Трижды ты предашь меня. Почему Петр отрекся от Христа и был прощен, а Иуда не получил прощения

Иисус Христос ходил и учил людей праведной жизни и к нему присоединялись люди впечатлённые его учением. Среди таких людей были 12, которые считали себя наиболее приближёнными к Христу. Этих 12 называют апостолами, что означает посланник, т. е. 12 посланников. Есть ещё один апостол, который не видел живого Христа, это фарисей Савл Павел или просто, апостол Павел. Первосвященники иудейской секты фарисеев возмутились поступками и учением Христа и послали Савла убить Христа и активных его последователей, но тот не успел это сделать, т. к. другая иудейская группировка раньше схватила Христа и передала его на суд прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Зато Савл успел убить Стефана, одного из последователей. Но последователей Христа было много и его идею прямыми чистками не заглушить. Тогда Савлу явился некий дух, который назвал себя духом Христа, и этот дух ослепил Савла, заставив его думать три дня до исцеления от слепости. После этого Савл решил креститься и преобразовался в Павла. Теперь он перестал преследовать христиан и внедрился в христианское движение. Далее он совершает серию апостольских путешествий и пропагандирует своё христианство. Кстати, очень важно знать, что Лев Николаевич Толстой был отлучён от церкви и проклят, за то что он в своих поздних трудах высказал идею о том что современное христианство это не учение Иисуса Христа, а только то учение что пропагандировал апостол Павел и Толстой обозвал это учение павлианством.

Но и 12 апостолов не лучше Павла:
Пошёл Христос с ними на гору Елеонскую и говорил им: "Все вы предадите меня в эту ночь, ибо сказано в пророчестве. Уберу пастуха и разбежится всё стадо!" Тогда Пётр возразил Христу: "Если все и предадут, то только не я!" А Христос говорит: "И петух и дважды не успеет кукарекнуть, как ты трижды отречёшься от меня." Но Пётр сказал: "Даже если мне придётся умереть, не предам тебя" И все эти 12 так говорили.

Далее они идут в Гефсиманский сад и Христос говорит: "Я буду молиться, а вы сидите здесь, но не спите, чтобы не впасть во искушение", но через час Христос обнаружил их спящими и отчитал их и снова стал молиться. И три раза каждый час Христос обнаруживал их спящими, и это происшествие специально вставлено 3 раза, чтобы даже самым тупым стало понятно, что так называемые, ученики-апостолы ничего не поняли, чему их хотел научить Христос.

После этого Христа обнаруживают иудейские первосвященники и уводят на суд. За ними пошёл и Пётр, однако когда кто-то опознал Петра как бывшим с Христом, тот отрёкся от Христа, тогда следующий так же признал в нём ходящего за Христом и Пётр отрёкся от Христа и так же третий раз. Вот такой из себя был хвалёный апостол Пётр.
Можно его оправдывать как угодно, это не умаляет его предательского нутра, который предал живого пророка и что бы тогда повлияло на него после смерти этого пророка. Да ничего. А мы знаем, что некоторые партизаны терпели все пытки гитлеровцев, но не сдавали своих товарищей. А ведь их не просто расстреливали и вешали, им вырывали ногти, ломали кости, сдирали кожу, отбивали молотком яица, сжигали в амбарах. Однако партизаны не предавали товарищей, Сталина и Родину, а апостолы с лёгкостью предали пророка Иисус Христа и свои клятвы. Предали Христа при жизни, что же мешало им продолжать предавать после его смерти? Чудеса воскрешения? Но они же видели эти чудеса и при его жизни?

Апостолы Пётр и Павел теперь называются первоверховными апостолами и считаются лучшими из апостолов, потому что они больше всех сделали для становления и развития христианских церквей. Но в этих церквях нет Бога, а только труп распятого Христа без его души, без его учения, которое было успешно выветрено деяниями Петра-предателя и Павла-убийцы.

Отречение апостола Петра

Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра.

Служанка, увидев Петра, сказала ему: "и ты не из учеников ли этого Человека (Иисуса Христа)?"

