Конфликтная семейная ситуация как криминогенный фактор. Семейное неблагополучие как криминогенный фактор Рекомендованный список диссертаций

Криминологический интерес к проблемам семьи неслучаен. Вот уже не одно тысячелетие семья, являясь основным структурным звеном человеческого сообщества, отражает общественные процессы, поддается их влиянию и, в свою очередь, влияет на них.

В современный период развития общества общесоциальные проблемы осложняют криминогенную ситуацию в государстве и влияют на возможности семьи в сфере полноценного воспитания детей и молодежи. Например, в экономической сфере существуют проблемы трудоустройства и невыплаты заработной платы, ухудшение демографической ситуации в государстве. В политической сфере имеет место отсутствие механизма реализации государственной политики по охране детства. В культурно–нравственной сфере: отсутствие должного внимания к половому воспитанию детей, недостатки семейного воспитания.

В криминологии семья выступает также как важный профилактический фактор, благодаря которому лицо, у которого есть склонность к противоправному поведению, может отказаться от своих антиобщественных замыслов. В целом ряде исследований говорится, что мужчины, осужденные за насильственные преступления, если и имеют семью, то довольно часто характеризуют свои семейные отношения негативно.

В литературе встречается также мнение, что наличие семьи является и антивиктимным фактором, позволяющим предотвратить участие в преступлении в качестве жертвы там, где это объективно можно сделать, избегая провоцирующего поведения. Например, женщины, имеющие семью и детей, часто не могут бывать в компаниях, где возможно сексуальное насилие в отношении них. Актуальным в контексте исследования семейной девиации является вопрос о женской преступности.



Поскольку семейные и материнские функции занимают в их жизни исключительное место, все негативное, что исходит извне, воспринимается ними как угроза для них самих и их близких. В то же время, негативное влияние преступного поведения женщин на нравственную атмосферу в обществе, семье, морально–психологическое состояние детей нельзя недооценивать. Притом, что показатели женской преступности значительно меньше показателей мужской преступности, ее негативные последствия и влияние на молодежь и общество в целом более ощутимы.

Необходимо рассмотреть явления, дезорганизующие семейную жизнь и часто служащие катализатором возникновения криминогенной ситуации. Тенденция дезорганизации сексуальных отношений людей в той или иной степени всегда продолжает противодействовать механизмам социальной регуляции. В Украине существует законодательный запрет полигамии, содержащийся в Семейном кодексе, который запрещает вступление в новый брак без расторжения предыдущего. Однако ни один нормативный акт не устанавливает юридической ответственности в случае внебрачных связей мужчин и женщин. В криминологии как и в психиатрии давно исследуются преступления, совершенные из ревности. Если речь идет о болезненном состоянии психики, возникшем в связи с необоснованными подозрениями, то в данном случае необходимо вмешательство специалистов соответствующего профиля. Но если речь идет об имеющемся нарушении брачной верности, то возникает вопрос, возможна ли корректировка ситуации с помощью криминологических мер. Как соотнести необходимость формировать с детского возраста в процессе полового воспитания готовность к порядочному поведению в браке, потребность в проявлении доверия при создании собственного и возможность проявить понимание, если это доверие предают.

По нашему мнению, необходимо научить молодое поколение, что брак – это не право собственности на жену или мужа; это союз, который главным образом основан на доверии. Биологическое, материальное и духовное единство супругов – вот то, что отличает настоящую семью от временных союзов, основанных на корыстной, частнособственнической и другой эгоистичной заинтересованности. Супружеская измена трудно переживается, может потребоваться поддержка окружения, но она не является оправданием причинения вреда жизни и здоровью причастных к этому лиц.

Одним из наиболее типичных симптомов дезорганизации сексуальных отношений в обществе является широкое распространение проституции. Современное понимание проституции включает: 1) систематические, половые сношения с неопределенным кругом лиц, не связанные с интимными чувствами и с индивидуальным выбором объекта сношений, 2) сексуальные сношения за деньги, материальную выгоду или выгоду в другом материальном смысле.

Общество часто пытается найти приемлемые аргументы для оправдания существования проституции, объяснить это факторами, находящимися вне сферы социальных отношений. Мысль, что ее толкает на это тяжелое материальное положение и безработица представляется ошибочной, так же как и предположение, что у этих женщин наблюдаются явления гиперсексуальности. Считаем, что в данном случае речь идет о ложной системе ценностей, отсутствии полового воспитания, крайней моральной распущенности, вызванными общественной средой, где царит культ насилия, бездуховности и безыдейности.

