Что такое гипотеза определение для детей. Гипотеза – виды

  • Правила деления
  • 1. Деление должно быть соразмерным.
  • 2. Деление должно производиться только по одному основанию.
  • 4. Деление должно быть непрерывным.
  • § 1. Суждение как форма мышления
  • § 2. Простые суждения
  • 3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.
  • Классификация категорических суждений
  • § 4. Логические отношения между суждениями Простые суждения
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений I u о, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
  • 1. Эквивалентные - это суждения, которые принимают одни и те значения, т.Е. Одновременно являются либо истинными, либо ложными.
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений, кото­рые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одно­временно ложными.
  • 3. Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.
  • § 2. Непосредственные умозаключения
  • 1. Превращение.
  • 2. Обращение.
  • 3. Противопоставление предикату.
  • § 4. Умозаключения из суждений с отношениями
  • §3. Простой категорический силлогизм Состав простого категорического силлогизма
  • § 5. Сложные и сложносокращенные силлогизмы
  • § 2. Разделительно-категорическое умозаключение
  • § 3. Условно-разделительное умозаключение
  • 1. Метод сходства
  • 2. Метод различия
  • 5. Метод остатков
  • § 2. Виды аналогии
  • § 3. Условия состоятельности выводов по аналогии
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
  • § 4. Способы доказательства гипотез
  • 1. Вывод из двух частных посылок.
  • 2. Вывод по 1-й фигуре, в которой большая посылка - частное суждение.
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

    Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

    характерные черты гипотезы:

    (1) Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний.

    (2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

    (3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результате анализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.

    Виды гипотез

    В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

    1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

    (1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

    Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

    (2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

    2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.

    (1) O бщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

    (2) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

    Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

    Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

    § 4. Способы доказательства гипотез

    Основными являются три способа:дедуктивное обоснование выражен­ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо­тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

    (1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предполо­жения в достоверное знание является непосредственное обнаруже­ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

    (2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие суще­ственные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования.

    Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обо­снования может протекать в формекосвенного илипрямого доказывания.

    Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения.

    Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.

    Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

    В посылках простого категорического силлогизма средний тер­мин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые на­зывают фигурами (рис. 52).

    Рис. 52

    В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в боль­шей и место предиката в меньшей посылках.

    Во второй фигуре - место предиката в обеих посылках. В третьей фигуре - место субъекта в обеих посылках. В четвертой фигуре - место предиката в большей и место субъ­екта в меньшей посылке.

    Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Фигуры силлогизма - это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

    Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по каче­ству и количеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О).

    Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются моду­сами простого категорического силлогизма.

    Например, ббльшая и меньшая посылки - общеутвердительные суждения (АА), ббльшая посылка - общеутвердительное, меньшая - обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д. Так как каждая посылка может быть любым из четырех суждений, число возможных комбинаций посылок в каждой фигуре равно 2 4 , т.е. 16:

    АА ЕА IA ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00) Очевидно, в четырех фигурах число комбинаций равно 64. Однако не все модусы согласуются с общими правилами силлогизма. Например, модусы, заключенные в скобках, противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,

    модус IA не проходит по первой и второй фигурам, так как противоречит 2-му прави­лу терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только те модусы, которые согласуются с общи­ми правилами силлогизма, получим 19 модусов, которые называются правильными. Их принято записывать вместе с заключением:

    1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ

    2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО

    3-я фигура: AAI, IAI, All, EAO, ОАО, ЕЮ

    4-я фигура: AAI, АЕЕ, IAI, EAO, ЕЮ

    Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма

    Каждая фигура имеет свои особые правила, которые выводятся из общих.

    Правила 1-й фигуры:

    1. Большая посылка - общее суждение.

