Урок презентация великобритания и ее доминионы. Доминион - это, по истории, автономная страна в составе британской империи

Ответьте на вопросы:

1.Назовите 3 политических течения в XIX веке в Европе.

2.Чьи интересы защищали либералы?

3.Чьи интересы защищали консерваторы?

4.Консерваторы выступали за сохранения каких порядков?

5.Что такое Марксизм?

6. Что такое Интернационал?


История Нового времени

13.04.2015г


план урока:

1. Англия в середине XIX – начале XX века.

2. Реформы в Англии.

3. Британские доминионы.


Изменения в Англии.

К концу XIX века в Англии промышленность стала развиваться медленнее.

Это было связано с вывозом капитала




В 60-е г. появилась двухпартийная система

  • Либеральная
  • Консервативная

Лидер

У. Гладстон

Лидер

Б.Дизраэли


Реформы в Англии.

Избирательная реформа 1867 г.

Число избирателей увеличилось

И збирательная реформа 1884г.

домов и квартир


Приняты законы:

Профсоюзы могут защищать свои интересы в судах

выборах в парламент

О государственной поддержка образования

Закон о 54 – часовой рабочей неделе


1906 г. - Создана

лейбористская (рабочая)

партия.

Лидер партии

Д. Л. Джордж


Лейбористская (рабочая) партия добилась принятия законов:

  • Об обязательном начальном образовании.
  • Бесплатное питание в школе для бедных детей
  • Бесплатное лечение и пенсия инвалидам
  • Установлен 8 часовой рабочий день для горняков
  • Запрещалось работать женщинам в ночную смену
  • Выплачивали пенсии по старости

(с 70 лет),пособия по безработице и болезни


  • Доминионы - страны в составе Великобритании, признающие главой государства британского монарха.

Они имели право принимать свои законы, решать вопросы внутренней политики.

Внешнюю политику согласовывали с Англией.

Британскими доминионами были:

- Канада.

- Новая Зеландия.

- Австралия.


  • 1. На какие колонии разделена Канада?
  • 2.Когда Канада стала единой колонией?
  • 3. Когда образована Канадская конфедерация?
  • 4.Что такое конфедерация?

Ответы:

  • Канада была разделена на Нижнюю (франкоговорящую) и Верхнюю (англоязычную) колонии.
  • В 1840г Канада стала единой колонией.

3. 1867г – образована Канадская конфедерация.

4. Конфедерация – форма государства, при которой центральная власть отвечает за внешнюю политику и оборону, а вопросы внутренней политики решаются на местах.

Центральная власть - Англия


Австралийский союз.

1770г Австралия открыта Д. Куком и стала владением Англии.

Аборигены – коренные жители Австралии.


  • С 1788г до 1868г в Австралию ссылали заключенных.
  • В 1851 г открыли залежи золота.
  • В страну приехали Золотоискатели. Население Австралии увеличилось.

  • 1900 г – шесть колоний объединились в Австралийский союз.
  • 1901г – Австралия стала доминионом Англии.

  • Австралия производили шерсть для английских фабрик.
  • Позднее там появилась своя промышленность.

Новая Зеландия. Эти острова открыты А. Тасманом.

Местное население – маорийцы.

У них отобрали лучшие земли и отдавали их британским фермерам.

Новая Зеландия стала поставщиком аграрной продукции для Англии.


1860-1868 гг. - Открытие золота привлекло много переселенцев.

  • В 1907 г. – Новая Зеландия стала доминионом Англии.

Закрепление:

1.Когда создана лейбористская (рабочая) партия?

2.Назовите какие страны были Британскими доминионами .

3. Что такое конфедерация?

4. Кто такие Аборигены?

5. Когда Австралия стала доминионом Англии?

6. Когда Новая Зеландия стала доминионом Англии?


Домашнее задание:

записи в тетради

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Юридический институт

Кафедра теории государства и права и основ правоведения


Курсовая работа

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Тема: Британская колониальная империя. Управление колониями


Выполнил: студент гр. 6110

Илюхин И.С.


Сыктывкар 2015


Введение

Колонизация

Возникновение и развитие Британской колониальной империи

Заключение


Введение


Содружество Наций - добровольное межгосударственное объединение независимых территории суверенных государств. Главой Содружества являлся монарх Британии, но при этом в вопросах внутренней и внешней политики государства, входящие в Содружество, оставались суверенными. Содружество (формально ранее известное как Британское Содружество Наций) образовался из Британской колониальной империи.

Начало Содружеству было положено проведённой в 1887 году в Лондоне колониальной конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов - автономных квазигосударственных образований (позднее - фактически независимых государств), при этом все они становились частью Британского Содружества наций - объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю. Такими доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Доминион Ньюфаундленд, Ирландия и Индия.

На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура, в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».

Формально правовой статус Содружества был закреплён Вестминстерским статутом 1931 года. По этому статуту Содружество понималось как добровольное объединение самоуправляющих государств, объединённых преданностью короне.

Содружество включало Великобританию, Австралийский Союз, Новую Зеландию, Южно-Африканский Союз, Доминионы Ньюфаундленда, Ирландию и Индию. Южная Африка. По Лондонской Декларации 1949 члены Содружества принимали британскую корону, как символ их организации, так же как и главу объединения.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить предпосылки возникновения Британского Содружества наций и его развитие, а также рассмотреть роль данного объединения на современном этапе развития человечества и государства в целом.

Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть эпоху колонизации, зарождение, и её развитие;
  2. Роль Великобритании в эпохе колонизации, возникновение Британской колониальной империи.
  3. Изучить национально-освободительные революции и крушение Британской колониальной империи, возникновение Британского Содружества нации.
  4. Рассмотреть роль и значение Британского Содружества нации в современном мире.

Так как данная тема работы касается исторических аспектов развития Британского государства, то, для изучения данной темы, наиболее используемым источником являлись: «История государства и права зарубежных стран» и «История правовой системы Англии».


1. Колонизация


В капиталистическую эпоху колониализм становится всемирным явлением. Начало его роста приходится на конец XV - начало XVI вв. и связано с историческими переменами в Европе, которые принято называть переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Эти перемены растянулись на десятилетия. Проявлениями их были рост промышленного производства, развитие науки, расширение торговли, увеличение спроса на рабочую силу, на золото. Последнее обстоятельство сыграло особенно важную роль в стремлении европейцев к поискам новых земель.

Лишь в древности золото и другие металлы, ныне называемые драгоценными, были просто материалом для изготовления каких-либо изделий. Постепенно золото становилось своего рода универсальным товаром, на который можно было обменять любой другой товар. По мере того как росли производство и торговля, росла потребность в золоте.

В Северной и Центральной Америке главными колониальными конкурентами стали Испания, Англия и Франция. Обострение колониальной конкуренции было связано с развитием в Европе с середины XVI в. новой формы капиталистического предпринимательства - мануфактуры. В XVII в. в Англии, Голландии и Франции возникали так называемые Ост-Индские компании (британская, 1600-1858 гг.; голландская, 1602-1798 гг.; французская, 1664- 1770 и 1785-1793 гг.), которые получили право на захваты новых земель на Востоке, их практически бесконтрольную эксплуатацию и монопольную торговлю. Колониальное соперничество стало одной из главных причин ожесточённейших войн между европейскими странами: за «испанское наследство» (1701-1714 гг.), за «австрийское наследство» (1740-1748 гг.), Семилетней войны (1756- 1763 гг.), наполеоновских войн. Чаще в колониальном соперничестве выигрывала Англия, отобравшая у Франции её крупнейшие владения в Канаде и территории на восточном побережье Индостана. В 50-60-е гг. XVIII в. Британская Ост-Индская компания захватила Бенгалию, одну из наиболее экономически развитых частей Индии, положив тем самым начало полному колониальному подчинению этой великой азиатской страны.

