Послание к Римлянам. Библия онлайн Послание к римлянам гл 6 7

6:1-14 Павел утверждает, что умножению греха противостоит преизбыток благодати (5,20). Он так настаивал на свободном даровании благодати Божией там, где есть грех, что его проповедь обвиняли в антиномианистических тенденциях (3,8). Поэтому он подчеркивает, что продолжать жить в грехе несовместимо с новой личностью, пребывающей во Христе. Сообразно этой новой личности (ст. 11) христиане не должны допускать, чтобы грех господствовал в их жизни, напротив, они должны посвятить свою жизнь Богу (ст. 12,13) в уверенности, что, будучи не под законом, а под благодатью, которой и спасаются, они больше не подвластны греху.

6:1 Никак. Букв.: "Да не будет!" Это выражение категорического отрицания Павел употребляет часто (3,31; 6,15; 7,7.13; 9,14; 11,1.11).

6:2 Мы умерли для греха. Павел утверждает, что верующие действительно соединились со Христом в Его смерти и воскресении, и это настолько изменило их состояние, что продолжать грешить по-прежнему им не только неуместно, но совершенно невозможно.

6:3-4 Крещение, знак и печать единения со Христом, является погребением ветхого человека (ст. 6) и действием, вводящим нового человека в жизнь во Христе (ст. 4). Как таковое, оно свидетельствует, что те, кто соединился со Христом, умерли для греха. См. 5,20 - 8,4, где грех представлен движущей силой, производящей постыдные деяния, погонщиком-тираном, стремящимся к полной власти, но которому надо сопротивляться (см. статью "Крещение").

6:6 зная... что ветхий наш человек распят с Ним. Понятие "ветхий человек" включает и жизнь до обращения, но полное его значение шире (см. 5,12-21), как "все то, чем мы были в силу нашего единства с Адамом". Нам следует осознать, что все это было пригвождено ко кресту и должно было умереть.

чтобы упразднено было. Единение со Христом в Его смерти не упраздняет тело как таковое, но, разрушая власть греха в теле, пресекает роль тела как орудия греха. Тела христиан отныне посвящены Христу и приносят святые плоды служения Ему (6,13.22; 7,4; 12,1). Мы больше не рабы греха, поскольку жизнь в теле, в которой властвовали греховные вожделения, уступила место жизни в теле, охваченной устремлением к праведности и святости (6,18).

тело греховное. Т.е. вся совокупность греха в целом, но вероятнее, что имеется в виду физическое тело, рассматриваемое как область, где царствует грех (ср. "тело смерти", 7,24).

6:7 освободился от греха. Букв.: "оправдался". Здесь выражение имеет оттенок "был освобожден от", ибо Павел говорит о господстве греха, а не только о вызываемом им чувстве вины (ст. 17-22). Павел представляет грех царем (5,21), военачальником, хозяином, выплачивающим жалование (6,23).

6:8 жить будем с Ним. Кроме самой идеи воскресения, эти слова подразумевают и личное участие уже теперь в жизни воскресшего Христа в качестве того, кто жив для Бога (ст. 11).

6:11 почитайте себя. Т.е. признайте, что сказанное в ст. 1-10 уже истинно в отношении вас самих.

6:12 да не царствует грех. Поскольку царство греха сокрушено, тело, в котором некогда господствовали греховные вожделения (ст. 13), не должно более уступать им.

6:13 представьте себя Богу. Павел видит секрет освящения в отдаче сердца Богу, за чем последует предание Ему всего тела.

как оживших из мертвых. Все это должно совершаться сознательно, как свободное выражение нашей новой личности во Христе.

6:14 Грех не должен над вами господствовать. Это утверждение, а не приказ или призыв.

не под законом, но под благодатью. Руководящий принцип в жизни верующего - владычество благодати, которая освобождает от власти греха (5,21) и преображает в подобие Христа.

6:15-23 Утверждение, что христианин живет под благодатью, а не под законом, могло показаться попустительством для нравственной беспечности. Павел отвергает такое толкование, поскольку под господством благодати христиане отдались в рабство Богу. Следовательно, свобода благодати есть свобода для послушания и служения, а не вседозволенность.

6:17 Благодарение Богу. Хотя Павел указывает активную позицию человека при обращении ("отдаете себя", ст. 16; "стали послушны", ст. 17), он благодарно относит всякий должный духовный отклик к действию благодати Божией. Хотя обращение человека происходит при его личном участии, но это не имеет решающего значения и не является его заслугой.

тому образу учения, которому предали себя. Рабству греха противопоставляется верность новому образу жизни по благодати. Ср. Еф. 4,20.21.

6:19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Образ рабства (6,18) - неподходящее изображение христианской жизни, особенно в условиях рабовладельческой Римской империи. Однако Павел прибегает к этому сравнению как к наиболее ясному, когда приходится говорить о божественном человеческим языком.

беззаконию на дела беззаконные. Греховность - не статичное состояние, она способна возрастать.

6:21-23 Противопоставление греховности и святости - смерти и жизни вечной во Христе Иисусе.

А. Основание освящения (6:1-4)

Рим. 6:1-2 . Поставленные здесь вопросы заставляют читателей задуматься. Факт откровения Божией благодати в Иисусе Христе, конечно же, должен вызывать чувство благодарности к Богу. Однако учение о Божием оправдании грешников (3:21 - 5:21) и особенно заявление, сделанное в 5:20, могут вызвать у некоторых вопрос, сформулированный Павлом: "Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?" И в самом деле, есть как будто известная логика и в таком рассуждении: "если при умножении греха все более возрастает благодать, то не следует ли верующим больше грешить, чтобы тем более испытывать на себе действие благодати?" Однако апостол выдвигает эту идею только для того, чтобы решительно ее отвергнуть: "Никак!" (ме геноито; сравните толкование на 3:4). Умножение благодати Божией никак ие может быть поводом к тому, чтобы грешить.

И Павел объясняет, почему: "Мы (христиане) умерли для греха" (сравните 6:7,11). Греческое прошедшее время, в котором поставлен глагол "умерли", предполагает, что действие это произошло в какой-то определенный момент в прошлом (мы знаем - что в момент получения верующим спасения). Смерть же как физическая, так и духовная, означает не прекращение, угасание, а отделение (сравните стихи 6-7, 14).

Не прекращение греха как такового означает выражение "умерли для греха", но - "отделение от него", освобождение от его силы. Так же, как "быть мертвым для греха" значит "быть свободным от него" (стих 18, 22). Вот почему задает Павел следующий, в сущности риторический, вопрос: "Как же нам жить в нем?" Ясно, что верующие не могут жить во грехе, если они умерли для него.

Рим. 6:3-4 . В этих стихах апостол подробнее касается духовной основы того феномена, о котором перед этим сказал столь же категорично, сколь кратко: "мы умерли для греха" (стих 2). Независимо от того, знали ли это римские верующие или нет, но факт остается фактом: "Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились" Вопрос, однако, в том, какое крещение имел в виду апостол: водное или Духом Святым (1-Кор. 12:13).

Некоторые возражают против того, что в Рим. 6:3 речь идет о крещении Духом, на основании следующих слов: "крестившиеся во Христа Иисуса", тогда как в 1-Кор. 12:13 сказано, что посредством крещения Духом верующие входят в тело (Христово). Верно, конечно, и то и другое: верующий крещается во Христа, т. е. погружается, входит в Него, но также и в тело Христово; и то и другое делается Духом Святым. Другие полагают, что в Рим. 6:3 подразумевается водное крещение, но из этого следовало бы, что водное крещение спасает.

Однако Новый Завет учит, что само по себе водное крещение никого не ведет к возрождению и спасению, а является лишь внешним актом, удостоверяющим, что человек претерпел духовное возрождение (Деян. 10:44-48; 16:29-33). Духовная реальность, о которой говорит Павел, состоит в том, что по вере люди "крестятся в Него" и, таким образом, соединяются и отождествляются со Христом. В акте водного крещения верующих упомянутая духовная реальность лишь отражается зримо. То есть один вид крещения (водного) есть зримый образ духовной истины, содержащейся в ином крещении (отождествлении со Христом; сравните Гал. 3:27 - "Крестившиеся во Христа… во Христа облеклись").

