Философия древнего китая. Предпосылки зарождения китайской древней философии Классические книги китайской образованности Особенности древней китайской

Слайд 2

План

Предыстория. Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.) Даосизм Конфуцианство (жуцзя) Моизм (моцзя) Школа законников Школа имен (минцзя) Школа «инь-ян»(иньянцзя) Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.) Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Слайд 3

Предыстория.

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.

Слайд 4

В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии: Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей», сановник (дафу) царства Чжоу БоЯнфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.

Слайд 5

Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.)

Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ.

Слайд 6

Даосизм

Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Представители этого периода: Лао-Цзы, Ле-Цзы,Чжуан-Цзы, Ян-Чжу; Вэнь-Цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:ГэХун, Ван Сюанлань, Ли Цюань, ЧжанБодуань.

Слайд 7

конфуцианство (жуцзя)

Конфуцианство (жуцзя)В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе». Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, ЦзыСы, Ю Жо, Цзы-гао,Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

Слайд 8

Моизм (моцзя)

Мои́зм (моцзя) - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы - древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы Представители: Мо-Цзы, ЦиньХуали, Мэн Шэн, ТяньСян-цзы, Фу Дунь.

Слайд 9

Школа законников

Школа законников («фа-цзя», по-европейски - легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Жэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, ХаньФэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао

Слайд 10

Школа имен (минцзя)

Школа имен (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

Слайд 11

школа «инь-ян»(иньянцзя)

школа «инь-ян» (иньянцзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, ЦзоуЯнь, ЧжанЦан

Слайд 12

Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.

Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм. Выдающиеся мыслители ханьскоговремени:философ и государственный деятель ДунЧжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн(53 г. до н. э. - 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюаньцзин» («Канон великого сокровенного»).

Слайд 13

Крупным мыслителем этой эпохи был также историк СымаЦянь (145-86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. эо втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика ВэйБояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.СочинениеВэйБояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пинцзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу ЮйЦзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.

Слайд 14

Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226-249). При династии Ранняя Вэй (220-264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь ПэйВэй (267-300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).

Слайд 15

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.

Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 - дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 - причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма - 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию

Слайд 16

Список использованной литературы:

https://ru.wikipedia.org/ http://studfilosed.ru/ www.uralbrand.ru

Посмотреть все слайды

В середине I тысячелетия до н.э. в трёх очагах древней цивилизации (в Китае, Индии и Греции) практически одновременно возникает философия. В Древнем Китае философия возникла в III-II тысячелетии до н.э. Общей закономерностью для духовного развития древних цивилизаций является взрыв интеллектуальной энергии, духовной революции, относящейся к VI в. до н.э. Первые философы Древнего Китая: Конфуций (основатель Конфуцианства) Лао-Цзы (основатель Даосизма) Мо-Цзы (основатель Моизма) и др.

Слайд 3

В Древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что её не было совсем. Точнее, она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой-то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, особенно ярко выраженная в «Книге перемен» (И-цзин) и в многочисленной комментаторской литературе. Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализации. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Её суть – символизация пространственно-числовых структур, по-китайски – сян шу чжи сюэ («учение о символах и числах»), которое на Западе иногда именуют нумерологией.

Слайд 4: Предфилософская литература

Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие» (« Уцзин »). К нему относились: «Книга песен» (« Шицзин »), « Книга истории» (« Шуцзин »), « Книга перемен» (« Ицзин »), « Книга обрядов» (« Лицзин »), Летопись (« Чуньцю »).

Слайд 5: В предфилософской литературе поднимается множество различных вопросов, например:

Вопрос о происхождении зла: от кого оно – от Бога или от человека? Авторы « Уцзин » склонны видеть причину зла в человеке («зависят распри только от людей») и оправдывать Бога. В « Шуцзин » рассматривается проблема первоначала мира. Решается она с позиций натурализма: существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – ян и инь. Понятия эти многозначные и олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности. Но в древней предфилософии они ещё не обрели значения универсальной философской абстракции и трактуются более «приземлёно» – как силы света и тьмы, тепла и холода, жёсткости и мягкости, как мужское и женское начала.

Слайд 6

Слайд 7: Этапы развития

Выделяют следующие основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае: – этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который охватывает период VIII-VI вв. до н.э.; – этап расцвета философской мысли (соперничество «ста школ»), который относится к VI-III вв. до н.э.; – философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией; – философия в III-X вв., усиление влияния даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения даосизма). Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго – «золотой век китайской философии». Для раннего (доханьского) периода характерны плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область философии. Философские школы в Китае складываются в VI в. до н.э. Причём, философия, развивавшаяся анонимно, становится авторской, будучи связанной с именами конкретных мудрецов.