    2. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая посылка будет отрицательным суж­дением, то согласно 2-му правилу посылок заключение также будет отрицательным, в котором Р распределен. Но тогда он будет распределен и в большей посылке, которая также должна быть отрицательным суждением (в утвердительном суждении Р не распределен), а это противоречит 1-му правилу посылок. Если же ббльшая посылка будет утвердительным суждением, то Р будет не распределен. Но тогда он не будет распределен и в заключении (согласно 3-му правилу терминов). Заключение с нераспределенным Р может быть только утвердительным суждением, так как в отри­цательном суждении Р распределен. А это значит, что и меньшая посылка - утвер­дительное суждение, так как в противном случае заключение будет отрицательным.

    Теперь докажем 1-е правило. Так как средний термин в этой фигуре занимает место субъекта в ббльшей и место предиката в меньшей посылке, то, согласно 2-му правилу терминов, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Но меньшая посылка - утвердительное суждение. Значит, средний термин в ней не распределен. Но в таком случае он должен быть распределен в большей посылке, а для этого она должна быть общим суждением (в частной посылке субъект не распре­делен).

    Исключим сочетания посылок IA, ОА, IE, которые противоречат 1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО, противоречащие 2-му правилу. Остаются четыре модуса ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ, которые являются правильными. Эти модусы показыва­ют, что 1-я фигура дает любые заключения: общеутвердительные, общеотрицатель­ные, частноутвердительные и частноотрицательные, что и определяет ее познаватель­ное значение и широкое применение в рассуждениях.

    1-я фигура - наиболее типичная форма дедуктивного умозаклю­чения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судеб­ной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явле­ний, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и дру­гие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма.

    Например:

    Все лица, лишенные свободы (М), имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р) H.(S) лишен свободы (М)

    H.(S) имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р)

    Правила 2-й фигуры:

    1. Ббльшая посылка - общее суждение.

    2. Одна из посылок - отрицательное суждение.

    Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицатель­ным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом.

    Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае преди­кат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, ббльшая посылка должна быть общим суждением.

    Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, ОА, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения.

    2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдель­ный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подве­ден под общее положение. Этот случай исключается из числа пред­метов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава пре­ступления в данном конкретном случае, для опровержения положе­ний, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.

    Например:

    Подстрекателем (Р) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления (М) H.(S) не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления (М)

    H.(S) не является подстрекателем (Р)

    Правила 3-й фигуры:

    1. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    2. Заключение - частное суждение.

    1-е правило доказывается так же, как 2-е правило 1-й фигуры. Но если меньшая посылка - утвердительное суждение, то его предикат (меньший термин силлогизма) не распределен. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Значит, заключение должно быть частным суждением.

    Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, отно­сящихся к одному предмету. Например:

    Осмотр места происшествия (М) имеет одной из своих задач

    обнаружение следов преступления (Р)

    Осмотр места происшествия (М) - следственное действие (S)

    Некоторые следственные действия (S) имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления (Р)

    В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко.

    4-я фигура силлогизма также имеет свои правила и модусы. Од­нако выведение заключения из посылок по этой фигуре не характер­но для естественного процесса рассуждения. Например:

    Захват заложника (Р) - преступление против общественной безопасности (М)

    Преступление против общественной безопасности (М) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (S)

    Некоторые общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (S), являются захватом заложника (Р)

    Такой ход рассуждения представляется в известной мере искус­ственным, на практике выводы в подобных случаях делаются обыч­но по 1-й фигуре:

    Преступления против общественной безопасности (М) - общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Захват заложника (S) - преступление против общественной безопасности (М) _____

    Захват заложника (S) - общественно опасное деяние, предусмотрен­ное Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика, прави­ла и модусы этой фигуры нами не рассматриваются.

    Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозаключений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым прави­лам фигур.

    Рассмотрим наиболее распространенные случаи.

    Гипотеза – это довод о тех или иных явлениях действительности, основанный на субъективном взгляде на мир, который направляет действия индивида в определённую сторону. Если результат деятельности человеку неизвестен, то в первую очередь создаётся довольно обобщённое предположение, проверка которого позволяет скорректировать направление работы. Таково значение слова «гипотеза».

