Проект сотрудничества с родителями в начальной школе «взаимодействие. Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность Защита от всемогущего контроля

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и родителей.

Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива класса, учителей и классного руководителя. Мне кажется, все согласятся с формулировкой, воспитание – один из сложнейших социальных процессов.

Для полноценного процесса обучения, воспитания и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между: школой и семьей, семьей и педагогами, педагогами и учениками, учениками и сверстниками.

Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и школьного коллектива.
Взаимодействие с родителями осуществляется посредством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

Необходимость организовывать работу с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы «не стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Школа предлагает следующие виды работы :

Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и трудовых навыков.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач.

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра между учителями и родителями.

Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами /медиками, психологами, социальными работниками и др./
Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.

Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.
Воспитание – дело обоюдное и очень важное.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод -решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Астежева М. М.


Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиции и инновации, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные, в действительности существуют бок о бок с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности и некогда традиционных подходах.

Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция.

Планируя в своем ДОУ работу с родителями, мы не только проводили анализ предыдущей деятельности, но и стали вспоминать все то, что нам запомнилось из своего дошкольного и школьного детства. Ведь всем известно, что информация или мероприятия, подкрепленные эмоциональными переживаниями, запоминаются лучше. И желательно, чтобы это были позитивные переживания. Лично у меня остались в памяти такие школьные мероприятия (к сожалению, детский сад я не посещала), как:

– общие торжественные линейки,

– политинформация по понедельникам,

– общая утренняя гимнастика,

– пионерские костры,

– субботники,

– тематические вечера,

– классные часы

и ежегодные новогодние елки с карнавальными костюмами, на которых дежурили наши родители, играли роли д. Морозов и дарили подарки за костюмы (шили мы их своими руками также с помощью родителей).

То есть массовые яркие мероприятия способствовали созданию сплоченного коллектива детей, педагогов и родителей, развитию творческих способностей и многого другого.

Чем же плохи были традиции прошлых лет?

Конечно, детский сад отличается от школы. Но, я думаю, школьным учителям далеко не все равно, какие дети и родители к ним придут. Кроме готовности к школе мы хотим научить детей и родителей жить в коллективе. И не просто жить, а жить в доверии, взаимоуважении, добре, желании прийти на помощь (если это необходимо), наслаждаться общением друг с другом, испытывать как можно больше положительных эмоций.

А для этого в нашем детском саду созданы все условия . В первую очередь, хочется отметить, что у нас работает стабильный, сплочённый педагогический коллектив с высоким образовательным и профессиональным уровнем педагогической культуры.

Убеждена, что в работе с родителями не малую роль играют и остальные члены коллектива. 80% наших сотрудников работают в детском саду не первую пятилетку. Их отличают такие качества, как ответственность, трудолюбие, желание поддержать друг друга в трудную минуту. И, конечно, это любовь к детям!

Очень важно первое впечатление о детском садике: как встретили, кто встретил, с каким настроением. Настроить родителей и детей на позитивный лад нам помогает приятная музыка с утра и улыбки доброжелательных и внимательных сотрудников, так как все приветливы к родителям и гостям ДОУ.

А помните? Встречи руководителем и педагогами 1-го сентября детей и родителей у входа в здание с музыкой и праздничным настроением? Почему бы и нет? Уже несколько лет мы с педагогами, сказочным персонажем, шарами и музыкой в День знаний встречаем наших детей и родителей на улице, чтобы поздравить всех с праздником и сказать о том, что мы очень рады их видеть!

Материально-техническую базу стараемся пополнять и обновлять в соответствии с ФГОС ДО. Развивающая среда в группах и кабинетах современная, мобильная, многофункциональная.

На сегодняшний день это: уголки уединения, легко превращающиеся в различные игровые зоны, развивающие стенды, объемные, мобильные и полифункциональные конструкторы, интерактивная доска, песочные столы, мобильные легкие мольберты для рисования в разных помещениях детского сада и на территории, компактный планетарий, мини-музей, радиоточка, интерактивная комната для родителей, игротека и многое другое.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Успех и результат сотрудничества зависит от интуиции, инициативы и творческого начала не только коллектива педагогов, но и коллектива родителей, которые готовы прислушиваться, довериться и двигаться в одном направлении с нами.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Что интересного мы можем предложить нашим родителям для комфортного и радостного проживания дошкольного детства их детьми? И не только предложить, но и вовлечь мам и пап в процесс развития и воспитания.

Вот лишь некоторые формы работы с родителями, используемые в нашем учреждении:

– Организация работы группы кратковременного пребывания ДОУ с 2011 года, где родители являются непосредственными участниками педагогического процесса.

