Урок на тему алтай. Алтай.docx - Урок по географии на тему "Алтай"

Тема: «Республика Алтай – наш дом»
Цель: прививать чувство любви к родному краю; Задачи: расширить знания детей о достопримечательностях Республики Алтай;
развивать чувство прекрасного на примере уникальной природы Горного
Алтая;
воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Оборудование: презентация с видами Горного Алтая, музыкальный диск с
музыкальными произведениями об Алтае.
Тип урока: УНЗ

Ход урока.

Вступительное слово: учитель. СЛАЙД 1.

Ведущий 1. СЛАЙД 2.
Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин - великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озёра - это его глаза, смотрящие во Вселенную.
Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...
(Г.И. Чорос - Гуркин)
1 чтец. СЛАЙД 3.
Бронтой Бедюров
Как прекрасен и добр мой Алтай!
Как богат он - поди сосчитай!
Перед ним я навечно в долгу.
Как его я прославить смогу?
Как воздам благодарность ему?
Где слова я такие возьму?..
Ведущий 2. СЛАЙД 4.
В самом центре Азии, на границе Китая, Монголии, России и Казахстана находится удивительная и загадочная страна Горный Алтай! В переводе с тюркского «Алтай» означает «золотые горы», и в древние времена он был центром своеобразной культуры кочевников.
Ведущий 1. СЛАЙД 5.
Горный Алтай! Очень мало на земле таких мест, которые могли бы соперничать с этим удивительным по красоте островком природы, возвышающемся в самом центре огромных азиатских пространств. Алтайцы, испокон веков живущие здесь, называют свою родину величественным и священным Кан-Алтаем.
Республика Алтай является субъектом Российской Федерации.
Ведущий 2. СЛАЙД 6.
Территория республики составляет 92,6 тыс.кв.км. С севера на юг ее территория простирается на 400 км, а с запада на восток на 360 км. Чтобы пересечь Республику Алтай с севера на юг или с запада на восток, необходимо проехать весь световой день на автомобиле. По сравнению с российскими просторами это кажется немного. Однако Горный Алтай занимает такую же площадь, как европейские государства Португалия и Венгрия, и чуть меньше, чем Южная Корея.
Ведущий 1. СЛАЙД 7,8,9,10,11..
Республика Алтай имеет свою государственную символику:
флаг, герб, гимн. Государственными языками являются два равноправных языка - алтайский и русский. Население: 201,7 тыс. человек. Национальный состав: алтайцы - 31%, русские - 60%, казахи 6%, 3% - другие народы. Из общего количества населения 75%, проживающих в сельской местности - прирожденные животноводы. Из поколения в поколение они передают свое умение разводить скот в горах. Алтайцы также великолепные охотники. Здешняя тайга богата соболем, белкой, рысью. Пушной промысел - одно из главных занятий и важное подспорье для жителей далеких сел.
Ведущий 2. СЛАЙД 12,13,14.
В состав республики входят: 1 город, 10 сельских районов, 248 населенных пунктов.
Столица республики - город Горно-Алтайск. (виды города) Он расположен в северо-восточной ее части. Наша столица не всегда была городом. Возникла она, как село Улала еще в 19 веке. Сегодня Горно-Алтайск - научный и культурный центр республики. Расположенный в маленькой долине среди гор, он летом утопает в зелени, а зимой прямо в черте города проводятся горнолыжные соревнования.
Ведущий 1. СЛАЙД 15,16.
Город наш небольшой, в нем проживает немногим более 51 тыс. человек. Население города, как и республики, смешанное. Кроме коренного населения, алтайцев, проживают русские, казахи и представители других национальностей.
Город расположен в живописной котловине реки Майма. Куда ни бросишь взгляд - всюду горы.
Чтец 2. СЛАЙД 17.
Александр Жуков
Мой город.
Город мой лежит в долине
В ожерелье гордых гор,
Там, где в елях синих-синих
Росный звонкий разговор.
А найти его так просто:
Не плыви и не летай - Чуйский тракт всегда забросит
В город мой Горно-Алтайск.
Вечно юн и вечно зелен,
Он к радушию привык.
Голубые наши ели - Украшение Москвы!
Город мой лежит на тропах
Следопытов егерей:
Носят модницы в Европах
С шиком наших соболей.

Ведущий 1.
СЛАЙД 18,19.
Город Горно-Алтайск - административный, научный и культурный центр нашей республики. Он имеет очень выгодное географическое положение, близость к транспортным путям, более благоприятные климатические условия по отношению к другим районам.
Ведущий 2. СЛАЙД 20.
Среди многочисленных рек крупнейшей и самой протяженной является Катунь. Она берет начало с ледников горы Белуха на южной границе республики и выходит за пределы Горного Алтая на северо-западе. Вторая по полноводности река Бия. Катунь и Бия, сливаясь за пределами Горного Алтая, образуют реку Обь, одну из самых крупных рек Сибири. Из-за обилия порогов реки Горного Алтая несудоходны, за исключением нижнего течения Бии. Многие реки отличаются очень быстрым течением, благодаря которому замерзают зимой только на отдельных участках. (виды Катуни)
Чтец 3. СЛАЙД 21.
Аржан Адаров
Катунь.
Мчись, Катунь, играя светом,
Шумная струя!
Нет волны на свете этом
Лучше, чем твоя!
Так и блещет, голубая!..
В ней отражена,
Молодеет, улыбаясь,
Старая луна.
Ты летишь с вершин Алтая
Вниз, к теплу, к жилью,
Песню сбивчиво слагая
длинную свою...

СЛАЙД 22.
Миф о Бие и Катуни.
Когда-то, по представлениям алтайцев, эти реки были супругами. Бий - господин, Катунь - жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж - спокойный, тихий, умный. Он ужинался с другими реками, был в мире и с горами-великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всем реками и горами, и
давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание, то есть держать пари. Кто в этом споре победит, тот и должен верховодить в семейной жизни.
Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей определены условия состязания и вынесено решение: кто
супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи.
СЛАЙД 23.
Так началось между ними состязание. Стоящие на берегу Бия, тайга и горы раздвигались, дав ему путь, потому что симпатии были на его стороне.
СЛАЙД 24.
А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.
«Что ты, разинув пасть смеешься?» спросила у Бабыргана сварливая Катунь.
На что последовал ответ: «Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь!» Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке, и понесла свою воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощечину, но потом одумавшись, сказала: «Хотя я и проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а Бия - господина».
С тех пор за супругом Катуни закрепилось второе имя «Бий - суу- (господин вод).
Обе же реки, Бий и Катунь слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь.
Ведущий 1.
СЛАЙД 25..
Наша республика богата не только реками, но и озёрами.
СЛАЙД 24.
Озер в Горном Алтае - около 7 тысяч. Самое большое - Алтын-Кёль (Телецкое), так любовно называют его алтайцы, что дословно означает «золотое озеро».
СЛАЙД 27.
С незапамятных времен привлекает оно красотой и его можно назвать алтайским морем. Его площадь (230,8 кв. км) больше территории европейского государства Лихтенштейн. Глубина озера достигает 325 м, что включает его в число самых глубоких озер мира. «Алтын-Кель» привлекает таинственностью, легендами и богатством окружающей природы. Это хранилище необыкновенно чистой пресной воды.
СЛАЙД 28,29,30.
Чтец 4.
СЛАЙД 31, 32, 33,34.
Алтын-Кёл
Если глянуть со стороны,
Не видать краев Алтын-Кёл
Если бросить взгляд с вышины
Ты, как зеркало, Алтын-Кёл.
Скал прибрежных негой гранит,
Словно крепость, тебя хранит,
Рыбы стаями там и тут,
Словно в небе тучи, плывут.
А волною твоей всегда
Умываться будет звезда.
И навек свободный народ
О тебе, Алтын-Кёл, споет.
Ведущий 2. СЛАЙД 35,36..

