Применение приемов страховки, помощи и самостраховки. Проектная работа на тему "страховка и самостраховка на уроках физической культуры" Самостраховка при выполнении упражнений

Известно, что на занятиях школьников физиче­ской культурой, и на тренировках нередки случаи травматизма. Еще больше травм происходит в быту. Большинство из них,на первый взгляд кажутся случайными: поскользнулся в прыжках, беге или игре; неудачно упал, катаясь на коньках, лыжах или санках; неловко приземлился при спрыгивание и т.д. приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чрева­тых опасностью травматизма.

Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой тарвматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже предла гаются приемы самостраховки при выполнении наиболее распространенных упражнений, чреватых опасностью травматизма

Иногда при падениях вперед школьники получают различные травмы рук, лица, груди. Происходит это чаще всего с теми, у кого слабые руки и недостаточно развита ловкость.

Упражнения для амортизации падений сгиба­нием рук.

Этот способ самостраховки применяют при падениях на месте или с небольшой поступательной скоростью движения. При обуче­нии падениям используют поролоновые маты.

1.Попеременное и одновременное сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой руками о стол, табуретку, гимнастическую скамейку, пол; то же, но ноги на скамейке или поддерживаются партнером (рис. 1); то же с опорой на партнера, лежащего на спине (рис. 2). Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

2. Ходьба на руках; в упоре лежа, с под-спрыгивании, перепрыгивании и т.д. Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовкой школьников и недостаточным вниманием тренеров и учителей физической культуры к упражнениям, развиваю­щим навыки самостраховки. Эти упражнения несложны, доступны и нужны практически всем детям, а в особенности тем, кто занимается видами спорта, связанными с неожиданными или преднамеренными падениями (гимнастика, акро­батика, борьба, футбол, волейбол и др.)

Однако наивно думать, что, разучив 10- 20 специальных упражнений, мы уже застрахова­ли детей от травм. Преградой травматизму они станут только при регулярных повторениях усложняющихся заданий и выполнении их уве­ренно, четко, на высокой скорости. Ниже поддержкой партнером под колени; то же с под­держкой за голени, ноги вместе; то же в стойке на руках (рис. 3).

3. Сгибание и разгибание рук в стойке: у гимнастической стенки, зацепившись насками за рейку (рис. 4); с поддержкой партнером за ноги (рис. 5); у стены без помощи, опускаясь до стойки на голове и выхода в стойку силой.

4. В упоре лежа на полу: отталкивание руками; тоже с 1-2 хлопками; отталкивание ногами (рис. 6); то же, разводя и соединяя ноги; отталкивание руками и ногами одновременно; то же с продви­жением вправо и влево. Темп выполнения упражнений постепенно возрастает.

5. Падения вперед на руки в упор лежа: из упора на коленях оттолкнуться руками от пола и с продвижением туловища вперед-вверх мягко приземлиться в упор лежа на согнутых руках (рис. 7); то же из упора присев; то же из стойки на коленях; то же из о.с., туловище прямое; то же с поворотом кругом и одновременным падени­ем; то же после кувырков вперед и назад.

Страховка - это обязательное условие для преодоления препятствий в горах. Безопасность обеспечивается тщательной физической, технической и тактической подготовкой, что позволяет достигнуть заданной цели.

Страховка состоит из целого комплекса мероприятий, обеспечивающих задержание человека при срыве на сложном участке горного пути. Для ее осуществления применяется специальная страховочная система (обвязка, беседка) (рис. 12).

РИС. 12. Грудная обвязка и беседка: а - система из двух поясов; б - специальная система; в - обвязка из веревки

Запомните и соблюдайте следующие правила страховки:

Страховочная система является гарантом личной безопасности человека во время его возможного срыва на горном рельефе. Она позволяет человеку после срыва без болезненных ощущений провисеть в ней не менее 10 мин, сохраняя возможность двигать руками и ногами. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. Место подвески системы не должно быть ниже грудины.

Недопустимо использовать систему по частям: при работе только в одной беседке срыв может повлечь тяжелые травмы позвоночника. Зависание в грудной обвязке через 10-15 мин может привести к необратимым последствиям из-за сдавливания ремнями грудной клетки.