Не следует забывать и о так называемой завуалированной проституции. Когда женщины живут в фактических брачных отношениях с мужчинами с целью получения определенных материальных благ.

Одна из самых тонких форм спекуляции половой страстью – порнография. Сегодня порно продукция заполонила средства массовой информации, сеть Интернет, где от постоянно атакующей сексуальной разнузданности трудно спрятаться. Если влияние порнографии на взрослого сексуально здорового человека относительно и временно, то в отношении детей, система ценностей которых еще не сформирована, а представления о сексуальной сфере являются поверхностными, достаточно трудно предсказать какое именно влияние на дальнейшую жизнь, в том числе и семейную, будет иметь просмотр порнофильма. А также и то – каким будет поведение ребенка сразу после просмотра. Кроме этого, ранний и чрезмерный интерес к порнографии часто является причиной преждевременной импотенции у мужчин. При этом исключается создание семьи, либо распадаются созданные семьи, что, в свою очередь, вызывает разного рода нарушения психики, асоциальное девиантное поведение.

Очевидно, что подход к вопросу оздоровления семьи общесоциальными и специально–криминологическими методами должен решаться в комплексе с другими социальными проблемами. В частности известно, что на моральное развитие и поведение детей значительное влияние оказывает психологический микроклимат семьи. Отношение членов семьи друг к другу, их высказывания по поводу тех или иных событий, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов, телепередач, оценочные суждения о проступках окружающих лиц, поступки и взаимоотношения, отношение к своей работе – все это своеобразные уроки нравственности, которые члены семьи получают каждый день. Таким образом, дальнейшие исследования семьи, как объекта криминологического интереса должны происходить в двух ракурсах: а) с позиции ее функциональных девиаций, в конечном счете детерминирующих криминальные явления «внутри семьи», б) с позиции ее внешней незащищенности в условиях того кризиса, который сегодня переживает Украина.

А.Л. Шишелякина

Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН

Эти факторы непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения. Практически почти все они обусловлены слабостями позитивных мер и работы по упрочению правовой психологии общностей и отдельных личностей.

В подгруппе социально-психологических по своей природе факторов в качестве криминогенных выступают:

Низкая психологическая воздейственность правовой системы, системы законодательства, «пробелы» в нем, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе;

Низкая психологическая действенность всей системы правовоспитательной работы, разрушение старой, социалистической, и запаздывание с созданием новой, отвечающей реальностям свободы, прав, демократии в современном обществе;

Падение престижа честного труда;

Социально-психологические напряжения и недовольства, вызываемые различными недостатками в жизни российского общества, в работе органов государственного управления, органов правопорядка, состоянием борьбы с преступностью;

Недовольство населения безнаказанностью явно противоправной деятельности людей типа Мавроди, фирм типа «Гермес» «Хопер» и др.;

Недовольство населения плохой работой с жалобами, заявлениями, исками граждан в государственных органах и судах;

Заразительность для части населения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнем образованности, культуры и нравственности, наживших состояния явно нечестным путем;

Обостренные взаимоотношения между различными группами населения (социальными, профессиональными, национальными, религиозными и др.);

Низкая эффективность мер по профилактике криминальных деформаций правовой психологии у отдельных групп населения и граждан;

Тревожные слухи, возбужденная толпа, паника и др. К числу непсихологических криминогенных факторов можно отнести:

Снижение уровня общественной морали;

Феномен «бизнеса власти», связанный с фактическим богатством жизни людей, находящихся у власти, обилием различных льгот и привилегий у «слуг народа», богатством услуг, возможностями получения квартир, обогащения путем лоббирования чьих-то интересов, злоупотребления властью при пол-

ной безнаказанности, обеспеченной безграничной неприкосновенностью, доходящей для абсурда;

Широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия, в том числе в сфере судопроизводства;

Криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач: культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальная дифференциация молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщина»; идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств; подмена слов родного языка «красивыми» иностранными словечками, прикрывающими и романтизирующими омерзительную сущность преступной деятельности («киллер», «рэкетир» и др. вместо русских слов «убийца», «вымогатель», «подонок» и др.), засорение языка словами и словесными оборотами, почерпнутыми из уголовного жаргона, и др.;

Повсеместная бесхозяйственность, слабая защищенность ценностей;

Распространение пьянства и наркомании;

Увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;

Низкий уровень раскрываемости преступлений;

Коррупция в органах государственного управления и органах правопорядка;

Политический экстремизм и религиозный фанатизм;

Слабости системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, правового, трудового, патриотического, семейного, культурного;

Слабости системы внешкольного воспитания, по месту жительства;

Распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;

Отсутствие пропаганды здорового образа жизни и воспитания молодежи, всего населения;

Слабая психолого-педагогическая эффективность воспитания персонала юридических органов в духе строжайшего соблюдения законности;

Недостаточный уровень психолого-педагогической подготовленности персонала органов правопорядка;

Снижение массовости и активности участия населения в работе общественных формирований социально-педагогического и профилактического профиля;

Распространение по стране оружия;

Крупные пожары, стихийные бедствия, чрезвычайные обстоятельства и др.

