Проблема одиночества в современном мире. Исследование проблем одиночества Феномен одиночества в современном обществе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Одиночество человека в современном мире

«Мы рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве» (Ошо)

Проблема одиночества является одной из важных проблем философии и культурологии. В современном обществе все люди, по сути одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям. И, пожалуй, каждый современный человек сталкивался в той или иной мере с чувством одиночества. Проблема одиночества остро проявила себя в последние десятилетия, и с каждым годом все больше усугубляется. Не секрет, что большинство жителей мегаполисов чувствуют себя одинокими.

Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология? Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то, как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Одиночество начинается с выброшенности человека в мир вещей. Раньше в маленькой общине каждый чувствовал себя уютно, сейчас же индивид один на один с Вселенной. «Я» в мире, подвергается влиянию, но при этом принадлежит не только миру. Но и себе самому.

Наиболее остро проблема одиночества выражена в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Ощущение бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно­групповым. проблема одиночество творчество ценность

Следующим этапом одиночества в жизни является результат неправильно построенных взаимоотношений с окружающими, более глубоко - результат неправильного мировоззрения. Зачастую, одиночество возникает после разочарования в каких-то отношениях (между родителями-детьми, друзьями, возлюбленными). За разочарованием следует страх возобновить подобные отношения, страх душевной боли, которую они снова могут причинить. Внешне сильные люди, после такого опыта, сознательно замыкаются на себе. Внешне такие люди довольно активны, погружаются в работу с головой, чтобы заработать больше. Но только внешне, внутренне она осталась, постепенно опуская личность к депрессии.

Еще одно проявления одиночества в творческой деятельности человека. Творческая личность, как и большинство людей, на протяжении всей жизни испытывает такое состояние как одиночество. При этом речь может идти как о научном творчестве, так и о религиозном, и о художественном. Дело в том, что, с одной стороны, творческий человек отражает интерес к поставленной проблеме у окружающих, с другой - выплескивает субъективные переживания, затрагивающие его личность. Нельзя утверждать, что творцы ищут одиночества. Напротив, они бегут от него. Но так как чаще всего эти люди достаточно неординарны и сложны в общении, зачастую неуравновешенны, иногда психически нездоровы, то одиночество, как водится, является спутником их жизни. Таким образом, формирование творческих коллективов, попытки сблизиться насколько это возможно, хотя бы на уровне профессиональной деятельности - одна из форм бегства талантливых (а порой и гениальных) людей от собственного одиночества. Следует отметить, что одиночество творческой личности усугубляется не только личными качествами, но и социальными условиями. Многие творческие люди предпочитают одиночество, так как считают это состояние наиболее плодотворным, когда в голове рождаются лучшие идеи и способы их реализации.

Ну и последний этап проявления одиночества в жизни человека это одиночество пожилых людей. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Одиночество может возникнуть из тоски, связанной с неумением самостоятельно организовывать свое время. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

Положительные моменты одиночества человека в современном мире:

1.в качестве аргумента «за» выступает свобода действий и выбора.

2.нет страха быть обманутым и отвергнутым.

3.часто в одиночестве человек находит себя, путём анализа своей предыдущей жизни, своих взглядов, чувств.

Отрицательные моменты:

1. Человек, который не играет никаких социальных ролей, начинает считать себя никчемным, бесполезным для общества.

2. Развивается недоверие к людям. Срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению.

3. Одиночество несет с собой только грусть, печаль, пустоту, отчаяние, тоску и разочарование.

Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие, одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Одиночество - это то, в чём нередко страшно признаться даже самому себе, о чём неловко, а иногда и неприлично, рассказать кому-то другому.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование проблемы одиночества пожилых инвалидов. Анализ организации и методов работы Центра социального обслуживания. Пути решения проблемы одиночества пожилых инвалидов при социальном обслуживании на дому. Помощь социального работника старым людям.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

    Изучение сущности проблемы одиночества людей пожилого возраста и определение возможности социальной работы в этом направлении. Виды и причины одиночества. Социальный статус пожилого человека. Социальная работа и социальная политика в отношении пожилых.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Одиночество пожилого человека – большая социальная проблема. Одиночество, наступающее в результате спада интеллектуальной и физической активности. Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин. Особенности одиночества у пожилых мужчин и женщин.

    презентация , добавлен 18.04.2011

    Брак как один из фундаментальных институтов общества. Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы. Что же такое одиночество. Формы и функции семьи. Одиночество как субъективное внутреннее переживание. Открытие внутреннего мира человека.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Изучение сущности одиночества, как социально-психологического состояния, характеризующегося узостью либо отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида. Эмоциональные состояния одинокого человека.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Ночные клубы как закрытые системы со специфическим механизмом функционирования, своей иерархией и системой ценностей. Знакомство с историей развития клубного досуга в России. Общая характеристика положительных и отрицательных сторон клубной жизни.

    реферат , добавлен 25.02.2016

    Особенности культуры аниме, история ее распространения в мире и России. Изучение мнения молодежи о положительных и отрицательных сторонах японской анимации, анализ ее влияния на жизнь поклонников. Выявление наиболее популярных жанров и персонажей аниме.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Процесс становления социального "Я". Концепция "обобщенного другого" Дж. Мида. Социализация как процесс раскрытия врожденных качеств человека. Основные механизмы социализации. Стремительное обновление условий жизни. Внутреннее освоение ценностей.

    реферат , добавлен 06.10.2013

    Средства массовой коммуникации (СМК) как социального института. Анализ влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних. Психолого-педагогические особенности возможных проявлений преступного поведения в подростковом возрасте.

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества?

10.02.2015

Мария Барникова

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества, которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, […]

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества , которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, именно поэтому их причисляли к мученикам, святым или отшельникам. Только сообща община людей могла продуктивно развиваться, давать отпор врагу и вести успешную хозяйственную деятельность. Другими словами, еще сто лет назад у человека не было физической возможности оставаться одному, и при этом быть самодостаточным и успешным.

