Проект управление инновационной деятельностью в образовании. Проект Управление качеством образования в образовательном учреждении

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОУ работы (С.В.Сидоров).

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью – процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.



Но к главным направлениям и задачам инновационного менеджмента относят: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

· осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых программ развития школы. Программа развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы» (Л. В. Шмелькова).

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.

2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

внедрение методики экспертизы инноваций;

разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;

введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему "Да, но..." (А.И.Пригожин):

«Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

«Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

«Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

«Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует.

«Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.

«Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

В психологии имеется классификация субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).

5 группа – колеблющиеся, обычно 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

По отношению к новаторству среди учителей ситуация выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски).

Особым образом характеризуется ситуация, когда инноватором является руководитель - директор школы или его заместитель, управленец другого звена. В этом случае необходимо предусмотреть возможные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия, идущие от руководителя.

Среди возможных моделей реакции человека на «навязывание» ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы». (Скаткин М.Н.)

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Среди организационно-управленческие условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют: осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе.

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения учителей в инновационную деятельность. Это постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает школа; стажировка, повышение квалификации; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.

Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров). (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

Результат инновационной деятельности – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управаленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

· критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

· критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

· критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувствия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

· Уровень информированности членов педколлектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

· Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

· Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

· Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

· Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

· Заинтересованность педколлектива школы в освоении нового.

· Контролируемость инновационных процессов в школе.

Вопросы для обсуждения и задания:

1. Модели инновационного управления образовательными учреждениями.

2. Разработка стратегии развития ОУ.

3. Этапы организации инноваций в ОУ.

4. Мониторинг качества инновационных процессов в ОУ.

5. Работа с примерными программами инновационного развития ОУ.

6. Разработайте анкеты для руководителей и педагогов по оценке качества инноваций.

7. Составьте аннотированный список Интернет-ресурсов по проблемам инновационной деятельности


Глоссарий инновационных терминов

Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс).

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.

2. http://wiki.iteach.ru/

3. http://www.vestnik.edu.ru

4. http://www.school.edu.ru

Текст 1 1

Подходы к определению понятия «проект»

    Деятельность в ситуации неопределенности.

    Пошаговая деятельность.

    Путь преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние.

    Форма целевого планирования.

    Способ достижения организацией целей, для которых нет готовых алгоритмов в функционировании организации (инновационная деятельность, единовременная специфическая акция и т.п.).

    Деятельность, направленная на достижение конкретной цели в условиях ограниченности ресурсов.

Отличительные особенности проекта:

    Наличие проблемы, для решения которой разрабатывается и реализуется проект (проектная проблема обычно шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации, она относится скорее к разряду социальных проблем, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечения равных возможностей, необходимости развития определенных услуг и т.п .);

    Четко ограниченная группа благополучателей и целевая группа;

    Планирование от проблемы (целевое планирование);

    Отсутствие очевидной процедуры достижения результата;

    Определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

    Пошаговое представление (планирование) деятельности;

    Ограниченность ресурсов, в том числе ресурса времени (срочность);

    Наличие команды с четким внутренним распределением ролей.

Ограниченность ресурсов проекта приводит к необходимости устанавливать при его разработке адекватный конкретной ситуации баланс между ресурсами и качеством результата, а также между отдельными видами ресурсов:

Порядок действий по разработке проекта

    Определение ключевой проблемы на основе миссии и внешних вызовов.

    Анализ ситуации: выявление проблем, прямо или косвенно связанных с ключевой проблемой, выявление заинтересованных сторон.

    Анализ проблемы: построение дерева проблем.

Предпроектный (поисковый) этап

Проектный замысел

    Определение проектной проблемы и способа ее разрешения.

    Определение общей и конкретной цели проекта (построение дерева целей).

    Анализ допущений: обоснование достижимости конкретной и общей целей проекта.

    Определение конечного (-ых) результата (-ов) и эффектов, их показателей и способов измерения.

Аналитический этап

    Постановка задач проекта.

    Определение промежуточных результатов проекта, их показателей и способов измерения.

Организационный проект

    Подготовка логического пакета шагов.

Планирование ресурсов проекта.

Составление критического пути проекта.

    Планирование рисков проекта.

    Составление плана-графика реализации проекта.

    Составление бюджета проекта.

Этап планирования

Логико-структурная схема проекта

Текст

Показатели

Измерение

Допущение

Общая цель

Цель проекта

Результаты

Действия

средства

Затраты

Текст - описание проекта на каждом из четырех уровней: общей цели, конкретной цели, задач проекта (через результаты) и действий.

Показатели - измеримые показатели на каждом уровне описания проекта.

Измерение - средство регистрации (фиксации) показателей.

Допущения - факторы риска и ограничения (-), могущие оказать отрицательное воздействие на ход выполнения и успех проекта или благоприятные факторы (+), исчезновение (нереализация) которых может оказать такое же влияние.

Вертикальная логика () представляет намерение проекта, выявляет причинно-следственные связи и называет важные предполагаемые и неопределенные моменты, не подлежащие контролю со стороны менеджера проекта.

Горизонтальная логика () относится к измерению результатов проекта и используемых проектом ресурсов, что производится путем определения основных показателей измерения, а также средств проверки правильности этих измерений.

