ДЖД – дорога по обе стороны фронта. Вернуться в меню шпаргалок по текущему предмету Транспорт кровеносная система экономики

Разделы: География

Класс: 10

География – удивительная комплексная наука, соединяющая в себе основы многих естественнонаучных, экономических и социальных дисциплин. Школьная география является прекрасным инструментом реализации образовательных, воспитательных, и, что самое, на мой взгляд, главное – развивающих задач.

Принципы построения любого урока географии – строгая научность, фундаментальные знания, составляющие основу мировоззрения (без излишней детализации, перегрузки фактами) и вместе с тем практическая направленность, связь с повседневной реальной жизнью. При подготовке урока стараюсь совместить географическую, культурную, историческую, экономическую и экологическую, а порой и философскую составляющие науки. На данном уроке важно показать значение транспорта в мировой истории, современной экономике и экологии средствами учебного географического материала.

Основные образовательные задачи:

  1. Сформировать у школьников представление о мировой транспортной системе, современных изменениях ее структуры.
  2. Познакомить с особенностями развития транспорта в различных странах и регионах мира.
  3. Осознать значение транспорта для экономики, социального развития и экологии.

Урок построен как слайд-шоу. В нём совмещены уроки вводного повторения и презентации темы. Он состоит из 4-х этапов:

  1. Организационно-мотивационный.
  2. Актуализация полученных в курсе географии 9 класса знаний по теме “Транспорт”.
  3. Изучение нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного.
  4. Закрепление знаний и применение изученного материала (в виде групповой работы). Рефлексия. Коррекция.
  5. Подведение итогов учебного занятия.

На организационно-мотивационном этапе тему и предмет изучения дети формулируют самостоятельно. Работа на этом этапе проводится в форме беседы.

Этап изучения нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного занимает большую часть урока. Изучение нового материала организовано в форме:

  1. Индивидуальной работы с картой, статистическими материалами.
  2. Фронтальной беседы с опорой на слайды.

Важным моментом урока является этап закрепления и применения изученного, во время которого учащиеся за несколько минут совместно решают практические задачи, предлагают меры по решению экологических и других проблем, создаваемых транспортом, представляют свой предложения. Дети показывают умение работать в группе, распределять роли (юрист, экономист, социолог, инженер, представитель городской администрации).

В воспитательном плане наиболее сильная часть этого этапа – обсуждение последствий деятельности транспорта и выработка рекомендаций для их уменьшения.

В течение всего времени учащиеся могут заполнять инструктивную карточку, где к концу урока будет собрана самая необходимая информация по теме (структурная схема, определения, круговые диаграммы, практические задачи и их решение, предлагаемые меры воздействия, итоги в виде текста с заполненными пропусками). Это и важный элемент работы (особенно для детей с кинестетическими особенностями памяти), и конспект темы у каждого на руках по завершении урока.

В качестве основного средства обучения на уроке используется компьютер, мультимедиапроектор и экран, которые дают возможность иначе, чем в учебниках и других пособиях структуировать материал содержания исходя из поставленных учителем целей и особенностей учащихся. Визуальный материал отчасти взят как из конструктора из уже существующих по всем параллелям электронных учебников, а отчасти сканирован самостоятельно и оформлен как Power Point презентация. В случае необходимости статистический материал (использовано пособие В.П.Максаковского “Географическая картина мира”) может быть обновлён из Интернета и других источников.

План-конспект урока “Кровеносная система экономики”
(ФОПД – слайд-шоу)

