История иконописи презентация. Презентация на тему "русская иконопись"

  • Русская иконопись - христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства.
  • Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425-27 гг.
  • Домонгольский период
  • Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире Святославиче.
  • Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Программа росписи храма отвечала византийской традиции, но содержала ряд особенностей. Например, в барабане центрального купола были изображены 12 апостолов, выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI века был цикл евангельских событий, а на западной стене помещался лишь частично сохранившийся портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками, из которых хорошо сохранились образ Христа Пантократора в зените купола и Богоматерь Оранта в своде алтаря. Остальные части интерьера были расписаныфреской. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.
  • Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.
  • Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.
  • Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.
  • Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах. Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII веке, из которого ясно основное содержание росписи. Сам храм послужил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись. Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы - преподобные Алипий и Григорий.
  • Раскрашенная (литографическая) открытка с видом Лавры XIX века.
  • В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)
  • Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, найденная среди руин Успенского собора, взорванного в 1941 году
  • Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии. Работами греков являются росписи собораМихайловского Златоверхого монастыря, Софийского собора и других ранних храмов Великого Новгорода, фрески собора Мирожского монастыря) в Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге. Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.
  • Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей
  • Митра иегумена из Мирожского монастыря, XIX в., Псковский музей
  • Новгород
  • Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.
  • Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая Риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенско соборе Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века. Гораздо лучше сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом. Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма. Ещё одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы - двусторонняя, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия. Она могла быть привезена из Новгорода (или из Киева). Отлично сохранилось изображение Георгия, имеющее черты аскетического стиля XI века (изображение Богоматери поновлено в XIV веке).
  • Сохранился ряд новгородских икон XII - начала XIII вв.
  • Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века. Новгородский музей.
  • Благовещение «Устюжское». XII век. ГТГ.
  • Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.
  • Ангел златые власы. Конец XII века.
  • Спас Нерукотворный. Около 1191 года.
  • Богоматерь Оранта из Ярославля. Около 1224 года
  • Святой Димитрий Солунский. Икона. Около 1212 года.
  • Белозерская икона Богоматери. XIII век.
  • Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XIII века.
  • Николай Чудотворец в житии со святыми Косьмой и Дамианом. Икона из погоста Озерёво. Первая половина XIV века.
  • Архангел Михаил. Около 1299-1300 гг
  • Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год. Новгородский музей.
  • Борис и Глеб. Конец XIV века.
  • Преображение. Икона из Переславля-Залесского. Около 1403 года.
  • Богоматерь Донская. Конец XIV века.

Слайд 2

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины.

Знаменщик- наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы; Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию: Травщик- изображающий растения Плательщик - специализирующийся в написании одежд и др. Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела; Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье; Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» - вознаграждение; Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях; Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».

Слайд 3

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение. Страшный суд Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле. Сер. XV века. Феофан Грек

Слайд 4

Особенности русской иконописи: Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий. Аскетизм - норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы). Спас Вседержитель. Первая половина XIII века Богоматерь Владимирская

Слайд 5

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы. Почему для иконописания выбрано именно дерево? Дерево имеет глубокое символическое значение. Следует вспомнить о древе жизни, о древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду; о дереве гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя. Используют липу, ель, ольху и кипарис. дерево - это символ падения и спасения человека.

Слайд 6

.

Форма иконной доски. Ковчег (ковчежец) - углубленная часть иконной доски. Поле - выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI-XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей. Лузга - скос между ковчегом и полем. Шпонка - поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации. 1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег, 4 - паволока, 5 – врезная левосторонняя шпонка

Слайд 7

Принципы изображений фигур на иконах. оглавные изображения оплечные поясные в полный рост

Слайд 8

Иконографические типы изображения Иисуса Христа «Спас Эммануил» «Спас Нерукотворный» «Господь Вседержитель» или«Пантократор» «Господь на престоле» или «Спас в силах» 6

Слайд 9

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". (Оранта, от лат. orans - молящийся). Классификация икон Богоматери. Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. "Ярославская Оранта, Великая Панагия" Нерушимаястена"

Слайд 10

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ – одна из самых почитаемых православных икон. «Казанская»

Слайд 11

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". "БогоматерьВладимирская БогоматерьДонская 2

Слайд 12

БогоматерьВзыграние "Умиление" - "Млекопитательница". Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Слайд 13

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три.

Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. "Богоматерь - Живоносный Источник"

Слайд 14

Верхняя одежда покрывало-мафорий, на мафории - звезды, знаки ее девства, синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога". Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Посмотреть все слайды

Слайд 1

ИКОНОПИСЬ

Слайд 2

pptforschool.ru
Иконопись
(от икона и писать) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению. Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.

Слайд 3

Икона
Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение. Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов

Слайд 4

Ико́на
Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков
Спас Звенигородский. Андрей Рублёв. Начало XV века

Слайд 5

Первая икона
ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.
Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века

Слайд 6

История иконописи
Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим
Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, до нас дошло много условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив очень мало. Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Больше всего сохранилось древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира. Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима.

Слайд 7

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки, написавшего первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Среди икон, чье авторство приписывается апостолу Луке, и особо почитаемая в России икона Божией Матери «Владимирская».
История иконописи

Слайд 8

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, и это роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые "фаюмские портреты").
История иконописи
Христос-Пантократор. Икона. Энкаустика. VI в. Синай. Фрагмент.

Слайд 9

Русская иконопись
Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV - середину XVI в. Что представляет собой этот период истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров.
Лицевая сторона иконы Дата появления: 1382-95 гг. Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва

Слайд 10

Андрей Рублёв, Иванов сын
Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора

Слайд 11

«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~1400-1410, Москва, Третьяковская галерея

Слайд 12

История иконописи
В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса
Апостол Павел 1410-1420

Слайд 13

Техника иконописи
Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими.
Тесло

Слайд 14

Техника иконописи
Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом.
Залевкашенная иконная доска

Слайд 15

pptforschool.ru
Техника иконописи
Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник, нанесением грунта - левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».

Слайд 16

Ковчег
(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик, ларь, сосуд) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.
Ковчег. Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в

Слайд 17

Поле
Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью
Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV - начало XV вв. Государственный Русский музей.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Иконопись, иконописание, писание икон - вид живописи, предназначенный для создания священных изображений -икон. Хотя в традиции восточного христианства греческое слово εἰκών, которое означает «изображение», «подобие», «образ», используется как общее наименование священных изображений, в качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на специальной доске. Ико́на (ср.-греч.εἰκόνα от др. греч. εἰκών «о́браз», «изображение») - в христианстве (главным образом, в православии, католичестве и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере; это моленный образ, утвержденный в VIII в. догматом Седьмого Вселенского собора (787 г. Никея, Малая Азия) - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней".

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Иконографический канон (продолжение): Пропорции фигур Нарушение пропорций тела. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Тип лица и выражение Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Внешность и поза Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой "Уплощение", игнорирование линейной перспективы Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу. Палитра цветов, игнорирование светотени Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая. Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги).

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда: Описание слайда:

Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Новгородскую школу отличают внушительность и суровость образов, обобщенность и упрощенность линий, укрупнение всех форм и деталей, геометризация рисунка, плоскостность. Светотеневая моделировка лиц уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу. Новгородское искусство в XIV веке разветвляется на два направления - местную традицию, выраженную в иконописи и, линию, ориентированную на современную византийскую живопись, проявившуюся, в основном, в монументальной живописи. Борис и Глеб на конях (икона XIV в.)

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений псковских мастеров. В живописи это выразилось в повышенной экспрессии, внутреннем динамизме, напряженности образов, особенностях иконографии (иконы "Собор Богоматери" и "Параскева, Варвара и Ульяна" 2-ой половины XIV в., ГТГ). Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений псковских мастеров. В живописи это выразилось в повышенной экспрессии, внутреннем динамизме, напряженности образов, особенностях иконографии (иконы "Собор Богоматери" и "Параскева, Варвара и Ульяна" 2-ой половины XIV в., ГТГ). Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла своего расцвета в конце XIV – XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит.

