Психологический анализ и осознанность. Методологический анализ в психологии Автономия пациента как ключевая цель применения ТА

Вначале попытаемся определить само понятие «методология». В нашей стране методология рассматривается как раздел конкретной науки, изучающий ее основные принципы. В частности, методология психологии изучает основные принципы психологии.

Методологический анализ предполагает, что необходимо абстрагироваться, отвлечься от конкретных научных фактов и осознать те основные принципы, на которых строится данная наука. Методологический анализ направлен не на получение новых данных; он позволяет осознавать и обобщать конкретные экспериментальные данные, устанавливать меру соотношения между конкретными данными в разных областях науки, в данном случае - в психологии.

За рубежом методология понимается не как совокупность основных принципов конкретной науки, а как совокупность приемов, методов и методик в этой конкретной науке. Теоретическое методологическое исследование рассматривается за рубежом как спекуляция, как попытка приобрести научный авторитет, не принося науке никакой пользы. Из этого не следует, что зарубежные ученые не интересуются основными принципами их науки. Просто существующие за рубежом разнообразные теоретические и экспериментальные подходы в психологии, настолько сильно отличаются друг от друга, что попытка найти общие, объединяющие их принципы ведет к очень глубоким обобщениям, лежащим в области философии, а не психологии и не представляют для каждого конкретного психологического направления научной ценности. Странно было бы говорить, например, о «методологии американской психологической науки», однако вполне уместно говорить о методологических принципах психоанализа, бихевиоризма или другого конкретного психологического направления, существующего в Америке.

Своеобразие развития отечественной психологии позволило сформулировать основные методологические принципы «советской психологической науки», поскольку, с одной стороны, вся советская психология базировалась на одной-единственной философской теории - диалектическом и историческом материализме, а с другой - имела одну-единственную общепсихологическую теорию - теорию деятельности. Следует отметить, что существование этих принципов сыграло роль «прокрустова ложа» для психологов-исследователей, от которых требовалось подгонять все новые психологические знания к единым методологическим требованиям.

Системная концепция общей психологии требует пересмотра прежних и формулирования новых основных методологических принципов общей психологии, справедливых для данной концепции:

1. Принцип системности: психические процессы связаны друг с другом прямыми и обратными связями как элементы открытой функциональной системы.

2. Принцип развития психики: психика, понимаемая как открытая функциональная система, всегда избыточна при самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью и поэтому сама порождает новое содержание жизнедеятельности.

3. Принцип единства сознания и бессознательного: функционирование любых психических процессов как элементов единой системы, а также психики в целом, может управляться как с помощью сознания - активности психики, специально направленной на контроль функционирования психики, так и бессознательно, непреднамеренно, непроизвольно, автоматически, при этом сознательное и бессознательное могут быть поняты как два параллельных контура управления.

Прежде, чем приступить к статье – пару слов о небольшом обновлении. У сайта появилось название. Старое «самопознание и развитие личности», хоть и описывает реалии, но оно больше не для живых людей, а для поисковых машин. Новое – «Психология для про двинутых», с одной стороны, подразумевает, что мы тут некухонным языком говорим о материях, которые то и дело выходят за рамки традиционной академической психологии, с другой стороны – это чистой воды наживка для гордости – каждому нравится чувствовать причастность собственной персоны к продвинутым знаниям.. Другая перемена – дизайн. Предыдущий космический поднадоел, а новый – и уютней, и серьезней – настраивает на рабочий лад. Там на столе есть разная символика. Среди прочего, придумал уместить в значок «пси» двойную опору. Получилось что-то вроде «2И», знакомого читателям по . Сюда же можно приплести некую вдвойне «продвинутую» психологию на двух опорах, единство противоположностей, союз, гармонию отношений и т.п. Впрочем, с таким же успехом можно спроецировать и какую-нибудь антагонистичную двойственность – кому что ближе.

