Современное состояние окружающей среды кратко. Доклад: Современное состояние окружающей среды России

С каждым годом увеличивается объем веществ, загрязняющих окружающую среду. Крайне необходимо знать об их видах, влияниях, последствиях и мерах защиты.

Вещества, которые влияют на качество среды, называются загрязнителями. К загрязнителям относятся не свойственные природной среде чуждые вещества. Это тепловая энергия, шум, радиация, химические вещества, отходы производства и т. д. Все это результат жизнедеятельности человека.

Загрязняющие вещества по агрегатным свойствам делятся на газообразные (углекислый газ, сернистый и т. д.), жидкие (метанол, этанол, бензол, сточные воды и т. д.) и твердые (шлаки, зола, хлористый калий, мусор и т. д.).

По уровню вредности ядовитые вещества делятся на четыре класса:

I класс - особо опасные: ртуть и ее соединения, гексахлоран, бензопирен, диоксины, соединения серебра и хрома. Эти вещества вызывают в организме человека раковые опухоли, заболевания нервной системы и могут привести к смертельному исходу;

II класс - опасность высокая: сероводород, бензол, оксиды азота, оксиды хлора, соединения меди и никеля. Эти ядовитые вещества вызывают раковые опухоли, отравления, экземы, заболевания нервной системы;

III класс - средняя опасность: уксусная кислота, этанол, фенол, диоксид свинца, альдегиды. Вызывают болезни некоторых органов;

IV класс - незначительная опасность: аммиак, углекислый газ, хлорид цинка, алюминий, марганец и т. д. Они опасны, когда накапливаются в организме.

По влиянию на окружающую среду загрязняющие вещества можно разделить на:

1. Механическое - различные загрязняющие вещества занимают в биоценозе значительное место и вытесняют среду обитания организмов.

2. Химическое - участвуют в биологических процессах организма, внедряясь в клетки, приостанавливают их функции.

3.Физическое - источники энергетического загрязнения. К ним относятся тепловые, световые, звуковые, электромагнитные, радиационные загрязнители. Участвуя в биохимических реакциях организма, вызывают анемию, генетически предрасположенные болезни.

4. Биологическое - делится на два типа: а) биотическое загрязнение - сорняки, отдельные животные и насекомые наносят огромный урон хозяйственной деятельности человека (нашествие саранчи, крыс, тараканов и т. д.); б) микробиологическое загрязнение - широкое распространение болезнетворных микроорганизмов, чумы, холеры, оспы, СПИДа и т. д.

Особую опасность для всего человечества представляют наркомания и СПИД, называемый "чумой XX века".

Теперь рассмотрим влияние загрязняющих веществ в области биосферы.

Загрязнители атмосферы делятся на природные и антропогенные. Природное загрязнение происходит независимо от человека. Так, например, в атмосферу могут попадать газы, жидкие и твердые вещества, а также такие очаги энергетического загрязнения, как звук, шум, тепловой луч и радиация.

В основном очаг загрязнения атмосферы - это результат деятельности человека, в первую очередь автотранспорт и энергетика, особенно угольное топливо. Далее идут строительство и химическая промышленность.

Загрязнение атмосферы бывает двух типов:

газовое - попадание в атмосферу газообразных веществ: углекислого газа, оксида серы, оксида азота, сероводорода, аммиака, метана, фреона и т. д. Эти газы вызывают кислотные дожди, тепловой эффект, образование озоновых дыр и другие глобальные явления природы;

пылевое - возникает вследствие попадания в атмосферу мелкодисперсных жидкостей и твердых веществ, превращающихся в воздухе во вредные аэрозольные соединения.

Также при извержении вулкана, сильном ветре из оксида серы, воды и кислорода образуется серная кислота. То, что кислоты опасны для живых организмов, вы знаете из курса химии.

Запыление постепенно приводит к образованию ядовитых смогов. Есть несколько видов смогов: просто смог, ледяной смог, влажный смог, фотохимический смог. О названных смогах вы знаете из материалов 9-10 классов.

Загрязнители гидросферы.