Конспект урока № слайдов
Учитель не называет с первой же минуты тему урока, а учащиеся, видя на первом слайде заголовок “Вечная проблема человечества”, проявляют заинтересованность, о чем пойдет речь на уроке. 1
На слайде – политическая карта мира с вопросом “Что это?” Учитель с помощью несложных описаний подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока. Например: “Эта сфера деятельности человечества (отрасль экономики) имеет многовековую историю, но значительно видоизменилась в XX веке и продолжает совершенствоваться. При ее описании можно пользоваться категориями “пространство” и “время”, она позволяет многое экономить и одновременно приводит к большим расходам, мы пользуемся продукцией этой отрасли ежедневно и от того, как она работает зависит для нас очень многое, в том числе порой жизнь и здоровье. То есть проблема эта и решается и усложняется одновременно”. Если догадаться сразу не удается, можно упростить формулировки и сказать, что это помогало при географических открытиях, освоении пространств планеты, а сейчас благодаря совершенным его видам делает нашу Землю маленькой и доступной. 2
На следующем слайде появляется наконец заглавие “Транспорт” и несколько иллюстраций наиболее старых его видов – гужевого и парусных судов. На этом этапе можно актуализировать знания о географах и путешественниках. 3
На слайде – незаполненная схема классификации транспорта, а учащиеся называют основные его виды, группируя их в три колонки. 4
Проверить правильность воспроизведения полученных еще в 9 классе знаний о классификации видов транспорта можно по заполненной уже схеме. Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный. 5
На слайде с заголовком “Транспортная система” три изображения – самолет в небе, железнодорожное полотно и общий вид аэропорта и при этом нет никаких пояснений, а учащиеся формулируют понятие, исходя из зрительных образов. “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”. 6
На слайде с картинкой, изображающей автомагистраль и с вопросом “Что такое транспорт?” определение транспорта не появится до тех пор, пока ученики не сформулируют его самостоятельно.

“ТРАНСПОРТ - ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров в пространстве, обеспечивает географическое разделение труда”.

7
“Географические различия в мировой транспортной системе”. Анализ учащимися карты из школьного атласа. Карта продублирована на слайде. Обсуждение. Выводы. * 8
“Влияние НТР на развитие транспорта” Несколько изображений (сверхзвуковой авиалайнер, огромный пассажирский круизный корабль “Freedom Ship” длиной в 1,2 км и суда на воздушной подушке и магнитной подвеске) позволяют ученикам самим сообразить, что эти изменения – увеличение скорости, грузоподъемности и появление принципиально новых современных видов транспорта. 13
“Как измерить работу транспорта”
  • ГРУЗООБОРОТ - экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно-километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км).
  • На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели - ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором - в числе пассажиров за какой-либо период.

Работу с воспроизведением этих уже знакомых учащимся из курса 9 класса экономических показателей можно проводить по разному в зависимости от наличия времени.

14
“Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте”. Круговые диаграммы мирового грузооборота и пассажирооборота можно дать проанализировать с подробным объяснением, а можно дать составить самостоятельно по статистическим данным.

Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%.

Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1%.

15, 16
Далее оценивая работу транспорта, учитываем одновременно несколько показателей, таких как скорость, единичная грузоподъемность, грузооборот, пассажирооборот и зависимость от погоды. Виды транспорта с минимальными и максимальными показателями заносим в таблицу и на экране и в инструктивных карточках учащихся.** 17, 24
Следующий этап урока – групповая форма работы. На основании уже имеющихся знаний о видах транспорта, их достоинствах и недостатках учащиеся решают очень близкие к реальной жизни практические задания.

Выполните задания по группам: (например)

– Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора.

– Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.

При наличии времени можно дать задание для продвинутых групп – придумать аналогичные задачи для другого класса.

25
“Транспорт и экология”. Визуальный ряд – загрязнение транспортом водного, воздушного бассейна, пробки на дорогах, велосипеды в городе и др. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, говорят о важности проблемы. 26
Чтобы учащиеся почувствовали себя уверенными в освоении данной темы, а также для формирования гражданской и нравственной жизненной позиции (немаловажная воспитательная задача), дадим им возможность реально поучаствовать в практической жизни и в решении актуальной проблемы.

Предложите меры по решению экологических проблем (групповая работа)

  • для государственной Думы (юридические)
  • для конструкторского бюро (технические)
  • для правительства города Москвы (организация городского хозяйства)
27
Итоги подводят учитель и учащиеся совместно (возможно использование спроецированного на экране текста с пропусками)

Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему:

1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте– и газопроводов, железных магистралей;

2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет “автомобилизации” стран “новой индустриализации”, Китая, Индии, стран СНГ и др.;

3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада);

4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, “новые индустриальные” страны.