Острая борьба за обладание Индонезией - одной из богатейших областей Востока, развернулась между Голландской и Британской Ост-Индскими компаниями. Здесь англичанам пришлось уступить. К середине XVIII в. в руках голландцев оказались почти вся Ява, ряд других островов, но окончательно страна была покорена только в XIX в.

Иным путём шла колонизация Австралии. После того как Джеймс Кук в 1770 г. обследовал восточное побережье пятого континента, английское правительство решило сделать новые земли местом ссылки осуждённых, т.к. прежние места ссылки каторжан из Англии, Шотландии и Ирландии - американские колонии - после начала их войны за независимость оказались «закрытыми». Между тем английские тюрьмы были переполнены, преступность продолжала расти. Первая британская колония в Австралии - Новый Южный Уэльс - была образована в феврале 1788 г. Её первоначальное население составило 1018 человек: чиновники, солдаты и ссыльные. Среди последних было только 12 плотников, один каменщик и ни одного человека, знакомого с крестьянским трудом...

Важным рубежом в развитии колониализма стали события конца XVIII в.: промышленная революция в Европе, война за независимость в Северной Америке 1775 - 1783 гг. и Французская революция 1789 - 1794 гг. Европа стремилась превратить свои заморские владения в рынки сбыта промышленной продукции, источник сырья и продовольствия. Так началось постепенное втягивание колоний в складывающиеся мировые капиталистические рыночные отношения.

Война за независимость в Северной Америке была прямым следствием нарастающих противоречий между метрополиями и колониями, особенно переселенческими, какими были американские колонии Англии. Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности, метрополии же продолжали видеть в них только источники сырья и огромных доходов, а никак не равноправных партнёров. В 1763 г. Англия запретила, например, самостоятельные переселения на земли, захваченные у Франции на западе страны; колонисты могли получать промышленные товары только из Англии, по ценам, установленным Англией, и продавать сырьё только Англии. Разразившаяся в 1775 г. война завершилась Версальским договором 1783 г.; Англия признала независимость своих американских владений, которые вскоре образовали единое независимое государство - Соединённые Штаты Америки.

После того как Северная и Южная Америка завоевали независимость, колониальные интересы европейских держав сосредоточились на Востоке и в Африке. Именно там колониализм достиг своего наивысшего расцвета и могущества, именно там начался и завершился распад колониальной системы.

В 40-е гг. XIX в. Британская Ост-Индская компания после кровопролитной войны завоевала княжество Пенджаб и другие, ещё самостоятельные части Индии, завершив тем самым её полное подчинение. Началось активное колониальное освоение страны: строительство железных дорог, реформы землевладения, землепользования и налоговой системы, имевшие своей целью приспособить традиционные способы ведения хозяйства и образ жизни к интересам Англии.

Подчинение Индии открыло англичанам пути на север и восток, в Афганистан и Бирму. В Афганистане столкнулись колониальные интересы Англии и России. После англо-афганских войн 1838-1842 и 1878-1881 гг. англичане установили контроль над внешней политикой этой страны, но добиться её полного подчинения так и не смогли.

В результате первой (1824-1826 гг.) и второй (1852-1853 гг.) англо-бирманских войн, которые вела Ост-Индская компания, её армия, состоявшая в основном из наёмных индийских солдат-сипаев под командованием английских офицеров, заняла большую часть Бирмы. Сохранившая самостоятельность так называемая Верхняя Бирма была отрезана от моря, в 60-е гг. Англия навязала ей неравноправные договоры, а в 80-е гг. полностью подчинила всю страну.

В XIX в. усилилась английская экспансия в Юго-Восточной Азии. В 1819 г. была основана военно-морская база в Сингапуре, ставшая главным опорным пунктом Англии в этой части мира. Менее удачно для англичан завершилось давнее соперничество с Голландией в Индонезии, где им удалось утвердиться лишь на севере Борнео и небольших островах.

Во второй половине XIX в. все колонии на территории Австралии добились самоуправления, в начале XX в. они объединились в Австралийский Союз, получивший права доминиона. Одновременно происходила колонизация Новой Зеландии и других близлежащих островов. В 1840 г. Новая Зеландия стала колонией, а в 1907 г. - ещё одним белым доминионом Англии.

В 1882 г. Египет был оккупирован английскими войсками, а в 1914 г. Англия установила над ним свой протекторат. В 1922 г. протекторат был отменён, Египет провозглашён независимым и суверенным государством, но это была независимость на бумаге, поскольку Англия полностью контролировала экономическую, внешнеполитическую и военную сферы его жизни. На рубеже XIX и XX вв. колониальное соперничество и борьба за сферы влияния в мире обострились. Англо-бурская война 1899-1902 гг. завершила «собирание» Англией земель на юге Африки. Европейские державы активно вмешивались в экономическую и политическую жизнь стран, входивших в состав распадающейся Османской империи.

После первой мировой войны, одной из главных причин которой было колониальное соперничество, произошёл территориальный передел мира. В 1919 г. была создана Лига Наций, от имени которой была установлена опека над владениями Германии и Турции. Колониями побеждённых завладели победители. Австралия получила германские владения на Новой Гвинее, африканские колонии Германии отошли Англии (Танганьика, часть Того и Камеруна).

Колониализм оставил в наследство освободившимся странам серьёзнейшие социально-экономические, политические и этнические проблемы, от решения которых в значительной мере зависит их будущее. Пограничные споры, межгосударственные и межэтнические конфликты, унёсшие в последние десятилетия многие миллионы жизней в странах Азии и Африки, чаще всего уходят своими корнями в колониальное прошлое.

Европа с её огромным научным, техническим, культурным опытом и капиталами, энергия европейских переселенцев создали в колониях основы современного транспорта и средств связи, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, образования и медицины, новые формы экономической деятельности. Был заложен фундамент современной государственности - законодательной, исполнительной и судебной власти. Колониальные державы руководствовались, прежде всего, своими интересами, но в результате происходило также становление и развитие новых общественных отношений, появились новые общественно-политические силы - массовые партии, организации, профсоюзы, способные возглавить борьбу колоний за политическое освобождение. Таким образом, колониализм против собственной воли ускорил политическое пробуждение народов колоний, подъём национально-освободительных движений, распад мировой колониальной системы и появление десятков новых независимых государств.


2. Возникновение и развитие Британской колониальной империи


Колониальная политика Англии восходит ещё к эпохе феодализма. Но лишь буржуазная революция XVII века положила начало широкой колониальной экспансии. Уже в середине XVII века Англия в результате агрессивных войн Кромвеля захватила ряд островов Вест-Индии, укрепила и расширила свои владения в Северной Америке, осуществило окончательное присоединение Ирландии. революция создала предпосылки экономического и политического превосходства Великобритании среди колониальных стран: Испании, Португалии, Франции и Нидерландов. Одержав верх над своими европейскими соперниками, английская буржуазия в XVII - XIX вв. значительно опередила их в колониальных захватах.

