Оксиды азота. Кислородные соединения азота план-конспект урока по химии (9 класс) на тему Применение соединений азота
Оксид азота (I) N 2 O N 2 O – оксид азота (I), закись азота или «веселящий газ», возбуждающе действует на нервную систему человека, используют в медицине как анестезирующее средство. Физические свойства: газ, без цвета и запаха. Проявляет окислительные свойства, легко разлагается. Несолеобразующий оксид. 2N 2 O= N 2 O + Сu=
Оксид азота (III) N 2 O 3 – оксид азота (III) жидкость темно-синего цвета, термически неустойчивая, t кип.= 3,5 0С, т. е. существует в жидком состоянии только при охлаждении, в обычных условиях переходит в газообразное состояние. Кислотный оксид, при взаимодействии с водой образуется азотистая кислота. N 2 O 3 = N 2 O 3 + H 2 O =
Азотная кислота. HNO 3 Азотная кислота – бесцветная гигроскопичная жидкость, имеет резкий запах, «дымит» на воздухе, неограниченно растворяется в воде, tкип= С. Растворы азотной кислоты хранят в банке из темного стекла, т. е. она разлагается на свету: 4HNO 3 =4NO 2 +2H 2 O+O 2
Урок №1
Цель урока для обучающихся : познакомиться с оксидами азота, их свойствами и применением; рассмотреть свойства разбавленной азотной кислоты как электролита.
Воспроизводство опорных знаний.
- Какие степени окисления проявляет азот в соединениях с кислородом?
- Запишите формулы возможных оксидов азота.
- Что означает понятие «несолеобразующий оксид»?
- Какие оксиды азота являются несолеобразующими?
- Какие оксиды азота относятся к кислотным?
Задание . Проверьте правильность ответов, используя слайд презентации.
Зафиксируйте в тетради новую для себя информацию.
Оксиды азота
+ 1 N 2 O
+ 2 NO
+ 3 N 2 O 3
+ 4 NO 2
+ 5 N 2 O 5
Несолеобразующие оксиды
Солеобразующие оксиды
Свойства оксидов.
Задание . Изучите свойства оксидов. Зафиксируйте новую для себя информацию.
N 2 O Бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом, растворим в воде.
NO Бесцветный газ, без запаха. Малорастворим в воде. Быстро окисляется на воздухе. Ядовит !
N 2 O 3 Темно-синяя жидкость, хорошо растворимая в воде. Соединение непрочное.
NO 2 Газ бурого цвета, со специфическим
запахом. Хорошо растворим в воде. Я довит !
N 2 O 5 Белое кристаллическое вещество. Растворяется в воде с образованием азотной кислоты.
Кислотные оксиды
Оксид азота (III) N 2 O 3 и оксид азота (V) N 2 O 5 растворяются в воде с образованием соответствующих кислот.
N 2 O 3 + H 2 O = 2HNO 2
N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3
Назовите кислоты и соли, соответствующие данным кислотам.
Азотистая кислота → нитриты
Азотная кислота → нитраты
Свойства оксида азота ( IV)
Оксид азота (IV) NO 2 является смешанным оксидом. При взаимодействии его с водой, образуются две кислоты.
2NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3
При взаимодействии NO 2 с водой в присутствии кислорода образуется только азотная кислота.
4 NO 2 + 2 H 2 O + О 2 = 4 HNO 3
При растворении оксида в щелочи, образуются две соли.
2NO 2 + 2NaOH = NaNO 2 + NaNO 3 + H 2 O
Применение оксидов .
Оксид азота (II) NO и оксид азота (IV) NO 2 используют для получения азотной кислоты.
В промышленности NO получают каталитическим окислением аммиака : 4NH 3 + 5O 2 → 4NO +6H 2 О
NO 2 в промышленности получают путем окисления оксида азота (II) кислородом: 2 NO + O 2 → 2 NO 2
Оксид азота (I) N 2 O в смеси с кислородом используется в медицине для наркоза («веселящий газ»).
N 2 O получают разложением нитрата аммония:
NH 4 NO 3 → N 2 O + 2H 2 O
HNO 3
Бесцветная, дымящая на воздухе жидкость.
Сильная кислота. Под действием света разлагается на оксид азота (IV), воду и кислород.
Химические свойства азотной кислоты
оксид металла → соль + вода
HNO 3 основание → соль + вода
соль → соль + кислота
металл → соль + вода + Х
Урок №2
Цель урока для обучающихся: изучить свойства азотной кислоты как окислителя; познакомиться с особенностями разложения нитратов и их применением.