Крепление веревок производится с помощью узлов. В самых различных ситуациях можно обойтись относительно небольшим количеством узлов, но в завязывании их требуется достичь полного автоматизма. К этим узлам относятся: проводник, двойной проводник, срединный проводник, восьмерка, булинь, брамшкотовый, прямой, академический, встречный; схватывающие: пруссик, австрийский, карабинный (рис. 13).

РИС. 13. Узлы: 1 - проводник (одним концом); 2 - двойной проводник; 3 срединный проводник; 4 - восьмерка; 5 - булинь; 6 - брамшкотовый; 7 прямой; 8 - академический; 9 - встречный; 10 - схватывающие: а пруссик; б - австрийский; в - Бахмана (карабинный); 11 - стремя

Страховка подразделяется на нижнюю и верхнюю. Нижняя страховка - это когда веревка подходит к альпинисту снизу. Чтобы уменьшить расстояние падения, веревку можно продергивать через карабины, прикрепленные к неподвижным точкам опоры. Верхняя страховка - веревка подходит к альпинисту сверху, а точка страховки находится на уровне груди. При этом сам страхующий может располагаться внизу, но страхующая веревка проходит через карабин, расположенный выше груди (рис. 14).

РИС. 14. Верхняя страховка

Страховка может осуществляться через естественные или искусственные точки страховки. Естественные точки страховки - скальный выступ, камень, дерево. Нужно, чтобы угол между идущей от рук веревкой и направлением возможного срыва не был более 90°. При уменьшении угла до 0° эффективность страховки растет (рис. 15).

РИС. 15. Организация страховки и самостраховки

Искусственные точки страховки - это скальные или ледовые крючья, петли, перила, по которым движется страховка. Для удобства работы с веревкой и уменьшения ее истирания на крючья и петли надевается карабин.

При страховке через скальный выступ нужно предварительно проверить, нет ли на нем острых углов, которые могут перерезать веревку, или узких щелей, в которых ее может заклинить. Затем, если не надевается веревочная петля, страхующий закладывает веревку за выступ и становится к нему лицом или боком. Если угол между веревками близок к 0°, т.е. трение большое, веревку нужно держать руками по обе стороны выступа; если же угол около 90° - то с одной стороны. То же относится к страховке через дерево. При страховке через карабин веревку держат с одной стороны двумя руками, не ближе чем в 0,5 м от карабина.

Точки страховки необходимо располагать так, чтобы при срыве не было маятника. Поэтому при траверсе или движении под большим углом к вертикали используется страховка через карабин, скользящий по перильной веревке. Для передвижения карабина можно применить другую веревку.

Самостраховка. Необходимо прикрепить веревку, идущую от грудной обвязки, к выступу, крюку, петле, дереву, находящимся со стороны, противоположной предполагаемому срыву. Желательно, чтобы место крепления самостраховки было выше плеч. Веревка самостраховки может иметь небольшую слабину. Крепление страховки и самостраховки к одному крюку не допускается.

Конец страхующей веревки должен быть закреплен. Особый случай самостраховки - движение по вертикальным или горизонтальным перилам. При подъеме по вертикальным перилам самостраховка обеспечивается схватывающим узлом, а при спуске - схватывающим узлом даже при использовании технических средств типа восьмерок и рогаток. В этих случаях схватывающий узел находится выше.

При движении по горизонтальным перилам на скальном склоне или на переправе надо пристегнуться к ним карабином.

Спуск у большинства альпинистов считается менее сложной задачей, чем подъем на вершину. Считается, что опасностей здесь меньше и можно расслабиться. Но, как показывает практика, трудности здесь все же есть и относиться к ним надо так же серьезно, как и к сложностям подъема на вершину.

При спуске на закрепленной веревке скорость движения вниз намного выше, чем при подъеме. Это необходимо обязательно учитывать и не пренебрегать приемами торможения и самозадержания (рис. 16).

