Инфотейнмент на российском телевидении. Исследование инфотейнмента на российском телевидении


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.Н.А.ДОБРОЛЮБОВА

Курсовая работа
«Инфотейнмент как жанр современной тележурналистики»
(на примере программы « ПрожекторПерисХилтон»)

Выполнила:
студентка гр. 401 АПЖ
Лохмачева Татьяна
Научный руководитель:
к. филол. н., доцент Браун О. С.

Нижний Новгород
2011

Содержание:
Введение………………………………………………………… ……………….3
Глава 1. Медийная структура России…………..………………………………5

      Особенности современной системы СМИ………………………..5
      Модели современной медиасистемы России……………………..6
      Понятие глобального «мейнстрима»…………………………….10
Глава 2. Инфотейнмент как жанр журналистики……………………………14
    2.1. Зарождение явления……………………………………………………14
2.2. Инфотейнмент как психологический прием…………………………18
2.3. Появление инфотейнмента в России…………………………………..21
Глава 3. «ПрожекторПерисХилтон» как программа в жанре инофотейнмент……………………… ……….………………………………….23
3.1. Подготовка и проведение программы…………………………………23
3.2. Черты инфотейнмента в программе «ПрожекторПерисХилтон»…..24
3.3. Критика программы « ПрожекторПерисХилтон»……………………. 27
Заключение…………………………………………………… ………………….31

Введение.

Современный человек не представляет свою жизнь без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. При этом стираются границы между телевизионными жанрами, и новости уже нельзя отнести к чисто информационным жанрам. На характер новостей влияют многие факторы: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренно комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади» 1 . Преимуществом журналистики новой формации является высокая степень информационной насыщенности текста и быстрота реакции при многообразии каналов информации и их растущей конкуренции.
Актуальность данной работы заключается в том, что жанр ифотейнмент является новым для Российских СМИ. Однако, он широко распространен в нашей действительности и является популярным среди разных групп населения.
Цель данной работы: изучение инфотейнмента как жанра журналистики.
Задачи: определить происхождение инфотейнмента как жанра журналистики, его причины и истоки, выявить его основные функции и черты. Проанализировать инфотейнмент как современный психологический прием, а так же установить происхождение инфотейнмента в России. В качестве примера для анализа в работе приводится программа Первого канала «ПрожекторПерисХилтон».
Научная новизна исследования данной темы характеризуется тем, что среди материалов, описывающих инфотейнмент, преобладают теоретические работы. Исследование программы « ПрожекторПерисХилтон», как примера передачи в жанре инфотейнмент, раскрывает основные черты жанра в целом и их проявления в конкретной программе.

Предмет исследования – жанр инфотейнмент в современной Российской телевизионной журналистике.
Объект исследования – «ПрожекторПерисХилтон», выпуски 87 (06.03.2011), 88(12.03.2011), 89(19.03.2011), 90(26.03.2011), 91 (02.04.2011)
Методы исследования: структурно-функциональный и фактологический анализ программы.

Глава 1. Медийная структура России.

      Особенности современной системы СМИ.
Новые структурные формы в средствах массовой информации России появились как следствие реформ всей системы СМИ. И это стало следствием не только демократических перемен, пришедших в 1990-х, но и следствием перемен во всей мировой системе информации.
Формирование новой медийной структуры России проходило под влиянием разнообразных факторов, которые можно разделить на две группы:
Политико-экономические факторы – слом прежнего социально-экономического устройства; создание частного сектора в экономике; отказ от доминирования коммунистической партии в политической системе общества; создание институтов гражданского общества;
Национально-культурные факторы – возрождение культурных традиций; учет языка и менталитета; формирование бизнес-культуры; усиление влияния этических норм и правил деятельности.
Современное состояние системы СМИ России можно охарактеризовать устойчивым преодолением рубежа переходного периода. Растет интеграция российских медиа в глобальный медийный контекст: активно осваивается российскими СМИ Интернет; растет популярность новых каналов общения и получения информации, связанных с мобильной телефонией.
Важно подчеркнуть, что эти процессы проходят практически во всех странах одновременно и представляют глобальный переходный период.
Также в системе СМИ современной России проявляются и такие особенности:
Сформированный рекламный рынок оказывает прямое влияние на деятельность СМИ, а в целом – и на все состояние экономики средств массовой информации, которая базируется на принципах свободного рынка – самоокупаемости, свободной конкуренции, прибыльности и рентабельности, самофинансирования;
Традиционное для современных рыночных медиасистем «разделение труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ характеризуется особым вниманием прессы к анализу событий и усилению внимания к инфотейнменту на ТВ;
Качество медиакратичности (власти средств массовой информации) современных обществ формирует новую систему функций и ценностей профессиональной деятельности журналиста, исходя из которой, журналисты выступают в роли производителей (создателей) общественного мнения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
      Модели современной медиасистемы России.
Территориальный фактор играет ведущую роль в определении особенностей медиасистемы России. Являясь самой большой страной по территории в мире, Россия имеет более 90 региональных и местных географических медиарынков. Они не похожи друг на друга и разнообразны по формам и характеру деятельности.
Вот статистические данные, которые хорошо иллюстрируют высказанную мысль. На начало ХХI столетия в России выходило около 6000 газет, общий их тираж превышал 7 млрд. экземпляров. Около 3 млн. журналов – общий тираж около 500 млн. экземпляров. Общий тираж книг и брошюр, издающихся в стране, составляет 6,9 млн. экземпляров.
Такие же данные можно найти и о вещательном рынке страны. Например, по данным Национальной ассоциации телевещателей в конце ХХ начале ХХI века в России существовало более 100 государственных телекомпаний (из них более 80% - в регионах), а также более 150 – негосударственных. Девять телевизионных каналов принимались более чем половиной населения России. Число телеканалов на региональном уровне колеблется от 700-800 до 1000.
Радио также демонстрирует бурный рост индустрии. Число негосударственных радиостанций на местах достигает более 500.
Особенность современной медиасистемы России состоит еще и в том, что на первый взгляд единой системы вроде бы и не существует: рынок Москвы не похож на рынки регионов. Этому немало способствует многоуровневая административная система, различная география и экономическое положение регионов, неравномерность распределения природных и человеческих ресурсов и развития линий коммуникаций. Эти факторы являются определяющими своеобразие рынков информации в регионах. Из них наиболее существенным фактором являются взаимоотношения между властью и СМИ на региональном уровне. В итоге именно эти отношения накладывают отпечаток и на экономическое положение и на политические пристрастия медиа.
Современная система России может быть представлена различными моделями, в основу которых положены разные принципы объединения СМИ. Мы рассмотрим две основных модели системы СМИ России, наиболее часто используемые в практике российской медиасистемы. Это модель медиаполитическая (И. Засурский) и модель функциональная.

