Происхождение и развитие психики человека. Происхождение и развитие психики Возникновение психики

Введение

Развитие психики и возникновение сознания

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.

В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе . Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.

Развитие психики и возникновение сознания

Возникновение психики

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости . Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими . Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность . У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение , характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

Стадии развития психики

Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

Возникновение и формирование психики связывают со способностью живых организмов активно взаимодействовать с окружающей действительностью, распознавать и выделять в среде то, что будет удовлетворять их потребностям. Несколько миллионов лет назад на Земле появились предки людей, получившие название «гоминиды». Науке неизвестно доподлинно, что именно заставило их спуститься с деревьев, заняться собирательством и охотой, начать жить в коллективе. Однако научно установлено, что это время ознаменовалось совершенно новым процессом поведенческой адаптации.

Предок человека получил нужные предпосылки, включая развитую способность манипулировать предметами, стереоскопическое зрение, хорошую координацию передних конечностей, высокоразвитые формы группового поведения. Прямохождение открыло перед ним широкие возможности для манипулирования объектами с помощью передних конечностей. В этот период интенсивно развиваются руки, появляется умение изготавливать орудия труда. В результате коллективного общения возникает общественная, социальная связь людей как способа выживания – социальная общность. Человечество теперь может посредством обдуманных физических действий побеждать сильных животных. К этому времени ученые относят зарождение психики.

Определение 1

Понятие психики человека включает сигнальное, субъективное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, которые лежат в основе активного взаимодействия человека со средой.

Активная деятельность оказывает значительное влияние не только на развитие вида в целом, но и на формирование психики. Эволюция человека заключается в том, что он не сидит на месте, а постоянно чем-то занимается, двигается. Двигательная нагрузка способствует формированию внутреннего мира. Все ощущения и эмоциональные переживания оставляют след в психологическом здоровье. Животное становится не просто разумным, а и социальным. Люди, общаясь между собой в процессе трудовой деятельности и отдыха, развивают психику.

Возникновение и развитие психики напрямую связывают с биологическими формами, которые более близки к человеку, чем к обезьяне. К гоминидам причисляют питекантропов и неандертальцев. Питекантроп представляет собой обезьяноподобного гоминида с маленькой емкостью черепной коробки. Второй вид существовал примерно 200 тысяч лет назад, в начале палеолита. Данный предок человека характеризовался мощными надглазными валиками, покатым лбом, более близкими к горизонтальному положению остистыми отростками шейных позвонков. Неандерталец наиболее похож на человека современного типа емкостью мозгового отдела черепа и пропорциями телам. Он еще не является личностью, но уже умеет получать огонь, занимается охотой и собирательством. «Формирующиеся люди» подвержены естественному отбору, однако его предметом являются черты, делающие древнего человека способным к общественному производству. Питекантроп и неандерталец показан на рисунке №1:

Рисунок 1 . Наглядное изображение древнего человека

Онтогенез продолжается развитием кистей рук. Изменение строения большого пальца значительно увеличило возможности хватательных движений. Объем мозга становится больше благодаря анатомическим предпосылкам для его развития. Внешность гоминидов постепенно меняется. Становятся тоньше грубые челюсти. Они больше не нужны им как животным для захвата и удержания убегающей пищи. Следствием становится расслабление мускулатуры языка, изменение положения гортани и строения голосовых связок.

Замечание 1

Все эти превращения являлись необходимостью. Без них формирующийся человек не смог бы посредством речи общаться со своими соплеменниками в процессе коллективной деятельности.

Живые существа обладают возможностью координировать совместные действия посредством сигналов. Сигнальная связь необходима животным для предупреждения сородичей об опасности, местонахождении. Человек в процессе антропогенеза приобретает совершенно новую систему информационной связи. Такой фактор, как слово, постепенно становится формой выражения желаний и намерений. Слово вбирает в себя многовековой опыт человечества и начинает обозначать главные взаимосвязи между событиями, общие признаки различных явлений. Речь помогает людям планировать свою деятельность, строить прогнозы развития событий, координировать труд.

Со временем человеческое общество превращается в социальное содружество, в котором слабые особи могут выживать с помощью более сильных соплеменников, благодаря их милосердию и альтруизму. Так формируются социальные традиции и обычаи. Процесс образования человека завершается в период верхнего палеолита. Примерно 40 тысяч лет назад сформировался современный тип человека – homo sapiens – человек разумный, получивший название «кроманьонец». Кроманьонец показан на рисунке №2:

Рисунок 2 . Наглядное изображение кроманьонца

Человек современного типа по строению черепа и кистей, пропорциям тела очень близок к аналогичным показателям кроманьонцев. Происхождение древних людей связывают с французским гротом Кро-Маньон, в котором в 1868 году впервые были обнаружены несколько скелетов древних людей. Главной особенностью кроманьонцев являлось то, что они значительно превзошли своих предшественников по уровню эволюционного развития. Кроманьонцы умели изготавливать сложные орудия труда, шить одежду, делать посуду. Общество древних людей уже понимало, что такое искусство, занимаясь резьбой по кости, было способно строить хижины из шкур и костей животных. Кроманьонцы владели речью, что позволяло им создавать принципиально новые социальные отношения.

Эволюция человеческой психики

Эпоха неолита ознаменовалась совершенствованием техники производства каменных орудий. В 8-3 тысячелетиях до нашей эры продолжает развиваться сверление, пиление, полирование, возникает ткачество, появляются новые технологии строительства домов, транспортные средства, например, колесницы. Это период формирования этнических сообществ со своим этнопсихическим обликом и межплеменных отношений. Во 2-м тысячелетии до нашей эры на смену неолита приходит металлургическая эпоха. В железный век появляется письменность. Она представляет собой главное средство фиксации и передачи социально-культурных достижений. С возникновением письменности начинается эпоха цивилизации. В это время происходит общественное разделение труда, развивается товарообмен, появляются города, закладываются основы правового регулирования отношений между людьми, возникают первые государственные образования и первые законы, зафиксированные письменно.