Петр ответил: "нет".

Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними.

Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служителям: "и этот был с Иисусом Назореем".

Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает этого Человека.

Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: "точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин". Тут же подошел родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал: "не я ли видел тебя с Ним в саду Гефсиманском?"

Петр же начал клясться и божиться: "не знаю этого Человека, о Котором говорите".

В это время запел петух, и вспомнил Петр слова Спасителя: "прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня". В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра; стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.

С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 26, 69-75; от Марка, гл. 14, 66-72; от Луки, гл. 22, 55-62; от Иоан., гл. 18, 15-18, 25-27.

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Отречение и раскаяние Петра Мф. 26, 58, 69–75; Мк. 14, 54, 66–72; Лк. 22, 54–62; Ин. 18, 15–18, 25–27 В то время, когда происходил допрос Божественного Узника у первосвященников Анны и Каиафы и предварительный суд синедриона, во дворе первосвященнического дома совершилось знаменательное

Из книги Козел отпущения автора Жирар Рене

Из книги Избранное. Проза. Мистерии. Поэзия автора Пеги Шарль

[Отречение Петра] Бросили, бросили, вам больше нечего сказать: ученики бросили, апостолы отступились, Петр предал, отрекся, вам больше нечего сказать. Из целой жизни святого вы берете, запоминаете только это: что он был, что однажды он был отступником. В наши дни легко быть

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

69. Отречение Петра 69. Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (Мк. 14:66, 67; Лк. 22:56; Ин. 18:17). В то время, когда Христос подвергался поруганию, в том же дворе первосвященника совершались события, которые во всякой другой

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Отречение Петра 69 А в это время к Петру, сидевшему во дворе, подошла одна служанка и сказала: «Ты тоже был с Иисусом Галилеянином».70 Но он отрицал это перед всеми: «Я не знаю, о чем говоришь ты!»71 Когда же он направился к воротам, увидела его другая служанка: «Этот человек был

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Отречение Петра 66 В то время, как Петр был внизу, во дворе, туда пришла одна из служанок первосвященника. 67 Заметив Петра, гревшегося у огня, она всмотрелась в него и сказала: «Ты тоже был с Этим Назарянином, с Иисусом!»68 Но Петр стал отрицать это. «Я не знаю и не понимаю, о чем

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Отречение Петра 54 Тогда они схватили Иисуса и повели. Они привели Его в дом первосвященника, Петр же шел за ними поодаль, 55 а во дворе он сел вместе с теми людьми, которые там разожгли костер. 56 И увидела его при свете огня одна служанка, и, вглядевшись в него, сказала: «И этот

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Отречение Петра 25 А Симон Петр всё еще стоял во дворе и грелся. Его спросили: «А ты не из Его ли учеников тоже?»«Нет», - отрицал он. 26 Но один из слуг первосвященника, родственник того, которому Петр отсек ухо, настаивал: «Не тебя ли я видел вместе с Ним в саду?» 27 Снова Петр

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Отречение Петра (Мк. 14:66–72; Лк. 22:54–62; Ин. 18:16–18, 25–27)69 Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка.- Ты тоже был с Иисусом Галилеянином, - сказала она.70 Но Петр отрицал перед всеми:- Я не знаю, о чем ты говоришь.71 Когда он отошел к воротам, его увидела

Из книги автора

Отречение Петра (Мат. 26:69–75; Лк. 22:54–62; Ин. 18:15–18, 25–27)66 Петр же в это время был во дворе. Туда пришла одна из служанок первосвященника 67 и, увидев Петра, гревшегося у костра, всмотрелась в него и сказала:- Ты тоже был с Иисусом из Назарета.68 Но Петр отрицал это.- Я вообще не

Из книги автора

Отречение Петра (Мат. 26:67–75; Мк. 14:66–72; Ин. 18:15–18, 25–27)54 Они схватили Его и повели в дом первосвященника. Петр шел за ними на некотором расстоянии. 55 Посреди двора первосвященника разожгли костер, и Петр вместе с другими людьми сел к нему греться. 56 Одна из служанок, увидев

