Методическая разработка урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка." методическая разработка по литературе (9 класс) на тему. Стихотворение «Анчар» Пушкина: анализ по плану Восприятие анализ оц

Сочинение

На всех стихиях человек -
Тиран, предатель или узник.
А. С. Пушкин

В 1828 году А. С. Пушкин оказался в невыносимо тяжелых условиях. Придирки правительства к поэту, вернувшемуся из ссылки, не прекращались. Пушкина вызывают на допросы. Принимается постановление Государственного совета по делу о стихотворении «А. Шенье». На душе постоянная тревога и ощущение гнетущей силы, с которой нет сил бороться.

Тогда-то и рождается стихотворение «Анчар», в котором остро звучит тема деспотизма, угнетения одного человека другим. О ядовитом дереве, анчаре, растущем на островах Зондского архипелага, в конце XVIII - начале XIX века имелись сведения и в художественной, и в научной литературе. Необычное название, мрачная экзотика - все это поразило воображение поэта. Фактические данные о дереве яда рождали образы, ни с чем не сравнимые по своей силе.

Пушкин читал в журнальных статьях о преступниках, осужденных на смерть. Последний шанс получали эти люди - добывали яд с вредоносного дерева и несли своим господам. Многие здесь и погибали.

Для А. С. Пушкина стихотворение «Анчар» было важным, оно закрепляло связь со временем. Вероятно, не зря в его черновой рукописи обозначена точная дата написания - 9 ноября 1828 года.

Образ анчара возникает уже в первой строфе и дается в торжественно-мрачном тоне. Это подчеркивают эпитеты: «чахлая», «скупая» пустыня, раскаленная зноем почва.

Употребление старославянской формы «раскаленный» делает стих приподнятым, величественным.

Сравнение «как грозный часовой» необыкновенно выразительно.

Пушкин создает символический образ. Его не интересует больше само дерево, растущее на острове Ява. Потрясает какой-то просветленный пушкинский гуманизм. Поэт поднимается до постановки огромной проблемы о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.

Во второй и последующей строфах усиливается мрачный характер образа: возникает тема яда.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

В третьей строфе яд показан в движении, он смертоносен:

Яд каплет сквозь его кору…

Трагизм заключается в том, что к дереву, к которому «и птица не летит», «и тигр нейдет», а ветер, соприкоснувшийся с ним, «мчится прочь уже тлетворный», человека отправляют «властным взглядом». Причем посылающий прекрасно знает о последствиях своих действий. Посланный же «послушно в путь потек», потому как раб, давно забывший, что он такой же человек. Подданный выполнил свою миссию: принес с ядовитого дерева своему князю «смолу» и «умер… у ног непобедимого владыки». Доволен остался деспот, разослав с принесенным ядом гибель «к соседям в чуждые пределы», умножая и распространяя вокруг себя зло.

Психологическая основа пушкинского стихотворения - кровное и искреннее сочувствие человеку, обреченному на гибель.

Стиль на удивление спокоен. Несмотря на это, голос Пушкина будто заклинает: подобное недопустимо в человеческом обществе.

В 1828 году А. С. Пушкин оказался в невыносимо тяжелых условиях. Придирки правительства к поэту, вернувшемуся из ссылки, не прекращались. Пушкина вызывают на допросы. Принимается постановление Государственного совета по делу о стихотворении «А. Шенье». На душе постоянная тревога и ощущение гнетущей силы, с которой нет сил бороться.

Тогда-то и рождается стихотворение «Анчар», в котором остро звучит тема деспотизма, угнетения одного человека другим. О ядовитом дереве, анчаре, растущем на островах Зондского архипелага, в конце XVIII - начале XIX века имелись сведения и в художественной, и в научной литературе. Необычное название, мрачная экзотика - все это поразило воображение поэта. Фактические данные о дереве яда рождали образы, ни с чем не сравнимые по своей силе.

Пушкин читал в журнальных статьях о преступниках, осужденных на смерть. Последний шанс получали эти люди - добывали яд с вредоносного дерева и несли своим господам. Многие здесь и погибали.

Для А. С. Пушкина стихотворение «Анчар» было важным, оно закрепляло связь со временем. Вероятно, не зря в его черновой рукописи обозначена точная дата написания - 9 ноября 1828 года.

Образ анчара возникает уже в первой строфе и дается в торжественно-мрачном тоне. Это подчеркивают эпитеты: «чахлая», «скупая» пустыня, раскаленная зноем почва.

Употребление старославянской формы «раскаленный» делает стих приподнятым, величественным.

Сравнение «как грозный часовой» необыкновенно выразительно.

Пушкин создает символический образ. Его не интересует больше само дерево, растущее на острове Ява. Потрясает какой-то просветленный пушкинский гуманизм. Поэт поднимается до постановки огромной проблемы о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.