– Организация работы консультативного пункта с 2010 года для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения.

– Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях ) за пределами детского сада.

– Организация 1 раз в год дегустации блюд родителями. Это позволяет родителям отслеживать качество питания в ДОУ.

– Для творческого общения существует такая форма работы с семьей, как тематические выставки родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др.

– В 2015 году была оборудована интерактивная комната для родителей, где реализуется инновационная система информирования родителей о жизни их детей в детском саду и консультирования по актуальным вопросам, с использованием современных информационных средств.

– Праздники, развлечения и литературные вечера – одна из важнейших форм работы с родителями. Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в данных мероприятиях, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

– В 2014 году была оборудована радиоточка детского сада, которая обеспечивает позитивный настрой, психолого-педагогическое информирование родителей; способствует формированию их нового менталитета и изменению самой сущности взаимодействия родителей с детским садом.

– Ежегодное участие в акциях , способствующих сближению родителей, педагогов и воспитанников. В 2014-2015 уч. году нас порадовала акция «Зарядка для всех!» , которую мы стали проводить ежегодно.

– С 2016 года посезонно проводим «Неделю здоровья », в которой принимают активное участие все участники образовательного процесса. Результатом является желание детей активно заниматься спортом, укрепление здоровья и подъем настроения.

– Акции «Посади дерево». Ежегодно совместно с родителями высаживаем на территории ДОУ деревья и кустарники . В результате этой акции на территории появились липы, различные виды деревьев еловых пород, туя и маленькие пока дубочки.

– В связи с тем, что наш сад компенсирующего вида, для нас актуальны групповые и индивидуальные консультации родителей детского сада. Все педагоги – воспитатели и специалисты – уделяют большое внимание этому виду сотрудничества. Специалисты со стажем и высокой квалификацией не жалеют времени на беседы с родителями. В результате совместными усилиями достигают высоких результатов по коррекции нарушений, имеющихся у воспитанников.

– Для нас стало традицией проводить вечера в детском саду для выпускников и 1 раз в 5 лет встречи выпускников . После таких запоминающихся мероприятий родители выпускников берут на себя обязательство увеличить рождаемость населения и вернуться к нам с малышами. Так и происходит.

– Сотрудничество с НП ЦП д/с № 395 , работа в Родительском комитете детского сада. Это контроль за качеством питания в ДОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, организация детских праздников и др.

На протяжении 5 лет директором НП ЦП д/с № 395 был наш родитель, который в недалеком прошлом работал директором школы. Он прекрасно знал, с какими трудностями приходится встречаться образовательным учреждениям и активно помогал нам. В настоящее время эстафету принял другой родитель, активный, инициативный и жаждущий деятельности.

Конечно, мы не забываем благодарить родителей за каждый добрый жест в нашу сторону, за каждое доброе слово, сказанное в наш адрес.

В последние годы нашими педагогами были разработаны проекты и методические пособия по работе с родителями, которые получили высокую оценку на международной ярмарке УЧСИБ:

1. Проект «Радиоточка в ДОУ как средство создания информационной среды для взаимодействия участников образовательного процесса»

2014 г. Большая золотая медаль.

2. Проект «Интерактивная комната как компонент современной образовательной среды ДОУ»

2015 г. Малая золотая медаль.

3. Проект «Времена года»

2016 г. Серебряная медаль.

4. Методическое пособие. Тетрадь для работы с родителями «Игры и упражнения по лексическим темам для развития речи детей с ОНР (4-5 лет, 5-6 лет)».

2015 г. Малая золотая медаль, 2017 г. Малая золотая медаль.

Учителя-логопеды И.Б. Чувакова и М.Ю. Сушкова стали лауреатами городского конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении» в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка». Эти разработки очень помогают в совместной с родителями работе по коррекции нарушений речи.

И.Б. Чувакова в 2015 г. получила Диплом лауреата конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование». Статья «Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей».

Детский сад посещают 200 детей и, соответственно, почти в 2 раза больше родителей. Мы всегда активно сотрудничаем с родителями для того, чтобы нашим детям было комфортно, уютно и радостно находиться в детском саду. Ведь совместные с родителями мероприятия позволяют лучше раскрыться детям, повысить их активность, почувствовать гордость за свою семью. Участие в конкурсах позволяет раскрыть творческие способности детей, сблизить детей и родителей, выявить одаренных детей, а иногда и родителей. Совместное благоустройство территории и помещений ДОУ повышает ответственность и бережливость, развивает вкус детей. А благодаря всем этим видам сотрудничества создается наш мирок, наша семья, в которую вливаются каждый год все новые дети и родители.