К середине XIX века Великобритания захватила огромные территории во всех частях света. Ей принадлежали: Ирландия в Европе; Канада, Ньюфаундленд, Британская Гвиана и острова Вест-Индии в Америке; Цейлон, Малайя, часть Бирмы и Индии в Азии; Капская земля, Наталь, Британская Гамбия и Сьерра-Леоне в Африке; весь Австралийский континент и Новая Зеландия. В 1875 году владения Британской империи составляли 8,5 млн. кв. миль, а население империи около 20% всего населения земного шара.

На протяжении большей части XIX века Великобритания была ведущей страной мира по уровню экономического развития. Лидерство, завоёванное в ходе промышленного переворота, проявилось прежде всего в промышленном превосходстве, в 1870 г. на долю Англии приходилось 32% промышленного производства (США - 26%, Германия - 10%, Франция - 10%, Россия - 4%, др. страны - 18%).

Англия прочно удерживала лидирующие позиции в торговле, где ей принадлежало первое место, а её удельный вес в мировом товарообороте составлял около 65%. В течение достаточно длительного времени она проводила политику фритредерства. Благодаря своему качеству и дешевизне, английские товары не нуждались в протекционистской защите, и правительство не запрещало импорт иностранных товаров.

Используя открытый грабёж колониальных народов, неэквивалентную торговлю, практикуя работорговлю, различные формы принудительного труда и другие средства колониальной эксплуатации, английская буржуазия накопила огромные капиталы, ставшие источником, из которого подкармливали рабочую аристократии в самой Англии. Колониальная империя сыграла немалую роль в том, что Англия в XIX веке превратилась в промышленно развитую капиталистическую страну - «мастерскую всего мира».

Великобритания занимала первое место и по вывозу капитала, а Лондон являлся финансовым центром мира. Английская валюта играла роль мировых денег, выступая в качестве расчётной единицы в мировых торговых сделках.

В условиях обострения борьбы за экономическое лидерство в мире между старыми индустриальными странами (Англия и Франция) и молодыми быстроразвивающимися государствами (США и Германия), Великобритания не могла сохранить своё преобладание на протяжении неопределённо долгого времени после того, как другие менее развитые, но в изобилии наделённые ресурсами страны начали индустриализацию. В этом смысле относительный упадок Великобритания был неизбежен.

Причины замедления темпов экономического развития:

  1. Наращивание колониального могущества и отток капиталов из страны;
  2. Моральное и физическое старение производственных мощностей и ограниченное использование электрической энергии;
  3. Усиление политики протекционизма в США, Германии, Франции и других странах;
  4. Архаичная система образования;
  5. Недостаточная предпринимательская активность Английских промышленников и медленное внедрение новых технологий.

Утрата мировой гегемонии происходила медленно и практически незаметно для современников. Несмотря на замедление темпов экономического развития, Великобритания оставалась высокоразвитой, богатейшей страной мира.

По мере создания империи вырабатывались система и навыки управления колониями. Общее управление колониями долгое время переходило в правительстве Великобритании от одного ведомства к другому. И только в 1854 году в Англии было создано специальное министерство колоний, на которое были возложены следующие обязанности:

  1. Руководство сношениями метрополии с колониями;
  2. Поддержание прав и верховенства метрополии и защиты её интересов;
  3. Назначение и смещение губернаторов и высших должностных лиц колоний;
  4. Издание приказов и инструкций по управлению колониями.

Кроме того, министерство колоний совместно с военным министерством распределяло вооружённые силы для охраны колоний и контролировало вооружённые силы колоний, имевших свои армии. Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Судебный комитет Тайного совета Великобритании.

Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех колоний на "завоеванные" и "переселенческие", применительно к которым постепенно выработались два типа британского колониального управления. "Завоеванные" колонии, как правило, с "цветным" населением, не обладали политической автономией и управлялись от имени короны через органы метрополии британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в таких колониях сосредоточивались непосредственно в руках высшего правительственного чиновника - губернатора (генерал-губернатора). Создаваемые представительные органы в этих колониях реально представляли лишь незначительную прослойку местных жителей, но и в этом случае они играли роль совещательного органа при губернаторах. Как правило, в "завоеванных" колониях устанавливался режим национальной, расовой дискриминации.

Другой тип управления сложился в колониях, где большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы из Британии и других европейских стран (североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля). Долгое время эти территории по форме управления мало чем отличались от любых других колоний, однако постепенно приобрели политическую автономию.

Создание представительных органов самоуправления началось в переселенческих колониях в середине XVIII в. Однако, колониальные парламенты не имели реальной политической власти, ибо высшая законодательная, исполнительная и судебная власть оставалась в руках британских генерал-губернаторов. В середине XIX в. в ряде провинций на территории Канады был учрежден институт "ответственного правительства". В результате вотума недоверия, вынесенного местной ассамблеей, назначаемый Совет при губернаторе, игравший роль колониального правительства, мог быть распущен. Важнейшие уступки переселенческим колониям были сделаны во второй половине XIX - начале XX в., когда они одна за другой добились дальнейшего расширения самоуправления и получили в результате особый статус доминионов. В 1865 г. был принят Акт о действительности колониальных законов, по которому акты колониальных законодательных органов признавались недействительными в двух случаях:

  1. Если они в каком-либо отношении противоречили актам британского парламента, распространенным на эту колонию;
  2. Если они противоречили каким-либо приказам и положениям, изданным на основании такого акта или имеющим в колонии силу такого рода акта. В то же время законы колониальных легислатур не могли признаваться недействительными, если они не соответствовали нормам английского "общего права". Законодательные органы колоний получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность.

После образования доминионов их внешняя политика и "вопросы обороны" оставались в компетенции британского правительства. Начиная с конца XIX в. одной из форм взаимоотношений с доминионами стали так называемые колониальные (имперские) конференции, проводившиеся под эгидой министерства колоний. На конференции 1907 г. по требованию представителей доминионов были выработаны новые организационные формы их проведения. Имперские конференции отныне должны были проводиться под председательством премьер-министра Великобритании с участием премьер-министров доминионов.

В конце XIX - начале XX в. одновременно с захватом огромных территорий в Африке (Нигерия, Гана, Кения, Сомали и др.) усилилась английская экспансия в Азии и на арабском Востоке. Существовавшие здесь суверенные государства были фактически превращены в полуколонии-протектораты (Афганистан, Кувейт, Иран и др.), их суверенитет был ограничен навязанными Англией договорами и присутствием британских войск.

Колониальное право в британских владениях складывалось из актов британского парламента ("статутное право"), "общего права", "права справедливости", а также постановлений и распоряжений министерства колоний и нормативных актов, принятых в самой колонии. Широкое внедрение норм английского права в колонии началось со второй половины XIX в., когда колонии стали торговыми "партнерами" метрополии и потребовалось, обеспечить устойчивость товарообмена, безопасность личности и собственности британских подданных.

Переплетаясь с традиционными институтами, местного права завоеванных стран, отражая как собственные, так и навязанные извне общественные отношения, колониальное право было сложным и противоречивым явлением. В Индии, например, правотворческая практика британских судов и колониальное законодательство создали крайне усложненные системы англо-индусского и англо-мусульманского права, которые распространялись на местных жителей. Эти системы отличались эклектическим смешением норм английского, традиционного, религиозного права и судебных толкований. В колониальном праве Африки также искусственно совмещались мало согласующиеся между собой нормы европейского права, местного обычного права и колониальных законов, копирующих колониальные кодексы Индии. В отношении английских поселенцев в любых частях света действовало английское право. При этом в переселенческих колониях применялось в первую очередь "общее право", а английское законодательство могло не применяться, если об этом не содержалось специального указания в акте британского парламента.