Почему нашу республику называют ещё Горный Алтай?
Да вся территория республики занята горами. Высота многих вершин превышает 3-4 тыс. м. Самая высокая вершина расположена на крайнем юге. Это - Белуха.
СЛАЙД 37.
В 1842 году на Алтае побывал геолог Петр Чихачев. Пораженный открывшейся ему красотой, он вспоминал: «Взобрался я на вершину и задрожал от восторга. Зубчатым великаном поднимались Катуньи столбы. В ущельях змеями вились туманы. Но где слова, где краски, чтобы передать эту картину?.. Я схватил альбом, но рука дрожала; мне казалось, я вижу живого Бога, со всею его силою, красотою, и мне стало стыдно, что я, бедный, смертный, мечтал передать его образ».
Ведущий 1. СЛАЙД 38,39.
Алтайский народ считал Белуху священной, связывал ее с легендой о коварном и злом духе Эрлике, который должен покарать всякого, кто осмелится ступить даже на ее склоны. По поверью, даже смотреть на. эту святыню, прибежище грозных сил (лавины, камнепады, обвалы) нельзя было. Не случайно именно здесь, на Алтае, два столетия подряд искали русские люди таинственное Беловодье, благодатную страну, устроенную как рай земной, где они могут зажить в полном счастье.
Ведущий 2. СЛАЙД 40.
Не зря так запала Белуха в душу Рериха, который рисовал ее неоднократно. «С вершины Студеного видна сама Белуха, о которой шепчут даже пустыни», писал он в 1926 году.
СЛАЙД 41,42.
Белуха высочайшая вершина Сибири, покрытая снегом и ледниками. Наивысшая точка Белухи 4506 метров.
СЛАЙД 43,44.

Александр Ередеев
Чтец 5. СЛАЙД 45,46,47.
Алтайские горы.
Словно пар от запаренных скачкой коней
Заклубились туманы по склонам хребта,
Будто мчался табун много лет, много)ней,
И манила вдали горизонта черта;
Будто некий разгневанный хан или князь Вслед арканщиков слал, разозлен, распален, Но алтайские парни, за гривы схватясь, Доскакали до лучших, до наших времен!
Это было давно полстолетья назад,
Но для гор полстолетья мгновенье, пустяк,
И в тумане алтайские горы стоят
И не могут еще отдышаться никак...
Я в тайге алтайской пробудился..
Проступал сквозь ветки свет зари.
Горный гребень высился, гордился.
От любви стонали глухари.
Чтец 6. СЛАЙД 48.
Лазарь Кокышев
Я в тайге алтайской пробудился,
Свежесть рос вдохнул в родном краю, Как с другой планеты воротился
Вновь на землю милую мою..
Чтец 7. СЛАЙД 49.
Георгий Кондаков
Мой Алтай обнимаю тебя.
В громких реках и тихих озерах
Голубая живая вода.
Поднебесные белые горы,
Я ваш сын, я ваш сын навсегда.
Здесь мне дорог и камушек малый,
И березка над горной тропой.
Пусть с годами сгорбятся скалы,
Н останусь Алтай мой, с тобой.
Ведущий 1. СЛАЙД 50.
Прекрасна и величественна природа Горного Алтая, кругом все заполнено горным прозрачным воздухом, ощутимо слышится медовый запах цветов. Застывшими волнами кажутся высокие хребты. На крутых склонах шумят дремучие леса. Горный Алтай изумительно живописен и щедро наделен природными богатствами. Наша с вами задача - сохранить красоту своего Алтая.
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей себя.

Чтец 8. СЛАЙД 51.

Паслей Самык
Восхваление красоты Алтая.
Ты под солнцем и луной лег, Алтай прекрасный мой, с гор срываются ручьи- животворные твои!
Ты стоишь, как великан, крепкий панцирь твой тяжел, степь, как шумный океан плещет в каменный подол.
Здесь, богатые листвой, мощно встали тополя, богатырь здесь мчался в бой - вся в следах копыт земля. СЛАЙД 52.

Здесь от главного хребта разбегаются хребты- говорится неспроста, что похож, Алтай мой, ты на гигантскую стрелу, оперенную стрелу, что над миром пронеслась, синим пламенем светясь, расколов ночную мглу!
Слышу я в тиши твоей поступь сказочных коней, слышу оклик и напев легендарных дивных дев! СЛАЙД 53.

Дата: 08.04.13

Предмет: география

Класс: 8

Тема: « Алтай».

Цель: выделить особенности природы горного массива Алтая.

Задачи урока:

1) определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов природных ресурсов;

2) расширить умение учащихся работать с текстом учебника, географической картой, дополнительным материалом;

3) развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы – горному району.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь, тесты.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания.

Ход урока.

    Организационный момент . Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

1. Географическое положение (Мугоджары; протяженность 450 км, ширина 30 км, средняя высота 450-500 м; высшая точка – Большой Боктыбай (657 м и Айрык (633 м))

2. Рельеф и геологическое строение (в отличие от Урала, в Мугоджарах пологие восточные склоны и крутые западные; сложены в палеозое – герцинская складчатость; сложены осадочными, магматическими и метаморфическими породами палеозоя и мезозоя; из-за экзогенных процессов – низковысотные; разделены на западную и восточную часть впадиной Бершогыр; западная часть – главная, уклон с севера на юг)

3. Полезные ископаемые (никель, кобальт, хром, медь, уголь, мергельный известняк, фосфориты, кварцевые пески для стекла)

4. Климат (горы препятствуют циркуляции воздуха, осадки выпадают чаще, чем в соседних районах; температура января минимум – 42°; температура июля максимум +38°; осадков 300 мм; часты сильные ветра, зимой – снежные бураны)

5. Реки и озера (Эмба, Иргиз, Орь, Тобол, Талды; питание талыми снегами; подземные воды – 700 млрд. м³)

6. Природные зоны (степь, полупустыня; почвы светло-каштановые в сухих степях и каштановые, темно-каштановые в северных частях; западная часть – под посевы, восточные – под пастбища)

III . Всесторонняя проверка знаний.

1. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)

2. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

3. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)

4. Почва плодородная в (степи)

5. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

6. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

7. Водохранилища Казахстана предназначены для (ирригации, энергетических целей)

8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)

9. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

10. Рисоводство в Казахстане развито в (долине Сырдарьи)

11. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства(горизонт)

12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

IV . Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтая. Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?

V . Объяснение новой темы.

1. ФГП Алтая .

В пределы Казахстана заходят юго-западные хребты Алтайской горной страны. Эта часть называется Казахстанский Алтай; на западе он граничит с Сарыаркой, на юге – с горным районом Саур-Тарбагатай; на востоке – с государственной границей РК, отделяющий наш Алтай от российского.

2. Геолого-тектоническое образование гор.

Работа с тектонической картой. Вопросы для беседы:

Какая тектоническая структура сформировала Алтай? (Герцинская складчатость).

В какой эре это происходило? (Палеозой).

Pz (конец) – герцинское горообразование – магматические горные породы – рудные ископаемые.

Mz – мезозойская складчатость – выравнивание территории – накопление осадочных пород (мел, известняк, песчаник) – нерудные ископаемые.

