Пришвин осеннее утро. Сочинение на тему: "Осеннее утро за окном" Цы- цы- цы- есть хотят птенцы

Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина « Осеннее утро», формировать чувство слова; раскрыть эстетическую ценность слова;

Задачи:

обучающие:

учить различать разные виды\стили текста и находить и объяснять слова и выражения;

развивающие:

развивать речевые и коммуникативные умения детей.

воспитательные:

прививать любовь к природе;

корректирующие:

отработать навыки осознанного чтения

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст4 наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: презентация к уроку, Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»; портрет писателя, выставка книг, карточки (текст для речевой разминки).

ХОД УРОКА

I . Орг. момент. Чистоговорка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Разминка

    Дыхательная гимнастика.

    Чтение блоков (Слайд 2)

да-дар-дам-дом-дым

    Интонационная разминка.

Дым стелется к дождю. !? – логическое ударение.

    Гимнастика ума (Слайд 2)

Дым – слово магнит

Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?

(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)

III . Проверка домашнего задания

Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей)

(Слайд 3)

Скажи о дыме, как поэт или писатель.

«Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей

округе».

Скажи теперь, как учёный?

«Дым – это продукт горения».

(проверка работы)

Какое художественное средство использовал в своём стихотворении

В. Берестов? (юмор)

Уточните, какой юмор? (добродушный)

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я п о ц е п о ч к е

Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)

Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете? (Слад 4,5)

IV . Мотивация. Целеполагание

Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть

в прозе? (…………..)

И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».

Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.

V . Изучение нового материала

1. Первичное чтение учителем.

Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части? (чтение рассказа с.78) (Слайд 6)

2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

Понравился ли вам рассказ?

3. Подготовительная работа (Слайд 7)

По слогам и целыми словами - орфоэпическое чтение:

па-ра-шю[у] -ти-ком – парашютиком

мо-тыль-ком – мотыльком

пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными

шеп-чешь - шепчешь

про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]

раз-ле-те-лись – разлетелись

кон-чит-ся – кончится [ца]

4.Повторное чтение. Анализ произведения по частям.

1 часть

Найдите в тексте первую часть.

О чём она будет?

Чтение.

Как можно озаглавить эту часть?

П л а н

1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)

Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.

летит парашютиком

летит мотыльком сравнение ( Слайд 8 ; запись в тетради)

летит винтиком иллюстрации (Слайд 9)

день открывает глаза - олицетворение ( Слайд 10 ; запись в тетради)

иллюстрация (Слайд 11 )

Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?

Ответьте на него.

(художественные средства языка могут быть в прозаических произведениях)

Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.

П о д в и ж н а я ф и з к у л ь т м и н у т к а

2 часть

О чём пойдёт речь во второй части?

Прочитайте.

Как озаглавим вторую часть? (Одиночество запись в план на доске и в тетрадях)

Какое настроение писателя вы чувствуете?

На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)

(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)

3 часть

О чём третья часть?

Прочитайте.

Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)

С т и л и с т и ч е с к и й а н а л и з

Найдите в третьей части средства художественной выразительности?

день пробуждается олицетворение – Слайд 12

Подберите синоним к слову «пробуждается».

(«день просыпается, настаёт»)

А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а д л я г л а з

VI . Рефлексия

Итак, мы провели экспресс-исследование текста.

Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

Давайте сделаем вывод:

все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.

Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?

Какие задания показались наиболее интересными?

VII . Домашнее задание

(показ выставки книг) ( Слайд 13 ).

2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?»

Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок - начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

Речевая разминка

Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро !

С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение «Хитрые грибы»

Кто написал? (поэт - Валентин Дмитриевич Берестов)

Кто подготовил информацию о грибах?

Кто писал эти тексты ученый или поэт?

Где вы искали информацию о грибах?

Постановка темы, целей урока

Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

Отгадайте загадки:

Зажгла огней рябиновый костер.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем. (осень)

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни. (осень.)