HNO 3
- сильный окислитель.
HNO 3 + металл → соль + вода + Х
Концентрированная
Разбавленная
Пассивирует: Al, Fe, Cr, Au, Pt
С тяжелыми металлами - NO 2
С тяжелыми металлами - NO
С активными металлами – N 2 O
С активными металлами – N Н 3 , N 2
Соли азотной кислоты являются сильными окислителями.
При нагревании нитраты разлагаются с выделением кислорода.
Разложение нитратов
Левее Mg → нитрит + O 2
MeNO 3 Mg – Cu → оксид металла + NO 2 +O 2
Правее Cu → металл + NO 2 +O 2
NH 4 NO 3 → H 2 O + N 2 O
Применение соединений азота.
Получение, лаков, кинопленок , азотных удобрений, лекарственных веществ - HNO 3
A зотны e удобрения - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3
Текстильная промышленность - Cu(NO 3 ) 2 , Fe(NO 3 ) 2
Медицина - AgNO 3
Пиротехника - Ba(NO 3 ) 2 , Pb(NO 3 ) 2
Изготовление взрывчатых веществ - NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3
Химический элемент азот образует достаточно большое число оксидов, в составе которых его степень окисления меняется от +1 до +5.
Все оксиды азота термически неустойчивы и при нагревании разлагаются с выделением кислорода. Именно поэтому оксиды азота обладают окислительными свойствами. Самый сильный окислитель из них - оксид азота (V).
Все оксиды азота, за исключением оксида азота (I), ядовиты. N 2 O обладает наркотическим действием (другое его название - «веселящий газ») и используется при анестезии.
По кислотно-основным свойствам оксиды азота характеризуются так: N 2 O и NO - несолеобразующие, N 2 O 3 , NO 2 и N 2 O 5 - солеобразующие, кислотные.
Оксид азота (I) N 2 O - термически нестоек, при температуре около 500°С разлагается на азот и кислород:
2N 2 O → 2N 2 + O 2.
Поэтому он обладает окислительными свойствами. Например, оксид азота (I) окисляет медь, при этом образуются оксид меди (II) и молекулярный азот:
N 2 O + Cu = CuO + N 2.
Получают веселящий газ прокаливанием нитрата аммония при 250 °С:
NH 4 NO 3 = 2H 2 O + N 2 O.
При каталитическом окислении аммиака кислородом образуется монооксид азота NO:
4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O.
Это бесцветный газ. Оксид азота (II) - единственный оксид азота, который можно получить непосредственным синтезом из простых веществ:
NO - несолеобразующий оксид. На воздухе при н. у. он самопроизвольно окисляется до оксида азота (IV) - бурого газа:
2NO + O 2 = 2NO 2
Как и все оксиды азота, монооксид азота обладает окислительными свойствами. Например, при взаимодействии магния с оксидом азота (II) образуются оксид магния и молекулярный азот:
2Mg + 2NO = 2MgO + N 2
Оксиду азота (III) соответствует азотистая кислота HNO 2 . При н. у. это темно-синяя жидкость, при растворении которой в воде образуется азотистая кислота:
N 2 O 3 + H 2 O ↔ 2HNO 2
Взаимодействие оксида азота (III) со щелочами приводит к образованию нитритов - солей азотистой кислоты. Например, при взаимодействии оксид азота (III) с гидроксидом натрия образуются нитрит натрия и вода:
N 2 O 3 + 2NaОН = 2NaNO 2 + H 2 O
Диоксид азота NO 2 имеет еще одно название - бурый газ.
При растворении в воде он образует сразу две кислоты - азотную и азотистую:
2NO 2 + Н 2 О= НNО 2 + HNO 3
При взаимодействии NO 2 со щелочами образуются нитраты и нитриты. Например, при взаимодействии оксида азота (IV) с гидроксидом натрия образуются нитрат и нитрит натрия и вода:
2NO 2 + 2NaOH= NaNO 3 +NaNO 2 + H 2 O
Диоксид азота используется для производства азотной кислоты. В промышленности этот оксид получают окисление монооксида азота:
2NO + O 2 = 2NO 2
В лаборатории для получения оксида азота (IV) проводят взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой (рис. 1):
Cu + 4HNO 3(к) = Cu(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O
Рис. 1. Выделение бурого газа в результате взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой
Оксид азота (V) представляет собой бесцветные кристаллы. Этот оксид можно получить путем окисления озоном диоксида азота:
2NO 2 + O 3 = N 2 O 5 + O 2
Оксиду азота (V) соответствует азотная кислота. Это типичный кислотный оксид. Он реагирует с водой с образованием азотной кислоты:
N 2 O 5 + Н 2 О= 2НNО 3
а также вступает с реакции со щелочами с образованием нитратов:
N 2 O 5 + 2NaOH= 2NaNO 3 + H 2 O
Список литературы
- Оржековский П.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 9 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2007. (§ 37)
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013. (§ 24)
- Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.