Такая точка зрения подтверждается следующими словами: "крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились". Погребение Христа свидетельствовало о том, что Он действительно умер (1-Кор. 15:3-4). "Погребение" верующего со Христом означает, что тот действительно умер с Ним, - для своего прошлого греховного образа жизни.

Цель отождествления со Христом или уподобления Ему в Его смерти и погребении заключается в том, чтобы "как Христос воскрес из мертвых (сравните Рим. 4:24; 8:11) славою Отца (т. е. силою Отца - Еф. 1:19; Кол. 2:12), так и нам ходить в обновленной жизни". Греческое слово, переведенное как "обновленной", означает, что жизнь стала качественно новой, иной.

Воскресение Христа не было простым возвращением Его к физической жизни; Он обрел новую, иную форму жизни. Так и верующие, уподобляющиеся Иисусу в Его воскресении, помимо того, что начинают жить новой, духовной, жизнью, обретают и гарантию физического воскресения из мертвых.

Вся эта работа Бога по спасению верующего - через уподобление его Христу, в смерти, погребении и воскресении Сына Божиего, - посредством чего верующий освобождается от силы греха и получает способность жить новой жизнью - есть основа непрекращающейся работы над ним Духа Святого по его освящению.

Б. О состоянии и поведении освященных (6:5-23)

Освящение начинается с возрождения человека и "привития" ему способности к духовной жизни. С этого момента Бог через освящение все более отделяет верующего от греха и "приобщает" к Себе, преобразуя его повседневную жизнь в направлении святости и чистоты. И пока верующий находится в теле на этой земле, процесс освящения его не прекратится. Завершится он получением славы, когда христианин через смерть или через восхищение Церкви предстанет перед лицом Божиим "подобным образу Сына Его" (Рим. 8:29). Отождествление верующего с Иисусом Христом по вере его - это и основание и цель освящения.

Но для того, чтобы упомянутое отождествление, уподобление или соединение с Сыном Божиим сказывались в повседневной жизни верующего, - в процессе возрастающего освящения его - необходимо соблюдение им трех условий, касающихся как образа его мыслей, так и действий. Это-то и является темой послания в 6:5-23.

I. "ПОЧИТАЙТЕ СЕБЯ МЕРТВЫМИ ДЛЯ ГРЕХА" (6:5-11)

Первое условие освящения состоит в том, чтобы верующий "почитал себя" мертвым для греха, но живым для Бога во Христе (стих 11). Однако, способность к этому зависит от знания определенных вещей и веры в них. Об этих-то вещах и говорит Павел в стихах 5-10.

Рим. 6:5-7 . Начало 5-го стиха правильнее было бы перевести как "Поскольку" (а не "ибо если") "мы соединены с Ним подобием смерти Его… ", потому что мы исходим из того, что это так и есть в действительности. В этом случае и вторая часть предложения звучит как безусловная: верующим гарантировано "соединение и подобием воскресения".

Вследствие этого мы знаем (гиносконтес, переведенное как "зная", означает не интуитивное знание как ейдотес в стихе 9, а полученное в опыте или путем размышлений), "что ветхий наш человек распят с Ним". По-гречески это точнее звучит как: "наш ветхий человек был сораспят с Ним". "Ветхий (или старый, прежний) человек" верующего - это он сам, каким он был в духовном отношении до того, как поверил Христу и обратился к Нему, т. е. когда он еще был под действием греха (3:9), немощный и нечестивый (5:6) грешник (5:8) и враг Богу (5:10).

"Ветхий наш человек" не есть греховная природа наша как таковая - ведь Библия нигде не учит, что в момент спасения человека или когда-либо еще на протяжении его жизни греховная его природа искореняется без остатка.

Итак, "ветхий человек" был распят со Христом (сравните с "крещением в Его смерть" - 6:3 и с "соединением с Ним в смерти Его", стих 5), "чтобы упразднено было тело греховное" (по-английски - не "упразднено", а "обессилено"). Выражение "тело греховное" не означает, что тело человека греховно само по себе, но что оно находится под контролем или под властью греха (толкование на "тело смерти" - 7:24). Это справедливо в отношении каждого верующего до его обращения. Но в момент получения спасения сила "контролирующего" греха подрывается; "греховное тело" обессиливается или "упраздняется" или делается "ничего не значущим" (здесь употреблено то же слово катаргете, что и в 1-Кор. 1:28).

Вторая часть 6-го стиха и стих 7 объясняют сказанное в первой части 6-го стиха. В невозрожденном состоянии человек порабощен грехом. Но вот его "ветхий человек" был распят со Христом ("отождествлен" с Ним в распятии), и на этом основании верующий получил освобождение от "рабства греху". "Ибо умерший освободился от греха". "Освободился" - здесь свободный перевод греческое слово "дедикаиотаи", что означает буквально: "был оправдан и объявлен праведным". Греческое прошедшее время, в котором употреблено это слово, предполагает, что действие произошло в прошлом, но результат его продолжает ощущаться в настоящем. То есть грех не может более господствовать над верующим, поскольку тот умер со Христом.

Рим. 6:8-11 . В этих стихах в основном повторяется та же мысль, что и в стихах 5-7, и начинаются они с того же "Если", которое правильнее перевести - "Поскольку". Те, кто приняли Иисуса Христа и соединились с Ним, "умерли со Христом" (стихи 3,5). И поскольку это верно, "мы веруем, что и жить будем с Ним". Участие в жизни воскресения со Христом начинается уже в момент возрождения, но продолжаться оно будет в присутствии Господа в вечности. И опять-таки в результате мы знаем.

Но в стихе 9 под "зная, что" подразумевается уже интуитивное знание, а не то, полученное в опыте, о котором шла речь в стихе 6; "Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает", то есть мы постигаем это как самоочевидную истину, что Он перешел из сферы, где царствует физическая смерть, в сферу бесконечной духовной жизни.

Пройдя однажды через физическую смерть и, будучи выведен из сферы ее действия жизнью воскресения, "Христос… уже не умирает", т. е. не может умереть снова. Воскресение Иисуса было победою над смертью (Деян. 2:24), и "смерть не имеет уже над Ним власти", как имеет ее над всеми другими людьми (Иоан. 10:17-18).

Сказанному Павел подводит итог в словах: "Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха" (то есть "в связи со грехом"). Этим стихом опровергаются учение о так называемом постоянном жертвоприношении Христа и вытекающие из этого учения церковные ритуалы. Но с другой стороны: "а что живет, то живет для Бога". Жизнь после воскресения - это жизнь вечная, т. е. бесконечная в своей протяженности.

Причем источником и одновременно - целью ее является Бог. Это верно по отношению ко Христу, но то, что верно по отношению к Нему, христиане, отождествляемые с Ним по вере, должны "почитать" верным и по отношению к себе. "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога". Поскольку они умерли для греха, и, значит, неподвластны силе его (Рим. 6:2), им следует осознать этот факт и более не пребывать во грехе. Всем существом их должны они понять, что во Христе они имеют новую жизнь, что они теперь соучастники Его жизни воскресения (сравните Еф. 2:5-6; Кол. 2:12-13).

2. "ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ БОГУ" (6:12-14)

Рим. 6:12 . Коль скоро верующий сознает, что он умер для греха, это должно сказываться в его практической жизни. Павел повелевает: "Итак да не царствует грех в смертном вашем теле" (другими словами: "не позволяйте греху царствовать над вами, как это было до вашего обращения"). Когда грех господствует в жизни людей и в их телах, то они "повинуются" "похотям его", т. е. следуют исходящим от него злым побуждениям и желаниям. Грех порабощает (стих 6) в том смысле, что делает человека рабом его желаний.