XX век - это эпоха освоения промышленности, техники, космоса, что привело к загрязнению гидросферы, дефициту пресной воды. О вреде загрязненной воды имеется очень много информации, однако мы часто не обращаем внимания на опасные проблемы, возникающие из-за загрязнения воды. На земном шаре вода стала настолько грязная, что некоторые реки и озера превратились в "мертвую воду", например По, Сена в Европе, Мичиган, Эра и т. д. И таких водных просторов на материке становится все больше и больше. В подобных реках и озерах нет рыбы.

Большая проблема морей и Мирового океана - загрязнение воды нефтепродуктами. Например, попадание в воду 1 т нефти покрывает поверхность тонкой пленкой до 12 км2. Определено, что в воде разливается примерно 1% всей перевозимой нефти. Можно представить, сколько же погибнет планктона, водорослей, птиц, рыбы, если учесть, что вмещаемость некоторых танкеров составляет 200-250 млн. т нефти.

Причина загрязнения нефтепродуктами Каспийского моря - результат грубого нарушения технологических процессов.

Другим источником загрязнения гидросферы являются радиоактивные вещества. Угроза радиоактивного загрязнения появилась после ядерных взрывов в морях, аварий подводных лодок с атомными двигателями. Большую опасность представляет то, что в океан непрерывно сбрасываются отходы ядерной и военной техники. Все это уменьшает запасы пищи для обитающих в океане крупных млекопитающих (например, китов), рыбы, сокращает их численность.

Нельзя забывать, что моря и океаны являются кладовыми, решающими проблемы питания всего человечества в будущем!

Загрязнители литосферы.

Литосфера - колыбель жизни. Ее почвенный слой оценивается человеком как "черное золото". Это связано с тем, что земля кормит человека. Но, несмотря на это, человек, осваивая землю, загрязняет ее.

Существуют природный и антропогенный пути загрязнения почвы.

Источником природного загрязнения являются уже знакомые вам смерчи, бури, наводнения, лавины и т. д. Эти явления происходят независимо от человека. Наша задача - уничтожать их последствия.

Антропогенное загрязнение - сложный процесс загрязнения атмосферы и гидросферы. На первый план здесь выходят химические загрязнители: пестициды, гербициды. Использование химии порождает опасность уничтожения структуры почвы, фауны и флоры в устоявшемся биоценозе, исчезают его составляющие (живые организмы) и нарушается процесс обмена веществ. Такие земли считаются уже непригодными для хозяйственного использования.

Также большую опасность для почвенной флоры и фауны представляет "кислотный дождь". Например, исчезновение дождевых червей, обитающих в почве, связано именно с выпадением "кислотных дождей". Чем больше дождевых червей в почве, тем она считается плодороднее.

Загрязнение почвы в конце концов может усугубить продовольственную проблему и привести к голоду на земном шаре.

Таким образом, правильная эксплуатация почвы, ее восстановление являются основными задачами, стоящими перед человечеством.

Загрязняющие вещества.

1. Ежегодно ухудшается экологическое состояние окружающей среды.

2. Загрязняющие вещества разделяются по степени ядовитости.

3.Загрязнение окружающей среды оказывает вредное влияние на жизнедеятельность человека.

1. Какие вещества являются загрязняющими?

2. Что относится к естественным и искусственным источникам загрязнения?

1. В чем особенность биологического загрязнения?

2. По каким признакам делятся загрязняющие вещества?

1.Как классифицируются загрязняющие атмосферу вещества? Назовите источники загрязнения.

2. Каким путем происходит загрязнение гидросферы?

Каким путем проникают вредные вещества в организм человека? Покажите в виде схемы.

* Проверь знания!

Вопросы для повторения. Глава 8.

Современное состояние природных и агрообществ

1. Из каких составных частей состоят природные сообщества?

2. Составные части биоценоза.

3. Как называются природные сообщества с участием человека?

4. Какую площадь занимают испытательные полигоны в Казахстане?

5. Для чего используются гербициды?

6. Можно ли восстановить биоценоз?

7. Прямое и косвенное влияние человека на природу.

8. Что относится к чрезвычайным ситуациям в природе?