Конечно, есть трудности и разочарования и у нас. Это маленькие помещения, переполненные группы и многое другое. В этом случае мы стараемся не падать духом, исправляем ошибки, если есть, подключаем чувство юмора. Как в хорошей семье, стараемся жить дружно, не выносить сор из избы, и все сложные вопросы решаем у меня в кабинете за закрытой дверью…

Современная система дошкольного образования не стоит на месте. Она претерпевает значительные изменения.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Вспоминая и учитывая в работе давно забытые традиции, мы открываем все новые и новые формы взаимодействия с родителями, которые и помогают нам достигать высоких результатов в воспитании наших детей.

Наши родители, заходя в детский сад, знакомятся с такими пожеланиями:

Заходя в детский сад – улыбнитесь!

Занесите искринку добра!

В мир фантазий детей окунитесь!

В нем так много уюта, тепла.

Пусть не будет в нем ссор и ворчанья,

Ведь дела можно миром решить!

Нам от Вас нужно лишь понимание.

Будем вместе детишек любить!

Взаимодействие с родителями. Секреты успешного сотрудничества школы и родителей

Короткова Светлана Федоровна. заместитель директора по воспитательной работе город Новоуральск
Описание работы: Данный материал рекомендуется в помощь классным руководителям, педагогам, которые работают с родителями. Предлагается несколько секретов успешного взаимодействия школы и родителей. Советы неприменно помогут в работе молодым педагогам, которые только начинают приобретать опыт в работе с родителями.
Цель: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей и образовательного учреждения.
Задачи:
Помочь родителям осознать важность сотрудничества с образовательным учреждением в процессе воспитания детей.
Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению
Формирование положительных установок на сотрудничество семьи и школы
Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя - и тут же реализуются. (А.А. Захаренко)
О семье, семейном воспитании написаны тысячи книг, брошюр и статей. и все же немногие родители знают, как надо воспитывать детей, как практически притворять свои знания в жизнь. Да, нет ничего сложнее человека и нет ничего труднее его воспитания. Разговор о взаимоотношениях образовательного учреждения и родителей - большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Поэтому педагогический коллектив МАОШ "Школа-интернат №53" стал искать эффективные пути работы с семьей. Ни для кого не секрет, что детские годы самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых, которые окружают ребенка. П.Ф. Каптерев говорил, что "... для ребенка любовь, ласка, нежность - одна из насущных потребностей, дитя лучше вытерпит недокармливание, чем лишение внимания и ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь и ласку он может найти в семье". И кто как не школа им в этом поможет.
Какую бы информацию ни давали нам социологические опросы, педагоги порой делают просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Это взаимодействие должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.
Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависит и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Как сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
А часто ли мы педагоги видим родителей своих учеников? Редко. Встречи обычно проходят в случаях проблемных ситуаций, для решения которых не хватает наших собственных сил и средств и необходима помощь родителей. Отсюда и получается, что приход родителей в школу - это либо разбор конфликтных ситуаций, либо монолог педагога на тему успеваемости воспитанника. Данный подход к общению абсолютно неверен.
Выход из сложившейся ситуации достаточно прост - необходимо стимулировать родителей к простому человеческому общению для поиска точек соприкосновения не только в процессе обучения их детей, но и в обычной жизни, чтобы пересмотреть отношение к педагогу как к объекту потенциальных неприятностей, а увидеть его а роли коллеги, товарища. Перед каждым родителем стоят свои проблемы, но есть нечто общее, что может их объединить. Этим общим может быть сплочение ученического коллектива, создание комфортной коммуникативной среды. Проведение родительского собрания в форме "круглого стола" с простым чаепитием снимает внутреннее напряжение и позволяет открыться родителям, говорить на равных с педагогами.
Если при работе с детьми целесообразно использовать групповые формы организации педагогического процесса, то общение с родителями по вопросу конкретного ребенка должно вестись сугубо индивидуально, и на общее обсуждение следует выносить только глобальные проблемы всего коллектива. Как же довести информацию до родителей об особенностях их ребенка? Напишите об этом на листах бумаги разложите их на парты и на обороте каждого листа напишите фамилию ученика. Родитель узнает информацию только о своем ребенке, от других возможные неприятные моменты будут скрыты. Не все родители знают рабочее место своего ребенка в классе. В процессе его поиска неминуемо общение между родителями, их перемещение по кабинету. Это приводит к появлению дополнительных тем для обсуждения, к расширению субъектов общения. Действует четкое правило: о плохом, только общее, не называть, связывая с ним, ни одной фамилии во всеуслышание. И вы будете приятно удивлены, когда на следующие собрания родители придут в расширенном, семейном составе. Почему? Да потому, что комфортность коммуникативной среды позволило создать атмосферу непринужденного обмена мнениями и поиска коллективного решения насущных проблем. Словом, родители, как и их дети, бывают разные, и их тоже нужно учить, причем делать это очень деликатно, ненавязчиво, вовлекая их в этот процесс при помощи всевозможных приемов и методов.
Необходимым условием создания единого коллектива родителей может стать также практика проведение родительских собраний, когда классный руководитель "уходит" от простого перечисления успехов и промахов детей. В этом случае заблаговременно составляется перечень общих проблем. Родители формируют рабочие группы и предлагают пути решения этих проблем. причем формирование этих групп происходит произвольно без учета приоритетов в общении между родителями. Для этого нужно использовать различные методы деления их на группы: начиная от простых разноцветных карточек и заканчивая "сложными" математическими вычислениями. Эта технология хороша тем, что в одну рабочую группу попадают родители, которые в повседневной жизни могут и не общаться. Непринужденно подводя родителей к перекрестному общению, педагог тем самым формирует единую среду, в пределах которой обмен мнениями способствует пониманию индивидуальных особенностей как родителей, так и детей. сделав родителей своими партнерами, можно уже через них воздействовать на детей. В этом случае влияние школы возрастет благодаря единой системе требований и пониманию сути происходящих процессов. Мотивация деятельности, а, следовательно, и общая успеваемость неминуемо повысятся.
Считаю, что важным фактором семейного воспитания совместный труд родителей и детей, коллективные экскурсии и выходы в театры, участие в организации школьных мероприятий, походов выходного дня. Эти мероприятия способствуют упрочению связи "ребенок-школа-родители". Необходимо строить отношения с родителями на взаимном доверии и доброжелательности, строить совместную деятельность с каждой семьей, опираясь на все то положительное, что имеется в ребенке, веря в успех содружества с родителями, и вести постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры отцов и матерей.
Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.
Я убеждена: школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. "Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу трех - учителя, ребенка, родителя..."Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки, и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка.

