Исторический анализ понятия детства. Раздел III возрастная психология При решении проблемы этап подготовки

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, "имеет совершенно определенный классовый смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Французским демографом Филиппом Ариесом было собрано множество фактов о том, как в ходе истории в сознании художников писателей и ученых складывалось понятие детство. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу что до 12 века художники даже не пытались изображать детей, за исключением религиозных сюжетов. Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе - детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением - "нежением" и "балованием" маленького ребенка. Ребенок для родителей - просто хорошенький, забавный малыш, с которым можно развлекаться, с удовольствием играть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, "семейная" концепция детства. Стремление "наряжать" детей, "баловать" и "нежить" их могло появиться только в семье. Однако такой подход к детям как к "очаровательным игрушкам" не мог долго оставаться неизменным. Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVIII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - школа. Школа благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом "детство". Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал "класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал поэтому определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства или отрочества. Исследование Ф. Ариеса посвящено возникновению понятия о детстве или, говоря иначе, проблеме осознания детства как общественного феномена. Но анализируя концепцию Ф. Ариеса, необходимо помнить психологические законы осознания. Прежде всего, как говорил JI. С. Выготский, "чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". И далее детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлективным отражением.

Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание и изображать их на своих полотнах. Если даже признать бесспорным суждение Ф. Ариеса о том, что искусство есть отраженная картина нравов, художественные произведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных для анализа понятия детства, и не со всеми выводами автора можно согласиться. Исследование Ф. Ариеса начинается со Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с изображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, появились задолго до средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. К тому же работа Ф. Ариеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим уровнем развития общества.

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.

Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века. И если, согласно Д. Б. Эльконину, на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Как известно, теория познания и диалектика должны складываться из истории отдельных наук, истории умственного развития ребенка, детенышей животных, истории языка. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка в онтогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных современных культурах.

Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частных случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно - предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии.

Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, "имеет совершенно определенный классовый смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское.

Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14 - 16 часов.

Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX - XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и, прежде всего, девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества.

"Конвенция о правах ребенка", принятая Юнеско в 1989 г. и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке Земли.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XII 1 века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать.

Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно - аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак".

Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XV11 века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV - XV1 веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Важным символом изменения отношения к детству служит, по мысли исследователя, одежда В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Только в XV1 - XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2 - 4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково. Кстати, эта особенность до сих пор сохраняется там, где нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка.

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Возрастная психология"

План

1. Введение.

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

4. Значение понятия "детство" в разные исторические периоды.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

История развития личности каждого отдельно взятого человека представляет собой историю прохождения им определенных возрастных этапов. Каждому из этапов соответствует свой набор актуальных потребностей человека. К примеру, для пятилетнего это совершенствование двигательно-моторных навыков и символических функций мышления, чему способствует, в первую очередь, игра; для двадцатипятилетнего актуальна потребность в создании семьи и приобретении собственного родительского опыта. Переход от одного возрастного периода к другому сопровождается кризисом - временем, когда потребности личности уже изменились, а способов для их удовлетворения пока недостаточно. Комфортное и благополучное в психологическом отношении существование человека, таким образом, связано, с тем, насколько успешно протекают сами возрастные этапы, а также, кризисы, сопровождающие их смену.

Исходя из вышесказанного, ясно, что роль возрастной психологии в науке о личности сложно переоценить. Кроме того, на наш взгляд, знание динамики развития процессов, протекающих в нашей психике, может быть полезно не только психологам, но и каждому человеку, для которого представляет интерес собственный внутренний мир. А также психологическое благополучие его детей, которые не всегда могут самостоятельно распознать и, тем более, удовлетворить свои потребности, характерные для того или иного возрастного периода.

Как самостоятельная область знания возрастная психология сформировалась сравнительно недавно, выделившись из детской психологии ближе к концу XIX века. Однако к настоящему времени имеет довольно сложную структуру, включая в себя целый спектр направлений, концепций и теорий. Помимо этого, в нее входят несколько подразделов, каждый из которых был создан в разное время и изучает малые периоды развития личности человека в рамках одного, более значительного: это пренатальная психология, детская, школьная психология, акмеология и психогеронтология.