Из контекста ясно, что отнюдь не добрых, но именно злых (порочных) побуждений и желаний. Выражение "в смертном вашем теле" означает, что грех проявляет себя в функциях и жизни тела. Смертность этого тела, его обреченность на умирание особенно подчеркнуты средствами греческого языка. Возможно, этим подчеркивалась и глупость тех, кто призывали идти на поводу у желаний временного, разлагающегося тела…

Рим. 6:13 . Здесь уточняются повеления, данные в стихе 12 "И не предавайте (буквально: "не продолжайте предавать", перестаньте предоставлять) членов ваших греху в орудие неправды" (здесь адикиас - "неправедность", по контрастной параллели со словом "праведность" далее в этом стихе). Свое повеление апостол строит на этом резком противопоставлении: "но представьте себя (в греческом - в значении раз и навсегда; то же - и в стихе 19) Богу, как оживших из мертвых (сравните Иоан. 5:24), и члены ваши Богу в орудия праведности".

С этим перекликается призыв Павла в 12:1 "представьте тела ваши в жертву живую… Богу" Поскольку некогда они были мертвыми по грехам (Еф. 2:1), но вот получили новую жизнь (Рим. 6:11), должны христиане жить для Бога. Не греху (стих 12) и неправде (стих 13) должны служить их тела, но способствовать торжеству праведности.

Рим. 6:14 . Бог хочет, чтобы грех перестал господствовать над верующим: "грех не должен над вами господствовать". И это потому, что "вы не под законом, но под благодатию". Павел уже объяснял, что закон был дан, чтобы "умножилось преступление" (толкование на 5:20), а в 1-Кор. 15:56 он пишет: "сила греха - закон". Если бы верующие по-прежнему находились под законом, то не могли бы избавиться от власти греха. Но так как теперь они "под благодатию", то в состоянии достигнуть этого, следуя наставлениям апостола Павла.

3. СЛУЖИТЕ ПРАВЕДНОСТИ (6:15-23)

Рим. 6:15-16 . Упоминание о том, что верующие находятся под благодатию (стих 14), может толкнуть к ложному умозаключению, которое Павел заранее отвергает: "Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию?" Построение этой фразы по-гречески, по-видимому, свидетельствует о том, что речь в ней идет о греховных поступках, совершаемых время от времени, а не о постоянном пребываний во грехе, что подразумевается в стихе 1. На поставленный им вопрос апостол, как и в том случае, отвечает своим категорическим "никак!" (толкование на 3:4).

И так же, как тогда, объясняет, почему. "Неужели вы не знаете? "-спрашивает он (здесь - греческий глагол, означающий "познавать интуитивно" как некую очевидную истину, 6:9). Неужели вы не знаете, что не существует середины между рабством греху и рабством повиновения Богу? Именно так можно было бы перефразировать вопрос Павла. Господь Иисус Христос сказал: "Никто не может служить двум господам… не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6:24; Лук. 16:13). И Павел говорит вполне определенно, что рабство греху ведет к смерти (Рим. 6:21,23).

Причем не только к физической и даже не только к духовной смерти: тут имеется в виду смерть вообще - как естественный результат греха и его неизменный спутник (Быт. 2:17). С другой стороны, рабство повиновения Богу (и Его Евангелию) ведет к праведности (снова в общем смысле этого слова: к праведности как к эквиваленту вечной жизни и славы). Смерть - это "нормальное" последствие греха, который есть непослушание Богу; праведность же - это естественное последствие послушания Богу и жизни для Него.

Рим. 6:17-18 . В процессе своих рассуждений апостол вспоминает о том, как Божия благодать явила себя в жизни его читателей, и прославляет за это Бога. Ведь до своего обращения они были рабами греха, но теперь они "от сердца (искрение, а не только внешне) стали послушны (сравните 1-Пет. 1:2) тому образу учения, которому предали себя", т. е. в которое уверовали. Слушая слово Божие, они становились преданными последователями излагаемых в нем истин.

Их преданность Богу была засвидетельствована их откликом на евангельскую проповедь и принятием ими крещения. В результате они "освободились от греха" и "стали рабами праведности" (Рим. 6:22). Это новое их положение должно проявляться в повседневной их жизни и, опять же, в этом не может быть никакой середины. Христиане не могут уступать греху, потому что они мертвы для него и не являются больше его рабами. Это никак не соответствовало бы Божиему плану, если бы "рабы праведности" служили и греху!

Рим. 6:19 . Говорить о "рабстве праведности и Богу" в каком-то смысле неверно, и Павел сознает это - ведь Бог никого не принуждает. Но слово "рабство" достаточно точно выражает состояние невозрожденного человека по отношению ко греху и сатане. Павел, однако, употребляет это слово и применительно к верующим - с целью противопоставления их состояния состоянию неверующих.

Но прежде чем приступить к развитию своей мысли, Павел оговаривается: "говорю по рассуждению человеческому" (т. е., чтобы было понятнее на человеческое разумение) и добавляет: "ради немощи плоти вашей" (т. е. вашего плотского "я"). По-видимому, Павел чувствовал, что духовно его читатели были еще слабы (в смысле способности их воспринимать духовные истины), а потому и говорил с ними на языке, доступном их пониманию.

Далее он фактически повторяет то, что ранее высказал в стихах 16-17. Необращенные римляне отдавали свои тела в рабство "нечистоте и беззаконию, на дела беззаконные" (сравните 1:24-27; 6:13). Они добровольно отдались в это рабство! И вот Павел призывает их, теперь верующих, также добровольно отдаться в "рабы праведности на дела святые" (концом такого процесса должна стать совершенная святость (стих 22), резко отличная от их бывшей нечистоты).

Рим. 6:20-23 . Павел снова констатирует, что рабство греху и рабство праведности - несовместимы (стих 13, 16). И продолжает эту мысль, раскрывая несравненное преимущество второго вида "рабства". Ибо из рабства греху вытекали такие дела, которых верующие сами теперь стыдятся. К тому же они вели к смерти.

Вера человека в Евангелие и принятие им Иисуса Христа коренным образом меняют для него положение вещей. Верующий освобождается от греха (сравните стих 18) и становится рабом Богу, в результате чего обретает святость (стих 19 и толкование на него); этой теме посвящены главы 6 - 8. От греховной жизни не приходится ожидать благого результата (6:21), но освобождение, спасение от греха приносит плод святости, благодаря чему человек обретает способность жить чистой жизнью (стих 22).

Завершением, результатом, "концом" греховной жизни является смерть (стих 21), спасение же завершается жизнью вечной (стих 23). Смерть в данном случае означает пребывание в аду и, следовательно, вечное разделение с Богом; вечные мучения, которым подвергаются неверующие в аду, тем более нестерпимы, что вполне сознаются ими (Лук. 16:24-25). Эти мучения и есть их плата за грех (сравните Рим. 5:12; 7:13). В отличие от этого, "дар Божий - жизнь вечная во Христе" (также Иоан. 3:16,36). Поскольку вечная жизнь - это дар, то заслужить его нельзя (сравните Еф. 2:8-9; Тит. 3:5).

В этой главе Павел трижды повторяет, что смерть - это результат греха (Рим. 6:16,21,23). Однако верующие освобождены от греха (стихи 18,22) и более не находятся в рабстве у него (стих 6,20), но "стали рабами праведности" (стих 16, 18-19; сравните со стихом 13). Поскольку живы они для Бога (а не для греха; стих 11) и имеют жизнь вечную (стих 23), то и должны предоставить себя в распоряжение Бога (стих 13, 19) и жить в соответствии с этим, не позволяя более греху управлять собою (стихи 6,11-14,22).

В. Противоречия, переживаемые освященным (глава 7)

Одно дело для верующего осознать, что его уподобление Иисусу Христу означает, что он умер для греха (6:2), и именно из этого исходить (6:11). Есть, однако, и нечто другое, с чем ему приходится иметь дело, - это его греховная природа, которая остается при нем и постоянно стремится проявить себя в мыслях и поступках уверовавшего человека. Таким образом, в процессе освящения каждый верующий неизбежно вступает в этот специфический внутренний конфликт с самим собою.