Формы взаимодействия школы с родителями


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1.1 Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

1.2 Формы взаимодействия школы с родителями

ГЛАВА 2. ПУТИ И СПОСОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

2.1 Из опыта работы школьных педагогов с родителями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Эта сторона педагогической деятельности представляет для нас непосредственный интерес. И так как в данное время этому аспекту педагогической деятельности уделяется все большее внимание, а значит и возрастает актуальность, которую в настоящее время подчеркивают видные представители педагогической науки, такие как И. Ф. Харламов, Т. П. Елисеева и другие. В частности, Т. П. Елисеева в своей статье «Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях» говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры, И. Ф. Харламов также говорит о необходимости повышения педагогической культуры родителей, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы.

На государственном уровне данный вопрос нашел свое отражение в таком нормативном документе, как Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Целью данной работы является выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия школы с родителями, способствующих сотрудничеству семьи и школы в современных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни.

Осуществление данной цели стало возможно через постановку следующих задач:

  1. Определить теоретические основы проблемы взаимодействия школы с родителями;
  2. Дать представление о формах взаимодействия школы с родителями;
  3. Рассмотреть возможность новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей.
Объектом исследования в нашей работе является процесс взаимодействия школы с родителями, предметом – поиск и оптимизация эффективных форм взаимодействия школы с родителями. Гипотеза работы – успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.

Более полному изучению темы данной работы способствовало использование следующих методов: теоретический анализ педагогической литературы, построение гипотезы, изучение педагогического опыта.

При использовании названных методов научно-педагогического исследования мы раскрыли основные вопросы данной работы, изучили работу школы с целью поиска продуктивных форм взаимодействия школы с родителями, отметили наиболее эффективные формы данного взаимодействия, способствующие сотрудничеству семьи и школы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1.1 Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

Успешное осуществление теоретических и методических основ обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов .

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.

Указанные факторы, связанные с определяющим воздействием школы на воспитание учащихся, сохраняют свое значение и по отношению к влиянию общественных условий. Именно поэтому школа и должна быть организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.

Все то, что имеет поступательное развитие, всегда сталкивается с определенными препятствиями, которые можно назвать проблемами. Так и в воспитании: данный процесс непрерывен, поступателен, имеет свои стадии, и в каждой из них возникают определенные проблемы воспитания.