Можно привести еще десятки факторов криминогенного характера.

Криминогенное воздействие семьи на ребенка может проявляться в следующих аспектах:

а) несостоятельность семьи как фактора, препятствующего формированию преступного поведения;

б) семья как фактор формирования криминогенных качеств человека;

в) семья как фактор психофизической патологии ребенка.

А. Семья обладает большими возможностями удержания человека от преступления. К сожалению, нередко эти возможности не реализуются. Причины здесь могут быть различными:

Педагогическая безграмотность родителей, неспособность их оказывать правильное воздействие на детей, особенно в период так называемого переходного возраста и по отношению к трудным подросткам (гиперактивым, имеющим патологию психики);

Отсутствие одного из родителей либо родителей вообще (ребенок находится на воспитании у бабушки или других родственников), что влечет много педагогических, психологических и материальных трудностей;

Тяжелая болезнь (инвалидность) родителей;

Занятость родителей на работе, недостаток времени для общения с детьми;

Конфликты в семье, ведущие к противоречиям в семейной педагогике (дискредитация родителями друг друга);

Утрата родителями авторитета, взаимное отчуждение детей и родителей, в результате чего последние утрачивают способность оказывать положительное влияние на детей (советы и замечания родителей либо не воспринимаются, либо ребенок специально поступает вопреки воле родителей);

Безразличное отношение родителей к детям (индифферентная семья, где дети предоставлены сами себе);

Родители не поддерживают контакта с педагогами, общественными родительскими организациями, представителями правоохранительных органов (в случае, если ребенок попал в криминальную компанию и семья собственными силами не способна пресечь криминализацию подростка).

Б. Семья является основной средой формирования личности. При этом, далеко не всегда результатом семейного воспитания оказывается формирование у подростков положительных качеств. Нередко вольно или невольно родители формируют у детей криминогенные качества. К причинам этого относятся:

Попустительство, вседозволенность либо, наоборот, грубое обращение с ребенком;

Отрицательный пример родителей (проявление жестокости, черствости, агрессивности, жадности, нравственной нечистоплотности и т.п.);

Сознательное формирование родителями, старшими братьями или другими родственниками отрицательных взглядов и привычек у подростков, а в отдельных случаях втягивание их в пьянство, употребление наркотиков, преступную деятельность (криминальные семьи).

В. Причинами психофизиологических аномалий у детей могут быть:

Нарушение гигиены в период беременности и в послеродовой период (употребление спиртного и наркотических веществ, избиение мужчиной беременной женщины, употребление противопоказанных лекарственных препаратов и т.п.);

Недостаток общения ребенка с родителями;

Плохое питание матери и ребенка;

Патологическая наследственность.

Семья является необходимой средой нормального формирования и развития личности: психофизиологического, интеллектуального, нравственного. Дети, лишенные семьи, как правило, страдают теми или иными психофизиологическими аномалиями. В отдельных случаях, к сожалению, семья может оказаться более травмирующим фактором, нежели сиротство.

Исследования психологов и психофизиологов показывают, что нежелательность беременности крайне отрицательно сказывается на формирующейся психике будущего ребенка. Отрицательное эмоциональное состояние матери формирует особую гормональную, биохимическую среду, которая препятствует нормальному развитию эмбриона. Следствием этого нередко оказываются такие криминогенные качества человека как хроническая нервозность, подозрительность, эмоциональная напряженность, неосознанное ожидание агрессии со стороны окружающих. Указанные свойства личности подчас обуславливают немотивированную (упреждающую) агрессию - совершение насильственных преступлений.

В раннем детском возрасте ребенку требуется постоянный контакт с матерью: визуальный, слуховой, эмоциональный. Ребенку необходимо слышать разговор близких, добрые слова, видеть их улыбки, ему требуется, чтобы его брали на руки. Последний аспект очень важен для нормального развития психики. Когда мать не имеет возможности общаться с ребенком, это негативно влияет на развитие его эмоциональной сферы - отрицательные эмоции могут приобрести устойчивый, доминирующий характер. Известны случаи, когда причиной устойчивых нарушений детской психики оказывалось то, что родители надолго оставляли детей одних в доме, запирали их в темных комнатах.