Использование качественно новых орудий труда и технических достижений дали новый толчок для развития личности человека. Люди постоянно пользуются продуктами прогресса. Это требует от них знания не одной, а множества различных операций, накопления практического опыта, его передачи следующим поколениям. Орудие труда не может быть произведено без мысленной обдуманности его предназначения и дальнейшего применения. Мыслительная деятельность стимулирует аналитическую и синтетическую деятельность, развитие интеллекта. Продолжает развиваться человеческая речь, выступающая в качестве интеллектуального оружия. Некоторая трудовая деятельность приобретает смысл только в связи с деятельностью других субъектов. В результате возникают сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели действия, которые связаны с мышлением, волей и сознанием. На основе внешней трудовой деятельности появляется система внутренних психических умственных действий. Человек оперирует психическими образами – теперь он действует в уме. Возникает потребность моделирования разных видов отношений, прогнозирования различных ситуаций. На этой основе формируются предпосылки для творческой деятельности.

Психическое развитие человека на заре своей истории по своим возможностям было далеко от возможностей современных людей. На протяжении формирования человека – до появления кроманьонца мышление и психика характеризуется дологическим типом. Основная функция языка в это время заключается в воздействии субъектов друг на друга. Познавательная функция начинает активно развиваться только с появлением человека современного типа. В первобытную эпоху проявляется фантазийное, мифологическое мышление.

Пример 1

Происходило это следующим образом: часть считалась целым, два похожих явления – одним и тем же, причастность к явлению принималась за само явление.

В наше современное время такое мышление присуще детям раннего возраста. Первобытный человек, совершая мистические и рационалистические действия, не осмысливал последние теоретически. Его практическая деятельность являлась эмпирической находкой. Субъективное сопоставлялось с объективным и не было адекватным. К. Юнг заявлял, что дикарь не мог объективно объяснить самые очевидные вещи. Наоборот, он стремился приспособить внешний опыт к душевным событиям.

Жизнь первобытного человека не выходила из рамок символов, мифов и архетипов. В мифах люди искали что-то похожее собственным переживаниям, сознание не отражало мир, а творило его мифологически, наделяло предметы различными мистическими свойствами. Таким образом, все развитие человечества в культурном плане напрямую связано с усовершенствованием человеческого сознания. В самом начале этому способствовали догматы веры, затем научные понятия. В цивилизации постепенно формировались факторы, способствующие разумному объяснению явлений, которые происходят в окружающем мире.

Замечание 2

Тем не менее, это не привело к исчезновению архаичного фундамента. Архетипы, сформированные на протяжении тысячелетий, встречаются и в современном мире. В качестве примера можно привести интуитивные представления, зов сердца, темные чувства.

Историческое развитие человечества характеризовалось постоянным обогащением содержания. Кроме этого, оно постоянно претерпевало качественные изменения. Происходило совершенствование механизмов нервно-психической деятельности человека. Стоит отметить, что некоторые из них сложились у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся, другие надстроились гораздо позднее, например, у обезьянолюдей. Человек разумный приобрел принципиально новые образования в этом плане. Человеческая психика постепенно подавляла механизмы узкоэгоистического поведения, основанные на инстинктах. Большую роль начинают играть факторы выживания, обусловленные социально.

Б. Поршнев отмечает, что в психике человека существуют более старые и более молодые платы, но они не просто наложены друг на друга, но и сложно взаимодействуют. Быт древних людей был очень примитивен, и духовный мир, мир психических образов был таким же. Для примитивного труда достаточно деятельности малодифференцированной массы.

Замечание 3

Однако природа человеческого труда требовала совершенствования психомоторных и интеллектуальных человеческих качеств. В результате чувствительность человека совершенствовалась, объем отражаемых явлений расширялся.

Труд представляет собой стимуляцию к осознанию значения собственных действий в системе других людей. Трудовая деятельность древнего человека требовала выполнения трех условий:

  1. Осознания выполняемой трудовой деятельности.
  2. Появления речи как средства общения.
  3. Социального взаимодействия людей.

Психология связывает трудовую деятельность с предвидением того, как будут развиваться события в будущем, с понятной для индивида постановкой цели. Трудовая цель, которая подчиняет себе процесс труда, стала фактором, объединяющим людей, активизатором их социальной коммуникации. Древнему человеку приходилось приспосабливаться не только к окружающей среде, но и к процессу труда. Трудоприспособление стимулировало развитие психики, и, как следствие, мозга. Происходило активное развитие моторной и сенсорной зоны коры головного мозга. Высшие интеллектуальные процессы дали возможность развиваться фронтальной области мозга. Многообразие речевых стимулов, которые возникали в процессе труда, оказывало содействие для эволюции мозга и совершенствования психических функций.

Индивидуальное сознание посредством устной, а затем и письменной речи обогащалось достижениями опыта людей. Возник феномен социальной идентификации индивида. Теперь субъект начинает уподоблять себя социуму, в котором живет. Человек начинает воспринимать себя сквозь преломление социальной значимости отдельных явлений. Это привело к зарождению суггестивной формы поведения, характеризуемой словесной внушаемостью. Личность способна выполнять самооценку и самоанализ, ее поведение более сознательно и регулируется системой общечеловеческих знаний, то есть сознанием. Все эти внешние социальные требования превращаются во внутренние, формируя потребность к внутренней саморегуляции.

Замечание 4

Система запретов и предписаний взяла на защиту членов первобытной общины уже в самом начале человеческой истории. Выдворение за пределы общины считалось страшнейшей карой для преступника. Так люди учились строго выполнять свои социально-ролевые обязанности. Происходило формирования фундаментальных нравственных качеств, например, социальной ответственности, совести, способности принудить себя при необходимости.

По мнению ученых, процесс исторического формирования человеческой психики в свернутом виде повторяет процесс формирования психики отдельного индивида. Л. Выгодский полагает, что регуляция поведения ребенка начинается под воздействием чужой речи. Слова родителей и окружающих подают сигналы о нужном порядке действий. Это создает программу поведения. Следующий этап психического поведения характеризуется тем, что сформированная ранее система действий задается речевым приказом самого малыша. После этого действенный самоприказ принимает характер внутренней речи. Далее происходит переход от внутренней речи к речи интериоризированной.