28
* Примечание . Рассмотрение и анализ карты полезно дополнить статистическими материалами о длине и густоте железных и автомобильных дорог, количественных характеристиках разных видов транспорта, тоннаже морского флота, крупнейших портов и др. При недостатке данной статистики в школьном учебнике можно воспользоваться пособием В.П.Максаковского “Географическая картина мира” и отразить ее на слайдах. 9, 10, 11, 12, 13 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)
** Примечание . При наличии времени можно предложить учащимся охарактеризовать (фронтальная работа) каждый из видов транспорта по отдельности по следующему плану:

– скорость
– грузоподъемность
– зависимость от погодных и климатических условий
– себестоимость
– экологичность
– маневренность
– универсальность к перевозке грузов.

18, 19, 20, 21, 22, 23 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)

1. Введение ……………………………………………………………..стр. 2
2. Сухопутный транспорт…………………………………………….стр. 5
а) Мировой автомобильный транспорт………………………….....стр. 6
б) Мировой железнодорожный транспорт…………………………стр. 8
в) Трубопроводный транспорт……………………………………...стр. 11
4. Морской транспорт………………………………………………..стр. 12
а) Морские порты мира……………………………………………...стр. 15
5. Внутреннийводный транспорт………………………………….стр. 17
6. Воздушный транспорт…………………………………………….стр. 17
7. Транспорт и окружающая среда…………………………………стр. 18
8. Исторический пример роли транспорта в дни ВОВ………….стр. 20
9. Заключение…………………………………………………………стр. 22
10. Приложение……………………………………………………….стр. 24
11. Список, используемой литературы............................................стр. 30Введение

Миллионы километров железных дорог, автострад, газо- и нефтепроводов причудливым узором покрыли лик старушки- Земли. Но если сетка морщин на человеческом лице - знак заката жизни, то переплетение транспортных магистралей на лике планеты - свидетельство расцвета цивилизации.
Транспорт- это кровеносная система в сложном организме мировогохозяйства. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, в которых происходит обмен грузов между ними. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Особо важное значение в развитии транспорта имеет для стран, обладающих большими размерами территории. Обширность территории связано с высокимизатратами на транспортное строительство. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики; являясь материальной основой территориального разделения труда, он «цементирует» мировое хозяйство; уровень и характер развития транспорта отдельных стран зависит от множества факторов; уровня развития производительных сил, размеров территории и др.
Транспорт является важным связующим звеном вэкономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Научно – техническая революция коснулась основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного (см.приложение на стр. 24. Таблица 1). Резко увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, «сжался», стал доступнее.
НТР оказала большое влияние на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту,в мировом грузообороте – морскому. Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении различия могут быть весьма большими.
Поэтому принято выделять также региональные транспортные системы. Так, региональную транспортную систему со своими характерными чертами представляет собой транспортная система Северной Америки. То же можно сказать и о транспортных системах зарубежной Европы,стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии и др.
Транспорт различных стран и регионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенность территории, уровнем развития экономики, степенью включенности международное разделение труда. Так, многим небольшим по площади странам развивать внутренний авиатранспорт не выгодно, поскольку их территорию всчитанные часы можно пересечь на автомобиле. Это нельзя сказать о США, территорию которых с Запада на Восток грузовик преодолевает лишь за 3,5 суток. Еще более протяженны транспортные маршруты в России: поезд Москва – Владивосток пересекает страну за 7 суток. Транспорт промышленно развитых стран имеет сложную структуру и представлен, как правило, всеми видами транспорта....

