Характеристика героев хорь и калиныч. Сочинение хорь и калиныч сравнительная характеристика героев в рассказе тургенева Характеристика хорь и калиныч тургенев

(12 )

В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в жизни.

Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте. Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател. Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник).

Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать».

Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря. По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина. Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику.

Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы. Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце. Он ко всем людям относится с любовью, за своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком.

«Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч. Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода.

В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.

Калиныч – один из главных персонажей рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника». В противовес Хорю , этот герой является олицетворением поэтической стороны русского национального характера. В нем нет практичности и рациональности Хоря, но оттого он не менее интересен и благодушен. У Калиныча не обустроен быт, у него когда-то была жена, которую он побаивался, а теперь больше нет, детей также нет, и ходит он в потертых лаптях. Практически все свое время он проводит со своим хозяином, Полутыкиным. Они вместе ходят на охоту, Калиныч заботится о нем и составляет ему компанию, но без всякого раболепства.

Внешне, это высокий, худощавый мужик, со смуглым, добродушным и располагающим к себе лицом. Отличительные черты этого героя мечтательность и романтичность. Он умеет и любит петь песни, от души любуется природой, умело содержит пасеку и обладает необычайными способностями. Так, например, заговаривает кровь и лечит от испуга. Его характер наиболее полно проявляется в дружбе с Хорем. Несмотря на разницу характеров, эти двое очень хорошо относятся друг к другу. Рассказчика искренне удивляет, когда Калиныч приходит в гости к другу с пучком полевой земляники в подарок. Это не только нетипично для «мужика», но и указывает на душевную мягкость и поэтичность героя.

» – Тургенев дал психологическую параллель, изобразив в типах из простонародья две совершенно противоположные натуры: в Хоре вывел он реалиста-практика, позитивиста по мировоззрению, в Калиныче – идеалиста-мечтателя, поэта в душе; первый живет, по преимуществу, умом и волей, второй – чувством.

Хорь и в тяжелое время крепостного права умеет устроить благополучно свое земное существование. Этого он достигает благодаря тому, что обладает критическим и практическим умом, знает жизнь, умеет к ней приспособляться и, благодаря выдержке и трезвости ума, знает, как вывертываться в трудной жизненной борьбе. Он «насквозь видит» своего барина, не идеализирует людей; вооруженный недоверием к ним, он осторожен в обращении с ними, крепок на язык и, богато одаренный опытом и расчетом, умеет в них разбираться. Он всегда взвешивает хладнокровно выгоды и невыгоды своего положения и живет «мудро», не делая ошибок в жизни. Устраивается он в лесу, на болоте, со своей семьей, – чтобы быть «подальше от господского двора»; он богат, но откупиться на волю не желает, так как рассудил, что на воле он будет лишен защиты своего господина, и тогда всякий чиновник будет ему «набольший».

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Как работник, он трудолюбив, энергичен и домовит. Такова и многочисленная его семья, работающая весело и дружно. Сам старик и сыновья его, «Хорьки» – образец зажиточной крестьянской семьи, для которой труд – смысл всей жизни. В семейном отношении Хорь тоже любопытен: живя под одной кровлей с женатыми сыновьями, он сумел своей твердой рукой держать в повиновении несколько семейств, установив строго-патриархальный уклад жизни: – древнерусская жизнь «по Домострою », – жизнь «благочинная, спокойная, с подчинением младших старшим, – жизнь сытая и домовитая, умеренно-деспотическая, допускающая в семейных отношениях не только страх и уважение, но и любовь (отношения его к младшему сыну Феде), – вот что представлял собой тот уклад жизни, который поддерживался Хорем в его семье. Но не только хорошее, светлое заимствовал он от старины, – оттуда унаследовал он и традиционное презрение к женщине, и взгляд на нее, как на безгласную рабыню («баба – мужику слуга»), и веру в приметы, и наклонность к суевериям...

Но, за исключением этих характерных старозаветных черточек, Хорь ни в чем не может быть назван «консерватором», – он разумно-критически смотрит на всякие «новшества», но не стоит слепо за старину; все полезное, даже в новом и чужом, вызывает с его стороны полное одобрение. Тургенев рассказывает, как интересовался этот необразованный, но разумный человек рассказами о государственной жизни западноевропейских государств; как, примеряя к русской жизни разные особенности политической жизни чуждых стран, он уверенно одобрял одно, отвергал другое, говоря, что первое «пошло бы у вас», а второе «не пошло»!.. Глядя на этого умного, спокойного, уверенного в себе человека, – «министра», как величал в шутку Хоря его помещик, Тургенев невольно вспомнил, по его словам, Петра Великого, который тоже умел разбираться в чужом, умел брать, что нужно его родине, так как «был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях...» – «Русский человек, – продолжает Тургенев, – так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: что хорошо – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно». Так, образ Хоря заставляет Тургенева вспомнить и Петра Великого и говорить об основах русской души. Очевидно, образ Хоря «содержательный» в историческом смысле.