Важнейшие из этих проблем можно объединить в три основные группы.
К первой группе следует отнести проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоническое развитие личности.

Ко второй группе проблем совместной работы школы и семьи относится умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование.

К третьей группе проблем совместной воспитательной работы школы и семьи относится учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Становясь старше, дети стремятся к самостоятельности, тяготятся излишней опекой со стороны родителей, но их потребности и запросы в этом отношении не всегда находят понимание в семье.

Для того чтобы решить ряд проблем, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей и учителей, основанное на принципах гуманизма и партнерства.

Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимание не достигается, и школа и семья остаются на своих точках зрения, жизнь школьника от этого только ухудшается.

В одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая – семья – к нему, либо не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту.

1.2 Формы взаимодействия школы с родителями

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения.
В научной педагогической литературе (Т. П. Елисеева, Н. К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы

По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потреб-ности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

Формы взаимодействия педагогов и родителей
коллективные групповые индивидуальные
  1. Родительское собрание
  2. Родительский лекторий
  3. Конференция по обмену опытом
  4. Вечер вопросов и ответов
  5. Диспут-размышление по проблемам воспитания
  6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса
  7. «Дни открытых дверей»
  1. Взаимодействие с родительским комитетом
  2. Взаимодействие с творческими группами
  3. Групповые консультации
  4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
  1. Беседа
  2. Посещение на дому
  3. Консультация-размышление
  4. Выполнение индивидуальных поручений
  5. Переписка
  6. Телефонный разговор

Рассмотрим кратко каждую группу форм взаимодействия педагогов и родителей.

Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями.
Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где осуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые под-ходы к воспитанию детей.
Конференция, по обмену опытом - чаще всего мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут-размышление по проблемам воспитания - размышление над проблемами воспитания, которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников диспута.
Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса проводятся ежегодно, на них педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.

В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Другой вариант «Дня открытых дверей» прово-дится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году.

Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями.

Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.). Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел). В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, кон-сультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.

Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями.

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное - сделать родителей своими союзниками.

ГЛАВА 2. ПУТИ И СПОСОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

2.1 Из опыта работы школьных педагогов с родителями

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Расширить диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

В этом направлении мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришли к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей нами будет представлен один из вариантов интерактивных методов взаимодействия педагогов и родителей - деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и родителей будет освещен на основе приведенного сценария деловой игры, который, на наш взгляд, отражает данный опыт в динамике.

Деловая игра - это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Деловая игра применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств.

Деловая игра характеризуется следующими основными признаками: .

  1. Наличие проблемной ситуации, включающей в себя противоречия. Игрокам необходимо сформулировать цель разрешения проблемы и на её основе из совокупности альтернативных вариантов выбрать оптимальный.
  2. Наличие общих целей участников игры. Так, при решении задачи развития собственного производства общей целью может быть сохранение общего источника ресурсов.
  3. Наличие ролей и назначение на них участников деловой игры. Например, каждый слушатель, занятый в игре, может исполнять роль руководителя производства, или мастера, или начальника цеха и т.д.
  4. Различие интересов участников и учёт условий неопределённости в игровой ситуации. Первое может иметь место из-за разного отношения участников к рассматриваемой проблеме, разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой ответственности участников игры за решение проблемы.
  5. Принятие и реализация в процессе игры определённой последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников. Кроме того, имеет место повторяемость шагов, причём на каждом шаге, как и в реальной действительности, возможно достаточно сложное сочетание различных вариантов принимаемых мер.
  6. Объективность оценки результатов игровой деятельности. Она обеспечивается чёткими критериями оценивания и количественными показателями по нескольким шкалам.
Охарактеризованные признаки деловых игр дают возможность очертить область их наиболее эффективного применения. Очевидно, что таковыми являются организационно-управленческие процессы, требующие решений.

Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»

Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.

Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.

Количество участников: 25 – 30 человек.

Время проведения: 2 – 2,5 часа.

Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А 3 и А 4.

Ход игры:

Знакомство:
Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет своё имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правила: не разнимать руки. После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на 2 группы (в каждой должно оказаться представители разных стран). Группы размещаются за столами.

Упражнение «Коробка» (правую – в одну, левую - в другую).

Приглашают 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату.

По окончанию проводят обсуждение:
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении.

Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается ребёнок со своими методами, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Мы разделились на 2 группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царствам.

Сегодня образовались такие царства- государства:

  • Царство Родителей,
  • Царство Педагогов.
Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителем царств нужно создать свой герб.

