Меры борьбы с терроризмом в мире. Методы борьбы с терроризмом

Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей – преимущественно через использование насилия.

Главным субъектом борьбы с терроризмом должно быть само государство , законодательная, исполнительная и судебная власти. В основе борьбы с терроризмом должна быть единая, целостная, комплексная государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны.Стержнем предотвращения терроризма должна стать национальная идея – идея национального единства.

25 июля 1998 г. Президентом РФ (Ельцин ) подписан Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Цель закона – определение порядка взаимодействия и координации действий спецслужб, а также гарантии граждан, которым причиняется вред в связи с участием в проведении контртеррористических действий.

Меры борьбы делятся на внутренние и международные . На внутригосударственном уровне можно выделить несколько направлений деятельности по противодействию терроризму:

· Улучшение контртеррористического сотрудничества и возможностей.

· Расширение профессиональной подготовки антитеррористических кадров.

· Усиление контроля за производством, оборотом и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ.

· Улучшение технического обеспечения, оснащенности правоохранительных органов.

· Пресечение финансирования террористической деятельности.

Усиление международного сотрудничества РФ по противодействию терроризму должно проходить по следующим направлениям:

· Обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших теракты, согласно соответствующим положениям национального права.

· Принимать активное участие в разработке и принятии модельных законов, регламентирующих различные аспекты борьбы с терроризмом.

· Оказание взаимной юридической помощи.

Методы борьбы :

1) Террористы не могут действовать изолированно, они поддерживают контакты с единомышленниками. Отслеживание таких контактов с помощью специальной техники позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а также обнаружить и обезвредить их. Пример : германские власти обезвредили группу Баадер-Мейнхоф («Фракция Красной армии») с помощью созданной ими компьютерной базы данных для сбора и анализа фактов, имеющих отношение к террористам.

2) Возможность ареста или уничтожения лидеров террористических групп. Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние на деятельность возглавляемых ими организаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства. Однако, в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Пример : арест лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана полностью парализовал деятельность данной структуры. К аналогичному результату привел захват лидера перуанской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь») Абимаэля Гусмана .



3) «Разделяй и властвуй». Между террористическими группами существует конкуренция за известность, влияние, деньги и последователей. Прмер : в Ираке террористические группы воюют между собой в большей степени, чем с властями и частями коалиции. Состояние такой вражды является постоянным. Во многих случаях подобная конкуренция приводила к ослаблению и даже разрушению мощных организаций. Из-за внутренних разногласий в 1970-1980-е годы исчезли «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». При планировании антитеррористических операций нужно выявлять и использовать подобные разногласия.



4) Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся : искоренение коррупции во власти; улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов; подрыв финансовой и продовольственной базы террористов; склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы; объявление амнистий для членов террористических групп; разъяснение бессмысленности террористической деятельности.

5) Совершая атаки по всему миру, террористы наживают все больше врагов в лице различных стран. Понимание необходимости совместной борьбы с терроризмом становится сильнее имеющихся разногласий между ними. Пример : уничтожение лидера иракской «Аль-Каиды» иорданца Аль-Заркави. После совершения им теракта в иорданском городе Амман, иорданские спецслужбы установили его местонахождение и передали информацию американцам, в результате чего Аль-Заркави был уничтожен.

6) Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих интересах. Чтобы пресечь такую поддержку, мировое сообщество применяет экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство. Пример : военное давление на Афганистан, Ливию и Ирак вынудило их прекратить поддержку террористических структур.

Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает наличие политической воли и готовности высшего руководства страны к решительным действиям.

Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать как важнейшую общегосударственную задачу.

Меры предупреждения терроризма

В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.

Общее предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. К примеру, в сфере экономики это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и т.п. В политической сфере это становление и развитие новой российской государственности, упрочнение демократии, укрепление всех ветвей власти и т.п. В социальной сфере (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеет устранение резкого социального расслоения общества, поддержка малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.); по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.); по правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юридические нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.

Названные выше меры в полном объеме относятся и к терроризму. Примером этому может служить классификация мер антитеррористической деятельности, предложенная С. Гончаровым. По мнению автора, такими мерами являются:

o законодательные;

o административно-правовые;

o уголовно-правовые;

o социальные;

o финансвово-экономические;

o политические;

o военные;

o пропагандистские;

o профилактические и др.