    Послание к Римлянам книга Нового Завета, принадлежит к числу посланий апостола Павла. Содержание 1 История 2 Основные темы 3 Примечания … Википедия

    Послание к Римлянам книга Нового Завета, принадлежит к числу посланий апостола Павла. История Послание обращено к христианской общине столицы Империи, состоявшей в основном из обращённых язычников, в том числе и из за того, что император Клавдий … Википедия

    Занимает особое место среди посланий ап. Павла. В нем апостол обращается к церкви, находящейся в мировой столице, к той христ. общине, с членами к рой он еще не был знаком лично (Рим 1:10), но о к рой слышал много хорошего (ст. 8; 16:19). Павел… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Послание к Римлянам - В столице мира очень рано образовалась христианская церковь, вера которой была повсюду известна (Рим. 1:8) Павел давно имел желание прийти к ним (1:10). Прежде прибытия в Рим в качестве узника в 61 г. по Р Хр., незадолго до своего последнего… … Словарь библейских имен

    Приветствие Павла Римлянам, «призванным святым». Его желание придти к ним. Евангелие; «сила Божия ко спасению». Гнев Божий на нечестие человеков …

    Приветствую вас в Господе [и] я Тертий, писавший сие послание … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, Деян.9:15 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда нибудь благопоспешила мне придти к вам … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, Рим.15:29 1Фес.3:10 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    То есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Не хочу, братия, [оставить] вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, но встречал препятствия даже доныне, чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Послание к римлянам , Барт К.. Публикация 171;Послания к Римлянам 187;Карла Барта на русском языке - знаменательное событие для российского богословия. Книга обозначила решительный разрыв с либеральным богословием XIX…
  • Послание к Римлянам , Барт Карл. Публикация&171;Послания к Римлянам&187;Карла Барта на русском языке - знаменательное событие для российского богословия. Книга обозначила решительный разрыв с либеральным богословием XIX…

Обязательства, какие налагает на нас полученное нами оправдание – христиане не должны уже пребывать во грехе (1–11). Они стали рабами праведности и должны радоваться этому новому своему состоянию (12–23).

Рим.6:1. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

Христианство и пребывание во грехе нельзя помирить одно с другим. Об этом ясно свидетельствует принятое христианами крещение, в котором христианин умирает для греха и оживает для новой святой жизни, во Христе. Он раньше был рабом греха, но со смертью своею (духовною) он освободился от этого обязательства служить греху и живет вместе со Христом для Бога.

Апостол в Рим.3указывал уже на существование клеветников, которые упрекали его в том, что он своим учением оправдывает безразличное отношение ко греху. Сказанное им в Рим.5могло послужить новым поводом к обвинению его в том же. Могли сказать именно, что Апостол, укрепляя в своих читателях надежду на всепокрывающую благодать Божию, этим самым как бы учит их не обращать особого внимания на чистоту жизни, – что грех не страшен, а напротив, еще полезен, потому что дает возможность с большею силою действовать очищающей грехи благодати Божией. Апостол кратко отстраняет подобное предположение.

Рим.6:2. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Свой ответ, данный в 1-м ст., Апостол обосновывает ссылкою на факт. Мы, говорит он, для греха умерли, а разве можно умершему снова оживать для прежней жизни – в настоящем случае для жизни греховной? Но что значит умереть греху? Это выражение указывает не на то, что грех в нас умер в действительности (еп. Феофан), потому что в таком случае излишни бы были последующие увещания Апостола – не служить более греху; не означает также это выражение и один только акт воли, причем человек говорит: «я не хочу более иметь общения со грехом!» Естественнее и согласнее с контекстом речи видеть здесь указание на то, что в крещении изображается смерть греху – то изменение, какое совершилось в человеке еще только в первой стадии и которое нужно утвердить в последующей жизни. Выражение это т. о. намекает на христианское крещение, в котором человек отрекается от всего греховного, признает грех вредным для себя, отвергает все, чем доселе жило его самолюбивое я. Грех при этом еще не вовсе уничтожается в человеке, а лишь перестает быть руководящим началом его деятельности, так сказать, замирает в человеке. Это, однако, не препятствует ему снова возродиться, если человек будет нерадеть о своем душевном состоянии: искра все-таки тлеет под грудою пепла…

Рим.6:3. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

Апостол, чтобы еще более убедить своих читателей в невозможности (принципиально) для них обратиться ко греху, напоминает им, что, крестившись в Иисуса Христа, они этим самым крестились «в Его смерть». Что значит креститься во Христа (είς Χρίστον)? Значит вступить в живое и теснейшее с Ним общение. Христианин, сходящий для крещения в реку или купель и погружающийся в ней (на это указывает здесь употребленный глагол βαπτίςω), этим самым кончает свою прежнюю жизнь, греховную, и погружается в новую область жизни, в самого Христа. Для него крещение стало тем, чем для Христа были крест и гроб (Злат.). Он также умирает, как и Христос, чувствует такую же боль, такие же страдания, как и Спаситель, умиравший – на кресте, хотя все это происходит в нравственной, а не в физической стороне его существа. Поэтому-то Апостол и говорит, что крещающий крестится в смерть Христову.

Рим.6:4. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Чтобы доказать, что смерть греху действительно изображается в крещении, Апостол теперь называет это крещение погребением. Раз погребение совершилось – смерть, очевидно, уже признана действительной: иначе людей не погребают. Но Апостол не ограничивается указанием на нашу смерть греху. Он говорит, что мы умерли не для того, чтобы остаться мертвыми, а для того, чтобы жить новою жизнью, подобно тому, как Христос восстал из мертвых. Этим заявлением Апостол еще более закрепляет в нас уверенность в том, что мы с грехом уже, так сказать, покончили. – «Воскрес… славою Отца». По общему голосу новозаветных писателей, Всемогуществом (слава) Божиим совершено было воскресение Христа (Рим 4:24, 8:11; Деян 2:24, 31 и сл. ср. 1 Кор 6:14; 2 Кор 13:4; Еф 1:19). – «Так и нам ходить». Апостол хочет указать на невозможность (теоретическую) для верующих снова вернуться к прежней жизни. Поэтому он говорит не о воскресении их (духовном) со Христом, а начатии ими новой жизни. Это последнее – яснее, чем факт их духовного воскресения, – свидетельствует о том, что возврат их к прежнему образу жизни невозможен (принципиально).

Рим.6:5. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,

Здесь Апостол повторяет мысль 4-го стиха, чтобы утвердить читателей в убеждении, что крещение изображает собою не только смерть, но и воскресение. – «Мы соединены» – точнее: мы срослись с Ним (σύμφυτοι от глаг. συμφύω вместе росту ср. Лк 13:7). – «Подобием смерти Его» – т. е. крещением – погружением, которое означает собою смерть Христову; оно есть подобие смерти Христовой; принимая крещение через погружение, человек уподобляется умирающему, сходящему во гроб Христу. – «То должны быть» (έσόμειΊα). Хотя в греч. тексте здесь поставлено будущее время, тем не менее Апостол не считает воскресение наше делом будущего, а фактом, уже совершившимся в момент совершения над нами крещения (здесь употреблено будущее так назыв. логическое или будущее следствия). – «Соединены и подобием воскресения». Здесь Апостол имеет в виду опять крещение, но уже в том его моменте, когда крещающийся выныривает, поднимает голову из воды. Этот момент поднятии есть подобие, символ воскресения нашего вместе со Христом.

Рим.6:6. зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

Рим.6:7. ибо умерший освободился от греха.