Сложнейший аспект семейной педагогики - сохранить равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто становится нравственным уродом. Он мучает окружающих, и сам не способен обрести удовлетворенность и счастье в этом мире.

Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности. Все это при случае изливается на более слабых.

Серьезный аспект криминогенности семьи - утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями - дефицит общения. Причем, время не единственная характеристика объема общения. Главное, чтобы дети и родители «были настроены на одну волну», чтобы у них были общие интересы и взаимоуважение. В процессе воспитания и тем и другим постоянно приходится поднастраиваться друг под друга. Иногда этот процесс идет легко, но бывают и кризисные периоды. Идеально, если их удается спрогнозировать и подготовиться к ним. В любом случае преодоление таких кризисов - сложнейшая творческая педагогическая задача. Если родители не могут или не хотят тратить время и силы на ее решение - это оказывается отправной точкой отчуждения.

Рассмотренные проблемы характерны как для нормальных, так и для ненормальных семей.

К числу ненормальных можно отнести:

Неполную семью (как правило, ограниченную и в материальном плане, и в плане поддержания естественного баланса мужского и женского воспитания);

Индифферентную семью (где детям практически не уделяется внимания и они полностью предоставлены сами себе);

Агрессивную семью (где над детьми издеваются, где они становятся жертвами изуверских педагогических пыток или сексуального насилия);

Криминальную семью (где родители и старшие родственники формируют у детей криминогенные убеждения и навыки преступной деятельности: как непроизвольно, собственным примером, так и сознательно).

Вот картинка с натуры, иллюстрирующая сущность феномена семейной патологии: «Тот выходной день начался как обычно: вся семья напилась. И мать, и родная тетя, и 12-летняя Любка, 8-летний Колька и Витек. Не пили только два его маленьких братика. А жили они у бабушки Витька - в своем доме дрова и уголь давно кончились, свет отключили... У бабушки, правда, вместо электричества коптила керосинка - электролампочка перегорела, на новую не было денег». Первый класс Витек «так и не закончил. Во сколько лет он первый раз попробовал спиртное, теперь сказать трудно. Но судя по тому, что его родные браться 4 и 6 лет были пьяны, когда работники приезжали в неблагополучную семью, можно сказать, что где-то лет с пяти он пристрастился к выпивке». Когда односельчане, «напоив Витька и Кольку, ночью совершили над ними насилие, никто не пошел заявлять в милицию». После такой прелюдии вполне понятными становятся истоки насилия и агрессивности: «Дед неподвижно лежал на полу и не дышал. Витек начал бить его палкой, а Любка и Колька пинали ногами. Били долго... Витек взял топор, ударил деда по шее».

Познание причин преступного поведения женщин имеет большое значение для предупреждения женской преступности.

«Изучая поведение преступника, криминология исходит из того, что поведение человека вообще есть результат выбора различных вариантов поведения, который порождает окружающая его среда. Происходит это в результате конкретной жизненной ситуации, которая представляет собой совокупность обстоятельств жизни данного лица перед совершением преступления, которые при решающей роли его антиобщественных взглядов, стремлений и привычек влияют на его уголовно-наказуемые действия» .

Конкретная жизненная ситуация имеет объективное и субъективное содержание, являясь частью, элементом социальной среды. В отличие от условий формирования личности, оказывающих влияния на субъект длительно и в прошлом ситуация взаимодействует непосредственно в момент, предшествующий совершению преступления. Поэтому, говоря о причинах преступного поведения женщин необходим анализ всей преступной цепочки, которая, как правило, начинается с детства, с семьи. В формировании личности воздействие семьи на индивида происходит буквально с первых дней жизни, присутствует, как правило, в юношеские годы - период особой важности в процессе социального развития личности, сохраняется в течение всей жизни. Господствующие в семье система ценностей, стереотипы поведения прочно усваиваются ее членами в силу постоянных взаимных контактов, особого эмоционального характера внутрисемейных отношений.

Связь недостатков семейного воспитания и право нарушающего по ведения несовершеннолетних прослеживается многочисленными исследованиями. Она особо значима потому, что влияние семьи осуществляется как путем целенаправленного педагогического воздействия, руководства ребенка со стороны родителей, направленного на выработку определенных моральных принципов и способов поведения, так и путем стихийного воздействия на личность образа жизни семьи.

