Борьба за власть первого императора восточной хань гуан-у-ди. Преобразование гуан уди Смотреть что такое "гуан у-ди" в других словарях

ГУАН У-ДИ

(личное имя - Лю Сю) (5 до н. э. - 57 н. э.) - кит. император с 25, основатель династии Поздняя Хань (25-220). Будучи представителем боковой ветви рода Лю, к к-рому принадлежали императоры Ранней (или Западной) династии Хань, Г. У-д. в период кризиса империи и непопулярного правления Ван Мана (9-23) сумел выдвинуться и стать одним из крупных военачальников. Одержав после смерти Ван Мана верх над соперниками, Г. У-д. провозгласил себя императором и перенес столицу из Чанъани на восток, в Лоян (отсюда др. назв. основанной им династии - Вост. Хань). Став императором, Г. У-д. жестоко подавил в 27 мощное нар. восстание "краснобровых" и принял вместе с тем ряд мер для преодоления последствий кризиса: издал декреты о снижении налогов, ограничении рабства, наделении бедняков и безземельных гос. землей, освобождении переселенцев на ряд лет от налогов и т. п. Восстановив разрушенное х-во страны, Г. добился значит. успехов в борьбе с децентрализаторскими тенденциями аристократии и укрепил свою власть. Вновь завоевав сев. часть Вьетнама (Бакбо), признавшую зависимость от Китая, Г. У-д. положил начало активной внеш. политике Вост. Ханьской империи.

Л. С. Васильев. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ГУАН У-ДИ" в других словарях:

    - (гуанг) подгруппа в составе группы народов акан в Гане. Говорят на гуанских языках, составляющих группировку ветви тано ква языков. Письменность на основе латиницы. Распространён также язык акан). Св. 60 % христиане (протестанты и католики) … Википедия

    - (кит. трад. 光武帝, пиньинь: guāng Wǔ dì), личное имя Лю Сю (кит. трад. 劉秀, упр. 刘秀, пиньинь: Liú Xiù, 5 год до н. э. 57 год) император Китая с 25 по 57 год. Первый император поздней династии Хань. Энергично возобновил… … Википедия

    гуанін - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

    I (Гуан си шэн) одна из 18 провинций собственно Китая, расположенная по бассейну р. Си цзяна (Сикианга) между Гуан дуном и Юнь нанью. Юго зап. границу провинции составляет государственная граница Китая с Тонкином. Площадь провинции свыше 3820 кв … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    гуанін - у, ч., хім. Одна з чотирьох нуклеотидних основ, що складають дезоксирибонуклеїнову та рибонуклеїнову кислоти … Український тлумачний словник

    гуан - гуна нуга унга … Краткий словарь анаграмм

    гуан - гуан, сборное название для нескольких родов (Penelope, Pipile и др.) птиц семейства краксов отряда куриных … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Гуан (廣 , Ключ 53 , сыцзяо: 0028 , упрощ. 广 , пиньинь: Guǎng) одна из редко встречающихся китайских фамилий, значение иероглифа «широкий», «обширный». Известные Гуан Гуан Чэнцзы (廣成子) один из даосских святых … Википедия

    Расширенное собр. соч., светоч истины распространяющих Буд. антология, сост. в начале 60 х гг. 7 в. монахом Даосюанем из столичного (г. Чанъань) монастыря Сымин. Входит в буд. канон Да цзан цзин. Представляет собой дополнение буд. антологии нач … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Антуан Гуан фр. Antoine Gouan … Википедия

Книги

  • В. К. Блюхер в Китае , А. И. Картунова. Один из крупнейших советских полководцев - В. К. Блюхер с октября 1924 г. по июль 1927 г. был главным военным советником гуан-чжоуского (кантонского) правительства. В книгедан…

Бог войны и воинской доблести, покровитель воинов, сражающихся за правое дело. Таким является этот бог, которому поклонялись вплоть до середины XIX века.

В этом образе слились воедино древние представления о боге войны и овеянные легендами истории о действительно существовавшем доблестном воине по имени Гуань Юй, жившем в 160–219 годах.

Судя по всему, в древности Гуань ди каким то образом был связан с мифическими драконами. Во всяком случае, в Средние века были распространены сказания о том, что перед рождением Гуань Юя над домом его родителей кружил дракон. По другой версии, он был чудесно рожден из крови казненного дракона Юй ди, которую слил в свою чашу буддийский монах. Поэтому в жилах Гуань Юя текла кровь дракона.

Рассказывали, что он с детских лет обладал необычайной силой и бесстрашием. Свой первый подвиг он совершил, убив жестокого правителя уезда, который творил произвол. Чтобы его не смогли опознать, он умыл лицо водой из волшебного ручья. Впрочем, если он действительно совершил такой отчаянный поступок, благодарные земляки и без того не выдали бы его.

Возможно, что в этой истории есть доля правды, ибо дальнейшее поведение героя вполне реалистично и прозаично: он стал продавцом соевого сыра и таким образом сумел даже немножко разбогатеть. Впрочем, второе могло случиться после того, как он, поступив на службу правителю, был ему беззаветно предан.

По видимому, эпизодами биографии Гуань Юя объясняется то, что своим покровителем считали Гуань ди не только военные, но и торговцы соевым сыром и даже коммерсанты, богачи (или для них было важно иметь надежного охранника?). Буддийские монахи тоже чтили его прежде всего как защитника монастырей.

Почитание Гуань ди превратилось в настоящий культ личности, при котором реальный Гуань Юй стал мифологическим героем, а его достоинства и деяния превозносились поистине до небес. Императоры жаловали ему почетные титулы – как вечно живому. В конце XVI века при династии Мин ему был присвоен титул «ди» – государь.

В середине XIX века Гуань ди получил титул «шэн» («совершенномудрый») после того, как он будто бы появился в небе и помог правительственным войскам победить тайпинов – восставших крестьян, попытавшихся создать народное государство. Хотя в действительности правителям династии Цин в данном случае помогали англичане, американцы и французы. Впрочем, еще через полвека участники антиимпериалистического восстания 1900 года тоже молились Гуань ди.

Нет сомнения, что культ верного слуги и доблестного воина укореняли и распространяли прежде всего государи, кровно заинтересованные в такого рода пропаганде. Ему было посвящено почти тысячи больших и малых храмов, рассыпанных по всему Китаю. Его чтили представители разных религиозных направлений. Буддисты утверждали, что он был обращен в их веру. А даосы сложили легенду о том, что Гуань ди победил в бою мятежника чудище Чию, которого в Древнем Китае чтили как свирепого бога войны, зверочеловека с головой барса и когтями тигра, владевшего всеми видами оружия. По другой версии, у чудища были копыта и рога быка, тело человека, четыре глаза и шесть рук. Считалось, что он восстал против легендарного правителя Хуан ди.