Указанное мнение С. Гончарова поддерживает В. Величко, отмечая, что необходимо включить в приведенную классификацию также совместную деятельность национальных и международных участников, справедливо полагая что силовые методы возможны на последней стадии уничтожения террористов.

Схожую точку зрения высказывает В. Петрищев, указывая на то, что новая ситуация диктует необходимость проведения международной согласованной политики сдерживания терроризма. Автор отмечает, что правительствам следует договорится по некоторым принципиальным позициям: какие дипломатические меры могут повысить эффективность антитеррористической деятельности; какие уступки допустимы в переговорах с террористами, при этом, автор справедливо замечает, что жесткий принцип никаких уступок не действует в сегодняшних условиях; каким должен быть механизм введения экономического эмбарго в отношении государств спонсоров терроризма и др.

Вместе с тем, как отметил Генеральный прокурор России В. Устинов, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Как заметил В. Устинов, необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении террористической деятельности, но также и негосударственных структур.

Заметим, что ранее Д. Таль, председатель Совета директоров Всемирной ассоциации детективов отметил роль частных служб безопасности в предупреждении и борьбе с терроризмом, высказав мнение о том, что профессиональные организации могут действовать в качестве проводников идей и усилий и в качестве мостов, соединяющих правительства, правоохранительные органы и индустрию частных служб безопасности. Его российский коллега Ю. Левицкий, президент Ассоциации негосударственных структур безопасности Аргус также отметил роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом.

При этом, по мнению Ю. Левицкого, формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

Своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

Участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);

Публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

Организация общественных мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

Привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

Участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;

Разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.

Говоря о мерах предупреждения терроризму необходимо отметить значение отечественной юридической науки в борьбе с этим негативным явлением. Так, академик В. Кудрявцев, говоря о проблеме международного терроризма, отметил, что ученым по силам выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в плоскости изучения психологии и психики террористов.

Ряд отечественных ученых-юристов (А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин и др.) высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.

Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).

Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности.

1. Федеральная служба безопасности России осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.

3. Служба внешней разведки России, как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.

5. Министерство обороны России обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.

6. Федеральная пограничная служба России осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.

7. Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.

Главная

Как бороться с терроризмом 25.05.2015

Как бороться с терроризмом.

Международный терроризм - это враг №1 мирового сообщества. Он коварен и жесток, силён и опасен. Никто не будет чувствовать себя в безопасности, пока терроризм не будет побеждён. Не зря его называют чумой двадцать первого века. Ведь он сравнялся в разрушительной силе с этой болезнью. По данным статистики, теракты происходят на нашей планете, один раз в два дня. В результате этого появляется огромное количество жертв, гибнут невинные люди. С каждым годом неуклонно увеличивается жестокость, число жертв, организованность и подготовленность террористов.

Никого не оставили равнодушными руины взорванных домов в Москве, рухнувшие небоскрёбы Всемирного торгового центра, события в театральном центре на Дубровке. К сожалению, этот список можно продолжать долго.

Для многих эти происшествия стали трагедией. Мы не знаем, где и в какой момент, террористы снова нанесут удар, и какие последствия от этого будут.

Как победить терроризм?

Только всем миром. Прежде всего, нужно бороться с причинами возникновения терроризма, ведь зачастую, это реакция общества на несправедливость.

Понятие "терроризм", появилось ещё во времена французской революции. Оно означало политику устрашения, которая проводилась революционерами против своих врагов. Если конкретнее, то терроризм - это насилие, для достижения политических целей. Намеренное убийство невинных людей, прикрываемое фальшивыми лозунгами о справедливости. Деятельность таких террористических группировок, как незаконные бандформирования в Чечне, может послужить этому примером.

Эти группировки координируют свои действия, тесно сотрудничая между собой, более тщательно готовятся к своим преступлениям и повышают дисциплину внутри организаций. Поэтому большинство терактов удаётся.

В настоящий момент все поняли, что в борьбе с терроризмом, необходимо применять самые решительные и жесткие меры. Ведь фактически террористы объявили нам войну.

Как бороться с терроризмом?

Силовыми и правовыми мерами, внутренними и внешними.

1. Силовые меры.

Большинство стран борется с терроризмом силовыми методами.