    Способность предугадывать, делать прогнозы результатов будущей работы является важнейшим условием любого научного открытия. Она позволяет все рассчитать и снизить вероятность ошибок и промахов. Гипотеза исследования, если она родилась непосредственно во время написания работы, может быть доказана и частично. Если же точно известен итог, то предположение не имеет смысла.

    Теперь, когда стало понятно, что такое гипотеза, можно говорить о том, как она строится. Рождение довода в голове человека – непростой процесс. Исследователь должен не только уметь создавать и обновлять знания, но и обладать следующими качествами:

    • Проблемное видение – способность представлять пути развития науки, определять её основные тенденции, связывать единичные задачи с общими. Оно складывается из имеющихся знаний и навыков, внутреннего чутья, исследовательских способностей.
    • Альтернативный характер – способность делать неожиданные выводы, находить новое в известном.
    • . Данный термин означает бессознательный процесс, в отличие от сознательного он не основан на логических размышлениях.

    Виды предположений и требования к ним

    Понятие гипотезы включает два вида: первичную и научную. Первая устанавливает задачи и условия исследования. Прежде всего она используется, когда область мало изучена. Такой довод помогает лишь отобрать и систематизировать информацию, а сделанные на её основе выводы формируют условия для дальнейшего изучения и способствуют созданию реальной гипотезы.

    Научная гипотеза основана на теории и отличается большей конкретностью от гипотезы первичной. Это довод о реальной связи между явлениями и их обоснованиями, о наличии того или иного феномена, качества или следствия. Однако разница между первичной и научной гипотезами условна – во время изучения одна переходит в другую.

    Выделяют и другие виды гипотез. В зависимости от содержания предположение бывает описательным, объяснительным и теоретическим. Для экспериментальных исследований характерно первое. Описательное суждение – это лишь соображение о практической связи между воздействием и его последствиями, изложение причин и предполагаемых выводов. Оно приводит к догадке, что один метод будет результативнее другого, но не разъясняет его действия.

    Объяснительная гипотеза отличается тем, что раскрывает причины реалии и включает их предполагаемые выводы, а также описывает критерии, при которых данные выводы неизбежны. Теоретическое суждение – это предположение закономерного характера утверждения, которое доказывается в процессе исследования. Она нуждается в ряде действий, свидетельствующих, что взаимодействие между причинами имеет закономерный характер.

    Гипотеза как научное предположение обязана отвечать некоторым требованиям:

    • Она не может содержать несколько тезисов.
    • Довод не должен включать понятия и суждения, имеющие двусмысленное значение и не разъяснённые исследователем.
    • Излагая предположение, нельзя использовать ценностные суждения. Гипотеза должна подтверждаться фактами, проверяться и применяться к широкому кругу реалий.
    • Суждение должно быть безукоризненно стилистически оформлено, понятно, логично.
    • Оно должно отвечать теме, задачам и предмету исследования. Часто любопытные предположения бывают неестественно привязаны к теме.

    • Довод не должен уводить от темы. Если в процессе изучения выявилось много новых фактов, предпочтительнее развить предположение, нежели заранее включать в него положения, доказательство которых потребует много времени, и в итоге они не подтвердятся.
    • Суждение должно отвечать неоспоримым фактам, растолковывать их, выявлять новые. Преимущество – у того предположения, которое одинаково убедительно разъясняет больше всего фактов.
    • Гипотеза не может противоречить доказанным теориям. Если предположение всё же расходится с какими-то из них, но распространяется на более широкий круг явлений, то старые теории делаются его частным случаем.
    • Суждение должно включать способ решения проблемы, чтобы стать частью исследования.

    Этапы построения и функции предположений

    Довод строится в несколько этапов. Сначала производится накопление и анализ информации, научно-практических открытий и других данных, связанных с предметом исследования, а также выдвижение предположения – нужно сформулировать гипотезу. Затем, исходя из данного суждения, делаются выводы и проверяется его соответствие условиям научного утверждения. После этого следует умозаключение об аргументированности и состоятельности предположения.