Первая медиаполитическая модель включает четыре основных уровня.
Первый уровень – важнейший – формирующий федеральное (общенациональное) российское информационное пространство. На этом уровне расположены электронные всероссийские средства массовой информации – центральные каналы телевидения, принимающиеся на территории всей страны, качественные московские издания («газеты влияния»). Эти СМИ как правило контролируются политизированным капиталом, хотя многие из них имеют смешанные формы собственности или находятся в собственности государства. Это инструмент в политических кампаниях.
Газета влияния – печатное периодическое издание, основная функция которого состоит в том, чтобы формировать информационную среду, поставляя всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня. Это крупные финансово независимые или выражающие чью-либо точку зрения газеты, из которых информационные службы других СМИ черпают информацию для распространения в массовых аудиториях («КоммерсантЪ», «Российская газета», «Известия» и пр.).
Второй уровень – печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального охвата представляет коммерческие издания, теле- и радиокомпании. К ним относится вся деловая периодика, коммерческие теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы («Эхо Москвы», «Русское радио», «Ностальжи», «Авторадио» и пр.), но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории. Эти СМИ интегрируются в медиаполитическую систему структурно, посредством политизированных инвестиций или функционально – в условиях конкретных информационных кампаний. Этот уровень играет роль среды, которая может либо способствовать затуханию информационных кампаний (эффект «подушки»), либо выступать резонатором, многократно умножая их эффективность.
Задачей медиатехнологов является создание таких сценариев информационных кампаний, в которые СМИ этого уровня втягиваются по собственному желанию, занимая позицию одной из сторон.
Третий уровень – региональные электронные и печатные СМИ – находится под контролем местных администраций или крупных региональных корпораций. Важное значение приобретает реальное распределение власти в регионах. Если регион в целом автократичен, то региональная информационная система становится предельно закрытой.
Четвертый уровень – Интернет, который представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые также могут использоваться медиаполитической системой для разных целей.
Вторая функциональная модель представлена соотношением традиционных и инновационных каналов передачи информации и включает в себя два основных структурных элемента: традиционные СМИ и инновационные СМИ.
Традиционные СМИ в свою очередь делятся на:
1. Печатные СМИ – газеты, журналы, бюллетени и пр. периодическая печатная продукция, которая имеет два направления развития – общефедеральное или общенациональное и региональное.
2. Телевидение – телекомпании регионального и общефедерального направления.
3. Радиовещание – радиокомпании регионального и общефедерального направления.
Инновационные СМИ представлены глобальной коммуникационной сетью – Интернет, которая сейчас в России развивается как демократический, но функционирующий по экономическим законам сектор коммуникаций.
Инфраструктура системы СМИ представлена целым комплексом институтов, обеспечивающим емкость и скорость передачи информации основными структурными элементами системы. Инфраструктура обеспечивает коммутацию средств и линий связи, техническое и интеллектуальное качество этого процесса. В инфраструктуру системы СМИ включаются:
информационные агентства и службы, обеспечивающие доступ к информации и поставляющие информацию во всех ее видах СМИ;
рекламные агентства и службы, производящие специализированную информацию и обеспечивающие ею СМИ;
агентства и службы паблик рилейшнз, производящие специализированную и часть журналистской информации и обеспечивающие ею СМИ;
специальные технические службы, обеспечивающие технологически и технически процессы передачи и функционирования информации в публичной сфере;
специальные образовательные институты, обеспечивающие формирование интеллектуального ресурса для системы СМИ.

      Понятие глобального «мейнстрима».
В системе общего развития СМИ необходимо обращать внимание на то, что любая система СМИ в любом государстве находится под влиянием общих тенденций в мировой журналистике. Именно они представляют собой глобальный «мейнстрим» - (от англ. mainstream) – общий вектор, объединяющий развитие СМИ в разных странах.
Иногда это понятие объясняется при помощи другого – вектор трансмиссии 2 .
Вектор трансмиссии – термин, употребляющийся при определении направлений информационно-коммуникативных процессов, происходящих в обществе. Он используется для определения социальной специфики типов современной коммуникации. Личное сообщение в письмах определяется как тип частной связи, а общение посредством СМИ – как тип общественной связи. Развитие информационных супермагистралей вносит коррективы в эту классификацию, создавая службы связи, в которых различия между частными и общественными статусами пользователей информации теряют свою определенность, приобретая черты мультимедийности.
Современный мейнстрим характеризуется следующими чертами 3:
· сокращение общего числа читателей газет, возвращение прессы к своей исторически первоначальной функции – информировать и анализировать события для небольшого числа читателей, представляющих интеллектуальную элиту, высокопрофессиональных менеджеров и предпринимателей, политиков, принимающих решения;
· отчетливое перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общенационального на местный уровень, что подтверждается данными и о количестве региональных газет в общем числе российских периодических изданий (60%) и о совокупном тираже региональных и местных газет в общенациональном тираже (70%), и динамикой подписных тиражей;
· развитие специальных региональных моделей столичных газет для адаптации как к информационным, так и к рекламным рынкам регионов;
· повышение доли неоплаченного или частично оплаченного чтения прессы за счет усиления рекламных или бесплатных информационных газет, а также коллективной или корпоративной подписки;
· неежедневное чтение, приводящее к сокращению периодичности малотиражных местных газет и развитию еженедельной периодики.
Такие же процессы характерны и для электронных средств массовой информации, которые развиваются согласно тенденциям укрупнения и конвергенции.
Конвергенция – схождение, сближение явлений и тенденций в различных сферах жизни (в мире биологии, социальных систем или культуры). Взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации и различных линиях связи 4 .
Конвергенция увеличивает пропускную способность канала и существенно меняет медиаландшафты, стимулируя процессы дальнейшей супермонополизации капитала и рост олигополий.