Продвинутые практики

Продолжая тему продвинутых знаний, на сайте я много рассуждаю об , называю ее чуть ли не главной практикой в жизни каждого. И этому есть основания, которые я регулярно озвучиваю. Осознанность повышает внимательность и чуткость к происходящему. Именно эти параметры позволяют нам чувствовать собственное присутствие в жизни, продуктивней учиться, как на чужом опыте, так и на собственных ошибках. Осознанность – ключевая практика уже потому, что она воплощает глубинную суть нашей души – существование здесь и сейчас.

Но, помимо этой глубины личного присутствия в настоящем, у нас есть множество других частностей – события, поступки, отношения, увлечения, желания – все они насыщены переживаниями, в каждом аспекте – свои радости и недовольства.

Все жизненные проблемы можно свести к недовольству собой и внешним миром. Можно даже упростить и сказать, что в жизни есть только одна проблема – недовольство. Это состояние, когда есть уверенность, что для удовлетворенности не хватает чего-то еще.

С физиологическими потребностями все просто – еда, сон, воздух. Без них нам не жить, и мы, не задумываясь, принимаем эти правила жизни как должное. А вот с желаниями все сложней – с ними у нас такого же безропотного смирения нет – их рамки размыты, а количество не поддается подсчетам, они сменяют друг друга, побуждая снова и снова чувствовать вечно проблемное недовольство жизнью.

Чего я достоин? Чего должен добиваться? По какому пути следовать? Каким знакам верить? С кем и как выстраивать отношения? На кого полагаться? Кого любить? Кого притеснять? «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Я неслучайно завернул с осознанности к этим земным вопросам. Смысл в том, что пока внимание поглощается чередой всевозможных беспокойств, оно остается рассредоточенным и уровень осознанности, как ни пытайся его контролировать, неизбежно снижается. И в таком ракурсе, порой, куда продуктивней фокусироваться на тех ключевых частностях, которые мешают прямо сейчас снять напряжение и ощутить удовлетворенность от процесса собственной жизни.

Именно поэтому на сайт так много статей, посвященных узким приземленным темам нашей житейской психологии. Это вовсе не значит, что осознанность надо откладывать в какой-нибудь долгий ящик до лучших времен. Эта практика актуальна всегда. По сути, в том же психологическом анализе без мало-мальской осознанности никуда не сдвинуться. Кстати, «осознанность» как профессиональный термин фигурирует и в психологии. В гештальттерапии – это вообще базовое понятие.

Осознанность влияет на восприятие стихийно и планомерно. Она повышает внимательность до уровня, где обманывать себя привычными методами становится все сложней. Анализ же позволяет работать с конкретными заморочками. По сути, психологический анализ – это такая как бы направленная осознанность, которая проясняет конкретную ситуацию.

В эзотерической среде осознанность и медитацию практикуют ради высоких целей – всевозможное прочищение каналов, раскрытие чакр, . Там свою самостоятельную ценность имеет повышение уровня сознания. Большинству людей эти заоблачные материи чужды и малопонятны, а вот решение конкретных психологических проблем несет очевидную прикладную ценность, и здесь, на мой субъективный взгляд, психологический анализ не имеет аналогов.

Конечно, недовольство жизнью можно компенсировать исполнением желаний. Но вот, как ни крути, повсеместная практика показывает, что такая компенсация слишком быстро истощается, а порой и вовсе не срабатывает – не может прикрыть глубинное недовольство жизнью. Что бы ни купил, куда бы ни уехал – от себя, со всеми своими мороками, никуда не сбежать.

Казалось бы – самое время задуматься об истинных причинах собственного состояния. Но нет, чаще всего мы полагаем, что все дело в некачественном исполнении желаний – значит, надо достигать новых, более высоких пиков – покупать еще дороже, нравиться другим сильней, привязывать к себе крепче, подчинять деспотичней, завоевывать выше – в общем, неутолимая жажда «прогресса».

А потом, промаявшись лет десять, человек вдруг удивляется – а чего это мы так переживаем? Нет ведь никакой проблемы. Ну, не олигарх, ну и что? Не звезда, не гуру, не мисс вселенная, есть рядом люди, которые себя упорно губят, есть и конструктивные друзья, а где-то «там», вообще войны идут. Каждый играет в свою «игру».