Тенденция к одиночеству

Всемирная сеть Internet , совершенствование транспортной международной системы и глобализация мировых процессов, постепенно нивелировали потребность в тесных связях между людьми ради развития общества. К примеру, сегодня во многих сферах деятельности (особенно это касается области культуры, высоких технологий, научных исследований – достаточно высокооплачиваемых направлений) роль массовых коллективных усилий для достижения успеха, ничем не отличается от разобщенных действий одиночек, объединенных Всемирной паутиной, под управлением небольшого количества талантливых руководителей. Кроме этого, развитие средств массовой информации и компьютерной индустрии привлекают к себе все больше внимания. В эти проекты вкладываются значительные денежные средства, цель которых удержать внимание зрителя как можно дольше.

И это только несколько из основных причин, стимулирующих развитие тенденции к одинокому способу жизни. Человек получил реальную возможность быть успешным без тесного контакта с социумом, именно это и является главной причиной такого явления как одиночество. Но потребность общения и контакта никуда не исчезли, просто они атрофировались, исказились, приняли ложные формы. Такая псевдосвобода, в действительности, лишает возможности вести естественный образ жизни. Худшим сценарием развития подобной ситуации, являются попытки носителей одинокого образа жизни, навязать свое мнение другим, своего рода найти подтверждение правильности своих действий среди остальных людей.

Это не касается тех людей, которые в силу определенных причин стали одинокими или не могут наладить общение: инвалиды, люди в возрасте или те, кто страдает нарушением психики. Речь идет о тех, кто добровольно замкнулся в себе и искренне верит в то, что одиночество, это нормальный образ жизни, естественная реакция на развитие современного общества. При этом многие идут дальше и отвергают семейные узы, ценности. Самый загадочный фактор в такой ситуации это то, что явлению социального одиночества в современных условиях подвержены люди молодого и среднего возраста, которые еще имеют психологическую и родительскую поддержку людей более зрелого поколения – своих родителей, которые выросли в условиях тесных общественных связей. Сложно предсказать, что будет в будущем, когда вырастет целое поколение одиноких людей, воспитанное одиночками.

Спрятаться от всех

Для многих одиночество – это своеобразная ширма, которая позволяет скрыть свои комплексы или другие недостатки, которые с течением лет будут все более прогрессировать. Не пытаясь приобщиться к социуму, противопоставляя себя ему, человек бессознательно (в редких случаях это происходит в полном понимании происходящего) боится быть самим собой и замыкается себе. Такой «защитный кокон» дает иллюзию правильности происходящего, дает силы на поддержание эффекта независимости и успешности. Отделившись такой ширмой от всего мира, удобно и приятно пестовать в собственном сознании свою бесценность и уникальность, формировать высокую самооценку и веру в высшее предназначение.

Именно это и происходит со многими физически и социально полноценными людьми. Выпестованный образ собственной значимости, а-ля центр Вселенной, формирует необоснованную уверенность в правильности подобных действий. Замыкаясь и концентрируя все свое внимание на себе, необоснованно возвышая свое эго, человек постепенно теряет способность любить и сострадать – чисто, светло и искренне. Черствеет сердце, появляется сарказм и цинизм, которые являются прикрытием для самой обыкновенной зависти к тем людям, которые имеет уютный семейный очаг и любящую семью, верных друзей. Вот только та самая иллюзия не дает возможности понять настоящую реакцию души на эти явления, она искривляет и извращает увиденное, предоставляя человеку возможность вновь заняться самообманом. Одиноко бредущие по жизни – по-своему несчастны, но при этом довольно часто успешные люди в современной жизни. Но вот только – жизнь ли это, отгородиться от окружающего мира в пределах своего «Я»? Да, каждый человек индивидуален и неповторим, но желания в своей основе, на протяжении тысячелетий, остаются те же: потребность быть любимым и любимой, гордиться в старости своими детьми и внуками, быть желанным и иметь в этой сложной жизни опору в близких друзьях.

Объявим борьбу одиночеству

Сегодня человеку все тяжелее себя понять, возникает все больше факторов, которые мешают и искажают восприятие этих основных для человека потребностей. Именно поэтому в городах появляется все больше одиночек. В крупных населенных центрах проще найти суррогат-заменитель (для каждого человека он свой) для настоящих чувств, отсутствие которого вызывает самую настоящую ломку. Чаще всего человек-одиночка – это личность, которая на определенном этапе, в силу обстоятельств, противопоставила себя обществу. Именно поэтому такое явление должно быть временным, но никак не постоянным. Оно могло возникнуть как защитный механизм в детстве из-за насмешек товарищей или во взрослой жизни от издевательств мужа, бывает и так. Но очень важно с одиночеством бороться, не закрываться от внешнего мира, впустить в себя хотя бы его небольшую часть и обрести покой, который так необходим мятежной душе.

Если вам понравилась данная статья, обратите внимание на материал посвященный .

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

- A где же люди? - вновь заговорил, наконец,
Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко…
- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц

Одиночество среди людей - проблема человека, живущего в современном мире. Изоляция и отчуждение могут быть как внешними проявлениями, когда человек остается один на один с собой, так и внутренними, когда человек постоянно находится среди людей, но ощущает себя одиноким, обособленным от других, погруженным в свои мысли и переживания.

Психологическая практика показывает, что часто на консультацию к психологу обращаются люди, которые не имеют внешних оснований жаловаться на одиночество. Полное чувство одиночества и оторванность от людей может ощущать и человек, живущий с родителями, и молодые люди, живущие в общежитиях, и взрослые, имеющие семью и детей.

Внутреннее одиночество испытывают люди, не только оторванные от физического общения, но и те, кто вовлечен в ситуацию насыщенного взаимодействия с другими людьми. Окружение близкими людьми не гарантирует человеку, что он не будет испытывать одиночество. Выходит, что одиночество среди людей - это психологическое ощущение, привыкнуть к которому невозможно. Внутренне человек ощущает некий барьер, который сам и построил между собой и людьми.