Тема урока: Кислородные соединения азота.
Цель урока : 1. Контроль и оценка усвоения учащимися изученного материала.
2. Способствовать развитию логического мышления учащихся.
3. Способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в
Группе.
4. Обеспечение благоприятного климата в учебной группе.
Оборудование: раздаточный материал для изучения и усвоения темы, Схемы-рисунки,
Таблицы, листы бумаги формата А4, цветная бумага, клей, ножницы,
Фломастеры.
ХОД УРОКА:
- Учитель рассказывает о том, какие кислородные соединения серы встречаются в природе.
- Учитель рисует технологическую карту изучения кислородных соединений азота и расшифровывает числовые обозначения:
1. Нахождение в природе
2. Физические свойства
3. Химические свойства
4. Способы получения
5. Получения азотной кислоты
6. Области применения
7. Кислоты оксидов азота
8. Соли этих кислот.
Класс делится на 2 группы (в данном случае по принципу дат рождения – 1 группа рожденные в январе-мае месяце; 2 группа рожденные в июне-декабре).
- Релаксация.
Выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению:
Фиолетовый - мне скучно
Синий – у меня плохое настроение
Оранжевый – у меня прекрасное настроение
4. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, где встречаются кислородные соединения азота в природе. Вам необходимо вырезать из цветной бумаги лепестки подсолнуха и на каждом лепестке написать один ответ.
5. Используя таблицу «Физические свойства оксидов азота»
Свойство | Оксиды азота |
|
оксид | диоксид |
|
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Запах | ||
Растворимость в воде | ||
Воздействие на организм |
6. Используя прием «Скелет рыбы» опишите, химические свойства этих соединений.
7. Физминутка.
8. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, способы получения этих соединений.
9. Опишите получение азотной кислоты – учащиеся записывают уравнения реакций на доске
10. Используя прием «Цветок подсолнуха», опишите, области применения этих соединений
11. Используя таблицу «Кислоты оксидов азота» опишите их свойства
«Кислоты оксидов азота»
Свойство | Кислоты |
|
азотистая | азотная |
|
Агрегатное состояние | ||
Цвет | ||
Запах | ||
Растворимость в воде | ||
Температура плавления или кипения | ||
Воздействие на организм |
12. Используя прием «Цветок подсолнуха», напишите, формулы солей этих кислот.
- Выступление групп со своими презентациями.
- Д\з п.36, проблема, гипотезы, задание 1-4 по выбору.
- Оценка деятельности каждого участника группы.
16. Рефлексия – выберите себе смайлик, того цвета, который соответствует вашему сейчас настроению
Желтый - мне по-прежнему скучно
Зеленый – после урока у меня ухудшилось настроение
Красный – после урока у меня улучшилось настроение
17.Вывод: по вашему настроению я вижу –
18.Спасибо за урок.
Похожие статьи
-
Людмила Нарусова: биография, деятельность, национальность и интересные факты Нарусова людмила борисовна личная жизнь
Нарусова Людмила Борисовна – яркая женщина, докторант Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, общественный деятель, парламентарий, известный критическими высказываниями о власти. А еще она вдова первого мэра Санкт-Петербурга...
-
Речевое развитие детей младшего школьного возраста
Габбасова Расима Расимовна- воспитатель группы продленного дня, МБОУ «СОШ №3 п.г.т.Кукмор» Роль пересказа в формировании речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Известный ученый-методист М.Р.Львов выделяет...
-
Литературное творчество младших школьников и развитие речи на уроках чтения
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на...
-
Первый премьер министр японии
ТОКИО, 3 авг — РИА Новости, Екатерина Плясункова. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сформировал новый кабинет министров, сменив глав МИД и министерства обороны. Соответствующее объявление сделал генеральный секретарь правительства Ёсихидэ...
-
Коммуникативные и организаторские способности студентов
ВВЕДЕНИЕ Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή «душа»; λόγος «знание») наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных...
-
Гидродинамические аварии и их последствия
Последствиями гидродинамических аварий являются: повреждение и разрушение ГТС и гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва; затопление...