Несмотря на столь разнообразное и богатое содержание данной отрасли психологии, мы постарались коснуться основных аспектов ее содержания, насколько это возможно, в рамках этой небольшой работы, уделив наиболее пристальное внимание одному из самых развитых и, по нашему мнению, важных ее разделов - детской психологии.

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека по мере его роста и взросления, возрастную динамику его психики.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, механизмы и причины их смены и появления, а также общие закономерности, темп и направленность развития психики в онтогенезе. Иными словами, это развитие личности человека в самых разных его аспектах.

Психическое развитие представляет собой четкую последовательность необратимых и закономерных изменений психики человека, протекающих во времени. Причиной тому служит процесс роста и сопутствующие ему биологические изменения, что периодически приводит человека к противоречию с внешней социальной средой и сталкивает с необходимостью этот конфликт разрешить, то есть совершить переход от одного способа самовыражения к другому. Результатом такого перехода становится изменение качества отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, а также отношения к себе.

Важнейшим фактором развития психики является созревание. Это процесс последовательных возрастных изменений в системах организма, который накладывает некоторые ограничения и при этом создает условия для рождения и реализации психических функций. Различные части и функции нервной системы созревают с разной скоростью, достигая полной зрелости на соответствующих этапах развития. В этой связи выделяют нормативное и индивидуальное психическое развитие.

Задачи возрастной психологии можно разделить на три типа: прикладные, научные, теоретические.

Среди теоретических задач главной является создание истинной теоретической модели развития.

Научные задачи - это, прежде всего, изучение источников и схем изменений, составляющих сущность психического развития человека, а также его периодизация, исследование возрастного развития личности и определение возрастных норм психических функций, что наряду с выявлением ресурсов и творческого потенциала психики человека, составляет основу для решения прикладных задач данной отрасли психологии.

К прикладным задачам относится построение систем возрастной и клинической диагностики, а также систем коррекции психического развития, профилактика возможных нарушений его течения.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

Основным методом исследования в возрастной психологии является наблюдение. Это может быть наблюдение за собой, либо за другим человеком. Последнее чаще всего реализуется посредством эксперимента. Ввиду того, что эксперимент делает возможным вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, позволяя таким образом создавать условия для отчетливого выявления психологического факта, это делает его одним из главных и самых надежных методов получения достоверной информации в научно-исследовательской работе с детьми.

Ребенка включают в определенную экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, и, наблюдая за реакцией испытуемого на воздействующие стимулы, делают выводы о том, какие из свойств его психики проявляются, а какие нет, в том числе о том, что он не может вербализировать при опросе.

Опрос, наряду с тестированием, представляет собой один из дополнительных методов. Его проводят письменно или устно, как при индивидуальной работе с испытуемым, так и при работе с группой. Важное вспомогательное значение также имеет проективный метод, заключающийся в анализе рисунков и других продуктов творческой деятельности испытуемых. К дополнительным методам исследования также относятся сравнительные: близнецовый (исследует роль воспитания, наследственности и среды), кросс-культурный (позволяет выявить особенности психического развития людей в различающихся культурах), метод сравнения нормы и патологии и биографический метод.

В возрастной психологии выделяют две основные стратегии проведения эмпирических исследований, целью которых является изучение изменений, происходящих с течением времени.

Первый метод: метод поперечных срезов, представляющий собой одновременное исследование не связанных между собой групп людей одного возраста и сравнение результатов с данными, полученными при исследовании представителей другой возрастной категории; он позволяет собрать информацию о нормах, выявляя типичные возрастные характеристики;

Второй метод: метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание возрастных изменений в психике у одних и тех же людей на протяжении длительного времени; его применение позволяет определить диапазон возрастных изменений, а также сделать прогноз дальнейшего психического развития.

4. Значение понятия "детство" в разные исторические периоды.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением процессов психического развития ребёнка, а потому сейчас этот раздел время является наиболее разработанным. В настоящее время известен тот факт, что именно в период детства в психике протекают те процессы, которые, являясь основой, фундаментом формирования личности взрослого человека, продолжают оказывать свое влияние на протяжении всей его жизни, введу чего, изучение детской психологии выделяется нами как наиболее важный раздел рассматриваемой научной отрасли. В этой связи особый интерес представляет одно из его ключевых понятий - понятие «детство».