Kz – альпийская складчатость – вторичное горообразование – метаморфические породы – осадочные породы – нерудные ископаемые (мрамор, грейс).

А отсюда следует, что Алтай по образованию складчато-глыбовый, в рельефе которого чередуются:

Зубчатые горы;

Сырты – выровненные участки;

Впадины, заполненные водой озер Зайсан, Маркаколь.

Карстовые явления;

Особая экспозиция хребтов;

Ущелья, трещины, теснины.

Для современного горообразования характерны землетрясения, снежные лавины, формирование ледников площадью 800 км2.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

Для рельефа гор характерны цепи горных хребтов, тектонические трещины, а на вершинах лежат вечные ледники и снега.

По особенности природного расположения горные хребты Алтая можно разделить на 3 части:

1. Калбинский хребет;

2. Южный Алтай;

3. Рудный Алтай

Самая высокая вершина Алтая – г. Белуха (4506 м). Массив гор до сих пор испытывает омоложение, подтверждением служат землетрясения (декабрь 2002 г.). Сложное расположение хребтов требует от человека внимательности, осторожности и быть только в окружении опытных людей, знающих какие неприятности могут подстерегать в горах (селевые потоки в летний период, зимой – снежные лавины). И все-таки несмотря на грозные стихии, Алтай богат удивительными ископаемыми, а красивыми ландшафтами он привлекает к себе туристов и альпинистов.

Почему вершина гор Алтай носит название Белуха?

Найдите в учебнике, на какие части делится Алтай по наличию ископаемых.

Учащиеся отмечают полиметаллический пояс Рудного и Южного Алтая: Калбинский хребет, Нарымский хребет – пояс редких металлов (вольфрам, титан, молибден, магний) и золотой пояс Калбинского хребта.

4. Климат.

Найдите в тексте учебника, какой тип климата на Алтае.

Климат Казахстана резко-континентальный, а в горах умеренно-континентальный. Климат Алтая с высотой меняется от континентального до умеренно-континентального. Алтайская горная страна расположена на 50º - 52º с. ш. и это определяет количество солнечной энергии, поступающей на земную поверхность. Алтай возвышается над равнинами Западной Сибири, причем его хребты вытянуты с с-з на ю-в, что определяет климатические условия района. С одной стороны, хребты стоят на пути у западных воздушных масс, как губка, впитывая влагу. Но с другой стороны, открытость долин приводитк тому, что сюда проникают холодные массы воздуха, вызывая понижение температуры до -40º, а поднимаясь до высоты 1500 м, температура воздуха повышается. Такое явление получило название инверсия. Это природное явление вызывает большую конденсацию влаги – до 1500 мм в год, поэтому Алтай – самое влажное место в Казахстане. В горах мало снега, который образует большую площадь ледников, питающих притоки Иртыша и озера. Встречаются минеральные источники, которые используются в лечебных целях, например, Рахмановские ключи.

5. Внутренние воды.

Используя карту, назовите реки Алтая и их притоки.

6. Природные комплексы Алтая.

Сколько поясов в природных зонах Алтая и почему?

Какой природный пояс самый разнообразный по видовому составу растений и животных? (Лесной)

Алтай уникален биологическими ресурсами, но истинное богатство его – это леса. Своеобразна и красива растительность горного Алтая. Ельники, парковые лиственничные и кедровые леса, высокотравные альпийские и субальпийские луга. Много интересных и полезных растений встречается в горном Алтае: красная и черная смородина, боярышник, облепиха. В тайге – ковер из брусники, черники, голубики. На Алтае множество растений и животных, встречающихся только здесь. Такие животные и растения получили названия эндемиков. Территория гор благоприятна для развития сельского хозяйства и промышленности, а также зон отдыха, туризма. С целью сохранения ландшафтов Алтая созданы Западно-Алтайский и Маркакольский заповедники, заказник «Рахмановские ключи». Разнообразные и уникальные ландшафты – важнейшая причина отнесения территории к объектам Всемирного природного наследия; Алтай – жемчужина Казахстана, поистине «золотой край».

VI . Усвоение новой темы.

Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике и со схемой высотных поясов на стр. 190.

VII . Тест «Алтай»

1. Самая высокая вершина Алтая - ________________________________

2. Складчатость, сформировавшая горы - __________________________

3. По орографическому расположению горы Алтая можно разделить на 3 части: _______________________________________________________________________

4. Горный хребет, получивший название золотого пояса - ______________________

5. Климат казахстанской части Алтая: _______________________________________

6. На Алтае в пределах озера расположен заповедник - ________________________

7. Ледники в горах Алтая начинаются на высоте - _____________________________

8. Самое крупное озеро Алтая - ____________________________________________

9. Самая большая река Алтае - ___________________________________________

10. Перечислите полезные ископаемые, встречающиеся на территории Алтая:

_______________________________________________________________________

VIII . Домашнее задание. § 45, схема на стр. 190, таблица

IX. Итог урока.

Дата:_______
Класс: 8
Тема: «Алтай»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
1) Образовательные:
1) Дальнейшее формирование знаний о природных
районах республики.
2) Ознакомление учащихся с физико­географическими
условиями гор северо­востока Казахстана.
3) Выявление особенностей природы Казахстанского
Алтая.
2) Воспитательные:
3) Развивающие:
Методы и
методические
приёмы:
1) Продолжить формирование естественно­научного
мировоззрения учащихся
2) Воспитывать интерес к предмету
3) Формирование экологических норм и правил
бережного отношения к почвенным ресурсам
1) Стимулировать познавательную активность, умение
быстро и четко формулировать свои мысли.
2) Формирование комплекса общеучебных
познавательных умений: логически мыслить,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
выделять главное.
3) Продолжить развитие умений работы с
географическими картами.
Словесные (эвристическая беседа, рассказ)
Наглядные (работа с картами)
Сравнение и обобщение
Самостоятельная работа с учебником
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация
учебной деятельности.
4) Восприятие и осознание нового материала
5) Закрепление пройденного материала
6) Комментирование Д/З
7) Подведение итогов урока. Комментирование
оценок.

I. Актуализация опорных знаний: работа с картой, устный опрос по вопросам:
1) Каково влияние географического положения на формирование территориальных природных
условий?
2) Как вы объясните особенности рельефа Мугоджар и связь между историей развития территории и
тектонической структурой?
3) Как вы понимаете наличие континентальности климата казахстанской части Урала? Каково его
влияние на внутренние воды?
4) Какие существуют отличия в ведении сельского хозяйства в западной и восточной частях
Мугоджар?
II. Изучение нового материала:
1) Географическое положение.
Алтай ­ часть самой крупной горной системы, называемой Саяно­Алтайские горы, границы которой
простираются от озера Зайсан до озера Байкал. В Казахстан входит только его юго­западная окраина.
Южной границей является бассейн реки Черный Иртыш и озеро Зайсан, а западной ­ Калбинский
хребет.
2) Рельеф и геологическая структура.
По особенностям рельефа Казахстанский Алтай делится на три части: Южный Алтай, Рудный Алтай
и Калбинский хребет.
Зап. на доске:
Алтай
Южный Алтай
Рудный Алтай
Калбинский
хребет
Расположен между
рекой Бухтармой
на севере, озером
Зайсан и рекой
Черный Иртыш - на
юге.
в пределы
Казахстана
заходит
западными
отрогами
(Листвяга и
Холзун)
Расположен на
левой стороне
реки Ертыс
Южный Алтай расположен между рекой Бухтармой на севере, озером Зайсан и рекой Черный
Иртыш ­ на юге. На западе долина Ертыса отделяет его от Калбинского хребта. На вое­токе Южный
Алтай сливается с плоскогорьем Укок. Отсюда на запад и юго­запад отходят две цепи горных
хребтов.
Их разделяют реки Курчум и Каргоба. На юге расположена система хребтов Тарбагатай (2739 м),
Сарымсакты (3373 м) и Нарым (2400 м), которые относятся к северной части Южного Алтая, а к его
южной части относятся Южно­Алтайский (3483 м) и Курчумский (2644 м), хребты Сарытау (3300 м)
и Азутау.
Между хребтами Азутау и Сарытау на высоте 1449 м расположена Маркакольская котловина.
Приподнятая часть этой территории на востоке, постепенно снижаясь к западу, превращается в
предгорные возвышенности. Между вершинами гор встречаются небольшие, неглубокие впадины ­
озера. Они лежат на высоте 2300­2500 м над уровнем моря. Западная граница Южного Алтая