Замечание 5

Таким образом осуществляется превращение слов в мотивы, поведенческие императивы. Это средство актуализации различных поведенческих схем, внешней звуковой композиции соединяется с практической деятельностью взрослеющего индивида, приобретает сигнальность, становится носителем социально-сформированных значений.

Человеческая психика современного типа интенсивно стала развиваться сравнительно недавно. Произошло это около 10 тысяч лет тому назад с переходом человечества от охоты и собирательства к ремеслу, строительству, скотоводству, земледелию. Производственные возможности расширялись, активизировав рост потребностей человека. Оседлый образ жизни привел к необходимости образования крупных племенных объединений. Начали возникать города-государства, развиваться товарное производство, расширился обмен информацией. Письменность вывела человека на новый виток развития: его достижения в производственной и культурной сфере стали накапливаться в рукописях и книгах.

Проблема возникновения и эволюции психики всегда считалась одной из самых сложных в психологической и социологической науке. Главное затруднение вызывает факт отсутствия объективных критериев одушевленности. К вопросу появления психики существовало несколько подходов:

  1. Антропопсихизм – точка зрения Р. Декарта, заключается в наличии осознанности психики, у животных сознания нет, следовательно, нет психики.
  2. Панпсихизм – данную точку зрения разделял Б. Спиноза, психика считается неотъемлемым свойством любого материального образования, поэтому проблемы возникновения психики не существует.
  3. Биопсихизм – позиция Аристотеля, согласно которой психика – это душа, она есть у всех живых существ, включая растения.
  4. Нейропсихизм – точка зрения Ч. Дарвина и Г. Спенсера, строгим и объективным для психики критерием является наличие нервной системы.
  5. Мозгопсихизм – мнение К. Платонова, согласно которому психика может возникнуть и развиться только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

А.Н. Леонтьев отверг вышеперечисленные мнения, предложив собственный критерий. Он характеризуется объективностью и функциональностью. По мнению исследователя, главным признаком психики является способность субъекта реагировать на абиотические свойства мира.

Определение 2

Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью – это допсихическая или непсихическая форма отражения окружающей среды.

Возникновение психики происходит тогда, когда допсихических форм отражения мира становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма. Ее появление тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Развитие психики человека прошло в два этапа: начальный – овладение знаками и символами и интрапсихологический – превращение внешних символов и знаков во внутренние образы. Психика человека отличается от психики других живых существ.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психическое развитие человека тесно связано с развитием общества. Феномен идеального психического образа возник на социальной основе. Психический образ входит во вторую сигнальную систему, то есть в сферу социальной культуры.

Данный образ идеален. Человек, отражая мир, опирается на социальный опыт и сформированные знания. В процессе своего развития человек осознает только ту социальную общность, в которой существовал сам. Поведение индивидов сильно зависит от конкретной этнической культуры. Психическое развитие человека начинает сильно отличаться от развития других живых существ.

Рисунок 3 . Основные различия между человеком и высшими животными

Психика человека развивалась тысячелетиями за счет мышления и сознания. Современные люди способны рассматривать мир с разных точек зрения, познавать его, используя не только словесно-грамматическую логику, но и интуицию.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Входе исторического развития приблизительно 3 млн лет тому назад в районе Восточной Африки в связи с геологическими изменениями произошли существенные изменения в образе существования животных. В этих условиях естественный отбор благоприятствовал особям, которые были наиболее приспособлены к жизни в саванне, лишенной деревьев. Только существа, которые издали могли увидеть приближающуюся опасность и убежать от хищника, могли выжить и оставить потомство. Естественному отбору способствовали активные мутации, которые происходили в животной среде, и одна из первых мутаций - это способность к двуногому хождению. Благодаря переходу к новому хождению все больше и больше освобождалась рука и превращалась в хватательный орган, способный манипулировать разными предметами. 2-ая предпосылка - прямохождение способствовало уравновешенному положению головы при вертикальном положении тела, что давало способность голове развиваться во всех направлениях и таким образом увеличивать объем мозга.

2.Основные тенденции развития психики человека.

На основе чувствительности и в связи с усложнением нервной системы и физической организации предки человека приобрели качественно новый тип взаимодействия со средой или отражение, которое означает способность организма устанавливать и соизмерять объективные связи между свойствами среды.

Тенденции в развитии психики:

1.Усложнение формы поведения и двигательная активность.

2.Совершенствование способности к индивидуальному научению.

3.Усложнение форм отражения или способности устанавливать связь между различными явлениями.

Следует учесть, что основные тенденции развития психики выявлены чисто гипотетически, так как ни одно ныне живущее существо не может рассматриваться как прародитель более организованного в виду того, что любое существо даже инфузория-туфелька является продуктом длительной эволюции.

Стадии развития психики:

1.Сенсорная психика . Это элементарная стадия, которая характеризуется отражением лишь отдельных свойств и качеств предмета окружающего мира.

2.Перцептивная психика . Эта психика уже имеет возможность отражать предметы и явления внешнего мира, видеть целостный образ. На этой стадии реакции животных превращаются в многозвенную цепь действий или операций. Операция – это относительно самостоятельное автоповедение, которое отвечает не самому предмету, предназначенному для удовлетворения той или иной потребности, а условиям, в которых этот предмет находится.

3.Стадия интеллекта . Предполагает наличие взаимодействия между особями животного мира, обмен звуковыми сигналами, а также использование различных орудий. Эта стадия является необходимым условием развития психики человека, хотя охватывает и высших животных.

3. Происхождение сознания

Сознание означает всю совокупность человека с окружающей средой, положение человека в обществе и природе, понимание человека самого себя. Сознание определяется уровнем развития общества и себя в этом обществе.

Роль труда в возникновении сознания:

Труд представляет собой процесс активного воздействия и изменения окружающей среды. Изменяя природу в соответствии со своими потребностями, человек стал изменяться и сам.

Во-первых, развитие руки привело к изменению всего организма человека , особенно мозга, поскольку рука стала не только органом действия, но и органом познания; во-вторых, труд стал объединительным фактором, приводящим к коллективным формам труда , т.к. труд -- это не только использование орудий труда, но и их изготовление, и поэтому возникла проблема передачи опыта использования орудий в форме обучения труда. Т.о. развитию человечества способствовало совершенствование поведения в деятельности и общении.