Упражнение «Царский Герб»

На листах А3 участник каждой группы изображает свою символику. Представление каждой группы.

Упражнение «Наши чувства»

Ведущий: Царство Родителей граничит с Царством Педагогов. Жители царств часть ездят друг к другу по экономическим и политическим делам, на экскурсии. Поездки иногда бывают интересными, удачными, иногда не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, а другое – когда приезжаешь в чужое государство со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства.

Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на территории родного царства, на другой половине – чувства, испытываемые при посещении чужого.

Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства у людей из разных государств во многом похожи. На территории родной страны мы испытываем чувство безопасности, спокойствия, на чужой – тревогу, страх быть непонятым и др.
Упражнение «Ожидания»

Ведущий: Жители Царства Родители каждый день отправляют своих детей в Царство педагогов. Жители Царств постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей Царства Родители. Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов?

Игроки каждой группы записывают свои ожидания.
Обсуждение.

Упражнение «Объединение государств»

Ведущий: Много лет существуют царства бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течёт, всё меняется в мире, всё развивается, всё совершенствуется. Выживать поодиночке становится всё труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств- государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзничества государства проведён референдум в обоих царствах. Каждому жителю предоставлялось право высказаться «за» или «против» объединения. Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в ящик для голосования. После того, как все ученики высказали своё мнение с помощью голосования, проводят социологический опрос.

Какие отрицательные стороны есть в создании союза? Почему не надо объединяться в союзные государства?
- Почему лучше создать союз независимых царств- государств? Какие выгоды приобретёт союз?
Подведение итогов референдума.

Ведущий: Большинство жителей двух Царств высказались за создания союза. С этого момента провозглашали, союз независимых Царств-государств. Каждое союзное государство именует свои структуры управления. Теперь нам предстоит выбрать главу новоиспеченного союза и сформировать кабинет министров, состоящих из этих министерств. Министрам необходимо разрабатывать положение о деятельности своего министерства (в документе открыть цели и задачи, правила, требования, т.д.). Положение о деятельности своего министерства может быть оформлено в виде схемы, рисунка, оно может быть в стихотворной форме.
Оформляется на листах А3.

На раскрытии ролей и разработки документов даётся 20-25 минут. Участникам предлагают либо самим окрестить (назвать) свои министерства, либо ведущий называет следующее:
Министерство общения, Министерство обучения, или здоровья или воспитания.
Обсуждение документов. Обсуждение работника в группах.

Скульптура «Союз Школы и Семьи»

Ведущий: Мы провозгласили создания союза независимых Царств Родителей и Педагогов, выбрали главу, сформировали кабинет министров, утвердили пакет документов. Чтобы наши союзные государства не были формальным (на бумаге), продемонстрировали взаимодоверие, сотрудничество в реальной жизни. Для этого нам необходимо создать совместную скульптуру «Союз Школы и Семьи».
Все игроки участвуют в создании скульптуры.

***
Педагогический опыт ценен тем, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями. Конкретный педагогический опыт всегда можно наблюдать в работе преподавателя, который представлен в разработанных им сценариев мероприятий, направленных на оптимизацию взаимоотношений преподавателей, учеников и их родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи.

Совместная работа специалистов школы по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Существуют разные формы взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные; коллективные, групповые, индивидуальные.

Использование интерактивных методов позволяет расширить диапазон взаимодействия педагогов и родителей.
Педагогический опыт ценен там, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями.

В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений школы и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гранкин А. Ю., Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин// Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. М., 2005.
3. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 – 72.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании»//Федеральные законы и кодексы РФ. М., 2011.
5. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. М., 2005.
6. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999.
7. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр «Академия», 2004.
8. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель. 2005. №5. С.102 – 107.
9. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999.
10. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебн. пособие. М., 1998.
11. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. М., 2006.
12. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.
13. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд. М.,1997.
14. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волглград, 2004.
15. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М., 2004.
16. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000.
17. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

ФИО: Кайгородова Татьяна Павловна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Пермский край Карагайский район

Должность: учитель начальных классов

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ »

ПРОЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

в начальной школе

Длительность проекта: 4 года.

Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.

Соловейчик В.

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат.

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего. Учащиеся, родители и классный руководитель – коллектив единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.