проходит вдоль горной цепи Холзун. Южные склоны гор крупные, сильно расчлененные. Предгорье
сравнительно пологое.
Рудный Алтай в пределы Казахстана заходит западными отрогами. Главные из них ­ Листвяга и
Холзун. Рудный Алтай состоит также из Ульбинского (2300 м), Ивановского (2775 м) и Убинского
(2100 м) горных хребтов, которые находятся на северо­востоке Южного Алтая. Они простираются от
горного хребта Катунь и плоскогорья Укок. Максимальные высоты сосредоточены на крайнем во­
стоке Казахстанского Алтая.
Рельеф Рудного Алтая очень разнообразен. Восточные части хребтов сильно расчленены и имеют
высокогорный характер. Горные склоны покрыты \ большей частью хвойными лесами. К западу горы
понижаются, формы их становятся округлыми, склоны пологими. Местами встречаются плато с
выровненными поверхностями.
Калбинский хребет расположен на левой стороне реки Ертыс. Его самая высокая точка ­
Сарынгокы (1558 м). К западу хребет понижается и сливается с Сарыаркой. Вершины гор овальные,
склоны сильно расчленены, некоторые территорий равнинные. Казахстанский Алтай образовался в
результате герцинской складчатости. Неоднократные поднятия чередовались с разрушениями. Край,
превратившийся в равнину в конце мезозойской эры, подвергался новым тектоническим поднятиям в
неогене и антропогене. В результате сформировался современный горный рельеф Алтая.
Казахстанский Алтай сложен разнообразными осадочными и метаморфическими породами ­
глинисто­кремниевыми сланцами, известняком, гранитами палеозоя.
3) Полезные ископаемые.
Алтай богат полезными ископаемыми. Большие запасы ртути, серебра, вольфрама, олова, цинка и
свинца находятся в этих горах. В Нарымском и Курчумском хребтах добывают золото и редкие
металлы, в Калбинском ­ олово и вольфрам. Для переработки полезных ископаемых построены
металлургические заводы в Усть­Каменогорске, Риддере, Зыряновске. Процесс добычи и выплавки
ископаемых руд на территории восточной части Казахстана является причиной сложившейся
неблагоприятной экологической обстановки. Поэтому защита природной среды ­ строительство
очистных сооружений, уменьшение количества вредных примесей в отходах и дыме, выбрасываемых
заводами, ­ является главной экологической задачей современности.
4) Климат.
В казахстанской части Алтая климат умеренно континентальный. По сравнению с близлежащими
равнинами летом в горах бывает прохладно, а зимой, наоборот, тепло. Наблюдается здесь
температурная инверсия. В результате в замкнутых котловинах зимой очень холодно (до ­40"С),
летом жарко. С высотой температура летом понижается. Если в июле на склонах низкогорий
температура +19 +22°С, то на высоте 1000 м +16+14°С, а на уровне 2500­2700 м ­ температура не
превышает +6 +7°С. Средняя температура в Усть­Каменогорске зимой ­15°С. Среднегодовое
количество осадков в предгорьях составляет 300­400 мм, в горах ­1000­1500 мм. Зимой в горах
выпадает много снега. Иногда его толщина достигает 1­3 метров. А в замкнутых котловинах выпадает
незначительное количество снега. Часто наблюдаются снежные лавины, селевые потоки.
5) Реки, озера и ледники.
На Алтае много рек, которые берут свое начало с горных снежников, и ледников.
Зап. в тетр.: Самая большая река на Алтае ­ Ертыс ­ начинается в Китае и протекает между
Калбинским и Нарымским годными хребтами.
В нее впадают реки Бухтарма, Курчум, Уба, Ульба и др. На Ертысе построены Усть­Каменогорская,
Бухтарминская и Шульбинская ГЭС. Они обеспечивают электроэнергией всю Восточно­
Казахстанскую область и другие регионы республики. Множество малых рек ­ Ак Берель, Тургысын,
Билезекты, Березовка, Кокпекты, Малая Ульба, Калжир, Калгуты, Улан, Аблакетка, Кызылсу,
Алкабек, Аккаба, Кайынды, Бокен и др. ­ впадает в Ертыс, Бухтарму, Нарын, Курчум и в некоторые
озера.
Алтай богат и озерами. Площадь многих из них более 1 км2 (Язовое, Черновое, Бухтарминское,
Турангыкуль и т.д.).
Зап. в тетр.: Самые крупные озера ­ Зайсан (площадь 5510 км2) и Mapкаколь (площадь 455 км2).

В 1976 году здесь был организован
Маркаколь расположен в тектонической котловине.
Маркакольский заповедник.
Зап. в тетр.: в Алтайских горах Казахстана находятся 328 ледников общей площадью 89,6 кма.
Ледники в основном расположены на высоте свыше 2600 м. Большинство ледников находится в
хребтах Катунь, Холзун, Ивановский, Южно­Алтайский, Сарымсакты.
6) Природные зоны. Растительный и животный мир.
На климатические условия Алтайских гор значительное влияние оказывает их географическое
положение. Поэтому в горах, расположенных в западной части Алтайского края, ежегодно выпадает
большое количество атмосферных осадков. Склоны низких гор юго­востока сухие.
Высотные пояса Алтая на юго­западе, со стороны Зайсанской котловины, начинаются с
полупустынной зоны, которая поднимается до высоты 900­1100 м, на северо­западе ­ со степной зоны,
которая поднимается до 1600­1800 м. Горно­лесной пояс распространен на уровне 2100­2300 м, суб­
альпийские луга ­ на высоте 2500­2600 м, выше 2600 м расположен ледниковый пояс. В лесах растут
лиственницы, сосны, ели, кедры и пихты. Альпийские луга в летние месяцы используются для выпаса
скота и пчеловодства. Высокогорный пояс представлен горной тундрой, каменистыми скалами и
ледниками. Подножья гор и низкогорья покрыты плодородными черноземами, там распространена
растительность степных зон (белый ковыль, типчак и др.)» в полупустынных зонах ­ солянковые
растения. В лесах много черной смородины, шиповника, в межгорных долинах ­ фиолетово­кречето­
вых трав и др.
На Алтае много животных, В лесах разводят маралов. Из диких животных обитают медведи, кабаны,
лоси, горные козлы, снежные барсы. Встречаются неценные пушные звери ­ соболь, норка,
акклиматизированные водяные крысы, енотовидные собаки, хорьки. Из птиц водятся глухари,
рябчики, куропатки, дятлы, горные индейки ­ улары.
В целях охраны природы ­ редких зверей и растений Восточного Казахстана ­ в 1976 году был
организован Маркакольский заповедник. Объекты охраны ­ 58 видов зверей, 260 видов птиц, 4 вида
рыб, 721 вид растений.
Восточная часть Казахстана ­ территория республики с развитым лесным хозяйством. Лес является
его основным богатством. Но в последние годы интенсивное использование лесных ресурсов,
бесконтрольная вырубка деревьев привели к уменьшению лесных площадей.
На горных лугах пасется скот, развито пчеловодство.
III. Закрепление:
I. Устный опрос по вопросам:
1) Сравните физическую и тектоническую карты и определите, соответствует ли тектоническое
строение Казахстанского Алтая рельефу.
2) Почему казахстанская часть Западного Алтая называется Рудным Алтаем?
3) Почему рельеф Казахстанского Алтая и Уральских гор различен, хотя они появились в одном
периоде? Почему здесь «обновление» происходило быстрее, чем в Уральских горах?
4) Почему климат отличается на западных и восточных склонах Алтая?
5) Чем характеризуется алтайский тип режима рек? Как используются реки этой территории?
6) Сколько ледников находится в Алтайских горах Казахстана? Где они в основном расположены?
7) Как используются природные ресурсы Алтая?
II. Работа с контурной картой:
1) На контурной карте (с. 6­7) «Физико­географического атласа Казахстана» укажите направления
расположения горных хребтов Алтая. Нанесите месторождения полезных ископаемых.
2) По схеме высотных поясов Алтая объясните разнообразие их типов.
III. Заполнить таблицу:
Регион
Географическое
положение
Рельеф
Полезные
ископаемые
Климат
Внутренние
воды
Природные
зоны
Экологические
проблемы



Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Республика Алтай 8 класс

Образовательная – создание условий для расширения и углубления знаний учащихся о природе своей родины РА

Развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, коммуникативной компетентности обучающихся.

Воспитательная – повышение мотивации учащихся к изучению природы и культурного наследия РА, формирование патриотического чувства, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Оборудование: , физическая карта республики Алтай; жетоны для оценки правильного ответа, DYD-фильм, компьютер, учебник « Мир заповедный природы Алтая»

Тип урока: новых знаний

ХОД УРОКА

1. Орг.момент Класс делится на группы

2.Новая тема

Сейчас вы посмотрите филь и скажите о какой территории говорится будем сейчас?

(показ фильма)

3 Прослушайте стихотворение Г.Кондакова Колокол земли с.8. (Мир заповедный природы Алтая).

О каком красивейшем уголке нашей Родине сегодня мы будем говорить?.

Какие ассоциации у вас возникают при слове республика Алтай?

(ученик на доске записывает слова об алтае)

А теперь составьте легенду используя эти слова.

Сейчас вы раскроете учебник мир заповедный природы Алтая и прочитаете текст с.8-21.

Читая текст вы выделите для себя, что же вы:

Знали

Узнал новое?

Диалог между детьми

Перед вами лист вы должны

Тема нашего урока?

Какую цель урока мы с вами поставим для изучения этой темы?

Перед вами лист и вы должны теперь создайте проект:

1.-Метод « Зигзаг»-мини кластер

Итог урока:

Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины « Республики АЛТАЙ»

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Вступительное слово учителя

Вопросы записываются на доске. Учащиеся отвечают на вопросы.

3.

Слайд1

Слайд-шоу (Приложение 1 )

Видео салон «Здесь нам посчастливилось родиться»

Звучит песня Евдокимова М.С. Алтай (запускается щелчком мыши)

Работа творческой группы – показ слайдов и комментарии

Слайд 2

Алтайский край представляет собой уникальную территорию Сибири. Алтай не просто горы, леса, реки, водопады. Это живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов и трав.

Слайд 3

70 лет Алтайскому краю!

Слайд 4

Старейший на Алтае, он был одним из творений Петра, пусть не столь судьбоносным для державы, как северная столица, но крайне важным для обороны Российского государства.
18 июня 1709 года была срублена крепость мозолистыми руками сибирских казаков.
Он пережил исторические вехи России. Сегодня, не смотря на свой возраст 300 лет, молодеет и становится краше – город Бийск

Слайд 5

Бийск! Как много в этом слове есть –
Музеи, выставки, скульптуры...
Здесь не уместна будет лесть.
Как много в городе культуры!
Студентов город, спору нет,
Куда не глянешь – институты.
Науки будущей здесь свет,
Идут года, бегут минуты...
Как много здесь людей известных!
Умов пытливых целый клад!
Открытий множество чудесных!
И Бийск теперь наукоград!

Слайд 6

Наша алтайская земля вскормила многих известных людей. Навсегда вписаны в историю края имена: И.И. Ползунов,изобретатель первого в мире парового двигателя; Аносова П.П., металлурга, создателя первой чугунно-паровой дороги. Здесь жили космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев; В.М Шукшин писатель и режиссер и многие другие

Слайд 7

Неповторимы ландшафты Алтайского края. Взаимное проникновение предгорных степей, пустынных ландшафтов и горной тайги создают контрастные сочетания, пленяющие глаз. Здесь почти все природные зоны России, за исключением субтропиков.

Слайд 8

Более 21 % площади края занимают лесные экосистемы – это не только источник древесины, пищевых и лекарственных растений, но и стабилизатор состава биосферы.

Слайд 9

Сосновые ленточные боры – это уникальные нигде больше в мире не встречающиеся природные образования. Сосна там необычная, она устойчива к загрязнению и засолению – эти реликты приурочены к сухим руслам рек, возникшим после оледенения. До того самого оледенения, которое уничтожило всю пышную широколиственную растительность на Алтае, кроме двух рощ из лип на северо-востоке края. Сорокинская и Ботуровская рощи перенесли оледенение, и живут по, сей день.______

Слайд 10

Чемпионом наших лесов считается лиственница – она образует парковые леса.

Слайд 11

Настоящее чудо – кедр. Это дерево – комбинат, дает орехи, по питательным свойствам не уступающие сливкам

Слайд 12

Уникальные ландшафты бальнеологические условия климата предгорий, сосновых ленточных боров и степных озер привлекают людей со всей России для отдыха и туризма.

Слайд 13

Богатство любой территории определяется наличием природных ресурсов. Алтайский край – источник сельскохозяйственной продукции. Это связано с наличием больших площадей земельных ресурсов (Кулундинская и Предалтайская равнины). Золото России – Алтайские чернозёмы . По мощности плодородия занимают ведущее место.

Слайд 14

Наш край обладает солидной минерально-сырьевой базой – полиметаллы, железная руда. " Нет в мире района, в котором были сосредоточены декоративные камни столь разнообразной окраски. Яшмы и порфиры, мраморы, граниты прославили нас на всю Россию", писал геолог, академик А.Е. Ферсман.

Слайд 15

Особенности географического положения обусловили разнообразие не только флоры, но и фауны. В крае обитает около 90 видов млекопитающих, 270 видов птиц, многочисленен класс насекомых . Панты, мускусная железа кабарги, медвежья желчь, пушнина – надёжный валютный запас России.

Слайд 16

Хорошие предпосылки есть для использования не древесных растительных ресурсов. Значительны запасы лекарственного сырья. В научной медицине используется около 60 видов растений, 80% всей продукции фармацевтики полностью исключают присутствие химических компонентов

Слайд 17

Озера края – это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор. Территория Алтайского края расположена в бассейне реки Обь. Это крупнейшая река мира пересекает равнинную часть Алтая на протяжении 453 км. На равнинах края множество озёр (более 5000) – самые большие – Кулундинское (728 кв. м), Большое Яровое.

Слайд 18

Реки малые и большие выполняют огромную геохимическую работу в круговороте веществ. Это местообитание аборигенной растительности и животных, особенно птиц.