Текст 2

Предпроектный этап. Анализ проблемы

Тезаурус

Альтернативные способы разрешения проблемы

взаимоисключающие направления изменения реальности.

Анализ проблемы

выявление причин существования проблемы и последствий ее существования, а также определение того, от кого \ чего зависит устранение этих причин, прямыми или опосредованными являются последствия.

Анализ ситуации

Разделение ситуации на составные части, необходимое для того, чтобы внимательно рассмотреть каждую часть в отдельности и сделать вывод о ситуации в целом (выделение признаков ситуации, указание подтверждающих их наличие фактов, определение заинтересованных сторон и т.п.).

Благополучатели

в широком смысле: субъекты, потребности которых призван удовлетворить проект; в буквальном смысле: лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Влияние

целенаправленное воздействие тех или иных субъектов на ситуацию

Заинтересованные стороны

люди, группы или организации, заинтересованные в том, чтобы существующая ситуация изменилась в определенном направлении (+) или оставалась неизменной (-).

Критерий

точка зрения, аспект, в котором рассматривается объект; основание для анализа или оценки.

Проблема

противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.

Противоречие

такое отношение между явлениями, признаками, оценками, сведениями, когда одно из них полностью исключает другое.

Целевая аудитория (целевая группа)

социальные группы или организации, на которых проект оказывает то или иное воздействие.

Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией.

Причина существования проблемы – противоречие более низкого уровня, приводящее к существованию проблемы.

Нерешаемая проблема - проблема, все причины существования которой (или главная причина) являются внешними по отношению к организации и, следовательно, неустранимыми силами организации.

Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:

подмена проблемы вопросом,

Например, как мотивировать жителей на участие в благоустройстве территории?

подмена проблемы задачей,

Например, обеспечить регулярное транспортное сообщение между пунктами А и В.

подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),

Например, большая нагрузка муниципальных служащих не дает им возможности регулярно выходить на живое общение с жителями.

подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы.

Например, существует проблема ветхого жилья.

При постановке проблемы автору проекта следует тщательно оценить ее корректность. Проблема должна быть достаточно детализирована. Нельзя корректно сформулировать проблему, ограничиваясь самыми общими словами. Любой не посвященный в размышление над данной проблемой человек должен однозначно понять, в чем видят противоречие авторы формулировки.

Сравните: «применяемые методы диспансеризации населения не отвечают задачам увеличения охвата» и «в процессе организации диспансеризации не используется адресность обращения».

Не следует подменять постановку проблемы оценкой ситуации: в этом случае автор также совершает ошибку слабой детализации проблемы.

Сравните: «Низкий уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений» и «Уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений не позволяет им адекватно взаимодействовать с органами местного самоуправления и прессой».

Также типичной ошибкой в определении проблемы является «напрашивающееся решение». Такая ошибка часто встречается, когда автор проектной разработки сначала ставит (по непонятной причине) перед собой определенную цель, а затем не столько проводит анализ ситуации, сколько «подгоняет» его под свой замысел и формулирует проблему на основе цели. Проблема с напрашивающимся решением – свидетельство серьезного нарушения технологии проектирования, согласно которой постановке цели должны предшествовать постановка проблемы и анализ способов ее разрешения. Другими словами, автор, допустивший такую ошибку, четко решил, что он будет делать нечто, а зачем, почему именно это, – такие вопросы он игнорировал.

Еще одной ошибкой, допускаемой при работе над проблемой, является подмена противоречия. То есть, при анализе ситуации выявляется противоречие А и не-А, а в формулировке проблемы приводится А и В.

В рамках анализа проблемы необходимо обращение к проблемам, с которыми сталкиваются партнеры, получатели, или благополучатели по проекту. Невозможно должным образом разработать проект, учитывающий реальные потребности благополучателей, без анализа существующей ситуации. Однако существующая ситуация воспринимается различными группами заинтересованных сторон по-разному. Поэтому на этом этапе важно собрать в обстановке открытой дискуссии представителей всех основных заинтересованных сторон.

На этапе анализа проблемы устанавливаются негативные аспекты существующей ситуации, а также причинно-следственная связь между существующими проблемами.

Этап анализа проблемы включает в себя три стадии.

1) идентификация, определение сторон, чьи интересы затрагиваются предлагаемым проектом;

2) установление основных проблем, стоящих перед благополучателями по проекту;

3) разработка дерева проблем для установления причинно-следственных связей.

Для того чтобы успешно справиться с первым этапом, выполните следующие действия:

1. определите субъектов, которые станут получателями, благополучателями или могут быть заинтересованы в реализации проекта;

2. изучите потребности благополучателей в тематическом поле проекта, определите степень их удовлетворенности в настоящее время;

Для выполнения этого шага можно использовать опубликованные данные, данные внутреннего мониторинга, данные социологических исследований, а также самостоятельно провести опрос или собеседование с референтными представителями целевых групп.