Из книги автора

Первое отречение Петра (Мат. 26:69–70; Мк. 14:66–68; Лк. 22:54–57)15 Симон Петр и еще один ученик шли следом за Иисусом. Первосвященник знал этого ученика, и поэтому тот смог пройти с Иисусом во двор, 16 а Петр остался снаружи у ворот. Ученик, который был знаком первосвященнику, вышел,

Из книги автора

Второе и третье отречение Петра (Мат. 26:71–75; Мк. 14:69–72; Лк. 22:58–62)25 Симон Петр все стоял и грелся у костра, когда его еще раз спросили:- Ты случайно не один из Его учеников?Петр отрицал.- Нет, - сказал он.26 Тогда один из слуг первосвященника, родственник того, которому Петр

Из книги автора

Из книги автора

Отречение Петра В это время апостол Пётр потихоньку вошёл во двор Каиафы и сел у костра вместе с другими.Одна из женщин подошла к Петру и спросила его:– Ты тоже был с Иисусом Назаретянином?А Пётр, отшатнувшись от неё, испуганно ответил:– Нет, я не знаю его.Тогда другой

Из книги автора

69. Отречение Петра. 69. Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.(Мк. 14:66, 67; Лк. 22:56; Ин. 18:17). В то время, когда Христос подвергался поруганию, в том же дворе первосвященника совершались события, которые во всякой другой

Вопрос №550

В чем разница между отречением Апостола Петра и предательством Иуды?

Vladimir L. , France
13/02/2003

Батюшка, проясните, пожалуйста, такие вопросы.
Апостол Петр отрекся от Христа, покаялся и был прощен Господом.
Иуда Искариотский предал Христа, раскаялся, но удавился.

1) Одинаковая ли степень греха Ап.Петра и Иуды (с первого взгляда оба вроде предали);
2) Оба покаялись, но результат первого покаяния – прощение Господом, результат второго – удавление. В чем духовная разница таких вроде одинаково внешних покаяний, чтобы понять и каяться правильно?

Спаси Бог за пояснения.

Ответ отца Олега Моленко:

1) Грех отречения Петра и грех предательства Иуды Иск. – это близкие по тяжести, но разные по происхождению, направлению и духовному качеству грехи. Отречение Петрово, которое живет в каждом человеке (вот почему его нужно покаянием обнаружить и избавиться от него до смерти своей), – это грех человеческой…

……. Профи (819) 8 лет назад

Пётр…. Боже упаси встретиться с подобным апостолом… .
«….Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это…

В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Олеси Николаевой «Поцелуй Иуды». Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.

Есть несколько моментов, позволяющих сопоставить поведение Иуды и апостола Петра. Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом, приближены к Нему, почтены Его доверием, отмечены Его любовью, удостоены Его даров, научены Им тайнам Царства Небесного, призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго. «Устами апостолов» назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. Кроме того, после усмирения бури все ученики исповедали Его Сыном Божиим: Воистину Сын Божий еси (Мф. 14, 33). И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы.

Когда Христос стал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много…

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА

Кто отрекся от Христа, поругал таинство спасения, тот во все продолжение жизни своей должен плакать и обязан каяться, но когда отходит от жизни своей, да удостаивается святынь по вере в Божие человеколюбие.

Святитель Василий Великий

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься от Меня

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Лк.22:31-34).

Апостол Лука

Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними….

Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается.
Евангелие от Марка, глава 14, стих 21

Господь Иисус Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. Все апостолы оставили Спасителя и в страхе разбежались. Только двое из них, Пётр и Иоанн, издали следовали за Ним.

Была глубокая ночь. Вооружённые воины и храмовая стража привели связанного Спасителя на суд к первосвященникам: к престарелому Анне и его зятю, действующему первосвященнику Каиафе.
Апостол Иоанн, знакомый первосвященнику, вошёл во двор, а затем ввёл и Петра. Увидев Петра, служанка, стоявшая при дверях, спросила его: «и ты не из учеников ли Этого Человека?» Пётр ответил: «Нет». Ночь была холодная. Служители развели во дворе костёр и грелись. Вместе с ними стоял у огня и Пётр.