Проявление всех указанных характеристик присуще рынку СМИ современной России. Изменились качественные отношения с прессой. Газета возрождается как средство серьезной информации и политико-экономического анализа, адресованное тем социальным группам, которые находятся на более высоких ступенях по уровни и образования, и доходов. Портрет среднестатистического читателя газеты в регионе – это элита по роду занятий – бизнесмены, интеллектуалы, управленцы, горожане с относительно высокими доходами, подготовленные к аналитическому чтению.
Пресса делится на качественную, адресованную элите общества, и массовую, рассчитанную на невзыскательный вкус.
Развитие медиасистемы, сокращение общего числа читателей газет, отчетливое перенесение предпочтений с общенационального на местный уровень, развитие специальных региональных моделей столичных СМИ, а так же явление конвергенции привели к необходимости создания нового жанра, которым и стал инфотейнмент.

Глава 2. Инфотейнмент как жанр журналистики.
2.1. Зарождение явления.
Сам термин "infotainment " (развлекательная информация) придумали американцы в середине 1980-х. Тогда рейтинги новостей общефедеральных каналов США стали падать, и пришлось менять принцип отбора информации в выпуск: меньше официоза, больше социальных тем, культурных событий. Методы подачи информации тоже менялись. Если сообщалось о каком-нибудь государственном визите, журналисты старались избегать казенных формулировок вроде "конструктивное обсуждение двусторонних проблем"; стали обращать внимание на детали, интересные всем зрителям, - цвет галстука президента, непротокольные выражения.
Всерьез об infotainment как приеме заговорили, когда ведущие еженедельной программы CBS "60 минут" стали участвовать в репортажах наравне с героями (до этого журналисты - за исключением стандартного стендапа (журналист в кадре) - всегда оставались "за скобками" повествования). Это позволило внести в рассказ определенное, пусть и не явно выраженное, отношение повествователя к содержанию материала (поднятая бровь, едва заметная усмешка, повтор вопроса в ключевом месте). Новости постепенно расслоились на информационные, т.е. сообщающие сухую, "объективную" информацию (голый факт), и информационно-развлекательные, т.е. такие, которые заворачивают информацию в разноцветную, шуршащую обертку.
Опыт CBS подхватили и другие каналы. В частности, продюсер NBC Нил Шапиро исходил из того, что итоговые выпуски новостей нужно подавать «изобретательно, с использованием эффектной съемки, графики, фантазии, спецэффектов… Сенсационное в верстке должно опережать то, что кажется более значимым», так в конце дня (недели) люди обычно знакомы с основными новостями. По этому же принципу работали ABC («20/20») и CBS («48 hours»). А Fox News положил инфотейнмент в основу концепции всего канала. Инфотейнмент возник не из-за прихоти продюсеров американских телекомпаний, а под влиянием изменения интересов аудитории. С.А. Михайлов отмечает: американское «общество устало от серьезных материалов. Социологические исследования 1970 годов показали, что «жесткая» новость уже не интересует читателей» 5 .
Необходимо отметить, что подобное развитие событий неоднократно предсказывалось теоретиками информационного общества. М. Маклюэн (
канадский философ , филолог , литературный критик ) одним из первых заговорил об «электронном» обществе. Технологии коммуникации, самым влиятельным из которых Маклюэн считал телевидение, рассматривались им в качестве решающего фактора развития любой социально-экономической системы. Телевидение создает мозаичную картину мира, представляющего жизнь в качестве набора несвязанных однозначной логической связью сообщений (за короткий отрезок времени в программе новостей может появиться разномасштабная и разноракурсная информация из всевозможных областей и эпох). 6
Характеризуя сознание «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу», Маклюэн отмечает, что «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения». В условиях новой информационной среды люди гораздо меньше интересуются социальными явлениями и проблемами, воспринимая их как незначительные элементы глобальной мозаики.

Снижение интереса общества к деятельности институтов и организаций гражданского общества предсказывал и М. Кастельс (американский социолог, специализирующийся в области теории информационного общества). Происходящие процессы, по его наблюдениям, трансформировали характер политической жизни. Лидерство стало более персонифицированным, а путь к власти начал пролегать через создание имиджа, формируемого СМИ. Общество, электорат приобретают черты «публики», формирующей запрос на развлекательную информацию. «В конечном счете, власть, которой располагают сети средств массовой информации, занимает второе место после власти потоков, воплощенной в структуре и языке этих сетей». 7

К сходным выводам пришел и Э. Тоффлер. Информационное общество, по Тоффлеру, характеризуется недолговечностью ценностей и идеалов, временным характером потребностей, резким увеличением объема научно-технической информации, серьезным повышением разнообразия жизненных явлений, обилием субкультур. Мир вокруг постоянно изменяется с невероятной скоростью, что ставит человека на грань его способностей к адаптации. В результате, человек впадает в особое психологическое состояние - «футурошок» (шок будущего), которое «характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим».
Перегруженность информацией лишает человека возможности рационально мыслить и принимать оптимальные решения. Неспособность решать собственные проблемы в условиях усиливающегося информационного потока порождает «эскейпизм» – бегство от реальности. Эскейпизм может принимать одну из следующих форм:

- «блокирование» пугающей реальности – человек решительно отказывается воспринимать новую информацию, обманывая себя, заключая, что все доказательства изменений являются просто кажущимися;
- специализация – человек следит за всеми изменениями в профессиональной сфере, но так же, как и человек предыдущего типа, остается закрытым для восприятия социальных, экономических, политических процессов;
- реверсионизм – «одержимость возвращением к ранее успешным шаблонам адаптации, которые в настоящий момент неуместны и неадекватны», чем сильнее уровень возбуждения со стороны окружающей среды, тем настойчивее такой человек повторяет «прошлые режимы действий»;
- «сверхупростительство» – человек «ищет простого, изящного уравнения, которое сможет объяснить весь комплекс новизны, угрожающий его поглотить; студенты, ищущие забвения при помощи наркотиков, и беременные девочки-тинейджеры похожи тем, что, не умея разрешить множество мелких проблем, они находят себе одну большую, тем самым временно упрощая свое существование». 8
Принимая во внимание теории футурологов, можно сделать вывод о том, что в условиях информационного общества обычному человеку (обывателю) очень сложно составить адекватную действительности картину мира. Следовательно, социально ответственный журналист при продуцировании информации не может исходить исключительно из запросов, предъявляемых обществом (которое нередко жаждет одних «зрелищ»). С другой стороны, перегружать психику зрителя (читателя, слушателя) «серьезной» информацией тоже рискованно – можно потерять аудиторию.
Эти выводы близки позиции Д. Мэррилла: «Я считаю, что пресса должна давать читателю то, что, по мнению редактора, они хотят, и то, что им нужно… Люди могут хотеть то, что им нужно. А то, что им нужно, – это не всегда то, чего они хотят, …существуют вещи, которые им нужны, но они никогда не думали об этом… Хороший редактор – это человек, который понимает, что ответственность журналиста заключается в обеспечении читателя важными и полезными новостями, которые совсем не обязательно могут быть привлекательны и интересны для них. В то же время редакторы знают, что для того, чтобы донести эти новости до читателя, они должны предоставить ему новости более низкого уровня, например, сенсационные сообщения. Хороший редактор является одновременно и прагматистом и реалистом, но не односторонним человеком, который либо развлекает, либо поучает своих читателей. Хороший редактор делает и то, и другое, и третье. Редактору мало быть только реалистом, ему нужно быть и идеалистом, чтобы верить, что читатели должны получать и ту информацию, которую они, возможно, и не выбрали бы, дай им на это право. В этом случае редактор уподобляется воспитателю». 9

