизнь и тогда, когда мы занимаемся им сами - участвуем в любительских спектаклях, танцуем, рисуем, пишем стихи, играем на музыкальных инструментах, - и тогда,

Из книги автора

Глава 13 Время писать Истинная отвага в том, чтобы двигаться не спеша. В мире книгоиздательства и развлечений я видела много работ, провалившихся из-за ложной спешки, и видела обманутых ими зрителей. Лучшие книги – те, которые выходят в свое время… Настоящий вызов – не

Из книги автора

Что писать и что не писать в письме редактору Следите за тем, чтобы упомянутый вами в письме прежний опыт имел отношение к предлагаемому проекту. Я видел немало писем, в которых авторы ссылались на свои вовсе не относящиеся к теме академические достижения и навыки, а

Из книги автора

Из книги автора

Где и как писать Большинство авторов, как известно, предпочитают работать в кабинетах. По старинке. И чтобы никто нигде не шумел, мимо двери чтобы все на цыпочках, разговаривали во время творческого процесса только шепотом. Знаю таких и сейчас, указывать пальцем не буду, не

Из книги автора

Еще раз: как и сколько писать Об этом уже говорилось выше, но уж очень хороший пример вспомнил, нельзя не вставить лыко в строку. Могу, скромно опуская глазки, сказать, что со дня выхода первого издания «Как стать писателем» (это было еще в прошлом веке!) произошли

Из книги автора

Писать умно или писать интересно? К сожалению, одно если не полностью исключает другое, то во всяком случае, сильно теснит. Понятно, если умный человек берется писать заведомую, но весьма динамичную и потому читаемую широкой публикой глупость, то у него все равно иногда

Из книги автора

Как человек научился добывать огонь? Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.Но

Похожие статьи