3. опишите идеальную ситуацию. Детально укажите, как именно и за счет чего будут удовлетворены потребности благополучателей проекта. Обоснуйте ваше представление о до лжном;

4. укажите, в чем состоит интерес «заинтересованных сторон». Выделите заинтересованные стороны, которые а) прямо заинтересованы в удовлетворении тех потребностей благополучателей, которые нашли свое отражение в вашей идеальной ситуации; б) косвенно в этом заинтересованы, в) прямо заинтересованы в том, чтобы данные потребности благополучателей не были удовлетворены, г) косвенно в этом заинтересованы. Первые две группы заинтересованных сторон – ваши потенциальные партнеры по проекту, вторые – источник возможных проектных рисков;

6. проведите анализ реальной ситуации. Составьте неструктурированный список проблем;

Следует помнить, что ситуация – это только часть окружающей нас действительности, которую мы отграничиваем в своих размышлениях от реальности в целом, рассматривая ее с определенной точки зрения. Например, в действительности с ребенком, находящимся на уроке, может одновременно происходить образовательный и пищеварительный процесс. Ребенка в рамках одного из этих процессов мы рассматриваем, описывая ситуацию, а в рамках другого – игнорируем. Причем, в рамках какого именно – определяется нашей точкой зрения (скорее всего, учитель остановится на первом процессе, его не будет волновать происходящее одновременно с устным счетом расщепление белков, а школьная медсестра – на втором).

Кроме того, все объекты и явления в рамках определенной ситуации всегда рассматриваются во взаимосвязи. То есть ситуация представляется единым целым, системой из многих элементов.

7. обсудите неструктурированный список проблем с членами проектной команды и референтными представителями благополучателей и заинтересованных сторон, отнесенных вами к первым двум группам.

Используя информацию, собранную на стадии анализа заинтересованных сторон, люди, планирующие проект, можно лучше организовать подготовительный процесс. Кроме того, субъект проекта получает видение противоречий, касающихся благополучателя, глазами субъектов внешней среды, что позволит уточнить и дополнить список проблем.

Проблемы могут быть выявлены на разных уровнях:

Рис. 1. Соотношение уровней выявления проблем.

Понятно, что причины существования проблемы более высокого уровня следует искать в проблемах более низкого уровня (см. рис. 1). Однако причинно-следственные связи могут существовать и между проблемами одного уровня. Например, отсутствие одного результата может быть причиной отсутствия другого результата.

Алгоритм построения дерева проблем выглядит следующим образом:

    Начните построение дерева проблем с проблемы, которую вы хотели бы решить в рамках проекта;

    Если проблема является причиной существования другой проблемы, поместите ее на один уровень ниже, соединив линией с проблемой-следствием;

    если проблема является следствием существования другой проблемы, поместите ее на один уровень выше, соединив линией с проблемой-причиной;

Проверьте себя:

Если на одном уровне оказалось несколько проблем, они не должны являться причиной или следствием друг друга;

Соответствует ли логика дерева проблем причинно-следственным связям между уровнями эффектов, результатов, деятельности, ресурсов.

    Найдите в Вашем дереве проблем те места, в которых причинно-следственные связи прерываются (пропущен один уровень) или являются неочевидными. Сформулируйте недостающие проблемы.

Проверьте себя:

Если проблема имеет только одну причину существования, то либо вы упустили как минимум еще одну причину, либо подменили причину существования проблемы другой формулировкой той же самой проблемы;

    Укажите, какие проблемы являются решаемыми в рамках вашего проекта (относятся к компетенции субъекта проекта), а какие – нет.

Следует определить, как соотносятся друг с другом проблемы, оказавшиеся по результатам проведенного анализа на одном уровне. Здесь необходимо определить, что влияет на существование проблемы-следствия: каждая из проблем-причин в отдельности или вся совокупность проблем-причин. Это важно, поскольку разрешить проблему можно, устранив причины ее существования или нейтрализовав их воздействие на ситуацию. Если устранение большей части причин существования проблемы, определенной вами как основной для проекта, лежит вне вашей компетенции, она является нерешаемой. Это означает, что задуманный вами проект технически невыполним. В этом случае проанализируйте, насколько целесообразным является решение средствами проекта проблемы, расположенной на более низком уровне.

    Сформулируйте ключевую проблему вашего проекта.

Проверьте себя:

ключевая проблема сформулирована корректно, если в ее основе лежит противоречие между желаемым и реальным;

сформулированная проблема решаема силами субъекта проекта (при неочевидности это должно быть обосновано);

отсутствуют типичные ошибки в постановке проблемы: слабая детализация, проблема с напрашивающимся решением, проблема с подменой противоречия).

Если устранение (нейтрализация воздействия) причин существования ключевой проблемы, на разрешение которой направлен проект, лежит вне компетенции субъекта проекта, эта проблема является нерешаемой. Это означает, что задуманный проект технически невыполним и его дальнейшая разработка бессмысленна. Поэтому, излагая в тексте проектной разработки результаты проведенного анализа проблемы, следует обратить особое внимание на обоснование решаемости проблемы, если она не является, с точки зрения автора, очевидной.

Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15172УДК 37.014.54

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]

Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе

Аннотация.В статье инновационные проекты рассматриваются в качестве существенных механизмов инновационного развития российских университетов. Инновационный образовательный проект характеризуется как система деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Представлено описание проекта «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», реализуемого в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет” на период 2012–2016 гг.». Описаны особенности управленияданным инновационным проектом напроектной, производственной стадиях и стадии коммерциализации.