На период с 2012 по 2016 учебный год мною разработана программа воспитания «Вместе – дружная семья». Для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании я составила данный проект. Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года по направлениям. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Информация», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Не могу не отметить, что на первом году взаимодействия необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе , уровень тревожности , развития интеллекта, мотивации , эмоциональный фон («Десять моих я», «Краски», «Мое настроение» и т.д.). Начинаю изучать семью каждого из учеников. После этого я налаживаю взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими ближайшими родственниками своих учеников. Перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Практически в каждом классном коллективе формируется активная творческая группа родителей, которая помогает мне заинтересовать других родителей разного рода деятельностью, направленной на достижение желаемого результата. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

В течение многих лет работы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Срок реализации проекта : 4 года.

Участники проекта :

    родители учащихся

    классный руководитель

    педагог-психолог

    учителя-предметники

Цель:

Создание условий для активизации процесса воспитания и создание условий для совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации.

Задачи:

1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель — учащийся учитель;

2.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

3.Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и прочего характера;

4.Привлекать родителей к управленческой деятельности школы (Совет школы, Совет профилактики, родительский комитет).

5.Создать условия для формирования у родителей положительного отношения к школе.

Предполагаемые результаты

    Участие родителей в управлении ОУ (Совет школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);

    Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);

    Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;

    Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

    Формирование положительного отношения к школе.

Показатели результативности:

    Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;

    Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;

    Степень активности родителей в реализации проекта;

    Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

    Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

    Презентация результатов проекта.

Механизмы реализации проекта

    Создание системы отношений: организация традиционных, тематических и творческих совместных мероприятий.

    Использование приемов и форм в работе, направленных на демонстрацию семейного передового опыта воспитания, опору на семейные традиции.

    Использование в деятельности приемов КТД, применение различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.

    Использование приемов, стимулирующих социальную активность.

    Способствовать положительной мотивации родителей и учащихся и возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.

    Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Семья и школа – это два социальных института, и от согласованности их деятельности зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Основные направления в работе с родителями

Диагностическое

    Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).

    Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе. (Наличие огромного количества разработанных анкет и диагностик позволяют отследить не только динамику развития взаимоотношений, но и другие моменты при сотрудничестве с родителями).

Просветительское

    Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, библиотекаря, учителей-предметников.

    Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

    Оформление буклетов-памяток для родителей по взаимодействию с детьми.

Коррекционное:

    Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.

    Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.

    Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

Консультативное:

    Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка;

    Посещение семьи.

Организационное:

    Проведение совместных традиционных творческих и тематических мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения учащихся, родителей и педагогов школы).

    Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч с администрацией учебного заведения.

    Дни коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческая деятельность.

Этапы реализации проекта

Организационный – сбор информации о семьях учащихся (диагностики): изучение образа жизни семей, выявление особенностей семейного воспитания, изучение воспитательного потенциала семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.), выявление положения детей в системе семейных отношений.

Составление социального паспорта класса: составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей и др.

Основной создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы: организация работы родительского комитета класса, общешкольного родительского комитета, работа лектория психолого-педагогического просвещения родителей, проведение дня открытых дверей в классе, в ОУ. Организация совместного досуга: формирование системы массовых мероприятий с родителями, организация совместной общественно — значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

Заключительный – рефлексия, анализ результатов проекта, выводы мониторинговых исследований.

Основные идеи взаимодействия

Наиболее эффективными формами работы с родителями считаю родительские собрания и мероприятия . Именно они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы собраний позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной внеурочной деятельности. Пример родителей — неоценимый образец для детей.

Примерная тематика классных родительских собраний

1 класс

1.Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников. Встреча за круглым столом.

2. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Лекция психолога о результатах диагностики детей, поступающих в первый класс.

3. Игра и игрушка в жизни младшего школьника. Родительская конференция.

4. Перелистывая страницы учебного года. Подведение итогов года за чашкой чая.

2 класс

1. Поощрения и наказания детей в семье. Семейные традиции. Круглый стол.

2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Игра. Тренинг.

3. О разумной родительской любви. Совместный праздник с детьми.

4. Как взрастить в ребенке нравственность? Из опыта семейного воспитания.

3 класс

1.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе. Лекция психолога.

2. Эстетическое воспитание в семье — школа высококультурного человека.

3. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения. Презентация опыта.

4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?

5. Поощрение и наказание как методы воспитания. Дискуссия.

4 класс

1.О памяти и интеллектуальном развитии школьника. Лекция психолога.

2. О родных и близких с любовью. Семейная гостиная.

3.Как научить своего ребенка жить в мире людей? Круглый стол.

4. «Прощай, начальная школа»! Праздник.

В плане улучшения качества семейного воспитания особое внимание уделяю системе педагогического всеобуча родителей , который начинается до поступления ребенка в школу. Цель работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе, успешному обучению, а также достижению желаемых результатов в воспитании в течение всего срока обучения в школе.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система мер по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

    опора на положительный опыт семейного воспитания.