9. Назовите районы экологического бедствия.

10. Какое из природных стихийных явлений (землетрясение или вулканы) встречается в Казахстане?

11. Какое из природных стихийных явлений опасно для леса?

12. Назовите антропогенные бедствия.

13. Сколько пределов токсичности существует у загрязняющих веществ?

14. Как классифицируется загрязнение окружающей среды?

15. Назовите основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы.

16. Кто численно регулирует загрязнения в природе?

Экологическая безопасность России в определенной степени зависит не только от негативных последствий деятельности национального хозяйства, унаследованных от прошлого, но и от отрицательных последствий планетарной хозяйственной деятельности, главным образом в сопредельных странах, которые в пространственном и временном аспектах угрожают российским территориям. Но эти угрозы нельзя считать чисто внешними, так как они тесно связаны с внутренним экологическим поведением России.

Анализ экологической ситуации в нашей стране приводится в ежегодном многостраничном исследовании, которое называется "Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации".

Экологическая ситуация в России сейчас определяется такими негативными тенденциями, как превалирование природоемких отраслей народного хозяйства, несовершенством технологий, сырьевой ориентацией экспорта, остаточным принципом финансирования природоохранных мероприятий и программ экологического профиля. В последнее время проблемы экологического профиля обострились из-за повышения вероятности аварий и катастроф техногенного характера, нарушения норм охраны окружающей среды, растущей социальной напряженности, снижения производственной и других форм дисциплины, ослабления контроля, продолжающегося износа производственных фондов.

Для настоящего времени характерно потребительское отношение к природе молодого агрессивного поколения

предпринимателей в ходе первоначального накопления капитала. Это усугубляется отсутствием средств на решение экологических проблем ввиду бюджетного кризиса и сложного финансового положения индустриальной инфраструктуры.

В экологическом плане последствия распада СССР оказались также неутешительными. Общее сокращение производства не привело к уменьшению антропогенного давления на окружающую среду. Наоборот, нарастает заброшенность, "замусоривание" территорий. Некоторое снижение уровня выбросов и сбросов от промышленных предприятий в связи со снижением производства компенсируется увеличением количества "залповых" выбросов в результате аварий, усиления транспортного типа загрязнения. В современной России экологические катастрофы становятся неизбежными вследствие изношенности основных производственных фондов. Например, износ нефтегазопродуктопроводов составляет 50%; около 35% автодорог оцениваются как аварийные, всего же в ремонте нуждается 65% автодорог.

Охрана окружающей природной среды является наукоемким видом деятельности, что никак не согласуется с происходящим сейчас в России разрушением научного и технологического потенциалов, очень низким уровнем финансирования науки. Это приводит не только к потере собственных экологических разработок, по и к непониманию глобальных угроз экологического свойства.

Антиэкологический характер носит социально-экологическая политика стран СНГ и Балтии. Страны этой группы не могут в должной мере заботиться о чистоте среды обитания человека. Негативную роль в развитии экологической ситуации в России играют страны Восточной Европы (бывшие социалистические). Они являются инициаторами транспортировки с Запада на Восток токсичных отходов, передислокации экологически опасных производств и т.д., в результате чего Россия может превратиться в "экологическую колонию" развитых в хозяйственном отношении стран. Южные границы России соприкасаются с целой группой государств с высокими темпами демографического роста, а следовательно, увеличением антропогенного давления на окружающую среду. В частности, прирост населения в Японии к концу XX в. составил 148%, в Китае - почти 210%, в Иране - 345%,

в границах Ирака - 350%. В России же в последние годы наблюдается снижение уровня рождаемости, увеличение смертности.

Очень серьезную экологическую угрозу для России представляет приграничный военный потенциал. Эта опасность исходит от стран, обладающих химическим и биологическим оружием, - США, Японии, Китая, стран ЕС.

Министр природных ресурсов и экологии Ю.Трутнев выступил перед депутатами Государственной думы в рамках Правительственного часа с программной речью о состоянии дел в области охраны окружающей среды и мерах по изменению экологической ситуации, сложившейся в стране за последние 8 лет.