Детство - период, продолжающийся от рождения до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; его итогом является становление индивидуума полноценным членом человеческого общества. Пытаясь определить границы этого возрастного периода, мы неизбежно сталкиваемся с трудностью, которая состоит в том, что для разных культур в разные периоды их развития «официальный» возраст взросления различен в силу того, что путь, ведущий к окончательному становлению личности в них, не одинаков. П. П. Блонский, определяя детство как время развития, писал о том, что это не вечное, а изменяющееся явление: оно - иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества. В подтверждение его слов можно вспомнить пример из книги Дугласа Локвуда, описывающего свое путешествие в Западную Австралию и встречу с аборигенами племени пинтуби. Весь образ жизни обитателей этого племени был настолько примитивен, что его можно было бы сравнить с эпохой каменного века. Люди в нем не носили одежды, не строили жилищ и, чтобы согреться по ночам, разводили костры. В племени было трое маленьких детей, но ни один из них не плакал, а двухлетняя девочка сама развела костер, раздувала его и подбрасывала ветки, поддерживая горение. К своему возрасту, она уже была фактически включена во взрослую жизнь, из чего следует вывод о том, что в первобытном обществе такого явления, которое сейчас можно было бы обозначить понятием «детство» не существовало вообще. Что касается средневековой Европы, то там до 6-7летнего возраста к детям относились как к младенцам, а после него - как к маленьким взрослым, приучая к взрослым разговорам, еде, наряжали их во взрослую одежду и так далее…

Л. С. Выготский подчеркивал, что нет «вечно детского», а есть лишь «исторически детское», так как продолжительность детства напрямую зависит от уровня материальной и духовной культуры как общества в целом, так и отдельных его слоев. К примеру, еще на рубеже XIX-XX веков большинство детей, родители которых принадлежали к рабочему классу, работали с 6-8-летнего возраста.

В своем исследовании А.В. Толстых привела следующую картину изменений этого возрастного периода, имевших место в России на протяжении ХХ в.

В 1930 г. в связи с введением обязательного начального образования для всех детей продолжительность детства составляла первые 12 лет жизни;

В 1959 г. продолжительность детства увеличилась до 15 лет благодаря принятию нового закона о неполной средней школе;

В наше время продолжительность детства охватывает период от рождения до 17 лет, внутри этого периода представлены и четко дифференцированы все детские возраста.

В современном мире общие права и возраст детей регламентированы «Конвенцией по правам ребенка», принятой ЮНЕСКО в 1989г. и ратифицированной большинством стран мира. В ней рубежом детства провозглашено достижение человеком возраста 18 лет.

Так как детство является социально-культурным феноменом, оно носит исторический характер и имеет свою историю развития.

Рассмотрим три основных исторических периода детства.
1. Квазидетство (первобытное детство). Характерно для ранних этапов человеческой истории, когда детское сообщество не было выделено, а было непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность.
2. Неразвитое детство (детство в Средние века и Новое время) — детское сообщество выделено и перед ним возникает задача интеграции во взрослое сообщество. Возникает ролевая игра как способ моделирования деятельности взрослых.
3. Развитое детство (современное детство). Его возникновение связано с усложнением современного мира, в котором и мотивы смыслы поведения взрослых перестали быть самоочевидными. В настоящее время перед детьми стоит задача творческого освоения культуры как открытой многомерной структуры.

5. Заключение.

В данной работе мы постарались дать общий обзор науки о психическом развитии человеческой личности. Эта область знаний сравнительно молода, многие проблемы (такие как кризис среднего образования, в современной школе, психологическое сопровождение в пожилом возрасте, детальное изучение психики человека в дородовой период, в том числе с целью улучшения процесса родовспоможения) ей еще предстоит решить. Однако сделанные ею открытия пролили свет на многие особенности в поведении детей, а также причины, их породившие. Открытия позволили подойти к воспитанию человека более осмысленно, дали возможность сделать этот процесс эффективным в плане формирования целостной Я-концепции. А также более живым, наполненным творчеством и способным принести взаимную радость обеим сторонам, принимающим в нем участие. Открытия возрастной психологии также расширили возможности психотерапии в работе с взрослыми людьми, дав возможность исправить нарушения, возникшие в психике, как в текущем времени, так и в более ранние периоды жизни.