Происхождение и развитие психики и сознания человека


Происхождение и развитие психики и сознания человека.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики.

2. Психика в свете теории отражения.

3. Формы проявления психики: психические процессы, свойства, состояния.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

ПСИХИКА – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией, как наукой. Есть 2 различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Они взаимодействуют в развитии и развиваются по своим законам.

Согласно материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на раздражители.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь, т.е. психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – явление первичное, основа, носитель психики.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Вы уже знаете, что психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности субъектом активно отражать явления объективного мира.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга.

Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности.

Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела, органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы – нервная клетка.

Остановимся на строении головного мозга, функций больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психологии обозначается как проблема функциональной ассиметрии мозга .

Полушария мозга выполняют различные функции. Одно выполняет ведущую (доминантную) функцию, другое – подчиненную. От того, какое именно полушарие является главным, зависит, какой рукой человек лучше действует – правой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой – «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто лучше действует левой – «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и постепенно, как бы разбирая ее на части, а затем объединяя.

Правое полушарие – образное, эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию – множественную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только в художественном, но и в научном.

Проблема функциональной ассиметрии мозга в настоящее время разрабатывается очень интенсивно. Многие ученые считают, что вклад каждого полушария в психическую деятельность различен в разные периоды жизни человека. Правое полушарие созревает быстрее левого и поэтому в дошкольном возрасте вносит большой вклад в психическую деятельность, чем в более взрослые периоды. Отсюда – образный характер познания и восприятия мира детьми – дошкольниками, их бурная фантазия.

2. Психика в свете отражения.

Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности субъектом активно отражать явления объективного мира.

Отражение – способность объекта воспроизводить пространственную временную структуру другого объекта.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Мы можем строить планы, ставить цели, мечтать.

Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования.

Существует 3 типа отражения:

1.Физическое – свойственно объектам неживой природы. Простейший пример движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление – волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается (отражение звука, света, радиолокационного сигнала).

При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи физиологические формы отражения.

2.Физиологическое – свойственно живым организмам и проявляется в виде реакции на воздействующие раздражители. Это и есть безусловный рефлекс. Примерами их могут быть: пищевой рефлекс (захват увиденной пищи), ориентировочный (поворот в сторону внезапного раздражителя), защитный (отскакивание) и др.

Безусловные рефлексы играют хотя и начальную, но очень важную роль в филогенезе поведения и психики животных. На этой стадии у животных:


  1. Совершенствуется двигательный аппарат;

  2. Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на внешние раздражения;

  3. Одновременно развиваются и органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания, позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения;

  4. Возникает психика, пока в виде элементарных, не связанных друг с другом простейших ощущений, отражающих изолированные раздражения (животное реагирует на звук, свет, запах и т.д.)
3.Психическое отражение – как ответная реакция живого организма на раздражитель (боль, музыку), свойственно живым организмам, имеющим высокоразвитую ЦНС. К таким относятся: сем.кошачьих, сем.волчьих, слоны, дельфины, обезьяны, человек. При таком отражении живое прогнозирует будущее. Такое отражение является опережающим. Уже есть цель и результат. Человек в процессе антропогенеза совершенствует данный вид отражения, и у него возникает высшая степень отражения – сознание. Оно присуще только человеку.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИ:


  1. самый сложный и наиболее развитый вид отражения;

  2. дает возможность правильно отражать окружающую действительность, правильность подтверждается практикой;

  3. в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;

  4. является опережающим.
Сознание – продукт общественно-исторических условий, результат трудовой и общественной жизни человека и представляющий собой субъективный образ объективного мира.

Психика у человека проявляется в трех видах психических явлений.

Психические явления - любой психический феномен, который скрыт от внешнего наблюдателя, но открыт самому субъекту. Любое психическое явление проходит объективно, но выражается внешне, через поведение и речь

Все психические явления подразделяются:

1.Психические свойства личности – это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни. Это:


  1. Темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик);

  2. Характер (уверенность, властность, смелость, доброта);

  3. Направленность личности: на дело; на себя; на общение (фанатизм, идеалы, ценности, убеждения);

  4. Способности (одаренность, гениальность, талантливость).
2. Психические состояния – характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т.д. В структуре личности это наиболее статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами:

  • Аффект, раздражительность, бодрость, подавленность

  • Интерес, Стресс, Скука, Радость, Тревога, Творческий подъем, Апатия
Они менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней, недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3. Психические процессы – это явления психики, которые характеризуются выраженной динамикой, т.е. имеют начало, длительность, и конец. Эти явления, которые включены в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от доли секунды до десятков минут. Описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно выделяют:

Все три вида психических явлений взаимосвязаны и могут переходить друг в друга (любопытство, как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность).

Свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Например, состояние может обуславливать то или иное протекание психических процессов. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущение (психический процесс), а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятием и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятия сопровождаются представлениями и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Возникновение и развитие психики подчиняется биологическим и социально-историческим законам. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называется сознанием.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

1. Возникновение и развитие сознания.

2. Сознание, его структура, свойства.

3. Самосознание, его стр-ра.

4. Сознание и бессознательное.

1. Возникновение и развитие сознания.

СОЗНАНИЕ – есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка и с другими людьми). Это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, жизнь

1. Проблема человеческого сознания – одна из наиболее сложных проблем современного научного знания. Попытки объяснить природу, сущность сознания предпринимаются физиологами, теологами, философами и, конечно, психологами.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех лет, которые мы относим к истории человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того, чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Другие предпосылки (условия) возникновения сознания:

1. Распределение труда

2. Ролевая дифференциация и активизация общения.

3. Выработка и использование языка, других знаковых систем.

4. Становление человеческой материальной и духовной культуры.

Это – рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельно идет проникновение человека в тайны макро- и микромира (благодаря успехам науки), расширяется сфера познания, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание человека.