Одиночество ведет к ощущению бессмысленности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что самое глубокое ощущение внутреннего одиночества бывает у людей, обладающих звуковым вектором. Звуковик по природе чувствует себя отдельным от других людей, он первым осознал свое я и обладает самым большим эгоцентризмом. Считает, что существует только его единственно правильное мнение, а точка зрения других людей в расчет не принимается.

Когда звуковик сосредоточен только на себе и своем внутреннем мире, не может сконцентрироваться на других людях, услышать их, понять причину происходящих с людьми событий, то испытывает тяжелые состояния. Если звуковые желания не наполняются, человек может ощущать свою мнимую гениальность. У него возникает либо ощущение избранности, либо своей никчемности, он чувствует свое отличие от других людей. Желания звуковика лежат за пределами материального мира, все земные радости, которые наполняют других людей, для него вторичны. В потенциале именно звуковой вектор наделяет человека гениальностью, способностями к созданию идей, преобразующих мир.

Эйнштейн - яркий пример реализации звуковых свойств. Для него одиночество было благом, которое он использовал для создания своей теории относительности.

В современном мире часто звуковики имеют проблемы в психическом развитии из-за неправильного воспитания и не могут реализоваться среди людей. Они отгораживаются от отношений, уходят в сон, бегут от реальности в наркотики, чтобы не испытывать сильной душевной боли.

Человек чувствует одиночество тогда, когда полностью сосредоточен на своих внутренних ощущениях. Сосредоточение на себе звуковика приводит к депрессии и ощущению собственной исключительности, возникновению суицидальных мыслей. Может нарастать ощущение бессмысленности всего, что он делает, как это случилось с исследователем Ричардом Бэрдом.

Мозг звуковика способен рождать гениальные мыслеформы. Мыслительная работа, постоянное сосредоточение на смыслах слов, на исследовательской деятельности создает особое состояние сознания, дает звуковику ощущение внутреннего баланса. Это говорит о том, что мозг звуковика применяется по назначению.

В современном мире человек со звуковым вектором чувствует себя счастливым, когда идет по пути самопознания. Самое сильное его желание лежит вне плоскости материального мира. Он желает раскрыть тайны создания Вселенной. Узнать, в чем смысл жизни и обрести духовные состояния. Только в этом случае он избавляется от душевной боли, депрессии и бессмысленности существования.

Отгородившись от людей, чувствуя одиночество и обособленность от других, он уходит от своего предназначения. Задача звуковика - понять себя и других, осознать смыслы, скрывающиеся за словами, увидеть реальный мир. Сделать это можно только объединившись с другими, находясь среди людей, а не выбирая изоляцию и одиночество. Начать объединение можно с раскрытия внутреннего мира человека, с которым представилась возможность общаться.

Сосредоточение на себе - еще один путь в одиночество

Природа зрительного вектора - создание эмоциональных связей. Самой сильной эмоцией, которую испытывает зрительник, является страх. Одиночество усиливает зрительные страхи.

Находясь в страхах, человек становится мнительным, полным разных негативных предчувствий. Он чаще обращает внимание на негативные стороны жизни, люди кажутся ему опасными. Уйдя в свою скорлупу, он ждет, что кто-то другой придет и устранит его одиночество, но чаще остается непонятым и сильно страдает от чувства одиночества, ненужности людям.

Его беспокойство не проходит даже в окружении близких людей. Когда он сосредоточен на себе, то может страдать комплексами и страхами, отгораживаясь от людей, испытывать постоянное чувство одиночества и тоски. При наличии еще и анального вектора бывает застенчивым.

Реализуя свои свойства в полной мере, человек счастливо живет среди людей. Когда человек сосредоточен на других людях, создает с ними эмоциональные связи, сочувствует и сострадает другим, ему больше не больно от ощущения конечности жизни и одиночества. Он сам старается облегчить боль других и дать им ощущение уверенности в завтрашнем дне.

Одиночество и избавление от него через путь самопознания

Понимание, что именно движет человеком, какие у него желания и способности, помогает наполнить жизнь смыслом. Осознать причины происходящих событий, одиночества, депрессии, проблем можно с помощью знаний Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Одиночество - это то, к чему невозможно привыкнуть. И точно нельзя стать счастливым, будучи изолированным от других людей. Счастье мы обретаем только среди людей. Чтобы перестать испытывать внутреннее одиночество, необходимо стереть барьеры между собой и людьми.

Изучение Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дает звуковику полное освобождение от ощущения мнимой гениальности и помогает создать и воплотить в жизнь настоящие гениальные идеи, помогающие понять, что человечество - это единый вид.

«…Главное - тренинг снял с меня маленькие незаметные наушники, которые настолько плотно загораживали внешний мир, что вся моя жизнь проходила только внутри, как в тюрьме. Это была одиночка. Даже моя огромная любовь была там замешана на страхе.
О необыкновенных изменениях, которые произошли со мной, можно писать бесконечно: их много, они мне дороги, я постоянно открываю целые миры…»

«…Этот мир здесь. Он - настоящий! И смысл жизни - тоже здесь и искать его нужно тоже только здесь! Не в одиночку, а среди других людей! Он в нас и для каждого он свой! И поиск у каждого тоже свой. Я думаю, я там, где нужно. Я хочу радоваться этой жизни, слышать звуки птиц, слышать, как вращается эта земля и знать, что все не просто так здесь. Что все мы не просто так ходим и живем. Что у всего и у каждого есть свое предназначение и смысл в существовании каждого на этой земле! Может в этом и есть тот самый ответ про смысл, который всегда ищешь?..» 24 Мар, 2018

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее глубокого социально-философского осмысления. Только при наличии широкого междисциплинарного подхода возможно точное понимание феномена одиночества, его трансформации в современном мире и прогнозирование воздействия на мир будущего.

Человек XXI века чувствует себя все более оторванным от себе подобных. Он ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным в чуждом ему мире. В сфере глобальных политических и экономических взаимоотношений отдельный индивид и его внутренний мир теряют свое первостепенное значение по сравнению с интересами государства, региона, организации или коллектива.

Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме одиночества в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а следовательно, и установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек. Характер изменений, происходящих в современном обществе, например, в интерпретации Д.Белла, выглядит как переход от производства вещей к производству услуг. Ученый называет такое общество постиндустриальным обществом, в котором разворачивается информационная революция.

Другие исследователи дают ему различные определения: «посткапиталистическое общество», «глобализирующееся общество», «информационное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна», «общество риска», «индивидуализированное общество», и список этот можно продолжать дальше. Однако перечисленные характеристики современного общества не являются синонимами, это его отдельные грани, характеризующие проявление его специфических свойств, которые существуют в этом обществе одновременно.

В связи с этим особо актуальным становится сопоставление с позиций социальной философии феноменов одиночества и коммуникации в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

Сфера высоких технологий и искусственного интеллекта отгородила людей друг от друга, общение в виртуальной среде нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: зачастую люди, находящиеся рядом, предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде, нежели с глазу на глаз. Это порождает проблему виртуальной коммуникации как псевдозаменителя реального общения, что в свою очередь очень неоднозначно влияет на проблемы одиночества конкретного индивида.

Большинство исследований одиночества в современной науке ограничено рамками социальной психологии и социологии. Поэтому одиночество традиционно понимается как негативное эмоциональное переживание в социальной изоляции от других людей, как социальное явление, распространяющееся с появлением мегаполисов, увеличением социальной мобильности населения, кризисом семейных отношений.

Одиночество является понятием, жизненный смысл которого кажется доступным. Однако такая ясность обманчива, а понимание обыденно, поскольку феномен одиночества наполнен противоречивым философским содержанием, представляющим трудность для рационального анализа. Ценность социально-философского осмысления одиночества заключается в акцентировании внимания на значимости данного феномена для человека и общества. Опасность понимания его только как индивидуального феномена заключается в том, что при этом игнорируются ситуации и причины, при которых одиночество возникает и ощущается человеком. Тем самым не учитывается множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью одиночества как явления социального.

Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека, в конечном итоге, приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем.

С другой стороны, чрезмерное внимание к социальным проявлениям одиночества без учета его значимости для внутреннего мира человека может привести к недопониманию важнейших личностных функций одиночества.

Тема исследования актуализируется необходимостью привлечения внимания к угрожающей стандартизации современного общества, к опасности интеллектуальной деградации. Возможность преодоления сложившейся ситуации видится, в том числе, в изменении социального отношения к одиночеству. Борьба с негативными последствиями одиночества должна начинаться не с искоренения одиночества как такового, а с формирования нового отношения к нему. Большое значение имеет социально-философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции одиночества, определить отличительные особенности социальных модусов одиночества, таких как несвоевременность, покинутость, непонятость. Это позволит увидеть истинные причины социальных аномалий и снизить риск их возникновения.

Степень научной разработанности темы исследования. Одиночество представляет собой сложнейшее социальное явление, требующее междисциплинарного анализа. Изучение данного феномена и аспектов его взаимосвязи с асоциальным поведением необходимо, но это является прерогативой психологии и социологии. Взаимосвязь суицидального поведения и одиночества, например, уходит своими корнями в область психопатологии. Это медицинская проблема, которая достаточно серьезна и имеет обширную базу исследований.

Современная философская научно-справочная литература не дает определения одиночеству. Однако история гуманитарной мысли показывает, что философия всегда признавала ценность одиночества. Проблема заключается в том, что определения, которые используются, носят сугубо психологический характер и отражают только негативные характеристики исследуемого явления. Таким образом, существует потребность в определении одиночества, отражающем его философское содержание.

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний об одиночестве как индивидуальном и социальном явлении, можно выделить несколько групп источников.

Первая группа включает труды тех мыслителей в истории философии, чьи размышления, так или иначе, касаются одиночества и отражают отношение к данному феномену. Ценность этих работ определяется тем, что, несмотря на принадлежность к различным философским направлениям, они включают как общие, свойственные каждому времени особенности одиночества, так и индивидуальные отличия, обусловленные жизненной ситуацией и субъективной позицией каждого автора.

Размышления Платона, Аристотеля, Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия, Конфуция отражают понимание одиночества древними мыслителями.

Средневековая позиция в отношении одиночества, окрашенная религиозными убеждениями автора, наиболее ярко представлена в работах Августина Аврелия (Блаженного).

Новое восприятие человека мыслителями эпохи Возрождения отражается и на отношении к одиночеству, на понимании его предназначения. Новый смысл пребывания наедине с собой обнаруживается в творчестве таких мыслителей, как Д. Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, Дж. Манетти. Изменение взглядов на одиночество в процессе формирования понимания новоевропейской личности прослеживается в работах Н. Макиавелли, М. Монтеня, Б. Паскаля, кроме того, антропологическая мировоззренческая ориентация Л.Фейербаха, имели большое значение для осознания ценности одиночества в процессе перехода к Новому времени.

Ценность единичного человека с его ответственностью и огромными возможностями познания через собственную единичность провозглашает датский теолог и философ С. Къеркегор. Экзистенциальная направленность в понимании одиночества представлена в истории философии работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, М. Бубера, Н.А. Бердяева и др.

Для XX века характерно нарастание отрицательного отношения к одиночеству. Эта позиция отражена в работах социального философа и психолога Э. Фромма. Патологическое одиночество, изучалось и другими представителями неофрейдизма.

Следующая группа источников - это работы, отражающие трансформацию социально-философской и культурологической мысли, оказавшие значительное влияние не развитие теории одиночества в ракурсе данного диссертационного исследования. К ним относятся научные воззрения, изложенные в исследованиях зарубежных мыслителей (X. Ортега-и-Гассета, П. Тиллиха, В. Виндельбанда, X. Хофмайстера, Э. Левинаса, Ж. Липовецки, Н. Элиаса, Р. Сеннета, Г. Лукача), современных отечественных социальных философов (А.А. Гусейнова, В.В.Бибихина, К.Х. Момджяна, B.C. Барулина.

Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С. Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии. Важными для понимания возрастных характеристик переживания одиночества являются психологические и педагогические исследования.

Большой вклад в изучение одиночества через взаимосвязь данного феномена с общением внесли М.С. Каган, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Е.Я. Мелибруда, Л.А. Ситниченко. Возможности психотерапии одиночества представлены в работах И. Ялома и др.

Социальные философы, подобно социологам, рассматривают феномен одиночества через призму социальных процессов и механизмов: через политические изменения в обществе как покинутость Г.Д. Левин; через аномию как следствие изменения социальной структуры Ж.В. Пузанова и В.И. Курашов.

В современной научной литературе есть исследования, которые в контексте изучения других социально-философских проблем выходят на серьезный анализ одиночества.

Следует отметить, что на современном этапе как отечественные, так и зарубежные исследования одиночества изложены, в основном, в научных статьях. Классические зарубежные подходы к изучению проблемы одиночества представлены в хрестоматийном сборнике «Лабиринты одиночества» под редакцией Н.Е.Покровского. Данный сборник имеет монографическую целостность, поскольку работы зарубежных авторов не только объединены единой проблематикой, но имеют структурное и логическое единство. В сборнике представлены классические психологические, социологические и социально-психологические теории одиночества. В рамках перечисленных наук были предприняты наиболее настойчивые попытки классифицировать виды одиночества, определить понятия «одиночество», «изоляция», «уединение», «аномия». И сследования психодинамического направления нашли отражение в работах Дж. Зилбурга, Г. Салливана; интеракционистского направления Р.С. Вейса; экзистенциального направления К. Мустакаса, Фон Вицлебена; когнитивного направления Л. Пепло, Д. Перлмана, Дж. Янга; теоретико-системные модели одиночества Дж. Фландерса, феноменологические К. Роджерса, У. Садлера, Т. Джонсона, интимные В. Дерлеги, С. Маргулиса, а также социологические концепции одиночества К. Боумена, Д. Рисмена, П. Слейтера, М. Мид.

Современная социальная реальность отличается тем, что возможности человека обрести себя и свой внутренний мир, сдерживаются тиранией общественного, анонимностью, безликостью отношений, пропагандой опасности одиночества. Таким образом, «современное общество похищало и похищает нас у нас самих», - считает В.А. Кувакин, аргументируя собственный гуманистический взгляд на мир и человека.

Хотя изучение процессов, связанных с трансформацией современного общества, началось сравнительно недавно, можно отметить, что определенные аспекты жизни личности, в том числе и ее одиночество уже нашли отражение в исследованиях З. Баумана, У. Бека, А. Брюса, А.Д. Елякова, В.Л Иноземцева, Н.В. Корытниковой, Ф.В. Лазарева, И.А. Мальковской, Д.А. Силачева, Э. Тоффлера, Н. Элиаса, Э. Фромма и др. Из этих работ можно сделать вывод, что наиболее важными аспектами современного общества являются быстрая смена социальных структур и несовпадение характеристик институциональных структур и личных ситуаций. Итогом жизни в таком обществе является нарастающее одиночество.

Кроме того, в указанных работах отмечено усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, что ведет к нарастанию неуверенности, неопределенности и становится серьезным препятствием для личностного творчества в условиях социального хаоса, являющегося следствием процессов индивидуализации общества. Этот аспект тоже требует дальнейшего изучения.

Исходя из анализа содержания степени разработанности темы исследования, можно сделать вывод, что существует достаточно большой пласт разнообразной (социологической, психологической и социально-философской) литературы, дающей определенные теоретические представления и большую фактологическую базу о трансформациях современного общества и конкретно о феномене одиночества в таком обществе. Однако эта информация в существующем виде фрагментарна и несоизмерима по целому ряду параметров.

Из вышеизложенного следует, что проблема социально-философского анализа одиночества в условиях социальной трансформации современного общества хоть и находится в поле зрения отечественных и зарубежных ученых, но ее решение еще далеко не завершено, что позволяет говорить о наличии обширной исследовательской лакуны. Этими соображениями и определяется наше обращение к данной тематике.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.

В работе ставятся следующие задачи :

– определить проблемную область одиночества в современном обществе;

– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;

– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе;

– показать разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации;

– описать социальную индивидуализацию как фактор формирования одиночества;

– систематизировать методологию социально-философского исследования одиночества в условиях социальной трансформации современного общества;

– проанализировать социальные факторы одиночества в современном мире;

– изучить преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе;

– показать синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе;

– исследовать одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества;

– описать информатизацию общества как условие влияющее на состояние одиночества;

– проанализировать глобальную сеть Интернет как инструмент преодоления одиночества в условиях современности.

Объектом исследования является феномен одиночества в современном трансформирующемся обществе.

Предметом исследования являются социально-философский анализ формирования и преодоления одиночества в условиях социальной трансформации.

Теоретические и методологические основы исследования. Проблема одиночества с ее многогранностью и сложностью проявлений в современном мире поставила задачу его целостного изучения как феномена индивидуальной и социальной жизни.

Методологической основой диссертации является совокупность социально-философских подходов к изучению феномена одиночества, его социальных и личностных функций. В качестве методологической базы используется принцип диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности одиночества как индивидуального феномена и социального явления. Применяемый в работе системный подход как понимание человека во взаимосвязи с другими людьми и обществом позволил рассматривать одиночество как явление социальное.

Кроме того, в ходе исследования использовался метод сравнительно-сопоставительного анализа различных точек зрения и подходов, дающий возможность проследить контекстуальную нагрузку понятия «одиночество» и конкретно-исторический подход, позволивший изучить понимание исследуемого феномена в зависимости от трансформации социальных и культурных факторов в современном обществе.

Особенности предмета изучения обусловили междисциплинарный характер данного диссертационного исследования. Его основу составили системный и логический подходы. При изучении какого-либо явления социальной реальности междисциплинарный подход имеет особое значение, поскольку всякое социальное явление многогранно.