Отдельные положения этого выступления заслуживают особого внимания, поскольку затрагивают чрезвычайно важную тему для каждого жителя нашей страны и достаточно редко звучат в выступлениях политиков высокого ранга. Кроме того, сотрудники российско-европейского центра, были приятно удивлены явной ориентацией доклада на адаптацию опыта ЕС в области технологического нормирования без привычных в наше время кивков в сторону «общемирового опыта».

40 млн. россиян проживают в неблагополучной среде, при этом 1 миллион из них живет в условиях, представляющих опасный уровень загрязнения, а 100% населения Москвы и Санкт-Петербурга «выживают» в условиях высоких и очень высоких уровней загрязнения воздуха.

Всего от стационарных источников и от автотранспорта в воздух выбрасывается 36 млн. тонн загрязняющих веществ, из которых 58% приходится на долю промышленности, а 48% -автотранспорта.

Несмотря на общее снижение водопотребления в стране и объема сброса загрязняющих веществ, в водоемы России продолжает сбрасываться огромное количество неочищенных стоков, больше половины которых (52%) приходится на долю сектора ЖКХ. Помимо муниципального сектора к группе «ведущих» загрязнителей относятся предприятия агропромышленного комплекса (8%), химии и нефтехимии (7%) и лесоперерабатывающие предприятия (7%).

Системного улучшения в политике управления отходами не произошло, а огромные массивы твердых бытовых отходов на необорудованных полигонах вблизи населенных пунктов и промышленные отходы высоких классов опасности стали представлять прямую угрозу здоровью населения. Главным поставщиком отходов являются предприятия угольной промышленности (55%), черной и цветной металлургии (16% и 17% соответственно).

Энергоэффективность и ресурсоемкость:

Российская экономика отстает от среднего для Европы уровня энергоэффективности более чем в 5 раз; объемы выбросов углекислого газа выше среднеевропейских в четыре раза, а водопотребление? в 50 раз.

Удельные показатели выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, образования отходов на единицу продукции российских предприятий в несколько раз выше аналогичных зарубежных показателей.

Накопленный ущерб:

Министерство природных ресурсов и экологии РФ проанализировало ситуацию в этой сфере и выявило 194 «горячих» экологических точки, выделенных, в первую очередь, по степени влияния отходов на здоровье человека. В этих точках проживает более 10 млн. человек.

Для исправления сложившейся ситуации министерство планирует реализовать достаточно радикальные меры и, прежде всего, изменить существующее природоохранное законодательство. Основное внимание будет уделено развитию системы государственного природоохранного регулирования, внедрению современных методов управления и механизмов экономического стимулирования предприятий для перехода на передовые природоохранные технологии.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает ликвидировать институт временных лимитов и приступить к поэтапному повышению платы за сброс стоков без должной очистки.

Следующим шагом реформы планируется осуществить переход на нормирование негативного воздействия на окружающую среду на базе наилучших существующих технологий (НСТ), для чего предстоит адаптировать на российском рынке европейские модели НСТ для более 6 тысяч видов промышленной продукции.

Министр выразил обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся с институтом государственной экологической экспертизы после внесения поправок в Градостроительный Кодекс и высказал пожелание, чтобы сегмент экологической экспертизы вернул себе самостоятельный статус и учитывался бы при принятии окончательных решений.

Этот документ, наряду со «Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», впервые за последнее десятилетие устанавливает целевые показатели российской социальной, экономической и экологической политики.

Согласно положениям этих документов МПР РФ должно обеспечить:

  • * снижение объемов загрязнения воздуха, водоемов и образования отходов на 20% к 2012 году
  • * снижение уровня энергоемкости предприятий на 40% к 2020 году
  • * увеличение площади под ООПТ на 11 млн. га
  • * сокращение численности городского населения, проживающего в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Отрадно сознавать, что приведенные цифры, в целом, сопоставимы по масштабу и направленности с озвученными немногим ранее амбициозными планами Европейского Союза по улучшению экологической ситуации за счет достижения к 2020 году 20-процентного повышения доли возобновляемых источников энергии, 20-процентного снижения выбросов парниковых газов и 20-процентного повышения энергоэффективности производства. Появляется надежда, что политика сближения экологических стандартов России и ЕС начинает давать первые реальные результаты.