2. Сознание, его структура, свойства.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как интегрирующая форма психики . Это то, что отличает человека от животного. Человек осознает, что с ним происходит, что он делает, т.е. свое поведение. Филогенетически и онтогенетически сознание выступает результатом общественно-исторических условий формирования человека в совместной деятельности с другими людьми при постоянном общении с ними.

В структуре сознания выделяют три основных компонента:


  • Познавательный

  • Отношенческий

  • Регуляторный
Каждый из них, с одной стороны, имеет собственное содержание и функции, а с другой – вместе с другими компонентами обеспечивает целостность и системность функционирования сознания.

  • Познавательный компонент представлен психическими процессами, обеспечивающими человеку получение и преобразование информации об окружающем мире как на уровне чувственного (ощущение и восприятие), так и на уровне логического познания (мышление, воображение). Интегратором данного компонента сознания являются «сквозные» психические процессы: внимание, память, речь.

  • Отношенческий (аффективный) компонент. Эмоционально процессы сознания отражают отношение человека к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Эмоции и чувства играют роль шкалы оценок сознания.

  • Регуляцию человеческой деятельности, направленную на достижение поставленных целей, а также на преодоление препятствий на пути к ним обеспечивают волевые процессы сознания. Это регулятивный компонент сознания .
Таким образом, содержание сознания предстает как открытая система, в которой имеют место как познавательные, так и чувственно-эмоциональные и регулятивно-волевые психические процессы.

А.Н.Леонтьев предложил конкретно-психологическую теорию сознания человека. Согласно этой теории в сознании следует различать три относительно самостоятельные составляющие:


  • Чувственную ткань сознания;

  • Значение

  • Личностные смыслы
1. Чувственная ткань это переживание «чувства реальности», это чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или хранящейся в памяти. Функция чувственных образов состоит в том, чтобы придать реальность картине мира, открывающийся субъекту (зрение, слух, осязание, обоняние, с помощью которых человек познает окружающий мир).

2. Значение общее содержание слов, схем, карт, это выработанное человеком и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности и норм деятельности. Значение является содержанием знака (например, слова), который обозначает предмет или свойства, явления, события. У знака различают: предметное значение и смысловое значение. Предметное значение – предмет или класс предметов, обозначаемые данным знаком. Смысловое значение – та информация, которую несет определенный знак об обозначаемом предмете. Причем предмет и, особенно, смысловые значения, используемые некоторым субъектом, могут существенно отличаться от нормативных значений. Универсальным языком значений является язык искусства, музыки, танца, живописи, театра, архитектуры.

3. Личностный смысл - в содержании значения, которое оно приобретает лично для каждого человека. Например, все дети хотели бы получать «5». Отметка 5 имеет общее для всех значение, закрепленное социальными нормативами. Но, для одного – 5 – показатель его знаний, способностей, для другого – символ того, что он лучше других, для третьих – способ добиться обещанного подарка от родителей.

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания, возникает «смысловой барьер» (например, учитель спрашивает ученика, пытаясь вытянуть его на лучшую отметку, а ученик считает, что учитель придирается).

Свойства сознания:


  1. Идеальность, т.е. нематериальность сознания. Это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются без физического на них воздействия в результате работы с их сформировавшимися образами, схемами;

  2. Интенциональность, т.е. устремленность сознания к конкретному объекту. Сознание всегда есть осознание чего-то (предмет сознания – это конкретный предмет, другой человек, собственный мир).

  3. Объем сознания. Определяется количеством внешних или внутренних объектов сознания, которым обеспечивается достаточно отчетливое, точное и ясное отражение одновременно. Эта характеристика сознания обусловлена закономерностями функционирования таких психических феноменов как, например, внимание и восприятие, оперативный объем которых определен экспериментально и составляет 7±2 информационных единиц.

  4. Сознание имеет социальную природу : в онтогенезе оно развивается лишь при условии «включенности» человека в социальные отношения с другими людьми в рамках совместной с ними деятельности.

  5. Коммуникативность сознания, т.е . способность к трансляции другим людям того, что осознает данный человек. Или: обмен содержаниями сознаний взаимодействующих субъектов.

  6. Это достигается с помощью словесно-понятийной означенности сознания. Современный психолог обращает внимание на высочайший уровень сложности взаимодействия сознания и языка, в котором язык выступает как общезначимая культурно - историческая система знаков; речь как способ употребления языка в различных письменных и устных формах общения людей, а речемыслительная психическая деятельность – как форма существования процессов сознания.

  7. Идеаторность – это свойство человеческого сознания воспроизводить и создавать идеи, образы без непосредственной опоры на чувственный опыт человека. Т.е. человек в своем сознании свободно перемещается по векторам пространства и времени.

  8. Креативность (творческость) заключается в возможности объективации идей, мыслей человека. Благодаря этому свойству сознание возникает и постоянно изменяется мир человеческой культуры.
Описанные выше характеристики сознания позволяют выделить следующие его функции:

  • Отражательную, состоящую в формировании у человека образа мира;

  • Регулятивную, заключающуюся в возможности произвольного поведения человека, при помощи регуляции у человека возникает иерархия мотивов;

  • Креативную (творческую), благодаря которой «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (К.Маркс).

3. Самосознание, его структура.

В современной психологии сознание понимается как двуединая ориентация человека: 1)в окружающем мире и 2) в самом себе.

Исходя из такого понимания как ответная реакция живого организма на раздражитель (боль, музыку), самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект.

Самосознание – сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя, своей индивидуальности, процесс осознания своих потребностей, мотивов, качеств. Самосознание возникло в ходе социальной жизни человека, начинает формироваться очень рано. Первое представление о себе человек получает от окружающих его людей.

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ:


  1. Слияние субъекта и объекта познания в одном лице. В результате этого процесса человек приобретает способность к оценке своего знания, идеалов и мотивов поведения и целостной оценке себя как чувствующего и мыслящего существа.

  2. Социальная обусловленность. Заключается в том, что осознать самого себя человек может лишь на основе познанного внешнего, в частности, другого человека, образ которого служит для него источником образа «Я». Отсюда видно, что общение и взаимодействие с другими людьми является необходимым условием развития самосознания человека.