По сути дела, в аллегории о победе верноподданного Гуань ди над мятежным Чию была своя правда: со временем, при значительном укреплении власти императора, в народе стали преобладать верноподданнические настроения (противоположные были опасны и искоренялись жестоко). Этому способствовало и то, что Гуань ди был примером верности долгу, а потому считался покровителем торговцев. Пользовался он популярностью и как один из богов богатства. Для конфуцианцев он стал покровителем ученых и литераторов, потому что, согласно преданию, его настольной книгой было сочинение Конфуция «Вёсны и Осени».

На примере Гуань ди особенно ясно видно, как происходит мифологизация исторической личности. Вовсе не обязательно предполагать, что тут играют важную роль какие то мистические силы, сложные философские соображения. Слишком часто объяснение лежит в плоскости реальных интересов отдельных социальных групп, общественных организаций, государственных структур.

Многое зависело и от текущей политической ситуации. Империя Хань после периода расцвета, когда она охватывала пятую часть всего населения Земли, стала расшатываться и клониться к упадку. В III веке н. э. ее постоянно сотрясали восстания и социально экономические кризисы. Остро стоял вопрос об укреплении царской власти, создании общенациональных кумиров государственников. Одному из них суждено было стать Гуань Юю, превратившемуся в мифологического героя Гуань ди.

Восстания конца I в. до н. э.- начала I в. н. э. явились показателем крайнего обострения классовых противоречий в Ханьской империи и назревания глубокого внутреннего кризиса.

Мероприятия Лю Сю и политика следующих за ним императоров новой династии, получившей название Младшей династии Хань, в конечном итоге определялись теми глубокими изменениями, которые происходили в социально-экономической основе империи.

Внутренняя политика Гуан У-ди

Сразу после своего утверждения на императорском престоле, Лю Сю известный в истории под именем Гуан У-ди (25-57), провозгласил эру мира и объявил, что будет действовать по примеру своего предка Лю Бана. Он понимал, что в обстановке полыхающих по всей стране восстаний и хозяйственной разрухи нельзя действовать только силой. Решительно и жестоко расправляясь с народными движениями, Лю Сю вместе с тем издавал указы, несколько облегчающие положение угнетённых масс. В ходе восстаний 18-28 гг. многие рабы были освобождены отрядами повстанцев или сами бежали от господ. После подавления народного движения Гуан У-ди не только не предпринимал попыток возвратить рабов прежним владельцам, но и неоднократно издавал указы об ограничении рабства и облегчении положения рабов. Рядом указов 26-37 гг. были объявлены свободными люди, продавшиеся в рабство из-за голода за время гражданских войн, а также люди, насильно обращённые в это время в рабство. Изданный Гуан У-ди «закон о продаже людей» был попыткой ограничить практику насильственного захвата и продажи в рабство свободных. В 31 г. был издан указ об освобождении некоторых категорий государственных рабов. Он гласил: «Те чиновники и люди из народа, которые во времена Ван Мана были схвачены и обращены в рабов за несогласие с прежними законами, должны быть освобождены и стать свободными». В 36-39 гг. Гуан У-ди издал несколько указов, освобождающих некоторые категории частных рабов в ряде областей империи. В 36 г. п. э. был издан указ об ограничении права рабовладельцев на убийство рабов. Годом раньше императорским указом было запрещено клеймить частных рабов.

Ко времени правления Гуан У-ди хозяйственное значение областей в бассейне р. Вэйхэ, являвшихся основной житницей государства во II в.- середине I в. до н.э., значительно падает в связи с запущенностью и разрушением ирригационной системы Вэйбэй и уступает место районам, расположенным к востоку от Чанани - на территории современных провинций Хэнани, Шаньдуна и Южного Хэбэя. В этих областях ещё во второй половине I в. до н. э. местными властями были созданы ирригационные сооружения, способствовавшие их экономическому подъёму. В начало I в. п. э. области, расположенные на территории Великой Китайской равнины, стали наиболее развитыми в экономическом отношении. В связи с возросшим хозяйственным значением этих областей и упадком областей в долине Вэйхэ Гуан У-ди перенёс столицу империи на восток, в г. Лоян. Как Гуан У-ди, так и его преемники обращали большое внимание на поддержку ирригационных сооружений в бассейне нижнего и среднего течения Хуанхэ.

При Гуан У-ди правительство предпринимало энергичные меры, чтобы наладить хозяйство страны. Чиновникам были отданы распоряжения о поощрении земледелия и шелководства. Беднякам, не имевшим земли, раздавались на льготных условиях государственные земли (гун-тянь). Переселенцев на несколько лет освобождали от налогов и повинностей. Крупные владения опальных землевладельцев частично были распределены между людьми, лишившимися крова. Восстанавливалась и налаживалась государственная администрация. В многолетней напряжённой борьбе с децентрализаторскими тенденциями крупных аристократических семей, усилившихся во время восстаний и междоусобий, Гуан У-ди удалось добиться укрепления и централизации империи. Восстановление внешнеполитического могущества Ханьской империи

В I в. н. э. империя Хань снова превратилась в сильную державу. С середины I в. н. э. ханьские императоры вновь стали проводить активную завоевательную политику.

В конце 30-х - начале 40-х годов на юго-западе Ханьской империи-в северной части Вьетнама-начались восстания против китайских властей. Повстанцы перебили ханьских чиновников, и в течение нескольких лет эта область сохраняла независимость от Ханьской империи. В 43 г. сюда были посланы китайские войска, возглавляемые военачальником Ма Юанем, которые нанесли решительное поражение восставшим, после чего северная часть Вьетнама (Бакбо) признала свою зависимость от Ханьской империи.


Вскоре китайцы предприняли активные военные действия и на северо-западе. Как уже указывалось, гунны в конце I в. до н. э.- начале I в. н. э. подчинили своему влиянию Западный край и прервали торговлю по «великому шёлковому пути». В 73 г. в далёкий поход против гуннов выступила сильная армия, возглавляемая полководцем Доу Гу. Войны с гуннами преследовали в первую очередь цель восстановления китайского влияния в Западном крае и налаживания внешней торговли Китая со странами Запада по «великому шёлковому пути». В результате победоносных походов ханьских полководцев, среди которых особенно отличился Бань Чао (32-102), гунны были вытеснены из Восточного Туркестана, и государства Западного края вновь признали власть ханьского императора. Закрытый для Китая в течение 65 лет «великий шёлковый путь» был вновь завоёван Ханьской империей. В результате войн на юго-западе и особенно с гуннами в Китай притекло большое количество рабов-военнопленных. Согласно «Истории Младшей династии Хань», только за один поход 89г. было захвачено в плен 200 тыс. гуннов.

Успешная борьба китайцев за Восточный Туркестан и продвижение их на запад привели к столкновению интересов империи Хань с её ближайшим соседом на западе - Кушанской империей. В 90 г. н. э. в сражении с войсками Бань Чао посланная в Восточный Туркестан кушанская армия потерпела полное поражение, после чего Бань Чао заставил царя кушанов Канишку признать номинальную зависимость от Ханьской империи. «С этого времени,- сообщает «История Младшей династии Хань»,- юэчжи (кушаны.- Ред.) пребывали в великом страхе и ежегодно посылали дань и дары».