РИС. 16. Торможение и самозадержание на спуске

Нельзя пренебрегать изменяющимся в течение дня состоянием горного рельефа (подтаивание снега, сход камней, ледовые обвалы).

При передвижении по легким скалам основная нагрузка падает на ноги. Руками придерживаются только в отдельных местах. Как правило, легкие скалы имеют широкие удобные полки или карнизы. Общий наклон их редко превышает 30°. При движении нужно стараться выбирать горизонтальные плоскости, на которые ботинок опирается всей подошвой прямо, с разворотом или боком, в зависимости от размера опоры. На наклонных скалах ботинки ставятся всей подошвой по склону. Спускаться целесообразно лицом от склона. На скалах средней трудности необходимо постоянно использовать для опоры руки. На отдельных участках скалы может потребоваться использование технического снаряжения. Страховка при движении по таким скалам необходима, поскольку они часто бывают разрушены и потому небезопасны.

Существенно облегчит задачу передвижения представление о формах скального рельефа:

выступы - отдельные, резко выступающие, небольшие по размерам элементы, которые можно использовать для опоры, страховки, отдыха;

внешние углы - выступающая форма рельефа;

внутренние углы - углы, образованные пересечением выступающей части со склоном;

впадины - углубления в склоне, которые можно использовать для опоры;

камины - вертикальные или слегка наклонные широкие щели, в которых размещается тело человека при движении;

карнизы - нависающие выступы над стеной;

кулуары - наклонные желоба (канавы) на склонах;

полки - горизонтальные или слегка наклонные площадки, идущие поперек стен или склонов;

пробки - камни, плотно застрявшие в каминах, кулуарах или расщелинах;

расщелины - вертикальные, наклонные или горизонтальные трещины, размеры которых дают возможность поместить в них руку или ногу для упора при движении;

уступы - рельеф склона, напоминающий ступеньку;

щели - узкие трещины, где могут поместиться пальцы рук или ног.

Движение по скалам требует попеременного использования множества технических приемов, отработанных до автоматизма, и если неопытный человек часто прибегает к упорам ногами и захватам, то более опытные чередуют их. Необходимо использовать оптимальную для данного рельефа технику, добиваясь экономии сил, быстроты передвижения и стараясь поочередно нагружать разные мышцы тела.

Существуют определенные принципы лазанья по скалам:

Маршрут тщательно изучить до начала движения;

Трудные участки проходить без задержки и остановки;

Постоянно нужно иметь три точки опоры;

Прежде чем использовать точку опоры, визуально определить ее прочность, затем опробовать и убедиться в ее надежности;

Точку опоры, проверенную и использованную для рук, следует применять и для ног;

При ограниченном количестве точек опоры возможно использование трения тела о скалу;

Лазать нужно плавно, без рывков, чтобы сохранить равновесие, силы и не разрушить точку опоры.

При опоре на ноги желательно для большей надежности и экономии сил ставить ступню внутренней стороной к скале.

При движении по полкам и камину постановка подошвы показана на рис. 17а.

При движении по расщелине опора для ног может быть создана распором носка или всей подошвы ботинка (РИС. 17б). Следует помнить, что в положении 1 ботинок может заклинить. Распор для движения может быть создан также одновременной передачей усилия через ботинок и колено в разные стенки расщелины (положение 4). Возможно также движение со скрещенными ногами, когда они передают усилия на разные стенки расщелины: правая - на левую, а левая - на правую.

РИС. 17. Лазанье по скальному рельефу. Опора ног: а - постановка ноги; б - распор подошвой ботинка

Использование непрочной опоры (камня, лежащего на склоне) возможно лишь при отсутствии другой опоры.

Использование колена при лазании крайне нежелательно: его можно повредить, к тому же при опоре на колено трудно сохранить равновесие.

Устойчивость ног на опоре зависит не только от величины и крутизны наклона опоры под ногой, но и от действия рук и расположения центра тяжести тела. Работа рук должна содействовать этому.

При работе руками применяйте захваты, упоры, распоры.