Такие методы малоэффективны, используются более 30 лет, а терактов меньше не стало. Потому, что силовыми мерами борются с проявлениями терроризма, а не с ним самим. Причины возникновения терроризма силовые методы не устраняют.

2. Правовые меры.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о международном терроризме. Она призывала страны всячески препятствовать терактам.

В России с терроризмом официально борется ФСБ. Но отряды, которые могут при необходимости вступить в борьбу с террористами, созданы при всех силовых структурах. В Уголовном Кодексе РФ есть статьи, в которых предусматривается наказание за терроризм. Но наказания, за эти преступления очень мягкие. Нужно установить более длительные сроки за такие преступления. Может, тогда потенциальные террористы задумаются.

3. Внутренние меры.

Это меры для предупреждения терактов. Они являются наиболее эффективными, потому, что теракт легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Узнать, где произойдёт следующий теракт, практически невозможно. Получить спецслужбам своевременную информацию о новом ударе террористов, достаточно тяжело. У террористов утечка информации происходит очень редко, а с предателями они расправляются жестоко. Хотя в СМИ было написано о том, что ФБР знало о готовящихся 11 сентября событиях, но не успели или не смогли ничего предпринять.

4.Внешние меры.

Включают в себя принятие специальных антитеррористических законов, при взаимодействии государств, борющихся с терроризмом. Оказывают экономическое давление на страны, оказывающие поддержку терроризму. К таким относят Иорданию, Сирию, Ливию, Ирак, Кубу, Ливан, Афганистан и Судан.

Наиболее эффективным в борьбе с террором является синтез силовых и правовых мер. Террористические группировки нужно уничтожать физически. Но нельзя забывать о регулировании правового законодательства. Параллельно с этими мерами, нужно устранять причины возникновения терроризма.

В настоящий момент мировое сообщество поняло, что необходимо активизировать борьбу с международным терроризмом. В борьбе с ним нужно применять самые жесткие и решительные меры. Фактически терроризм объявил миру войну. Ясно одно: война с терроризмом не будет иметь фронтов и армий, но будет иметь долговременный и широкомасштабный характер. Как борются с терроризмом сегодня? Каковы причины его возникновения? На эти вопросы я попытаюсь ответить в этой главе.

Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые и правовые, внешние и внутренние. Основное большинство стран предпочитает бороться с терроризмом исключительно силовыми методами. Если учесть, что борьба с терроризмом продолжается в течение 30 лет, то можно сделать вывод об их малой эффективности. Силовыми методами борются не с терроризмом, а с его проявлениями. Нужно помнить, что терроризм - это всегда реакция общества на определённые события.

Чисто правовыми методами решить эту проблему в обозримом будущем тоже не представляется возможным. Первой попыткой победить международный терроризм стало принятие в 1937 году Лигой Наций конвенции о предотвращении терроризма и наказании за террористические деяния. В 1977 году была принята региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Первым шагом в противостоянии именно современному терроризму стало принятие в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о международном терроризме, которая призвала страны воздерживаться от помощи терроризму и участию в террактах (но в ней не были отражены такие проявления терроризма, как взрывы, политические убийства, захват любых других транспортных средств, кроме самолетов). В нашей стране терроризм рассматривается как самостоятельное уголовно-наказуемое деяние. В Уголовном Кодексе РК представлены статьи, предусматривающие наказание за терроризм, захват заложника, организация незаконных вооруженных формирований и участие в них. На мой взгляд, наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом за эти преступления, крайне мягки. Необходимо установить максимально возможные сроки за подобные преступления. Но вряд ли этим они смогут "отпугнуть" потенциальных террористов.

Внутренними называются меры, направленные на предупреждение террактов. Как раз они являются наиболее эффективными. Терракт проще предупредить, чем затем бороться с его последствиями. Предугадать, где будет нанесен следующий удар практически невозможно. Поэтому получить своевременную информацию о готовящемся терракте спецслужбам достаточно тяжело.

Утечка информации у террористов происходит крайне редко, а с предателями они обходятся особенно жестоко.(Хотя некоторое время назад, в СМИ проходила информация о том, что спецслужбы США (а именно ФБР) знали о готовящихся 11 сентября террактах, но не смогли или не успели ничего предпринять, а может и не захотели).

Внешние меры по борьбе с терроризмом включают в себя, во-первых, принятие специальных антитеррористических законов, взаимодействие государств, борющихся с терроризмом.