Ключевые слова:инновационный образовательный проект, управление проектами, стадии управления инновационными образовательными проектами в вузе.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Важнейшим условием становления современного университета как интегрированного научнообразовательного центра является эффективное решение комплекса долгосрочных и тактических задач. И если тактические задачи связаны с обеспечением требуемого учредителем качества функционирования вуза в образовательной, научной, международной, финансовоэкономической, кадровой и инфраструктурной сферах, то долгосрочные –обеспечивают нахождение его «точек роста» в указанных выше сегментах деятельности. В качестве существенного механизма инновационного развития университета в данном случае выступают инновационные проекты. Рассмотрим особенности их реализации на примере управления инновационными образовательными проектами. Инновационный образовательный проект мы рассматриваем как систему деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Инновационный образовательный проект обеспечивает преобразование социальной действительности и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач в течение заданного периода времени и при установленном бюджете. Инновационный образовательный проект характеризуется рядом признаков, среди которых наиболее значимыми являются следующие:−высокая степень неопределенности параметров проекта уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора;−ориентация на долгосрочные результаты требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени;−участие высококвалифицированных специалистов, научных работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта;Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 2

−вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов проекта.Данные особенности нашли свое отражение в инновационных образовательных проектах, реализуемых в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет”на период 2012–2016 гг.»: «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», «Университетские профильные классы», «Университет третьего возраста», «Сетевое взаимодействие ВятГГУ с иностранными университетами», «Сетевое взаимодействие с российскими вузами», «Развитие дистанционного обучения на основе информационных и коммуникационных технологий». Эти проекты решают задачу модернизации системы непрерывного образования в университете на основе создания и внедрения инновационных образовательных программ и технологий, практик общего, профессионального и дополнительного образования. Ключевым инновационным проектом в образовательной сфере является проект «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании».Основная цель проекта–обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и регионального рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности основных образовательных программ, формирования системы непрерывного образования в ВятГГУ.Основные задачи проекта1.Создание и развитие системы поиска, отбора и поддержкиталантливых абитуриентов для поступления на бакалаврские и магистерские программы, обеспечивающей условия их результативного профессионального самоопределения.2.Внедрение и реализация в ВятГГУ федеральных государственных образовательных стандартов в компетентностном формате на основе активного взаимодействия с работодателями.3.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ.4.Внедрение инновационных моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего возможность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся для дальнейшего профессиональногои личностного роста.5.Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества образовательнойдеятельности ВятГГУ.Проект реализуется в 3 этапа.I этап–2011–2013 гг.: формирование современной образовательной структуры ВятГГУ, обеспечивающей приток в вуз наиболее способных абитуриентов и реализацию программ уровневой подготовки в компетентностномформате на основе активного взаимодействия с работодателями.II этап–2013–2014 гг.: внедрение и развитие инновационной системы управления образовательным процессом ВятГГУ по всем основным направлениям образовательной деятельности.III этап–2014–2016 гг.: формирование и развитие единой информационной учебнометодической базы образовательного процесса ВятГГУ с целью обеспечения непрерывности и доступности качественного профессионального образования.

Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 3

Ожидаемые конечные результаты проекта1.Создание банка данных об одаренных детях, педагогах–научных руководителях.2.Создание банка научнометодических рекомендаций и информационных материалов по работе с одаренными абитуриентами.3.Отработка механизма интеграции усилий ВятГГУ и образовательных учреждений разныхтипов по принципу сетевого взаимодействия.4.Увеличение количества образовательных учреждений различных типов–участников программы поддержки талантливой молодежи–не менее 70% от общего числа учреждений, с которыми организовано взаимодействие по вопросамдовузовской подготовки.5.Увеличение количества участников олимпиад, творческих и научных конкурсов различного уровня, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ, до 80%.6.Увеличение количества медалистов, выпускников системы СПО, имеющих дипломы с отличием, имеющих наивысшие баллы по ЕГЭ, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ,–не менее 40%.7.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ в соответствии с реализацией государственного и социального заказа на подготовку специалистов с учетом государственных и региональных интересов. 8.Увеличение количества студентов, освоивших дисциплины базовой части ФГОС, для каждой УГСН до 70%.9.Увеличение количества студентов, имеющих положительные оценки по государственным экзаменам по каждой из реализуемых основных образовательных программ, до 95%.10.Увеличение доли участия в формировании и реализации ООП представителей органов исполнительной власти и представителей организацийработодателей до 100%. 11.Увеличение количества преподавателей, прошедших курсы повышенияквалификации по проблематике, связанной с внедрением и реализацией ФГОС и двухуровневой системы подготовки специалистов, до 100%.12.Увеличение количества штатных преподавателей,имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, по каждой из реализуемых ООП,до 65%.13.Увеличение показателя ежегодной реализации программ переподготовки и/илиповышения квалификации не менее чем по 50% от реализуемых в ВятГГУУГСН. 14.Увеличение доли применяемых интерактивных методов обучения до 50%.15.Увеличение количества реализуемых в ВятГГУ УГСН до 12.16.Увеличение доли выпускников ВятГГУ, продолживших обучение в университете по программам магистратуры и аспирантуры, до 15%.17.Совершенствование локальной нормативноправовой базы университета, обеспечивающей реализацию ФГОС и системы двухуровневого высшего профессионального образования.При реализации проекта существуют следующие риски.1.Риски, связанные с квалификацией персонала,–ошибки проектирования и внедрения.2.Технологические (технические) риски–пропуск основных ключевых требований, которые необходимы для реализации проекта.3.Финансовые риски:3.1.Риски недофинансирования проекта.3.2.Риск увеличения стоимости проекта (превышения затрат над прогнозируемой необходимостью финансовых средств).Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 4