«Зная то». Апостол здесь ссылается на то, что они сами понимают смысл обрядов при таинстве крещения. Что они знают об этом – Апостол говорит сейчас же. Что значит наша смерть со Христом? Что должно при этом умереть? Не мы сами, равно и не грех в нас, а наш ветхий человек, состоящий из соединения ума (νους) и плоти (σαρξ). т. е. самая личность человека, в которой, однако, как видно из посл. к Галатам (Гал.5:24), руководящим началом является плоть. Этот ветхий человек умирает посредством распятия. Выражение это представляет собою конкретный и усиленный способ обозначения умерщвления или прекращения жизни (1 Кор 2:8; Гал 3:1; Евр 6:6) или противобожественного направления не возрожденного человека (ср. Гал 5:24). С какою целью ветхий человек умирает? Смерть есть разрешение связи между указанными выше факторами, которые вместе образуют живой организм, – именно такое разрешение, при котором один из факторов перестает существовать. Какой же из означенных двух факторов должен уничтожиться или, правильнее, лишиться силы, парализоваться (καταργεισθαί – по русск. пер. – упраздниться)? Не ум, а плоть или тело греха (σώμα τ. αμαρτίας), под каковым выражением у апостола разумеется тело, как орудие греха, наши страсти и пороки (ср. ст. 12 ср. Рим 7и Кол 1:22, 2:11). Для чего плоть должна уничтожиться или парализоваться? Для того, чтобы нам не служить больше греху, который во плоти имеет свою державу. И это отречение от служения греху вполне естественно для того, кто умер для греха, умер нравственно, конечно, а не физически, потому и в предшествующих, и в последующих стихах Апостол везде говорит о нравственной смерти, которая и может быть вполне действительным основанием для послужения греху. – О том, какое же мы будем иметь тело или плоть вместо умершей греховной, – Апостол говорит в других местах (напр., Еф 4 и сл.; Кол 3и паралл.).

Рим.6:8. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,

Рим.6:9. зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

Рим.6:10. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

Теперь Апостол изображает обратную сторону нашего умирания со Христом – именно наше оживление с Ним. С уничтожением ветхого человека наша личность, как такая, не исчезает вовсе, а только на месте старого естественного я , которое росло вместе с плотью, выступает новое я , которое срослось (σύμφυτος) со Христом. Оно получает от Христа жизненное содержание; наша жизнь есть жизнь с Ним и в Нем. Наша надежда на то, что мы будем жить со Христом, имеет своим основанием то, что Он во время нашего обращения оставался живым. Жив Он потому, что через воскресение Свое вступил в вечную жизнь, вечную потому, что в ней уже нет места влиянию греха, а ведь смерть только и была причиняема грехом. Со всяким отношением ко греху Христос покончил раз навсегда через принятие смерти за грехи человечества. Теперь Он живет только для Бога, и, вследствие этого, Ему принадлежит неразрушимость Его жизни (а вместе дано ручательство и нам, что и мы будем жить с Ним в общении). – «Умер... для греха» (ст. 10), т. е. для того, чтобы разрушать грех, узы греха, однажды заплативши ему дань за все человечество. Христос, таким образом, признал права греха над Его братьями людьми и над Ним Самим, раз Он явился за них поручителем. Притязания греха Он удовлетворил Своею смертью. – «Живет для Бога», т. е. живет вечно, так как смерть не имеет уже над Ним власти (Иоанн Златоуст).

Рим.6:11. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Из сказанного выше Апостол делает приложение по отношению к христианам. Они должны постоянно иметь в мысли («почитайте себя»), что и они, как Христос, мертвы для греха и живут для Бога. Из этого выражения: иметь в мысли, считать себя (λογίζεσθαι) некоторые толкователи выводят такое заключение, будто бы Апостол Павел не видел в крещении средство получить действительное оправдание и очищение от грехов, средство начать новую жизнь для Бога. Он, говорит, учит, что мы можем только считать себя оправданными и мертвыми для греха, а это не есть истинное и действительное освящение. На это выражение можно ответить так. Из всех многочисленных мест, где Апостол Павел говорит о возрождении, какое человек получает в крещении, можно вывести ясное представление, что, по его учению, человек в крещении действительно изменяется по своей природе и ему сообщаются первоначальные свойства человеческой природы – богоподобие, главное – святость. Но все-таки у Апостола нигде не говорится, чтобы эта святость делала человека совершенно чистым, святым, т. е. таким, «каким вышел Адам из рук Творца» (Мышцын стр. 191). Если бы это было так, то всякий частный грех человека был бы по своим последствиям тождествен с преступлением Адама, так что понадобилось бы в этом случае второе крещение. У Апостола имеются в виду два освящения: одно – совершившееся в момент принятия крещения, и другое – продолжающееся в течение всей последующей жизни принявшего крещение (ср. 1 Сол. 5:23; Кол 3:10; Гал 5:5; Еф 4:23). Т. е. здесь Апостол говорит следующее: христиане! вы освящены и стали мертвы для греха с принятием крещения; вы начали жить для Бога. Но не успокаивайте себя этим! Не засыпайте, а бодрствуйте! Никогда не упускайте из внимания того великого переворота, какой совершился в вашей душе – иначе искры греховные, там и здесь таящиеся под пеплом в вашем сердце, могут произвести снова пожар в вашем внутреннем существе. Это продолжающееся самоосвящение должно продолжаться дотоле, пока существо Христово «не утвердится в нас и мы сами преобразимся в Его образ». Апостол Павел, говорит Иоанн Златоуст, разумеет здесь два умерщвления и две смерти. Одно совершается Христом в крещении, а другое обязаны совершить мы сами, своею рачительностью после крещения.

Рим.6:12. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;

Итак, мы в крещении приняли серьезное обязательство служить не греху, а Богу, служить делом и истиною. Может быть, кому-нибудь покажется, что без закона, с одной благодатью, трудно будет это служение, эта постоянная борьба со грехом? Но это только так кажется. На самом деле благодать становится для нас не менее сильным властителем, чем прежде был закон. Можно сказать, что как закон прежде отдавал нас в рабство греху, так теперь мы стали послушными рабами праведности. И это новое служение праведности оплачивается гораздо лучше, тем ваше прежнее служение греху: от нового господина мы получаем святость и вечную жизнь, тогда как прежний наш владыка платил нам за наши услуги смертью.

Рим.6:13. и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

Из некоторых предшествующих выражений Апостола можно было заключать, что он не признает уже существования греха в верующих. Но на самом деле он далек от такого крайнего оптимизма. Апостол говорит только, что грех не может более иметь царственного положения в жизни христианина, но из этого же видно, что вообще его существования в христианах Апостол не отрицает. Какая причина того, что грех утратил прежнее свое положение? Он потерял свое могучее орудие и своего могучего союзника – тело: оно стало во Христе орудием Божием.

«Да не царствует грех». Хотя грамматически это увещание обращено к греху, как бы к лицу, но по смыслу речи – к самому верующему, так как это его дело – положить конец господству греха. Это увещание похоже на то, что Апостол говорит в посл. к Колосс.: «вы умерли… итак, умертвите земные члены ваши» (Кол.3:3, 5). Так как мы умерли греху во Христе, то можем умерщвлять грех в своей обыденной жизни. – «В смертном вашем теле». Тело есть как бы область, в которой утверждается грех. Воля, порабощенная грехом, сдает ему тело, как свою крепость, в его полное распоряжение. Тело называет Апостол смертным для того, чтобы внушить верующим, как нехорошо делают они, если, будучи призваны к участию в бессмертной жизни Христа, позволяют себе поработить похотям тело, которое должно вскоре умереть. – «В похотях его», т. е. тела. Похоти тела – это стремления и пожелания тела, которые действуют на душу и через это возбуждают в ней уже страстные и беспорядочные движения греха. Самое слово похоть (по греч. επιθυμία – от επι на, против и θυμός сердце, чувство, страсть) означает силу, с какою душа, под властью чувственного желания, устремляется на предметы, которые могут удовлетворить возбужденным в ней желаниям.

«И не предавайте членов ваших». Сказавши вообще о теле, Апостол в особенности говорит о его членах. Эти члены суть орудия удовлетворения похотей тела – это разные органы тела (греч. слово όπλα – орудия, большею частью означает военные орудия или оружие, но здесь, кажется, оно имеет значение просто орудия, посредством которого достигается известная цель. – Неправда здесь имеет значение безнравственности вообще.