В данной работе расшифрованы основные понятия, которыми оперирует возрастная психология, среди которых особое место занимает «детство», имевшее, как было установлено, различные характеристики и особенности на протяжении истории всего человечества.

6. Список литературы.

1. Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010.

2. В.Т. Кудрявцев - М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, 1999.

3. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход / В.Т.Кудрявцев. - Ч. I, II. - Дубна, 1997.

4. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - 2-е изд. - СПб., 1996.

5. Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы М., Тривола, 1995.

Усложнение ^^^^Ь

Рис. 2. Эволюция и продолжительность детства

менения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохожде-нию, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние раз­нообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные из­менения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая по­ходка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения

речи. Произошедшие вслед за этим крупные изменения в репродуктив­ной системе женщины перекроили структуру половых отношений. Но не только это. Потребовалась мощная надстройка к ним в виде социальных отношений. Дело в том, что у более сложного вида живых существ, како­вым теперь являлся «хомо сапиенс», рождались самые беспомощные дете­ныши. Их выживание впрямую зави­село от того, как сильно помогает в их воспитании вся группа. Так парал­лельно институту родительства фор­мируется внутригрупповая социаль­ная структура.

Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гиб­костью и адаптивностью. Волк, носо­рог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков - система обученных практических уме-

ний, приобретенных путем передачи знаний и их практической трениров­ки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру - как совокуп­ность социальных навыков и умений.

Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реа­гировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново - тяжкий труд, на который отныне обречено было все челове­чество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.

Но вновь природа оказалась небезучастной к людям. Этот недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой сту­пени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволю­ция закончилась, началась эволюция культурная.

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент - мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гор­тань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати, как



и гортани птиц, состоит в том, что на­строены они на довольно узкий диа­пазон возможностей. Благодаря уни­версальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благода­ря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублирова­лась, переводилась и т.п.

Итак, социализацией мы называем продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Под социальной ролью, как мы уже знаем, подразумевается такая модель поведения индиви­да, которая соответствует занимаемому им статусу (положению в обществе) и стремится воплотить на практике те права и обязанности, которые пред­писаны этому статусу.Понятие культурных норм несколько уже термина «социальная роль» и предполагает некоторую форму стилизованного вос­питания (принятие правил этикетного поведения), зато для наших целей го­дится как ничто другое. С его помощью мы закрепляем связь, которая су­ществует между двумя процессами - социализацией и воспитанием. Но и более широкое явление - социальная роль - нами не утрачено, посколь­ку оно органично включено в состав социальной роли. Ничего не терять, а лишь приобретать по мере познания нового и расширения жизненного опыта - это не только девиз социологического познания, но и сущность процесса социализации.

Усваивать что-либо можно только теоретически. Нормы усваиваются. Роли осваиваются на практике; освоение - совокупность практических действии. Роль - динамическая характеристика статуса, или модель пове­дения, когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения.

Научение культурным нормам можно назвать процессом социализа­ции. Конечная цель социализации - достижение конформизма с ожида­ниями окружающих людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами. По большому счету нас воспитывает ближайшая социальная сре­да, а не далекие к нам социальные институты и абстрактные нравствен­ные принципы. Воспитавшиеся в небольшом захолустном городке юно­ши и девушки усваивают провинциальные манеры поведения, свойствен­ные замкнутой территориальной общности. Столкнувшись с нравами и нормами большого города, они испытывают неловкость и полностью дезориентируются.

Правда, социализация как продолжающийся всю жизнь процесс под-страивания под ожидания «значимых других» никогда не бывает завершен­ной: стопроцентного соответствия нормам и требованиям среды никто из нас не достигает. Всегда остается некий зазор - степень отклонения (куль­турная девиация), показывающая уровень независимости наших мнений, взглядов, мыслей и поведения от мыслей и взглядов «социальных близких», благодаря чему люди разнообразны и непредсказуемы в своих действиях. Надо отметить, что эта непредсказуемость распространяется скорее на кон­кретные, частные поступки и не распространяется на поведение в целом. Последнее по большому счету предсказуемо. Слегка отклоняющееся от среднего стандарта поведение называют разнообразным, сильно отклоня­ющееся - девиантным, или нонконформизмом, а просто неординарное поведение зовут экстравагантным.