  3. Неравномерность развития самосознания на протяжении жизни человека (в онтогенезе), что выражается в существовании периодов как медленного (например: младенчество, дошкольный возраст), так и интенсивного (подростковый, ранняя юность) развития представлений человека о себе.

  4. Зависимость между уровнем развития самосознания и формированию у человека потребности в знании о себе. Очевидно, что интерес к себе - так называемая Я-чувствительность – у разных людей выражен неодинаково.
Функции самосознания:

  1. Отражение внутреннего мира

  2. регуляция внутренних процессов

  3. Исполнительная функция (самовоспитание)
В структуре самосознания выделяют 3 компонента:

  • Познавательный или знание человека о себе (самопознание);

  • Эмоционально-ценностный или отношение человека к себе (самоотношение);

  • Регулятивный или саморегуляция им своего поведения (саморегуляция).
I . Самопознание это сложный процесс познания человеком себя, развернутый во времени связанный с пониманием своего собственного «Я» как личности, отличной от других личностей.

ИСТОЧНИКИ САМОПОЗНАНИЯ:


  1. Накопленное знание о других людях в процессе общения с ними. Присущие эти людям качества: «добрый», «честный», «лживый» и др. человек примеряет себе, т.е. человек формирует мнение о себе через представление о личности других

  2. Обратная социальная связь, которую получает человек от людей, составляющих его ближайшее окружение - родители, сверстники, педагоги, осуществляя внешнюю оценку, оказывают влияние на формирование представлений человека о себе. Чем младше ребенок, тем в большей мере выражено его восприимчивость к таким оценкам. (Пример с непривлекательной, скучной однокурсницей).

  3. Знакомство с художественной литературой и различными формами искусства. Здесь так же, как и в реальном общении, человек включается в мир других людей, причем происходит это быстрее.

  4. Представление человека о себе как субъекта деятельности, обладающим какими-то знаниями, умениями, навыками, способностями возникает также во взаимодействии с предметным миром.
Из того, что было сказано выше, вытекает, что у каждого человека имеется множество представлений о самом себе:

  • Я реальное – то, каков он сегодня;

  • Я прошлое - -//- в прошлом;


  • Я рефлексивное - -//- глазами другого человека.
Все эти многочисленные образы Я соединяются во многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро человеческой личности. «Я- концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных компонента – когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.


  1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - образ Я – характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п., т.е. все то, что значимо для человека, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет больше узнать о разных сторонах жизни. Для другого – самым главным может быть то, что он отец .

  2. Второй компонент – эмоционально-ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. А) Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможность роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. Б) Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, в собственных усилиях. Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А.Адлером, которое проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы. Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении.

  3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. Поведенческий компонент «Я- концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя.
Как система осознаваемых и неосознаваемых установок по отношению к самому себе «Я- концепция» выражает:

  • Я - реальное – каким я являюсь в настоящее время

  • Я - идеальное – каким я хотел или должен стать

  • Я - зеркальное (социальное) – каким меня видят другие

  • Я прошлое - -//- в прошлом;

  • Я будущее- -//- будет в будущем;

  • Я рефлексивное - -//- глазами другого человека
Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я - идеальное должно быть соотносимо с Я - реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае она служит важным источником саморазвития.

«Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. В процессе жизни человека «Я - концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняет и отношение человека к себе, его возможности саморегуляции.


  1. Парциальная – касается некоторых отдельных, единичных характеристик человека (оценка какой-нибудь детали внешности, черты характера).

  2. Глобальная – отражается одобрение или неодобрение человеком самого себя (итоговым измерением Я).
Общим знаменателем глобальной самооценки является самоуважение личности. В психологии самосознания существует представление, что Самоуважение личности определяется отношением её действительного достижения к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязания личности, в основе которого лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Можно сделать вывод, самооценка и самоуважение в психической жизни личности выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.

Самоуважение=

Уровень притязаний

Люди с адекватной самооценкой: добрые, с чувством юмора, не конфликтные. Завышенная самооценка: высокомерные, агрессивные. Заниженная самооценка: робкие, малообщительные, неуверенные в себе.

III . Саморегуляция третий компонент в структуре самосознания. Она выражается в управлении человеком своей деятельностью от начала до конечного результата и в постоянном отчете перед самим собой о соответствии хода действия его цели. Саморегуляция является основой самовоспитания личности. Иными словами саморегуляция проявляется:


  • В форме регуляции деятельности человека в конкретных условиях

  • самовоспитании
По форме может быть скрытой и явной.

4. Сознание и бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им. Низший уровень психики образует бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных взаимодействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оставаясь психическим , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, к-е он совершает, невозможна и оценка результата. Между сознанием и бессознательным резких «границ» нет, возможен взаимопереход их содержаний. Например, человек не может постоянно осознавать всю информацию, накопленную им в течение жизни - следовательно, она вытесняется в бессознательное. Но при необходимости большая часть информации может быть оттуда извлечена, для чего ее нужно вербализовать.

Изучали бессознательное З.Фрейд, П.В.Симонов и др.

Общее между бессознательным и сознанием то, что оба эти процесса социально обусловлены (например, содержание сновидений обусловлено тем, какие события человек пережил в реальной жизни).

Различия заключаются в том, что сознание подчиняется контролю, а бессознательное не контролируется.

Виды бессознательного:


  • сновидения, оговорки, описки, патологические состояния – бред, галлюцинации

  • навыки (ходьбы, письма), интуиция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий

  • копирование, уподобление другим людям

  • Инсайт – момент творческого озарения

  • Установки и мотивы поведения (неосознаваемые)

  • Влечения

  • Комплексы

  • Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний

  • Восприятие сигналов, уровень которых находится за пределами наших органов чувств (прием рекламы – 25-й кадр)
.В структуру бессознательного входят две подструктуры :

1. Те явления, к-е ранее были осознаваемы (подсознание). Это:

Первичные автоматизмы (мигание, сосание);

Вторичные автоматизмы (навыки, неосознаваемые движения).