4.Организационные риски:4.1.Риск увеличения сроков реализации проекта.4.2.Ошибки проектирования, связанные с недостаточным уровнем прогнозирования рынка труда в регионе.Процессуально инновационный образовательный проект можно подразделить на три стадии: 1) проектная; 2) производственная; 3) коммерциализация. Каждая из стадий инновационного образовательного проекта характеризуется определенной спецификой управления.Проектная стадия включала формирование проблемного поля проекта, проведение анализа деятельности образовательных организаций высшего образования, нормативноправовой базы современного образования, осуществление на этой основе фундаментальных и прикладных исследований по теории и практике реализации компетентностноориентированной подготовки специалистов в высшем образовании. Итоговым результатом этой стадии является создание описания проекта, включающего характеристику его целей и задач; целевые индикаторы и показатели; разработку ресурсного, кадрового и финансового обеспечения проекта. Управление на проектной стадии требует от менеджера образовательного проекта эрудиции в сфере науки, способности ориентироваться в современных методах исследований, знания основныхнормативных актов, федеральных государственных образовательных стандартов, содержания профессиональных стандартов, особенностей проектирования в образовании. При этом менеджер должен вовремя оказать содействие разработчикам в подготовке заявок на объекты интеллектуальной собственности, которые впоследствии позволят «тиражировать» на другие образовательные организации полученные уникальные результаты проекта. Особенностьюуправления персоналом на данной стадии является использование нестандартных методов управления, основанных на доверии к высококвалифицированным работникам, когда на первое место выходят не должностные отличия, а профессиональные качества, знания, уровень проектного мышления.Производственная стадия управления инновационным образовательным проектом предполагает разработку планов реализации проекта на календарный год, отражающих перечень мероприятий, ресурсов, оборудования, исполнителей; составление сетевого графика; создание плана осуществления коммуникаций между участниками проекта –субъектами внутренней среды вуза и широкой социальной среды региона; разработку систему контроля качества реализации мероприятий проекта. Управление на данной стадии имеет ряд специфических особенностей: менеджер должен знать технологический процесс реализации компетентностноориентированной подготовки пооперационно, учитывать возможности учебной и воспитательной деятельности вуза в формировании компетентного специалиста и факторы социокультурной среды, обеспечивающие эффективность данного процесса. Необходимо обеспечивать стабильность процесса компетентностноориентированной подготовки через планирование и контроль материальнотехнического, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса, способствовать устойчивым коммуникативным связям между структурными подразделениями вуза и субъектами широкой социальной среды, задействованными в подготовке специалиста.Стадия коммерциализации включает не только сбыт и реализацию продукции (в нашем случае качественной образовательной услуги по подготовке востребованного на региональном рынке труда специалиста), но и коммерческие сделки по продаже прав на использование интеллектуальной собственности (в нашем случае–методические разработки, инновационные модели, образовательные технологии). На этой Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 5

стадии обеспечивается «тиражирование» полученных результатов (диффузия инноваций), в том числев рамках научных и методических конференций, круглых столов, реализации программ дополнительного профессионального образования для заинтересованных специалистов. Управление на данной стадии требует высокой и разносторонней квалификации менеджера проекта, что обусловлено существенными особенностями коммерциализации результатов образовательных проектов. Таким образом, управление инновационными образовательными проектами в современном вузе –это сложный процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной образовательной идеи.

Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, [email protected] of innovative educational projects in modern universityAbstract.The paperdiscusses innovative projects as essential mechanisms for innovative development of Russian universities.An innovative educational project is characterized as a system of actionsof educational institutionsforcreatingunique educational products, services and results.The description of the project “Competencesurfaceoriented training of professionals in higher education” is given and it isimplemented within the framework of "Program of Strategic Development of Vyatka State University of Humanities in20122016. The features of project managementincludeinnovative project, production commerce stages.Key words:innovative educational project, projectmanagement, management stagesof innovative educational projects at university.

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived29.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review30.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication30.05.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru


Участники проекта: Руководитель проекта: Сумина О.А. Руководитель проекта: Сумина О.А. Исполнители проекта: Белых Н.В., Джидзалова Т.М., Дуденгефер А.А., Копыльцова Э.Н. Скрипина С.А., Чапина В.И., Язева Т.В. Исполнители проекта: Белых Н.В., Джидзалова Т.М., Дуденгефер А.А., Копыльцова Э.Н. Скрипина С.А., Чапина В.И., Язева Т.В.


Актуальность проекта: 1. «Стратегическая цель развития образования до 2020 г.- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». 2. Приоритетные задачи развития образования до 2020 года: Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…; Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…; Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; Модернизация институтов образования как инструментов социального развития. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.