Технологическая карта урока № 53

Предмет, класс

География, 8 класс

ФИО учителя

Подоляк Оксана Валентиновна

Тема урока

Транспорт –кровеносная система экономики страны

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «транспортная инфраструктура России»

Цели урока

предметные

метапредметные

личностные

характеризовать транспорт как отрасль материального производства; оценивать работу различных видов транспорта по основным показателям работы; показывать на карте размещения на территории страны крупнейших центров и узлов,называть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

Сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России»

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Используемые технологии

Информационно – коммуникационные, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Учебно-методический комплекс

Источники информации

Оборудование

Дидактическое сопровождение

Материалы для познавательной деятельности ученика

«География: Население и хозяйство России» учебник для 8 класса Полярная звезда

Презентация к уроку «Транспорт России»,

Карточки со статистическими данными, индивидуальные задания

Статистический материал

Организационная структура урока

Название этапа урока

Длительность, мин.

Цель

Методы и приёмы работы

Проблемный, частично-поисковый

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

I .Организа-ционный и мотивационный момент

2 мин.

Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в ходе урока.

Проверка готовности к уроку.

Проверяет готовность уч-ся к уроку,

Готовит рабочее место,

Полная готовность класса и оборудования.

2Проверка дз

Усный опрос по тексту стр 210

II .

1. Актуализация полученных ранее знаний и умений

10 мин.

Активизация опорных знаний и умений.

Презентация

Из пункта А отправился путешественник.Так начинаются многие задачи в учебнике.Так начинаются многие задачи в жизни.По дорогам,по тропинкам спешат люди-на работу,в школу,в лес.Человек шагнул за порог.Люди начали путешествовать давно.самые первые путешественники были исследователями,они искали новые земли,богатство,славу.Их путешествия сопровождались опасностями.Сегодня это не так опасно.На чем же мы отправимся в путешествие? Конечно на транспорте.Возникает вопрос-что означает слово транспорт? Это слово пришло в русский язык из Греции и означает «перемещение».Тема нашего урока «Транспорт-кровеносная система экономики» Давайте попробуем определить цели нашего урока.

Ставит проблемную задачу

Ставят цели урока,записыввают тему в тетрадь

2. Подготовка к изучению нового материала

1 мин

Акцентирование внимания учащихся на изучение нового материала

Проблемный вопрос,ответ мы узнаем в конце урока

III . Изучение нового материала

2 мин

План

1.Инфраструктурный комплекс

2.Особенности транспорта

Задачи

Пути сообщения

Виды транспорта

Показатели работы транспорта

Особенности жд транспорта

(работа с картой.магистрали)

Автомобильныйй и трубопроводный транспорт (работа с картой)

Работа в парах

Работа в парах

По заполнению таблицы

23 мин

3мин

7 мин

Изучить новый материалл

Закрепить знания, полученные в ходе изучения нового

Задачи-главная задача транспорта-перевозка грузов и пассажиров

Виды транспорта-демонстрация видов транспорта на слайдах

    Анализ карты «Транспорт России»

    Задание на рабочей карточке).

    1.Выясните, как располагается дорожная сеть в Европейской части России.

    Москва –радиально-кольцевая система.

    2.Выясните направление движения сухопутных видов транспорта (широтное)

    3.Выясните направление движения речных путей (меридиональное)

Вывод: густота и направление транспортной сети неодинаковы в западной и восточной частях страны(экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше .)

Показатели работы транспрорта –построить диаграмму (на рабочей карточке))

Жд.транспорт

Задание 2: на контурную карту нанести главные магистрали страны.

Видеосюжет «Транссибирская магистраль»

Автомобильный транспорт:

Выступление учащегося-«Влияние транспорта на окружающую среду»

1.Прием «верно-не верно» (задания на слайде презентации)

2.Заполнить таблицу на рабочей карточке (графы для морского и воздушного транспорта не заполнять)

Частично-поисковый, картографический, метод работы в парах, приемы работы с текстовой информацией – составление

схем

Составление диаграммы

Поисковый, работа с текстом

Организует работу учащихся

Организует работу учащихся

Наносят магистрали,работают с текстом,составляют диаграммы

Работают с текстовой информацией, заполняют таблицу

Рефлексия

Проблемный вопрос,ответ мы должны были получить в конце урока:

Выражение «Транспорт – кровеносная система страны»

Случайно ли возникло это выражение?

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, в крупные города сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).