В Британской империи сложилось несколько типов колониальных владений. «Белые» доминионы («доминион» по-английски значит «владение») - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, а также Южно-Африканский Союз - пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они не только имели собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями (например, Австралия и Южно-Африканский Союз). Протекторатами обычно становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них существовало как бы два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам; они в отличие от губернаторов доминионов, которые скорее представляли интересы британской короны, чем правили от её имени, были полновластными хозяевами подчинённых стран. Так называемая туземная администрация (местные правители, вожди) пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определёнными судебными и полицейскими полномочиями, правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Туземная администрация выполняла роль буфера между верховной властью европейцев и угнетаемым местным населением. Такая система управления получила название косвенной, или непрямой. Она была наиболее распространена в британских владениях, и английскую колониальную политику стали называть политикой косвенного (непрямого) управления.

Англичане практиковали и так называемое прямое управление в некоторых колониях. Такие колонии назывались коронными, т.е. были напрямую подчинены Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таких прав. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты. Иногда в одной стране использовались и прямые, и косвенные методы правления. Например, Индия перед Второй мировой войной была разделена на так называемую Британскую колонию Индию, состоявшую из 16 провинций и управлявшуюся из Лондона, и протекторат, в который входили свыше 500 феодальных княжеств и в котором действовала система косвенного управления. Разные формы правления одновременно применялись в Нигерии, Гане, Кении, других странах.


3. Организация управления в колониях Англии


Колонизация Англией Атлантического побережья Северной Америки началась почти на столетие позже захвата Испанией и Португалией огромных территорий Центральной и Южной Америки. История британского колониального правления восходит к1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джеймстаун.

Население первых британских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет выплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет, и их "управляющих". В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев.

Американское колониальное общество с момента своего возникновения отнюдь не было однородным, эгалитарным. В него входили плантаторы и буржуа, свободные мелкие фермеры и пауперы, купцы, кораблевладельцы и сервенты. На социальные противоречия накладывались противоречия религиозные, которые существовали между различными направлениями протестантизма (кальвинисты и лютеране), католиками, а также другими верованиями и сектами. Острые противоречия существовали между плантационным Югом, экономика которого была основана на рабовладении, и промышленно-аграрным Севером, где развивались капиталистические отношения.

Первые колонии (Вирджиния, Плимут, Массачусетс) были чисто коммерческими предприятиями, и их правовой статус определялся колониальными хартиями, которые представляли собой своеобразные договоры между Британской короной и акционерами той или иной компании. В последующем своем развитии отношения между короной и колониями во все возрастающей степени приобретали политический характер.

Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляющихся колоний, фактически представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам. Остальные восемь - Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия - являлись владениями Британской короны. В этих колониях управление осуществлялось губернаторами, но создавались также и двухпалатные законодательные собрания. Решения колониальных законодательных собраний могли быть отменены либо назначавшимися короной губернаторами, наделенными правом абсолютного вето, либо королем через Тайный совет.

Жалованные королевские хартии представляли колонистам те права, свободы и гарантии, которые действовали в самой метрополии. В их числе - равенство всех перед законом, право на справедливое разбирательство дел судом присяжных, принцип состязательности в уголовном процессе, свобода передвижения, вероисповеданий, гарантии от жестоких и варварских наказаний и пр.

Политико-правовые учреждения и взгляды в английских колониях развивались под влиянием Англии, но естественно, что они прежде всего выражали экономические потребности колониального общества. С самого начала в зарождающемся колониальном конституционализме обнаружились две противостоящие друг другу тенденции - реакционная и демократическая. Первая наиболее полное свое выражение получила в Массачусетсе, где была установлена теократическая олигархия, подавившая всякое проявление демократии, свободомыслия и религиозной терпимости. Власть в этой "пуританской республике" принадлежала аристократическим и буржуазным элементам.

Носителем второй тенденции явилась колония Коннектикут, образованная религиозными и политическими диссидентами, изгнанными из Массачусетса. Органы управления Коннектикута - губернатор и Генеральный суд (представительное учреждение) были выборными, причем предоставление жителям колонии активного избирательного права не связывалось с какими-либо религиозными требованиями.

Еще большим демократизмом обладала самоуправляющаяся колония Род-Айленд. В этой "маленькой республике", как ее называют в американской историографии, была введена представительная форма правления с однопалатным законодательным органом, осуществлено отделение церкви от "государства", предусматривались частые выборы, право коллективной и индивидуальной законодательной инициативы граждан, наделенных равными правами, проведения референдумов.

Политико-экономические отношения колоний с метрополией с начала XVII столетия до провозглашения независимости в1776 г. определялись политикой искусственного сдерживания развития капиталистических отношений, ограничения экономической активности буржуазии колоний, внешняя торговля которых полностью была поставлена под контроль Англии.

В течение первых шести десятилетий XVIII в., непосредственно предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю в колониях. Навигационный закон, законы о торговле предметами первой необходимости, о гербовом сборе и многие другие, принимаемые в Лондоне без участия представителей колоний, вызывали возмущение во всех слоях колониального общества. Одновременно нарастал военный и административный гнет метрополии. В то же время в самих колониях происходили существенные политические и идеологические изменения-росло желание освободиться от британского колониального гнета, пробивали себе дорогу объединительные тенденции, выразившиеся в фактическом установлении конфедеративных отношений колоний.


4. Крушение Британской колониальной империи, образование независимых государств и Британского Содружества наций


Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало мощному подъёму национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Она вовлекла колониальные народы Азии и Африки в общий поток всемирного революционного движения. В отдельных странах движущей силой этого движения стал рабочий класс, который создал свои политические партии. Но в большинстве стран руководство антиколониальным движением находилось в руках национальной буржуазии (в Индии, Индонезии, странах Арабского Востока).

Под напором национально-освободительного движения колониальные державы сделали ряд уступок. В 1919 году Англия признала независимость Афганистана, в 1922 изменила форму колониального правления в Египте, в 1932 году декларировала суверенитет Ирака и т. д. В 1926 году на имперской конференции в Лондоне Англия была вынуждена признать новый статус доминионов. Согласно решениям конференции доминионы получали самостоятельность, как во внутренних, так и во внешних делах. В документах конференции говорилось, что Англия и доминионы составляют «автономные государственные единицы внутри Британской империи..., свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций». Генерал-губернаторы в доминионах потеряли реальную власть, так как отныне они стали рассматриваться как представители короны, а не английского правительства. Юридическое оформление новых связей Англии и доминионов было осуществлено Вестминстерским статутом 1931 года, который стал своеобразной конституцией Британского содружества наций. В статуте подчёркивается, что «корона является символом свободного объединения членов Британского содружества наций». Англия лишалась права издавать законы для доминионов, за исключением тех особых случаев, когда «данный доминион просил и согласился его ввести». С другой стороны, никакие законы доминионов не могли быть признаны недействительными Англией под предлогом противоречия его законодательству После Вестминстерского статута доминионы окончательно превратились в самостоятельные государства, являющиеся субъектами международных отношений, имеющие право заключать договоры, объявлять войну и т.д. Но Вестминстерский статут не распространялся на колонии, которые до конца второй мировой войны управлялись в основном старыми методами. Лишь время от времени в этих колониях вводились новые «конституционные законы», которые использовались английскими колонизаторами для раскола национально-освободительного движения.