В вознаграждение за блистательные победы император пожаловал Бань Чао титул наместника всех завоёванных им территорий Западного края. Деятельность Бань Чао не ограничилась успешными завоевательными походами. Безотлучно находясь в Западном крае более 25 лет, он прославился не только как блестящий полководец, но и как талантливый дипломат. Бань Чао отправлял своих эмиссаров далеко на запад для установления торговых и дипломатических сношений с различными странами. Один из них со своими спутниками дошёл до берегов Персидского залива.

Международная торговля

В конце I - начале II в. Ханьская империя установила обширные связи с внешним миром. Подчинение Северного Вьетнама, через который проходил торговый путь в Индию, открывало для Китая возможность установления более регулярных связей с западными странами по южному пути. Здесь же проходил морской путь, ведущий в Индию и дальше на запад, вплоть до Римской империи. Торговые связи Китая с Римской империей по южному пути завязались ещё в последние десятилетия до н. э. Под 166 г. китайские источники сообщают о прибытии в Лоян первого посольства из Рима. Оживлённая торговля велась и по «великому шёлковому пути» Как и в I в. до н. э., особенное развитие получили торговые и культурные связи Китая со Средней Азией. Китайские торговцы везли на запад шёлк, керамику, изделия из железа и лака. Через Бактрию и Парфию китайские товары проникали в Римскую империю. Иностранные купцы доставляли в Китай мулов, лошадей, верблюдов, шерстяные вещи, ковры, кожу, стекло, драгоценные камни и художественные изделия, виноград, гранаты, шафран, люцерну.

Во внешней торговле империи Младших Хань значительное место занимала работорговля. В биографии одного из" помощников наместника Западного края, помещённой в «Истории Младшей династии Хэнь», имеются указания, что в это время в Китай привозили рабов с запада. Рабов приобретали и у пограничных северо-восточных племён. Так, по данным того же источника, в Лоян неоднократно прибывали торговцы с рабами и другими товарами из племён ухуань. Имеются сведения о привозе в это время рабов и из Японии.

Изменения в экономическом строе Китая в I-II вв.

Первые десятилетия правления Младшей династии Хань были отмечены не только восстановлением внешнеполитического могущества империи, но и некоторым подъёмом хозяйства страны. Были восстановлены важнейшие ирригационные сооружения на Хуанхэ. Оживились ремесленное производство и торговля. Однако, поскольку основные социально-экономические противоречия не были разрешены, Ханьская империя после кратковременного подъёма вступила в полосу затяжного внутреннего кризиса. Назрели глубокие изменения во всём общественном строе древнего Китая.

После тех сдвигов в развитии производительных сил, которые произошли в период Чжаньго (V-III вв.) и явились основой дальнейшего развития рабовладельческих отношений, на протяжении последующих веков не наблюдалось заметного прогресса в развитии орудий производства и техники земледелия и ремесла. Те усовершенствования, которые появились в Китае с I в. до н. э., не получили сколько-нибудь значительного распространения. Судя по археологическим материалам и данным письменных источников, в широком употреблении находились весьма примитивные орудия труда. Для помола зерна, например, широко использовались ручные мельницы типа зернотерок. Ни плуг, ни пахота на волах, даже в Северном Китае, не имели действительно широкого и повсеместного распространения. Об общем уровне развития производительных сил в этот период может свидетельствовать и тот факт, что до начала нашей эры наряду с железным оружием всё ещё продолжало находиться в употреблении оружие из бронзы. Так, например, при У-ди, как сообщают источники, существовали крупные государственные оружейные мастерские, где изготовлялось оружие из бронзы. О довольно широком использовании при Старшей династии Хань бронзового оружия свидетельствуют и археологические находки.

С I - II вв. в Китае вновь намечаются существенные сдвиги в развитии производительных сил. Получают более широкое распространение плужное земледелие и пахота на волах, особенно на юго-востоке - в бассейне реки Янцзыцзян. Если в источниках I в. до н. э. мы находим лишь краткое упоминание о введении грядковой культуры и системы переменных полей, то с середины I в. н. э. появляются свидетельства об их распространении и развитии. Ряд усовершенствований был сделан в области производства железа. В частности, в это время был изобретён способ приведения в действие воздуходувных кузнечных мехов при помощи водяного колеса с вертикальным валом. Вслед за тем сила воды стала использоваться для размалывания зерна-появилась примитивная водяная мельница. В конце Младшей династии Хань была изобретена водоподъёмная машина - насос, поднимающий воду на поверхность земли, что сыграло большую роль в деле орошения полей. В III в. н. э. был усовершенствован ткацкий станок.

Хотя отмеченные выше усовершенствованные орудия производства начали входить в употребление в этот период, заметное распространение они получили лишь начиная с III-IV вв. н. э. Однако сам факт их появления и постепенного внедрения в ремесло и земледелие свидетельствовал о глубоких изменениях в экономике и общественных отношениях и имел далеко идущие последствия.

В империи Младших Хань рабский труд продолжал ещё находить довольно широкое применение, однако рабство в целом уже изживало себя.

Спрос на рабов был ещё достаточно велик. Источники, относящиеся к I-II вв., приводят данные о рабовладельцах, имевших по тысяче и даже более рабов, и о существовании в это время крупных рабовладельческих хозяйств. В «Истории Младшей династии Хань» в биографии Фань Чжуна описывается рабовладельческое хозяйство одной из аристократических семей. Эта семья приобрела более 300 цин (1383,9 га) необработанной земли, на которой она произвела ирригационные работы. Обширное земледельческое хозяйство было основным источником обогащения семьи Фань Чжуна, но помимо этого она владела рыбными промыслами, пастбищами и плантациями, где выращивались камфорные и лаковые деревья. Имея большое количество рабов (тун-ли), эта семья использовала их всех в своём хозяйстве, в результате чего её богатства, по свидетельству «Истории Младшей династии Хань», ежегодно удваивались.

Однако усовершенствование орудий производства и прогресс в технике земледелия и ремесла делали всё менее выгодным использование труда рабов в основных отраслях хозяйства. Показательно, что ещё в трактате 81 г. до н. э. «Янь те лунь» появляются жалобы на непроизводительность рабского труда; в нём отмечается, что рабы в государственных мастерских изготовляют крайне плохие земледельческие орудия, так как «находятся в угнетённом состоянии и применяют свою силу далеко не полностью».

Развитие в древнем Китае культуры полеводства, основанной в это время, как правило, на искусственном орошении, требовало очень напряжённого и тщательного труда. Это само по себе должно было в известной мере ограничивать возможность применения труда рабов в этой отрасли сельского хозяйства. Чем выше поднималась техника земледелия, тем очевидней становились преимущества свободного труда перед рабским.