Прием «Сундучек» записать термины

На доске нарисован сундучек, внутри которого необходимо записать новые термины

IV . Подведение итогов

2 мин

Эвристическая беседа

Задает вопросы, нацеливает учащихся на вывод.

Делают вывод

Домашнее задание

– п. 53, подготовить сообщение «Влияние природных условий на работу водного и воздушного транспорта транспорта)

Подготовить сообщение «Транспорт и экология» (, морской, речной, авиационный)

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Считаете ли вы, что какие-то виды транспорта более предпочтительны для России в современных условиях?

В современных условиях предпочтительным транспортом в России являются автомобильный и железнодорожный транспорт.

Вопросы в параграфе

1)Выявите преимущества каждого вида транспорта.

Автомобильный – быстрый, удобный, окупается на небольших расстояниях, однако зависим от природных условий, загрязняет окружающую среду и невыгоден на больших расстояниях.

Железнодорожный – ниже скорость, но не зависит от природных условий, дешевый.

Морской – низкая скорость, низкая себестоимость перевозки, но загрязняет окружающую среду, зависим от природных условий.

Трубопроводный – высокая скорость, слабое воздействие на окружающую среду, низкая себестоимость перевозки.

Авиационный транспорт – очень быстрый, но высока себестоимость перевозки, зависим от природных условий, оказывает значительное воздействие на оружающую среду.

2)Какие грузы (массовые виды, громоздкие, ценные, скоропортящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить?

Ценные, скоропортящиеся, срочные грузы лучше перевозить автомобильным или авиационным транспортом.

Массовые, громоздкие грузы можно перевозить железнодорожным или морским транспортом.

Вопросы и задания

1. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт - это «кровеносная система» хозяйства страны?

Транспорт связывает между собой все хозяйственные объекты, как кровеносные сосуды связывают органы.

2. Что нового привнес в развитие транспортных средств XX век? Какие виды транспорта играли ведущую роль в разные периоды экономического развития страны?

Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки. Еще в XIX в. основную роль играл гужевой, морской и речной транспорт, железнодорожный только начал появляться. Первый паровой локомотив появился в Англии в 1801 г., а первая железнодорож­ная линия между Стоктоном и Дарлингто­ном была построена в 1820-х гг. В России первый паровоз был изготовлен Е. А. и М. Е. Черепановыми на заводе в Нижнем Тагиле (1832-1834). Паровоз развивал скорость до 15 км/ч и работал на шахте как вывозной локомотив. В 1912 г. на Луганском заводе был построен паровоз серии «Э» мощностью 1000 лошади­ных сил и максимальной скоростью 50 км/ч для грузовых перевозок. Этот паровоз для своего времени был лучшим в мире по экономному расходованию топлива и простоте обслуживания.

Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока). Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.

Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. В современном мире большое значение приобретает скорость доставки грузов, людей и особенно информации. Самый скоростной транспорт - авиационный, очень быстро развивающийся во второй половине XX в. Конечно, объем перевозок пассажиров и грузов по воздуху гораздо меньше, чем по суше или по воде.

3. Используя карту «Транспорт России» в атласе, выясните, чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов страны, северных районов Европейской России и остальной ее территории.

В нашей стране сложились три основных магистральных направления транспортной системы. Широтное Сибирское направление «запад-восток». Включает железнодорожные, трубопроводные и частично водные пути. Меридиональное Центрально-Европейское направление «север-юг», образованное преимущественно железнодорожными путями. Выходит за пределы России на Украину, в Молдову и республики Закавказья. Меридиональное Волго-Кавказское направление «север-юг» вдоль Волги, по железнодорожным и трубопроводным путям связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Европейским Севером и Уралом, а также странами Средней Азии и Казахстаном. Если сравнивать транспортные системы восточной и западной части страны, то сразу же следует отметить резкое отличие. Транспортная система европейской части России отличается высокой густотой автодорог, ж/д путей, можно отметить радиальное направление дорог, которые расходятся от Москвы во все стороны. Транспортная система восточной части имеет крайне низкую плотность. Северные районы Азии вообще местами не имеют дорог и ж/д путей. На юге региона транспортная сеть гуще. Направление транспортных путей широтное и чаще они соединяют отдаленные районы с центром.

4. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого океана и в морях Тихого океана.

Важной морской транспортной магистралью страны является Северный морской путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через Северный Ледовитый. Использование морей Северного ледовитого океана осложнено тем, что большинство из них замерзают на достаточно длительный период. Моря Тихого океана могут использовать для плавания круглый год.

5. Назовите крупные морские порты страны и покажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей?

Порты Дальневосточного бассейна - Владивосток, Находка, Восточный. Они снабжают северо-восток страны промышленными и продовольственными товарами, а также осуществляют внешнеэкономические связи со страна­ми Азии и Австралией. Балтийский бассейн с портами Выборг, Санкт-Петербург, Калининград, который обеспечивает связь со странами Европы и Америки. Северный бассейн имеет большое значение для освоения районов Крайнего Севера. Крупнейший порт - единственный незамерзающий на Северном Ледовитом океане - Мурманск, Архангельск. Через порты Черноморско-Азовского бассейна в основном ведется экспорт нефти (Новороссийск, Туапсе). Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок хлеба, леса, металлов, поваренной соли, рыбы, хлопка, строительных материалов (основные порты - Астрахань, Махачкала).








Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта является ведущим среди универсальных видов транспорта в России(более 40% грузов и 1\3 всех пассажиров.)Это обусловлено тем,что для осуществления перевозок по территории России в широтном направлении практически нельзя использовать морской и речной транспорт. Протяженность дорог в России 86 тысяч км. У железнодорожного транспорта есть много достоинств:высокая грузоподъемность,низкая себестоимость перевозок, перевозка грузов на большие расстояния,всепогодность.В Липецкой области это важнейший транспорт, Его первые линии пролегли по липецкой земле в конце 60-х.годов. Область занимает одно из первых мест в Центрально-черноземном экономическом районе. Днем и ночью в область идут составы с железной рудой, углем, нефтью, лесом, машинами и промышленными изделиями. А из области по железным дорогам вывозится чугун, сталь, прокат, трубы и т. д. Объем железнодорожных перевозок с каждым годом растет. ©LunkinaMI


Вывод: Проблемами ж/д транспорта является: нехватка подвижного состава (в бывшем СССР вагоны для электропоездов производились в Риге, электровозы в Тбилиси и т.д.) В настоящее время организуется их производство на заводах России.Этот транспорт зависит от рельефа. ©LunkinaMI


Этот вид транспорта является самым дорогим по себестоимости перевозок. Его преимущества в скорости перевозок,большой маневренности и доставке груза непосредственно потребителю «от ворот до ворот»Но грузооборот составляет всего 0,6% всего российского грузооборота. Среднее расстояние перевозок 40 км.Для автотранспорта Липецкой области проложены дороги с твердым покрытием.По ним тысячи легковых и грузовых автомашин,пикапов и фургонов, автобусов перевозят различные грузы и пассажиров.Объем этих перевозок значителен.Автомобильный транспорт оказывает сильное загрязнение атмосферы выбросами выхлопных газов. Каждый автомобиль на 1000 литров топлива выбрасывает 200 кг. Окиси углерода, 20 кг. Окиси азота,25 кг. Углеводородов,1 кг. Сажи. Выхлопные газы карбюраторных двигателей содержат тяжелые металлы(свинец).




Авиационный транспорт. Авиационный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.На самолетах и вертолетах можно доставить груз в любую точку страны. Воздушным транспортом перевозят грузы в труднодоступные районы, скоропортящиеся и срочные грузы. Авиация специализируется на перевозке пассажиров на большие расстояния. В России действуют 800 аэропортов,50 из них международные. Авиационный транспорт оказывает сильное загрязняющее воздействие на атмосферу. За один час полета самолет сжигает 15 тонн топлива,на сгорание которого расходуется 625 тонн воздуха, при этом выбросы продуктов горения составляют 66 тонн. В районе аэропорта жители страдают от шумового загрязнения.Это самый молодой вид транспорта.В Липецкой области протяженность воздушных линий – невелика,но самолеты гражданской авиации перевозят пассажиров и тысячи тонн грузов и почты. ©LunkinaMI




Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт- по грузообороту вышел на первое место.Прокладка трубопровода дешевле, чем строительство железной дороги. Транспортировка нефти по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом. По трубам насосные станции перекачивают нефть,газ, керосин, бензин,т.е. жидкие и газообразные продукты. В России по нефтепроводам переправляется 95% нефти, и по газопроводам -почти весь газ. Работа трубопроводов контролируется автоматами, которые обслуживает небольшое количество людей.Этот транспорт не имеет выбросов в атмосферу. Не загрязняет природу. Но 50% трубопроводов имеют высокую степень износа.Ежегодно в стране происходит около 700 взрывов трубопроводов.В результате разлива нефти происходит очень сильное загрязнение природы,а при утечке газа из газопровода возможны взрывы,пожары, гибель людей. В Липецкой области по газопроводам поставляется газ во все районы области.Газифицированы практически все села.Проходят «нити» нефтепроводов. ©LunkinaMI




Гужевой транспорт. Этот вид транспорта наиболее распространен в районах с неблагоприятными условиями климата например: в районах крайнего Севера России- используются собачьи упряжки, оленей как средство перемещения.В Центральной части страны этот вид транспорта устарел.Экологически чист. ©LunkinaMI


Морской транспорт. Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю.А «каботажное» плавание -,его доля в перевозках невелика.Этот транспорт дешевый, так как морские суда имеют большую грузоподъемность,прямые бесплатные морские пути.По числу торговых судов» около 5000»флот России входит в первую пятерку стран мира.Но суда(более 60%)имеют возраст эксплуатации более 15 лет и не могут заходить в иностранные порты.С распадом СССР наша страна потеряла много портов,самыми крупными сегодня являются следующие порты: Санкт- Петербург, Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Владивосток. Этот транспорт зависит от погодных условий(штормы, большая часть морей России замерзает) Влияет на состояние вод Мирового океана, в результате перевозок нефтепродуктов происходит загрязнение воды,что в свою очередь приводит к гибели органического мира океана. ©LunkinaMI




Речной транспорт. Это дешевый вид транспорта, обеспечивающий в основном внутренние перевозки.Россия богата судоходными реками,которые дают возможность транспортировать грузы, не требующие быстрой доставки:лес,нефть,хлеб,строительные материалы.Речной транспорт по-прежнему является важным и для индустрии туризма, на реках организуются круизные маршруты.Реки выполняют соединительную роль – соединяют моря (северные) с железными дорогами и при помощи каналов соединяются между собой.Крупными реками Липецкой области являются: Дон, Воронеж, Быстрая Сосна. ©LunkinaMI
20 Электронный транспорт. Этот вид транспорта является самым современным и удобным для человека. Он дает возможность за короткий промежуток времени и на огромное расстояние передать информацию Он состоит из телефонной связи,(сотовой связи), телеграфной, космической связи, электронной почты,телекоммуникационной связи- Интернет.Транспорт перспективный. ©LunkinaMI
Резюме. Транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60-70% химического и 90% шумового загрязнения,отрицательно влияющих на здоровье человека. Самым сильным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится 60-70% химического и 90% шумового загрязнения,отрицательно влияющих на здоровье человека. Самым сильным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Основными путями решения проблемы загрязнения окружающей среды являются поиск способов снижения токсичности выхлопных газов, усовершенствование старых и создание новых двигателей(электромобилей),создание систем контроля за выбросами выхлопных газов. Основными путями решения проблемы загрязнения окружающей среды являются поиск способов снижения токсичности выхлопных газов, усовершенствование старых и создание новых двигателей(электромобилей),создание систем контроля за выбросами выхлопных газов. ©LunkinaMI


Литература. А.И.Алексеев, В.В. Николина. «Население и хозяйство России.» А.И.Алексеев, В.В. Николина. «Население и хозяйство России.» Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «География» Большой справочник для школьников и поступающих в вузы «География» Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Экология» Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Экология» ©LunkinaMI

Похожие статьи