При захватах (рис. 18а) усилие может передаваться сверху (1, 2 и 3), снизу (4) или сбоку (5, 6). Значительно экономичнее с точки зрения расходования сил передавать усилие с помощью упора (РИС. 18б) через точки, расположенные ниже уровня плеча. При этом оно чаще всего направлено сверху вниз. Распоры (РИС. 18б) применяются при движении вдоль каминов, расщелин. Усилие передается в противоположные стороны с использованием кисти (1), двух рук (2), пальцев рук (3), кулака (4), кисти и локтя (5).

РИС. 18. Лазанье по скальному рельефу. Работа рук: а - захваты; б - упоры; в - распоры

Проживание в горах или передвижение к заданной цели невозможно без определенного снаряжения и одежды. В горные походы чаще всего отправляются группой, поэтому необходимо специальное групповое снаряжение

(см. таблицу).

Тот, кто отправляется в горы в качестве туриста, должен иметь полную экипировку - специальное индивидуальное снаряжение (см. таблицу).

Перечень индивидуального снаряжения

Защитные очки - на высоте более 3000 м только стеклянные. Снимать рекомендуется лишь там, где нет снега, льда и солнца. Маска из нескольких слоев марли незаменима в солнечный день на льду и на снегу.

Рукавицы необходимы для защиты рук от холода, снега, ожогов при протравливании веревки на страховке и предохранения от травм на рельефе. Рабочие рукавицы шьют из брезента. Они должны быть плотными, но достаточно мягкими, перекрывать запястье. Теплые рукавицы делаются пуховыми или шерстяными с накладками или верхней оболочкой из плотного материала. Варежки и рукавицы обязательно фиксируются резинками или тесемками, так как во время работы на рельефе их можно легко потерять.

Веревка - важнейшая часть горного снаряжения. Она служит для подъема на высоту, спуска, вытягивания груза, спасательных целей, страховки и самостраховки. Берегите ее, не топчите ногами и пользуйтесь, отбросив все сомнения в том, что можете без нее обойтись.

Репшнур - тонкая вспомогательная веревка, имеющая прочность примерно 100 кг. Категорически запрещено применять одинарный репшнур как элемент страховки.

Ледоруб имеет более ста способов применения. Основные - использование для страховки и самостраховки (рис. 8).

РИС. 8. Горное снаряжение

Головной убор - шапочка любого фасона, лучше с козырьком - нужен для защиты от солнечного удара. Жесткая каска предохраняет от ударов камнями.

Страховочная система. Один из основных предметов снаряжения, обеспечивающих безопасность. Состоит из грудной обвязки, пояса и беседки (рис. 9).

РИС. 9. Страховочные системы

Скальные крючья необходимы для организации страховки и передвижения на скалах. Крюк представляет собой клин с проушиной, опирающийся на скалу после забивки в трещину (рис. 46).

РИС. 10. Крючья

Карабин не для стрельбы, а для соединения альпиниста со связочной веревкой и веревки с крючьями имеет разную форму. Может выполнять множество других функций во время восхождения (рис. 8).

Кошки ходят не по льду, а по твердому фирну и жестким оцементированным грунтовым склонам (рис. 11).

РИС. 11. Кошки и другое горное снаряжение

Рюкзак со съемной подвесной системой, коврик-гамак, плащ-палатка, нож-мачете, спальный мешок и боевой разгрузочный жилет предназначены для солдат и других участников военных действий в горной местности.

Рюкзак выполнен из высокопрочной синтетической ткани камуфляжной расцветки. Конструктивно состоит из подвесной системы, основной емкости, клапана основной емкости штурмового ранца, дополнительных навесных карманов.

Подвесная система состоит из лямок с элементами регулировки, пояса и спинной части. На поясе есть места крепления дополнительного навесного снаряжения. Подвесная система имеет механизм быстрого сброса основной емкости. К боевой системе может пристегиваться верхний клапан основной емкости, играющий роль штурмового ранца (аналог используемого сейчас РД «ранец десантный»). На спинной части подвесной системы располагаются фляга, плащ-накидка, нож-мачете или саперная лопатка. Могут крепиться и дополнительные навесные карманы. Рюкзак может использоваться и в воздушно-десантных операциях. В этом случае основная емкость выполняет роль грузового контейнера.