«Но представьте себя Богу». Сказавши об освящении тела с отрицательной точки зрения, Апостол теперь говорит о том же с положительной. «Представьте» – по греч. поставлен аорист (παραστήσετε), указывающий на то, что христиане должны это действие совершить в один раз (без замедления) в 13 ст. в 1-й пол. поставлен тот же глагол παρίστιμι, но в настоящ. времени – не предавайте, что указывало на продолжающееся действие). Представить Богу христиане должны не одно тело, но и всю свою личность (себя), вместе с телом и его органами. – «Как оживших из мертвых», т. е. как в действительности, действительно живущих истинною жизнью в вере, тогда как ранее, можно сказать, они были мертвы, пребывая во грехах (ср. Еф IÏ1), т. е. отдалены от Бога. – «В орудия праведности». Под праведностью здесь, в противоположность неправды, нужно разуметь вообще нравственную добропорядочность, исполнение всех человеческих обязанностей.

Рим.6:14. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Повторивши, что грех теперь не должен уже обладать людьми, искупленными Христом, Апостол, для уверения своих читателей в этом указывает на то, что они теперь уже находятся не под законом, а под благодатию. Это состояние благодатное или примирение с Богом и общение с Ним сообщает душе такую победную мощь, какая совершенно отсутствовала в тех, кто находился под водительством закона. У подзаконного человека в душе постоянно было только тягостное чувство своей ответственности пред Богом, страх осуждения и рабская покорность вместо детской преданности, какую питает в отношении к Богу христианин.

Рим.6:15. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

Апостол видит противника, который высказывает сомнение в том, чтобы благодать сама по себе, без закона, могла предохранить христиан от грехов. – «Станем ли грешить» – αμαρτήσωμεν. Это – аорист, обозначающий однократный, отдельный акт греха. Поэтому здесь, очевидно, речь идет о том, достаточно ли сильна благодать, чтобы победить грехи в каждом отдельном случае. Она может казаться очень снисходительною к отдельным человеческим грехопадениям, тогда как закон строго карал за каждый случай нарушения воли Божией. Апостол дает отрицательный ответ на поставленный им вопрос.

Рим.6:16. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

Обыкновенно бывает, что несколько раз совершенный нами грех уже дает нашей воле известное направление, от которого она не в состоянии уклониться. То же замечается и в отношении к хорошим поступкам. Так появляются у человека или худые, или добрые привычки. Этот психологический закон выражен в словах Христа: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34), Апостол также имеет в виду этот закон, говоря здесь о рабстве или греху, или праведности: человек непременно должен иметь владыку – без этого он существовать не может… Этим владыкою должен быть или грех, или праведность. Если читатели послания пошли путем добродетели, то, значит, они несомненно придут к полному подчинению праведности или благодати. Последняя станет для них таким же господином, каким был закон для еврея. – «Кому вы отдаете себя». Это указывает на первые шаги, какие делают люди в том или другом направлении. В этот момент человек еще обнаруживает известную степень нравственной свободы в отношении к тому началу, которое хочет овладеть его существом, его волей – он сам отдает себя. Но вместе с тем, как он начинает проявлять известную податливость пред чуждым пока еще ему началом, он более и более теряет свободу и становится на положении раба у этого человека. – «К смерти». Здесь, конечно, разумеется нравственная смерть, отлучение от Бога, потому что ей противополагается не вечная жизнь, а праведность. Физически же рабы праведности так же умирают, как и рабы греха. – «Послушания», т. е. веры во Христа и в Евангелие. И в следующем стихе глагол быть послушным означает собственно акт вере. – «К праведности», т. е. к добродетельной жизни, основанной на вере. Эта добродетельная жизнь является противоположностью смерти, к которой ведет грех.

Рим.6:17. Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Рим.6:18. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

Между двумя господами – грехом и верою (послушание) римские христиане уже сделали выбор, какой должен сделать и всякий человек: они стали на сторону веры. – «Стали послушны» – по греч. поставлен аорист (υπηκούσατε), указывающий на решающий акт, когда они обратились ко Христу (лучше перевести: послушались, вняли). – «Образу учения» (т. τύπω διδαχής). В этом выражении, несомненно, содержится указание на существование особой, ясно формулированной проповеди о Христе. Апостол, вероятно, говорит о своем Евангелии (Рим.2:16, 14:24), которое первые проповедники христианства принесли с собою в Рим. Павел по собственному опыту знал, что только в чистой духовности его Евангелия можно найти истинную опору для христианской святости и что предоставление закону права на участие в освящении христианина помешало бы действию Св. Духа. Поэтому он и радуется, что римляне восприняли Евангелие именно в том виде, в каком его предлагал он.

Рим.6:19. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

Здесь Апостол дает объяснение употребленному им выше выражению: рабы праведности. Его могли спросить: разве упражнение в добродетели есть рабство? Сам же Апостол раньше учил, что христиане призваны к свободе (Гал 5:13). Апостол на предполагаемый вопрос отвечает так: «говоря так, я применяюсь к понятиям читателей, к их состоянию немощному». Апостол, очевидно, понимает, что христиане римские были не всегда на высоте призвания. Нет-нет, да и у них пробуждались страсти, как будто бы совсем уже подавленные. Не все, конечно, могли умело и без вреда для себя пользоваться христианскою свободою. Поэтому для большинства необходимо было утвердиться в мысли, что над ними есть господин, который будет строго с них взыскивать за всякое нарушение христианской чистоты. Поэтому-то Апостол и внушает им, что они должны считать себя рабами праведности, не позволять себе никаких вольностей по отношению к закону евангельскому. Иначе все их труды могут пропасть даром! (ср. выражение Ап. Иуды: «а других страхом спасайте» (Иуд.1:23)). – Нечистота – это грех, как личное падение, личное развращение (1 Сол. 4:7), беззаконие – презрение к закону Моисееву или закону совести.

Рим.6:20. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

Рим.6:21. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.

Свой призыв к служению праведности Апостол теперь обосновывает указанием на то, что прежнее служение римлян греху влекло их к посрамлению и смерти. – «Свободны от праведности» – это первое следствие служения греху. Апостол, очевидно, выражается здесь иронически: «вы, действительно, были людьми, свободными от всяких понятий чести и добродетели! Они казались вам стеснительными…» – «Какой... плод. Это второе следствие служения греху, соединенного с отсутствием праведности. Тут именно Апостол указывает на непосредственный, естественный результат прежней деятельности римлян, так сказать, на продукт их собственной моральной жизни. – «Конец». Здесь Апостол употребляет выражение, которое указывает собственно на то, что делает Бог в отношении к человеку. Конец человеческой деятельности или увенчание ее зависит от Бога. За прежние дела римлян Бог наказал бы их смертью, т. е. вечным отлучением от Себя.

Рим.6:22. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.

Теперь обстоятельства совершенно изменились – римляне идут к святости и вечной жизни. – «Плод ваш есть святость» – точнее перевести нужно так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости» (или приведены в состояние святости). Это – результат их упорной, происходящей в зависимости от Бога, деятельности. Каждая исполненная христианином обязанность есть новый шаг по тому пути, в конце которого сияет возвышенный идеал совершенной святости (αγιασμός), а там – за гробом – «жизнь вечная», т. е. вечная слава и совершенная деятельность.

Рим.6:23. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Апостол повторяет кратко мысли, изложенные в 21 и 28 ст. – «Возмездие» – по греч. οψώνιον означает первоначально уплату продуктами земледелия, а потом денежное жалованье, какое полководцы выдавали своим воинам. Поэтому следующее выражение греч. текста – αμαρτίας нужно перевести просто родительным падежом – греха (а не «за грех», как в русск., переводе). Грех здесь олицетворяется, как властелин, который платит своим подданикам смертью, т. е. дает им почувствовать все болезненные последствия их проступков (Гал 6:7, 8; 2 Кор 5:10). – «Дар Божий». От Бога мы получаем не плату, не награду, а дар, нами не заслуженный (χάρισμα). «Ад, – говорит Ноdgе, – всегда заслужен, небо – никогда!».