2.2. Инфотейнмент как психологический прием.
В условиях усталости человека под напором информации особое значение для журналистики приобретают новые методы предъявления информации, позволяющие преодолеть состояние тревожности зрителя перед новыми сведениями. В связи с этим большой интерес представляет игровое начало, позволяющее преодолеть разрыв между журналистом и аудиторией. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей, и сегодня в науке существует множество теорий, объясняющих ее природу. Значительный вклад в разработку данного направления внесли Спенсер, Бюлер, Гросс, Фрейд, Бейтендейк, Пиаже, Фромм, Хейзинга, Берн. Из отечественных исследователей данной проблемой занимались К.Д. Ушинский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.М. Бахтин, В.А. Сухомлинский, В.С. Мухина.
Из всех свойств игры, выделяемых различными исследователями, для журналистики особо важны 1) развивающий характер игры; 2) ее гедонистическая природа. Причем, играя, человек может испытать два различных «удовольствия»: удовлетворение от самого процесса игры и триумф победы. Обратимся к исследованиям Й. Хейзинги, изложенным в книге «Homo Ludens»: «Что такое выиграть? Что при этом выигрывается? Выиграть значит возвыситься в результате игры. Но действенность этого возвышения имеет склонность разрастаться до иллюзии верховенства вообще. И тем самым выигрывается нечто большее, нежели только игра сама по себе. Выигрывается почет, приобретается честь. И эта честь, и этот почет всегда полезны непосредственно всей группе, отождествляющей себя с победителем». 10
и т.д.................

Современный мир перенасыщен различного рода информацией, которую широкой публике не всегда бывает легко воспринимать. Журналисты постоянно ищут такие способы подачи материала, чтобы заинтересовать ими массы. В последнее время в медиасфере все чаще применяют приемы инфотейнмента. Это уникальная разновидность современной культуры со своими особенностями и функциями.

Подробнее о понятии

Инфотейнмент (infoteiment) - заимствованное из английского языка слово, которое образовалось из двух слов «information» и «entertainment», в русском варианте «информация» и «развлечение».

Инфотейнмент - это новый способ работы современных СМИ, когда информация подается в развлекательной форме. С помощью театрализации и игры журналисты привлекают зрителя или читателя, заостряют его внимание на конкретном вопросе.

Инфотейнмент - это и метод работы маркетологов, иных экономических агентов, с помощью которого они формируют потребительский спрос на определенные товары или услуги.

Под инфотейментом также понимают целую культуру, отражающую тенденции развития современного общества. Это мощный инструмент в арсенале СМИ, с помощью которого и создаются мнения и тренды.

Истоки возникновения

Новый культурный феномен возник в 80-х годах XX столетия в Америке. Тогда начали стремительно снижаться, и редакторы телепередач применили формат инфотейнмента на практике: упор в отборе материала делался на социально важных и культурных темах. В эфире стали меньше использовать официальные и сухие выражения, которые и делали информацию скучной и тяжелой для восприятия. Больше внимания уделялось деталям, интересующим публику: предметам одежды, походке, манерам. Лексикон репортеров и ведущих ток-шоу стал более живым, эмоциональным и противоречивым.

Первой телепередачей, воплотившей в себе приемы инфотейнмента, стала американская программа «60 минут». В ней впервые ведущий участвовал в репортаже вместе с его героями. Таким образом зрители могли узнавать не только определенную информацию, но и скрытое мнение о ней самого рассказчика, которое он выражал жестами, мимикой или случайными, на первый взгляд, усмешками. Это был уже не беспристрастный монолог, а противоречивый диалог со множеством мнений и точек зрения.

С этого времени новости разделились на два вида: информационные и развлекательно-информационные. В первых сообщались точные и объективные факты, во вторых - эти же самые факты помещались в яркую оболочку, которая собирала массу людей у экранов и повышала рейтинги.

Особенности и признаки

Когда-то журналисты задавались следующим вопросом: «Что рассказать общественности?» Сегодня эта дилемма звучит так: «Как рассказать это интересно и увлекательно?» На этот вопрос и отвечает система инфотейнмента с огромным арсеналом разнообразных приемов. Для новой культуры СМИ характерны следующие признаки:

  • развлекательность и информативность;
  • главенство формы;
  • некоторое пренебрежительное отношение к содержанию;
  • эмоциональность и экспрессивность;
  • фрагментарное представление информации;
  • привлекательный визуальный ряд;
  • ориентация на коммерцию;
  • сочетание различных жанров и стилей.

Инфотейнмент - это, прежде всего, способ привлечения публики к тому или иному каналу связи. В погоне за высокими всячески изворачиваются, изобретая новые формы предоставления информации. Основной упор делается на игре и зрелищности, что придает содержанию эмоциональность и азартность. Это цепляет публику, завораживает ее, ведь ей интересно узнать, что будет дальше, чем все закончится.

В создании инфотейнмента очень важен творческий, нестандартный подход. Скучные новости или научные факты должны подаваться так, чтобы у читателя или слушателя возникло чувство непринужденности и свободы. Именно поэтому на современном телевидении очень много ток-шоу, где ведущий и приглашенные гости дискутируют на различные общественно важные темы. Очень часто все превращается в так называемый «балаган», где все стараются перекричать друг друга, однако это тоже часть привлечения большого количества зрителей.