Во второй и последующей строфах усиливается мрачный характер образа: возникает тема яда.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

В третьей строфе яд показан в движении, он смертоносен:

Яд каплет сквозь его кору…

Трагизм заключается в том, что к дереву, к которому «и птица не летит», «и тигр нейдет», а ветер, соприкоснувшийся с ним, «мчится прочь уже тлетворный», человека отправляют «властным взглядом». Причем посылающий прекрасно знает о последствиях своих действий. Посланный же «послушно в путь потек», потому как раб, давно забывший, что он такой же человек. Подданный выполнил свою миссию: принес с ядовитого дерева своему князю «смолу» и «умер… у ног непобедимого владыки». Доволен остался деспот, разослав с принесенным ядом гибель «к соседям в чуждые пределы», умножая и распространяя вокруг себя зло.

Психологическая основа пушкинского стихотворения - кровное и искреннее сочувствие человеку, обреченному на гибель.

Стихотворение «Анчар» - один из самых ярких примеров «философской лирики» Пушкина. «Философскую лирику» составляют стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем. Именно это мы наблюдаем в стихотворении «Анчар».
В отличие от многих других стихотворений поэта, «Анчар» - стихотворение не лирическое, так как в нем присутствует сюжет. По своей форме и заложенному в нем содержанию, оно больше всего походит на стихотворную притчу, в которой поэт излагает свои воззрения на природу рабства и тирании в человеческом обществе, а также на природу и источник существующего в мире зла.
Образ анчара, возникающий в первых строках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар - это воплощение мирового зла, его символ. Природа, мудрая и прекрасная его «в день гнева породила», но вместе с тем она позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили анчар как можно дальше.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет...
Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, идея всеразрушающего человеческого своеволия.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин/раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены - «человека человек». При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях. На первом - за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на другом - за то, что он «послушно в путь потек». Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания. Вина раба вскрывается в строках:
Принес - и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Результатом же его «послушности» и «природного» рабства является то, что
...царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям, в чуждые пределы.
Для придания большей выразительности языку Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры («пустыня чахлая и скупая», «жаждущие степи», «зелень мертвая ветвей», «древо смерти»), эпитеты («густая, прозрачная смола», «вихорь черный»), олицетворения («Анчар, как грозный часовой»), развернутые сравнения («пот по бледному челу струился хладными ручьями»).
Таким образом, стихотворение превращается в своего рода философскую аллегорию об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властелина. Рабство - лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь порождают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца. Зло порождает человек, пытаясь идти против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.

Стихотворение "Анчар" один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

В отличие от многих других стихотворений поэта, в "Анчаре" присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и тирании в человеческом обществе, а также природа и источник существующего в мире зла.

Образ Анчара, возникающий в первых сточках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар – это воплощения мирового зла, его символ. Природа, мудрая и прекрасная, его "в день гнева породила", но совместно с тем позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили это дерево как можно дальше:
"К нему и птица не летит,

И тигр нейдет…"

Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, мысль всеразрушающего человеческого своеволия:

"Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом;

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом".

Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин – раб. В этих строках оба действующих лица обдуманно уравнены – "человека человек". При этом вина за то, что потом зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях. На первом человеке – за то, что он послал другого к анчару "властным взглядом", а на другом – за то, что "послушно в путь потек". Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания.

Результатом "послушности" и "природного" рабства является то, что

"…царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними погибель разослал

К соседям в чуждые пределы".

Для придания большей выразительности Пушкин пользуется такими выразительными средствами, как метафоры (пустыня чахлая и скупая, жаждущие степи, зелень мертвая ветвей, древо смерти); эпитеты (густая прозрачная смола, вихорь черный); олицетворения (Анчар, как мрачный часовой).

Таким образом, стихотворение является своего рода философской аллегорией ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба тут ничуть не меньше, чем вина властителя. Рабство – лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только совместно. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и как раз рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь поражают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца. Зло порождает человек, пытаясь ходить против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.

Ключевые слова: Анчар, лингвистический анализ текста, Пушкин, черновики.

А.С. Пушкин “Анчар”

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит -- один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет -- лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес -- и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

При анализе любого стихотворения необходимо использовать не только литературоведческий, но и лингвистический анализ для более глубокого понимания смысла произведения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки А.С. Пушкин пишет несколько произведений, связанных с проблемой свободы и тирании в стране. Но за поэтом пристально следят, поэтому за основу произведения он берет легенду о смертоносном ядовитом дереве. Незадолго до этого П. Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «дерева жизни», символизировавший «царство милосердия». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «дереве смерти» как антитезу катенинскому древу.

При анализе данного стихотворения был применен принцип уровневого подхода к тексту, учтен принцип историзма.

Стихотворение «Анчар» условно можно разделить на две части. В первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. Это деление подсказывает сбив ритма в строке «Но человека человек», а также изменение звукового образного ряда. В первой части поэт использует аллитерацию, подчеркивающую мрачно-монотонный колорит (глухие согласные, шипящие), во второй - усиливается употребление сонорных звуков, которые подчеркивают развитие действия. Говоря об орфографических нормах, стоит отметить употребление старославянских слов с неполногласием («хладными, древо»). Именно А.С. Пушкин выработал стилистическую норму языка и разграничил употребление слов с полногласием и неполногласием. В данном стихотворении поэт использует славянизмы для создания колорита эпохи и торжественной приподнятости, т.к. Пушкин «рассказывает легенду».