Основная емкость имеет узлы крепления с быстрорасстегивающимися замками и три плоских кармана для плащ-палатки, саперной лопаты или ножа-мачете, РПГ и гранат к ним. Объем емкости регулируется двумя ремнями. Клапан основной емкости также выполняет роль штурмового ранца. Он может использоваться как отдельно, так и с подвесной системой. Дополнительные подвесные карманы крепятся на основной емкости и на подвесной системе. В них переносится АЗК и противогаз, дополнительное снаряжение.

Таким образом, рюкзак достаточно многофункционален и может применяться в качестве транспортной системы, рейдового рюкзака, штурмового и десантного комплекта. Кроме того, основная емкость оснащена герметическим мешком, что позволяет переправлять через водные преграды груз до 40 кг.

Жесткость рюкзака обеспечивается ковриком-гамаком, который вставляется в специальный карман. Коврик также может служить полом одноместной палатки и использоваться как носилки. Выполнен из высокопрочной водонепроницаемой камуфлированной ткани, с внутренним наполнением из пенополиуретана. Снабжен шестью петлями из высокопрочной синтетической ленты. Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, что позволяет организовать ночевку даже на леднике. Достаточно большой объем пенополиуретана обеспечивает использование коврика в качестве индивидуального плавсредства.

Плащ-накидка, входящая в комплект, выполнена по типу пончо. Это прямоугольный кусок ткани с капюшоном посредине размером 1,5x2,2 м. Пончо имеет узлы крепления, позволяющие использовать его в качестве плаща, накидки, группового тента, индивидуальной палатки, части многоместной палатки, согревающего мешка, маскировочного тента. Плащ-палатка рассчитана на использование совместно с ковриком-гамаком. Выполнена из легкой и прочной ткани, имеющей камуфляжную или защитную окраску с одной стороны и детализированную с другой.

В комплект снаряжения входит универсальный шанцевый инструмент. Он представляет собой нож-мачете с расширенным лезвием и выполняет функции лопаты, топора, пилы, мачете, ножа, стропореза, гаечного ключа, отвертки, имеет линейку, угломер, может использоваться в качестве точки опоры. В пустотелой рукоятке, обмотанной прочным синтетическим шнуром, размещается комплект выживания.

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

  1. соответствие формы;
  2. соблюдение дисциплины;
  3. наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

  • индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.
  • Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

  • Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.
  • Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.
  • Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.
  • Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.
  • Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

К скоростным и силовымупражнениям относятся те, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий промежуток времени. В качестве примера назовем такие упражнения, как прыжок вверхтолчком обеих ног с места, прыжок в длину, бег на короткие дистанции, бросок двумя руками набивного мяча из-за головы, переворот в упор на высокой перекладине и др.

Для развития скоростно-силовых способностей чаще всего используют различного веса отягощения (штанга, гантели, пояс с песком, утяжеленные предметы, закрепляемые на верхних или нижних конечностях и др.), а также изменение условий выполнения упраж-нений (бег в гору, по песку, по ступенькам вверх и т. п.)

Основные правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений гласято необходимости:

♦ выполнять упражнения, соответствующие физической подготовленности организма;

♦ использовать отягощения в зависимости от возраста и уровня подготовленности;

♦ применять гантели, учебные штанги, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы,тренажеры в соответствии с ростом, весом, физической подготовленностью;

♦ систематически с помощью пульса и внешних признаков осуществлять самоконтроль за состоянием организма;

♦ рационально подбиратьупражнения и режим их выполнения с целью равномерной работы основных мышечно-связочных групп.

При выполнении гимнастических упражнений следует помнить, что некоторые из них связаны с определенным риском. Наличие риска воспитываеттакие положительные качества, как воля и стремление к победе, но риск не должен приводить к травмам, а тем более к несчастным случаям. Чтобы этого избежать, применяется страховка ученика, выполняющего упражнение, учителем или учащимися.

