Презентация знаменитые художники иллюстраторы. Иллюстраторы сказок

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Художники-иллюстраторы сказок Выполнен ученицей 5 «А» класса Пушкаревой Евгенией Научный руководитель Ковалева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район 2012 г.




Основополагающий вопрос: Почему художники рисовали не просто пояснения к тексту сказок, а их картины стали прекрасными самостоятельными произведениями, обогатившими русское и мировое искусство. Проблемные вопросы: 1. Что такое иллюстрация? 2. Кто такие художники-иллюстраторы?






























Мы уточнили… Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Иллюстраторы - это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.


Наш совет: Дорогие ребята, читайте сказки, хотя они и являются поэтическим вымыслом, в них исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух, это подлинная энциклопедия жизни русского народа, они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем многообразии и многогранности!


Сказки слушать я люблю, Маму вечером молю: Почитай мне эти сказки, Я потом закрою глазки, Будет сниться мне во сне, Будто на лихом коне Я скачу на бой с Кощеем, Или с трёхголовым Змеем. Побеждаю в сказке зло, Людям делаю добро. Все ребята это знают – Сказки в жизни помогают: Быть нам честными всегда, Не бояться никогда, Слабым помогать в пути, К людям с добротой идти.


Мы использовали: Афанасьев А.Н. В тридевятом царстве: сборник сказок / Барнаул: ИНИС, – 491 с. Афанасьев А.Н. Сказки о животных: сборник сказок / М.: Омега, – 20 с. Быкова М.Г. Справочник школьника: текст / М.: Просвещение, – с Иванова Э.И. Библиотека русского фольклора: сказки / М.: Советская Россия, – с википедия



Художники-иллюстраторы детской книги библиотечный урок

зав. библиотекой СОПШМТ №11

г. Павлодара


  • Иллюстрация – это рисунок в тексте книги, который сопровождает повествование.
  • Иллюстрация помогает глубже понять содержание книги, делает книгу яркой нарядной.

  • История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

  • Иллюстратор детской сказки. Создатель книжной и журнальной цветной графики и особого типа иллюстрированной книги. Особенность иллюстраций Билибина - это юмор и острая ирония. Иллюстрировал сказки А.С. Пушкина, народные русские сказания и былины. Его иллюстрации к книгам напоминают театральные эскизы .

Иллюстрации к русским народным сказкам

Названия сказок исполнены славянской вязью


Иллюстрации к сказке Марья Моревна

Орнаментальные рамки на каждой странице, как деревенские окна с резными наличниками.


  • Иллюстрации отличаются узорностью рисунка, яркой декоративностью, стилизованы под старинную рукопись.




  • В этой сказке объединено сатирическое содержание с русским лубком в единое целое

  • Орнамент обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр.

Сказка о царе Салтане

Царь подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу.



Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)

  • Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети - народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво .

  • Рисовал смешные картинки на каждую букву алфавита для своей маленькой дочки. Для того, чтобы легче было запомнить буквы.










Использованная литература

  • Давайте познакомимся.- В.М. Конашевич, К.Чуковский «Муха-Цокотуха».- М., Дет.лит.- 1986.
  • В. Одоевский «Мороз Иванович» - М., Дет.лит.- 1989.

Фото

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская основная школа Демидовского района Смоленской области

Художники-иллюстраторы русских народных сказок

Коллективный проект

учащихся 5 класса

2016-2017 уч. год

Цель проекта:

    расширить знания о работе художников - иллюстраторов.

Задачи:

    познакомиться с творчеством художников-иллюстраторов В.М.Васнецова, Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва, Т.А.Мавриной, И.Я.Билибина.В. В. Лебедева;

    увидеть интересные приемы и способы изображения животных и людей;

    проявлять положительные эмоции к художественному слову

    развивать эстетическое отношение к произведениям народного творчества, умение сравнивать выразительные средства художников

    сделать собственные иллюстрации к прочитанным сказкам, оформить выставку своих работ.

Основополагающий вопрос:

    Почему художники - иллюстраторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?

Проблемные вопросы:

    Что такое иллюстрация?

    Кто такие художники – иллюстраторы?

Предметные области: литература, изобразительное искусство, русский язык.

Во время работы над проектом мы познакомились с фактами биографии и особеностями творчества некоторых художников – иллюстраторов русских народных сказок и выяснили, почему авторы не просто рисовали пояснения к тексту сказок, а создавали прекрасные самостоятельные произведения, обогатившие русское и мировое искусство?

Иллюстрация – это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени.

Иллюстраторы – это художники, которые русуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа.

Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь".

Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.

Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать "типы", изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице".

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

«Царевна-лягушка»

Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной

А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева.