Функции инфотейнмента

Современный культурный феномен выполняет множество функций. Чем-то они напоминают основные задачи СМИ, которые связаны с обществом и его развитием.

Инфотейнмент преследует следующие цели:

  • информативную;
  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • образовательную;
  • привлекает и удерживает внимание публики;
  • удовлетворяет потребности общества;
  • формирует определенное поведение и мнение;
  • упрощает информацию.

Почему это так актуально?

Людям очень сложно ориентироваться в бурном потоке информации, ведь ее слишком много. Теряясь в разнообразии новостей и открытий, они понемногу отчаиваются, оказываются неспособными воспринимать новый материал. Здесь на помощь приходит инновационный журналистский метод, представляющий информацию в легкой, непринужденной форме. Он избавляет людей от страха постоянно поступающих сведений, формирует у них определенное мнение об актуальных событиях.

Критичные мнения

Инфотейнмент в журналистике применяется повсеместно. Однако мнение насчет его использования весьма неоднозначно. Многие исследователи считают, что СМИ уделяют слишком много внимания развлекательности своих продуктов, вовсе не обращая внимания на содержание. Считается, что информативность в них сведена к минимуму, публика не извлекает полезные и важные для нее сведения. Такие СМИ многие журналисты относят к некачественным каналам связи, которые не выполняют своих основных функций, а преследуют лишь коммерческие цели.

Инфотейнмент в различных видах СМИ

Прежде всего, огромна роль инфотейнмента на телевидении, ведь именно здесь он был представлен впервые. Сегодня практически каждая передача является развлекательно-информативной, выполняет все функции и задачи этого метода.

Популярным телевизионным продуктом новой культуры стали различные ток-шоу. Это передачи, на которых приглашенные медийные личности и эксперты обсуждают актуальную в данный момент тему. Ток-шоу появились в Америке, где их ведущие - самые знаменитые и уважаемые журналисты страны. На российском телевидении этот тип передач также очень популярен. В основном, предмет обсуждения участников - социальные и политические темы.

Инфотейнмент применяется в различных познавательных передачах или документальных фильмах. Обычно это сюжеты о том, как производится тот или иной продукт. Такие фильмы являются и рекламой, привлекающей потенциальных потребителей. Публику посвящают в процесс производства того или иного товара. А знание технологии изготовления повышает доверие потребителей к товару. Можно сказать, фильмы такого рода соединяют в себе функции инфотейнмента в образовании и маркетинге. С одной стороны, они информируют общество, а с другой - внушают ему необходимость приобретения того или иного продукта.

В основном, в печатных СМИ этот способ подачи информации применяется в освещении светских новостей и сплетен. Общепринято считать, что инфотейнмент - оружие «желтой» прессы. Однако в современной действительности это не так, деление различных периодических изданий на качественные и таблоидные весьма условное. Главная цель печатных СМИ, как и телевизионных, - увеличение тиража, следовательно, ориентирование на потребности массовой аудитории.

Важным элементом создания инфотейнмента в прессе является заголовок статьи, ведь именно он бросается в глаза в первую очередь. Для достижения максимальной выразительности журналисты трансформируют известные пословицы, афоризмы или поговорки. Распространена также персонификация названия рубрик, например, «Час кино с Анатолием». В статьях делают акцент на разговорных словах и выражениях, что придает речи естественность.

Очень часто инфотейнмент в различных видах СМИ переплетается с инфотейнментом в политике, так как эта тема является предметом самых горячих и противоречивых дискуссий.

Инфотейнмент в России

На отечественном телевидении инфотейнмент появился после перестройки. Впервые его приемы были реализованы Леонидом Парфеновым в известной телепередаче того времени «Намедни». Создатели информационно-развлекательного контента ориентировались на опыт и наработки американских коллег. Основной акцент был сделан на разнообразии жанров и мнений, которые органично переплетались между собой в рамках одного проекта.

Сегодня информационно-развлекательный контент занимает значительную долю российского телевидения. Главными телеканалами, выпускающими такие передачи, стали "НТВ", «Россия» и «Первый канал».

Самые популярные и удачные примеры реализации

Помимо уже упомянутых телепередач и ток-шоу, существует множество иных примеров инфотейнмента на российском телевидении:

  • «Коллекция глупостей» на канале "НТВ";
  • «Хочу верить» на канале "СТС";
  • «Специальный корреспондент» на канале «Россия»;

Телепродукты «Первого канала»:

  • «Поле чудес»;
  • «Что? Где? Когда?»;
  • «Пусть говорят»;
  • «ПрожекторПерисХилтон» и многие другие.

Безусловно, потенциал развития инфотейнмента невероятно велик, в том числе, и в России. В каждой стране он приобретает свои, оригинальные особенности, однако глобализация сводит все к одному: удовлетворению запросов аудитории.

/ от

В современном информационном мире мы наблюдаем «тектонические» сдвиги, которые происходят на разных уровнях развития журналистской отрасли: это касается способов и методов работы журналистов; технологий, используемых в работе СМИ; способов доставки информации, которые к настоящему времени претерпели существенные изменения; правовых и этических стандартов и. д.

Серьёзной и обсуждаемой проблемой в теории и практике журналистики является рост текстов СМИ, созданных в формате инфотейнмента на радио, телевидении, периодике и в интернет-СМИ.

Инфотейнмент (infotainment) - понятие, которое возникло в результате объединения двух английских слов: information и entertainment (информация и развлечение). Инфотейнмент - это симбиоз информации и развлечения. Это стиль преподнесения сообщения, когда серьезные события, действия, или идеи подаются в развлекательной, непринужденной, легкой, даже ироничной форме или с оттенком развлекательности.

Инфотейнмент - это форма, а не содержание.

Формат инфотейнмента родился в США в 1980-х годах и практиковался на телевидении. Рейтинги новостных программ общефедеральных каналов США были низкими, и именно поэтому возникла необходимость изменения принципов отбора и размещения информации в выпуск. Так постепенно новости разделились на информационные и информационно-развлекательные. Нил Шапиро, продюсер NBC, считал, что зрителю должно быть интересно не только слушать, но и смотреть. Рон Ховард, один из теоретиков инфотейнмента, считает, что важнее как , а не что преподносится аудитории. И именно этот принцип стал основой для такого формата не только в электронных, но и печатных СМИ.