Сюда, например, относится интуиция врача, т.е. врач не осознает по каким признакам поставил диагноз. В данном случае подсознание выступает как защита сознания от лишней работы и нагрузок (летчик, пианист, врач, спортсмен).

2. Явления надсознания связаны с представлением человека о «сверхзадаче», решение которой требует творчества: порождение гипотез, догадок, творческих озарений. Сверхсознание защищает сознание от преждевременного вмешательства сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта.

Сверхсознание, т.е. творческая интуиция, всегда работает на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данной личности, т.е. творческая интуиция проявляется при решении той проблемы, над которой человек упорно работал.

Функции бессознательного:


  • Как и психика в целом оно выполняет функцию отражения внешнего и внутреннего воздействия – следовательно, ф-и регуляции поведения и деятельности человека

  • Охранительную, т.е. «защита сознания человека от информационных перегрузок»

  • Творческая, т.е. участие бессознательного в создании человеком принципиально нового продукта (идеи т.п.).

Древнейшие предки людей - гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине, заняться собирательством, а затем коллективной охотой на крупных животных. Начался принципиально новый процесс их поведенческой адаптации - приспособление к среде посредством коллективной трудовой деятельности. Для этого у наших предков уже были необходимые биологические и биосоциальные предпосылки - развитая способность к манипулированию предметами, бинокулярное (стереоскопическое) зрение, хорошо скоординированное с движением передних конечностей, развитая кожно-мышечная чувствительность и, что особенно важно, высокоразвитые формы группового поведения - совместные приспособительные действия в сообществе, функциональное общение друг с другом.

Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, началось интенсивное развитие человеческой руки, орудийных действий, а затем изготовление орудий труда и их коллективное использование. Возникла социальная, общественная взаимозависимость людей. Социальный фактор стал фактором выживания. Человек освобождался от власти естественного отбора. Даже физически слабый, но вооруженный орудием человек получал преимущество перед сильным животным.

Биологические формы, более близкие к человеку, чем к обезьянам, называются гоминидами. К ним относятся питекантропы и неандертальцы (рис. 1). Неандерталец жил в начале палеолита (180-200 тыс. лет назад). Покатый лоб, мощные надглазные валики, более близкие к горизонтальному положению остистые отростки шейных позвонков. По емкости мозгового отдела черепа и пропорциям тела неандерталец уже близок к современному человеку.

Неандерталец научился добывать огонь и перешел от собирательства к охоте. Начинается его миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы. На стадии "формирующихся людей" еще имел место естественный отбор, однако предметом отбора стали такие черты, которые делали древнейшего человека способным к общественному производству.

Рис. 1.

С усовершенствованием строения кисти руки - развитием большого пальца, противостоящего другим пальцам, - резко расширились возможности хватательных действий. Развитие черепа создавало анатомические предпосылки для увеличения объема мозга. Грубые челюсти, служащие животным для захвата и удержания пищи, у гоминидов становились тоньше и легче, появилась возможность свободных движений у мускулатуры языка, изменялось положение гортани и строение голосовых связок - соответствующие анатомо-физиологические превращения были вызваны необходимостью речевого общения в условиях коллективной деятельности.

Сообщества живых существ имеют средства общения, средства координации совместных действий. Однако сигнальная связь в мире животных необходима только в текущей ситуации: животные сигнализируют представителям своего вида о возникшей опасности, о своем местонахождении. У человека же в процессе антропогенеза сформировалась принципиально новая система информационной связи - произносимое слово постепенно приобрело обобщенное значение: вобрав в себя многовековой опыт человечества, оно стало обозначать существенные взаимосвязи событий, общие устойчивые признаки явлений. При помощи речи люди начали планировать свои действия, прогнозировать развитие событий, координировать свою трудовую деятельность.

Постепенно в человеческом обществе формировалось и укреплялось социальное содружество: слабые особи получили возможность выживания благодаря альтруизму, милосердию своих сородичей; больные и немощные стали получать необходимый уход; формировались социальные обычаи и традиции.

Процесс человекообразования завершился только в эпоху верхнего палеолита (приблизительно 40 тыс. лет назад), когда сформировался современный тип человека - Homo sapiens - человек разумный (кроманьонец) (рис. 2).

Появление человека современного типа ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Появляются каменные топоры, тесала, иглы и гарпуны из кости, кремниевые наконечники стрел и копий, орудия для изготовления орудий труда. В конце палеолита - древнекаменного века - формируется первобытнообщинный строй, начинается общественно-исторический процесс. Совершенствуется охотничье искусство, зарождается скотоводство, возникает оседлое земледелие, люди начинают жить в постоянных жилищах.

Рис. 2.

В эпоху нового каменного века - неолита (VIII-III тысячелетия до н.э.) совершенствуется техника изготовления каменных орудий (пиление, сверление, полирование), возникает ткачество, развивается домостроительство, появляются колесные транспортные средства. Формируются этнические сообщества, обретая свой этнопсихический облик, возникают межплеменные отношения. Развивается региональная культура Передней Азии, Египта и Индии.

Во 2-м тысячелетии до н.э. неолит сменяется металлургической эпохой - железным веком, появляется письменность - мощное средство фиксации и ретрансляции социально-культурных достижений. Начинается эпоха цивилизации. Происходит общественное разделение труда, появляются города, развивается товарообмен, закладываются основы правового регулирования отношений между людьми, возникает государство и первые записанные законы.

Переход к использованию орудий труда стал толчком для качественно нового развития психики человека. Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия.

Изготовление простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта - человеческая речь. Отдельные трудовые действия человека приобретали смысл только в контексте деятельности других людей - возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели действия, связанные с мышлением и волей человека. На основе внешних трудовых действий формируется система внутренних, психических, умственных действий. Человек переходит к действию с психическими образами - к действию в уме. У него возникает потребность моделировать различные отношения вещей, прогнозировать их изменение; на этой основе развивалась творческая деятельность человека.

На заре истории человек по своим психическим возможностям не походил на современного человека. Весь обширный период формирования человека (до появления человека нового, современного типа - кроманьонца) характеризуется дологическим типом функционирования его мышления, психики в целом. В этот период основной функцией формирующегося языка было воздействие людей друг на друга. Познавательная же функция стала интенсивно развиваться лишь с появлением человека современного типа.

