Метод наблюдения. учебно-методический материал на тему

1. Изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

В естественных условиях - самый простой, но и самый скучный метод. Наблюдатель должен держаться в стороне, чтобы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с группой, чтобы не привлекать к себе внимания. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отношение к явлению, подлежащему описанию.

Самая большая трудность связана с тем, что можно легко смешать существенное с второстепенным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Один из способов избежать этого - регистрировать поведение наблюдаемых с помощью видеозаписи, что позволяет впоследствии показывать запись разным наблюдателям.

2. Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Содержит элементы мышления теоретического (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, анализ факторный и пр.).

Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и от поставленной задачи. Существенно сказывается на результатах уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает в себя и привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и пр.

Невмешательство - важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства - в частности, то, что объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым - не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину - вплоть до утраты той гипотетической связи между явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие - чаще всего те, что противоречат его гипотезе.

Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль другими методами исследования позволяют увеличить объективность наблюдения.

Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая к различным способам повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдения несколькими независимыми наблюдателями, планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта, использование технических средств, и пр.

Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях и фиксируется наблюдателем.

Недостаток метода наблюдения - значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.

Наблюдение

Специфика. Исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

наблюдение

общенаучный метод исследования, который в военной психологии и педагогики предполагает целенаправленную систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.

НАБЛЮДЕНИЕ

1. Один из довольно распространенных видов деятельности оператора, заключающийся в активном целенаправленном восприятии и изучении окружающей обстановки (производственного процесса). Н. может быть опосредствованным, по приборам (Н. воздушной обстановки по экрану локатора) или непосредственным (Н. за дорожной ситуацией водителем автомобиля); зрительным (оператор радиолокационной станции) или акустическим (гидроакустик на корабле). В ряде случаев для непосредственного Н. используются специальные технические средства, помогающие облегчить процесс Н., напр, с помощью микроскопа (оператор-микроскопист). Лица, большую часть рабочего времени занятые Н., называются оператораминаблюдателями (см. Типы операторской деятельности). Профессия наблюдателя предъявляет повышенные требова? ния к свойствам восприятия, внимания, оперативного мышления человека, поэтому в ряде случаев для таких видов деятельности целесообразно проведение специального офтальмологического отбора. 2. Метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения (напр., в процессе труда, обучения и т. п.), получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Н. имеет следующие основные области применения: 1) анализ поведения одного оператора (однородной группы операторов) при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т. п.; 2) Н. за работой одного оператора (однородной группы) в разных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности; 3) Н. за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое Н. позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности. По характеру организации Н. может быть случайным или систематическим. Н. обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относится, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, покже замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активностисти труда и отдыха (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). Кроме того, в практике Н. применяются замеры латентных периодов в различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность. В процессе Н. широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т. п. (подробнее см. Физиологические методы). Большое значение при Н. принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения. При проведении Н. необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности Н. способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками Н. как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Н. не вносит изменений-в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Наблюдение

1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчетливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают «натуралистическое наблюдение», контролирование естественного хода событий, а под «экспериментом» - исследование с контролем «посредством манипуляций с независимыми переменными»; 2. любые отдельные данные, значения и т.п., которые представляют изучаемое событие, явление, поведение; 3. случайный или неформальный комментарий или интерпретация того, что наблюдается.

НАБЛЮДЕНИЕ

англ. observation) - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой деятельности, включающей в себя установление соответствия продуктов труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и дифференциацией трудовых процессов Н. становится относительно самостоятельной стороной деятельности (научное Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художественного творчества и т. д.). Н. выступает в качестве главного метода исследования на ранних этапах развития к.-л. науки. С развитием науки Н. становится все более сложным и опосредствованным (см. Метод объективного наблюдения).

Основные требования к научному Н. - однозначность замысла, объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторения и дублирования Н. (и/или наблюдателей), либо применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента (в то же время Н. обычно включено в качестве составной части в метод эксперимента). На первый план все больше выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (напр., кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).

Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) Н., когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы "изнутри". В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. Одним из психологических методов является самонаблюдение - частный случай Н. (см. также Метод самонаблюдения, Интроспекция, Виды наблюдения).