Болгарский профессор Любомир Стойков приходит к выводу, что «инфотейнмент - дитя постмодернизма, чьи черты нашли выражение в различных сферах культуры. Постмодернистская ситуация в медиатексте означает смешение документального и художественного дискурса: реальное подвергается различным трансформациям, включается в условный контекст, который, в сущности, интереснее самой информации. Одна из особенностей постмодернистского медиатекста - то, что он не столько отражает действительность, сколько её моделирует - в полном смысле слова создаёт новую реальность, причём без угрозы санкции. Акцент при программировании передачи - это интертекстуальность, виртуальные декорации и всевозможные виды визуальных и лексических игр. Полиэкран из символа постмодернистской эстетики превращается в матрицу для нового типа телевизионной развлекательности» .

Инфотейнмент представляет собой своего рода игру, в которую СМИ вовлекают аудиторию и предлагают ей информационно-развлекательное меню, являющее собой по сути суррогат реальности. А игра, по меткому выражению М. Бахтина, есть «мир-перевёртыш, инобытие, где жизнь… разыгрывает другую свободную форму своего существования».

Всё это характерно для таблоидной журналистики, в чьи задачи входит именно игра, развлечение, эмоциональное воздействие на аудиторию. Концепции таких изданий отличаются высокой степенью таблоизации, эксплуатацией темы человека как существа биологического, они не представляют интереса в плане взаимодействия с аудиторией, организации информационного обмена, но «существуя в специфической постсоветской информационно-политической среде, они время от времени используются как инструменты пропаганды». Проблема состоит в том, что подобные каналы распространения информации, выполняя рекреативную функцию, трансформируют, форматируют ценностную картину мира человека. Меняют устоявшуюся систему ценностей, переориентируя индивида на маргинальное отношение к базовым моральным категориям.

Инфотейнмент как способ отражения реальности в журналистике имеет свои разновидности. По справедливому замечанию исследователя В. А. Евдокимова, «познавая этот симбиоз сообщения и шутки, аудитория в одних коммуникативных ситуациях узнает о чем-то новом, интересном или приподнимает завесу над каким-либо острым взаимодействием, а в других − получает суррогат журналистской мысли». Отталкиваясь от этого замечания, все медиатексты, «выполненные» в формате инфотейнмента, можно условно поделить на конструктивные и деструктивные. И те, и другие ориентированы в большей степени на эмоциональность, визуальность, клиповость, диктат которых мы и наблюдаем в медиатекстах таблоидной журналистики не только федеральной, но и региональной. Однако есть несколько нюансов. В случае с конструктивным инфотейнментом читатель получает текст в красивой, удобоваримой, легкоусваиваемой упаковке с достаточной степенью информативности для целевой аудитории издания: так, например, верстается небольшой текст, вокруг которого располагаются вспомогательные элементы: инфографика, фотографии, коллажи, врезки. И акцент по большей части сделан именно на эти вспомогательные элементы, на визуальную составляющую материала. Такие медиатексты могут нести полезную информацию, удовлетворяя не только интересы, но и потребности аудитории, однако преподносится всё в достаточно простой доступной форме. В случае с деструктивным медиатекстом читателю предлагается тот самый «суррогат журналистской мысли». В нём акцент делается исключительно на эмоции, на «эксплуатацию темы человека как существа биологического», когда новости превращаются в объект любопытства. В таких материалах нет места анализу того или иного явления действительности. Как правило, всё сводится к констатации факта, в котором суть смещена на задний план, поглощена какой-либо яркой, привлекающей деталью, подробностью, каким-либо персонажем, участвующем в новости. Однако всё это обусловлено спецификой в том числе журналистской работы в конкретном издании, где наблюдается диктат деструктивного инфотейнмента.

Успех инфотейнмента основывается на элементарной человеческой потребности удовлетворения эмоциональных нужд. Хороший инфотейнмент вызывает восклицание, создает чувство и ощущение чего-то.

Такие материалы, выполненные в формате инфотейнмента, безусловно, привлекают внимание, однако важна не только форма преподнесения материала, но и содержание.

Сегодня на телевидении практически не осталось жанров, которые бы не затронул инфотейнмент: информационно-аналитические, новостные, репортажные, очерковые. Инфотейнмент становится наиболее популярной формой при создании телевизионных программ. Большинство продюсеров в борьбе за рейтинг и популярность проекта делают ставку именно на инфотейнмент.

Но следует отметить, что инфотейнмент становится уже не только форматом телепрограммы, но и спецификой всего канала. Один из самых ярких примеров –телеканал СТС. Анализ сетки вещания позволяет сделать вывод, что это не только «развлекательный» канал. На телеканале СТС есть программы, составляющие не только его развлекательную компоненту, но и информационную.

Но в любом случае на данном этапе развития можно утверждать, что формат канала СТС – инфотейнмет.

Стремительно «ворвавшийся» на телевидение и сильно изменивший его облик, инфотейнмент сегодня может использоваться не только для создания телепрограмм любого жанра, но и стать особенностью всего телеканала. Поэтому сегодня инфотейнмент является уже универсальной телевизионной формой.

Теги: , https://сайт/wp-content/uploads/2015/06/bhanu532_l.2.jpg 425 600 Leonid Borislavsky /wp-content/uploads/2018/05/logo.svg?3 Leonid Borislavsky 2015-06-24 12:11:32 2015-06-24 07:29:56 Инфотейнмент как универсальная телевизионная форма

ИНФОТЕЙНМЕНТ - читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы расскажите все-все о наводнении в Якутске, авиакатастрофе по Иркутском и т. д. Испытывал ли на себе журналист ситуацию или нет, дополнил рассказ статистическими данными, узнал исторические закономерности явления... Именно инфотейнмент дает возможность играть гранями события, высвечивать тот или иной аспект, 8-10 новостными гранями. Вот что такое инфотейнмент. А уже право читателя - прочитать о событии все или какую-то часть. Но в любом случае - мимо такой новостной раскрутки он не пройдет.

В журналистике сегодня работать сложно, но безумно интересно. Материал любого объема требует по-настоящему творческой работы, поиска формы, шлифовки содержания.