Впрочем, суровый, несколько жесткий образ Хоря, практика, лукавого и расчетливого, смягчается некоторыми черточками добродушия, даже сентиментализма, – оказывается, в свободную от труда минуту, он любит петь чувствительные народные песни, – и с трогательной сердечностью относится к своему любимцу-сыну – Феде и другу своему Калинычу.

Средняя оценка: 3.9

«Хорь и Калиныч» - первый рассказ цикла «Записки охотника». И.С. Тугренев в этом рассказе дает описание нравов, быта, людей и жизненного уклада одного из провинциальных уголков России. В этом рассказе И.С. Тургенев опровергает сложившееся о крестьянах мнение о том, что они не способны к дружбе, не могут рационально вести хозяйство, не замечают красоты окружающего мира. Автор использует хорошо известный в литературе прием сопоставления. Нежная дружба связывает двух совершенно разных людей – Хоря и Калиныча.
Первый, Хорь, – крепкий хозяин, умеет поставить дело так, чтобы оно приносило радость и прибыль. У него большая семья, где царят лад и достаток. Тургенев сравнивает своего героя с Сократом, с Петром Первым, подчеркивая недюжинный ум и удивительную смекалку крестьянина: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». Хорь – человек, чувствующий свое достоинство, рационалист. Он ближе к людям, к обществу.
Калиныч, второй персонаж, – совсем другой. Он - мечтатель, поэтическая натура, человек веселого нрава. Он ближе к природе, часто ходит с барином на охоту. Идеалист и романтик, Калиныч не любит рассуждать и всему верит слепо.
Такие разные, приятели гармонично дополняют друг друга. Между ними не бывает конфликтов, они уважают взгляды и принципы друг друга. И. С. Тургенев наблюдает их встречу: «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал». Независимость, стремление к свободе, мягкость и поэтичность Калиныча дополняют и продолжают прагматизм, рациональность и оседлость Хоря. Песня, которую они поют вместе в конце рассказа, обнажает души простых крестьян, то, что их крепко связывает друг с другом. Хорь и Калиныч – это воплощение богатства души, одаренности России, надежда на будущее.

«Хорь и Калиныч» – это первый рассказ из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева . Он появился в журнале «Современник» в 1847 году. Главной задумкой автора было показать, какие нравы, устои и жизненные ценности были в одном из провинциальных уголков России. Этим рассказом Тургенев фактически опроверг сложившееся о крестьянах мнение, о том, что они не умели вести исправно хозяйство, не водили дружбу, не были радушными хозяевами, а только угождали помещикам, не умели любоваться природой. Для описания главных героев, автор использовал прием сопоставления. Так, два совершенно разных крестьянина, Хорь и Калиныч , связаны узами крепкой дружбы.

Хорь был человеком рациональным и деловитым. Он жил вдали от барина и был полностью независим. При этом своевременно выплачивал ему оброк и был в хороших с ним отношениях. Он торговал маслом и дегтем, что приносило ему прибыль и финансовую независимость. Дом у Хоря был не хуже помещичьей усадьбы. В его большой семье всегда царили лад и достаток. Сыновья у него, хоть и разного возраста, но все были статными великанами, очень похожими друг на друга. Особое внимание в рассказе уделяется деятельному уму и смекалке Хоря. Он ни раз сравнивается с великими людьми, например, Сократом, или Петром Первым. Этот человек имел чувство собственного достоинства, говорил мало, но по делу, интересовался делами общественными и государственными и вообще был ближе к людям.

Калиныч в отличие от него был «близок к природе». Он был полной противоположностью Хоря. Дом Калиныча был небольшим, семьи не было. Все свое время этот герой проводил на природе, либо охотясь с барином, либо занимаясь пасекой. По натуре своей он был романтиком и мечтателем. Будучи человеком не совсем практичным, он нуждался в поддержке Хоря. В то же время и Хорь нуждался в открытости и веселом нраве Калиныча. Ни Хорь, ни Калиныч не лебезили перед барином. Оба водили с ним дружбу, но по-разному. Тогда как Хорь видел Полутыкина насквозь, Калиныч свято верил всему, что тот говорит и всегда следовал за ним куда угодно. В рассказе отмечается и поэтичная душа Калиныча. Он любил запевать песни и любоваться природой. К другу в гости мог прийти с пучком земляники. Также, этот герой обладал особыми способностями, умел заговаривать кровь, избавлять от испуга и т.д.

Такие разные герои, а так гармонично друг друга дополняли. Между ними не было никаких конфликтов, а только любовь, уважение и взаимовыручка. Мягкость и независимость Калиныча органично дополнялись прагматизмом Хоря. В конце рассказа они вместе поют песню, в которой раскрывается душа простых русских крестьян. Эти герои еще раз подтверждают богатство души, радушие и одаренность России.

Похожие статьи