Какой вы видите осень в этих загадках? (золотая; серая, мокрая, дождливая)

О чем пойдет речь на уроке? (осень)

Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

(тема записана на обложке самодельной большой книги)

Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге.

А вы любите осень?

Что же вам в ней нравится?

Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

ПРИМЕТА - А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

Работа над темой урока

Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)

Чьи картины считаете наиболее удачными?

(помещаем в книгу 2 рисунка )

А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы») - Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

Дыхательная гимнастика

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Он о том, как пахнет хвоя,

Куст рябины, и какос

Будет утро в час покоя…

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

Продолжение работы по теме урока

Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.

Беседа на основе прочитанного

С какой целью написан текст?

Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?

Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)

Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Игра «Собери название»

А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

ЕНЕСОНЕ РУОТ

(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу )

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. (помещаем в книгу доклад)

Выставка книг М. Пришвина.

Исследовательская групповая работа.

Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

ФИЗМИНУТКА

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Подготовительная работа к чтению

Словарная работа

Учитель: объясните значение слов

  • Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
  • Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
  • - Что такое парашютик, винтик, мотылек?
  • - Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
  • Парашютик – маленький парашют.
  • - Как летит парашют? (медленно)
  • - Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
  • - Как вращается винт? (быстро)
  • - Что такое винтик? (маленький винт)
  • - Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем . Беседа по первым впечатлениям

Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

Подготовительная работа

Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

Па-ра-шю-тик парашютик

Раз-ле-те-лись разлетелись

Пе-ре-лёт-ные перелётные

Повторное чтение (жужжащее) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».

Гимнастика для газ

Анализ произведения

Сколько раз встретилось слово «утро»?

Как вы думаете, почему?

Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

Выборочное чтение

Что вы знаете о «бабьем лете»? (Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).

Какие птицы улетят последними? (грачи)

Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)

Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

Групповая исследовательская работа.(малые группы)

Задача для исследования: найти

1-й группе - сравнение

2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность.)

3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) (помещаем в книгу)

…день открывает глаза… (3 группа)

…радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)

… какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)

Отработка навыков выразительного чтения . (резерв)

Чтение по цепочке

Творческая работа (в парах ) Напишите, что такое осень. Осень – это _________время года (помещаем лучшие в книгу)

Домашнее задание - прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем; - нарисовать рисунок к рассказу

Рефлексия - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке

Красный -Я – молодец!

Желтый - Могу и лучше!

Зеленый - Надо постараться.


Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели : познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.
Планируемые результаты
личностные:
развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения частной задачи; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе художественного произведения, понимания чувств автора и сопереживание ему;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать правила диалога, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
познавательные: выразительно читать, строить небольшую монологическую речь на основе научного текста; прогнозировать, расшифровав предложение, «включать» воображение, строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов и на основе его представлять целостную картину.

Оборудование : Компьютер, проектор, презентация к уроку. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; цветные листики для каждого ученика

Организационный момент

Общая готовность детей к уроку.

Концентрация внимания детей.

Проверка готовности.

Улыбнитесь друг другу. Подарите мне ваши внимательные глаза. Речевая разминка

Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!
Какое
чудесное утро!
Какое чудесное
утро !

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Выразительное чтение

I этап

Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

1.Проверка домашнего задания. Сообщение из дополнительных источников о грибах.

Чтение стихотворения В. Берестова

2.Актуализация знаний, появление темы урока.

Просмотр презентации «Золотая осень»

Беседа об осени на основе личных наблюдений детей

3.Антиципация чтения.

Прогнозирование на основе разворачивания предложения в текст.

Словесное рисование.

4. Появление целей урока.

Кто подготовил информацию о грибах?
-Кто писал эти тексты ученый или поэт?
-Где вы искали информацию о грибах?

Выразительно прочитайте «Хитрые грибы»
-Кто написал?

Отгадайте загадку:
- Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем.
- Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
(показ слайдов. Картины русских художников В. Поленова, И. Левитана, И. Грабаря)
- А какую вы увидели осень по дороге в школу? Чем вы восхищались? Что вас удивило?