После второй мировой войны, которая привела к возникновению мировой социалистической системы, к ослаблению позиций империализма, к мощному подъёму рабочего и демократического движения, создались новые благоприятные условия для углубления национально-освободительных революций. Под ударами национально-освободительного движения произошёл распад колониальной системы империализма. Однако империализм использовал все средства, в том числе и прямые военные подавления, для того, чтобы задержать развал колониальных империй. Однако под напором национально-освободительного движения империализм был вынужден отступать, расширять степень самоуправления колоний, вводить новые конституции и в конце концов признавать независимость большинства колониальных владений.

Британский империализм вынужден был считаться с обещаниями, данными во время войны народам колоний, к которым метрополии пришлось обратиться за помощью, когда империя находилась в тяжелом положении. Ему приходилось считаться и с развернувшимися в колониях после войны национально-освободительными движениями, которые уже невозможно было подавить силой. Когда в августе 1945 г. Индонезия провозгласила свою независимость, правительство Эттли направило туда стотысячную армию в помощь голландским колонизаторам, однако под давлением мирового общественного мнения и протестов в самой Англии эта армия была выведена из Индонезии в середине 1947 г. Безрезультатными были и попытки оказать военную помощь французским империалистам в Индокитае.

В собственной колониальной империи с наибольшими трудностями английскому империализму пришлось столкнуться в Индии. Движение за независимость парализовало действия англо-индийской администрации, и 15 марта 1946 г. Эттли официально признал в парламенте право Индии на независимость. Но, согласившись на эту серьезную уступку, британский империализм стал изыскивать пути такого решения вопроса, которое дало бы ему возможность сохранить свое господство иными средствами. Индия была расчленена по религиозному признаку на два государства, которые остались в составе Британской империи в качестве доминионов. Тем не менее Индийский Союз и Пакистан перестали быть колониями и получили, хотя и ограниченную, государственную независимость. Независимость и статус доминиона получил также и Цейлон. Бирма добилась независимости, но отказалась от статуса доминиона. Только в Малайе английский империализм упорно добивался полного сохранения своих позиций, английские войска беспощадно подавляли национально-освободительное движение в этом районе.

Британский империализм вынужден был уступить некоторые свои позиции и на Ближнем Востоке. В 1946 г. Англия вывела свои войска из Сирии и Ливана, а в 1948 г. отказалась от своего мандата на Палестину.

Национально-освободительное движение в африканских колониях Англии еще не получило такого развития, чтобы вынудить ее к серьезным уступкам. Но и здесь английскому империализму пришлось маневрировать. Целью колониальной политики правительства Эттли оставалось увеличение производства сырья в колониях, необходимое для разрешения экономических трудностей Англии. С особым усердием оно добивалось этого в африканских колониях.

Произошли и некоторые изменения в отношениях между доминионами и Великобританией. С 1947 г. в документах, печати и литературе термин Британская империя уступил место названию Британское содружество наций, которое применялось иногда еще до войны (на имперских конференциях 1926 г., 1931 г. и др.).

Доминион Ньюфаундленд в результате референдума 31 марта 1949 г. присоединился к Канаде. 18 апреля 1949 г. официально вышла из Содружества Ирландская Республика. В 1957 г. добились независимости колонии Золотой Берег (Гана) и Малайская Федерация, в 1960 г. - Кипр и Нигерия. Однако колониальная империя Великобритании, особенно ее владения в Африке, все еще сохраняла значительные размеры, и процесс ее крушения развернулся во всю силу в следующем десятилетии.

Британское содружество и английский империализм умудрился предпринять новые попытки реформирования. Состав содружества расширялся за счёт включения в него новых государств, получивших политическую независимость. С 1948 года в официальных документах Британское содружество наций стало именоваться просто Содружеством. Некоторые члены Содружества отказались принять статус доминиона и провозгласили себя республикой с выборным главой государства (Цейлон, Индия). Эти государства отказались участвовать в традиционных совещаниях Содружества, на которых обсуждались военные вопросы, и стали проводить самостоятельный внешнеполитический курс.

Заключение


На сегодняшний день в состав Содружества входят 54 независимых государства, что составляет 30 % всемирного населения (1.7 миллиарда человек), сотрудничающие для развития, демократии и мира.

Официальный язык Содружества Наций является английским. Члены имеют общие историческими связями. Содружество возглавляется Генеральным секретарем, который является ответственным за администрацию и организацию Содружества. Генеральный секретарь избран главами Содружества Правительства.

Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне. С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).

Многие имеют «Вестминстерские» парламенты и общие судебные и образовательные системы.

Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров, имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.

Члены Содружества по декларации 1991 года должны следовать следующим правилам, которые являются целью Содружества:

  1. Развитие демократии и лучшего правительства;
  2. Соблюдение прав человека;
  3. Следование закона;
  4. Экономическое и социальное развитие стран, входящих в Содружество.

В Содружестве и во всём мире использование научных знаний и технологий играет огромную роль для общественного развития.

Современные медицинские препараты позволили ему бросить вызов здоровью, как например с новыми фармацевтическими препаратами, генетическим анализом, биотехнологией, диагностикой и продвинутой обработкой.

Технологическое продвижение изменило путь, с помощью которого мы обеспечиваем себя информацией и образованием, и проводим бизнес. Другие улучшения позволили нам усовершенствовать и качество и количество пищи, которую мы имеем в наличии. Новые солнечные, ветрянные и другие технологии позволяют нам использовать углеродистую-нейтральную энергию. Ясно, что одна из самых больших услуг, которые наука и техника может отдать человечеству, будет в обеспечении экологических безопасности, к достижению которой стремятся все страны мира, и Содружество может играть роль в помощи развивающимся странам получить доступ к той помощи, особенно через взаимное сотрудничество.

Рассмотрев последовательно поставленные задачи, я сделала выводы и добилась своей цели, изучила историю Британской колониальной империи, раскрыла суть создания Британского Содружества наций и раскрыла роль данного объединения на современном этапе развития человечества и государства в целом.