Социализация - обоюдовыгодный процесс. Без него индивид не сможет жить в обществе, учиться, создавать семью, трудиться и даже любить. Но и обществу без него никак нельзя. И неизвестно, кому он нужнее. Ведь через социализацию общество передает человеку самое главное - свои ценнос­ти, нормы поведения, законы, традиции, язык. А как еще оно может пере­садить коллективное на индивидуальную почву? Социализируя индивида, общество одновременно - в одном пакете с социализацией - навязывает ему свою волю, манипулирует его сознанием, контролирует его поведение. Одним словом, делает с ним все, что захочет, а человеку и деться некуда, ибо жить в обществе и быть свободным от общества, как говорил один классик, нельзя.

Социализация необходима человеку в силу следующих неустранимых причин:

Он лишен инстинктов, а потому должен усваивать все через обучение;

Имеет чрезвычайно длительный период детства, когда он зависим от взрослых и нуждается в их опеке;

Не может существовать ни на одной стадии своего жизненного цикла без общения и взаимодействия с другими людьми.

Вот и разберись после этого, сколько в каждом из нас от Nature (биоло­гии), а сколько от Nurture (воспитания) 8 .

Дихотомия «Nature vs. Nurture», представляющая весьма удачную игру слов, - самый распростра-нныи мотив учебников по социологии, как американских, так и европейских, касающихся раз­делов «Личность» и «Социализация».

Единства мнений по поводу того, через какие стадии, этапы или фазы проходит процесс социализации, ни в отечественной, ни в зарубежной ли­тературе до сих пор нет. Одни полагают, что личность проходит два этапа социализации (этнизации) - первичную (воспитание в семье) и вторичную (сознательное вхождение в общество). Или в другой формулировке: первич­ная социализация (первая половина жизни человека) и вторичная (вторая половина жизни). У Н.В. Андреенковой три фазы: 1) первичная социали­зация, или социализация ребенка; 2) маргинальная социализация - подро­стка (промежуточная); 3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23- 35 лет. И другие авторы выделяют три этапа социализации, но в соответствии с жизненными циклами: детство, юность, зрелость. Каждому этапу соответ­ствует определенный уровень усвоения социальных норм и ценностей. На первом этапе лидером социализации выступает семья, на втором - школа, на третьем - производство. Третья группа исследователей делит весь процесс социализации на три стадии: 1) допубертатная (до 12 лет); 2) подростковая (12 - 16-18 лет); 3) взрослая - после 18. Г.М. Андреева выделяет три ос­новных этапа (стадии) социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудо-вая. На дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, вуз. Основным институтом социализации на трудовой стадии она считает производственный коллектив. Что касается послетрудо-вой стадии, то вопрос, по мнению ученого, остается открытым.

Три фазы и три фактора социализации

Известный психиатр Харри Салливан 9 выделял шесть фаз в развитии че­ловеческой личности:

младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной;

детство с потребностью во взрослых товарищах по играм;

9 Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.

малолетний возраст с его потребностью в настоящих товарищах по иг­рам, похожих на самого себя;

подростковый период с потребностью в близких отношениях с прияте­лем или закадычным другом того же пола;

юность с потребностью в близком партнере противоположного пола;

зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преоб­ладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость, или взросление, встречается гораздо реже, чем нам кажется).

Одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить восемь стадий жизни человека от рождения до старости.

1. Базовое чувство доверия-недоверия. От рождения до 18 мес.

2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 мес.

3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет.

4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11 лет.

5. Идентичность - ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет.

6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала сред­него возраста.

7. Производительность - застой. Взрослость.

8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зре­лость.