Наряду с рабовладельческими хозяйствами типа хозяйства Фань Чжуна в это время получили развитие сложные хозяйства крупнейших собственников земли, где во всё более возрастающих размерах использовался труд арендаторов и зависимых земледельцев.

Процесс концентрации частной земельной собственности, вызывавший серьёзную тревогу у современников ещё в конце I в. до н. э., теперь принял огромные размеры. Количество земли у отдельных землевладельцев исчислялось многими сотнями цин. По сведению источников, их земли тянулись «от области до области». Хотя они не имели чиновничьих должностей, их влияние и власть были сильнее, чем у многих крупных чиновников.

Эти крупнейшие хозяйства земельных магнатов, появившиеся ещё в конце Старшей династии Хань, при Младшей династии Хань получили исключительно большое распространение. Их называли «сильными домами». «Сильные дома» владели тысячами рабов. Многие из них имели основанные на рабском труде ремесленные мастерские. Они вели обширную торговлю и в том числе работорговлю, занимались ростовщичеством. «Их плодородные поля,- сообщается в «Истории Младшей династии Хань»,- занимают всю землю, рабов и рабынь (ну-бэй) у них считают тысячами толп... Их лодки, телеги и торгаши разъезжают по всей стране... Гор и долин не хватает для табунов их коней, для стад коров, баранов и свиней». Вести земледельческое хозяйство на огромных землях этих магнатов силами рабов не было возможности хотя бы уже потому, что в столь обширных имениях трудно было осуществить необходимый надзор за трудом рабов, без которого он не был мало-мальски производительным.

Хозяйства «сильных домов» представляли собой хозяйства нового типа. Рабский труд хотя и продолжал находить в них применение, однако он использовался преимущественно в ремесле, в то время как в области сельского хозяйства основную массу производителей этих поместий составляли различные категории зависимых земледельцев.

В это время всё более вызревают различные формы зависимости земледельцев-общинников. В конце I в. до н. э. получила широкое распространение кабальная аренда. Источники сообщают, например, что чиновник Нин Чэн, получив отставку, возвратился в Наньян, где сдавал в аренду более 1 000 цин (около 4 613 га) земли, заставляя работать на своих полях тысячи семей бедняков - невидимому, своих должников. К 9 г. н. э. относится указ Ван Мана, сообщающий, что сильные и богатые люди захватывают поля бедняков, вынужденных обрабатывать земли богачей за половину урожая. Уплата половины продукта была самым лёгким условием. Имеются свидетельства об уплате шести, семи и восьми десятых долей урожая.

Вместе с тем в I-II вв. получили развитие и новые формы зависимости. Крупные собственники стали в значительных размерах использовать в своих хозяйствах труд так называемых кэ, или бинъ-кэ, бу-цюй и других работников. Кэ, или бинь-кэ, буквально значило «гость», «приживальщик». У крупных собственников жили сотни кэ. Среди них были и образованные люди, к советам которых хозяева прислушивались, и многочисленная челядь, прислуживавшая в доме, развлекавшая хозяев и выполнявшая различные поручения. Сведения об этих «гостях» имеются в источниках начиная с III в. до н. э. Во II-I вв. в ряде случаев в источниках встречаются выражения ну-кэ, тун-кэ, где кэ приравниваются к рабам. Однако со II в. н. э. в понятия кэ и бинь-кэ уже явно вкладывается новое содержание. Кэ и бинь-кэ теперь означают зависимых земледельцев, посаженных на землю. Подобным же образом крупные землевладельцы начинают сажать на землю и бу-цюй - личную стражу, среди которой были и рабы. Эти категории производителей не являлись свободными, но в то же время их положение отличалось от положения рабов. Известно, что кэ и бу-цюй можно было передавать по наследству и дарить, однако в отличие от рабов их нельзя было продавать. Вместе с тем в источниках даже более позднего времени встречаются сведения об указах, освобождающих кэ и рабов, как если бы они находились в одинаковом положении.

Позднее на положение зависимых земледельцев - кэ, и-гии-кэ (кэ, получающие, одежду и еду) и дянъ-кэ (кэ, возделывающие или арендующие землю) - стали переходить стоящие перед угрозой полного разорения мелкие и средние свободные производители.

По мере развития новых форм эксплуатации постепенно изменялось и положение рабов. Во II в. предпринимаются некоторые меры, смягчающие условия жизни раба. К ним в первую очередь надо отнести законодательные акты Гуан У-ди, запрещающие убийство и клеймение частных рабов.

Историки - сторонники существования в этот период рабовладельческого строя - полагают, что эти акты Гуан У-ди, наряду с такими явлениями, как распространение испольщины, кабальной аренды и других форм зависимости, появлением жалоб на непроизводительность труда рабов и симптомов дальнейшей натурализации хозяйства, являлись одним из признаков разложения рабовладельческих отношений и назревающего кризиса рабовладельческого строя. В качестве аналогии они обращают внимание на законы о рабах римских императоров Адриана и Антонина Пия во II в. н. э., имевших место в период начинающегося разложения римского рабовладельческого общества. Однако ряд исследователей, считающих, что во времена правления обеих династий Хань в Китае существовало феодальное общество, рассматривает законы Гуан У-ди о рабах как свидетельство окончательного уничтожения рабовладения, которое, по их мнению, с этого времени даже как уклад перестало играть сколько-нибудь значительную роль.

Гуан-у-ди. Средневековый китайский рисунок.

Хань Восточная, китайская императорская династия, правившая в 25-220 гг.

Род Лю, к которому принадлежала правившая с 206 г. до Р. Х. китайская императорская династия Хань (См. Хань Западная ), был в 8 г. отстранен от власти всесильным временщиком Ван Маном, основавшим собственную династию Синь. Большая часть сельского населения страны страдала от нищеты, голода, непомерных налогов и безземелья. Пытаясь поправить положение, Ван Ман начал проводить радикальные реформы (см. Ван Ман), но только ухудшил положение. В 17 г. против него началось мощное народное восстание. В короткий срок сложились большие повстанческие армии. Императорские войска терпели от них одно поражение за другим.