колонизация империя британия управление


Список источников и литературы

  1. Грацианский П.С. История буржуазного конституционализма XIX в. / П.С. Грацианский, С.А. Егоров, В.С. Нерсеянц.-М.: Наука.-1986.- 281 стр.
  2. Громыко А.Ал. Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А.Ал. Громыко. - М.: Весь мир, 2007.- 365 стр.
  3. Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран./Под ред. проф. П.Н. Галанзы, О.А. Жидкова.-М.: «Юридическая литература».-1969.- 485 стр.
  4. Кашникова Т.В. История экономики / Т.В. Кашникова, Е.П., Костенко Е.П.-Ростов н/Д.- 2006.- 515 стр.
  5. Конотопов М.В. История экономики зарубежных стран /М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-М.-2001- 384 стр.
  6. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова - М.-2001. - 704 стр.
  7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права / О.А. Омельченко. - М.: Остожье, 1998.- 448 стр.
  8. Романов В.А. Правовая система Англии: учебное пособие / В.А. Романов. - М.: Дело, 2002.- 343 стр.
  9. Яковец Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. - М., 1995. - 420 стр.
  10. Содружество нации / Развитие Содружества нации.
  11. Экономическая история зарубежных стран / История европейских стран.
  12. Commonwealth / What is the Commonwealth.
  13. Commonwealth Secretariat / History.
  14. Commonwealth Secretariat/ Member States.- Электронные дан.
  15. Commonwealth Secretariat / News release. A Message from Commonwealth Secretary-General Kamalesh Sharma
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Британская колониальная империя В 1607 г. английские поселенцы основали на восточном побережье Северной Америки колонию Виргиния. С того времени непрерывные захваты позволили Англии овладеть землями в разных частях света и образовать колониальную империю, не имевшую равных по размерам и количеству населения. В 1912 г. Британская империя владела 31 млн 879 тыс. кв. км территории с населением в 427 млн 467 тыс. человек, тогда как собственно метрополия (Англия, Шотландия и Уэльс) имела 230,6 тыс. кв. км территории и 41,7 млн населения. Колониальные владения Великобритании по своему статусу и отношению к метрополии делились на два вида. К первому относились протектораты, в которых большинство составляло коренное население. Среди таких колоний выделялась Индия. После ликвидации в 1858 г. Ост-Индской компании Индия перешла непосредственно под власть правительства, в составе которого специально создали министерство по делам Индии. На месте этой колонией управлял вице-король. Меньшие по площади и количеству жителей «цветные» владения были разбросаны по всему миру и также управлялись британской администрацией.
Второй вид владений представляли переселенческие колонии, называемые также «белыми колониями». Их освоили эмигранты из Европы, в короткие сроки составившие преобладавшую в количественном отношении часть населения. Только из Великобритании с 1815 по 1914 г. эмигрировали свыше 20 млн коренных жителей. Всего же на протяжении 1801—1914 гг. покинули Европу и обосновались за ее пределами 45 млн 677 тыс. человек. Не все они закрепились в новых местах обитания, многие вернулись в Европу, но тем не менее в колониальных странах образовали компактное «белое» ядро. В Канаде с 1800 по 1910 г. население возросло с 200 тыс. до 7,2 млн, главным образом за счет иммиграции из Европы, причем среди иммигрантов около половины имели британское происхождение. Массу эмигрантов привлекло в Австралию открытие месторождений золота. В начале 60-х гг. XIX в. население колонии Виктория составляло 541.8 тыс.. Южной Австралии—1326,8 тыс., Нового Южного Уэльса — 358,2 тыс., Тасмании — 90,2 тыс.. Западной Австралии — 15,6 тыс., опять-таки в основном за счет эмигрантов. Новую Зеландию согласно переписи 1906 г. населяли 908,7 тыс. человек (без коренных жителей маори и выходцев с тихоокеанских островов). Из них 606,3 тыс. родились в самой Новой Зеландии, 208,9 тыс. — в Великобритании и 47,5 тыс. — в Австралии.
Рост экономического потенциала и политических амбиций белого населения переселенческих колоний неизбежно приходил в противоречие с имперским протекционизмом. В 1837— 1838 гг. подъем национального движения в Канаде вызвал восстание, быстро подавленное, но свидетельствовавшее о нарастании осознания самобытности и собственных интересов. В то же время в самой Англии усиление экономических и политических позиций буржуазии привело к требованиям модернизировать колониальную политику, отказавшись от протекционизма, торгово-колониальных монополий наподобие Ост-Индской, Новозеландской земельной и др. Столкновение политических позиций по поводу характера отношений между частями империи привело к утверждению принципа ограниченного суверенитета переселенческих колоний, практически реализованного наделением переселенческих колоний самоуправлением.
Возникшие в «белых колониях» промышленно-аграрные и политические элиты оказались перед необходимостью решения конкретных проблем развития своих стран. Однако этому препятствовала действовавшая «доктрина несовместимости», сущность которой состояла в том, что принимаемые колониальными парламентами законодательные акты не должны противоречить законам Британской империи, включая нормы прецедентного права. Соблюдение общеимперских норм во многих случаях приходило в противоречие с конкретными потребностями хозяйственной и иной деятельности в колониях, сужало сферу местной автономии. Невозможность изменять дарованные английской короной конституции и «доктрина несовместимости» препятствовали созданию отвечавшей местным условиям законодательной базы и вызывали трения между колониями и метрополией. Противоречие было снято принятием английским парламентом в 1865 г. Акта о действительности колониальных законов. Законодательным ассамблеям колоний предоставили право вносить с одобрения метрополии изменения в свои конституции и законодательные акты, даже если они противоречили английским законам.
Власти переселенческих колоний обоснованно видели в таможенных пошлинах источник пополнения бюджетов и средство защиты внутреннего рынка от зарубежного импорта. В 1859 г. канадское правительство, а затем и правительства других самоуправляющихся колоний повысили ввозные пошлины на промышленные товары, включая английские — этим было отвоевано право на самостоятельную тарифную и торговую политику. К ведению колониальной администрации отнесли и регулирование земельных отношений. По английскому парламентскому акту 1865 г. переселенческие колонии получили возможность создавать сухопутные и морские вооруженные силы.
С постепенным расширением компетенции в законодательстве и хозяйственной жизни переселенческие колонии приобретали все больше черт независимых государств. Очередным шагом в этом направлении стало наделение Канады, а за ней и других самоуправляющихся колоний статусом доминиона (от англ. dominion — владение, власть). Подчиненность доминионов метрополии имела более виртуальный, нежели политический характер. Назначавшиеся короной генерал-губернаторы формировали правительства, но действовали только в согласии с ним. Они располагали правом вето, но не пользовались им. Английское правительство сохраняло контроль над администрацией самоуправляющихся колоний, но не ограничивало их деятельность. Независимый образ деятельности самоуправляющихся колоний отнюдь не порывал их связи с метрополией, но шаг за шагом приближал к полному суверенитету.
В конце XIX — начале XX в. доминионы достигли впечатляющих успехов. Во многом это было связано с английскими капиталовложениями. На конец 1913 г. Англия инвестировала в пределах империи 1,824 млрд ф. ст., из них 1,3 млрд ф. ст.— в доминионах. Канада и Австралия прочно закрепились на мировом рынке по поставкам хлеба, Австралия — по торговле шерстью. Устойчиво возрастал новозеландский экспорт мяса, молока и сыра в Англию. Доминионы располагали крупными запасами угля, черных и цветных металлов, что стало базой развития энергетики, металлургии, металлообработки и машиностроения. Австралия и Новая Зеландия занимали 3-е место в мире (после Южной Африки и США) по добыче золота. Золотые месторождения были открыты и в Канаде.
В доминионах высокой эффективностью отличалась социальная политика. В Новой Зеландии создали систему арбитража для урегулирования трудовых конфликтов и фабричное законодательство, гарантировавшее защиту прав рабочих от произвола работодателей, установили 8-часовый рабочий день, ввели пенсионное обеспечение. Аналогичные меры социальной защиты ввели в Австралии. Утвердились демократические институты, прежде всего равное представительство на выборах, оплата труда парламентариев, всеобщее избирательное право для мужчин, а в Новой Зеландии с 1893 г. — и для женщин. Позже этому примеру последовала и Австралия. Канада, Австралия и Новая Зеландия обеспечили всеобщую грамотность, к началу XX в. создали сеть университетов, дававших образование по европейским стандартам.
Успехи доминионов способствовали возрождению планов укрепления имперского единства путем образования федерации Великобритании и самоуправляющихся территорий. Их проводником стал министр колоний в кабинете Солсбери Дж. Чемберлен. По его инициативе в 1897 г. в Лондоне прошла конференция премьер-министров Канады, Капской колонии, Наталя, Ньюфаундленда, Новой Зеландии и шести австралийских колоний (на тот момент они еще не объединились в Австралийский союз). Затем был проведен еще ряд подобных конференций (конференция 1907 г. стала этапным событием в эволюции взаимоотношений Великобритании и самоуправляющихся колоний). С одной стороны, уровень их государственности был повышен до статуса доминионов, который в большей мере соответствовал возросшему социально-экономическому и политическому потенциалу, укрепившемуся национальному самосознанию белого населения. С другой, — имперские конференции были трансформированы в действовавший на постоянной основе консультативно-совещательный орган, который стал элементом государственной надстройки Британской империи. В сочетании эти два преобразования перевели отношения самоуправляющихся территорий и метрополии из плоскости прямого подчинения первых последней в сферу политического взаимодействия доминионов с метрополией и между собой. Достижение «белыми колониями» — Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Южно-Африканским союзом — сначала самоуправления, а затем и статуса доминионов положило начало эволюционному процессу, имевшему конечным результатом полную независимость этих территорий. В эволюционном развитии принципиальное отличие методов ее достижения от тех, которые использовали английские колонии в Северной Америке, избравшие революционный путь образования США.