6:1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
Итак, что же выходит- продолжать грешить и дальше, чтобы благодать Бога на нас проявлялась в бОльшем масштабе? (ибо чем больше грешим, по рассуждению некоторых, тем больше и покрыто будет наших грехов –Римл.3:5-8. И тем больше, стало быть, прославится Бог добротою Своею по отношению к грешникам).

6:2
Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Ибо христианин (ЕСЛИ –христианин) - в отношении греха должен быть мёртвым (не согрешать больше), а в отношении праведности - живым (стараться во всём поступать правильно, по слову Бога)

6:3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Христианин должен понимать, что если он покаялся для принятия Христа и крестился как последователь Христа, то не только в жизни он должен в точности следовать ему (идти по следам Христа,1Петр 2:21), но и в отношении смерти своей - он тоже должен быть последователем Христа. Как умер Христос -так и его последователи должны уйти из мира греховного: Христос умер "при исполнении" воли Бога: не за грехи его казнили, а за исполнение воли Божьей, хотя и "выставили" его пред всеми злодеем/грешником (Лк.22:37).
К такой же участи должен быть готов и христианин: не за собственные грехи страдать до смерти, а за исполнении воли Божьей (за праведность, 1Петр 4:15,16)

А кто думает, что христианину можно грешить и дальше на основании того, что Христос умер за их грехи, значит, дескать, можно спокойно продолжать грешить, прикрываясь искуплением Христовым -тот не прав: христианин должен умереть для греха, иначе он не последователь Христа.

Хотя не все Апостолы и не все те, к кому обращался Павел, погибли не своей смертью за отстаивание слова Бога и праведности - подобно Христу, но само по себе крещение в смерть Христову предполагает желание и твёрдую решимость крестящегося предпочесть смерть - пути греха или отступления от Бога, как это сделал Христос.

6:4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
Итого, мы, став христианами, должны понимать, что Христос умер ВМЕСТО нас и унёс грехи ВСЕХ нас на себе - в могилу, значит, по идее, оставил нас как бы без грехов.

То есть, на кресте, собственно, должны «висеть мы» со всеми своими грехами (образно висим мы), и как «висящие на кресте смертном» – мы в принципе лишены возможности грешить.
А если мы грешим – значит, «не висим» на кресте Христовом, а разгуливаем очень даже живыми для греха.

Что надо сделать христианину для достижения подобия воскресения Христова? Сначала повторить первый отрезок жизненного пути Христова и утащить собственные грехи в образную могилу. И только тогда будет возможно повторить и другой его отрезок пути к Отцу – воскресение в новой славе, к новой жизни.
По христианам должно быть заметно, что как грешников – их больше нет на этой земле. Как грешники - они умерли на кресте со Христом (погреблись с ним крещением в смерть ).

6:5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения
Если мы в точности последуем за Христом в том, чтобы умереть за ТО же, ЗА ЧТО умер он, то тогда можно надеяться и на то, что воскреснем мы так же, как воскрес Христос (то есть для жизни на небесах.) Ну и понятно, что если жизненный путь христианина будет сильно отличаться от жизненного пути Христа, то и на подобие воскресения со Христом – рассчитывать не приходится.

6:6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
Откуда мы можем знать о нашем подобии воскресения Христова в случае подражания ему во всём при жизни?
Из логики: если прежний греховный Петя, к примеру, образно мысленно сам в себе по своим внутренним убеждениям распялся на кресте Христовом (то есть, личность грешника Пети – распята, мертва, а новая личность Пети приняла решение стать праведником и умереть за путь Христов) ради того, чтобы своё греховное тело «похоронить» и не быть больше рабом греха – то понятно, что став РАБОМ ПРАВЕДНОСТИ и поступая по Христу ещё при своей жизни , Петя сможет и воскреснуть так же, как воскрес РАБ ПРАВЕДНОСТИ Христос.

6:7 ибо умерший освободился от греха.
умерший, если он на самом деле умер - и вести себя должен соответственно умершему: он лишён ВОЗМОЖНОСТИ грешить. А если продолжает грешить – то какой же он умерший для греха? И какой же он – распятый, если пригвождённые к столбу - грешить не могут? Мёртвые ничего не могут –Екклес. 9:5,6,10 .

Если же он жив для греха, то тогда - он мёртв для Господа.
Здесь остановимся на выражении «умерший освободился  1344 от греха ».
Умерший, с одной стороны, не имеет возможности грешить и в этом смысле свободен от греха. С другой стороны - умерший понёс заслуженное наказание за свои грехи века сего (Римл.6:23). Поэтому в мёртвом виде потомок Адама ни в чём невиновен пред Богом (не только не имеет возможности грешить, но и сполна расплатился с Богом за то, что грешил в жизни, дарованной ему в этом веке). В итоге ни он Богу ничего не должен, ни Бог ему.
Слово 1344 имеет значения оправдывать, считать праведным, объявлять праведным, провозглашать праведным, признавать праведным, признавать законным, признавать справедливым .
То есть, Бог не имеет больше претензий к умершему за свои грехи.

Постепенно умерший становится прахом, и все умершие Земли оставались бы в таком состоянии праха навсегда - если бы не искупление Христово. Иисус заплатил Богу выкуп за то, чтобы мёртвые могли иметь юридическое основание для выхода из могил и достижения жизни вечной в Божьем мире (в веке грядущем, Марк 10:30).
Важно понимать : Бог не обязан воскрешать умерших потомков Адама века сего (давать умершим шанс "покинуть могилы" , и выпустить снова на Свою землю) - только потому, что они понесли заслуженное наказание за свои грехи. Так же, как, например, вора или убийцу не обязаны принимать на прежнюю работу только потому, что он отсидел в тюрьме за своё преступление.
Эта возможность дана человечеству только по милости Бога - в ДАР благодати (Римл.6:23) - благодаря жертве Христа: Иисус Христос пожертвовал собою ради того, чтобы дать шанс потомкам Адама, обрекшего их на смерть в этом веке - начать новую
праведную жизнь -в веке грядущем. И то, такая "амнистия" предусмотрена Богом лишь для нечаянных "убийц" - для тех совестливых и богобоязненных потомков Адама, кто невольно сделался заложником греховного тела и не имел возможности жить иначе (знаний правильных не было, условий, в благодатное время просвещения не вписался и т.д.)

А потому на вопрос "Все ли выйдут из могил, если смертью расплатились за свои грехи?" -ответ таков:
как предрёк Даниил, МНОГИЕ воскреснут, но не все –Дан.12:2. Павел сообщил, что Бог оправдает жертвой Христа только верующих во Христа или в потенциале способных его принять (Римл.3:26;4:5)
Воскреснут те, кого Бог пожелает видеть в новом мире и к кому пожелает применить цену выкупа от смерти. Для этого Он ведёт книгу жизни, в которую заносит имена богобоязненных людей (Малах.3:16,17)

Например, к таким, как Амалик - не будет применена цена выкупа Христова: Бог вычеркнул его из книги жизни за своё преступление -ещё в этом веке (Исх.17:14;Второз. 25:16-19). Поэтому он останется в состоянии умершего навсегда (даже в мире применяют для особых преступников пожизненные меры наказания) . Жители Содома и Гоморры, например, тоже не воскреснут: они подвержены казни огня вечного (Иуда 7), что с точки зрения Писания означает геенна огненная и серная или смерть вторая (навеки, Откр.20:14,15). Козлы, уничтоженные в Армагеддоне - тоже не воскреснут, но подвергнутся казни огня вечного, уготованного дьяволу и ангелам его (Мтф.25:41)

Вернёмся к контексту, итого: если христианин принимает решение следовать к Богу путём Христовым, то он и поступать соответственно должен. Грех не должен управлять христианином и вынуждать его согрешать. Христианин – должен стать мёртвым для самой ВОЗМОЖНОСТИ грешить, как не имеют возможности грешить – настоящие покойники.