Слайды 19-20

Алтай – золото России , его бескрайние ковыльные степи и всхолмлённые предгорные равнины, березовые колки и сосновые боры, горные хребты и долины, могучие кедры, лиственницы, быстрые горные реки и широкая величавая Обь заслуживают высшей пробы.

Слайд 21

Мы должны сберечь его для других! В нашем крае есть эталоны природной красоты – 36 заказников, 143 памятника природы и конечно, заповедные места – музей природы – Тигирекский заповедник

Слайд 22

Алтайский край воистину чудесен.
Твой дар для ищущих сердец,
И все слова из лучших песен
Плетут грядущий твой венец

Звучит песня Евдокимова М.С. "Алтай" (запускается щелчком мыши)

Кокурс «Знатоки родного края» (презентация не предлагается т.к.не соответствует нормативам конкурса).

Тема: Полезные ископаемые. Внутренние воды

Вопрос 1. Что в переводе с алтайского означает названия рек Бия и Катунь?

1. Друг и подруга
2. Источник и горная река
3. Господин и девушка

Вопрос 2. Какие месторождения полезных ископаемых на Алтае не используют?

1. Железные руды
2. Полиметаллические руды
3. Мрамор

Вопрос 3. На каком заводе изготовлена эта ваза (на слайде)?

1. Пуштулинский
2. Колыванский
3. Змеиногорский

Вопрос 4. Какие глины из представленных на слайде добывают на Алтае?

1. Желтые
2. Бежевые
3. Красные

Тема: Флора и фауна

Вопрос 1. Какое из представленных растений является реликтовымна Алтае?

1. Береза
2. Дуб
3. Липа

Вопрос 2. Сколько заповедников находится на территории Алтайского края?

1. Два
2. Три
3. Один

Вопрос 3 . Объект КРАСНОЙ КНИГИ Алтайского края?

1. Тетерев
2. Кречет
3. Ворон

Вопрос 4. Статус растения Пион уклоняющийся (Марьин корень)

1. Ресурсный охраняемый вид.
2. Исчезающий вид
3. Редкий эндемичный вид

Тема: памятники природы, истории и культуры

Вопрос 1. В какой категории особо охраняемых природных территорий нуждаются эти объекты города

  1. Памятник природы
  2. Заказник
  3. Национальный парк

Вопрос 2. Название улицы старого «купеческого» Бийска?

1. Социалистическая
2. Кузнецкая
3. Кирова

Вопрос 3. Старейшее производственное предприятие города Бийска?

1. Табачная фабрика
2. Бийский льнокомбинат
3. Завод Сибприбормаш

Вопрос 4 . Когда и с какой целью было построено это здание?

1. Дом Сычовых, 1890 г.
2. Народный дом, 1914 г.
3. Торговый дом Игнатьевых, 1914 г.

Подведение итогов конкурса

Определение ведущего знатока родного края.
(При равном количестве жетонов проводится Блицтурнир)

Учитель: Вопросы для Блицтурнира

1. Назовите города Алтайского края
2. Назовите водные артерии Алтайского края
3. Назовите исследователей Алтая (1–3 по принципу кто назовет больше)
4. Какие особенности расположения города Бийска вы можете назвать.
(Находится в междуречье священное место, находится на двух равнинах: Предалтайской равнине и на Бие-Чумышской возвышенности)

Подсчет жетонов

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Рефлексия

1. Способствовал ли урок расширению вашего кругозора по краеведению?
2. Оцените форму проведения урока.
3. Какие умения и навыки вы получили при подготовке к уроку?

Учитель: Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины «АЛТАЙ»


Во многом сохранились у современных носителей этнической культуры. Они неотделимы друг от друга и непосредственно связаны с духовной культурой и верованиями людей. Алтай бережно хранит их, изменяя и совершенствуя, питая духовную жизнь проживающих здесь народов вплоть до наших дней. Все народы Горного Алтая обладают собственной и неповторимой этнической культурой, имеют особый взгляд на картину мира, на природу и свое место в этом мире.

Духовная культура алтайцев, потомков древнего тюркского этноса, занимает достойное и основное место среди представленных на Алтае традиционных культур. В ходе длительного исторического развития она впитала в себя многие духовно-нравственные традиции народов Центральной Азии.

Самые дешевые билеты из Москвы в Горно-Алтайск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Одно из центральных мест в мировоззрении алтайцев занимает культ Алтая

Согласно этому мировоззрению, существует ээзи (хозяин) Алтая. Хозяин Алтая это божество, покровительствующее всем живущим на Алтае. Обитает он на священной горе Уч-Сумер и имеет образ старика в белой одежде. Увидеть его во сне считается предвестием удачи для человека. Во время молений можно познать или ощутить его невидимое присутствие. Он владеет правом давать жизнь на земле, сохраняя и развивая ее. Спроси алтайца «Кто твой бог» и он ответит «Менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «Мой бог камень, дерево, природа, Алтай». Почитание ээзи Алтая проявляется через обряд «кыйра буулар» повязывание ленточек на перевалах, обоо и произношение благопожелания (алкыши) для своей семьи, безопасной дороги, защиты от болезней и несчастий. Алкыши имеют защитную и магическую силу.

Территория Горного Алтая изобилует реками, озерами, родниками. Согласно традиционному мировоззрению в горах, водных источниках, долинах и лесах обитают духи. Духи водных источников, как и горы, могут быть божествами небесного происхождения. В случае несоблюдения особых правил поведения около этих источников они могут представлять угрозу жизни человека. Вода Горного Алтая обладает поистине целебными свойствами излечения многих болезней. Главным образом такими свойствами наделяются целебные родники – аржаны. Как считают коренные жители, вода в таких источниках сакральна и может наделять бессмертием. Нельзя отправляться на источник без проводника, который не только знает путь к нему, но и обладает опытом лечебной практики. Важное значение придается времени посещения аржана. По верованию алтайцев горные озера являются любимым местом горных духов. Туда редко может проникнуть человек, и потому оно чистое.

Каждый род имеет свою священную гору. Гора рассматривается как некое хранилище жизненной субстанции, сакрального центра рода. Женщинам запрещается находиться вблизи почитаемых родовых гор с обнаженной головой или босиком, подниматься на нее и называть вслух ее имя. Следует отметить в алтайской культуре особый статус женщины. Согласно древним представлениям женщина это драгоценный сосуд, благодаря которому растет род. Отсюда вытекает мера ответственности мужчины за женщину. Мужчина – охотник, воин, а женщина – хранительница очага, мать и воспитательница.
Проявление сакральности окружающего мира сегодня можно увидеть и в отношении к предметам материального мира, в семейно-брачных обрядах, этике и морали алтайцев. Это послужило табуированию в поведении, обычаях и традициях. Нарушение такого запрета приносит наказание человеку. Особенностью традиционной культуры алтайцев является глубокое понимание многих явлений. В соответствии с законами космоса организуется и пространство жилья. Алтайский аил строго разграничивается на женскую (правая) и мужскую (левая) половину. В соответствии с этим установлены определенные правила приема гостей в аиле. Определенное место занимает знатный гость, женщины и молодежь. Центром юрты считается очаг – вместилище пребывания огня. К огню алтайцы относятся с особым почтением и производят регулярное его «кормление». Кропят молоком и аракой, бросают кусочки мяса, жира и т.д. Совершенно недопустимо переступать огонь, бросать в него мусор, плевать в огонь.
У алтайцев соблюдаются свои обычаи при рождении ребенка, бракосочетания и другие. Появление ребенка отмечается в семье празднично. Забивается молодняк крупного рогатого скота или овец. По особым канонам проходит обряд бракосочетания. Молодожены выливают в огонь аила жир, бросают щепотку чая и первые капли араки посвящают огню. Над аилом, где проходит той – первый день свадьбы на стороне жениха – и сейчас можно увидеть ветки культового дерева – березы. Второй день свадьбы проводится на стороне невесты, и называется белкенчек – невестин день. Алтайцы исполняют на свадьбе сразу два обряда – традиционный и официальный, светский.