Слайд 8: Философские школы

В китайской философии существовало множество различных школ и течений. Оценка их числа и значения зависит от критерия классификации. Здесь будут приведены шесть наиболее значимых и четыре второстепенные по влиянию школы. 1. Натурфилософская школа (инь-ян-цзя). Главный представитель – Цзоу Янь. 2. Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций). 3. Моизм (мо-цзя). Основатель – Мо-цзы. 4. Школа имён (мин цзя) иногда называется школой логиков, софистов и «спорщиков» (диалектиков). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун. 5. Школа закона (фа-цзя, или, по-европейски – легизм). Видные представители: Шан Ян, Хань Фей-цзы, Ли Сы. 6. Даосизм (дао де цзя). Основатель – Лао-цзы.

Слайд 9: Общие черты китайской философии

Сильный традиционализм в культуре, который отражается и на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала – как религиозного, так и светского. Сосуществование множества различных школ (за исключением отдельных этапов китайской истории). Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения. Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малый ян, малая инь, триграммы, гексаграммы, «пять на пять агентов движения» (у син), смысловые узоры спирали дао (вэнь ли) и т.д.). Слабое развитие логики. Малая системность, как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой. Дао – исток и центральное понятие древней китайской философии. Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, так и в социальной философии. Преобладание идеализма над материализмом.

10

Слайд 10: Основополагающие понятия философии Древнего Китая

Дао (буквально «путь») – одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон, б) естественный, природный ход вещей, в) Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей, г) символ высшей космической гармонии. Дэ – понятие, во многом близкое понятию «Дао». В «Дао дэ цзин » говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». В сущности, дэ – это трансформированное Дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ » – это совершенномудрый (шэнжэнь). Жэнь – основное понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь – это « спокойно-самодостаточная » любовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную благопристойность.

11

Слайд 11

И – «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле «и» – это моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели. Инь – ян – парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. « Инь – ян » – диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма – свет, движение – покой, земное – небесное, холод – тепло, женское – мужское начала, смерть – жизнь и т.д. Ли – «ритуал», «церемония», «этикет». Ли – это всевозможные нормы поведения – религиозного, светского, семейного. Чжи – мудрость, знание, ум, интеллект. Сяо – один из этических принципов конфуцианства – «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли. Тянь – Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. Для Мо-цзы Небо не только «зарождает и взращивает все сущее», но и следит за исполнением своих «небесных» законов. «Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесёт наказание».

12

Последний слайд презентации: Философия Древнего Китая

У-син – пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода. Увэй (« недеяние ») – в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не полное бездействие, а скорее, действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью. Ци – буквально «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци – это духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления – космологического, антропологического и психологического. Цзюнь-цзы – «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы – конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) – жэнь, и, ли, сяо, чжи. «Совершенный человек» противопоставляется «ничтожному человеку» (сяожень), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности.

Cлайд 1

Китайская философия 不要隨大流,不違背流動,去跨越它,如果你想到達彼岸。 Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега. Слова Ванталы.

Cлайд 2

Кита йская филосо фия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

Cлайд 3

Суть учения: Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал – мужского – Ян и женского – Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Cлайд 4

Отличия от западной философии: цельное(холическое) восприятие вместо аналитического; периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

Cлайд 5

Cлайд 6

Предыстория китайской философии (до 6 века до н. э.) религиозно-мифологическое мировоззрение; зооморфный характер богов; «воля неба» постигается через гадания, предзнаменования; культ предков (влияние духов умерших на жизнь и судьбы потомков).

Cлайд 7

Мыслители той эпохи: Ши Бо (8 век до н. э.) выдвинул понятие гармонии (хэ); Цзинь Ши Мо (8 век до н. э.) выдвинул идею «парности» всех вещей; Философские идеи и термины того времени стали важнейшими понятиями китайской философии.

Cлайд 8

Древняя китайская философия (6 – 2 вв. до н.э.) бурная идеологическая борьба различных философско-политических и этических школ; «золотой век китайской философии»: зарождаются понятия, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейших времён.

Cлайд 9

Основные философские школы: даосизм: Вселенная является источником гармонии. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы; моизм: усовершенствования общества через знание. Представители: Мо Ди, Мэн Шэн; школа законников (легизм): равенство всех перед Законом и Сыном Неба. Представители: Ли Куй, Шан Ян; школа инь-ян: Инь и Ян – «два образца» рождённые «Великим Пределом». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

Cлайд 10

Средневековый период китайской философии (2 в. до н. э. – 10 в. н.э.) полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. Конфуцианство одерживает верх; проникновение буддизма (1 век н. э.);

Cлайд 11

Выдающиеся мыслители Средневекового периода: Дун Чжунш – философ и государственный деятель; Ян Сюн – философ-конфуцианец, литератор и филолог; Чжан Хэн – развитие астрономии, механики, географии; Сыма Цянь – автор первой всеобщей истории Китая; Вэй Бояна – философ, алхимик, автор сочинения «Цань тун ци», в котором были изложены основные принципы даосской алхимии.