Один из таких методов «ИНФОТЕЙНМЕНТ» - разыгрывание новости. Вот как была разыграна новость по поводу недопущения американского авиалайнера в российское воздушное пространство. Новость разыграна следующим образом:

1) фотография лучшего в мире авиалайнера;

2) тактико-технические данные самолета МД-11 (производство американской фирмы «Макдонелл - Дуглас»);

Информация о ситуации (Разворачивай оглобли! - примерно так сказал российский диспетчер американскому летчику, осуществившему перелет через океан». Автор З. Лобанова);

График маршрута рейса Атланта - Токио, выполненный ИТАР - ТАСС;

Что такое воздушный коридор и воздушная трасса? Разъясняющая заметка;

Новость - одна, но насколько грамотно, многомерно, профессионально она разыграна. Три автора, ИТАР - ТАССовский график, история проблемы, технические данные лайнера, заметка - разъяснение «что такое воздушный коридор».

Теперь представьте этот же газетный объем, но выданный сплошняком. Даже если бы он был разбит на внутренние подзаголовки, но написан одним автором. Именно участие нескольких авторов, индивидуальный стиль каждого создают выпуклость и наполненность данного явления.

Еще пример разыгрывания новости. «Сергею Доренко грозит три года тюрьмы»1 . С данной новостью ситуация такова: телеведущий Сергей Доренко катался на своем мотоциклу в пешеходной зоне «Крылатское». Прогуливающийся с семьей капитан 1 ранга Валерий Никитин сделал «лихачу» замечание, а в ответ - мотоциклист совершил наезд на офицера. Эти мотоциклистом был популярный телеведущий Сергей Доренко. В таком варианте новость обошла все печатные издания и электронные каналы. Но лучше и интереснее всех это сделала «Комсомолка». Опять же, новость панорамируется, делается выпуклой, идет многоходовое ее решение:

1) из досье «КП» - биографические данные капитана 1 ранга Валерия Никитина;

2) фотография капитана Никитина;

3) интервью А. Евтушенко с капитаном Никитиным;

4) комментарий В. Баранца с вице - адмиралом Михаилом Барсковым;

5) заявление диванной партии «КП» «Почему молчит президент?» И. Коца;

6) карта - схема «Как это случилось в «Крылатском»;

7) комментарий адвоката (что грозит Сергею Доренко, если наезд был? Если же Доренко был пьян, усугубляет ли это его вину? Как должна была действовать милиция после происшествия?);

8) В. Варенов «На каком мотоцикле был Доренко?» - техническая характеристика мотоцикла Доренко;

9) фото А. Жданова с подклишовкой: «Теперь Сергею Доренко придется дать «Интервью» следователю».

Итак, 9 новостных компонентов, 6 авторов и каждый со своим новостным отрезком. После такой точной, выверенной новостной раскрутки, тщательной, скурпулезной, читатель может вынести вердикт: виновен! И на фоне всего этого протест гражданина Доренко смешон и наивен: «Считаю все происходящее со мной политической провокацией, укладывающейся в цепочку политических провокаицй против прессы в последнее время». Как говорится, без комментариев!

Новостные аспекты в разыгрывании новостей - безграничны. Пример этого - разворот «Картина дня» - «Кто в Турции нужнее - русские туристы или чеченские террористы?» Раскручивается ситуация по поводу захвата террористами одной из лучших гостиниц Стамбула, но уже к традиционным рубрикам «свидетельство заложника», «Из досье «КП», «Звонок в турфирму», «Взгляд с шестого этажа», подверстывается новая рубрика «КП» - «Вопрос дня»: «Вы не боитесь лететь в Турцию?»

Чем привлекателен «инфотейнмент»? Высоким творческим потенциалом. Невольно напрашиваются параллели: разыгрывание новостей - разыгрывание спектакля. Действительно, у каждого журналиста своя роль и каждый неповторим в ее исполнении: тональности, оттенки, окраска, звучание. А в итоге - новостной спектакль - полоса.

Ну легкий вопрос)))Здесь всё неплохо написано) Сначала даешь определение и дальше пробегаешься по примерам. Каверзные вопросы тут трудно задать)

Инфотеймент - информируя развлекай . В условиях усталости человека под напором информации особое значение для журналистики приобретают новые методы предъявления информации, позволяющие преодолеть состояние тревожности зрителя перед новыми сведениями. В связи с этим большой интерес представляет игровое начало, позволяющее преодолеть разрыв между журналистом и аудиторией. Информация воспринимается и запоминается легче, когда подана в интересной форме : Первой программой на российском телевидении, которая рискнула сделать ставку на инфотейнмент, стала программа «Намедни» (2001-2004 гг.) Леонида Парфенова. Николай Картозия, шеф-редактор НТВ, в статье «Программа «Намедни»: русский инфотейнмент» отмечал, что при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт. Своей главной задачей разработчики передачи объявили создание «панорамы главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций». В этой задаче нет ничего неожиданного или революционного. Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам. Второе определение на всякий случай из другого источника : Инфотейнмент - это способ подачи информации с оттенком развлекательности. Термин «инфотейнмент» возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация − information и развлечение - entertainment. Он выражает стремление продюсеров «подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности». Следуя этому способу подачи материала, «журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь, „серьезные“ темы, - занимательные детали и сюжеты»

Инфотейнмент зародился в 1980-е годы в США. Начавшееся в то время падение рейтингов информационных программ привело к изменению формата телевизионных новостей. Во-первых, был изменен принцип отбора информации - снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали выходить детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа - информационно-развлекательные программы

ПОЧЕМУ У ТЕБЯ НЕТ ПРО НАМЕДНИ ТУТ?:(Вставлю краткую справочку

«Намедни» - авторская программа Леонида Парфёнова, выходившая в эфир Второй программы ЦТ в период с ноября 1990 по 1991 год и канала НТВ в период с осени 1993 года по 30 мая 2004 года. За своё существование программа сменила три жанра: как информационная программа неполитических новостей за неделю выходила с 1990 по 1991 год и с 1993 по 1996 год, как документальный проект (см. Намедни 1961-2003: Наша эра) - с 1 марта 1997 года по 28 декабря 2003 (с 9 сентября 2001 года выходил только в конце декабря), как информационно-аналитическая программа - с 9 сентября 2001 по 30 мая 2004.

Посмотри еще саму программу, чтобы о ней рассказать) желательно, чтобы по выпуску из всех трех периодов)

«Времена» («Первый канал») Времена - информационно-аналитическая телепрограмма в России, выходила сначала по воскресеньям в 22:30 (вместо воскресного выпуска программы «Время »), затем по воскресеньям в 18:00, а в последние годы существования - по субботам в 18:00 по московскому времени на Первом канале . В программе участвует ведущий Владимир Познер , четыре гостя (депутаты, представители науки и члены правительства) и участник-не специалист, который априори не был в теме дискуссии («свежая голова»). Программа выходила в прямом эфире на Дальнем Востоке , остальные зрители видели её в записи.