Как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня на уроке?

На экране предложение. Внимательно прочтите его и представьте на своём мысленном экране картину.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

Нарисуйте словами картину, которую вы представили.

Что ещё вы увидели?

Когда это происходит? Дыхательная гимнастика
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Он о том, как пахнет хвоя,
Куст рябины, и кокос
Будет утро в час покоя…
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!.

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

Мы прочитаем рассказ «Осеннее утро» и сравним свои впечатления с впечатлениями автора. Постараемся понять, что видел и чувствовал М.М. Пришвин.

Рассказ о грибах с демонстрацией рисунков грибов.

Точные сведения о грибах можно прочитать в энциклопедии или в справочниках для грибников. Это научные тексты.

Выразительное чтение.

Слушание, отгадывание загадки.

Это осень.

Рассматривание картин

Очень красивые берёзы. Они оделись в золотой наряд и стало светлее вокруг.
- Я видел улетающих птиц. Мне стало грустно.
- Утром, когда я шла в школу, было так тихо, что слышалось шуршание листиков.

Подул ветер, и листья сыпались разноцветным дождём. Это очень красиво.

Наверное, об осени.

Человек стоит один на берегу реки. Он о чём-то переживает, приложил ладонь к сердцу.

Вдалеке стая птиц улетает на юг.

С деревьев падают листья на берег, в воду.

Это было, конечно, осенью.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

II этап

Учебно-познаватель-

ная деятельность.

1. Первичное восприятие текста.

2. Проверка первичного восприятия текста

Учебный диалог

Постановка задачи

3. Мотивация перечитывания и анализа произведения

Диалог с текстом

4. Беседа по содержанию в целом.

Чтение учителем произведения М. Пришвина «Осеннее утро».

Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

Понравилось вам произведение? Что вы почувствовали?

Вспомните нашу словесную картину перед чтением текста. Что мы не смогли определить точно? Если затрудняетесь ответить, посмотрите на заголовок.

Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет-ся пробуждается

Па-ра-шю-тик парашютик

Раз-ле-те-лись разлетелись

Пе-ре-лёт-ные перелётные

Сейчас вы медленно вдумчиво прочитайте про себя рассказ. Найдите, сколько раз в тексте встречается слово «утро»?
- Сколько раз встретилось слово «утро»?
- Как вы думаете, почему?
- Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?
- Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

О каких приметах осени говорит автор?

Какое определение дает писатель осеннему дню?

Какие чувства он испытывает?

Какие птицы улетят последними?
- Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

ФИЗМИНУТКА

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Слежение, слушание, осмысливание.

В тихую погоду листья падают медленно, плавно и редко. Кажется, они зависают в воздухе.

Мне кажется, что они похожи на бабочек.

А я видел, как они крутятся винтиком.

А ещё они похожи на стайку маленьких птиц.

Произведение понравилось. Интересно как падают листики.

Не точно определили время действия. Мы говорили, что это было осенью. Пришвин рассказывает об осеннем утре.

Чтение хором тихо, громко

Самостоятельное чтение про себя. Поиск ответа на поставленный вопрос.

В тексте слово «утро» не встречается. Оно есть только в заголовке.

Мало-помалу день открывает глаза.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.

III этап

Решение учебной-практической задачи

1.Творческое задание

2. Концептуальная беседа по тексту.

Продолжение знакомства с писателем.

Выразительное чтение произведения
(резерв) цепочкой

Групповая исследовательская работа.(малые группы)

Задача для исследования: найти

1-й группе - сравнение

2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность.)

3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.)

Какое осеннее утро помог увидеть вам автор?

Какое настроение было у М.М. Пришвина в то утро?

Продолжите предложение: «Осень – это ……… время»

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью к природе: их не боятся пугливые птички, им показывают свои секреты растения и животные. Будто сама природа раскрывает им свои тайны. Таким удивительным человеком был М.М. Пришвин. Его душа живёт в рассказах. Читая книги Пришвина, мы будто беседуем с ним.