6:8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним
Итак, христианин, «пригвождённый ко кресту» с Христом - больше не грешит. Если нам удалось умереть для греховного образа жизни - то мы можем быть уверены в том, что и жить сможем с Христом. Ибо кто умер, как он, тот и воскреснет, как он.

6:9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
Мы знаем также и о том, что воскресший Христос – больше никогда не умрёт, над праведниками Божьими, воскресшими подобно Христу для жизни на небесах - смерть вторая власти не имеет: все участники первого воскресения больше никогда не умрут (Откр.20:6)

6:10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
И то, что он один раз умер - так он умер для греха (для того, чтобы умертвить, обезвредить грех, утащить его в могилу). А то, что теперь живёт – то живёт для Бога (оживший Иисус живёт для исполнения воли Бога)

6:11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Также и христиане должны себя чувствовать благодаря Христу: в духовном пока что смысле - умершими для греха, но живущими для исполнения воли Бога.

6:12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
А потому нельзя позволять греху хозяйничать в смертных телах христиан (в умерших для греха христианах), побуждая их согрешать: не дождётся он от них радости такой! Христиане должны быть свободны от господства греха над ними.

6:13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
Не должны христиане использовать себя (пользоваться членами своих тел) для того, чтобы согрешать. Правильно будет предоставить себя (свои тела) – на служение Богу для становления праведниками, как и подобает христианам, умершим для греховной жизни, но ожившим для исполнения воли Бога.

6:14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Здесь - о власти греха над христианами-иудеями, состоящими до этого под Моисеевым законом, ибо те, кто не знал описания греха - даже и не знали о том, что грех над ними власть имеет. А кто знал перечень запретов закона, тот и знал, в чём согрешает: грех вынуждал иудеев очищаться через жертвоприношения (не пришёл ещё в те времена искупитель), ибо никто не мог его исполнить в точности, раз уж они умирали (согласно Моисеева закона исполняющий закон - должен был бы жить, а если умирали все его участники – значит, не могли исполнить его в точности) .

Для того, чтобы искупить христиан из иудеев, состоящих с Богом в Ветхом Завете, и освободить их от наказания за неисполнение закона в будущем, в условиях действия Нового Завета - Иисус должен был взять на себя ВСЕ проклятия Моисеева закона и исполнить их разово, закрыв страничку действия Моисеева Закона - собою. Что он и сделал.

Однако проклятие смертью распространялось не только на подзаконных, но и на тех, кто НЕ ИСПОЛНЯЕТ закон Бога в принципе, то есть, и на остальных грешников - на всех остальных христиан –Рим.5:14. Потому Христос и умер за ВСЕХ, чтобы ВСЕМ христианам независимо от существования Моисеева Закона – стать участниками в благодати Божьей чрез Христа.

Каждый христианин освобождён от обязанности Моисеева закона очищать себя до праведности жертвоприношениями в Иерусалимском храме, будучи разово очищен Христом.

6:15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
многие могут подумать: так что ж получается, если проклятья закона Моисеева - на нас больше не распространяются и Бог прощает нам все грехи –то почему бы нам и не позволять себе хотя бы иногда грешить? Так вот (предупреждает Павел), такой ход мыслей - неправильный. О том, что можно христианину грешить – забудьте навсегда. Почему – читаем ниже.

6:16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?
Итак, почему же христианам, освобождённым от проклятия Моисеева закона - тем не менее всё равно не должен согрешать? Потому что человек может повиноваться только ОДНОМУ хозяину: либо праведности, либо греху. Если мы отдадим себя во власть греха и, согрешая, станем повиноваться «его величеству господину греху» – мы будем рабами греха. А это значит – мы не станем рабами Божьими, ибо Бог – Господин праведности.

6:17,18 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности
Но благодаря Богу христиане, будучи в прошлом рабами греха (грешниками), по доброй воле сердца своего сделали иной выбор, приняв то учение, послушание которому сделает их праведниками. Освободившись от греха (приняв решение не грешить больше, а становиться праведниками)– христиане заявили всем, что стали рабами праведности.

6:19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
Чтобы было понятно, Павел разъяснял человеческими понятиями суть христианства: «вам придётся изменить свой образ жизни. Если раньше вы жили расслабленно и спокойно согрешали в делах своих и поведении своём, то теперь об этом придётся забыть и направить жизнь свою на совершение дел святых .

6:20,21 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.
христиане Рима должны были бы понять, что в то время, когда они были рабами греха – они не были рабами праведности. И какой результат их жизни от тех времён греха и нечистоты? Такие дела, что им и самим стыдно о них вспоминать. Конечный итог такого образа жизни – смерть.

6:22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.
но теперь, когда они решили перестать грешить (освободились от власти греха, не дающему принять такое решение) и стать рабами праведности - ПЛОДОМ этого образа жизни может быть только святость, а результатом становления святыми – будет жизнь вечная для всех святых ( из грешника невозможно мгновенно превратиться в святого: всю жизнь христианин должен бороться за достижение святости, противостоя соблазну согрешать, Евр.12:4;1Кор.9:26,27. Первыми святыми будут признаны соправители Христа, Откр.20:6. Второй - остальные жители Миллениума, достигшие святости за тысячу лет: поэтому и их впустят в вечность Бога, откр.21:3,4. В замысел Бога не входит давать жизнь вечную не святым людям)

6:23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Как помним из из 6:7 : смерть – это всего лишь естественное следствие наших грехов (справедливое возмездие или наказание за грехи). Родились грешниками – пожили грешниками и ушли в прах небытия - согласно предупреждения Бога – Быт. 3:19 . И никто никому ничего не должен.

И не было бы у верующих возможности воскреснуть и жить вечно, а у неверующих - воскреснуть, получить шанс принять Бога и жить вечно (освободиться из вечного заточения в могиле ) , если бы Бог по милости Своей и любви не сжалился бы над потомками Адама и не решил ПОДАРИТЬ им ВОЗМОЖНОСТЬ однажды выйти из этого подземного заточения и ещё раз появиться на свет Божий - благодаря Иисусу Христу через воскресение мёртвых (будет воскресение праведных и неправедных, Деян.24:15 )
Искупление Христа помогает людям освободиться от власти смерти первой, обязательной для всех потомков Адама (Евр.9:27) - и выйти из могил по гласу Иисуса (Ин.5:25)
А потому не помешает ЦЕНИТЬ эту никем не заслуженную доброту Бога - надежду на воскресение и жизнь вечную - благодаря искуплению Христову.

Похожие статьи

  • Диагностика креативности

    Креативность можно определить как способность личности создавать что-то нестандартное, новое, ее умение генерировать идеи. Это умение неординарно мыслить и применять это в жизни. Креативные тесты относятся к диагностике способностей, ведь...

  • Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А

    Теоретические основы Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением...

  • Холостяк Максим и Маша — как сложилась судьба героев после проекта?

    На самый романтичный телепроект страны мечтает попасть каждая незамужняя девушка. Здесь и свидания с идеальным мужчиной, сериальные козни, съемки в сказочных, а порой экзотических местах и моментальная слава. Если наладить личную жизнь не...

  • Загадочная смерть Андрея Панина

    Андрей Владимирович Панин. Родился 28 мая 1962 года в Новосибирске - умер 6 марта 2013 года в Москве. Российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России...

  • До сих пор неизвестны причины гибели ромы из лсп

    Популярный исполнитель дал откровенное интервью о друге, чья жизнь трагически оборвалась в прошлом году. Олег Савченко из «ЛСП» стал новым гостем шоу «вДудь». В рамках выпуска Олег много говорил о карьере, планах на будущее и, конечно же,...

  • Александр Николаевич Шелепин: биография Шелепин александр николаевич биография

    18 августа 1918 - 24 октября 1994 видный советский комсомольский, партийный и государственный деятель Член ВКП(б) - КПСС с 1940 года. Член ЦК КПСС (1952-76 гг.), член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС (1964-75 гг.). Депутат Верховного Совета...