Исцеляющее понимание

Иногда исцеляющее понимание настигает как бы спонтанно. Становится ясно, что проблема – не так уж страшна, а может, ее и вовсе нет. Ведь переживаем-то мы не где-то в объективной реальности, а в своей голове. Там, на мысленном уровне, возникает понимание ситуации, исходя из которого со всем своим иллюзорным реализмом вырисовывается атмосфера жизни.

Психологический анализ призван раскапывать такие вот проблемные понимания, подвергать их расследованию и гасить на корню. А если ограничиваться одной осознанностью, можно горы двигать, при этом спотыкаясь о мелкий щебень. Есть одна известная история (не помню ее истоков) о «продвинутом» йоге, который, проведя много лет в пещерном самадхи, вышел в город и самозабвенно разгневался на какую-то неуважительную мелочь в адрес его возвышенной персоны. Вероятно, каждому практику на духовном пути похожие ситуации знакомы не понаслышке.

Анализировать себя самостоятельно вполне реально. В рамках этой статьи я не готов раскрывать, как именно такой анализ проводится. Потом, направлений в психологии много. В каждой свои техники и нюансы. Для начала вполне достаточно мыслить не абы как механически, а сознательно, оперируя трезвой, рассудительной логикой, из размытой эмоциональной каши до емкого понимания.

Однако в самостоятельном анализе есть один коварный изъян. Дело в том, что мы не способны заметить, как именно себя дурачим. Наши слепые зоны оставляют незамеченными именно те психические механизмы, в отношении которых требуется наибольшая ясность. Здесь имеет смысл обращать всю силу своей осознанности и здравомыслия на те жизненные ситуации, где проявляется то самое недовольство – все разновидности зашкаливающих эмоций. Каждая такая ситуация содержит в себе ключик к гармонизации жизни.

Хорошо, если рядом есть близкий адекватный человек, с которым можно откровенно пообщаться о своей жизни. Однако друзья, как водится, не столько помогают увидеть все, как есть, сколько разбрасываются советами, будто знают секрет некой «правильной» жизни. Почти все пытаются запрячь друг друга в упряжку своих правильных ценностей. А между тем, каждый – уникален, и может быть удовлетворен жизнью лишь на своем пути, раскрывая собственный потенциал, стоящий за рамками чужих мнений.

Толковый психолог, в идеале – это такое «зеркало», которое не дает советов и не оценивает, а выдает клиенту его собственное незамутненное отражение, где все прикрытые и размытые черты проявляются со всей ясностью. Психологическое консультирование – непростая, а зачастую и весьма болезненная процедура, для которой требуется определенная смелость и готовность отбросить маски и познакомиться с самим собой. я просто сообщаю клиенту о том, что сумел, глядя на его жизнь, рассмотреть. Больше ничего и не требуется.

Советы хороши в технической стороне жизни – там, где необходима конкретная выверенная информация. А вот, как жить, к чему стремиться, за какими маяками следовать – никто за вас знать не может. Следовать чужим советам и рекомендациям означает сбрасывать с себя ответственность и глушить собственный потенциал в угоду чужим ожиданиям. А потом вдруг оказывается, что и на работе – тоска смертная, и в отношения – не пойми, как ввязались, да и жизнь – не жизнь, а какое-то механическое прокрустово ложе правильных правил и чужих советов.

Дам такой совет – не надо давать никаких советов. Мы не знаем, что нужно и что «правильно» для других взрослых людей. Каждый может решать за себя. Каждый по-настоящему взрослеет, лишь когда учится прислушиваться и доверять собственному нутру.

Подводя итог вышесказанному, хочу заметить, что осознанность развивать на ровном месте очень нелегко просто потому, что эта «штука» по своей природе так же естественна, как само существование. Мы просто есть, и чтобы заметить этот факт, надо лишь перестать ему сопротивляться. А старания лишь создают новые напряжения.