Когда стало очевидно, что Ван Ман не сможет удержаться у власти, некоторые члены рода Лю решили воспользоваться ситуацией для того, чтобы вернуть себе господствующее положение. Одним из первых примкнул к повстанцам обедневший аристократ из Чунлиня Лю Синь. Свои отряды создали также Лю Сюань, Лю Ин и Лю Сю - младшие троюродные братья Лю Синя. Самым деятельным из этих троих был Лю Сю, который поднял мятеж у себя в Наньяне и быстро выдвинулся в число главных вождей восстания. Повстанцы, впрочем, поначалу отдавали предпочтение его дяде. В 23 г. повстанческая армия синьши признала его своим руководителем. Затем ему подчинились и некоторые другие армии на севере страны. Лю Синь провозгласил себя императором и стал именоваться Гэн-ши (Обновитель). Лю Сю он даровал звание великого полководца-сокрушителя. Вскоре под Куньяном (в провинции Хэнань) произошло сражение, в котором армия Ван Мана была разбита. Гэн-ши послал своих воинов на приступ столицы. Защищать Чанъань было некому. Восставшие ворвались в город, захватили Ван Мана и обезглавили его. В 24 г. Гэн-ши торжественно вступил в столицу, однако царствование его продолжалось недолго. Захватив престол, он мало занимался делами, посвятив все свое время удовольствиям. Между тем ситуация продолжала оставаться напряженной. Южная повстанческая армия "краснобровых", во главе которой стоял Фань Чун, не признала Гэн-ши и провозгласила императором пастуха Лю Пын-цзы, тоже принадлежавшего к роду Лю. Гражданская война после смерти Ван Мана не только не утихла, но разгорелась с новой силой. Летом 25 г. несколько сот тысяч "краснобровых" подошли к Чанъану. Армия Гэн-ши была разбита в Гуаньчжуне. Победители вступили в Чанъян, сожгли дворцовые кварталы столицы и убили Гэн-ши. Его сторонники примкнули к Лю Сю, которому удалось установить контроль над большей частью Центрального и Восточного Китая. В том же году он провозгласил себя императором и стал называться Гуан-у-ди. Усмирив окрестные земли, он занял Лоян. Этот город, расположенный к востоку от Чанъаня, был объявлен новой столицей империи, вследствие чего основанная Лю Сюем династия получила в истории наименование Восточная Хань.

Битва на мосту. Рельеф из ханьской гробницы середины II в.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

"Краснобровые" не пользовались поддержкой на севере Китая. Большая часть местного населения осталось верным Хань, и это обеспечило успех Гуан-у-ди. Собрав большое войско, он осадил повстанцев в Чанъане. Бои носили чрезвычайно ожесточенный характер: старая столица вскоре превратилась в развалины, число убитых и умерших от голода исчислялось сотнями тысяч. В конце концов "краснобровым" пришлось оставить Чанъань и отступить на восток. Гуан-у-ди преследовал их по пятам. В 27 г. ему удалось окружить армию "краснобровых" в Сяоди и нанести ей полное поражение. (Перед началом решительного сражения несколько тысяч солдат Гуан-у-ди по примеру повстанцев выкрасили свои брови в красный цвет и укрылись в засаде. Во время битвы они неожиданно появились в рядах "краснобровых", были приняты ими за своих и в условленный момент неожиданно напали на них с тыла.) Больше половины "краснобровых" было убито в этом сражении. Остальные бежали до Ияма (в Хэнани). Здесь Гуан-у-ди вновь настиг повстанцев и принудил их к капитуляции. Вскоре был убит Фань Чун, и восстание пошло на убыль, а к 29 г. было окончательно подавлено. Но и после разгрома "краснобровых" у Гуан-у-ди оставалось еще много других противников, которые, захватив различные районы страны, объявили себя князьями и императорами. Только к 37 г., после нескольких трудных походов, вся страна окончательно объединилась под его властью.

Утвердившись на престоле, Гуан-у-ди провозгласил эру мира и объявил, что будет действовать по примеру своего предка Лю Баня (основателя династии Западная Хань). И действительно, он очень много сделал для умиротворения страны. С 26 по 38 г. император девять раз издавал указы то об освобождении рабов, то о запрещении жестокого обращения с ними. Но для того чтобы действительно покончить со смутой, необходимо было решить земельный вопрос. Гуан-у-ди постарался наделить землей всех желающих, причем в размерах, достаточных для сносного существования. Поземельный налог был снижен до 1/30 урожая. Для того чтобы каждый пахарь получил свое поле, были розданы практически все земли, принадлежавшие государству после реформ Ван Мана, включая значительную часть полей тех "сильных домов", которые сопротивлялись реформам и чьи земли были конфискованы. Другой первостепенной задачей было приведение в порядок ирригационной системы, изрядно пострадавшей в годы кризиса и восстаний. Чтобы снизить государственные расходы, Гуан-у-ди в 31 г. резко сократил штаты провинциальной администрации. По свидетельству Фань Е (автора "Истории династии Поздняя Хань"), "из десяти служащих остался один". Было упразднено более 400 уездов. В то же время Гуан-у-ди провел серию реформ в армии: отменил всеобщую воинскую повинность и распустил военный флот. Вновь созданный административный аппарат император держал в ежовых рукавицах, пресекал взяточничество и лихоимство. "В то время, - сообщает Фань Е, - многих чиновников внутреннего и внешнего двора отбирал сам император, проверяя их со всей строгостью?" Хотя Гуан-у-ди пришлось пожаловать своим родственникам и союзникам большие земельные угодья, он с самого начала постарался ограничить их власть. В каждое удельное княжество был отправлен императорский советник, который контролировал все доходы чжухоу (владетельного князя) и половину из них отсылал в казну. В результате этих и других мер положение в империи быстро стабилизировалось, страна вышла из кризиса и стала успешно развиваться. Впрочем, не все нововведения Гуан-у-ди имели положительные последствия. Он, к примеру, передал евнухам многие важные государственные посты, прежде занимавшиеся представителями столичной бюрократии. В связи с этим значительно возросла политическая роль гарема. Наиболее заметными фигурами позднеханьской истории стали "постоянный камердинер дворца" (чжун-ганши) и "малый камердинер желтых ворот" (хуан мэнь сяоши), часто выступавшие посредниками между государем и "внешним двором". Пагубные последствия этого проявились уже при ближайших преемниках Гуан-у-ди.

В 57 г. первому императору восточноханьской династии наследовал его сын Лю Чжуан; это был император Мин-ди. При нем империя настолько окрепла, что смогла возобновить захватнические войны. В 73 г. началось энергичное наступление на северных хунну. Генерал Доу Гу разбил полчища кочевников у восточных предгорий Тянь-Шаня. В то же время на завоевание Ферганы был отправлен выдающийся китайский полководец и дипломат Бань Чао, через несколько лет покоривший Китаю весь западный край. Но внешнеполитические успехи продолжались недолго. При следующих императорах сильное влияние на дела стали оказывать беспринципные временщики, мало радеющие о величии государства. При сыне Мин-ди, Чжан-ди, возвысился род Доу - родственники его жены императрицы Доу. Эта властная женщина ревниво оберегала свои прерогативы. Не сумев родить сына, она оклеветала и довела до самоубийства двух "знатных дам" из фамилий Сун и Лян, имевших от императора сыновей. Ребенка Лян императрица Доу выдала за своего и после смерти Чжан-ди в 88 г. возвела его на престол. Это был император Хэ-ди. В начале царствования ему было всего 9 лет. Вся власть сосредоточилась в руках вдовствующей императрицы и ее братьев. По свидетельству Фань Е, они "силой отнимали у людей имущество, выпускали преступников на свободу, захватывали в наложницы женщин и девушек. Торговцы при их приближении спешили закрывать свои лавки, как при приближении врага. Власти боялись их, и никто не осмеливался протестовать". Но вскоре врагам Доу удалось возбудить против них гнев императора. Когда Хэ-ди подрос, евнухи раскрыли ему обман с "усыновлением". После этого молодой государь ждал только благоприятного момента для мести. Верным помощником его был гаремный евнух Чжэн Чжун, который, по словам Фань Е, "один всей душой был предан императору и не прислуживал могущественной клике". В 92 г. Хэ-ди, воспользовавшись тем, что главы клана Доу, Доу Синя, не было в Лояне, обвинил в измене и арестовал его братьев. Все они были сосланы в свои владения и по обычаю покончили с собой. Затем при помощи Чжэн Чжуна Хэ-ди удалось организовать убийство Доу Синя. Только таким образом он смог вернуть себе реальную власть. За свои услуги Чжэн Чжун получил от императора титул и большие земельные угодья. Влияние евнухов на политику еще более возросло.