Сложившаяся к настоящему времени на планете экологическая обстановка вызывает серьезную озабоченность во всем мире. Интенсивная урбанизация, рост промышленного производства, энергетики, автотранспорта, химизации, добыча полезных ископаемых, вырубка лесов изменили сложившиеся веками процессы в природе. Поэтому перед человечеством встала задача по осуществлению срочных мер, направленных на предотвращение экологического кризиса и по охране природы.

Однако охрана окружающей среды принадлежит к числу проблем, затрагивающих интересы всего человечества. В 1980 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов выработал стратегию охраны природы. Ее цель - сохранение природных ресурсов. Трудность решения этой задачи в том, что степень загрязнения среды крупных городов часто превышает возможности самоочищения природных систем. В первую очередь это относится к атмосферному воздуху. Гигиеническим критерием качества воздуха является изменение его состава, наличие в нем вредных веществ в недопустимых концентрациях. Так, увеличение в воздухе количества СО 2 с 0,03 до 0,1% затрудняет дыхание людей, а содержание в воздухе 0,4 % СО 2 будет губительно для человека. Кроме того, СО 2 в атмосфере создает «тепличный эффект».

Известно, что поддержание газового баланса в воздухе (78 % азота и 21 % кислорода) имеет существенное значение для всего живого на земле. Должно быть понятно поэтому, как отрицательно влияет на состояние атмосферы потребление воздуха для производственных нужд, а промышленность широко использует кислород, азот и другие газы. Так, за один трансатлантический рейс реактивный лайнер сжигает 35 т кислорода, а легковой автомобиль за 1...1,5 тыс. км пробега потребляет норму кислорода одного человека за год. Полеты реактивных самолетов сокращают запасы озона, что способствует увеличению так называемых «озонных дыр» в озонном слое, защищающем землю от космических излучений. В воздух поступает техногенное тепло от предприятий, что повышает температуру воздуха в городах на несколько градусов. Токсичные вещества и частицы гари образуют над большими промышленными городами ядовитые облака - смог, действие которого при особо неблагоприятных условиях губительно. Так, в 1952 г. за четыре дня в Лондоне от ядовитых туманов, образованных смогом, погибло около 4 тыс. чел. Смог повреждает памятники, здания, растения.

Состояние среды ухудшают также звуковые колебания (шумы), вредные излучения, вибрации. Все это последствия человеческой деятельности, поэтому возникла необходимость целенаправленного регулирования антропогенных воздействий на среду обитания с помощью правовых норм. Из городов выводят вредные в этом отношении предприятия, на оставшихся строят очистные, пылеулавливающие сооружения.

Для оценки состояния атмосферного воздуха установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере (пыли, золы, ртути, мышьяка, свинца, фенола, хлора и др.). Превышение ПДК возникает в результате деятельности предприятий и автотранспорта. ПДК едины для всей территории страны, кроме районов с более строгим режимом. Поэтому вынужденные выбросы загрязнителей нормируются постановлением Совета Министров СССР от 16.12.1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее». Контроль за соблюдением требований постановления, использованием воздушного бассейна городов и промышленных центров, за вводом очистных сооружений, соблюдением ПДК ведет Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха по гидрометеорологии и контролю природной среды.

В Москве за состоянием среды (атмосферного воздуха, шумов, электромагнитных излучений, вибраций) следит экологическая санитарно-эпидемиологическая служба. Она по плану контролирует отдельные объекты, автомагистрали. Ежегодно проводятся десятки тысяч анализов атмосферного воздуха, для чего оборудованы мобильные стационарные пункты во всех районах города. На основании этих исследований проводятся оздоровительные мероприятия: перевод автотранспорта на газовое и дизельное топливо, автобусные линии заменяются троллейбусными и т. п. Эти меры, безусловно, улучшают экологическое состояние городской среды. Однако для глобального решения проблемы охраны окружающей среды в нашей стране требуется концентрация усилий всего народа.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИИ

Нарине Мкоян,

Полина Кортина


Рассматривая проблемы окружающей среды через призму вызовов национальной безопасности, необходимо осветить само понятие окружающей среды.

Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.

Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты.

С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.

Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки, а также нормативно-правовыми ограничительными мерами, предусмотренными природноресурсным и природоохранным законодательством.

Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения, и как следствие - безответственное отношение к природе. При этом западный рынок в условиях жесткой конкуренции под разными предлогами требует от России все возрастающего экспорта невосполнимых природных ресурсов и интеллектуального капитала. Полным ходом идет фактическая экспортно-сырьевая специализация страны, точнее - «колонизация» мощными геополитическими конкурентами, угрожающая национальным интересам России.

Рассматривая российские законодательные акты в сфере экологии в рамках мировой системы необходимо отметить, что они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”, «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”.

Большинство экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических проблем развиваются по инерции.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи необходимо остановиться на следующих проблемах, которые представляются наиболее важными и актуальными.

Первая проблема - ликвидация химического оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции “Об уничтожении химического оружия”.

Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды.

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды.

Необходимо остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Второй раздел посвящен рассмотрению стратегической цели, задач и принципов в области экологии, которыми является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Третья часть данной доктрины называет основные направления государственной политики в области экологии. Здесь указываются основные задачи в различных сферах:

Сфера снижения загрязнения окружающей среды и ресурсоснабжении

Сфера обеспечения устойчивого природопользования

Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.

Четвертая часть посвящена приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. Здесь рассматриваются современные угрозы – терроризм, генетически измененные организмы.

Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с остальными ее главами. Здесь рассматриваются пути и средства организации государственной политики в области экологии. Выделяется:

Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.

Осуществление контроля за сохранением природной среды и экологической безопасности.

Создание эффективного правового механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.

Создание экономического, финансового механизмов для природоохранной деятельности.

Особенно важным пунктом является необходимость международного сотрудничества в данной сфере.

Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты данного документа. Данная доктрина отличается своей всеобъемлемостью. Она довольно широко освещает многие проблемы и современные тенденции в развитии защиты окружающей среды. Весомым плюсом является тот факт, что экологическая ситуация представлена достаточно объективно, без каких-либо попыток ее приукрасить. Достаточно подробно описываются цели и пути их достижения. Четко прослеживается понимание необходимости индивидуального вклада в улучшение ситуации в области экологии посредством образования и воспитания.

Но, необходимо отметить, что данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в худшую. Данный факт свидетельствует о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также – на уровне каждого индивида в отдельности.

Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Похожие статьи

  • Диагностика креативности

    Креативность можно определить как способность личности создавать что-то нестандартное, новое, ее умение генерировать идеи. Это умение неординарно мыслить и применять это в жизни. Креативные тесты относятся к диагностике способностей, ведь...

  • Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А

    Теоретические основы Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением...

  • Холостяк Максим и Маша — как сложилась судьба героев после проекта?

    На самый романтичный телепроект страны мечтает попасть каждая незамужняя девушка. Здесь и свидания с идеальным мужчиной, сериальные козни, съемки в сказочных, а порой экзотических местах и моментальная слава. Если наладить личную жизнь не...

  • Загадочная смерть Андрея Панина

    Андрей Владимирович Панин. Родился 28 мая 1962 года в Новосибирске - умер 6 марта 2013 года в Москве. Российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России...

  • До сих пор неизвестны причины гибели ромы из лсп

    Популярный исполнитель дал откровенное интервью о друге, чья жизнь трагически оборвалась в прошлом году. Олег Савченко из «ЛСП» стал новым гостем шоу «вДудь». В рамках выпуска Олег много говорил о карьере, планах на будущее и, конечно же,...

  • Александр Николаевич Шелепин: биография Шелепин александр николаевич биография

    18 августа 1918 - 24 октября 1994 видный советский комсомольский, партийный и государственный деятель Член ВКП(б) - КПСС с 1940 года. Член ЦК КПСС (1952-76 гг.), член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС (1964-75 гг.). Депутат Верховного Совета...