Осознанность почти не поддается волевым концентрационным принуждениям. При этом она пробуждается спонтанно, когда мы интересуемся происходящим в этот самый момент непрерывного «сейчас». Практиковать осознанность означает обнаруживать и наблюдать, как удивительна жизнь не где-то в наших воспоминаниях, а в этот самый миг, когда мы отрываемся от беспокойных грез ума и замечаем реальность. Психологический анализ помогает выявить и устранить мысли и переживания, которые доселе поглощали топливо осознанности – наше естественное внимание.

Понятие анализа в психологии

Определение 1

Анализ – в переводе с греческого языка («analysis ») означает деление, расчленение – изучение и детальное рассмотрение чего – либо, основанное на делении предмета, разделении явлений на всевозможные составляющие.

Термин «анализ» использовался даже Аристотелем, он имеет связь с логическими знаниями, выдвигаемыми как учение при помощи словесного формулирования, то есть размышлений.

Анализом в психологии называют выделение в исследуемом объекте различных его сторон, составных элементов, свойств, взаимосвязей и взаимоотношений, проще говоря – это дробление изучаемого объекта на разнообразные компоненты.

Наше сознание обладает свойством анализа происходящих ситуаций в окружающем мире, объединяя полученные данные в собственную систему. Анализ представляет интерес в психологии как важное качество, присущее человеческому сознанию.

Психологический анализ является главным методом изучения окружающего мира, базирующийся на разнообразных единицах, отличающихся размером и качеством. К примеру, анализ протекания психических реакций на конкретную жизненную ситуацию. За единицу анализа принимают, например, становление характера человека с младенческих дней и до самой смерти. При этом выделяются важнейшие психологические составляющие личности и особенности их изменений под влиянием внутренних и внешних факторов.

Проблема анализа в качестве способа постижения имеет принципиальный смысл. Это сформировало предпосылки появления в 20 веке аналитического течения в философии, называемого аналитической философией, а в психологии появилось направление аналитической психологии. Методы анализа стали столь распространены в психологии и в научных кругах, что термин «анализа» начал использоваться как синоним исследований в целом.

Методы анализа в психологии

Замечание 1

Анализ является главным методом не только в сфере научных исследований, но и в любой деятельности, связанной с поиском решения поставленных задач.

Психологи анализ рассматривают в качестве познавательного процесса, реализуемого на разных уровнях восприятия действительности в мозговой деятельности человека, животных, растений и всего живого мира.

Анализ проявляется даже на чувственном этапе познания, при этом он включается в процессах восприятия и повышенной чувствительности: в простейших формах он характерен для животных. Научно доказано, что аналитическая деятельность высших животных прямо отражает их внешние действия и поступки.

Анализ сенсорного потока информации (зрительную информацию) выполняют анализаторы, нервные окончания, передающие импульсы в центральную нервную систему. У людей к чувственно-визуальным формам анализа добавляется высшая форма анализа – мыслительная, логическая . Этот анализ происходит при помощи понятий и соображений, выражаемых речью.

В психологии используются следующие методы анализа:

  1. качественный
  2. количественный

С их помощью можно разносторонне изучать личность человека.

Количественный (вариационно-статистический) анализ содержит в себе способы вычисления необходимых коэффициентов для поставленных задач, а также частоту повторения исследуемых психических явлений. При данном анализе чаще всего применяют способ нахождения среднего арифметического показателя различных психических процессов или индивидуальных психологических особенностей человека.

Качественный анализ осуществляют на полученных данных количественного анализа, при этом учитывают все значения. При использовании этого анализа находят причины больших или малых показателей, а также зависимость от индивидуальных особенностей человека, условий его жизни, взаимоотношений в коллективе и с окружающим миром, отношение к общественной деятельности и др.

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, - далее.

Анализ продуктов деятельности в психологии

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) - исследования человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую "популярность" в педагогической практике.

Архивный, или праксиметрический метод

Для данного психологического метода существует и другое название - архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический (от греч. "праксис" - "действие"). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

Анализ продуктов детской деятельности

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом - изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

В каких случаях применяется метод?

Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях - для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Какие условия должны быть соблюдены?

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель - что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Каким образом проводится анализ?