В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».

Сказка «Василиса Прекрасная» (1900г)

«Сказка об Иване-царевиче,Жар-птице и о Сером волке», (1899г)

В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи. В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997г)

Евгений Михайлович Рачев заслуженный деятель искусств РСФСР, замечательный советский художник-анималист.

Известен многочисленными работами в книжной графике, а основная деятельность - иллюстрации к русским сказкам.

Родился известный художник в 1906 году в городе Томске, окончил Кубанский художественный техникум, учился в Киевском художественном институте. С 1930 года начал карьеру художника-иллюстратора.

Картины Рачева к русским сказкам и басням стали его призванием. Особенно близки художнику такие произведения,

где единственными персонажами выступают животные.

Рачев исследовал повадки животных, умел тонко показать их качества. Его иллюстрации к русским сказкам изобилуют животными с чертами характеров, присущих людям.

Звери Рачева одеты в костюмы, их окружают предметы повседневного обихода и обстановки.

Книги Рачева издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий – "Золотой ключик".

Маврина Татьяна Алексеевна (1900-1996)

Маврина Татьяна (1900-1996) прожила на свете почти век.

За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов. Книжка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», оформленная Татьяной Алексеевной, вышла в 1949 году. Страна узнала и запомнила манеру письма, близкую к примитивизму, древнерусскому и народному искусству.

Художник Татьяна Маврина оставила богатое наследие: ею по высочайшему классу оформлены более 200 книг. Большая часть – «мавринская пушкиниана». Вспомните трех девиц под окном, прявших поздно вечерком, сватью бабу Бабариху, других колоритных героев «Сказки о царе Салтане».

Или грациозного ученого кота на златой цепи у раскидистого дуба... Художником создан особый мир: трепетный, пробуждающий фантазию, подталкивающий к размышлению. Есть сведения, что Маврина Татьяна Алексеевна иллюстрации к сказкам Пушкина мечтала писать еще в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военную разруху, сказочные образы виделись ей повсюду.

С младых ногтей знакомая с творчеством классика, на старинных шпилях загорских розовых зданий (Загорском с 1930 по 1991 годы называли Сергиев Посад) художница мысленно выводила Золотого петушка из одноименной сказки. Однако всерьез заняться иллюстрацией пушкинских произведений живописец-график решилась только после Великой Победы.

Как назвала свой труд Маврина Татьяна Алексеевна? «Сказочная азбука». Неудивительно: эта талантливая женщина не могла жить без мира, где все ложь, да в ней намек, милым детушкам урок. Расцвечивая алфавит, художник создала сложный узор из множества сказок.

Что толку в книжке, – подумала Алиса

– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?

«Приключения Алисы в стране чудес»

Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Многие художники писали картины по мотивам устного народного творчества: былин, сказок, песенок.

Узнавайте, вспоминайте, рассказывайте детям.

Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926) –

один из первых русских художников, который

раздвинул рамки привычных жанров и показал

сказочный мир, озаренный поэтической фантазией

народа.

Васнецов один из первых русских художников

обратился к воссозданию образов народных сказок

и былин в живописи.

Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, «заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и «Жар Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века.

Иван Яковлевич Билибин

(1876-1942, Ленинград)

Русский художник, книжный иллюстратор и теат-

ральный оформитель. Билибин проиллюстрировал

большое количество сказок, в том числе А. С.

Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский»

Графическое представление с учетом традиций

древнерусского и народного искусства, тщательно

прорисованный и подробный узорчатый контур-

ный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль

Стиль Билибина стал популярен и ему стали

подражать.

Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

Владимир Алексеевич Милашевский

(1893, Саратов - 1976, Москва)

Проиллюстрировал и художественно оформил около 100 книг для детей и юношества. Но Милашевский никогда не принадлежал к так называемым «детским» художникам. С таким же успехом иллюстрировал он произведения классиков мировой литературы и советских писателей. Перечислить все, над чем он работал, трудно - его творческий диапазон чрезвычайно широк.

В чем же секрет его успеха у детей и юношества? Собственно говоря, никакого секрета нет. Просто он всегда следовал правилу: для детей надо делать все так же хорошо, как для взрослых, и даже еще лучше . Он никогда не подлаживался к детям, не «сюсюкал», не подражал детским рисункам, не старался говорить с ними на каком-то особом, якобы понятном им «детском» языке. Иллюстрируя детскую книгу, какая бы она ни была, он вкладывал в свои рисунки всего себя, по-настоящему увлекался ею и увлекал маленьких читателей. И наверно, поэтому и дети и молодежь так любят иллюстрированные им книги.

Сказочное разноцветье Владимира Милашевского

Владимир Григорьевич Сутеев

(1903-1993, Москва)

Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.


Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

Борис Александрович Дехтерёв

(1908-1993, Калуга, Москва) –

Народный художник, советский график, иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.

Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Николай Александрович Устинов

(1937г.р., Москва)

его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для детских издательств СССР, работал в журнале «Мурзилка». Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и многим другим.

Юрий Алексеевич Васнецов

(1900-1973, Вятка, Ленинград) –

Народный художник и иллюстратор. Его

Картинки к фольклорным песенкам, потеш-

кам и прибауткам нравятся всем малышам

(Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал

народные сказки, сказки Льва Толстого,

Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия

Бианки и др. классиков русской литературы.

«Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, все живу тем, что запомнил и видел в детстве», - говорил Юрий Алексеевич Васнецов.

Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова, обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.

УРОК НА ТЕМУ:

«ИЛЛЮСТРАТОРЫ РУССКИХ СКАЗОК»


Цели:

1) показать учащимся связь литературы с живописью, ознакомить с творчеством художников - иллюстраторов;

2) развивать навыки связной речи при описании иллюстраций, умение подбирать к ним текст из произведений;

3) воспитывать художественный вкус; вызвать интерес к иллюстрации как особому виду изобразительного искусства.


Что такое иллюстрация?

  • Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение).

1) объяснение с помощью наглядных примеров.

2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.


Самые известные художники-иллюстраторы

В.Васнецов

Т.Маврина

И.Билибин

С.Малютин

М.Врубель


Билибин

Иван Яковлевич

1876– 1942 г.г.


Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.


Характерные черты билибинского стиля: русские затейливые орнаменты иллюстраций красота яркого узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.



«Василиса Премудрая пляшет»

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В. М. Васнецова, в Москве.


Михаил Александрович Врубель

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.

Я решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду

М. А. Врубель


«Царевна-лебедь», 1900 г.

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.


Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера

В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881).

Виктор Михайлович Васнецов

«Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!»


«Иван-царевич на сером волке»

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.


«Снегурочка» , 1899

  • В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

Сказка о летающем ковре

Это самая первая сказочная картина Васнецова, он выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив, выразив давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.



«Три царевны подземного царства», 1879-1881 г.г.

В 1880-1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки - на ней изображена царевна каменного угля. В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит.

В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость. В картине "Три царевны подземного царства" один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах .


«Витязь на распутье»

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В последней версии стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.


«После побоища Игоря Святославича с половцами»,1880 г.

Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли. Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Соответствует "Слову" и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны.


«Богатыри»

Уже во время учебы в Академии художеств проявилось тяготение Васнецова к народным истокам. В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины "Богатыри", и с той поры этот сюжет не оставлял художника. Он написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876) в парижской мастерской Поленова, выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову. В 1898 году картина была закончена.


«Аленушка»

В картине Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".


Сплетем из слов чудеснейший венок,

В него вплетем и боль свою, и радость.

И пригласим друзей услышать нежный слог,

Испить из родника народного живительную сладость.


Творческая работа

Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (холодную темную) воду омута. (Тихая и грустная родная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осины. (Желтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить ее.


Проверь себя:

Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как

бы стараются успокоить ее.


Домашнее задание:

Проиллюстрировать эпизод любимой сказки.

Похожие статьи

  • Презентация "Подготовка к ЕГЭ по математике (из опыта работы)"

    ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку 2015. Егэ: русский язык. ЕГЭ по русскому языку - 2015. ЕГЭ – 2015 Русский язык. ГИА по русскому языку 2015. О ЕГЭ 2015 года по русскому языку. Формирующее оценивание. Готовимся к ЕГЭ по русскому...

  • Презентация знаменитые художники иллюстраторы

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Художники-иллюстраторы сказок Выполнен ученицей 5 «А» класса Пушкаревой Евгенией Научный руководитель Ковалева Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14 станицы Ярославской муниципального...

  • Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России

    Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды. К сожалению, этот вид природного ландшафта...

  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина

    «Каменный гость» – третья из четырёх «Маленьких трагедий » А. С. Пушкина. (Три остальных – «Скупой рыцарь », «Моцарт и Сальери », «Пир во время чумы ».) Пушкин «Каменный гость», сцена 1 – краткое содержание Известный всей Испании повеса...

  • Стилистические фигуры речи: примеры

    Троп - использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа, при котором получается обогащение значения. К тропам относятся: эпитет, оксиморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия,...

  • Изобретение книгопечатания иоганном гутенбергом

    На самом деле книгопечатание изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг. Считать так - значит придерживаться так называемого европоцентристского подхода, при котором на первое место принято выдвигать достижения европейцев, забывая о том, что в...