В качестве обстоятельств жизнедеятельности семьи, способствующих деформации личности в детском и юношеском возрасте, выделяют чрезвычайно широкий комплекс факторов: распространенность социально-негативных форм поведения в семейной среде, отсутствие эмоционального контакта между родителями и детьми, невыполнение семьей функции контроля за поведением детей, структурную неполноту семьи и т.д. Исследованиями отмечено, например, что в треть семей подростков правонарушителей имеют место скандалы, алкоголизм и пьянство, драки, аморальное поведение.

Господствующие в семье нормы поведения определяют в этом случае и эмоциональный тон отношений между родителями и детьми: к большинству подростков из таких семей педагогические требования также предъявляются родителями в ссорах и скандалах. Принятые в семье образцы поведения переносятся и во внешнюю среду. «Риск» правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в конфликтной атмосфере, расценивается криминологами на четверть выше, чем у тех, кто растет в условиях семейного благополучия.

Негативное воздействие семейной среды на формирование личности, ее криминогенную деформацию может быть весьма глубоким, реализовываться различными путями. В то же время исключение субъекта из сферы семейных контактов является крайне не желательным. Семья выполняет важные функции в жизнедеятельности индивида. Отсутствие семьи, как родительской - у детей, так и собственной - у взрослых лиц, является фактором, повышающим восприимчивость личности к негативным воздействиям. Поэтому в профилактическом плане, по мнению автора, неизбежно встает задача не только выявления неблагополучных семей, но и коррекции внутри семейных отношений. Существенное криминологическое значение, имеют недостатки общественного воспитания. Общественное воспитание - это целенаправленное формирующие педагогическое воздействие на личность вне семейной среды, осуществляемое в отношении лиц детского и юношеского возраста. Криминологическое значение недостатков их деятельности состоит в том, что, будучи специально предназначенными для выполнения функций воспитания несовершеннолетних и молодежи, они неполно реализуют либо не оказывают воздействие, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным влияниям.

Отсутствие надлежащих семейных контактов особенно пагубно для девочек; во-первых, почти все отвергнутые семьей девочки слишком рано начинают половую жизнь, становятся легкой сексуальной добычей более взрослых парней, быстро деморализуются, их интимные связи приобретают беспорядочный характер. Во-вторых, оторвавшись от семьи, школы, выйдя за пределы нормального человеческого общения, таким девушкам очень трудно, иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих. Социальное клеймение женщин обычно оказывается намного более стойким и губительным, чем мужчин. Особенно трагично складывается судьба бродяг, проституток, наркоманок, алкоголичек, а также тех, кто связал себя с профессиональными преступниками.

За последние годы агрессивность и жестокость женщин значительно возросла. Рост совершаемых ими преступлений прямо связан с нарушением эмоциональных коммуникаций в семье.

Совокупность выше перечисленных факторов лежит в основе преступного поведения лица. Конкретные жизненные ситуации в рамках криминологического анализа могут быть дифференцированы по различным признакам. Особого внимания заслуживают криминогенные ситуации. К ним относятся те, которые взаимодействуя с личностью, в силу своего объективного содержания способны вызывать или укреплять ее намерение совершить преступление.

Такие ситуации как бы «провоцируют» субъекта к совершению противоправного поступка. Однако реализация такой возможности, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от качеств личности.

Дифференцируя криминогенные ситуации по содержанию, выделяют проблемные и конфликтные ситуации. Проблемные ситуации возникают тогда, когда субъект сталкивается с трудностями, препятствиями в реализации принятого им решения или достижении намеченной цели. В целях достижения намеченного субъект должен найти способ выхода из сложившихся обстоятельств и адекватные ему средства.

Конфликтная ситуация - та, при которой происходит столкновение интересов, стремлений, желаний сторон, участвующих в конфликте. В-принципе конфликт по своей природе не всегда является разрушительным, не может рассматриваться как безусловно-криминогенное обстоятельство. Проблема в криминологическом плане состоит в выборе варианта выхода из конфликта, способов и средств его разрешения. Однако именно в конфликтной ситуации совершается значительная часть преступлений, прежде всего связанных с посягательством на личность.

В основе преступного поведения лежит антиобщественная установка -готовность в соответствии со своими взглядами, потребностями и интересами действовать против интересов общества. Важную роль при формировании антиобщественной установки играют характер, темперамент, психологический настрой (настроение), чувства, эмоции.

Что касается имущественных преступлений, то человек совершая преступления данного рода, старается психологически утвердить себя в жизни и в то же время в собственных глазах. Само утверждение, как известно, один из самых мощных стимулов человеческой активности. В корыстном преступном поведении женщин это проявляется особенно наглядно тогда, когда похищаемое «уходит» на приобретение модной одежды, драгоценностей, престижное время препровождение, завязывание выгодных знакомств и т.д. В таких случаях очень часто основной задачей, решаемой ими, становится преодоление расхождения представления о самой себе, самооценке и реального положения в социальной среде. Если разрыв между ними существен и значим, совершение корыстных преступлений выступает способом преодоления указанного расхождения и самоутверждения.