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Этапы проведения исследования

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами;
  • заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Достоинства метода

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера.

Недостатки анализирования продуктов деятельности

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся "Пятна Роршаха", "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек" и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Контент-анализ как смежный метод

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Анализ педагогической документации

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это документации.

Современный или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии - эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Анализ - рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., - синтез, с которым Анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин Анализ стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания Анализ сохраняет свое значение. Методы Анализа одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии Анализ рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. Анализ присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия: в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.

У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма - мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма анализа возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - процесс расчленения целого на части. Анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями. А. как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из к-рых слагается реальный процесс мышления.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) - процесс разложения целого на части.

Анализ структурный - анализ картины психоза с позиций соотношения роли множества участвующих в ее построении факторов - этиологических, патогенетических, патопластических и предрасполагающих. Оцениваются структура и динамика психоза в каждом конкретном случае и выделяется, помимо этиопатогенетических моментов, значение возраста, пола, конституционально-типологических особенностей личности, влияние окружающей среды. Учитывается соответствие или несоответствие характера психогении структуре личности (см. Ключевые переживания). Типичный пример А.с. - бред сенситивный отношения по E. Kretschmer.

В структуре психоза различаются моменты эндогенные, экзогенные, психогенно-реактивные, соматические, функциональные и органические. Их соотношение определяет нозологическую индивидуальность психоза. Такое понимание структуры психоза приводит к необходимости сложного диагноза, многомерной, полидименсиональной диагностике.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Анализ (в психологии) - мысленное или реальное расчленение целого на составные части, выполняемое в процессе познания или предметно-практической деятельности.

Анализ антигенный - исследование антигенных свойств биологических тканей с помощью различных серологических реакций.

Анализ генетический - обобщенное обозначение исследований наследственных свойств организма.

Анализ клинический лабораторный - результаты исследования состава различных тканей организма; крови, мочи, цереброспинальной жидкости (ликвора) и пр., а также биоптических материалов.

Анализ органолептический - исследование свойств продуктов и материалов с помощью органов чувств.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Анализ

  1. Процесс расчленения "предмета" на составляющие его части или выделения его элементарных свойств. Этот термин употребляется повсеместно во всех научных дисциплинах, и, следовательно, "предмет" может быть механическим или физическим объектом, химическим или биологическим веществом, объектом восприятия, образом, идеей, эмоцией и т.д. Из-за широкого применения термин обычно уточняется таким образом, чтобы была определена форма или теоретическая цель анализа. Некоторые из этих специальных терминов следуют ниже, другие можно найти по алфавитному порядку.
  2. Конкретный набор методов и процедур, используемый в практике. См. психоанализ. Это значение фактически созвучно значению 1; оно указано отдельно просто потому, что встречается в литературе без уточнения так часто, что иногда принимается за основное значение термина.
  3. Результат любого из двух вышеназванных процессов. Это значение имеет оттенок, сходный со значением понятия "редукционизм" – процесс, разработанный для того, чтобы обнаружить базовые компоненты или первичные причины. Ср. с синтезом, прилагательное – аналитический.

предметная область термина

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ АНАЛИЗ (case study) - компиляция (сбор), часто крупных и сложных, массивов информации о некотором индивиде, семье или общине посредством интервью , наблюдений и формального тестирования.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (retrospective analysis) - психологическая аутопсия, при которой клиницисты и исследователи собирают полную информацию о личности самоубийцы на основании фактов его жизни.

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ (training analysis) - прохождение психоанализа лицами, готовящимися стать психоаналитиками, в отличие от терапевтического анализа пациентов.

АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ - как метод научного исследования состоит в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в выявлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании аккмеологический анализ призван выявить и описать главные детерминанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а так же то, что препятствует такому развитию. Коме того, в акмеологическом анализе необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма (Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин).

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Объективный анализ различных видов деятельности, которыми занимается человек. 2. В индустриальной/организационной психологии, такой же анализ, проводимый с учетом того, какую работу индивиду предстоит выполнять.

Похожие статьи