Он обратил внимание на развитие человеческого «Я» в процессе социо-генеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее как позитивные, так и отрицательные моменты 10 . Аме­риканский психоаналитик создал теорию о возрастных фазах психосоциаль­ного развития, а проще говоря, о том, какие основные качества личности в каком возрасте и в какой последовательности формируются, какие возраст­ные кризисы и этапы проходит человек и чему он должен научиться на каж­дом этапе, чтобы стать полноценной самостоятельной личностью.

Согласно еще более ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуаль­ное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе становления личности человек (ребенок), по­вторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых фор­мируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (разли­чия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии - стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Развивая эти идеи дальше, А.Н.Теслен-ко 11 полагает, что возрастная периодизация предполагает не просто фор­мальное время жизни (life span), обозначающее лишь хронологические рам­ки индивидуального существования в конкретном пространстве и времени безотносительно к его содержанию, а подчиненный известным закономер­ностям жизненный цикл. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими; начиная с последователь­но сменяющихся фаз онтогенеза и заканчивая повторяющимся из поколе-

](Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

есленко А.Н. Циклические закономерности в процессе социализации и развития личности (http:// wwv.lpur.tsu.ru ).

ния в поколение определенным набором социальных ролей (трудовых, се­мейных и т.п.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им само­реализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, «впадают в детство» (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т.п.).

По мнению самарского социолога проф. Е.Ф. Молевича 12 , необходимо выделять 3 стадии процесса интенсивной социализации: начальную (до­школьную), среднюю (школьную) и завершающую («послешкольную», свя­занную с получением специальности). Если начальная стадия социализации связана с социальным институтом се­мьи, а именно с приобретением навы­ков разговорной речи, прямохожде-ния, элементарных навыков счета, письма и т.д., то средняя стадия соци­ализации во многом определяется школьной организацией и классным коллективом, как теми специальными структурами, которые созданы обще­ством для того, чтобы дать детям необ­ходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятель­ ности. Именно в этот период происхо­дит вхождение личности в соци­альный институт образования, который выполняет функции, отличные от института семьи. И от того, как пройдет процесс социализации индивида в школе, во многом зависит его представление о себе и его будущее социаль­ное положение в обществе.

Э. Гидденс сокращает число фаз жизненного пути человека. Среди них он выделяет: детство, юность, молодые взрослые, зрелость и старость. Для каж­дой фазы человеческая культура вырабатывает свои модели, ниши поведе­ния. Более того, для самой культуры того или иного общества характерно преобладание влияния роли ценностных установок какой-либо из генера­ций 13 .

В своей теории деятельностного опосредствования А.В. Петровский 14 выделил три стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интег­рация. Успешное прохождение этих стадий именно в таком порядке обеспе­чивает человеку успех в обществе. На стадии адаптации человек усваивает те нормы, нравственные устои, ценности, которые преобладают в его трудовом коллективе. На стадии индивидуализации формируется потребность быть личностью. А на стадии интеграции, если две предыдущие пройдены со зна­ком «+», индивид и коллектив становятся единым целым.

12 Молевич Е.Ф. Общая социология. Курс лекций. Изд. 2-е. М., 2003.

13 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 3.

14 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Эксперты по консалтингу убеждены, что за этапом расстановки новых работников в организации следует этап адаптации новых сотрудников к ус­ловиям своей деятельности, а процесс адаптации представляет собой пер­вую фазу социализации. Социальные психологи в самостоятельную фазу со­циализации включают интериоризацию. У политологов свой подход. Так, они говорят о фазах демократической социализации, стадиях политической социализации. Специалисты по социологии менеджмента вводят понятие организационной социализации, выделяя такие фазы социализации, как отбор, наем и расстановка, культурная адаптация (затуманивание), возна­граждение и продвижение, идентификация и лояльность.

Процесс социализации, его развитие во времени можно прослеживать на индивидуальном и групповом уровнях. Процесс индивидуальной социализа­ции во времени ученые описывают при помощи двух понятий - жизнен­ного цикла и жизненного пути.

Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обособ­ленные этапы жизни человека: детство, трудовая жизнь, семейная жизнь, пенсионная жизнь. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, особым набором институтов и агентов социализации.