3. Нормативно – правовая база: Закон РФ и РК Об образовании; Закон РФ и РК Об образовании; Государственная Программа Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 гг.; Государственная Программа Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 гг.; Концепция модернизации российского образования до 2010 года; Концепция модернизации российского образования до 2010 года; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. Концепция федеральной системы образования на период до 2020 года; Концепция федеральной системы образования на период до 2020 года; Концепция общероссийской системы оценки качества образования; Концепция общероссийской системы оценки качества образования; Стратегия развития России до 2020 года. Стратегия развития России до 2020 года. 4. Проблемы в ОУ: Отсутствие системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Отсутствие системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности, преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к оценке образовательного процесса; рассогласованность образов желаемого будущего школы у разных педагогов. Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности, преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к оценке образовательного процесса; рассогласованность образов желаемого будущего школы у разных педагогов. Отсутствие взаимосвязи между субъектами образования в ОУ (учащиеся, родители, педагоги, МО, общественность). Отсутствие взаимосвязи между субъектами образования в ОУ (учащиеся, родители, педагоги, МО, общественность). 5. Вывод: проанализировав проблемное поле в своем ОУ, мы пришли к необходимости разработки системы управления качеством образования.





Подцели проекта: 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении. 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении.


Подцель 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. Задача 1. Изменить управленческую культуру. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1. Изучить нормативно – правовую базу по вопросу управления качеством образования в образовательном учреждении. Ноябрь 2008 Директор 1.2. Пройти курсовую подготовку по программе Управление качеством образования в образовательном учреждении. Ноябрь- декабрь 2008 г Директор


Задача 2. Выстроить систему управления качеством образования в образовательном учреждении. Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Создать управленческую команду для реализации проекта. Декабрь 2008 г. Директор Задача 3. Обеспечить готовность управленческой команды к внедрению системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Мероприятия Сроки Ответствен ный 3.1. Разработка командой программы действий (сроки, график, консультации). Январь 2009 г. Директор 3.2 Формирование школьной статистики и мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Февраль 2009.г. Или в течение года? Зам.директора по УВР, ВР


Подцель 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса.Подцель 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1 Провести теоретические семинары по управлению качеством образовательного процесса. февраль- апрель 2009 г. Зам.директора по УВР Задача 1. Изменить уровень профессиональной культуры учителя в образовательном учреждении.


Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Провести диагностику педагогов на определение уровня соответствия качества образовательных услуг социальному заказу, усвоения теоретических знаний по внедрению компетентностного подхода в организацию образовательного процесса, на понимание соответствия качества знаний учащихся базовому уровню, социализации учащихся, создания здоровьесберегающей среды. Ноябрь 2008 г., апрель 2009 г., май 2010 г. Зам. директора по УВР 2.2. Разработать систему стимулирования педагогических кадров в соответствии с уровнем достигнутых результатов. Март 2009 г. Директор 2.3. Разработать показатели, индикаторы оценки деятельности педагогов по качеству предоставляемых образовательных услуг. Март 2009 г. Директор Задача 2. Изменить мотивацию педагогов к пониманию качества образовательного процесса.


Мероприятия СрокиОтветственный 3.1 Анализ выявленных проблем в области формирования системы качества образования. Май 2009 г. Директор 3.2 Обеспечение индивидуальной траектории повышения профессиональной компетентности педагогов в области качества образования. В течение уч.года Зам.директора по УВР 3.3 Представление опыта. В течение уч.года Зам.директора по УВР 3.4 Обобщение полученных результатов. Апрель-май 2010 г. Зам.директора по УВР 3.5 Корректировка планов работы методических объединений. Май 2010 г. Руководители МО Задача 3. Обеспечить методическое сопровождение профессиональной компетенции педагогов в области качества образования в образовательном учреждении.


Мероприятия СрокиОтветственный 4.1 Создание творческих групп по разработке показателей и индикаторов Декабрь 2008 г. Директор 4.2 Разработка модели оценки качества по каждой образовательной области, социализации учащихся, здоровьесберегающей среды. Апрель 2009 г. Зам.директора по УВР, ВР, руководители МО 4.3 Экспертиза внедрения индивидуальных систем оценки качества. Зам.директора по ВР 4.4 Корректировка модели или изменение. Зам.директора по УВР, ВР Задача 4. Внедрить систему оценки качества по каждой образовательной области, социализации учащихся, здоровьесберегающей среды.


Подцель 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении. Задача 1. Разработать инструментарий для проведения социологического опроса (исследования) участников образовательного процесса. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1 Изучить различные виды диагностик по оценке качества образования. Ноябрь 2008 г Директор, зам. Директора по УВР, ВР 1.2 Обсудить на заседании методического совета, выбрать (составить) приемлемые опросные листы. Декабрь 2008 г Руководитель МС, ШМО 1.3 Разработать методику исследования полученных результатов. Декабрь 2008 г зам. Директора по УВР, ВР, ШМО


Задача 2. Провести анализ полученных результатов. Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Определить ответственных за обработку результатов. Ноябрь 2008 Зам. директора по УВР 2.2 Организовать обработку результатов Ноябрь, декабрь, март 2009 Зам. директора по УВР 2.3 Проанализировать результаты на заседании методического совета, внести коррективы Декабрь 2009 Май 2010 Руководитель МС 2.4 Ознакомить участников образовательного процесса с результатами анкетирования Январь 2010 Май 2010 Директор 2.5 Дополнить систему оценки качества Май 2010 Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО


Задача 3. Привлечь социальных партнеров к формированию системы оценки качества в образовательном учреждении. Мероприятия СрокиОтветственный 3.1 Ознакомить социальных партнеров с внутришкольной системой оценки качества Апрель 2009 Директор 3.2 Внесение корректив в систему оценки качества образования с учетом замечаний, предложений социальных партнеров Декабрь 2009 Директор 3.3 Публичная защита модели оценки качества Май 2010 Директор