Ключевые мероприятия 2012-2013 учебного года

Диагностические:

    Лекция педагога-психолога об итогах психологического обследования учащихся, поступающих в первый класс.

    Анкетирование и мониторинг: «Вы и ваши дети», «Общественная оценка и поддержка школы родителями», «Школа глазами родителей», «Изучение характера отношений между педагогами и родителями» и др.

    Педагогические практикумы: «Какие вы родители?», «Во что играют наши дети?»

Просветительские:

    Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни младшего школьника». Родительская конференция.

    Школьная научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников (Приглашение родителей).

    Изготовление и распространение буклетов-памяток на темы воспитания и обучения.

    Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Коррекционные:

    Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года». Подведение итогов года за чашкой чая.

    Тренинги: «Грубость и агрессивность», «Ошибки в воспитании».

    Круглые столы, собрания, родительские комитеты по обмену и распространению передового опыта воспитания.

    Индивидуально-профилактическая работа.

Консультативные:

    Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников».

    Регулярные индивидуальные консультации для родителей («О преодолении трудностей адаптации первоклассников в школе», «Оказание необходимой помощи и поддержки одаренным учащимся и учащимся, имеющим затруднения в обучении», «О корректном поведении в школе и вне школы», «Злость и агрессия», «Построение конструктивных взаимоотношений со сверстниками» и другие).

    Консультации для родителей «Как подготовить проектно-исследовательскую работу».

Организационные:

    Родительское собрание «Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников». Встреча за круглым столом.

    Рейды: «К уроку готов!», «Обложка», «Сменка», и другие (организация и проведение силами родителей).

    Тематические мероприятия: литературная гостиная «В гостях у сказки», математический турнир «Веселые звездочеты», семейная игра «Пословица недаром молвится», «Вечер отдыха для первоклассников» (помощь в организации и проведении, а также участие родителей).

    Ремонт класса, его озеленение, помощь при генеральных уборках.

    Организация экскурсии в районный краеведческий музей;

    Совместный отдых на природе.

    Посещение театрализованных представлений.

    Подготовка художественных номеров для праздника «Посвящение в первоклассники» и участия в концерте, посвященному Дню Победы.

    Участие в разнообразных творческих конкурсах: «Жизнь леса и судьбы людей», «Экоёлочка», «Вода – бесценный дар природы», «Зелёная планета», в акции «Птицы за моим окном» (при содействии родителей).

Классное руководство – это не работа, это образ жизни . Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно . В течение многих лет работы веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Листы активности родителей и учащихся помогают увидеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год. Необходимо отметить , что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказываем пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, менялось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались по запросам участников воспитательного процесса.

В данном проекте отражена только деятельность с родителями.

Похожие статьи

  • Участник кастинга «Битвы экстрасенсов»: «Провалил испытание из-за каверзных вопросов

    Феномен популярности скандального телепроекта «Дом-2» уже много лет удивляет не только зрителей, но, пожалуй, и самих создателей этого реалити-шоу. Несколько раз программу пытались закрыть, однако по сей день миллионы телезрителей...

  • Влияние музыки на психику человека: рок, поп, джаз и классика – что, когда и для чего слушать?

    Если упустить многословные вступления о положительном влиянии классической музыки и подробности различных исследований, получим следующее. В психологии действует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ". Это путь от начала звука до результата,...

  • Значение имени Софья (София)

    Современные родители все чаще уделяют огромное внимание подбору имени для будущего ребенка. Это объясняется тем, что имя, данное нам при рождении, предопределяет не только наш характер, но и судьбу. Предлагаем вам узнать все о значении и...

  • Значение имени София (Софья)

    Современные родители все чаще уделяют огромное внимание подбору имени для будущего ребенка. Это объясняется тем, что имя, данное нам при рождении, предопределяет не только наш характер, но и судьбу. Предлагаем вам узнать все о значении и...

  • Автор произведения гамлет

    26/12/2016 «Шекспир-тайна-400» – так называется выставка, которая открылась в музее-усадьбе Гавриила Державина на Фонтанке. Автор идеи и куратор выставки – Мария Милютина, она актриса, ученица Вениамина Фильштинского (запомнилась по роли...

  • Столыпин как историческая личность «Россия сливалась сочувствием»

    Введение. «Столыпин был человеком с большим темпераментом, пока он и душа его не помутилась властью, он был человеком чести». С. Ю. Витте. «Столыпин - последний крупный государственный деятель старого режима». П. Н. Зырянов. «Столыпин...