Cлайд 12

Новое время китайской философии (с 1000 года н.э.) догматизация конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания; проникновение в китай христианства; гонение на даосистов.

«Философия Древнего Востока» - Ведический период. Общее понятие всей древнеиндийской философии. Характерные черты китайской философии. Закон кармы. Астика. Содержание «восьмеричного пути». Инь и ян. Праведное усилие. Праведная речь. Философия Древнего Востока. Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Праведное сознание.

«Культура стран Арабского халифата» - Своеобразие культуры халифата. Ислам. Особенности арабского искусства. Арабская литература. Культура. Влияние культуры халифата. Культура стран Халифата. Научные представления арабов. Медресе. Карта Аравийского полуострова. Развитие образования. Коран. Научные представления.

«Искусство индийского танца» - Национальный танец. Катхакали. Правила позиций ступней. Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Традиции индийского танца. Религиозные танцы. Страна. Народные танцы. Индийцы. Танцевальное искусство. Танец со свечами. Манипури. Танец тесно связан с проявлением эмоций. Бхарата-Натьям.

«Культура Древнего Востока» - Религиозные представления в Древнем Китае. Храм на вершине. Гармония человека и природы. Молитвенные залы. Художественная культура Индии. Отражения. Раскопки. Правитель Гудеа. Множество шедевров. Великая китайская стена. Религиозные верования. Почему так много животных, растений связано с перевоплащеним Будды.

«Восточные танцы» - Культура в восточном танце. История зарождения восточного танца. Нубия. Халижи. История зарождения восточных танцев. Арабские танцы. Бэлади. Александрийский танец. Из истории арабского танца живота. Асая. Мужской танец.

«Культура Арабского халифата» - Школы - медресе. Минареты. Мечети. Культура стран халифата. Медицина. Архитектура. Внутри мечеть представляла квадратное помещение. Образование. «Тысяча и одна ночь». Арабы заимствовали индийские цифры. Наука. Ученый аль-Бируни. Значение арабской культуры. Арабеска. Альгамбра.

Всего в теме 19 презентаций

Слайд 1

Философия Древнего Китая

Т. Ю. Быстрова Екатеринбург 2011

Слайд 3

Прокомментировать, используя таблицу о диалектике: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом» // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 2. Найти еще два фрагмента в книге о Дао, где диалектика ярко выражена. Вставить в презентацию. Подчеркнуть или прокомментировать их.

Слайд 4

Дао как субстанция. Выделить онтологический и гносеологический аспекты: «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его» // Лао цзы. Додэцзин. Фрагмент 14.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. «Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет запор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно» // Там же. Фрагмент 27.

Слайд 9

Дао как закон. Мир как процесс. Текучесть бытия: «Весною – рассвет. Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу. Летом – ночь. Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темноте, все равно это восхитительно. Даже во время дождя – необыкновенно красиво. Осенью – сумерки. Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор. Вороны, по три, по четыре, по две, спешат к своим гнездам, - какое грустное очарование! Но еще грустнее на душе, когда по небу вереницей тянутся дикие гуси, совсем маленькие с виду. Солнце зайдет, и все полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад... Зимою – раннее утро. Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен, белый-белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега. Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, -- так и чувствуешь зиму! К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!» // Сей-Сенагон. Записки у изголовья. http://lib.ru/INPROZ/SENAGON/pillowbook.txt

Слайд 10

Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. Искусность Во всех своих действиях опытный человек не использует силу. Сила не требуется, если вы следуете принципу во всех своих действиях. Так, нанося противнику удар мечом, вы не используете физическую силу, каким бы тяжелым ни был ваш меч. (…) Когда во время полирования из дерева, бамбука или драгоценных камней вы нажимаете на них слишком сильно, отполировать их хорошо – невозможно // Такуан Сохо. Вечерние беседы в храме Токайдзи. СПб., 2005. С. 132–133.

Слайд 11

Слайд 12

Даосизм. Гносеология спонтанности

Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 23.

Слайд 13

«Правильный ум не останавливается ни в одном месте. Это ум, который охватывает все тело и личность. Смущенный ум сосредоточивается в каком-либо одном месте и застывает в нем. Когда правильный ум застывает и оказывается в каком-то одном месте, его можно назвать смущенным умом. (…) Не оставаясь в одном месте, правильный ум подобен воде. Смущенный ум подобен льду, которым нельзя вымыть ноги или голову…» // Такуан Сохо. Письма мастера дзен мастеру фехтования. СПб., 2003. С. 48.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 17

Слайд 18

Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 47. Ответьте на вопросы: из чего следует возможность познания мира, «не выходя со двора»? почему естественное Дао можно видеть, «не выглядывая из окна»? Почему не стоит «идти дальше» для познания?

Слайд 19

Слайд 20

Дао как пустота: «Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты» // Там же. Фрагмент 11.

Похожие статьи