Во-вторых, оказание экономического давления на страны, оказывающие поддержку международному терроризму (к таковым относят Сирию, Ливию, Иорданию, Ирак, Ливан, Кубу, Судан и Афганистан).

Наиболее эффективным является синтез правовых и силовых мер. В отношении террористических группировок необходимо применять жесткие силовые методы, вплоть до физического уничтожения террористов. Нельзя забывать и о важности регулирования правового законодательства. Параллельно должна вестись борьба с причинами возникновения.

Основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально-экономические, экономические и религиозные, духовные.

Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Также важными политическими причинами возникновения терроризма можно считать: недостаток мер принимаемых во всем мире по обеспечению безопасности населения (нередко производящиеся с вопиющими нарушениями законодательства), которые буквально провоцируют террористов; влияние на общественное сознание тоталитарных, диктаторских правовых режимов (например, режим талибов в Афганистане); извечный конфликт Запада и Востока, в котором терроризм является наиболее эффективным и действенным способом ведения борьбы (прежде всего это относится к Востоку).

Если рассматривать социально-экономические причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране. Человеку легче решиться на совершение террористического акта, если он свободен от чувства собственности. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. Например в условиях современной жизни в России, массового закрытия промышленных предприятий, постоянного роста цен, инфляции и безработицы, терроризм становится подчас единственным способом заработать себе денег на достойное существование. Каждый идущий на терракт человек знает, что в случае смерти о его семье позаботятся.

Экономические. Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. Для примера возьмем финансирование чеченских боевиков. К ним в основном деньги поступают из Саудовской Аравии или ОАЭ. Там совершенно легально в магазинах и на рынках установлены урны для пожертвований, предназначенных борющимся за свободу чеченским "мусульманам". По телевидению регулярно демонстрируются видеозаписи, на которых боевики, переодетые в форму российских солдат, убивают и грабят мирных жителей. После этого идут призывы активнее сдавать пожертвования для того, чтобы боевики (они преподносятся как борьбы за свободу) смогли изгнать ненавистные российские войска. Ежегодно удается собрать приблизительно 40 миллионов долларов. Из них до Чечни доходит только 5-6 миллионов. Остальные оседают по дороге в различных организациях и фондах.

Религиозные . В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама). Берет свое начало ваххабизм в 18 веке в Саудовской Аравии. Основателем является Ибн Абдаль Вахаб. Именно он определил главных врагов настоящих мусульман - это иудеи и христиане. С ними следует вести войну - джихад. Все, кто не следуют шариату, заслуживают смерти. Также есть ещё одна интересная мысль: ислам моложе христианства на 8 веков. Значит, у мусульман сейчас идет приблизительно 13 век. Если провести параллель с Европой, то в 13 веке там царили инквизиция, а по сути это та же борьба с неверными. Коран отрицает насилие. Заповедь "не убий" есть и в исламе. В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами.

Духовные. Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей. Например, в некоторых странах Востока детей воспитывают под лозунгами терроризма, с детства воспитывают у человека, а значит и общества, преклонение перед физической, а не духовной силой.

В современном значении понятие "терроризм" появилось во времена Великой Французской Революции и означало политику устрашения, проводившуюся революционной властью против своих врагов.

  • · Терроризм - это политическое насилие, направленное на достижение политических целей.
  • · Терроризм - это намеренное, систематическое направленное убийство невинных людей для достижения определенных политических целей.
  • · Терроризм представляет собой антипод гуманизму, для него характерна жестокость, нередко прикрытая фальшивыми лозунгами о справедливости.
  • · Терроризм - насильственный метод используемый неправительственными, малочисленными, законспирированными группами или организациями, осуществляемый с помощью действий, направленных на наиболее значительные или уязвимые объекты с целью вызвать политические изменения.
  • · Терроризм - это целенаправленная деятельность организационно-террористических формирований, направленная на изменения социально - экономической формации. разрушение государственной идеологии, изменение формы государственного правления и государственно-политического режима, разрушение территориальной целостности, нарушение функционирования государства, осуществляемая криминальными либо террористическими методами.

Из данных определений видно, что основной целью террористов является вызов политических изменений. И это действительно так. Примером может служить деятельность террористических группировок ИРА, ЭТА, и незаконных вооруженных бандформирований в Чеченской республике.