Мифологическое, фантазийное мышление людей первобытной эпохи проявлялось следующим образом: два схожих явления принимались за одно и то же; часть принималась за целое; что-либо, причастное к определенному явлению, принималось за само явление (точно так же, как это свойственно детям раннего возраста); имя человека или его изображение принималось за самого человека. Первобытный человек, конечно, совершал как мистические, так и рационалистические действия, но последние он еще не осмысливал теоретически, его практические действия были лишь эмпирическими находками. Субъективное у древнего человека не было адекватно объективному. "Дикарь, - отмечает К. Юнг, - был не склонен к объективному объяснению даже очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывал непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям".

Первобытный человек жил в стихии мифов, символов и архетипов. В мифах он искал аналогию своим душевным переживаниям. Сознание первобытного человека не столько отражало мир, сколько мифологически творило его, наделяло предметы мистическими свойствами.

Все культурное развитие человечества было объективно связано с усовершенствованием сознания человека. Этому сначала служили догматы веры, впоследствии научные понятия.

Цивилизация постепенно формировала разумное объяснение окружающего мира. Однако архаичный фундамент сознания человека не исчез. Сформированные на протяжении многих тысячелетий архетипы ощущаются нами как "темное чувство", интуитивные представления, "зов сердца", непреодолимое "движение души".

В процессе исторического развития человечества мышление не просто содержательно обогащалось, а претерпевало качественные изменения - умственные операции древнего человека качественно отличались от логических операций человека современного.

Совершенствовались и механизмы нервно-психической деятельности человека. Некоторые из них сложились у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся; другие надстраивались значительно позже - у обезьянолюдей, а у человека разумного появились принципиально новые образования.

В психике человека постепенно подавлялись инстинктивные механизмы узкоэгоистического поведения, все большую роль начинали играть социально обусловленные факторы выживания.

Как отмечает Б. Поршнев, в психике человека есть более древние и более молодые пласты, как в коре Земли, но не просто наложенные друг на друга, а находящиеся в сложном взаимодействии.

Сколь примитивны были внешние условия быта древних людей, столь же примитивен был и их духовный мир, мир психических образов.

В процессе первоначального, примитивного труда люди действовали общей малодифференцированной массой. Но сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

  • 1) осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий;
  • 2) появления речи как средства общения;
  • 3) социального взаимодействия людей.

Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации. Древний человек приспосабливался не только к внешней среде, но и к процессу труда. Это "трудоприспособление" и стимулировало развитие его психики, а также естественного ее субстрата - мозга. Интенсивно развивались сенсорная и моторная зоны коры головного мозга, ассоциативные связи между ними. С развитием высших интеллектуальных процессов развивалась фронтальная область мозга. Многообразие речевых стимулов, возникающих в трудовом процессе, содействовало дальнейшей эволюции мозга, совершенствованию психических функций.

Через речь (сначала устную, а затем и письменную) индивидуальное сознание стало обогащаться достижениями общечеловеческого опыта. Возникает феномен социальной идентификации индивида: он начинает уподоблять себя социуму. Отныне человек воспринимает мир сквозь призму социальной значимости отдельных явлений. Зарождается словесно внушенная, суггестивная форма поведения человека. У него формируется способность осуществлять нравственный, т.е. социально значимый самоконтроль. Личности уже под силу самооценка и самоанализ: ее поведение становится все более сознательным, т.е. регулируемым системой общечеловеческих знаний (сознанием). Внешние социальные требования становятся внутренними, у человека формируется способность к внутренней саморегуляции.

Уже на начальных этапах человеческой истории система запретов и предписаний взяла под защиту всех членов первобытной общины. Страшной карой для человека становилось его выдворение из общины. Люди приучались строго выполнять свои социально-ролевые обязанности. Формировались такие фундаментальные нравственные качества, как социальная ответственность, совесть, способность к самопринуждению. Так на нашей планете появились особые существа с социально обусловленной сущностью.

Впоследствии ученые пришли к выводу, что процесс исторического формирования психики человека в свернутом виде повторяется в ходе формирования психики отдельного индивида. Ребенок, по Л.С. Выготскому, сначала регулирует свое поведение под воздействием чужой речи, сигнализирующей нужный порядок действий, формулирующей программу его поведения. На следующем этапе психического развития эта программа задается внешне выраженным речевым приказом самого ребенка ("Дима возьмет чашку и выпьет из нее молоко"), затем действенный самоприказ принимает характер внутренней речи. И наконец осуществляется переход от внутренней речи к речи интериоризированной - слова превращаются в мотивы, поведенческие императивы - в средство актуализации различных схем поведения; первоначально внешняя композиция звуков, вплетаясь в практическую деятельность ребенка, приобретает сигнальный характер, становится носительницей социально сформированных значений.

Психика человека современного типа стала интенсивно развиваться, когда около 10 тыс. лет назад человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству, ремеслу, строительной технике. Расширяющиеся возможности производства сделали возможным рост человеческих потребностей. Оседлый образ жизни привел к образованию крупноплеменных объединений - возникли города-государства, стало развиваться товарное производство, расширился информационный обмен. Появление письменности (около 5 тыс. лет тому назад) вывело человечество на орбиту цивилизации. Его культурные достижения стали закрепляться и накапливаться в рукописях, книгах.

Психическое развитие человека связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа. Психический образ включен во вторую сигнальную систему, т.е. в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры. Образ этот идеален. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания.

В процессе антропогенеза поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями.

Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен - племя, род, общину. В его сознании преувеличивалось и даже мистифицировалось понятие "мы". Весь мир подразделялся на "мы" и "они". Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как "наше", а все плохое, неприятное - как "чужое". Все "наше" стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все "чужое" - предметом ненависти, проклятия и агрессии. Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться или тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало зависеть от этнической культуры, племенных традиций и обычаев, запретов (табу) и установок мифологизированных предков (тотемов). Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия.

Итак, психическое развитие человека качественно отличается от развития других живых существ. В отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности (табл. 3).

Таблица 3.

Похожие статьи