Вскоре другая служанка, указывая на Петра, сказала служителям: «и этот был с Иисусом Назореем».

Но Пётр опять отрёкся, сказав, что не знает этого Человека….

Толкование Евангелия — Иисус Христос у бывшего первосвященника Анны. Иисус перед судом синедриона. Отречение Петра. Раскаяние Иуды Искариота

Б.И. Гладков. Толкование Евангелия

Иисус у бывшего первосвященника Анны. Иисус перед судом синедриона. Отречение Петра. Вторичное, на рассвете, заседание синедриона. Раскаяние Иуды.

Придя в Иерусалим, стражники привели Иисуса не к первосвященнику Каиафе, который доказал уже свою ненависть к Галилейскому Пророку, сказав в синедрионе, что лучше одному человеку умереть, чем всему народу погибнуть; не к нему привели Иисуса, а к тестю его Анне (которого Иосиф Флавий называет Ананом), отставному первосвященнику, пробывшему в этом звании одиннадцать лет.

Следовавшие невдалеке Петр и Иоанн хотели войти за Иисусом и во двор Анны. Иоанн был известен Анне и потому безбоязненно вошел во двор, а Петр остановился у входа, не решаясь войти. Тогда Иоанн, заметив, что Петра нет около него, пошел к воротам,…

Использованы фрагменты комментариев Баркли.

Матфея 26:1-25 глава Преддверие ареста

26:1,2 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Закончив притчи о будущем своём втором пришествии, Иисус вернулся в реалии своего настоящего времени и предупредил учеников о надвигающемся неизбежном и самым главным событии в его земной жизни: о предстоящем распятии.
Иисус знал, что распят он будет именно на праздник Пасхи — не раньше, не позже, до которой оставалось всего два дня. Он оказался для всех жителей Земли тем пасхальным агнцем, который был заклан для возможности выхода из рабства греха и смерти каждого, кто пожелает вступить с Иеговой в Новозаветное Соглашение и стать частью Его народа -1 Кор. 5:7, 2 Кор. 5:15, 1 Иоан 2:2

26: 3,4 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника,…

; Лк. ; Ин. , ).

В Новом Завете

Предсказание

О том, что Пётр от него отречётся, Иисус Христос сказал своим ученикам заранее, во время Тайной Вечери :

Все четыре канонических Евангелия отмечают этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды.

Три отречения

  1. После ареста Иисуса его привели во двор первосвященника Каифы. Пётр последовал за ним, но остался снаружи во дворе, сидя вместе со служителями (по Марку и Луке - у огня). Тут к нему подошла одна служанка (по Марку - служанка первосвященника) и сказала «и ты был с Иисусом Галилеянином». (По Иоанну Пётр еще был снаружи, не входя во двор, и узнала его раба придверница , мимо которой его пытался провести знакомый Каифе апостол, как принято считать - рассказчик, апостол Иоанн). Тут Пётр отрёкся от Учителя перед всеми в первый раз. По Марку (но не во всех списках рукописи) тут запел петух в первый раз.
  2. Затем его опять опознала служанка (по Матфею - другая, увидевшая его после того, как он вышел за ворота; по Марку - та же самая) либо же некий мужчина (по Луке и Иоанну, согласно последнему они вместе стояли у огня). Тут Пётр отрекается второй раз.
  3. Потом к Пётру подошли и сказали, что он точно был с Иисусом, потому что говорит как галилеянин (по Матфею, Марку и Луке). Иоанн не упоминает акцент, зато говорит, что к нему подошел один из рабов первосвященника, который был родственником Малху , которому апостол в Гефсиманском саду отсёк ухо, и опознал его. Пётр отрекся в третий раз и тут запел петух (по Марку - во второй раз).