Лексика была подобрана тоже с учетом стилистики легенды: чахлый, жаждущий, ветви, каплет, ввечеру, тлетворный, владыка,- она придает торжественность повествованию. Для понимания смысла произведения необходимо прокомментировать некоторые слова: Анчар- тропическое южноазиатское ядовитое дерево; Лыко- кора молодой липы и других лиственных деревьев. Таким образом, анализ лексики помогает постичь проведенную автором аллегорию восточной легенды с судьбой России и понять истинный смысл стихотворения: гибельность для страны неограниченной власти. лингвистический стихотворение пушкин анчар

Стихотворение богато художественно-изобразительными средствами: эпитетами (чахлая и скупая пустыня; черный вихорь; властный взгляд), метафорами (зелень мертвая ветвей, древо смерти), которые создают в сознании читателя яркие образы губительности дерева. Автор использует единственное сравнение «как грозный часовой», подчеркивающее одиночество и важную миссию дерева. Также А.С. Пушкин использует прием градации «и птица не летит, и тигр нейдет», но человек «послушно в путь потек» для усиления изображения власти владыки. В основе всего произведения лежит антитеза жизни и смерти, а также «непобедимого владыки» и « бедного раба». Поэт создает явную проекцию кому из них суждено жить, кому умирать. Легенда как жанр подразумевает яркую образность, поэтому Пушкин дополняет картину олицетворением «природа в день гнева породила» дерево.

На морфологическом уровне явных повторов нет, но стоит обратить внимание на значение глагола «течь». В стихотворении «стекает дождь в песок горючий», и человек «послушно в путь потек», проводится явная параллель. Употребление глагола «течь» по отношению к человеку говорит о лишении его воли, действии по необходимости свыше. Александр Сергеевич тем самым говорит о невозможности сопротивления власти, как и природе.

Синтаксические конструкции простые. В основе лежит параллелизм, основанный на контрасте: вихорь набежит - мчится прочь, яд растопясь от зною-застывает ввечеру, человек в путь потек - и к утру возвратился. Данный параллелизм изображает отторжение всего живого к дереву.

В стихотворении «Анчар» А.С. Пушкин проявляет свою позицию главным образом в выборе темы произведения; через исход сюжета и образы читатель понимает авторское отношение к власти.

Лучше понять авторский замысел помогает обращение к черновым рукописям. Черновые варианты «Анчара» сохранились, поэтому мы можем выявить места, в которых поэт испытывал затруднения. Например, строка о рабе: «И тот послушно в путь потек» в черновиках имела варианты «И тот бездумно в путь потек», «И тот за ядом в путь потек», «И смелый…». Оставление слова «послушно» означает желание автора показать невозможность отказа, смирение со своей участью. А вместо строки «И к утру возвратился с ядом» было: « И возвратился с ядом», «И возвратился безопасно», «и возвратился с ним послушно». Эти варианты строки говорят о первоначальном намерении автора возвратиться в целости. Этим меняется вся концепция стихотворения - в нем не остается ни идей о свободе и гуманности, ни о самодержавии, губительном для общества. Именно не оставленное слово «безопасно» подтверждает главную символику произведения: Анчар - воплощение неутолимой судьбы, владыка- человек, повелевающий самой судьбой и смертью, а раб является лишь орудием для достижения целей государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что лингвистический анализ текста позволяет глубже понять и отдельные детали, и общий смысл произведения. Анализ стихотворения «Анчар» показал, что все образы усиливают осознание гибели для общества неограниченной власти, но, в то же время, невозможность на данном этапе этому противостоять.

Библиографический список

1. Пушкин А.С. Анчар - http://roslit.com/book/Anchar_Pushkin

Похожие статьи

  • Международный день родного языка

    Без устного общения цивилизованный мир не смог бы существовать и развиваться. У каждого народа есть множество образных выражений, пословиц и поговорок о языке. Русские люди издревле знают, что «слово не воробей, вылетит - не поймаешь»,...

  • Международный день родного языка: истоки, празднование, перспективы Международный день родного языка в школе

    Человек – существо социальное, для сохранения психического здоровья ему необходимо общаться с себе подобными. И не просто общаться, но и понимать друг друга, то есть, разговаривать на одном языке.Язык общения – это один из самых важных...

  • Диагностика креативности

    Креативность можно определить как способность личности создавать что-то нестандартное, новое, ее умение генерировать идеи. Это умение неординарно мыслить и применять это в жизни. Креативные тесты относятся к диагностике способностей, ведь...

  • Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А

    Теоретические основы Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением...

  • Холостяк Максим и Маша — как сложилась судьба героев после проекта?

    На самый романтичный телепроект страны мечтает попасть каждая незамужняя девушка. Здесь и свидания с идеальным мужчиной, сериальные козни, съемки в сказочных, а порой экзотических местах и моментальная слава. Если наладить личную жизнь не...

  • Загадочная смерть Андрея Панина

    Андрей Владимирович Панин. Родился 28 мая 1962 года в Новосибирске - умер 6 марта 2013 года в Москве. Российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России...