Добавление ред.: Н. есть восприятие, тесно связанное с мышлением. Наблюдатель делает выводы, осмысливает факты, явления, высказывает гипотезы, требующие проверки. Т. о., Н. предусматривает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку. Успех Н. в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных и более конкретных задач. Кроме того, для успешного Н. большое значение имеет предварительная подготовка к нему, ознакомление с материалом, относящимся к объектам будущего Н., прошлый опыт, знания наблюдателя. Активность Н. выражается как в мыслительной деятельности, осуществляемой при Н., так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, человек лучше познает их свойства. Существенное место в Н. занимает речь. Н. предполагает словесную формулировку целей и задач. Результаты Н., в свою очередь, обозначаются словом. Наконец, большую роль играет установка человека, его отношение к Н. (Т. П. Зинченко.)

Дополнительная

Основная

Литература

План

Тема. Методы социальной психологии.

Лекция 4.

Цель: сформировать представление о методах социальной психологии

1. Метод наблюдения

2. Метод анализа документов

3. Метод опроса

4. Метод социометрии

5. Метод групповой оценки личности (ГОЛ)

7. Эксперимент

1. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Л.: ЛГУ, 1977.

Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, к примеру в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки . При этом существуют и другие классификации методов. К примеру, в одной из широко известных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия . Причем выделœение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем.

Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целœенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Классификация наблюдения производится по различны основаниям . Учитывая зависимость отстепени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стан­дартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определœение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, едино­образных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

Учитывая зависимость отроли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное {участвующее) и невключенное (простое) наблюдения . Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблю­дателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы ʼʼизнутриʼʼ. Существуют разные виды включенного наблюдения исходя из степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя. Невключенное наблюдение регистрирует события ʼʼсо стороныʼʼ, без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпрета­ции данных. Типичные ошибки : сокращение впечатлений и их уп­рощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение ʼʼсерединыʼʼ событий и др.
Размещено на реф.рф
Вместе с тем, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (к примеру, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, к примеру паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невер­бальные акты поведения индивида или группы в целом в определœенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота͵ продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, к примеру доминирование, подчинœение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д.

Вопрос о содержании наблюдения всœегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения {единицы наблюдения ) и их кодификаторы составляют так называемую ʼʼсхему наблюденияʼʼ.

Сложность или простота схемы наблюдения влияет, на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателœей, а также иными методами (к примеру, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специ­ально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распро­странены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический , предполагающий фиксацию всœех случаев проявле­ния единиц наблюдения; оценочный , когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы ин­тенсивности и шкалы времени (к примеру, длительность акта пове­дения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателœем (эффекты ореола, контраста͵ снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя.

Метод наблюдения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод наблюдения" 2017, 2018.

В научных исследованиях применяются различные методы, представляющие собой средства и приемы, с помощью которых можно получить достоверные данные о предмете изучения и использовать их в дальнейшем для выведения научных теорий и создания практических рекомендаций.

Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований.

Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.

Наблюдение как характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований . К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.

В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных.

В теории выделяют такие виды наблюдения . По длительности проведения - кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату - выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей - непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

Наблюдение как метод исследования подразделяется на две категории: структурированное и неструктурированное наблюдение. Под структурированным понимается включенное исследование. Оно дает особо качественные результаты. Особенно эффективным является наблюдение в том случае, если исследуемые не знают о проведении эксперимента.

Отдельно стоит как метод исследования, когда исследователь участвует в жизни исследуемой группы, становясь ее членом, и наблюдает происходящие в ней процессы изнутри.

В зависимости от объекта: внешнего (поведение, физиологические изменения, действия) или внутреннего (мысли, переживания, или состояния) различаются вариации этого метода: самонаблюдение и объективное наблюдение.

Объективное наблюдение как метод является стратегией исследования, при которой регистрируются внешние характеристики или изменения наблюдаемых объектов. Такое наблюдение часто выступает предварительным этапом перед проведением экспериментов.

Метод самонаблюдения используется для получения данных эмпирического характера посредством наблюдения за собой. Особенно часто используется такое наблюдение как Элементы такого метода лежат в основе большинства психологических исследований состояний и процессов. Сопоставляя результаты самонаблюдения с аналогичным самонаблюдением других людей, можно установить родство или сравнить данные внутреннего опыта с проявлениями психики на внешнем уровне.