Описание отречений у евангелистов

Первое отречение Второе отречение Третье отречение

«Пётр и служанка»

«Пётр у костра»

«Пётр слышит пение петуха»
От Матфея
(Мф. )
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. (…) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
От Марка
(Мк. )
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. (…) Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
От Луки
(Лк. )
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
От Иоанна
(Ин. )
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. (…) Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Раскаяние Петра

Апостол Пётр и петух , Четвероевангелие из Мокви, 1300

Согласно трем евангелистам, Пётр вспомнил о пророчестве как только запел петух, а Лука добавляет, что Иисус посмотрел в этот момент в глаза Пётру.

Любопытно, что Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что посмертно явившийся ученикам Иисус Христос требует трижды от апостола Петра подтвердить его любовь к себе:

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих
  • агапэ - «общечеловеческая любовь», в первых двух вопросах Христа;
  • филия - «личная, дружеская любовь», лишь в последнем вопросе.

Отсюда Флоренский делает вывод, что отрывок касается сугубо межличностных отношений Христа и Петра, который своим отречением предал Его дружескую любовь, но в итоге был прощён .

Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент , его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось ещё древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача . Петух стал одним из узнаваемых его атрибутов в христианском искусстве.

Все четыре канонических Евангелия отмечают этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды.

Три отречения

  1. После ареста Иисуса его привели во двор первосвященника Каифы. Пётр последовал за ним, но остался снаружи во дворе, сидя вместе со служителями (по Марку и Луке - у огня). Тут к нему подошла одна служанка (по Марку - служанка первосвященника) и сказала «и ты был с Иисусом Галилеянином». (По Иоанну Пётр еще был снаружи, не входя во двор, и узнала его раба придверница , мимо которой его пытался провести знакомый Каифе апостол, как принято считать - рассказчик, апостол Иоанн). Тут Пётр отрёкся от Учителя перед всеми в первый раз. По Марку (но не во всех списках рукописи) тут запел петух в первый раз.
  2. Затем его опять опознала служанка (по Матфею - другая, увидевшая его после того, как он вышел за ворота; по Марку - та же самая) либо же некий мужчина (по Луке и Иоанну, согласно последнему они вместе стояли у огня). Тут Пётр отрекается второй раз.
  3. Потом к Пётру подошли и сказали, что он точно был с Иисусом, потому что говорит как галилеянин (по Матфею, Марку и Луке). Иоанн не упоминает акцент, зато говорит, что к нему подошел один из рабов первосвященника, который был родственником Малху , которому апостол в Гефсиманском саду отсёк ухо, и опознал его. Пётр отрекся в третий раз и тут запел петух (по Марку - во второй раз).

Описание отречений у евангелистов

Первое отречение Второе отречение Третье отречение

«Пётр и служанка»

«Пётр у костра»

«Пётр слышит пение петуха»
От Матфея
(Мф. )
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. (…) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
От Марка
(Мк. )
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. (…) Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
От Луки
(Лк. )
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
От Иоанна
(Ин. )
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. (…) Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Раскаяние Петра

Апостол Пётр и петух , Четвероевангелие из Мокви, 1300

Согласно трем евангелистам, Пётр вспомнил о пророчестве как только запел петух, а Лука добавляет, что Иисус посмотрел в этот момент в глаза Пётру.

Любопытно, что Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что посмертно явившийся ученикам Иисус Христос требует трижды от апостола Петра подтвердить его любовь к себе:

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих

Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача . Петух стал одним из узнаваемых его атрибутов в христианском искусстве.

Богословские толкования

Отречение Петра и связанные с этим его душевные терзания находят отражения в богословских толкования. Описывая приход Петра в дом первосвященника «Толковая Библия Лопухина» еще до начала рассмотрения события отречения поднимает вопрос о душевном состоянии апостола:

Пётр со слезами уходит со двора первосвященника

Евангелисты по разному помещают сцену отречения Петра в контекст событий суда синедриона . Синоптики помещают рассказ о всех трёх отречениях без промежутков (только у Луки сказано, что между вторым и третьим отречением прошло около часа - Лк. ). При этом евангелист Лука помещает отречение перед осуждением Христа на суде у первосвященника, а Марк - после осуждения. Указывается, что версия Луки является более достоверной:

См.также

Примечания

Похожие статьи