Слайд 31

Описание слайда: Описание слайда:

Ярославская школа К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется активное храмовое строительство, что способствует и развитию местной школы живописи. Для ярославской иконописи характерными чертами стали чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма. Образы подчеркнуто декорированы, порой даже чрезмерно, что придает им особую жизнерадостность. Это так же проявляется в изображении ликов, где строгость отступает перед добротой и человеколюбием. Среди ярославских икон особенно выделяется «Богоматерь Великая Панагия», написанная около 1224 года. Характерен для всей ярославской школы и розовый румянец, наложенный поверх насыщенной зеленоватой санкири.

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Презентация подготовлена учителем МХК МОУ СОШ №28 Резинкиной Екатериной Игоревной

Первая икона

ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает , что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.


И́конопись

(от икона и писа́ть ) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению.

Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.


Икона

Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение.

Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов


Ико́на

Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков


Христос Пантократор (всевластный , всесильный) , одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь св. Екатерины

Энкаустическая икона (в которой связующим веществом красок является воск).


История иконописи

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством

(так называемые «фаюмские портреты»).

Портрет юноши. II век н. э.

Портрет мальчика по имени Евтихий


Андрей Рублёв, Иванов сын

Родился в Новгороде около 1340 – 1350

воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373.

Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»).

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора


История иконописи

В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса


Техника иконописи

Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён.

Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска.

Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом.

Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века

Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими.


Техника иконописи

Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса).

Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью .

Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом .


Техника иконописи

Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник , нанесением грунта - левкасчик , к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде.

Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках » или в искусствоведческом именовании «таблетках ».


Ковчег

(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик , ларь , сосуд ) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.


Поле

Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега).

От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен ), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью


Виды иконописи

От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства :

монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.),

книжную миниатюру,

декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье);

с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.


Монументальная

Фреска

мозаика


Книжная миниатюра


Литье


Эмаль


Шитье


Чеканка


Обрамления

Ри́за , или окла́д (в южных и западных областях России - шата , цата , - накладное украшение на иконах , покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук - так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези


Русская иконопись

Русская иконопись - христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века


История большого обмана

Гениальный ученый, один из талантливейших живописцев всех времен Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле

с одинаковым успехом он ваял скульптуры,

играл на музыкальных инструментах ,

пел и сочинял сонеты,

в физических упражнениях не было равных ему современников,

за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света,

независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе.


В рентгеновском свете


Тест – опрос на остаточные знания


1. Какую картину написал Андрей Рублев?

1


2. Как она называется?

Апостол Павел

неизвестно


3. Иконописцы - это

- люди с иконами

- люди, делающие надписи на иконах,

- это такие животные

- мастер, специализирующийся в создании икон

- маэстро иконописи


4. Икона - это

Образ

Изображение

Лик

Изваяние

Рисунок


5. На чем рисовались иконы?

На ткани

На бумаге

На пергаменте

На дереве


6. Какая порода дерева использовалась для писания икон?

липа, лиственница

берёза, дуб, граб

сосна, клён, бук

ель, кедр, кипарис


7. Левкас - это

- левый заработок

- белый грунт из мела с алебастром и животным клеем

- специальная кисть

- палитра


8. Оклад - это

- денежная премия

- абрис иконы

- накладное украшение

- вид русского декоративно-прикладного искусства


9. Кто из этих людей были великими иконописцами?

Гостомысл

Рюрик

Климент

Андрей Рублев

Евангелист Лука

Феофан Грек


Когда возникла икона?

Нерукотворный Спас возник в I веке н.э.

1350 -1360 годы

В VI веке


Спасибо за внимание!



Похожие статьи