    Следующий этап – это проверка гипотезы исследования. Доказательство предположения является основной задачей будущей практической работы. Суждения, которые были обоснованы, становятся теорией и применяются для введения в практику. Если предположение не доказано, значит, оно отбрасывается или используется как основа для новых доводов и путей изучения.

    Научные исследования невозможны без гипотез.

    • Они нужны для синтеза знаний, обобщения и развития практических сведений.
    • Могут быть любым предположением, рабочим или упрощающим.
    • Суждения помогают направить ход исследования в нужное русло.
    • Предположения применяются для толкования экспериментальных сведений или других гипотез.
    • Их используют для сохранения одних гипотез при появлении новых эмпирических показателей или обнаружении несоответствия предыдущему опыту.

    Итак, гипотеза – важнейшее звено исследовательской деятельности. Без неё ни одна наука не может двигаться вперёд, и она является формой развития знания. Автор: Александра Пушкова

    от греч. hypothesis - основание, предположение) - в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа ("идеи") решения.

    Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.

    Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с т. зр. результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли.

    Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, - как совершается процесс "генерирования", возникновения тех или иных Г. Не менее существен вопрос о "силе" Г. - субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью (вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г.).

    Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в нач. решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, "общие суждения". "Представителем" общей Г. м. б. конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия.

    Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности.

    В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления; процесс выдвижения Г. может совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований (см. Интуиция), а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама Г. - это рациональный компонент решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, на заключительных стадиях решения повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательствам; без доказательства задача не может считаться окончательно решенной. См. также Эвристика.

    Об этом утверждении можно судить, истинно оно или ложно. Это Именно оно является необходимым звеном в развитии науки.

    В данной публикации мы дадим определение понятия "гипотеза", а также расскажем о некоторых шокирующих гипотезах современного мира.

    Значение

    Гипотеза (от греческого hypothesis, что значит "основание") - это предварительное предположение, объясняющее некое явление или группу явлений; может быть связано с существованием объекта или предмета, его свойствами, а также причинами его возникновения.

    Сама по себе гипотеза не истинна и не ложна. Лишь получив подтверждение, данное высказывание превращается в истину и перестает существовать.

    В словаре Ушакова есть и другое определение, что такое гипотеза. Это научное недоказанное предположение, обладающее определенной вероятностью и объясняющее явления, которые без этого предположения необъяснимы.

    Владимир Даль в своем словаре также объясняет, что такое гипотеза. Определение гласит, что это догадка, умозрительное (не опирающееся на опыт, отвлеченное) положение. Данное толкование довольно просто и кратко.

    Не менее известный словарь Брокгауза и Ефрона также разъясняет, что такое гипотеза. Определение, приводимое в нем, связано только с системой наук о природе. По их словам, это предположение, высказываемое нами для толкования явлений. К таким высказываниям человек приходит, когда не может установить причины явления.

    Ступени развития

    В процессе познания, который заключается в постановке предположения, выделяется 2 ступени.

    Первая, которая состоит из нескольких этапов, - развитие собственно предположения. На первом этапе данной ступени происходит выдвижение положения. Чаще всего это догадка, даже частично необоснованная. На втором этапе с помощью этой догадки объясняются ранее известные факты и те, которые открылись уже после появления предположения.

    Чтобы быть должно соответствовать некоторым требованиям:

    1. Оно не должно противоречить самому себе.

    2. Выдвинутое положение должно быть проверяемым.

    3. Оно не может противоречить тем фактам, которые не относятся к области гипотезы.

    4. Оно должно соответствовать принципу простоты, т. е. в нем не должно быть фактов, которые оно не объясняет.

    5. Оно должна содержать новый материал и обладать дополнительным содержанием.

    На второй ступени происходит развитие знания, которое человек получает при помощи гипотезы. Проще говоря, это ее доказательство или опровержение.