Понятны причины хищений, совершаемых женщинами ради семьи, детей, но в большинстве случаев похищенное используется не для утоления голода и часто своей целью имеет повышение уровня общего достатка семьи .

Таковы в общих чертах причины преступного поведения женщин. Разумеется, немалую роль в таком поведении играют и способствующие ему ситуации.

Устанавливая причины преступного поведения женщин необходимо обратиться и к анализу его мотивов. Мотивы преступного поведения нельзя понять вне их связи с прожитой человеком жизни, с теми влияниями, которым он подвергался, а также образованными в результате этого личностными особенностями. В мотивах как бы воспроизведено, отражено, прежде всего, содержание ране-семейных отношений, а затем и всех главных последующих событий. Без учета прожитой жизни нельзя понять мотивы преступления. Мотивы теснейшим образом связаны с личностью, точнее - являются ее частью, немыслимы без нее, выражают ее наиболее важные черты и свойства, потребности и стремления. Каковы мотивы, такова и личность и наоборот, и поэтому они являются наиболее точной и полной ее характеристикой.

Мотивы не столько то, что побуждает к определенному поведению, а то, ради чего оно совершается, в чем его внутренний смысл для действующего субъекта.

Чаще всего преступницы ничего не могут сказать о мотивах своих преступных действий. По делам о корыстных преступлениях в приговорах мотивы иногда не упоминаются. Так как принято считать, что эти преступления совершаются исключительно из корысти.

Рассмотрев условия, порождающие уголовно-наказуемые деяния, автор работы пришел к выводу о том, что своевременное выявление и изучение мотивов преступного поведения важно не только для предупредительной работы, с конкретными лицами, успешного воспитательного воздействия на отдельных преступниц, правильной квалификации преступлений, но и для решения более общих задач профилактики преступности женщин.

Знание субъективных причин преступного поведения женщин ценно именно в профилактических целях, поскольку нельзя успешно предупреждать преступления, не зная мотивы, по которым они могут быть совершены. Выделение самостоятельных вопросов мотивации преступного поведения женщин имеет научное и практическое значение и сделает предупредительную работу более конкретной и предметной.

Подводя общий итог можно сделать вывод о том, что изучение личности преступницы важно для раскрытия природы и причин преступности в целом. Лишь при должном знании личности можно объяснить причины совершения преступления.

Рассмотрев личности преступниц, стоит выделить по характеру преступных действий несколько основных типов преступниц.

Личность преступницы - это совокупность социальных, психологических, нравственных свойств, признаков, связей, отношений характеризующих лицо. Необходимо выявление и устранение причин и условий, формирующих черты присущие преступницам. В первую очередь необходимо уделить внимание семейному воспитанию.

Специфика и необходимость семейного воспитания состоит, прежде всего в том, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое, поскольку осуществляется через родительскую любовь к детям и их ответные чувства (привязанности, доверия). Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому. Именно в ней он бессознательно ищет и должен находить защиту и уверенность в себе, своем месте в жизни. Семья постоянно приобщает ребенка к социальной жизни и поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Если этого не происходит, человек отчуждается от общества и его ценностей, от малых социальных групп. Они все меньше способны регулировать его поведение.

Поэтому необходимо большое внимание уделять формированию личности человека. В этом большую помощь должно оказывать в первую очередь наше государство путем проведения ряда реформ в социальной сфере, не стоит обходить эту проблему и различным общественным организациям.

Таким образом, женская преступность представляет собой самостоятельный вид преступности. Антиобщественное преступное поведение женщин наносит ощутимый урон всему обществу в целом, разрушает основные социальные устои.

На преступления и проступки женщин пагубное влияние оказывает современное состояние общественной нравственности, которое необходимо анализировать и оценивать в контексте общего кризиса, переживаемого нашим обществом. Падение нравов связано с экономическими трудностями, ростом напряженности в отношениях между людьми, ослаблением основных социальных институтов и в первую очередь семьи. Преступность вообще и преступность женщин в особенности активно способствует постоянное стирание граней между добром и злом, дозволенным и недозволенным, достойным и недостойным, похвальным и постыдным. Люди стали меньше задумываться над этими извечными категориями. В основе причин женской преступности лежат определенные явления и процессы, а именно:

  • 1) активное участие женщин в общественном производстве;
  • 2) ослабление социальных институтов и в первую очередь семьи;
  • 3) возросшая напряженность в обществе, возникновение в нем конфликтов и враждебности;
  • 4) рост антиобщественных явлений, таких как наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество и попрошайничество.