К методу наблюдения также относят интроспекцию, которая была разработана В.Вундтом в рамках интроспективной психологии, и феноменологическое самонаблюдение. Интроспекция является методом психологического самоанализа, заключающегося в наблюдении за протеканием собственных психологических процессов, без применения дополнительных средств, эталонов и инструментов.

Основные характеристики

Наблюдение как метод исследования - это целенаправленное, разработанное по подготовленному плану фиксирование исследуемых явлений с целью их последующего анализа и использования в практической деятельности. То, что наблюдается, каким образом, используя какой инструментарий, социолог отображает в программе исследования. Кроме того, в ней обосновываются гипотезы, основные понятия, тактика проведения в целом.

Наблюдение как метод социологического исследования

Известный российский социолог Ядов В.А. под этим понятием подразумевает прямую регистрацию фактов, явлений, событий очевидцем. Научное наблюдение имеет отличия от жизненного повседневного. Оно является одним из распространенных методов в социологии, психологии и других науках. Собственно говоря, с него начинается создание любой работы.

Классификация

Наблюдение как метод исследования по степени формализованности разделяют на:

  • Неконтролируемое. Это нестандартный бесструктурный процесс, в котором исследователь использует только общий принципиальный план.
  • Контролируемое. Исследователь разрабатывает детально всю процедуру и следует по изначально подготовленному плану.

Другие разновидности метода

Кроме этого, существуют различия в зависимости от позиции исследователя, который ведет наблюдение. Как метод исследования в теории предлагают различать еще соучаствующее и простое наблюдение.

Соучаствующее

Оно же включенное, предполагает адаптацию и вхождение автора в ту среду, которую предстоит анализировать и изучить.

Простое

Исследователь фиксирует события или явления со стороны. Этот и предыдущий случаи позволяют вести открытым способом наблюдение. Как метод исследования можно использовать скрытый вариант и маскироваться.

Стимулирующее наблюдение

Этот вид является разновидностью включенного. Отличие его состоит в создании экспериментальной обстановки с целью лучшего выявления характеристик исследуемого объекта.

Наблюдение как метод исследования : основные требования

1. Формулировка четкой цели и ясных исследовательских задач.

2. Планирование. Заранее обдумывается процедура проведения метода.

3. Фиксация данных с целью объективности и точности. Наличие дневников и протоколов.

4. Возможность контроля информации на устойчивость и обоснованность.

Наблюдение как метод психологического исследования

В психологии оно может существовать в двух формах:

  • самонаблюдение (интроспекция);
  • объективное.

Полезный совет

Часто самонаблюдение является составляющей объективного, тогда исследователю важно направить вопросами индивида не на то, чтобы он сообщал свои эмоции и переживания, а самому координировать его действия и таким образом определять неосознаваемые реципиентом закономерности, которые были бы основой соответственных процессов.

Преимущества метода наблюдения в психологии

  • возможность изучения психических процессов в жизненных условиях;
  • отображение событий в их течении;
  • получение информации о действии индивидов, независимо от их установок на соответствующую модель поведения.

Мнение экспертов

Специалисты утверждают, что наблюдение все же лучше использовать в комбинации с другими научными методами исследования для большей достоверности и объективности данных.

3. Метод наблюдения в психологии. Одним из основных и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

Наблюдение – древнейший метод познания (с конца XIX века – в клинической, педагогической и социальной психологии, а сначала XX – в психологии труда) – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет) – начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В.Штерн, В.Прайер, А.Н.Гвоздиков), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).Фиксация результатов производится либо в процессе наблюдения, либо отсрочено (страдает полнота и надежность из-за памяти наблюдателя)

Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение

Невербальное поведение

Перемещения людей

Дистанция между людьми

Физические воздействия

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения . Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

По систематичности:

Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

По фиксируемым объектам :

Сплошное наблюдение . Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

Выборочное наблюдение . Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Осознанное наблюдение . При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения.

Внешнее наблюдение -это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее, или самонаблюдение применяется когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры поведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения взависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение – заранее определенно и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определленной, предварительно продуманной программе и строго следует ей в незавимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Сложность соблюдения операциональной валидности.

Похожие статьи