    Новые гипотезы

    Говоря об определении, что такое гипотеза, следует уделить внимание и некоторым из них. Современный мир достиг огромных успехов в области познания мира и научных открытий. Многие ранее выдвинутые гипотезы были опровергнуты и заменены новыми. Ниже приведены некоторые из самых шокирующих гипотез:

    1. Вселенная - это не бесконечное пространство, а материальная сущность, созданная по единому закону. Ученые считают, что Вселенная имеет некую ось, вокруг которой и вращается.

    2. Все мы - клоны! По мнению канадских ученых, все мы являемся потомками клонированных существ, искусственно созданных гибридов, выращенных из одной клетки в пробирке.

    3. Проблемы со здоровьем, с репродуктивной деятельностью, а также снижение сексуальной активности связаны с появлением синтетических веществ в пище.

    Таким образом, гипотеза не является достоверным знанием. Это лишь предпосылка к его появлению.

    Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют в природе. Наблюдаемой называют любую физическую величину, значение которой можно найти экспериментально (измерить).

    Гипотеза – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии науки не может быть проверена и доказана.

    Эксперимент – изучение того или иного явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на неё.

    Теория - обобщение опыта, практики, научной деятельности, вскрывающее основные закономерности изучаемого процесса или явления.

    Опыт – совокупность накопленных знаний.

    Механика – наука, изучающая механические движения, т.е. перемещения тел друг относительно друга или изменение форм тела.

    Материальная точка – физическое тело, размерами и формой которого можно пренебречь.

    Поступательное движение – движение, при котором любая прямая, жёстко связанная с телом, перемещается параллельно самой себе.

    Мгновенная скорость (скорость) – характеризует быстроту изменения радиус-вектора перемещения r в момент времени t.

    Ускорение – характеризует быстроту изменения скорости в момент времени t.

    Тангенциальное ускорение характеризует изменение скорости по модулю.

    Нормальное ускорение – по направлению.

    Угловая скорость – векторная величина производной от элементарного углового перемещения по времени.

    Угловое ускорение – векторная величина, равная первой производной от угловой скорости по времени.

    Импульс – векторная мера кол-ва механического движения, которое может быть передано от одного тела к другому при условии, что движение не меняет своей формы.

    Механическая система – совокупность тел, выделенных для рассмотрения.

    Внутренние силы – силы, с которыми взаимодействуют между собой тела, входящие в рассматриваемую систему.

    Внешние силы – действуют со стороны тел, не принадлежащих системе.

    Система называется замкнутой или изолированной , если отсутствуют внешние силы

    Прямая задача механики – зная силы, найти движение (функции r(t), V(t)).

    Обратная задача механики – зная движение тела, найти силы, действующие на него.

    Масса (аддитивная величина):

    1. Мера инертности при поступательном движении тела (инертная масса)

    2. Мера кол-ва вещества в объёме тела

    3. Мера гравитационных свойств тел, участвующих в гравитационных взаимодействиях (гравитационная масса)

    4. Мера энергии

    Инерция проявляется:

    1. В способности тела сохранять состояние движения

    2. В способности тела под действием других тел изменять состояние не скачками, а непрерывно.

    3. Сопротивляться изменению состояния своего движения.

    Системы отсчёта , по отношению к которым свободная м.т. находится в состоянии относительного покоя или равномерного прямолинейного движения, называются инерциальными (в них выполняется I закон Ньютона).

    I закон Ньютона : Если система отсчёта движется относительно инерциальной с ускорением, то она называется неинерциальной.

    II закон Ньютона : В инерциальной системе скорость изменения импульса м.т. равна результирующей силе, действующей на неё и совпадает с ней по направлению.

    III закон Ньютона : Силы, с которыми действуют друг на друга взаимодействующие тела, равны по величине и противоположны по направлению.

    Абсолютная скорость – скорость м.т. относительно неподвижной системы отсчёта.

    Относительная скорость – скорость м.т. относительно подвижной системы отсчёта.

    Переносная скорость – скорость подвижной системы отсчёта относительно

    Похожие статьи