Информационную базу исследования составили положения и выводы, представленные в философской, социологической и социально-психологической мысли, что позволило рассмотреть исследуемый феномен во взаимосвязи его индивидуальных и социальных проявлений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– определена проблемная область одиночества в современном обществе как определенная форма самосознания, и показывающая раскол отношений и связей внутреннего мира личности;

– концептуализирован социально-философский категориальный аппарат теории одиночества как вневременного и универсального феномена общественного бытия;

– представлены типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе в контексте психологического, космического, культурного и социального аспектов;

– показано разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации, связанное с увеличением количества общих для человечества проблем, а так же расширением числа и типов интегрирующихся субъектов;

– рассмотрена социальная индивидуализация как фактор формирования одиночества являющегося следствием не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе;

– систематизирована методология социально-философского исследования одиночества в условиях современного общества базирующаяся на синтезе различных дискурсивных практик и основанная на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию;

– определены социальные факторы одиночества в современном мире, которые не обязательно отождествляются с состоянием физической изолированности человека;

– выявлено преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе связанных с осознанием неполноценности отношений с личностно значимыми людьми, возникновением острого дефицита удовлетворения потребности в общении;

– доказано, что синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе зависит от породивших их причин и интенсивности перемен в самосознании людей, вызывающих потерю ощущения постоянства образа мира;

– концептуализировано одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества, приводящих к разрушению иерархических структур, замене пространства мест пространством потоков;

–информатизация общества определена как условие, влияющее на состояние одиночества путем легитимации наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности;

– доказано, что глобальная сеть Интернет является инструментом преодоления одиночества в условиях современности, когда количественные характеристики Интернент перешли в качественные связанные с возновением большого числа самоорганизующихся интернет-сообщества носящих конструктивный характер и нацеленных на освоение интернет-пространства.

Положения, выносимые на защиту.

1. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество, не только как единственно возможную основу человеческого бытия, но и как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Если проанализировать состояние человека, переживающего одиночество в современном мире, то для него характерен элемент неожиданности его проявления. Существуют различные типы и степени одиночества. Теории одиночества, как правило, игнорировали ситуацию, при которой оно возникает, и, таким образом, не учитывали множество динамических факторов, непосредственно связанных с его сущностью. Понятийная модель одиночества объяснит специфические черты одиночества как универсального, всеобщего явления, а также основные пути его возможного изменения. Для решения этой задачи применен междисциплинарный метод, сочетающий социальную философию, психологию и социологию с экзистенциальной феноменологией.

2. В современной философии сложилось две позиции, отвечающих на вопрос, является ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже. Первая позиция связывает одиночество, прежде всего с возникновением индустриального общества и процессом урбанизации. Вторая позиция рассматривает его как вневременный и универсальный феномен общественного бытия. Если исходить из предположения, что само возникновение социальной общности людей и формирование социума, т.е. определенной устойчивой солидарности (в понятии Дюркгейма), подразумевало восприятие и рефлексию по поводу не только наличия этой общности, но и ее отсутствия, то одиночество является базовым универсальным феноменом, лишь видоизменяющимся в историческом процессе, но никогда не оставляющий человечество. Как физическое здоровье организма подразумевает потенциальную возможность и даже наличие болезни, так и вся полнота социального общения имплицитно взаимосвязана с невозможностью установления общения или его утратой, восприятие которых как раз и составляет содержание одиночества. В такой трактовке одиночество становится экзистенциальным явлением, уходящим корнями в глубинные пласты человеческого сознания и лишь отчасти проявляющим себя в тех или иных формах на поверхности социального бытия.

3. На основе обзора важнейших взглядов об одиночестве и их анализа выстраивается следующая типология одиночества. Что касается психологических представлений, то в их рамках одиночество расценивается в психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Однако, в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия. Кроме психологического типа одиночества можно выделить космический, пожалуй, наиболее сложный. Космическое измерение применяется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия: постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом; причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. Следующий тип одиночества можно трактовать как одиночество культурное. В социальных науках понятие культурного одиночества употребляется в конвенциональном смысле, представляя унаследованную систему нормативных значений и ценностей, которая определяет решающие элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. И наконец - последний это социальный тип одиночества. Понятие «социальное» имеет здесь значение, часто подразумевающееся в американской социологии. Это построение или разрушение организованных связей, отношений, образовывающих структуру, внутри которой взаимодействуют индивиды и группы.

4. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной и. Основным следствием этого является мировое, миграция в масштабах всей планеты, человеческих и производственных ресурсов, законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для человечества проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Современный процесс глобализации ведет к генерации не только просто отдельной новой индивидуальности, но и к зарождению нового креативного типа личности, способному к самостоятельному преодолению одиночества. В этих условиях личность подпадает под прессинг новых, никогда прежде не возникавших, условий - неизбежных тенденций глобализации, а также теоретических амбиций некоторой категории современных аналитиков и практических притязаний политиков на интегративное влияние элитных цивилизаций на весь остальной мир. Все эти процессы сопровождаются усиление индивидуального одиночества. Человек, всегда стремящийся, пусть и не всегда осознанно, к освобождению от давления внешнего мира, не предвидел и не мог предвидеть, что тип свободы, о которой он мечтал, окажется имеющей цену, и ценой этой является неуверенность, включающая в себе неопределенность, незащищенность и одиночество.