Алтайцы очень гостеприимны и радушны

По традиции передаются правила поведения в быту, приема гостей, соблюдение родственных отношений. Например, как подавать араку в пиале гостю, курительную трубку. Существует обычай доброжелательно принимать гостя, подавать ему молоко или чегень (квашеное молоко), приглашать к чаю. Главой в семье считается отец. Мальчики в алтайской семье всегда находятся при отце. Он их учит ухаживать за скотом, выполнять работу по двору и обучают охотничьему промыслу, а также умению разделывать добычу. Мальчику с раннего детства отец дает сыну коня. Конь становится не только средством передвижения, но членом семьи, помощником в хозяйстве и другом хозяина. В старину в алтайских селах спрашивали «Кто видел хозяина этого коня?». При этом называли только масть коня, а не имя хозяина. По традиции младший сын должен жить с родителями и проводить их в последний путь. Девочки осваивают работу по дому, готовить еду из молочных продуктов, шить, вязать. Они постигают каноны обрядово-ритуальной культуры, хранительницы и созидательницы будущей семьи. Столетиями вырабатывалась и этика общения. Детей учат обращаться ко всем на «вы». Это связано с верой алтайцев, что человек имеет двух духов покровителей: Небесный дух, он связан с Небом, и второй – дух предка, связанный с Нижним миром.
В устной форме в духовной культуре алтайцев сказителями (кайчи) передавались легенды и героические сказания. Изложение эпических легенд происходит особым способом, горловым пением (кай). Исполнение могло занимать несколько дней, что говорит о необычной силе и способностях голоса кайчи. Кай для алтайского народа это молитва, сакральное действие. И сказатели пользуются огромным авторитетом. На Алтае существует традиция состязания кайчи, их также приглашают на различные праздники, свадьбы.
Для алтайского народа Алтай живой, он кормит и одевает, дает жизнь и счастье. Он неиссякаемый источник благополучия человека, это сила и красота Земли. Современные жители Алтая сохранили немалую часть традиций своих предков. Это касается, в первую очередь, сельских жителей. Многие традиции в настоящее время возрождаются.

Горловое пение Кай

Песенная культура алтайского народа уходит в глубокую древность. Песни алтайцев – это сказания о героях и их подвигах, истории повествующие об охоте, встречах с духами. Самый длинный кай может продолжаться несколько суток. Пение может сопровождаться игрой на топшуре или ятакане – национальных музыкальных инструментах. Кай считается мужским искусством.

Алтайский комус – разновидность варгана, язычкового музакального инструмента. Под разными названиями подобный инструмент встречается у многих народов мира. На территории России данный инструмент встречается в Якутии и Туве (хомус), Башкирии (кубыз) и на Алтае (комус). При игре комус прижимают к губам, а ротовая полость служит резонатором. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции можно менять характер звука, создавая волшебные мелодии. Комус считается женским инструментом.

В настоящее время комус — популярный алтайский сувенир.

Испокон веку на перевалах и у родников в знак поклонения Алтайдын ээзи - хозяину Алтая, привязывают кыйра (дьалама) - ленты белого цвета. Белые ленты, развевающиеся на деревьях, и камни, сложенные горками - обоо таш, всегда привлекали к себе внимание гостей. И если гость хочет привязать на дерево ленту или положить камни на перевале, должен знать для чего и как это делается.

Обряд привязывания кыйра или дьалама (в зависимости от того, как их привыкли называть жители той или иной местности) - один из самых древних обрядов. Кыйра (дьалама) привязывают на перевалах, у родников, на местах, где произрастает арчын (можжевельник).

Существуют определенные правила, которые должен соблюдать каждый повязывающий кыйра (дьалама). Человек должен быть чистым. Это означает, что среди его родственников и членов семьи в течение года не должно быть покойников. На одном и том же месте кыйра (дьалама) можно привязывать один раз в год. Лента - кыйра должна быть только из новой ткани шириной 4-5 см, длиной от 80 см до 1 метра и должна привязываться парой. Кыйра привязывают к ветке дерева с восточной стороны. Дерево может быть березой, лиственницей, кедром. Запрещается привязывать на сосну или ель.

Привязывают в основном ленту белого цвета. Но можно голубую, желтую, розовую, зеленую. Одновременно ленты всех цветов привязывают на молениях. Каждый цвет кыйра имеет свое предназначение. Белый цвет – цвет Аржан суу – целебных источников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род. Желтый цвет – символ солнца, луны. Розовый цвет – символ огня. Голубой цвет – символ неба, звезд. Зеленый цвет – цвет природы, священных растений арчына (можжевельника) и кедра.

Человек мысленно обращается к природе, к Бурканам через алкыши-благопожелания и просит мира, здоровья, благополучия своим детям, родственникам и народу в целом. На перевалах, в основном, где нет деревьев, в знак поклонения Алтаю можно положить камни на обоо таш. Путник, проезжающий через перевал, просит у Хозяина Алтая благословения, счастливого пути.

Сохранившиеся по сей день во многих районах Горного Алтая традиционные способы ведения хозяйства и основы жизненного уклада делают Алтай привлекательным с точки зрения культурного и этнографического туризма. Проживание в непосредственном соседстве на территории нескольких этносов с разнообразными и колоритными культурами способствует формированию на Алтае богатейшей мозаики традиционных культурных ландшафтов.

Этот факт, наряду с уникальным природным разнообразием и эстетической привлекательностью, является важнейшим фактором определяющим притягательность Горного Алтая для туристов. Здесь все еще можно в «живой среде» увидеть добротные избы пятистенки, многоугольные аилы и войлочные юрты, колодца-журавли и коновязи чакы.

Особенно актуальным этнографическое направление туризма становится в последнее время, чему способствует возрождение традиций в том числе связанных с шаманистскими обычаями и бурханистскими ритуалами. В 1988 году был учрежден проводящийся раз в два года театрализовано-игровой фестиваль «Эл-Ойын», привлекающий огромное количество участников и зрителей со всей республики и из-за ее пределов, в том числе и из дальнего зарубежья.
Если вы всерьез заинтересовались традициями и культурой алтайцев, то безусловно вам стоит посетить деревню Мендур-Соккон, где проживает собиратель алтайской старины И. Шадоев, и действует созданный его руками уникальный музей.