Первыми европейцами, которые наведывались в IX-X вв. к берегам Северной Америки, были норманны. В XIV в. сюда заплыли купцы и монахи из Бристоля. В 1497 г., через пять лет после Колумба, другой генуэзец по имени Джованни Кабото (Джон Кабот) испросил у английского монарха Генриха VII патент и добрался за 11 недель (это осталось рекордом в течение целого века) до о.

Ньюфаундленд (первая увиденная земля). Затем он еще раз повторил заплыв в этот район, но следы экспедиции затерялись.

В 1524 г. уже французская экспедиция во главе с флорентийцем Джованни Вераццано прошла по Атлантическому побережью и обозначила территорию под названием Новая Галлия (Новая Франция). Через десять лет Франциск I благословил экспедицию Жака Картье на отыскание в этом районе новых земель и возможную дорогу в Китай через Атлантику. Картье зашел в залив и реку Св. Лаврентия, которая, как ему сказали, представляет собой водный путь в королевство Сатеней, или Канаду (страну, лежащую по течению реки). В последующие десятилетия здесь появляются экспедиции торговцев и миссионеров, путешественник Шамплейн обнаруживает и заносит на карту реку Ришелье и озеро Шамплейн. В 1605 г. возникает первое постоянное селение французов. Первое английское поселение под названием Новая Шотландия располагается на подступах к реке Св. Лаврентия в 1627 г. В тот же год кардинал Ришелье подписывает акт о создании колонии Новая Франция с обязанностью поселить здесь до 1643 г. 4 тыс. колонистов.

В 1628 г. между французами и англичанами начинается война, которая длится с перерывами около 130 лет. Она заканчивается после захвата англичанами крепости Квебек. Впоследствии в Квебеке будет воздвигнут памятник всем участникам и жертвам этой долголетней войны с надписью: «Доблесть принесла им смерть, история - общую славу, а потомки - общий памятник». Канада делится на две части - Нижнюю (французскую) и Верхнюю (английскую) Канаду.

Согласно Квебекскому акту 1774 г. (его же именуют Великой хартией канадских французов) французам были предоставлены свобода исповедания католической религии, свободное пользование французским языком. Франкоговорящее население освобождалось от принесения присяги верховной власти (ему заменили ее на обещание быть верным английской короне). В судопроизводстве был оставлен старый французский закон, но в уголовном законодательстве добавлен английский закон с учетом традиции общего права. .Администрацию венчал совет из 17 назначаемых советников, подконтрольных английской короне. Таким образом, даже религиозная иерархия подпадала под контроль английского правительства. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня притязание французской общины на политическую и религиозную обособленность стало фактором, ведущим к созданию двунационального государства и к нередкому обострению сепаратистских устремлений франко-канадцев.

Первое обстоятельное регулирование устройства объединенной Канады было осуществлено по Акту 1791 г., который вступил в силу 26 декабря. Сохранялось деление на две части - Квебек и Онтарио, с границей по реке Оттава. В обеих частях были учреждены назначаемые советы и выборные собрания с функциями парламентского рода. Для руководства администрацией вводились должности лейтенант-губернаторов в Нижней и Верхней частях и генерал-губернатора для обеих частей вместе.

Последний собирал и распускал собрания двух провинций, утверждал или отклонял их законопроекты.

Английское правительство оставило за собой право приостанавливать действие всякого закона, принятого собранием провинции, в течение двух лет со дня его утверждения. Католикам гарантировалось право свободного отправления культа, В 1822 г. была осуществлена подготовка законопроекта об объединении обеих Канал с такой целью: «дабы английское меньшинство в Нижней Канаде не жило под управлением французского большинства». Все назначения в церкви должны совершаться правительством. Французский язык при этом терял статус официального. Эти приготовления вызвали взрыв недовольства и приезд парламентской комиссии из Лондона. Кончилось тем, что инициатор Закона лорд Делхузи был переведен на службу, в Индию и на его место назначен более гибкий чиновник. В результате Закон 1791 г. остается в силе. В конце 30-х гг. в провинциях возникает общественное движение за автономию против бюрократического диктата из Лондона. Это движение завершается выработкой и проведением через английский парламент Юнион Акта от 23 июня 1840 г.

Согласно этому Закону учреждался пост губернатора для всей Канады, а также Совет с 20 пожизненно назначаемыми членами и парламент с 84 выборными депутатами по 42 от каждой из двух провинций. Делопроизводство велось на английском, но и парламенте дозволялось говорить по-французски. Закон передавал под контроль парламента сбор и перераспределение всех доходов. Вопросы культ;1, и пользования земельным фондом оставались в ведении метрополии. С этого момента Канада фактически уже не колония, а доминион в рамках Британской империи («самоуправляющееся заморское владение»).

Этому статусу содействовало также принятие Акта о действительности колониальных законов (1865), согласно которому означенные законы будут недействительными лишь в определенных случаях: если они и каком-либо отношении противоречат актам британского парламента, распространяемым на колонии; если они противоречат приказам и положениям, изданным на основании таких актов или имеющим в колонии силу таких актов; если колония не имеет права учреждать суды и регламентировать их деятельность.

Акт о Британской Северной Америке 1867 г. Начиная с 1864 г. вводится практика проведения конференций провинциальных правительств объединенной Канады, на которых обнаруживается тенденция к созданию федерации на базе этих провинций. Идею федерации выдвинул в 1858 г. Александр Голт, представитель английского меньшинства в Квебеке и участник Квебекской конституционной конференции 1864 г., на которой была принята резолюция в пользу создания федеративного объединения провинций и выработки для него конституционного закона. Таким законом и стал Акт о Британской Северной Америке 1867 г. как своего рода конституция федерации под началом британской короны, но с федеральными и провинциальными правительственными учреждениями. Учреждались Сенат с назначаемым составом и нижняя палата - Палата общин, которая формировалась на выборной основе. Федеральное правительство назначалось главой исполнительной власти - генерал-губернатором, но сам генерал-губернатор назначался английской короной. За Тайным советом английской короны сохранялось право апелляции на решения канадских судов. Генерал-губернатор назначал судей Высшего суда, окружных судов и судов графств каждой провинции.

В Конституции особо оговаривалась недопустимость превышения «привилегий, иммунитетов и полномочий» членов Сената и Палаты общин (ст. 18). Эти привилегии и полномочия были такими, как и в метрополии, но существовало и отличие. Так, для занятия места в Сенате требовалось иметь доходы в размере 4 тыс. долл.

Федеральные полномочия распространялись на области регулирования торговли и обмена, налогообложения, переписей населения, весов и мер, выпуска бумажных денег и банковского дела, резерваций для коренного населения (индейцев) и др.

В исключительную компетенцию провинций входило внесение поправок в конституции провинций, прямое налогообложение в провинции для ее нужд, а также регулирование создания и упразднения должностей, сферы услуг, отправления правосудия в провинциях и «всякого рода дел в провинции чисто местного или частного характера».