Показ портрета.

Выставка книг М. Пришвина.

какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)

радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)

день открывает глаза… (3 группа)

Участие в коллективной дискуссии. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

Самостоятельное выделение основной идеи текста. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (какой он? что его привлекает в мире, в чём особенность его взгляда на мир? и т.д.).

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Рассказ одного ученика о М. Пришвине

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

IV этап

Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Учитель задет вопросы:

Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Домашнее задание

Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).

Нарисовать рисунок к рассказу.

Составьте свой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу».














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "М.М. Пришвин "Осеннее утро". И. Бунин "Сегодня так светло кругом…" представляет задания такие как, "соедини стрелками", "", "", "Прочитайте".

  1. Разминка
  2. Соедини стрелками
  3. Средства художественной выразительности
  4. Найди средства художественной выразительности
  5. Прочитайте

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Давыдова И. С.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

      Для проведения теста / проверочной работы

Слайд 1

Давыдова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Клюквинская средняя
общеобразовательная школа».

Урок литературного чтения во 2 классе.

Слайд 2

Разминка

  • да-дар-дам-дом-дым
  • огонь
  • труба
  • вулкан
  • масло
  • коромысло
  • яблони
  • Слайд 3

    Соедини стрелками

    художественный текст:

    …Ночью ветер злится
    Да стучит в окно.

    Закружилась листва золотая
    В розоватой воде на пруду…

    научный текст:

    Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.

    Пруд - искусственный водоем, для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей.

    Слайд 4

    Средства художественной выразительности

    • олицетворение
    • сравнение
    • метафора
    • эпитеты
  • Слайд 5

    Найди средства художественной выразительности

    • олицетворение
    • сравнение
    • метафора
    • эпитеты
  • Слайд 6

    Слайд 7

    Прочитайте

    • мо-тыль-ком – мотыльком
    • пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
    • шеп-чешь - шепчешь
    • про-буж-да-ет-ся – пробуждается[ца]
    • раз-ле-те-лись – разлетелись
    • кон-чит-ся – кончится[ца]
  • Слайд 8

    Средства художественной выразительности в рассказе М. Пришвина «Осеннее утро»

    Слайд 9

    Слайд 10

    Средства художественной выразительности в рассказе М. Пришвина «Осеннее утро»

    Слайд 11

    Слайд 12

    Средства художественной выразительности в рассказе М. Пришвина «Осеннее утро»

    Слайд 13

    Прочитай

  • Слайд 14

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    - формировать чувство слова;

    Ход урока

    Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать,
    И будем выговаривать
    Так правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    II. Разминка

    Дыхательная гимнастика.

    Чтение блоков (слайд 2)

    • да-дар-дам-дом-дым

    Интонационная разминка.

    Гимнастика ума (слайд 2)

    • Дым – слово магнит

    (ответы детей )



    округе».

    Скажи теперь, как учёный?
    «Дым – это продукт горения».

    (проверка работы ученика)

    (юмор)
    - Уточните, какой юмор? (добродушный)

    (олицетворение, эпитеты)

    Фузкултьминутка для глаз




    V. Изучение нового.

    1. Первичное чтение учителем.

    ()

    Понравился ли вам рассказ?


    орфоэпическое чтение:

    • па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком
    • мо-тыль-ком – мотыльком
    • пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
    • шеп-чешь - шепчешь
    • раз-ле-те-лись – разлетелись
    • кон-чит-ся – кончится [ца]

    1 часть


    - О чём она будет?

    План

    1. Листопад

    • летит парашютиком
    • летит мотыльком сравнение (слайд 8; запись в тетради)
    • день открывает глаза - олицетворение (слайд 10; запись в тетради)
    • иллюстрация (слайд 11)


    - Ответьте на него.