В октябре 2000 года Владимир Познер сказал, что на смену закрытой программе Доренко придёт новое аналитическое ток-шоу «Времена», один из первых выпусков был посвящён последствиям катастрофы АПЛ «Курск» .

Концепция передачи в первые два сезона предусматривала условное разделение на два блока. Первый блок - информационный, в котором Жанна Агалакова знакомила зрителей с последними событиями за день. Также в нём показывались репортажи, подготовленные собственными корреспондентами ОРТ с мест событий. Во втором блоке Владимир Познер за круглым столом обсуждал самые громкие события прошедшей недели с приглашёнными гостями, имеющими прямое отношение к теме разговора. Одно время Познер также предоставлял право голоса зрителям, находящимся в студии программы. К середине 2000-х годов зрители в студии уже не принимали участие в дискуссии - только приветствовали аплодисментами находящихся в ней участников беседы с ведущим.

В июле 2002 года несколько последних выпусков программы вышло в эфир в 21:00.

С 15 сентября 2002 по 8 июля 2007 года программа выходила по воскресеньям в 18:00, хронометраж был сокращён до 52 минут, а в связи с уходом Жанны Агалаковой формат программы немного изменился: информационный блок из программы был убран, в центр каждой программы было поставлено обсуждение ведущим одной острой темы недели (необязательно политической) за круглым столом с приглашёнными гостями в студии. Традиционно, в конце программы Познер обращался к нескольким важным событиям прошедшей недели и давал им свою оценку. Каждая «прощалка» ведущего заканчивалась одной и той же фразой - «Вот такие времена». С 8 сентября 2007 по 28 июня 2008 программа выходила по субботам в 18:00 (вместо выпуска «Вечерних новостей »

В сентябре 2008 года стало известно, что программа больше выходить не будет, так как ведущий утратил к ней интерес. Последний выпуск вышел 28 июня 2008 года

Эта дополнительная информация, повышая долю развлекательного начала в программе, поддерживает интерес сомневающегося зрителя, который вот-вот переключит канал. Она уравновешивает многочисленные статистические данные и выводы экспертных исследований, позволяет избежать информационной перегруженности. Эффект периодической «разрядки» позволяет Познеру включать в программу серьезные факты для анализа, при этом риск растерять к концу программы зрительскую аудиторию минимизирован.

        Ток-шоу как популярный жанр современного телевидения. История, специфика. Особенности ток-шоу на российском телевидении. Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу. Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста.«Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали». Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан. Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».

      Насть, здесь всё хорошо, но нужно еще своими примерами дополнить. Расскажи, например, про «Пусть говорят», разбери прям его структуру)

Вот твой второй источник, скопировала из другого документа, чтобы всё в одном месте было.

Ток-шо́у (от англ. talk show - разговорное шоу) - вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

Это было в 1967 г. Донахью работал телеинтервьюером на местной станции в городке Дейтон, штат Огайо. Однажды пришлось отменить эстрадный концерт, показываемый по телевидению, билеты на который уже были проданы, и публика собралась в концертной студии. Фила попросили поработать в присутствии аудитории, чтобы хоть чем-то развлечь оставшихся без дела людей. Во время видеозаписи объявили технический перерыв, Фил прошел в зал и стал спрашивать у публики, о чем еще поговорить с гостем студии. Его поразили некоторые советы, и Донахью решил дать возможность людям задать свои вопросы в эфире. Так родилось ток-шоу. В последующих передачах Фил ввел правило: проводить разминки со зрителями. Традиционно он говорит публике: «Не бойтесь задавать глупые вопросы - рекорд по глупости принадлежит мне! Не бойтесь выражать свои чувства как угодно!» А чтобы помочь зрителям почувствовать себя непринужденно, раскованно, он стал приглашать на передачи профессиональную смеяльщицу Энн Шалла, заразительный хохот которой развеселит самого хмурого человека. Программа имела бешеный успех. В середине 70-х шоу Ф. Донахью в составе 13 технических и творческих работников переезжает в Чикаго, а еще через 10 лет - в Нью-Йорк. С тех пор новый жанр начинает победное шествие по экранам

Нового и Старого Света. Ведущие ток-шоу в Америке - самые известные и наиболее высокооплачиваемые тележурналисты. Четверку самых популярных телезрители называют «богами» - QODS, по первым буквам их имен:

Геральдо Ривера, Опра Уинфри, Донахью Фил, Салли Рафаэл.

Причем Фил Донахью долгие годы держал пальму первенства в созданном им жанре. Последний его проект - шоу «Донахью энд Познер» с участием нашего знаменитого телеведущего. Похоже, приглашение «русского коммуниста» на американский телеэкран Филу не простили. А может быть, просто закончилось его время: 40 лет в эфире, 30 лет бешеной популярности - разве этого мало?

На отечественный телеэкран жанр ток-шоу пришел вместе с перестройкой. Правда, и в советские времена были передачи с участием аудитории. Оригинальная программа «От всей души» с блестящей ведущей В. Леонтьевой, безусловно, обладала некоторыми признаками ток- шоу. Но ее создатели никогда не видели заокеанских аналогов и строили свою передачу по законам телевизионной пропаганды с антуражем советского общественно-политического мероприятия (зал Дворца культуры, сцена, хотя подчас и неотрепетированное, но тщательно подготовленное действо). «Тема» В. Листьева стала первой ласточкой на российском экране. Думается, не случайно на Западе ток-шоу называют по имени ведущих. После гибели Влада даже такой яркий человек, как Ю. Гусман, великолепно ведущий церемонии вручения главной кинематографической премии России «Ника», не смог полноценно заменить создателя первого российского ток-шоу. Со временем этот жанр занимает все более заметное место в телепрограммах, но странное дело - вектор развития не демонстрирует прогресса: от «Темы» к передачам «Про это» и «Моя семья». Тележурналисты, не мудрствуя лукаво, используют находки друг друга, а подчас и откровенно «перепевают». Если в ток-шоу «Принцип домино» белая и цветная ведущие, в «Девичьих слезах» на СТС появляется точно такая же пара.

Похожие статьи