Последующие перемены касались главным образом увеличения самостоятельности составных частей федерации либо принятия дополнительных статей к Конституции. Наряду с этим происходит дальнейшее укрепление суверенных полномочий всей федерации.

В 1926 г. принимается Декларация Бальфура, в соответствии с которой за Канадой признается право вести переговоры и подписывать политические и торговые соглашения с иностранными государствами. В 1931 г. с принятием Вестминстерского статута, над обеспечением которого немало потрудилась правящая элита Британской Северной Америки, Канаде вместе с другими доминионами была предоставлена автономия в вопросах законодательства. Кроме того, увеличились возможности доминионов влиять на законодательную политику метрополии, поскольку Вестминстерский статут содержал и такое положение: «Изменение законов, касающихся престолонаследия или королевских званий и титулов, требует согласия как парламентов всех доминионов, так и парламента Соединенного Королевства».

Наконец, в 1949 г, решением канадского парламента было установлено, что все изменения Конституции Канады, касающиеся юрисдикции правительства доминиона, «отныне не подлежат утверждению английского парламента». Следует иметь в виду, что и прежде канадский парламент осуществлял законодательную, деятельность конституционного характера. В 1940 г. был принят Конституционный акт о страховании на случай безработицы, в 1950 г. - Конституционный акт о выделении пенсий престарелым.

Конституция 1982 г. Современная Канада состоит из К) провинций и 2 федеральных территорий (Юкон и Западные территории). Кризисная ситуация конца 70-х гг., связанная с очередной угрозой сецессии Квебека, а также обострение конфликта между богатыми и бедными провинциями - с одной стороны, процветающие Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, Манитоба и самая развитая провинция Онтарио, с другой - небольшие и обособленные по разным причинам провинции Ньюфаундленд, Нью-Брансуик, остров Принс-Эдуард, Новая Шотландия, требовали адекватных конституционных перемен. В Британской Колумбии была заготовлена новая Конституция с реформой Сената и Верховного суда (последнему предоставлялась более весомая роль в подготовке законов). В общефедеральном проекте Конституции 1978 г. расширялись полномочия Сената за счет права вето. Кроме того, планировалось, что сенаторов будут назначать и отзывать правительства провинций (как правительства земель в ФРГ), и допускалось делегирование полномочий федерального парламента местным парламентам. Последнее положение противоречило идеям, высказанным на конституционных конференциях 60-х гг., где преобладали замыслы относительно более основательной децентрализации. В Квебеке преобладала идея двух государств-партнеров, т. е. идея конфедеративного объединения.

Конституция 1982 г. представляет собой сводный акт из многих конституционных актов (изданных начиная с 1867 г.), который был принят канадским парламентом и подписан английской королевой Елизаветой II совместно с премьер-министром Канады. \"Гак, например, первая часть этой Конституции именуется Хартией прав и свобод граждан и составлена па основе Билля о правах 1960 г.. Закона об официальных языках 1969 т. (о ведении делопроизводства, в том числе и парламентских записей, на двух языках - английском и французском), Закона о правах человека 1977 г. и еще 30 законодательных актов, изданных в провинциях по сходному предмету регулирования. Среди законных прав перечислены право на жизнь, свободу, личную безопасность, право использовать в суде переводчика на родной язык и др. Особо выделено право на равенство - право па защиту от дискриминации по признаку расы, этнического или национального (имеется в виду рождение на территории другого государства) происхождения и т. д.

Официальными языками являются английский и французский, имеющие равный статус. В Конституции не дается четкой формулировки статуса франко-канадцев и своеобразия статуса коренного населения (индейцев).

Еще по теме Доминион Канада: история возникновения. Акт о Британской Северной Америке 1867г. Конституция 1982 г.:

  1. Доминион Канада: история возникновения. Акт о Британской Северной Америке 1867г. Конституция 1982 г.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Для начала необходимо разобраться, что же такое "белые" доминионы. Это колониальные владения Великобритании, приобретшие самостоятельность в вопросах внешней и внутренней политики и относительное равноправие с метрополией. Этот термин возник в 1867, когда на Лондонской конференции представителей британских самоуправляющихся колоний в Северной Америке подняли вопрос о наименовании федерации этих колоний. И тогда правительство Великобритании предложило называть Канаду не "королевство Канада", а "доминион Канада". Так Канада стала первым "белым" доминионом.

В доминионах создавались представительные органы, которые копировали парламент Англии, а назначавшиеся из Лондона генерал-губернаторы занимали место короля. Однако они в отличие от короля Великобритании обладали реальной властью. Парламенты колоний имели право принимать свои законы, не противоречащие законам метрополии. В будущем права доминионов только расширялись.

Если говорить о Франции, то здесь как таковых "белых" доминионов не было, но проводилась политика ассимиляции, которая провозглашала равенство колоний и метрополий. Колонии рассматривались как территория самой Франции. Но пользовались преимуществами ассимиляции, однако, немногие.

Прямое управление Англии и Франции

Кроме "белых" доминионов у Великобритании существовали и так называемые коронные колонии. Здесь использовалось прямое управление из метрополии. Во Франции "прямое правление" было доминирующим, оно использовалось чаще всего. При прямом управлении, что у Великобритании, что у Франции колонии были подчинены метрополии и полностью или практически полностью лишены самостоятельности, имели лишь минимальные права на самоуправление либо не имели таковых вообще. Колонии управлялись губернаторами, которые назначались из центра. Однако если говорить об английских колониях, то в том случае, когда в коронных колониях проживало много белого населения, у них были определенные привилегии, а иногда и существовал колониальный парламент. Но Англия преимущественно использовала косвенное управление, а не прямое (прямое управление обычно использовалось в тех странах, где население проявляло наибольшую непокорность). А во Франции, как уже упоминалось выше, в основном использовалось "прямое правление". С помощью полиции и армии Франция подавляла восстания, вызванные недовольством ее колониальной политикой. Официальный язык в таких колониях был французский.

Протектораты

Начнем с понятия протекторатов. Итак, протектораты - это одна из форм колониальной зависимости, при которой протежируемое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешнюю политику, оборону и тому подобное осуществляет метрополия. Как Великобритания, так и Франция имели свои протектораты. Вот только у Франции протекторатов было немного, она предпочитала прямое управление, но все же они были (например, Тунис, Мадагаскар, Аннам), а в английских колониях такая форма управления была самой распространенной. Как правило, протекторатами становились государства с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. Обычно в таких государствах существовало два уровня управления: верховная власть находилась в руках у генерал-губернаторов, а кроме них существовала еще и туземная администрация. Надо отметить, что в английских колониях генерал-губернаторы в протекторатах были полноправными хозяевами страны, в отличие от губернаторов в доминионах, которые представляли интересы британской короны. Так называемая туземная администрация, а это вожди, старейшины были наделены определенными судебными, полицейскими полномочиями, также имели право на сбор налогов, соответственно имели собственные бюджеты. Туземная администрация выполняла как бы роль буфера между верховной властью европейцев и угнетаемым местным населением.

Английская колониальная политика стала называться политикой косвенного или непрямого управления как раз потому, что в основном практиковала именно такой способ управления колониями.

Итак, мы рассмотрели методы управления колониями, присущие Великобритании и Франции. Внимательно изучили их особенности, а так же посмотрели сходства и различия в методах и выяснили, какие из вышеперечисленных методов эти две страны считали наиболее привлекательными для себя.

Похожие статьи