Все эти перечисленные явления способствующие существованию женской преступности, тесно переплетаются друг с другом, и постепенно под влиянием глобальных перемен происходящих в нашем государстве, таких как: социальные, экономические, культурные, стали набирать силу.

Как показывают статистические данные, причины преступности женщин тесно связаны с противоречиями общественного развития.

В целях противодействия вышеуказанному, правоохранительным органам следует выявлять негативные явления и обстоятельства находящиеся в нашем обществе, порождающие преступность, и искоренять их. Так же необходимо усиление деятельности органов, общественных организаций в борьбе с этим явлением.

Необходимо разработать специальную программу, в которой были бы заложены особые приемы и методы воздействия на женскую преступность, пересмотр участия женщин в общественном производстве, создание для них более улучшенных условий. Нужны специальные программы по развитию и поддержки семьи - основы нашего общества, которые находят свое отражение в стратегии «Казахстан-2050».

Для реализации предложенного необходима политическая и экономическая стабилизация, нашего государства. Также нужно изучить положительный опыт решения этой проблемы другими государствами.

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье.

Правильная социализация индивида предполагает усвоение им морально-правовых норм и правил поведения в обществе. Первостепенное значение в усвоении этих норм детьми, подростками принадлежит семье. Поведение собственных родителей является эталоном, образцом для детей, именно с родителей они прежде всего копируют, "срисовывают" образцы поведения. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются "по вине" семьи в следующих случаях:

  • родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения;
  • родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки;
  • родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации;
  • родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

  • криминогенная семья;
  • аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией;
  • проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;
  • неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
  • псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления.

Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4 - 5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал.

Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер.

Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формированию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключают возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье.

Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6-7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.

В воспитательной колонии для девушек было проведено анкетирование осужденных за грабеж, разбой, хулиганство. Среди вопросов был и такой: "Что Вы можете рассказать о своей семье, об условиях, в которых росли и воспитывались?" Получены были следующие ответы: "Отцу я не доверяла. Он пил, скандалил. Я привыкла не приходить домой"; "Отец все время приходил пьяным. Мать плакала. Разговор дома был только об этом. Отец нас с братом не замечал, он даже не знал, в каком классе я учусь".

Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Большинство осужденных из "девичьей" воспитательной колонии пишут, что впервые выпили в кругу семьи, с ведома, а то и по прямому предложению родителей: "Взрослые заставили выпить, потому что был праздник", "Выпила впервые, когда мне было лет пять. Отец налил, а мама не возражала", "Смотрела, как отец пьет и тоже стала. Вначале ему назло. А потом втянулась".

Родители или знакомые приобщали к выпивке. Важно то, что в семьях знали об этом, но остановить девушек уже никто из близких не мог. Или не считали нужным. Недаром начало своего падения воспитанницы зачастую связывают именно с этим: "А потом я начала пить, курить".

Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психическую травму.

Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоционального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят менее или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют "тупицами", "двоечниками", что порождает у них повышенную чувствительность и душевную ранимость. Болезненно переживая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учителями, одноклассниками. Оказавшись в позиции изолированных или - еще хуже - пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники. Вот несколько примеров.

Сергей М., 16 лет, осужден за злостное хулиганство (жестокое избиение незнакомого сверстника). Отец, неоднократно лечившийся, - хронический алкоголик. В состоянии опьянения вспыльчив, жесток и агрессивен. Мать, тихая, спокойная женщина, баловала своего сына, потакала ему во всем. Пьяница-отец был главой семьи, Сергей его боялся и не любил, так как чувствовал со стороны отца полное безразличие. Неоднократно мальчику приходилось с матерью убегать из дому, спасаясь от пьяных дебошей отца.

В младших классах школы учился неплохо, с 5 класса успеваемость и поведение мальчика резко ухудшились. Хроническая неуспеваемость, болезненно переживаемое чувство собственной неполноценности способствовали постепенному падению интереса к учебе, а затем появлению резко отрицательного отношения подростка к обучению, учителям. Отец продолжал пьянствовать, мать, работая посменно, не могла контролировать сына. Сергей стал прогуливать занятия, курить, потерял связи с одноклассниками, приобрел новых "уличных друзей", таких же трудновоспитуемых. Многие новые товарищи были старше его, состояли на учете в детской комнате милиции, были ранее судимы. Они быстро приобщили его к употреблению спиртных напитков. С 13 лет был поставлен на учет в детскую комнату милиции в связи с уходами из дому и из школы, распитием спиртных напитков.