С конца 60-х годов терроризм приобрел поистине угрожающие масштабы. За период с 1970 по 1985 годы в Европе совершено около 3000 террактов, в Латинской Америке - 1573, на Ближнем Востоке - 1330, в Северной Америке - 448. За период с 1986 года по настоящее время рост количества террактов в различных регионах мира составил от 50 до 60 процентов. Вместе с тем, что количество террактов постоянно увеличивается, они становятся все более и более жестокими, все чаще их объектом становятся люди. Так: в 70-х годах 80% террактов были направлены против собственности и только 20% -против людей; в 80-х годах соответственно 50% и 50% , а в 90-х - уже 30% на 70%.

Террористические акции стали тщательнее готовиться, резко возросла дисциплина внутри террористических организаций, различные террористические группировки тесно сотрудничают между собой, координируют свои действия. В итоге 90% террактов достигают своих целей.

По вопросу определения понятия "терроризм" существует две точки зрения:

  • 1) предлагается считать террористов обычными уголовниками, а их действия рассматривать как уголовные преступления. Аргументация - террористы совершают убийства, похищения, угоны самолетов, то есть действия, которые рассматриваются как преступления внутренним и международным правом.
  • 2) предлагается рассматривать терроризм, как военные действия, как разновидность войны.

Истина, похоже, гдето посередине. Очевидно, что террорзм в чем то аналогичен уголовному преступлению, имеет определенное сходство с военными действиями, но обладает специфическими чертами.

С образованием Российской Федерации терроризм стал более открытым явлением. В 1991 году из-за ожесточенных столкновений погибло 1600 граждан, получили ранения более девяти тысяч человек, а 650 тысяч бежали из страны.

В последнее время участились взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Не менее крупными терактами стали взрыв во время парада в Каспийске и захват театрального центра на Дубровке.

6 февраля 2004 года в московском метро террорист-смертник унес жизни 40 человек, 250 получили ранения.

24 августа 2004 года мир потрясли два крупных взрыва, которые произошли одновременно в пассажирских самолетах и унесли 93 жизни.

В сентябре этого же года в одной из городских школ Беслана террористы захватили 1170 человек, в их числе оказались преподаватели, ученики и их родители. Во время взрыва умерли 320 человек, из них около 186 детей, 560 – были ранены.

29 марта 2010 года в метро города Москвы в результате двух взрывов погиб 41 человек, 88 человек были ранены.

Самым последним громким терактом в России стал взрыв в петербургском метро, который произошел 3 апреля 2017 года. Он унес жизни 16 людей, около 50 человек получили ранения.

Современная действительность указывает на новые направления (функции) Российской Федерации по противодействию терроризму, которые:

  • определяют направления государственной политики в области противодействия терроризму;
  • организуют разработку мер по противодействию терроризму, а также по уменьшению и устранению его последствий;
  • организуют деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют противодействие терроризму в пределах своей компетенции.

Международный терроризм – не менее опасное политическое и социальное явление по сравнению с терроризмом. За последние десять лет его опасность только увеличивается. Многие государства и международные сообщества не переставая пытаются справиться с ним, вырабатывая действенные меры по борьбе с международным терроризмом.

Цель международного терроризма - добиться желательного для террористов развития событий: подрыва стабильности общества, революции, развязывания войны с иностранным государством, получения независимости некоторой территорией, падения власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Позиция Российской Федерации по поводу борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях была четко изложена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в ходе саммита в США. Он говорил, что международный терроризм нужно искоренить во всем мире. Однако использование силовых методов в борьбе с ним не эффективно. В борьбе с международным терроризмом невозможно достичь абсолютной победы лишь только военным путем. Но также нельзя не брать во внимание потенциал военных ведомств государств мирового сообщества.

Терроризм превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в 21 столетие. Терроризм в любых своих проявлениях все больше угрожает безопасности многих государств, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, губит жизни ни в чем не повинных граждан.

Террористическая деятельность сегодня характеризуется многими факторами, но самыми главными являются: жесткая организационная структура состоящая из групп разного назначения, широкий размах и отсутствие государственных границ, тщательный отбор кадров в антитеррористические группы, наличие огромного количества учебных баз и полигонов, наличие хорошего технического оснащения и др.