В годы правления Хэ-ди, в 89 и 91 гг., китайские войска дважды выходили за линию крепостей и наносили сильные поражения северным хунну. В конце концов те были вынуждены отступить далеко на запад. В 106 г. Хэ-ди умер, не оставив наследника. Власть перешла к вдовствующей императрице из рода Дэн, которая возвела на престол малолетнего императора Шан-ди. Он умер через четыре месяца. В нарушение обычая, требовавшего созывать в таких случаях общий совет для решения вопроса о престолонаследии, императрица Дэн с двумя братьями провозгласила императором 13-летнего принца Лю Ху. Это был император Ань-ди. Бразды правления и после этого остались в руках вдовствующей императрицы. Лишь после ее смерти, в 121 г., Ань-ди с помощью евнуха Ли Жуня и кормилицы Ван Шэн смог вернуть себе власть - лишил братьев Дэн всех их званий и принудил их покончить с собой. Евнух и кормилица после этого получили знатные титулы и стали во главе новой могущественной клики.

При Ань-ди империя вошла в период нового кризиса, одной из причин которого стало нашествие цянов. (Эти племена кочевали в северо-западных приграничных районах Китая и со времен У-ди признавали верховную власть ханьских императоров). В 107 г. они восстали и совершили первый опустошительный набег на глубинные районы империи. (Некоторые из их отрядов дошли до пределов современных провинций Шаньси и Хэнань.) Несколько сот тысяч китайских поселенцев вынуждены были бежать из западных районов страны, бросив все свое добро. Война с цянями продолжалась более десяти лет и потребовала колоссальных средств, но так и не привела к полному умиротворению этих племен. После 107 г. и до самого конца династии Хань приграничные жители не знали ни одного спокойного дня. Едва прекращалась одна война, как сразу начиналась другая. Но столичным властям, занятым внутренними смутами, было не до них.

В 125 г. умер император Ай-ди. Вдовствующая государыня из клана Янь убила мать наследника престола - принца Лю Бао - и добилась низложения последнего. Вместе с братом Янь Сянем она посадила на престол другого малолетнего сына Ань-ди. Ван Шэн была отправлена в ссылку. Но через несколько месяцев ставленник Янев умер. Евнух Сунь Чэн организовал заговор и возвел на престол законного наследника Лю Бао. Это был император Шунь-ди. При нем на первые роли выдвинулось несколько талантливых администраторов. Несмотря на противодействие евнухов, им удалось провести незначительные реформы и придать некоторый блеск ветшающей империи. Однако сторонники реформ оказались бессильны перед могущественной придворной кликой, озабоченной только своим обогащением. В 132 г. Шунь-ди объявил своей супругой девицу из рода Лян. Отец новой императрицы, Лян Шан, вскоре стал главнокомандующим и сосредоточил в своих руках немалую власть. В 141 г. все его звания и должности перешли к сыну Лян Цзи. Фань Е изобразил в своей хронике этого могущественного временщика как законченного негодяя, не имевшего ни одной положительной черты. Если при жизни Шунь-ди Лян Цзи еще должен был как-то сдерживать себя в рамках законности, то после его смерти в 144 г. отбросил всякие приличия и явил всю низость своей натуры. Наследовавший Шунь-ди двухлетний император Чун-ди умер через несколько месяцев. Лян Цзи единолично назначил нового государя - восьмилетнего Чжи-ди. В 146 г. тот был отравлен, и Ляны возвели на престол 13-летнего правнука Чжан-ди, принца Лю Чжи. Это был император Хуань-ди. Даже когда он подрос, Лян Цзи продолжал самодержавно править государством. Все назначения на государственные посты происходили только с его ведома и только за большие взятки. В провинциях его люди составляли списки богатых и сажали их по сфабрикованным обвинениям в тюрьму. Освободиться из нее можно было только за большой выкуп. Тех, кто не мог откупиться, казнили в назидание другим. Составив благодаря этим злоупотреблениям огромное состояние, Лян Цзи устроил свою жизнь с вызывающей роскошью. В окрестностях столицы он соорудил парк с искусственными холмами, достигавший 300 км в окружности, и еще один парк - специально для кроликов. Каждый, убивший там кролика, подвергался казни.

Чтобы упрочить свое положение, Лян Цзи женил в 147 г. императора на своей младшей сестре. Но в 159 г. императрица умерла. В это время Хуань-ди был увлечен одной из своих наложниц - Мэнню. Враги Лянов решили воспользоваться этим для свержения временщика. Гаремные стражники во главе с евнухом Тан Хэном арестовали Лян Цзи и вынудили его покончить с собой. Другие члены клана Лян были частью казнены, частью сосланы, имущество их конфисковано, а огромные земельные владения переданы бедным. Более 300 их ставленников прогнали со службы. Наложница Мэнню была объявлена государыней. Власть в стране перешла в руки евнухов. Тан Хэн и четыре его сподвижника - активные участники и вдохновители переворота - получили титулы хоу и огромные земельные угодья. По словам Фань Е, "они безраздельно хозяйничали в Поднебесной и наперебой сооружали себе дворцы. Это были многоэтажные здания, изящные и роскошные, построенные с большим искусством. На своих слуг они одевали украшения из золота, серебра, фетра и перьев. Они брали в наложницы множество красивых женщин из доброго люда, украшали их драгоценностями, словно знатных дам? Их братья и племянники становились правителями округов и областей, где они терзали и грабили народ как сущие разбойники?". Только в 165 г. сановникам "внешнего двора" удалось взять верх над заправилами "внутреннего" и оттеснить от власти двух оставшихся в живых участников заговора против Лян Цзи. Тогда же произошли важные перемены в гареме - императрица Дэн была отправлена в гаремную красильню - последний приют для знатных дам, впавших в немилость. Несколько дней спустя она умерла "от печали". По настоянию придворных императрицей была провозглашена Доу Мяо. Ее отец Доу У получил должность командующего столичным гарнизоном.