Кухня народов Алтая

Основным занятием населения Алтая было скотоводство. Летом люди пасли свои стада в предгорьях и на альпийских лугах, а зимой уходили в горные долины. Первостепенное значение имело разведение коней. Разводили также овец, в меньшем количестве коров, коз, яков, домашнюю птицу. Важным промыслом также была охота. Поэтому неудивительно, что в национальной алтайской кухне предпочтительное место занимает мясо и молоко. Кроме супа — кoчo и вареного мяса, алтайцы делают дoргoм — колбасу из кишок барашка, керзеч, кан (кровяную колбасу) и другие блюда.
Из молока алтайцы готовят большое разнообразие блюд, в том числе самогон из молока — араку. Кислый сыр — курут, тоже изготовлен из молока и его можно попробовать у алтайцев.
Все знают о любимом блюде алтайцев — чае с талканом. Но многим ли известно, что приготовление талкана настоящий ритуал и что готовят его точь в точь как описывал Геродот, на каменных зернотерках.
Из талкана с кедровыми орехами и медом можно приготовить сладость ток-чок. Талкан как и манка дает вес детям, от него они поправляются, но проблем с нежеланием ребенка кушать его, или диатезом не бывает. Ребенок, привыкший к талкану, никогда его не забывает. В алтайском доме принято гостя прежде всего угощать чегенем — напитком, вроде кефира.
Ну и конечно, кто пробовал калтыр (лепешку), теертпек (хлеб, печеный в золе) и боорсок (колобочки, сваренные в жиру) горячими, тот никогда не забывает их вкус.
Чай алтайцы пьют с солью и молоком. Улаганские алтайцы (телеуты, байаты) добавляют в чай еще масло и талкан.

Молочные блюда

Чегень
Старый чегень — 100 г, молоко — 1 литр.
Чегень — кислое молоко, заквашенное не из сырого, а из кипячёного молока на закваске — предыдущего чегеня из расчета 100 г на 1 литр молока. Первоначальной закваской служил забелонь (внешняя часть молодого тальника), которую сушили и давали постоять на дыму. Перед закваской старый чегень хорошо размешивается в чистой посуде, затем выливают тёплое кипячёное молоко, тщательно размешивают. Готовят и хранят в специальной посуде с плотной крышкой — бочонок на 30-40 л, его тщательно моют, обливают кипятком и окуривают 2-2.5 часа. Для окуривания используют гниль здоровой лиственницы и ветки черёмухи. Для созревания чегень ставят на 8-10 часа в тёплое место для предотвращения перекисания. Молоко, сливки и закваску соединяют, тщательно перемешивают в течение 5 минут, сбивают каждые 2-3 часа. Хороший чегень имеет плотную, без крупинок, консистенцию, приятный, освежающий вкус. Сам чегень служит полуфабрикатом для аарчи, курута.
Аарчи — хороший чегень, плотный, однородный, не перекисший, без крупинок ставят на огонь, доводят до кипения. Кипятят 1.5-2 часа, охлаждают и процеживают через льняной мешочек. Масса в мешочке кладётся под гнёт. Получается плотная нежная масса.
Курут — аарчи вынимают из мешочка, кладут на стол, разрезают толстой ниткой на пласты и ставят сушить на специальной решётке над огнём. Через 3-4 часа курут готов.
Быштак — в тёплое цельное молоко вливают чегень в пропорции 1:2, доводят до кипения. Массу процеживают через марлевый мешочек, кладут под гнёт, через 1-2 часа быштак вынимают из мешочка, нарезают на пластинки. Продукт очень питательный, напоминает творожную массу. Особенно вкусен, если добавить мёд, каймак (сметану).
Каймак — 1 литра цельного молока кипятят 3-4 минут и ставят в прохладное место, не встряхивая. Через сутки снимают пенки и сливки — каймак. Оставленное обезжиренное молоко используют для супов и приготовления чегеня.
Эдигей — на 1 л молока 150-200 чегеня. Готовят как быштак, но массу не освобождают от жидкой части, а кипятят до полного испарения жидкости. Получаются крупинки золотистого цвета, слегка хрустят, сладковаты на вкус.
Кого молочное — в кипящую воду кладут ячменную или перловую крупу и варят почти до готовности, затем воду сливают и заливают молоко. Добавляют соль, доводят до готовности.

Мучные блюда

Борсоок
3 стакана муки, 1 стакан чегеня, простокваши или сметаны, 3 яйца, 70 г масла или маргарина, 1/2 ч. л. соды и соли.
Катают из теста шарики и жарят в жире до золотистой корочки. Жиру дают стечь, поливают подогретым мёдом.
Теертнек — алтайский национальный хлеб

2 стакана муки, 2 яйца, 1 ст. ложка сахара, 50 г сливочного масла, соль.
Яйца растереть с солью, столовой ложкой сахара, 50 г сливочного масла, замесить крутое тесто и оставить на 15-20 минут, потом разделить.
Теертнек — алтайский национальный хлеб (второй способ)

2 стакана муки, 2 стакана простокваши, масло сливочное 1 ст. л, 1 яйцо, сода 1/2 ч. л, соль.
Замесить крутое тесто, добавив в муку простоквашу, масла сливочное, 1 яйцо, соду и соль. Лепёшки жарят на сковороде в небольшом количестве жира. Раньше хозяйки выпекали их прямо на земле, в горячей золе после костра, убрав только круглые угли.

Мясные блюда

Кан
Кан — кровяная колбаса. После тщательной первичной обработки кишки вывертываются так, чтобы жир оказался внутри. Кровь хорошо размешивают, добавляют в молоко. Кровь при этом приобретает нежно-розовый цвет. Затем добавляют чеснок, лук, внутренний бараний жир, соль по вкусу. Все хорошо перемешивают и вливают в кишку, завязывают оба конца плотно, опускают в воду, варят 40 минут. Готовность определяют прокалыванием тонкой лучинкой или иглой. Если на месте прокола появилась жидкость, готово. Не допуская остывания, подавать на стол.
Кочо (мясной суп с крупой)
На 4 порции — 1 кг бараньей лопатки, 300 г ячменной крупы, свежая или сушеная зелень дикорастущего лука и чеснока по вкусу, соль.
Мясо вместе с костями порубить крупными кусками, положить в казан или в кастрюлю с толстым дном, залить холодной водой доверху. Довести до кипения на сильном огне, снять пену. Затем убавить огонь до минимума и варить, периодически помешивая, 2-3 часа. За 30 минут до конца варки добавить ячмень. Зелень положить в уже снятый с огня суп. Посолить по вкусу. Кочо становится вкуснее, если дать ему настояться 3-4 часа. Перед подачей отделить мясо от костей, нарезать кусками средней величины. Подать бульон с крупой в пиалах, а подогретое мясо выложить на блюдо. Отдельно подать каймак или сметану.

Сладости и чай

Ток-чок
Кедровые орешки поджаривают в казане или на сковороде, скорлупа лопается. Охлаждают, освобождают ядрышки. Очищенные ядрышки вместе с измельчёнными зёрнышками ячменя толкут в ступке (миске). В массу цвета кедровой доски добавляют мёд, придают форму животных. Ячменя ядрам орехов добавляют 2:1.
Чай по-алтайски
150 г кипятка, 3-5 г сухого чая, 30-50 г сливок, соль по вкусу.
Подают либо раздельно — соль, сливки ставят на стол и по вкусу кладут в пиалы со свежезаваренным чаем; либо все наполнители кладут одновременно в чайник, заваривают и подают.
Чай с талканом
2 ст. л. масла, 1/2 ст. талкана.
Заливают готовым свежим чаем с молоком и подают в пиалах. Соль добавляют по вкусу. В качестве заварки раньше использовали лист бадана, малины, ягоды кислицы.
Талкан
Талкан готовят так — между двух камней (баснак) измельчают чарак и провеивают через веяло.
Чарак
Чарак — 1 кг очищенного ячменя прожаривают до светло-коричневого цвета, потолочь в ступке, провеять через веяло, повторно потолочь для полной очистки от чешуи, снова провеять.

Приезжайте на Алтай, чтобы полюбоваться на его волшебную красоту, познакомиться с культурой народа, живущего в этих необыкновенных краях и полакомиться национальной кухней алтайцев!

Больше узнать о природе Алтая можно

Похожие статьи