    произведениях)

    Вывод:

    Подвижная физкултьминутка

    2 часть


    - Прочитайте.
    Одиночество

    3 часть

    О чём третья часть?
    - Прочитайте.
    Всё кончится - запись)

    Стилистический анализ


    (день пробуждается олицетворение – слайд 12)

    («день просыпается, настаёт»)

    Вывод:

    Фузкултьминутка для глаз



    - Как говорит поэт о тишине?



    Вывод:

    VII. Рефлексия



    - Давайте сделаем вывод:

    VIII. Домашнее задание

    Отметьте настроение в таблице.

    Давыдова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курский район, Курская область.

    Литературное чтение (2 класс)

    Тема. Средства художественной выразительности в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро».

    Цель:

    - формировать чувство слова;
    - раскрыть эстетическую ценность слова;
    - развивать речевые и коммуникативные умения детей.

    • Оборудование: Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»;
    • портрет писателя, выставка книг, карточки;

    Ход урока

    I. Оргмомент. Настроение (отметить в таблице). Чистоговорка.

    Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать,
    И будем выговаривать
    Так правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    II. Разминка

    Дыхательная гимнастика.

    Чтение блоков (слайд 2)

    • да-дар-дам-дом-дым

    Интонационная разминка.

    • Дым стелется к дождю.!? – логическое ударение.

    Гимнастика ума (слайд 2)

    • Дым – слово магнит

    Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?

    (из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)

    III. Проверка домашнего задания.

    Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей )
    (один ученик работает за компьютером, выбрав в нижнем левом углу функцию «перо»; слайд 3)

    Скажи о дыме, как поэт или писатель.
    «Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей
    округе».

    Скажи теперь, как учёный?
    «Дым – это продукт горения».

    (проверка работы ученика)

    Какое художественное средство использовал в своём стихотворении В. Берестов? (юмор)
    - Уточните, какой юмор? (добродушный)

    Чтение наизусть стихотворение по цепочке.

    Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)
    - Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете?

    Дети работают за компьютером (функция «перо»): второй ребёнок – слад 4, третий – слайд 5. Проверка.

    Фузкултьминутка для глаз

    IV. Мотивация. Целеполагание.

    Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть в прозе? (…………..)
    - И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».
    - Но будем не просто его читать, а исследовать.
    - Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.

    V. Изучение нового.

    1. Первичное чтение учителем.

    Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части?

    (чтение рассказа на фоне музыкального сопровождения - слайд 6)

    (музыку в презентацию не включила, так как, какая музыка будет звучать на уроке, зависит от самого учителя )

    2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

    Понравился ли вам рассказ?
    - А как интереснее слушать, с музыкой или без неё? Почему?

    3. Подготовительная работа (слайд 7)

    По слогам - орфографическое чтение и целыми словами -
    орфоэпическое чтение:

    • па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком
    • мо-тыль-ком – мотыльком
    • пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
    • шеп-чешь - шепчешь
    • про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]
    • раз-ле-те-лись – разлетелись
    • кон-чит-ся – кончится [ца]

    Повторное чтение. Анализ произведения по частям.

    1 часть

    Найдите в тексте первую часть.
    - О чём она будет?

    Как можно озаглавить эту часть?

    План

    1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)

    Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

    Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

    Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.

    • летит парашютиком
    • летит мотыльком сравнение (слайд 8; запись в тетради)
    • летит винтиком иллюстрации (слайд 9)
    • день открывает глаза - олицетворение (слайд 10; запись в тетради)
    • иллюстрация (слайд 11)

    Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?
    - Ответьте на него.

    (художественные средства языка могут быть в прозаических
    произведениях)

    Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.

    Подвижная физкултьминутка

    2 часть

    О чём пойдёт речь во второй части?
    - Прочитайте.
    - Как озаглавим вторую часть? (Одиночество запись в план на доске и в тетрадях)
    - Какое настроение писателя вы чувствуете?