Три года спустя, в возрасте 35 лет, Хуань-ди скончался. Новые временщики - семейство Доу - возвели на престол десятилетнего Лю Хуна, дальнего потомка Чжан-ди. Это был император Лин-ди. Доу Мао стала регентшей, а Доу У, по обычаю, занял пост главнокомандующего с правом входа во дворец в любое время. При нем партия евнухов на время лишилась влияния - все важнейшие посты были переданы представителям столичной бюрократии. Главнокомандующий готовился пойти еще дальше - перебить всю гаремную верхушку. Но евнухи его опередили: они убедили юного императора в измене Доу и получили от него разрешение действовать против главнокомандующего со всей строгостью. Доу пытался опереться на своих солдат, но перед лицом дворцовой гвардии те разбежались. Доу был окружен и покончил с собой. Императрицу заточили в Облачной башне Южного дворца. Многие высшие сановники были казнены, а евнухи вернули себе господствующее положение.

В 171 г. Лин-ди женился и обрел самостоятельность. Этот император отличался необузданными страстями. (Пишут, что в его гареме находилось более тысячи наложниц. На их содержание ежедневно расходовалось несколько миллионов монет, то есть около миллиарда в год.) Приняв бразды правления, он приступил к строительству грандиозных дворцов и храмов, нисколько не смущаясь тем, что разоренное население уже было не в силах нести бремя налогов. Чтобы добыть необходимые средства, Лин-ди разрешил преступникам откупаться от наказания, пустил в продажу чиновничьи должности, а в 180-х гг. обложил всех правителей областей единовременной данью в размере 20-30 миллионов монет. Те, кто не мог заплатить, задерживались в столице словно заложники, и многие из них, по словам Фань Е, должны были покончить жизнь самоубийством. Собранные таким образом деньги поступали в личную казну императора, которой ведали его доверенные евнухи. По существу, императорский дворец из органа управления государством превратился в торговый дом, служивший только личному обогащению императора и его окружения.

Между тем дела империи с каждым годом шли все хуже и хуже. Усилился нажим на границы Китая внешних варваров. С середины II в. кроме цяней в набегах на китайские провинции стали принимать участие монгольские племена сяньби и дунху. (В первые годы нашей эры сяньби переселились из Ляодуна на южную окраину пустыни Гоби; затем в годы правления Хуань-ди и Лин-ди вождь сяньби Таньшихуай объединил под своей властью все прежде разрозненные племена и создал мощную державу. Вскоре он захватил земли хунну и стал часто совершать набеги на северные пределы империи. В 156-178 гг. сяньбийцы каждую зиму вторгались в пределы Китая по всей линии северной границы.) Противостоять набегам кочевников с каждым годом становилось все труднее и труднее. Армия разваливалась. Известно, что в столичном гарнизоне было множество лиц не способных носить оружие и устроенных сюда по протекции. Один из современников той эпохи пишет: "Войска пяти столичных гарнизонов и охранники составляли 10 тысяч человек. Служили в них беспутные купеческие сынки и дремучие крестьяне-мотыжники. Несмотря на то что у них имелись военные лагеря, они не знали, как строить укрепления, не обучались искусству владения мечом, редко бывали в деле, и трудно было подготовить их к сражениям". Полевые армии, набиравшиеся только по случаю, находились в еще худшем положении. Наиболее боеспособными подразделениями ханьской армии были орды кочевников, которых империя нанимала за большие деньги.

Наряду с внешним кризисом стремительно разрастался внутренний. Голод и нищета народа с каждым годом становились все нестерпимее. В начале 180-х гг., в то время как Лин-ди в окружении своих любимцев-евнухов был занят развлечениями, обстановка в стране резко накалилась. В низших слоях общества росла популярность оппозиционных сект. Наибольший успех выпал на долю вождя секты "Тайпин-дао" Чжан Цзюэ, который более чем за десять лет проповеднической деятельности приобрел несколько сотен тысяч последователей во всех центральных и восточных районах империи. Из своих приверженцев он создал мощную военную организацию и назначил свержение ханьской династии на 184 г. Но незадолго до намеченного срока бывший сподвижник Чжан Цзюэ выдал двору одного из руководителей секты - некоего Ма Юаньи, готовившего мятеж в столице. В результате чего власти выявили и казнили более тысячи его сообщников. Тогда Чжан Цзюэ поспешно призвал своих сторонников к оружию. Так весной 184 г. началось одно из самых крупных в истории Китая народных восстаний - восстание "желтых повязок". Поначалу оно развивалось успешно и охватило почти всю восточную половину империи. Но после кратковременной паники двор собрался с силами и перешел к решительным действиям. Против восставших были посланы отборные войска во главе с генералами Лу Чжи, Хуанфу Суном и Ван Юнем. То и дело между ними и армиями повстанцев происходили ожесточенные сражения, в которых число павших с обеих сторон исчислялось десятками тысяч. Большей частью восставшие терпели поражения, однако накал борьбы не ослабевал. На помощь правительству пришли армии, созданные местными земельными магнатами. С их помощью ханьским генералам удалось в течение десяти месяцев разбить или рассеять основные силы восставших. Чжан Цзюэ умер в разгар боев. Сменившие его вожди были взяты в плен и казнены. Однако о возвращении к прежним порядкам не могло быть и речи. Брожение в народе не угасало. Многотысячные отряды повстанцев продолжали действовать в горах Хэйшань, в Сычуани, Шаньси и южных районах империи. Центральное управление так и не было восстановлено. Местная имперская администрация утратила всякое влияние. Реальная власть перешла в руки местных магнатов, опиравшихся на свои вооруженные подразделения.

В разгар этих событий в мае 189 г. Лин-ди неожиданно умер. Посовещавшись, евнухи возвели на престол сына его фаворитки по имени Хэ. Это был император Шао-ди. Старший брат новоявленной императрицы-матери, Хэ Цзинь, получил звание регента и пост главнокомандующего. Вознесенный на вершины власти евнухами, он тем не менее сразу стал думать о том, как избавиться от их опеки. Однако евнухи опередили его - в сентябре 189 г. они внезапно напали на своего протеже и отрубили ему голову. Но времена изменились - вернуть себе власть таким образом было уже невозможно. Один из приближенных главнокомандующего, Юань Шао, узнав о происшедшем перевороте, поднял императорскую гвардию и окружил Северный павильон дворца, где укрылись евнухи. Солдатам было приказано хватать и убивать всех без разбора - старых и молодых. Всего в результате поголовного истребления в этот день была перебита большая часть дворцовых евнухов - более двух тысяч человек. Испуганный император Шао-ди вынужден был простить всех участников этой беззаконной расправы и объявить всеобщую амнистию. Впрочем, и Юань Шао не удалось воспользоваться плодами своей победы. В тот же день в столицу вошел вызванный еще Хэ Цзинем с западной границы генерал Дун Чжо, имевший в подчинении мощную армию (большую часть ее составляли нанятые за деньги кочевники). Он и стал полновластным хозяином Лояна, присвоив себе звание советника императора. Некоторое время спустя он низложил императора Шао-ди и заменил его своим ставленником - слабоумным Сянь-ди. Юань Шао бежал на восток, где областные и окружные начальники выдвинули его на пост руководителя военной лиги. Армия лиги выступила против Дун Чжо. Однако уже в 192 г. лига распалась на две группировки. Каждый военачальник, оставив общее дело, старался только о расширении сферы своего влияния. В течение трех лет между ними шли упорные междоусобные войны. В союзе с Юань Шао действовали Цао Цао, контролировавший западную часть Шаньдуна, и правитель Юго-Восточной области Цзинчжоу Лю Бяо.