5. Общество начала XXI в. характеризуется стремительным усложнением процессов в социальной, экономической и культурной сферах, что приводит к все более явной фрагментированности человеческого существования, что тоже является причиной его индивидуализации. Исходя из этого, индивидуализация может пониматься как общественно-историческая категория, относящаяся к жизненным ситуациям и биографиям людей. В таком обществе очень часто общественные проблемы проявляются как индивидуальные. Индивидуализация ведет к размыванию и разрушению не только больших социальных групп – классов, сословий, слоев и даже семьи. Нарастание индивидуализации общества характеризуется двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, имеет место рост экономической эффективности и расширение слоя высокооплачиваемых и привилегированных. С другой стороны, наблюдается резкое падение уровня жизни для непривилегированного большинства и ухудшение социально-экономического положения наименее защищенных. Что касается влияния индивидуализации общественных отношений на проблему одиночества индивида, живущего в таком обществе, то острота проблемы одиночества сегодня обусловлена тем, что процесс становления человеческой автономности не только не завершён – он едва начался. Обострение проблем одиночества и даже ощущения одиночества как тотального есть следствие не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе. Многоуровневость и незаконченность социальных процессов в современном мире является главной причиной нарастания одиночества отдельного человека.

6. В силу многоаспектного, противоречивого характера проблемы одиночества каждая из наук (философия, социология, психология и др.) имеет предметом исследования «свое» одиночество, редуцированное к явлениям биологического, социального, этического, культурного и т.д. порядка, следствием чего становится отсутствие целостности знания, невозможность «договориться о терминах» между специалистами разных областей знания и даже отказ от всяких дефиниций. Гносеологический потенциал междисциплинарного подхода может быть оптимально реализован при условии структурирования совокупности разного рода данных на фундаменте социально-философского осмысления проблемы. Отведение роли теоретического стержня в исследовании феномена одиночества именно социальной философии обусловлено, во-первых, принадлежностью проблемы одиночества преимущественно предметной области социальной философии, а, во-вторых, – специфическими возможностями социально-философского исследования проблемы. В целях воссоздания целостного образа феномена одиночества методологической доминантой исследования был избран синтез различных дискурсивных практик, основанный на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию.

7. Социальными аспектами одиночества являются распад социальных отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Людей, страдающих от социального вида одиночества часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания. Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины. В современном обществе сформировались так же конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм.

8. Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Под одиночеством мы понимаем субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием, при котором отсутствует тесная эмоциональная привязанность к отдельному человеку или отсутствует доступный круг социального общения. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

9. Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Ситуативное одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость изучения проблемы одиночества в современной российской действительности. Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком разрыва связей и отношений с другими людьми, с обществом. Особенности социального одиночества во многом зависят от причин, их породивших, и, в свою очередь, влияют на них, усиливая или ослабляя их действие. С психологической точки зрения интенсивные перемены во всем, в том числе и в самосознании людей, вызывают ощущение нестабильности, неопределенности, иногда потерянности, брошенности, бессмысленности какой-либо активности у достаточно большого количества людей. Теряется ощущение постоянства образа мира, «обжитости» окружения.

10. Жизненное пространство в настоящее время претерпевает существенные изменения под влиянием развития высоких технологий. Фактически все материально-технические достижения современной цивилизации являются своеобразной манифестацией «души» общества постмодерна, которая использует их для упорядочивания объективной реальности в соответствии со своей сущностью, приспосабливает ее под свои потребности. Постмодерн это единственно возможная форма объективации абстрактной идеи «абсолютной свободы» человека, это отсутствие любых норм и правил, это полный отказ от любого стиля, который замещается вульгарной, дисгармоничной эклектикой. Существенным социокультурным каналом распространения постмодернизма в современном мире является утверждение сетевого принципа общественной жизни и разрушение иерархических структур. Разрушение иерархических структур происходит под действием принципов ризомы. В современном мире на смену пространству мест приходит пространство потоков. Одним из существенных каналов воздействия информационных технологий на повседневность является виртуальная реальность. Следствием чрезмерной увлечённости виртуальными средами может стать изменяется отношение человека к реальности как таковой, в том числе и к реальности повседневной жизни. Поэтому постмодерн можно рассматривать как общество тотального, непреодолимого одиночества, принимающего вычурные формы. Как это ни парадоксально, но современный человек стремится в мегаполисы, с их предельным скоплением населения, лишь только для того, чтобы надежней отгородиться от таких же, как он, одиночек.

11. Информационно-коммуникационные технологии прямо и непосредственно воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя специфику и качество его труда, быта, досуга, образа жизни и даже мышления. Развитие информационных технологий трансформирует всю структуру коммуникативного опыта человека. Анонимность, обусловленная развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию объектов общения. С развитием информационных технологий значительно уменьшается число живых межличностных контактов. Меж тем, как отмечают психологи, для нормального самочувствия человеку необходим постоянный контакт с другими представителями близкой по духу социальной среды. Человек, проводящий много времени в киберпространстве, отвыкает от реальной действительности и начинает бояться непосредственного общения с себе подобными. Происходящая под влиянием развития информационных технологий индивидуализация общества приводит к быстрой легитимации социального одиночества как наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности. Под влиянием информационных технологий возникает «интерактивное» одиночество, складывающееся на базе повышенной включённости индивида в виртуальный мир киберсообщества. Его специфика заключается в вытеснении живых социальных контактов контактами виртуальными.

12. Интернет образует глобальное, служит физической основой для. В настоящее время Интернет превратился в существенный фактор, влияющий на повседневность значительного числа людей. Интернет полифункционален – это не просто среда личностного и делового общения, но и во всё большей степени среда купли-продажи (электронной коммерции), а также развлечений. В начале появление Интернета способствовало увеличению одиноких. создало иллюзию насыщенной жизни, позволило реализовать себя в разных ипостасях, при этом отменив такой необходимый атрибут существования в обществе, как обязательство перед другими. Но в дальнейшем ситуация стала меняться в противоположную сторону. Количественные характеристики Интернент перешли в качественные. В Интернете в настоящее время возникает большое число самоорганизующихся сообществ. Многие интернет-сообщества носят конструктивный характер и нацелены на «обживание» интернет-пространства, его опривычнивание. Социокультурным следствием распространения информационных технологий становится возрастающее значение коммуникативности при изменении её форм, опривычнивание новых способов трудовой деятельности, досуга и новых методов поиска информации. Преодолеть одиночество помогают специальные клубы для общения, функционирующие в Интернете. Люди с разнообразными интересами могут воспользоваться большим выбором порталов, например, . Благодаря интернету гораздо проще отыскать приятного собеседника для переписки, настоящую любовь или верного друга.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование может быть полезно при разработке концепции одиночества и его преодоления в современном российском обществе. Полученные результаты представляют интерес не только для социальных философов, но и для социологов, психологов, специалистов по социальной работе, а также всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к проблеме одиночества в современном обществе.