С трудом окончив 8 классов, поступил в ПТУ по специальности слесаря. Однако к занятиям совершенно не готовился, продолжая пьянствовать и бездельничать с прежними друзьями. Отмечая с ними свой день рождения, напился и, находясь в состоянии сильного опьянения, совершил злостное хулиганство.

В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы для общества и осуждаются в нем.

Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального переноса отношение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространяется на целое, т. е. на всю нравственно-правовую систему, представляемую этой частью. Эта реакция протеста и связанное с ней отрицание общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носителем иных, часто противоположных нравственно-правовых норм.

Асоциальные лица усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. "Ребенок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учет детские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают ("усваивают") алкоголизм, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемлемым атрибутом и нравственной нормой референтной группы".

Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная семья . Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома, "улизнуть" под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать внеполных семьях .

Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказываться на формировании личности ребенка, подростка. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.

Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые у детей и подростков носят чаще отрицательный характер, порождая у них чувство собственной неполноценности, "ущербности", зависти, эмоционального голода. Такая ситуация порождает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросившим семью.

Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отца. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужского начала. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине.

В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка же, воспринимающего окружающий мир особенно чувствительно, разрушение родительского брака действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Конечно, в интересах нормального развития у ребенка, подростка должны быть мать и отец, но хорошие. Ему не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому - отцу или матери - покой и нормальные условия для воспитания.

Разводу предшествует общее ухудшение семейной жизни. Создается тяжелая психологическая атмосфера, в которой вынужден жить ребенок. Он становится свидетелем скандалов между отцом и матерью, видит сцены грубости, унижения, насилия. Родители, которые ссорятся и втаптывают друг друга в грязь, падают в глазах подростка.

Занятые своими бедами, ссорами друг с другом, родители фактически оставляют детей, подростков на произвол судьбы. Чувствуя себя отчужденным, подросток старается как можно больше времени проводить вне дома, тратить его бесцельно, впустую. Возникает криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя в его жизни берет на себя улица, где подросток общается с кругом таких же ребят. Общие семейные неурядицы сплачивают их, могут толкнуть на создание асоциальных групп.

Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.

Псевдоблагополучная семья , или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в "ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного средства воспитания.

Жизнь наглядно подтверждает тот факт, что если родители по-варварски жестоко относятся к детям, они вряд ли этим добьются хорошего. Жестокое обращение никогда не приучит детей к сознательной дисциплине.

Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:

  • родители (или родитель - отец или мать), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример. Как говорят психологи, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование "идеального" Я;
  • частое физическое наказание вызывает у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях;
  • частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.

Об отрицательных последствиях частого физического наказания писал еще А. С. Макаренко, говоря об авторитете подавления: "... он (этот авторитет - Г. Ш.) только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство".

Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, часто наказывающим, вырабатывается негативизм, который впоследствии может перейти во враждебность.

Судебная практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.

Руслан С., 17 лет, осужден за кражу имущества в крупном размере. Рос в хорошо обеспеченной, внешне благополучной семье. Отец подростка считал, что необходимо применять "авторитарный" метод воспитания: часто избивал сына за малейший проступок. Руслан сначала боялся отца, а потом возненавидел его. Будучи в 10 классе, стал уходить из дома, пропускать занятия, с другом совершал поездки в другую область. Как итог этого: совершение кражи и условное осуждение. После суда под влиянием общественного воспитателя, комиссии по делам несовершеннолетних поведение Руслана немного улучшилось. Об отце он по-прежнему отзывался как о человеке жестоком, властном, никогда спокойно с ним не поговорившем. Как-то Руслан сказал: "Если отец еще раз изобьет меня, я уйду из дома навсегда". При беседе с отцом выяснилось, что он твердо верит в эффективность данного метода воспитания, именно с его помощью он хочет добиться исправления сына, сделать его человеком.

Мать Руслана придерживалась другой позиции, так называемой "либеральной". Она утаивала все проступки сына, заступалась за него. Это противоречие в воспитании привело к весьма печальному результату. За самовольный угон отцовского автомобиля из гаража Руслан был жестоко избит им, после чего бросил работу, дом и уехал в другой город. Долгое время бродяжничал, затем связался с преступной группой ребят, совершил крупную кражу, был осужден к лишению свободы на немалый срок. На суде Руслан заявил: "Я все равно ненавижу отца и отомщу ему за то, что он мне сделал. Может быть, из-за него я стал преступником".

В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля за детьми, в духовной разобщенности родителей и детей.

Похожие статьи