Задача 4. Разработать систему оценки качества обеспечения образовательной и развивающей траектории обучающихся. Мероприятия СрокиОтветственный 4.1 Обучение учащихся основам проектной и научно – исследовательской деятельности Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.2 Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.3 Разработка системы оценки качества социально – ориентированной деятельности учащихся (проектирование, исследование, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах) Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.4 Оценка индивидуальных достижений обучающихся: В рамках государственной итоговой аттестации внутренней системы контроля качества образования Май 2010 Июнь 2010 Зам. директора по УВР 4.5 Создание портфолио социальных достижений учащихся В теч уч. г. Кл. руководители


Задача 5. Обеспечить качество знаний в соответствии с требованиями системы оценки качества. Мероприятия СрокиОтветственный 5.1 Осуществление контроля соответствия базовых знаний учащихся государственным образовательным стандартам В теч уч. г. Директор, зам. директора по УВР, ВР 5.2 Внедрение новых программ для развития индивидуальных способностей учащихся Сентябрь 2009 Зам. директора по УВР, ВР 5.3 Организация индивидуальных консультаций для учащихся В теч уч. г. Директор, зам. директора по УВР, ВР 5.4 Внедрение в образовательный процесс личностно – ориентированного подхода к обучению В теч уч. г. Учителя, кл. руководители 5.5 Анализ соответствия индивидуальных образовательных и социальных компетенций учащихся критериям оценки качества Декабрь 2009, апрель 2010 Учителя, кл. рук., зам. дир. по УВР, ВР


Задача 6. Внедрить систему мониторинга качества знаний обучающихся. Мероприятия СрокиОтветственный 6.1 Разработать положение о мониторинге оценки качества Январь 2009 Зам. директора по УВР, ВР 6.2 Провести внутренний мониторинг оценки качества учебной деятельности на разных ступенях обучения по объектам: ученик, класс, школа, учитель 1 раз в четверть Зам. директора по УВР, ВР 6.3 Создание электронного журнала для статистического анализа учебной деятельности в процессе мониторинга оценки качества В теч уч. г. Зам. директора по УВР, учитель информатики


Задача 7. Разработать модели выпускника I, II, III ступени обучения. Мероприятия СрокиОтветственный 7.1 Создание рабочей группы по разработке модели Январь 2009 Директор 7.2 Создание модели выпускника I, II, III ступени обучения. Май 2009 Зам. дир. по УВР, рук. ШМО 7.3 Обсуждение со всеми участниками образовательного процесса Май 2009 Директор 7.4 Утверждение модели на заседании совета Май 2010 Директор


Смета расходов 1. Бюджетные средства: Фонд заработной платы; Фонд заработной платы; Фонд стимулирующих выплат; Фонд стимулирующих выплат; Командировочные расходы. Командировочные расходы. 2. Внебюджетные средства: Оплата услуг научного руководителя; Оплата услуг научного руководителя; Приобретение канцелярских товаров; Приобретение канцелярских товаров; Приобретение программного обеспечения. Приобретение программного обеспечения.




Критерии и показатели оценки объектов мониторинга качества образования Объект мониторинга: условия достижения образовательных результатов Критерии оценки Показатели оценки Индикато ры Методика Сроки Методиче ские ресурсы, профессио нальная компетент ность Повышение квалификации учителей: Уровень мотивации Уровень мотивации Саморазвитие Саморазвитие Карьерный рост Карьерный рост Уровни: высокий, средний, низкий Мотивация достижений педагогов. Диагностика готовности педагогов к саморазвитию. Диагностика целей карьерного роста педагогов г. Стабильность основного состава педагогического коллектива %ОШ г. Модернизация кабинетов методическими материалами и оборудованием % Образовательный паспорт школы 2008 г. Обеспеченность учебниками и УМК % Образовательный паспорт школы 2008 г. Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся) % Образовательный паспорт школы 2008 г. Обеспеченность библиотеки % Образовательный паспорт школы 2008 г.


Критер ии оценки Показатели оценки Индик аторы Методика Сроки Валеол огическ ие ресурсы Валеологическая кривая расписания, динамическая пауза, физкультминутки, освещенность, мебель. Соотве тствует, несоотв етствуе т Сан ПиН Гигиенические требования к расписанию уроков Ежегодно Количество учащихся в классе Количе ство ОШ-1Ежегодно Ресурс ы получен ия дополн ительно го образов ания Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, стоимость, востребованность) и занятость учащихся % Образовательный паспорт школы Ежегодно Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги % Образовательный паспорт школы Ежегодно Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки) % Образовательный паспорт школы Ежегодно


Объект мониторинга: достижения учеников Критер ии оценки Показатели оценки Методика сбора информации Индикаторы Сроки Объект: образовательные ресурсы Обуч енно сть Фактический запас знаний по предметам Тесты обученности Диагностические контрольные работы В процентном по уровням Баллы (пятибалльная) Два раза в год Сформированность предметных умений Тесты обученности Диагностические контрольные работы В процентном по уровням Баллы (пятибалльная) Сформированность умений учиться Диагностическая методика «Навыки учебной деятельности» В процентном по уровням