Жизненный путь описывает непрерывную траекторию, линию жизни в пределах биографии. Он включает не циклы, а последовательность важных событий, задающих направление в жизни. Они могут проходить в виде каче­ственных скачков или сдвигов в развитии, которые называют критически­ми (или кризисными) периодами. К важным событиям относятся окончание школы, поступление в вуз, женитьба, служба в армии, рождение детей, вы­бор профессии, выход на пенсию, смерть супруга и др. К кризисным перио­дам можно отнести так называемый «кризис середины жизни», когда 40- 50-летний человек задумывается над смыслом жизни, оценивает пройден­ный путь и взвешивает оставшиеся возможности изменить свою жизнь.

Мы придерживаемся той точки зрения, что процесс социализации прохо­дит фазы, которые совпадают со стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14- 15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девуш­ки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили тра­диционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых зна­ний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возму­жание (физико-физиологический процесс укрепления организма челове­ка в подростковом и юношеском возрасте), наконец, образование - инсти­туциональную форму обучения, воспитания и социализации.

Итак, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще ос­новными стадиями жизненного цикла (рис. 3):

Детство и юность (от 1 года до 18 лет) - подготовка к активному трудо­вому периоду.

Зрелость (18-60 лет) - активный трудовой период.

Старость (60 лет и старше) - выход из активного трудового периода.

Рис. 3. Процесс социализации, критические точки и стадии жизненного цикла

На рис. 3 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А - окон­чание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; В - кризис середины жизни; С - выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, пред­ставляет собой время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности - 11 лет школьно­го обучения. Для многих он продолжается и позже - до момента окончания вуза, т.е. 22-23 лет.

В т. А человек может, но не умеет работать, а в т. С человек физически уже не может, но умеет работать. И только в т. В человек может, умеет и хочет работать, т.е. совпадают все три параметра.

Отрезок жизни ABC существует для накопления денег, жизненного опы­та, чтобы после т. Свести активный досуг. Общество, которое не может обес­печить достойную старость своим гражданам, не может считаться цивили­зованным.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии - начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область при­писываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосо­вать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и со­здание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации - начинающейся (ранней) и завершающейся (позд-

ней). В традиционном обществе не существовало самостоятельных, каче­ственно различных, стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество - только в XX в. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, само­стоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предка­ми период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации - не только обретение социальной и экономической самосто­ятельности, но формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Мож­но сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление со­циального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и соци­альных ценностей. Интернализация - превращение внешних норм во внут­ренние правила поведения.

На наш взгляд, социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. О необходимости представлять социатизацию в виде непрерывного процес­са, продолжающегося всю жизнь, прекрасно выразился З.Бауман: «...При­веденные примеры помогают нам в наиболее острой и резкой форме пред­ставить проблемы, обусловленные вторичной социализацией. С менее оче­видными проблемами каждый из нас сталкивается практически ежедневно; вероятнее всего, мы испытаем нечто подобное, когда нам придется срочно поменять школу; если мы, поступив в университет, вынуждены будем оста­вить его; если перейдем на новую работу, вступим в брак, приобретем соб­ственный дом, переедем на новое ме­сто жительства, станем родителями, превратимся в пенсионеров и т.д. Ве­роятно, точнее представлять социали­зацию как непрерывный процесс, а не делить ее на две отдельные стадии» 15 . Как мы теперь знаем, социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведе­ния, незримыми социальными нитя­ми - правами, обязанностями, отно­шениями - она связана с другими ро­лями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 41.

Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продол­жительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое об­щество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода. Раньше ничего подоб­ного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье).

Только единицы имели возможность посещать специальные учрежде­ния - школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограни­чивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элемен­тарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значе­ние данного термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глу­бокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социали­зации?

Дело в том, что школьное, университетское, производственное или ка­кое-либо иное обучение - всего лишь техническое мероприятие, органи­зованное для приобретения новых знаний. Молодой человек слушает лек­ции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого

рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 мес. Однако обу­чение предмету и обучение жизни-вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не научат че­ловека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лаборатор­ных, а в реальных условиях.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом дело­вой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, ко­торую приходится осваивать, реально став королем или вождем.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой ста­рости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведе­ния, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом че­ловек из существа биологического превращается в существо социальное. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего разви­тия. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо пол­ностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

Похожие статьи