Данная диссертация может служить основой дальнейших разработок социально-философской проблематики одиночества и его преодоления. Результаты исследования могут быть положены в основу построения концепций социальной работы, социологических и социально-психологических исследований, внедрены в практику научно-педагогической деятельности, воспитательной работы как части развития культурной программы современного российского общества, а также использоваться при преподавании общей, социальной философии, спецкурсов по философии, социологии и психологии личности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности: Всероссийская научно-практическая конференция «Образование – основной фактор развития человека и общества» (г. Волгодонск, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Профессиональная культура учителя экономики и права» (г. Ростов-на-Дону, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ставрополь, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Психологические исследования в образовании» (г. Ростов-на-Дону, 2001г.), межвузовская научно-практическая конференция «Мир глазами ребенка» (г. Ростов-на-Дону, 2002г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: Личность и социальная реальность» (г.Краснодар, 2003г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), межвузовская научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), ежегодные заседания Южного отделения Российской Академии Образования: г.Сочи (2003г.), г.Нальчик (2004г.), г.Волгоград (2005г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: современное состояние и перспективы» (г. Славянск-на-Кубани, 2007 г.), международная научно-практическая конференция «Динамика изследвания» (г. София, 2008 г.), научно-практическая конференция «Социальное развитие молодежи: традиции и новые вызовы» (г. Ростов-на-Дону, 2008г.), международная научно-практическая конференция «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (г. Самара, 2009г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Новини от научния напредък» (г. София, 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология профессионально-образовательного пространства человека» (г. Екатеринбург, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Vdeck pokrok na rozmez tiscilet – 2010» (г. Прага, 2010 г.), международная научно-практическая Интернет-конференция «Преподаватель высшей школы в ХХI веке» (г. Ростов-на-Дону, 2011 г.), международная научно-практическая конференция «» (г. София, 2011 г.), международные психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ростов-на-Дону, 2007-2011 гг.).

Одиночество человека в современном мире

«Мы рождаемся в одиночестве, живем в одиночестве и умираем в одиночестве» (Ошо)

Проблема одиночества является одной из важных проблем философии и культурологии. В современном обществе все люди, по сути одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям. И, пожалуй, каждый современный человек сталкивался в той или иной мере с чувством одиночества. Проблема одиночества остро проявила себя в последние десятилетия, и с каждым годом все больше усугубляется. Не секрет, что большинство жителей мегаполисов чувствуют себя одинокими.

Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология? Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то, как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Одиночество начинается с выброшенности человека в мир вещей. Раньше в маленькой общине каждый чувствовал себя уютно, сейчас же индивид один на один с Вселенной. «Я» в мире, подвергается влиянию, но при этом принадлежит не только миру. Но и себе самому.

Наиболее остро проблема одиночества выражена в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Ощущение бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно­групповым. проблема одиночество творчество ценность

Следующим этапом одиночества в жизни является результат неправильно построенных взаимоотношений с окружающими, более глубоко - результат неправильного мировоззрения. Зачастую, одиночество возникает после разочарования в каких-то отношениях (между родителями-детьми, друзьями, возлюбленными). За разочарованием следует страх возобновить подобные отношения, страх душевной боли, которую они снова могут причинить. Внешне сильные люди, после такого опыта, сознательно замыкаются на себе. Внешне такие люди довольно активны, погружаются в работу с головой, чтобы заработать больше. Но только внешне, внутренне она осталась, постепенно опуская личность к депрессии.

Еще одно проявления одиночества в творческой деятельности человека. Творческая личность, как и большинство людей, на протяжении всей жизни испытывает такое состояние как одиночество. При этом речь может идти как о научном творчестве, так и о религиозном, и о художественном. Дело в том, что, с одной стороны, творческий человек отражает интерес к поставленной проблеме у окружающих, с другой - выплескивает субъективные переживания, затрагивающие его личность. Нельзя утверждать, что творцы ищут одиночества. Напротив, они бегут от него. Но так как чаще всего эти люди достаточно неординарны и сложны в общении, зачастую неуравновешенны, иногда психически нездоровы, то одиночество, как водится, является спутником их жизни. Таким образом, формирование творческих коллективов, попытки сблизиться насколько это возможно, хотя бы на уровне профессиональной деятельности - одна из форм бегства талантливых (а порой и гениальных) людей от собственного одиночества. Следует отметить, что одиночество творческой личности усугубляется не только личными качествами, но и социальными условиями. Многие творческие люди предпочитают одиночество, так как считают это состояние наиболее плодотворным, когда в голове рождаются лучшие идеи и способы их реализации.

Ну и последний этап проявления одиночества в жизни человека это одиночество пожилых людей. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Одиночество может возникнуть из тоски, связанной с неумением самостоятельно организовывать свое время. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

Положительные моменты одиночества человека в современном мире:

  • 1. в качестве аргумента «за» выступает свобода действий и выбора.
  • 2. нет страха быть обманутым и отвергнутым.
  • 3. часто в одиночестве человек находит себя, путём анализа своей предыдущей жизни, своих взглядов, чувств.

Отрицательные моменты:

  • 1. Человек, который не играет никаких социальных ролей, начинает считать себя никчемным, бесполезным для общества.
  • 2. Развивается недоверие к людям. Срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению.
  • 3. Одиночество несет с собой только грусть, печаль, пустоту, отчаяние, тоску и разочарование.

Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие, одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Одиночество - это то, в чём нередко страшно признаться даже самому себе, о чём неловко, а иногда и неприлично, рассказать кому-то другому.

Похожие статьи