Обуч аемос ть Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений Может быть диагностирована психологом с использованием психологических методик диагностики В процентном по уровням Два раза в год Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы) Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы Прочность сохранения освоенного материала Мотивация Уровень тревожности Мышление Творч еские успех и Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях, исследовательской деятельности и т.д. Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений В процентах от общего количества (класса, школы, коллектива) Один раз в год Сертификаты (мероприятий и конкурсов системы, дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам (TOEFL и т.п.) и др. Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений Балловые


Объект мониторинга: управление ресурсами ОУ Объект мо нит ори нга Критерии оценки Показатель оценки Методика сбора информации Сроки Индикаторы Цена дос ти же ния обр азо ват ель ны х рез уль тат ов Нагрузка учащих ся Число проверочных работ и других видов аттестации в единицу времени(четверть, триместр, год) Тесты, контрольные срезы, контрольные работы и др.) По графику Соотношение реальных работ к нормативам Время затрачиваемое к различным видам аттестации (их трудоемкость) Самообследование (хронометраж) По графику Соотношение затрачиваемог о времени к нормам Время затрачиваемое на выполнение домашнего задания Самообследование (хронометраж) По графику Соотношение полученных результатов к нормам Нагрузка учителе й Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися: - количество обучающихся на учителя; - почасовая нагрузка; - форма работы учителя с классом Портфолио учителя, статистика (тарификация, штатное расписание), анкетирование, наблюдение. 1 раз в год Уровни: - высокий - средний - низкий Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе Портфолио учителя, анкетирование. 1 раз в год Уровни: - высокий - средний - низкий Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) Портфолио учителя, самообследование 1 раз в годВ часах


Уровни здоровь я (учащихся, педагог ов) Динамика зрения Медицинская статистика 1 раз в год Динамика зрения в % отношении Управлен ие ресу рсам и Обеспеченно сть ресурсо в Динамика заболеваний Медицинская статистика 2-4 раза в год Индекс здоровья Уровень управле ния ресурсами ОУ Динамика травматизма Медицинская статистика 3-4 раза в год Динамика травматизма в % Достаточность доступного финансирования Смета ОУВ течении года Соотношение полученного финансирования к нормам Понимание механизма финансирования ОУ: -меры по использованию бюджета ОУ -выполнение нормативов финансирования Смета ОУ, отчеты.В течении года 6-ти балльная система оценки: 6- отлично 5-очень хорошо (явные сильные стороны) 4-хорошо (сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов требующих улучшения) 3-адекватно (сильные стороны несколько перевешивают слабые) 2-слабо (слабые стороны в важных областях работы) 1-неудовлетворительно (явные слабые стороны)


Модель системы управления качеством образования в ОУ Муниципальная система управления качеством образования Республиканская система управления качеством образования Управление ресурсами (доступность финансирования ОУ) Совет школы Управленческая группа Педагогический совет Творческая группа по разработке и реализации мониторинга оценки качества образования Оценка учебных достижений учащихся (обученность, обучаемость, творческие успехи, личностные достижения) 1 Разработка и подбор методов оценки качества 2 Реализация программ мониторинга 3 Анализ, апробация системы оценки качества Внутренняя оценка управления качеством образования Внешняя оценка управления качеством образования Оценка методических ресурсов образовательного учреждения (профессиональная компетентность падагогов, оценка образовательной среды и пр.)

Предпроектный анализ из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска на основе составления таблицы SWAT-анализа

· В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;

· С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;

· Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;

· Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.

o При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;

o Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

o У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;

o Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект №1. Предпроектный анализ

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

Внешние возможности

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Внешние угрозы

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

Предварительный просмотр:

Управление проектами и инновациями в образовательной организации

Проект №1. Предпроектный анализ

из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Выполнила: учитель МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Мурманской области Мельникова Светлана Евгеньевна

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

  • В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;
  • С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
  • Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;
  • Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.
  • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;
  • Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
  • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;
  • Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Внешние возможности

Просветительская работа педагогов на темы здоровьясбережения, проектной и исследовательской деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, физкультминутка

Регулярно проводимые методические объединения;

Коллектив профессиональный и творческий, в коллективе четко отработано практика наставничества по передаче знаний от опытных педагогов молодым пециалистам

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и внешних возможностей (СС и ВВ)

Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Привлечение родительской общественности

Внешние угрозы

Финансирование системы образования, территориальное положение школы, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией;

Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения (строительство бассейна)

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Просветительская работа педагогов на уровне методических объединений школы и муниципалитета

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией

  • Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных сторон организации?

Реализация творческого потенциала педагогов через обмен опытом на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Педагоги МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска неоднократно являются участниками методических объединений, выступают на региональных и всероссийских семинарах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Лидер в образовании», «Педагогическая находка», «Калейдоскоп педагогических идей», «Методическая копилка».

Педагоги также работают в «Школе олимпиадного резерва».

  • Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?

Поскольку школа удалена территориально от муниципалитета и от регионального центра необходимо использование дистанционных образовательных технологий для учеников с повышенной мотивацией.

  • Какие проблемы можно решить на основе реализации образовательного проекта? Кто может в этом помочь?

Повышение творческого потенциала педагогов. Улучшение материальной и методической базы. Помочь в этом может администрации школы, а также непосредственный учредитель.


Похожие статьи