Успешно страховать при обучении можеттолько тот, кто знаеттех-нику изучаемых упражнений и правила выполнения страховки. Очень важно правильно выбирать место для страховки. Страхующий должен находиться там, где возможен срыв или падение занимающегося. Он обязан перемещаться за занимающимся по ходу выполнения упражнения. Приемы страховки предопределяются техникой упражнения, его структурной особенностью, сложностью, а также подготовленностью выполняющего упражнения. Одним из приемов страховки является помощь, при которой страхующий непосредственно помогает (физически) занимающемуся выполнять упражнение. Во время поддержки (также один из приемов страховки) страхующий касается занимающегося, но не оказываетему физической помощи в выполнении упражнения, не стесняет его движений. К основным правилам страховки можно отнести и знания наиболее трудных и опасных моментов в упражнении. Страхующий должен располагаться так, чтобы в любой момент помочь занимающемуся и вместе с тем не мешать ему выполнять упражнение. Если занимающемуся при дальнейшем выполнении упражнения угрожает опасность, его необходимо остановить. Не следует страховать, стоя на какой-либо подставке. Это опасно, ктому же затрудняет передвижение страхующего. Нельзя располагать руки между телом выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом (например, при выполнении упражнений на брусьях). При поддержке гимнаста не всегда нужно прилагать максимум усилий. Иногда достаточно незначительного толчка или легкой поддержки, чтобы предостеречь занимающегося от падения или неудачного приземления. В процессе оказания помощи надо учитывать специфику страховки на перекладине, брусьях, бревне, канате, при выполнении опорного прыжка, акробатических упражнений. При страховке девушек важно внимательно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений они не ударили а грудью или нижней частью живота о гимнастический снаряд. Для лучшего осуществления страховки необходимо систематически следит за правильностью подготовки к занятиям на различных снарядах.



Самостраховка - очень важный элементучебно-воспитательного процесса. Это способностьученика своевременно принимать решениз и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут воз никать во время выполнения различных упражнений. Ученик може прекратить или видоизменитьупражнение, чтобы предотвратитьтрав му или облегчить силу падения. На уроках гимнастики особое вниманиеследуетобратитьнаосвоениетехники кувырков вперед и назад из любого положения. Это даст возможность во время неудачного соскока с гимнастического снаряда или падения облегчить приземление.

В ходе уроков легкой атлетики важно провести качественную подготовку основных мышечно-связочных групп. Опыт показывает, что во время занятий легкой атлетикой преобладаюттравмы нижних конечностей. Во время бега особое внимание следует обратить на правильную постановку стопы, приземляться в прыжках необходимо на согнутые в коленях ноги.

Во время учебных игр в баскетбол, ручной мяч, волейбол наиболее часто подвергаются ушибам кисти рук. Поэтому во время разминки необходимо хорошо разогреть лучезапястные суставы, пальцы, фаланги пальцев.

Страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют избежать травм в результате срывов и падений. Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося своевременно поддер-жать исполнителя упражнений, в случае неудачной попытки не дать емуупасть. Вотличиеотстраховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося. Ее цели:

1)предотвратить падение или срыв со снаряда;

2)облегчить ученику выполнение упражнений;

3)помочь правильно выбрать способ выполнения того или иного движения.

Самостраховка: умение приземляться с амортизацией ногами, перекаты и группировки во время падения без опоры руками. Падения вперед с последующим кувырком или мягкой амортизацией руками и ногами, назад, набок с выполнением перекатов в группировке.

Правила безопасности:

♦ выполнение всех команд и распоряжений учителя;

♦ при выполнении строевых упражнений соблюдать интервалы идистанцию;

♦ около каждого снаряда должны лежать маты, при поточном выполнении кувырков, переворотов соблюдать дистанцию;

♦ приземляться в опорном прыжке и при соскоках на снарядах только на маты;

♦ проверять исправность и крепления снарядов;

♦ не стоять вблизи места приземления при прыжках, не мешать разбегутоварища;

♦ не скользить по канату при спуске;

♦ в начале занятия проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и связки.

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

    соответствие формы;

    соблюдение дисциплины;

    наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

    индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

    Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

    Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

    Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

    Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

    Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

    Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Похожие статьи