Логично полагать, что с современными средствами ведения информационной войны, международный терроризм навязывает людям свои идеи, тем самым завлекает в свои ряды как молодежь, так и профессиональных военнослужащих.

Нынешняя система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась за последние 25 лет. Она рассматривается как следствие общих положений международного права, из которых вытекает противоправность терроризма, и как специальные международные соглашения антитеррористического характера.

Российская Федерация вступила в огромное количество международных организаций по борьбе с терроризмом, одними из них являются: Европейская конвенция о пресечении терроризма 2000 год, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 2001 год, Конвенция ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью 2004 год, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2002 год, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом 2003 год и др.

Огромное внимание заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С вышеперечисленными странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях.

В соответствие с ФЗ «О противодействии терроризму» Российская Федерация сотрудничает с другими государствами и международными организациями по борьбе с терроризмом. Россия, так же преследует лица, которые подозреваются в причастности к терроризму, обеспечивая безопасность граждан.

На Ближнем Востоке Россия показала ответственность, решительность и эффективность в борьбе с международным терроризмом.

На Ближнем Востоке борьба с терроризмом притягивает внимание всего мирового сообщества и подтверждает актуальность единого фронта. В этом заинтересованы многие страны, и Россия в том числе. В случае успеха ИГИЛ, деятельность которого запрещена на территории РФ, в Сирии резко возрастет угроза для соседних государств. Поэтому приоритет России - это искоренение терроризма в Сирии. Преимущественно силами сирийской правительственной армии, единственной реальной и легитимной силы для наведения порядка в стране. Однако с этим многие не согласны.

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом играет огромную роль. Они применяются для:

  • пресечения полетов воздушных судoв, используемых террористами.
  • пресечения террористических актoв во внутренних водах Российской Федерации.
  • участия в проведении контртеррористической операций в Российской Федерации и за ее пределами.

Целью государственной политики Российской Федерации – является создание эффективной государственной системы противодействия международному терроризму на основе:

  • создания единой государственной системы управления в чрезвычайных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций;
  • координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, на ядерных объектах, а также с использованием средств массового уничтожения.

Достичь цели государственной политики возможно на основе результатов корректировки нормативно-правовой базы и разработки новых законов, отвечающих требованиям современности. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Для того чтобы бороться с терроризмом, необходимо объединить все силы государства и общества. Знание граждан о том, как противостоять терроризму, действовать в условиях угрозы также является немаловажным фактором.

Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, включающего в себя экономические, социальные, политические и правовые меры. Это требует много времени и зависит от огромного количества факторов. Но, всем известно что действовать нужно уже сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный терроризм оказал существенное влияние на содержание деятельности современной России. Это можно проследить на примере работы властвующих субъектов различных уровней. Благодаря объединению всех усилий под покровительством Национального антитеррористического комитета Россия стала эффективнее бороться с террористическими организациями и поддерживать систему защиты личности, общества и государства в России.

Мы уверены, что в настоящее время о международном терроризме можно говорить, как об особой плате мирового сообщества за прогрессирующую глобализацию международных отношений. Одним из ее следствий является миграция, которая может серьезно угрожать безопасности и стабильности всему международному сообществу.

Существует огромное множество разновидностей терроризма, но в любом случае он очень опасен и непредсказуем. По своим масштабам и последствиям он стал серьезной проблемой 21 века. Совсем недавно терроризм был локальным явлением, однако за последние 20 лет стал носить глобальный характер и все больше угрожать безопасности многих стран, оказывать сильное психологическое влияние на их граждан. Так же международный терроризм влечет огромные экономические, политические и моральные потери, уносит все больше жизней невинных людей.

Список литературы:

  1. Буртный К. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов // Ориентир. - 2010. - № 1.
  2. Международный терроризм - угроза безопасности России. – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://shtab.su/konspekt/ogp/mezghdunarodnuy_terrorizm_ugroza_bezopasnosti_rossii_.html (дата обращения 4.04.2017)
  3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г.). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pandia.ru/text/79/081/9150.php (дата обращения 5.04.2017)
  4. Речь В.В Путина 03.12.15 в ежегодном послании Федеральному собранию. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/analytics/20151203/1335211952.html/ (дата обращения 7.04.2017)
  5. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения 5.04.2017)
  6. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму». [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 5.04.2017)

Похожие статьи