Тем временем император оставался во власти Дун Чжо. В апреле 190 г. тот решил перевести двор в более безопасное место - в Чанъань. Перед переездом его солдаты спалили все города и деревни вокруг Лояна в радиусе 200 ли, сожгли в столице все дворцы и храмы, правительственные учреждения, склады и частные дома. Большая часть жителей столицы была насильно переселена в Гуаньчжун. (Множество людей при этом погибло. Дорога на запад была устлана трупами умерших от голода.) Покинув руины разграбленного и сожженного Лояна, армия Дун Чжо вместе с императором и его свитой перебралась в Чанъань. Здесь немедленно начались убийства и грабежи. Два года жители этого второго по величине китайского города страдали от невыносимого террора и беззаконий. В мае 193 г. Дун Чжо был убит собственными телохранителями. Узнав об этом, его военачальники Лю Цзюэ и Го Фань с боем ворвались в Чанъань и отдали город на разграбление своим воинам. Те вырезали почти всех жителей, так что в течение более чем 40 дней столица была пуста. Значительная часть свиты императора Сянь-ди была казнена. Ли Цзюэ сжег императорский дворец и увел Сянь-ди в свой лагерь, а императорских наложниц отдал конникам-варварам в награду за службу. Более двух лет Сянь-ди и его сановники пребывали в неслыханно унизительном положении пленников глумливой солдатни. Наконец им удалось уговорить главарей враждовавших отрядов отпустить их обратно в Лоян. В сентябре 195 г. двор тронулся в опасный путь по разоренной войной и кишащей разбойниками стране. Лишь через год, преодолев много опасностей, Сянь-ди и его спутники достигли восточной столицы. Но жизнь их не стала от этого легче. "В то время, - пишет Фань Е, - все дворцы и здания в Лояне были уничтожены огнем. Чиновники укрывались бурьяном и жили среди голых стен? Некоторые из них умерли с голода среди голых стен, иные были убиты солдатами?"

Сообразив, что своими силами он не сможет обеспечить себе даже сносного существования, Сянь-ди в 196 г. стал искать покровителя и обратился за поддержкой к Юань Шао и Цао Цао. Юань Шао эту просьбу оставил без внимания. Цао Цао, напротив, без колебания согласился взять на себя заботу об императорском дворе. Он лично явился на аудиенцию к Сянь-ди и убедил (или вынудил) императора перебраться в его столицу - город Сюй в Инчуани. Переезд ханьского двора на восток и реставрация фасада дворцовой жизни открыли новую страницу в карьере Цао Цао. Из заурядного регионального лидера он превратился в представителя центральной власти, защитника и опору трона. С этого времени он мог претендовать на самостоятельную политическую роль. Юань Шао вскоре понял свой просчет, но было уже поздно. Вскоре между двумя бывшими союзниками началась война. В 200 г. Цао Цао нанес Юань Шао сильное поражение у Гуаньду (в провинции Хэнань). Не пережив этой неудачи, Юань Шао в 202 г. умер, а в 205 г. Цао Цао овладел всеми его землями и превратился в единоличного правителя Северного Китая. Сам он умер в 220 г. в Лояне, куда незадолго до этого была перенесена столица. Спустя несколько месяцев его сын Цао Пи вынудил Сянь-ди передать ему императорские регалии и провозгласил воцарение династии Вэй. Процедура передачи верховной власти была обставлена таким образом, будто Сянь-ди, подобно легендарному правителю древности Яо, добровольно отрекся от престола в пользу более достойного. Так завершилось двухвековое правление династии Восточная Хань.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Далее читайте:

(хронологическая таблица).

(хронологическая таблица).

(хронологическая таблица).

Гуань Юй (Гуань-ди) — военачальник царства и один из главных героев средневекового . В романе он выведен как идеал благородства, своего рода восточный Робин Гуд.

Биография

В романе нашла отражение легенда о клятве Персикового сада, согласно которой Гуань Юй, Чжан Фэй и Лю Бэй поклялись стоять друг за друга горой после того, как изготовитель соломенных сандалий Лю Бэй разнял драку Гуань Юя с мясником Чжан Фэем в персиковом саду. Впоследствии Лю Бэй основал царство Шу, а Гуань Юй встал во главе его армии.

На самом деле отношения Гуань Юя и Лю Бэя не были столь идиллическими. Около 200 года первый сражался в армии Цао Цао, а последний выступал на стороне его главного недруга, Юань Шао. В 219 г. реальный Гуань Юй был вместе с сыном и оруженосцем схвачен Сунь Цюанем и казнён, после чего его голова была отправлена Цао Цао, который с почестями осуществил её погребение.

Обожествление

Вскоре после смерти Гуань Юя на действительные факты его жизни стали наслаиваться многочисленные легенды. Рассказывали, что, убив нечистоплотного судью, Гуань Юй прошёл неузнанным мимо стражи, так как его лицо необъяснимым образом изменило цвет. В XVII веке почитание Гуань Юя распространилось на Корею, где бытовало мнение, что именно Гуань Юй в древности спас корейцев от японского нашествия.

Уже во времена династии Суй Гуань Юй воспринимался как божество, а в 1594 г. он был официально обожествлён как бог войны под именем Гуань-ди. Тысячи храмов появились в его честь по всей Поднебесной. В таких храмах обычно хранился меч, которым казнили преступников. Считалось, что дух покойного не дерзнёт мстить палачу, если тот совершит очистительные обряды в храме Гуань-ди.

Изображение

Гуань-ди принято изображать в сопровождении оруженосца и сына, с лицом красного цвета, в зелёном облачении и с изобретённой им глефой — . В руке он держит исторический трактат , по легенде, заученный им наизусть. Этот атрибут позволяет считать Гуань-ди покровителем не только воинов, но и писателей.

Этот сравнительно редкий в китайской иконографии образ воина в тибетской традиции стал ассоциироваться с Гэсэром (Гэсаром), который для тибетцев является одновременно культовым образом и историческим главой-полководцем исторической области Линг. Вслед за тибетцами данная ассоциация была воспринята монголами и бурятами, для которых Гэсэр — центральный эпический герой.

Похожие статьи