    На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)

    (дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

    Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)

    3 часть

    О чём третья часть?
    - Прочитайте.
    - Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)

    Стилистический анализ

    Найдите в третьей части средства художественной выразительности?
    (день пробуждается олицетворение – слайд 12)
    - Подберите синоним к слову «пробуждается».
    («день просыпается, настаёт»)
    - А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

    Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.

    Фузкултьминутка для глаз

    VI. Знакомство со стихотворением И. Бунина.

    1. Читает наизусть подготовленный ученик.

    Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
    - Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина?
    - Как говорит поэт о тишине?
    - Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при чтении?
    - Какие звуки наиболее часто повторяются в этом стихотворении?
    - Как называется приём повтора согласных звуков?
    - Для чего поэт использовал аллитерацию?

    Вывод: поэт – композитор слова; с помощью звуков поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать то, что видит и слышит сам.

    VII. Рефлексия

    Итак, мы провели экспресс-исследование текста.
    - Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?
    - Давайте сделаем вывод:

    все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.

    Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?
    - Какие задания показались наиболее интересными?

    VIII. Домашнее задание

    2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?» Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.

    3. В стихотворении И. Бунина найдите средства художественной выразительности. Запишите их в таблицу в тетради.

    Как прекрасно осеннее утро! Солнце, проснувшись, ласкает своими лучами золотую листву. Природа окрашивается всеми цветами осени.

    Вот играет багрянцем стыдливая рябина. Яркие ягодки в желто-красной листве, как огоньки. Будет чем поживиться дроздам в зимнюю стужу. Веселые воробьи громко чирикают, радуются последним теплым, осенним денькам. То прыгают с ветки на ветку, то гоняют небольшими стайками по двору. Ветер подхватывает желтые листья с аллеи и кружит их, как будто играясь. Деревья отзываются тихим шепотом. Их разноцветные листочки трепещут, хотят потанцевать с игривым ветром. Озорник разыгрался сильнее и сорвал с березки несколько листьев. Полетели, кружась в танце, нежно-желтые балеринки.

    По небу плывут важные, неторопливые облака. Время от времени прячут они за собой осеннее солнце. Становится грустно и уныло. Серые дома кажутся хмурыми. Но стоит солнышку показать свой лучик из-за туч, как цвета оживают. Как будто художник взял в руки кисть и краски и разрисовал все вокруг!

    Налетел порывистый ветер. Облака побежали быстрее и солнца почти не видно. Низкое небо потемнело. Сорвались первые капли дождя. Вот уже забарабанили они по подоконнику, все быстрее и быстрее. Это капризная красавица осень заплакала, роняя слезинки. Не хочет уступать место зиме. Птицы затихли, а кошка спряталась под лавку. Появились небольшие лужи с множеством расплывающихся кругов на поверхности. Прохожие прячутся под широкими шапками зонтов. Улица окуталась настоящим осенним настроением.

    Но вот, сквозь грозные тучи пробился робкий солнечный луч и заглянул в комнату. Через мокрое стекло видны размытые силуэты осеннего пейзажа. Горизонт стал розовато-синим с темными пятнами сизых облаков. Дождь постепенно утих. Теперь маленькие капельки светятся янтарем, свисая с веток. Мокрые листья загорелись еще ярче в утреннем свете. Оранжевые, желтые, золотистые, коричневые, красноватые и желто-зеленые одежды деревьев словно засверкали за окном. Какая красота!

    Не всегда осень бывает угрюмой. Сколько ярких красок подарило нам сегодняшнее утро. Осень - это еще и аромат спелых яблок, цветущих хризантем и влажных листьев. Только осенью облака опускаются так низко, и кажется, что их можно достать рукой. Природа надевает свой самый дорогой наряд. Янтари и рубины рассыпаются вокруг. Земля укрывается золотым ковром, готовясь к зимнему сну. Прекрасные стихи и картины создаются осенью. Любой художник позавидует такой палитре красок, как у осени. Многие поэты вдохновляются этой чудесной порой года. И даже осенний утренний дождь по-своему прекрасен.

  • Похожие статьи